Оглавление

Об утверждении Правил захода судов в порт и выхода их из порта, плавания судов в пределах акватории порта и стоянки в порту

Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 361. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 30 апреля 2015 года № 10896

Действующий

      В соответствии с подпунктом 26-16) пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан от 6 июля 2004 года «О внутреннем водном транспорте» ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила захода судов в порт и выхода их из порта, плавания судов в пределах акватории порта и стоянки в порту.
      2. Комитету транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Асавбаев А.А.) обеспечить:
      1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течении десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет портале государственных органов;
      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Исполняющий обязанности
      Министра по инвестициям и развитию
      Республики Казахстан                       Ж. Қасымбек

Утверждены            
приказом исполняющего обязанности
Министра по инвестициям и развитию
Республики Казахстан       
от 27 марта 2015 года № 361   

Правила
захода судов в порт и выхода их из порта, плавания судов в
пределах акватории порта и стоянки в порту

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила захода судов в порт и выхода их из порта, плавания судов в пределах акватории порта и стоянки в порту (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 26-16) пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан от 6 июля 2002 года «О внутреннем водном транспорте» и определяют порядок захода судов в порт и выхода их из порта, плавания судов в пределах акватории порта и стоянки в порту.
      2. Настоящие Правила распространяются на физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории портов и их акваториях, а также на суда, заходящих в порты и выходящих из них, плавающих и стоящих в пределах акватории порта.
      Заход иностранных судов в порты Республики Казахстан и их обслуживание осуществляются на основании международных договоров.

2. Порядок захода судов в порт и выхода их из порта

      3. Информация о подходе судна к порту назначения передается капитаном судна дежурному диспетчеру порта за 12 часов и уточняется за 4 часа до подхода.
      При длительности перехода менее 12 часов - в пределах 2 часов после выхода судна из порта отправления. Капитаны судов рыбопромыслового флота сообщают время снятия с промысла, а также время подхода к порту не позднее, чем за 12 часов.
      4. Капитан судна, не отнесенного к данному порту либо иностранного судна, в информации о подходе сообщает следующие данные:
      1) название судна, его флаг, наименование владельца;
      2) порт отправления (последний порт захода, район промысла, буровая установка);
      3) наибольшую длину судна;
      4) осадку судна носом и кормой;
      5) число пассажиров;
      6) название груза, особые свойства груза, название фумиганта (если груз подвергался фумигации на судне), количество (массу) груза, размещение груза на судне: на палубе, твиндеке, по трюмам (при наличии сквозных трюмов - по каждому люку), длину одного места длинномерных и массу тяжеловесных (свыше 3 тонн) грузов, а для танкера при следовании под погрузку - массу балласта и время дебалластировки у причала, название предыдущего перевезенного груза;
      7) наименование грузополучателей;
      8) потребность в бункере, пресной воде, снабжении;
      9) потребность в выполнении вспомогательных технических и ремонтных операций, а также при необходимости подает заявку на:
      баржу для сдачи льяльных, балластных, хозяйственно-фекальных сточных вод и контейнеры под мусор;
      буксирные суда и буксирные услуги;
      лоцмана.
      5. Капитан судна в своей информации о подходе, сообщает обо всех неисправностях судовых грузовых устройств (механизмов).
      6. В случае отсутствия информации или представления судном неточной либо несвоевременной информации, что вызвало задержку в обработке судна, время его простоя относится за счет судна.
      7. Дежурный диспетчер порта информирует судно о месте его якорной стоянки, швартовки и способе выполнения погрузочно-разгрузочных или других работ не позднее, чем за 2 часа до прихода судна в порт.
      8. Если в рейсе произошли какие-либо поломки устройств или узлов и механизмов, за контроль над техническим состоянием которых отвечает Регистр судоходства, капитан судна по приходу в порт письменно сообщает об этом Регистру судоходства и территориальному подразделению уполномоченного органа (территориальное подразделение).
      9. Суда немедленно сообщают дежурному диспетчеру порта захода о случаях сброса любых вредных веществ, как со своего судна, так и с любого другого судна, а также о замеченных загрязнениях.
      10. Порт обеспечивает прием всех видов скопившихся на судне загрязненных вод и бытовых отходов.
      11. Твердые отсепарированные остатки нефтепродуктов, промасленная ветошь, мусор, мелкая тара, технические, пищевые и прочие бытовые отходы вывозятся с судна по заявке в предоставляемой портом специальной таре.
      12. На судне, стоящем в порту у причала, отливные шпигаты охлаждающей воды следует закрывать специальными щитами, а выводимый за борт отработанный пар направлять по добавочным трубам в воду. Щиты устанавливаются до подхода судна к причалу.
      13. Выход судна в рейс производится при наличии судовых документов, подтверждающих удовлетворительное техническое состояние судна.
      14. Судно и груз задерживаются территориальным подразделением в порту, в случае возникновения аварии, спасании, столкновении судов или ином причинении вреда, а также по требованиям порта, вытекающим из повреждений портовых сооружений, иного находящегося в порту имущества и средств навигационной обстановки, вплоть до предоставления судовладельцем или грузовладельцем достаточного обеспечения.
      15. Для оформления выхода из порта, расположенного в устье реки, для осуществления международного плавания капитан судна Республики Казахстан предъявляет в территориальное подразделение:
      1) общую декларацию или заявление на право отхода;
      2) судовую роль;
      3) дипломы и квалификационные свидетельства членов экипажа;
      4) список пассажиров;
      5) расчет остойчивости;
      6) при приеме сыпучих грузов - карты технологических режимов и типовые планы загрузки или сертификат на груз с указанием влажности и угла естественного откоса груза;
      7) книгу конверсии.
      Капитан иностранного судна при оформлении отхода предъявляет территориальному подразделению общую декларацию и конвенционные документы.
      16. Для отхода буксируемого судна либо буксирного каравана разрабатываются план перехода, схема и расчет буксирной линии.

