Сноска. Утратил силу приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 19.07.2017 № 483 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с подпунктом 41-21) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила сертификации и выдачи удостоверения соответствия экземпляра гражданского воздушного судна нормам летной годности.
2. Комитету гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Сейдахметов Б.К.) обеспечить:
1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет" республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан";
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности | |
Министра по инвестициям и | |
развитию Республики Казахстан | Ж. Касымбек |
"СОГЛАСОВАНО"
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
Досаев Е.А. __________________
18 июня 2015 года
Утверждены приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 193 |
Правила
сертификации и выдачи удостоверения соответствия экземпляра
гражданского воздушного судна нормам летной годности
1. Общие положения
1. Настоящие Правила сертификации и выдачи удостоверения соответствия экземпляра гражданского воздушного судна нормам летной годности (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 41-21) статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации".
2. Настоящие Правила определяют порядок сертификации и выдачи удостоверения соответствия экземпляра гражданского воздушного судна нормам летной годности (далее – удостоверение соответствия).
3. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:
1) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации;
2) эксплуатационная документация ЭГВС – комплект документов, регламентирующий летную и техническую эксплуатацию ЭГВС, включая его техническое обслуживание и ремонт конкретного ЭГВС и его компонентов, а также содержащий условия эксплуатации и эксплуатационные ограничения;
3) удостоверение соответствия ЭГВС НЛГ – документ, выданный уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, удостоверяющий соответствие конструкции ЭГВС, характеристик и эксплуатационно-технической документации нормам летной годности;
4) разработчик физическое или юридическое лицо, осуществляющее разработку авиационной техники;
5) модификация ВС – любое изменение принятой конструкции ВС и (или) его компонентов, которое существенно влияет на их летную годность или затрагивает их характеристики, влияющие на окружающую среду;
6) воздушное судно (далее – ВС) – аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной (водной) поверхности;
7) изготовитель физическое или юридическое лицо, осуществляющее изготовление ВС;
8) доказательная документация – документация, содержащая результаты проверок, испытаний, исследований и оценок технического состояния авиационной техники;
9) заявитель – физическое или юридическое лицо, обратившееся с заявкой в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации для сертификации экземпляра гражданского воздушного судна (далее – ЭГВС);
10) эксплуатант – физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией гражданских воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области;
11) экспертная организация – некоммерческая организация, объединяющая эксплуатантов воздушных судов;
12) техническая экспертная комиссия – постоянно действующий рабочий орган экспертной организации, уполномоченной для осуществления экспертной оценки конструкции, летных характеристик летательного аппарата и определения его технического состояния и годности к полетам;
13) нормы летной годности (далее – НЛГ) – требования к конструкции, параметрам и летным качествам воздушных судов и их компонентов, направленных на обеспечение безопасности полетов;
14) сертификат типа – документ, подтверждающий соответствие нормам летной годности конструкции типа гражданского ВС.
4. Каждый экземпляр гражданского воздушного судна, не имеющий утвержденной типовой конструкции, должен быть сертифицирован и иметь выданное уполномоченным органом в сфере гражданской авиации удостоверение соответствия его конструкции, характеристик и эксплуатационно-технической документации нормам летной годности.
ВС, на которое выдано удостоверение соответствия, не допускается к осуществлению коммерческих воздушных перевозок.
5. Содержащиеся в настоящих Правилах процедуры и общие технические требования применяются к ЭГВС легкой и сверхлегкой авиации (самолеты, вертолеты, планеры с мотором, автожиры, аэростатические воздушные суда) с максимальной взлетной массой не более 2250 кг.
6. При модификации ЭГВС он подлежит повторной сертификации.
2. Порядок сертификации ЭГВС
7. Заявитель в уполномоченный орган подает заявку на сертификацию ЭГВС по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
К заявке прилагаются:
1) комплект эксплуатационной документации экземпляра ВС;
2) спецификация экземпляра ВС, которая должна содержать краткое техническое описание, принципиальные схемы систем, основные характеристики, а также ожидаемые условия эксплуатации и ограничения, в диапазоне которых будет сертифицироваться экземпляр ВС;
3) виды ВС в трех проекциях или фотографии в различных ракурсах: спереди, сбоку, сзади;
4) первичные платежные документы, подтверждающие законность приобретения ВС или сборочного комплекта, двигателя, винта, агрегатов и комплектующих изделий;
5) копия документа, подтверждающего уплату сбора за выдачу удостоверения соответствия экземпляра гражданского воздушного судна.
8. Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения заявки привлекает некоммерческую организацию для проведения работ по сертификационному обследованию на оценку соответствия конструкции, характеристик и эксплуатационно-технической документации ЭГВС нормам летной годности.
9. Экспертная организация оценивает аэродинамические и прочностные характеристики ВС, конструкцию, качество его изготовления (капитального ремонта), техническое состояние с использованием инструктивного материала, разработанного уполномоченным органом.
По окончании сертификационного обследования экспертная организация оформляет акт оценки технического состояния и определения годности к полетам ЭГВС по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам, с приложением:
1) карты данных удостоверения соответствия НЛГ по форме, согласно приложению 3 к настоящим Правилам;
2) акта летно-технического обследования ЭГВС;
3) программы (регламента) технического обслуживания ЭГВС.
Примечание: акт летно-технического обследования ЭГВС и протокол летной экспертизы ЭГВС составляются в двух экземплярах, один из которых выдается заявителю.
10. Общий срок сертификации ЭГВС составляет тридцать календарных дней со дня регистрации заявки. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения может быть продлен уполномоченным органом в сфере гражданской авиации не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней с момента продления срока рассмотрения.
11. На основании положительного акта оценки технического состояния и определения годности к полетам ЭГВС уполномоченный орган выдает заявителю в течение десяти календарных дней со дня получения данного акта удостоверение соответствия ЭГВС НЛГ по форме, согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
В случае отрицательного акта оценки технического состояния и определения годности к полетам ЭГВС, уполномоченный орган отказывает в выдаче удостоверения соответствия ЭГВС НЛГ. При этом, заявителю дается мотивированный ответ в письменном виде с указанием причин отказа в течение пяти рабочих дней с момента получения данного акта.
В случае выявления несоответствий при сертификационном обследовании, заявитель составляет план корректирующих действий с указанием даты и ответственных лиц по устранению замечаний для утверждения уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.
С момента утверждения уполномоченным органом в сфере гражданской авиации плана корректирующих действий течение срока сертификации приостанавливается до устранения выявленных несоответствий.
12. Держатель удостоверения соответствия ЭГВС НЛГ, осуществивший изменения конструкции ЭГВС, его компонентов или эксплуатационной документации, в месячный срок извещает уполномоченный орган об этих изменениях и предъявляет ЭГВС для повторной сертификации.
13. За сертификацию экземпляра гражданского воздушного судна взимается сбор в порядке и размере, определяемом Кодексом Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс). Сертификация осуществляется после уплаты в государственный бюджет указанного сбора.
14. Действие удостоверения соответствия ЭГВС НЛГ приостанавливается в течение шести месяцев или прекращается в случаях:
1) если в сертифицированную уполномоченным органом конструкцию ЭГВС или его эксплуатационную документацию внесены изменение или дополнение, не согласованные уполномоченным органом;
2) утери или его порчи;
3) выявления в процессе эксплуатации присущих данному ЭГВС недостатков, связанных с нарушением его летной годности и угрожающих безопасности полетов;
4) авиационного происшествия или повреждения ЭГВС, приведших к нарушению летной годности.
При этом, уполномоченный орган информирует о приостановлении и прекращении действия удостоверения соответствия ЭГВС НЛГ эксплуатанта в течение пяти рабочих дней с момента установления причин, послуживших приостановлению и прекращению действия указанного удостоверения.
Во всех указанных выше случаях держатель удостоверения соответствия ЭГВС НЛГ должен сообщить и, в случае приостановления, вернуть сертификат ЭГВС в уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней.
15. Возобновление действия сертификата ЭГВС производится со дня согласования уполномоченным органом в сфере гражданской авиации акта об устранении причин, вызвавших приостановление его действия, представленного заявителем с приложением доказательной документации.
16. В случае не устранения причин, на основании которых было приостановлено действие сертификата ЭГВС, уполномоченный орган отказывает в течение пятнадцать рабочих дней с момента представления соответствующей заявки в возобновлении действия сертификата ЭГВС. При этом, заявителю дается мотивированный ответ в письменном виде.