3. Порядок плавания судов в пределах акватории порта

      17. При плавании в пределах акватории порта и на подходах к нему следует придерживаться установленных путей движения, учитывать особенности расхождения с дноуглубительными судами и знать отличительные сигналы кораблей, брандвахт и береговых постов, через которые осуществляется оповещение судов о режиме плавания.
      18. Иностранному судну предоставляется возможность захода в территориальные воды Республики Казахстан и плавания в них при наличии документов, установленных законодательством Республики Казахстан в сфере внутреннего водного транспорта и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
      19. Судно, входящее в порт уступает дорогу судну, выходящему из порта.
      Исключение составляют случаи, когда судно, входящее в порт:
      1) ограничено в возможности уступить дорогу, и несет огни и знаки согласно Правилам плавания по внутренним водным путям, утверждаемые в соответствии с подпунктом 26-23) пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан от 6 июля 2004 года «О внутреннем водном транспорте» (далее - Правила плавания по внутренним водным путям);
      2) стеснено своей осадкой и несет сигналы согласно Правилам плавания по внутренним водным путям.
      20. При приближении с противоположных направлений двух судов к узкому месту, повороту или месту перехода со створа на створ, когда одновременное прохождение обоими судами таких мест невозможно или опасно, то судно, которое уступает дорогу другому судну, предоставляет возможность последнему завершить поворот, держась от него на безопасном расстоянии.
      21. Расхождение с судами, занятыми специальными и дноуглубительными работами в узостях, осуществляется после получения от них подтверждения о возможности свободного прохода.
      22. При приближении к судну, занятому специальными работами, следует заблаговременно договориться с ним на ультракоротковолновой радиосвязи о возможности прохода мимо него, либо заблаговременно уменьшить скорость и в расстоянии не менее 5 кабельтов от него, дать один продолжительный сигнал.
       По этому сигналу судно, занятое специальными работами, прекращает их и спускает огни (знаки), которые оно несло. Спуск огней (знаков) означает освобождение прохода.
      23. Во избежание развития опасного волнения капитан заблаговременно уменьшает скорость судна в случае:
      1) расхождения с буксирными караванами и маломерными судами;
      2) прохода рядом с работающими кранами, экскаваторами, дебаркадерами, пристанями, ошвартованных у причала нефтеналивных судов;
      3) обхода судна, стоящего на якоре или на мели;
      4) прохода мест, где выполняются подводные гидротехнические и другие специальные работы;
      5) обхода дноуглубительных судов;
      6) прохода мимо плотов и шлюпок с людьми, работающими у причала, у борта судна.
      24. Судам на подводных крыльях движение по фарватерам и каналам при видимости 5 кабельтов и менее допускается только в водоизмещающем положении.
      25. Постановка судна на якорь в канале или на фарватере осуществляется в случаях, когда:
      1) дальнейшее движение грозит явной опасностью;
      2) судно вынуждено остановиться вследствие технических повреждений;
      3) проход закрыт другими судами.
      26. Капитан судна, вынужденного стать на якорь на фарватере или в канале (или ошвартоваться у причальных свай) немедленно уведомляет об этом, используя средства связи, дежурного диспетчера порта.
      В уведомлении указывается наименование судна, время, место и причины постановки судна на якорь (швартовы), а также сведения о том, в какой степени стало затрудненным движение в районе стоянки.
      27. Руководство буксировкой судов в водах порта осуществляется дежурным диспетчером порта.
      28. До начала буксировки владелец порта с капитанами судов, участвующих в буксирной операции, согласует порядок ее проведения. Если буксировка будет осуществляться с лоцманским обеспечением, то в согласовании порядка ее проведения участвует и лоцман.
      29. Буксировка не проводится, если мощность двигателей и маневренные качества буксирных судов не обеспечивают надежного управления буксирным караваном (с учетом ветра и течения).
      30. Буксировка лагом не проводится в случае, если суда загружены легковоспламеняющимися нефтепродуктами наливом, также буксировка не проводится, если одним буксиром буксируются одновременно несколько судов, груженных нефтепродуктами наливом.
      31. Судно, следующее с акватории завода на ходовые испытания, через акваторию порта проводится буксирами.
      32. Не проводится буксировка самоходного судна с ошвартованными у его борта плавучими средствами.
      33. Буксирное судно освобождается от работ с буксируемого судна только по команде руководителя буксировки.
      34. Буксирный трос отдается без команды с буксируемого судна только в случае непосредственной угрозы опрокидывания буксирующего судна.

4. Стоянка судов в порту

      35. Постановка судов на якорь или перемена места стоянки выполняется в каждом случае с разрешения (указания) дежурного диспетчера порта.
      36. Не допускается подъем на судах и плотах и иных плавучих объектах различных огней, которые могут быть приняты за навигационные.
      37. В темное время суток на судне, стоящем на якоре, включается штатное наружное освещение.
      38. Судно, стоящее на рейде с заведенными с кормы якорями (верпами), несет в темное время суток белый огонь, а днем - красный флаг, спущенный с кормы у якорной цепи на половину высоты борта.
      39. Не допускается оставлять на якоре без буксиров несамоходные плавучие средства без экипажа.
      40. Капитан судна, принявший на борт или обнаруживший на судне посторонних лиц, немедленно сообщает об этом территориальному подразделению и передает этих лиц органам внутренних дел.
      41. Спуск на воду катеров и шлюпок допускается только с разрешения владельца порта. Данное требование не распространяется на случаи, когда необходимо неотложно использовать судовые плавучие средства для оказания помощи утопающим и выполнения аварийно-спасательных работ.
      42. Владелец причала обеспечивает подготовку причала к подходу и отходу судна.
      43. При подготовке причала:
      1) обеспечивается достаточно свободная длина причала для швартовки подходящего судна;
      2) освобождается кордон причала от грузов и других предметов, мешающих нормальной швартовке (отшвартовке);
      3) прикордонная часть причала очищается от надолба и снега и посыпается шлаком на всем протяжении, где будут выполняться работы по швартовке (отшвартовке);
      4) прекращаются работы и движение всех видов транспорта в зоне швартовки;
      5) в темное время суток включается полное освещение причала. Место швартовки судна (местонахождение форштевня) указывается дежурным диспетчером порта: днем - красным флажком, ночью - красным огнем.
      44. Капитан судна до швартовки получает информацию от дежурного диспетчера порта или лоцмана о состоянии причала, размерах свободных подходов, о глубинах на подходах к причалу и вдоль него.
      45. Для швартовки судна к причалу владелец порта выделяет швартовщиков, количество которых зависит от валовой вместимости судна.
      46. При швартовке судна к борту судна, стоящего у причала, последний обеспечивает силами своего экипажа кранцевую защиту своего борта и прием швартовных концов, подаваемых на судно. Прием береговых швартовных концов обеспечивает владелец порта.
      47. Маломерное судно швартуется к причалу только с разрешения дежурного диспетчера порта.
      48. Расстановка судов у причалов осуществляется владельцем порта. Интервал между судами должен быть не менее 10 метров.
      49. Допустимое количество судов, стоящих у причала борт к борту (лагом), устанавливается в каждом конкретном случае владельцем порта.
      50 Не допускается стоянка двух судов, ошвартованных лагом друг к другу, один из которых имеет на борту опасные грузы.
      51. Капитан судна, ошвартованного у причала, принимает меры, исключающие загрязнение водной поверхности, причала и дна, а также организовывает постоянную очистку от снега и грязи места в районе трапов.
      52. Сходни и трапы, поданные с судна на причал, оборудуются поручнями или леерами. Под площадкой трапа и сходней натягиваются предохранительная сетка, исключающая возможность падения людей в воду. В темное время суток трапы (сходни) освещаются.
      53. В темное время суток на судне, стоящем у причала, включается наружное освещение, а на баке и корме выставляются огни, обозначающие оконечности судна.
      54. Танкер или бункеровщик жидким топливом, если его грузовые танки не очищены от остатков груза и не дегазированы, кроме огней, упомянутых выше, несет на наиболее видном месте один красный огонь, видимый по всему горизонту, согласно Правилам плавания по внутренним водным путям.