17. При утрате или приведении в негодность удостоверения соответствия ЭГВС НЛГ выдача его дубликата производится на основании представления в уполномоченный орган следующих документов:
1) заявления держателя удостоверения соответствия ЭГВС НЛГ о выдаче дубликата сертификата ЭГВС, оформленного в произвольной форме с указанием в нем причин и обстоятельств утраты удостоверения соответствия ЭГВС НЛГ или приведения его в негодность;
2) удостоверения соответствия ЭГВС НЛГ, если он пришел в негодность.
18. Выдача дубликата удостоверения соответствия ЭГВС НЛГ производится в течение двух рабочих дней со дня подачи заявления. В правом верхнем углу дубликата удостоверения делается отметка "Дубликат".
Приложение 1 к Правилам сертификации и выдачи удостоверения соответствия экземпляра гражданского воздушного судна нормам летной годности |
Форма
Руководителю
уполномоченного органа
ЗАЯВКА
НА СЕРТИФИКАЦИЮ ЭКЗЕМПЛЯРА ГРАЖДАНСКОГО
ВОЗДУШНОГО СУДНА
Прошу провести сертификацию экземпляра гражданского воздушного судна
___________________________________________________________________,
(наименование ЭГВС)
которое принадлежит
___________________________________________________________________
(владелец ЭГВС)
Адрес и телефон
___________________________________________________________________
Сообщаю основные сведения о воздушном судне:
Вид воздушного судна
___________________________________________________________________
(самолет, вертолет, планер, аэростатическое воздушное судно и др.)
Использованная конструкторская документация _______________________
___________________________________________________________________
(собственный проект, готовая КД, имеющая прототип, восстановленное ВС
и др.)
Построено в условиях ______________________________________________
(индивидуально, в техническом клубе, на заводе и др.)
Назначение ЭГВС ___________________________________________________
Ожидаемые условия эксплуатации ____________________________________
Я отвечаю за достоверность представленных сведений в порядке,
установленном законодательством Республики Казахстан.
Мне неизвестны факты, которые свидетельствовали бы о том, что
заявляемое для экспертизы ВС не могло бы соответствовать
предъявляемым к нему требованиям.
Заявитель ____________/_________________/ М.П.
подпись фамилия, инициалы
"__" __________ 20__ г.
Приложение 2 к Правилам сертификации и выдачи удостоверения соответствия экземпляра гражданского воздушного судна нормам летной годности |
Форма
АКТ
оценки технического состояния и определения годности к
полетам экземпляра гражданского воздушного судна
В соответствии с приказом ___________________________________________
от "___" ___________ 20_____ года № __________________ комиссией в
составе:
Председатель:________________________________________________________
(Ф.И.О. должность)
Члены комиссии:
_____________________________________________________________________
(Ф.И.О. должность)
_____________________________________________________________________
(Ф.И.О. должность)
Проведена оценка по программе сертификации летной годности
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
(наименование организации)
Текст акта оценки о годности к
эксплуатации гражданских воздушных судов
В заключительной части акта указывается соответствие
(несоответствие) эксплуатационной документации, воздушного судна и
его оборудования установленным требованиям к экземпляру воздушного
гражданского судна и нормативным правовым актам Республики Казахстан
в сфере гражданской авиации, заявляемым видам полетов.