      55. На судне, стоящем у причала, независимо от его размеров и принадлежности выставляется вахтенный у трапа. Вахтенная служба обеспечивается номерами телефонов территориального подразделения.
      56. Суда, стоящие вблизи аварийного судна или проходящие мимо него, принимают меры к оказанию помощи по спасению людей, судна, груза и другого имущества.
      57. Владельцы маломерных судов, не приспособленных для постоянного нахождения на них экипажа, обеспечивают круглосуточную охрану своих судов и надзор за их стоянкой.
      58. Во время грузовых операций крен судна не превышает 50 градусов.
      Не допускается проведение грузовых работ при скорости ветра свыше паспортных данных для каждого перегрузочного механизма.
      59. О предстоящей перемене места стоянки судна дежурный диспетчер порта сообщает капитану судна в рабочее время не позднее чем за 2 часа.
      60. Если перешвартовка, перетяжка и перестановка судна планируется с 17 до 8 часов следующих суток, то владелец порта информирует об этом капитана за 15 часов.
      61. Если судно, меняющее место стоянки, ставится лагом к борту другого судна, стоящего у причала, то последнее предупреждается об этом не менее чем за 1 час до начала перестановки.
      62. Перестановка судна от одного причала к другому или отвод его от причала на рейд допускается только при наличии на судне капитана или старшего помощника.
      63. В случае предстоящей перетяжки судна вдоль причала швартовы, заведенные на него с другого судна, отдаются только после уведомления об этом вахтенного помощника капитана другого судна. Если при отдаче швартовых они окажутся зажатыми тросами другого судна, то вахтенная служба другого судна ослабляет свои швартовные тросы на время отдачи швартовых.
      64. С получением данных о резком ухудшении погода дежурный диспетчер порта немедленно информирует капитанов всех судов, стоящих у причалов порта.
      65. При получении штормового предупреждения или при явных признаках ухудшения погоды капитан судна принимает меры по обеспечению безопасности судна.
      66. С получением штормового предупреждения дежурный диспетчер порта дает указания капитанам судов о проведении необходимых мероприятий по обеспечению безопасности оставшихся в порту судов и плавучих средств.
      67. Решение о возможности зимнего отстоя судна, стоянки на ремонте или на приколе в каждом случае принимается владельцем порта по заявке собственника судов или судовладельца или капитана судна, в которой по каждому судну указываются:
      1) тип, наименование, регистрационный номер, длина, ширина и осадка;
      2) порт приписки;
      3) место желаемой стоянки в порту;
      4) фамилия капитана или иного ответственного лица;
      5) фамилии членов экипажа, остающихся на судне на зимовку, или сторожей, которые будут проживать на судне;
      6) порядок несения вахтенной службы командой и расписание дежурств;
      7) адреса собственника судна или судовладельца и капитана судна;
      8) схема расстановки судов.
      68. При зимовке нескольких судов собственник судов или судовладелец формирует караван, назначает капитана каравана, ответственного за безопасность стоянки всех судов каравана.
      69. Капитан судна в случае выезда из порта зимовки уведомляет владельца порта о лице, ответственном за судно и экипаж в период его отсутствия.
      70. Суда, поставленные на зимовку, имеют разработанные, утвержденные судовладельцем и согласованные с территориальным подразделением планы мероприятий по обеспечению безопасности судна в период стоянки на отстое.
      71. Перед постановкой на отстой на наливных судах выполняется полная зачистка и дегазация танков и насосных отделений.
      72. Запасы жидкого топлива на зимующем судне оставляются только с разрешения владельца порта.
      73. Во время стоянки суда обеспечиваются связью с владельцем порта.