Председатель:
_____________________________________________________________________
(Ф.И.О.) (подпись)
Члены комиссии:
_____________________________________________________________________
(Ф.И.О.) (подпись)
_____________________________________________________________________
(Ф.И.О.) (подпись)
С актом ознакомлен:
Руководитель организации ______________________________________
(Ф.И.О.) (подпись)
Приложение 3 к Правилам сертификации и выдачи удостоверения соответствия экземпляра гражданского воздушного судна нормам летной годности |
Форма
КАРТА ДАННЫХ
(для единичного экземпляра гражданского воздушного судна, за
исключением единичного экземпляра аэростатического воздушного
судна)
Настоящая карта данных является неотъемлемой частью
удостоверения соответствия № _____ и содержит основные
эксплуатационные ограничения и характеристики единичного экземпляра
гражданского воздушного судна
_____________________________________________________________________
(самолет, вертолет, автожир и др., его наименование)
1. Двигатель (двигатели)
_____________________________________________________________________
1) мощность, л.с. ____
2) максимальные обороты, об/мин _____________________________________
2. Воздушный винт____________________________________________________
3. Топливо___________________________________________________________
4. Максимальная взлетная масса ВС, ____кг____________________________
5. Центровка:
1) предельно-передняя _____, % _______
2) предельно-задняя _____, % _________
6. Грузоподъемность, кг ________________________________________
7. Ограничения по скорости:
1) максимально допустимая, км/ч______________________________________
2) минимально допустимая, км/ч_______________________________________
3) скорость отрыва при взлете, км/ч__________________________________
4) скорость приземления при посадке, км/ч ___________________________
8. Состав экипажа, чел.______________________________________________
9. Метеоусловия для выполнения полетов:
1) высота облаков, м_________________________________________________
2) горизонтальная видимость, м_______________________________________
3) ветер, м/с:
4) на взлете, м/с:
5) встречный, м/с ___________________________________________________
6) попутный, м/с ____________________________________________________
7) под 90 град., м/с ________________________________________________
8) на посадке, м/с:
9) встречный, м/с____________________________________________________
10) попутный, м/с____________________________________________________
11) под 90 град., м/с________________________________________________
12) температура окружающего воздуха, град. оС________________________
10. Запрещено: ______________________________________________________
Руководитель организации, проводившей обследование ЭГВС
__________/_____________________/
Подпись фамилия, инициалы
М.П. "___" ___________ 20__ г.
КАРТА ДАННЫХ
(единичного экземпляра аэростатического воздушного судна)
Настоящая карта данных является неотъемлемой частью
удостоверения соответствия № _______ и содержит основные
эксплуатационные ограничения и характеристики единичного экземпляра
аэростатического воздушного судна
____________________________________________________________________
(аэростатическое воздушное судно)
1. Общие сведения:
Класс
Тип
Опознавательный знак
Идентификационный №
Дата изготовления
2. Оболочка:
наличие опознавательного знака
расцветка и характерные признаки
объем оболочки
заводской номер
изготовитель
3. Основные комплектующие изделия (заводской №, дата изготовления,
изготовитель)
Гондола
Горелка
Комплект газовых баллонов
4. Тип топлива
5. Основные характеристики и ограничения
№ п/п | Параметры | По формуляру | По результатам Оценки соответствия |
1. | Количество топлива, заправляемого в газовый баллон, л | ||
2. | Предельно допустимая температура нагрева оболочки, град. оС | ||
3. | Масса пустого аэростата, кг | ||
4. | Масса полезного груза, включая пилота и пассажиров при +15 град. оС, кг | ||
5. | Максимальная высота полета, м | ||
6. | Vу в режиме набора, м/с | ||
7. | Vу в режиме снижения, м/с | ||
8. | Метеоусловия для выполнения полетов: Температура окружающей среды, град. оС Скорость ветра у земли, м/с |
Руководитель организации, проводившей обследование экземпляра
гражданского воздушного судна
_________/____________________/
Подпись фамилия, инициалы
М.П.
"___" ___________ 20__ г.
Приложение 4 к Правилам сертификации и выдачи удостоверения соответствия экземпляра гражданского воздушного судна нормам летной годности |
Форма
-Герб-
_____________________________________________________________________
Уполномоченный орган
Удостоверение соответствия
Экземпляра гражданского воздушного судна
нормам летной годности
№ ____
Экземпляр гражданского воздушного судна
_____________________________________________________________________
(самолет, вертолет, автожир, аэростатическое воздушное судно и др.,
его назначение)
идентификационный № ________________________________________________,
соответствует установленным требованиям к экземпляру гражданского
воздушного судна.
Основные ___ эксплуатационные ограничения и характеристики единичного
экземпляра гражданского воздушного судна
_____________________________________________________________________
(самолет, вертолет, автожир, аэростатическое воздушное судно и др.,
его назначение)
содержатся в карте данных, которая является неотъемлемой частью
настоящего удостоверения.
М.П. Руководитель
уполномоченного органа
__________________________
(подпись) Ф.И.О.
Дата вступления в силу удостоверения соответствия экземпляра гражданского воздушного судна нормам летной годности:
"____" _________ г.