Оглавление

О внесении изменения в приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 25 апреля 2013 года № 130-ОД "Об утверждении Особого порядка формирования затрат, применяемом при утверждении тарифов (цен, ставок сборов)

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 284. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 апреля 2015 года № 10836. Утратил силу приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 мая 2020 года № 42.

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Министра национальной экономики РК от 22.05.2020 № 42 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с пунктом 2 статьи 15-1 Закона Республики Казахстан от 9 июля 1998 года "О естественных монополиях и регулируемых рынках", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 25 апреля 2013 года № 130-ОД "Об утверждении Особого порядка формирования затрат, применяемом при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8480, опубликованный в газете "Казахстанская правда" от 23 октября 2013 года № 299 (28176)) следующее изменение:

      Особый порядок формирования затрат, применяемом при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий, утвержденный указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством Республики Казахстан порядке:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе "Әділет";

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр


национальной экономики


Республики Казахстан

Е. Досаев

"СОГЛАСОВАН"


Министр здравоохранения и


социального развития


Республики Казахстан


________________________


от 1 апреля 2015 года



  Приложение
к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 31 марта 2015 года № 284
Утверждены
приказом Председателя
Агентства Республики
Казахстан по регулированию
естественных монополий
от 25 апреля 2013 года № 130-ОД

Особый порядок формирования затрат, применяемый
при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые
услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий
1. Общие положения

      1. Настоящий Особый порядок формирования затрат, применяемый при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий (далее – Особый порядок), разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 июля 1998 года "О естественных монополиях и регулируемых рынках".

      2. Особый порядок, включает следующие положения:

      1) регулирование затрат, включаемых в тариф (цену, ставку сбора) или его предельный уровень;

      2) ограничение статей расходов субъекта естественной монополии в пределах технических и технологических норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, а также нормативных технических потерь;

      3) установление перечня расходов, не учитываемых при формировании тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня;

      4) ограничение прибыли, включаемой в тариф (цену, ставку сбора) или его предельный уровень;

      5) согласование применяемых методов начисления износа основных средств;

      6) согласование переоценки основных средств и направлений использования средств амортизационных отчислений, предусматриваемых тарифной сметой субъекта естественной монополии.

      3. В Особом порядке используются следующие понятия:

      1) компетентный орган – отраслевое министерство и (или) ведомство, а для субъектов естественных монополий, оказывающих регулируемые услуги водоснабжения и (или) водоотведения – местные исполнительные органы;

      2) регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии – услуги (товары, работы), предоставляемые субъектом естественной монополии в сфере естественной монополии и подлежащие государственному регулированию уполномоченным органом, включая случаи предоставления услуг (товаров, работ) в виде передачи определенного товара потребителю;

      3) затратная часть тарифа (цены, ставки сбора) – совокупность затрат, связанных с оказанием услуг (работ) субъектом естественной монополии, которые учитываются при утверждении тарифа (цены, ставки сбора) и тарифных смет.

      Данные затраты состоят из себестоимости регулируемой услуги (товара, работы) и расходов периода (общие и административные расходы, расходы по реализации, расходы по выплате вознаграждений);

      4) ограничение видов затрат, включаемых в затратную часть тарифа (цены, ставки сбора) – установление перечня затрат, не учитываемых при утверждении тарифа (цены, ставки сбора) и тарифных смет;

      5) расходы – затраты субъекта естественной монополии, которые осуществляются им за счет дохода, полученного от оказания регулируемых услуг (товаров, работ) по утвержденным ведомством уполномоченного органа тарифам (ценам, ставкам сборов);

      6) ограничение уровня расходов – установление предела уровня затрат, учитываемых в тарифе (цене, ставке сбора) на основании технических и технологических норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, а также нормативных технических потерь и лимитов;

      7) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках;

      8) ведомство уполномоченного органа – ведомство государственного органа, осуществляющего руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках.

      4. Особый порядок применяется к субъектам естественной монополии, предоставляющим регулируемые услуги (товары, работы).

      5. Формирование тарифов (цен, ставок сборов) осуществляется на основании раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и в целом по иной деятельности.

      При формировании тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) включаются затраты с учетом требований настоящего Особого порядка. Формирование статей затрат осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

2. Регулирование затрат, включаемых в тариф (цену, ставку
сбора) или его предельный уровень

      6. Регулирование затрат, включаемых в тариф (цену, ставку сбора) и его предельный уровень субъекта естественной монополии осуществляется путем ограничения видов затрат, включаемых в затратную часть тарифа (цены, ставки сбора), и ограничения уровня расходов субъекта естественной монополии.

      7. Материальные расходы, включаемые в затратную часть тарифа (цены, ставки сбора), определяются исходя из технических и технологических норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии (далее – материальных ресурсов) на выпуск единицы продукции (услуг, товаров, работ) и (или) годовых норм материальных ресурсов и цен материальных ресурсов, определенных по результатам тендерных (конкурсных) закупок в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.

      В расчет тарифа (цены, ставки сбора) субъектов естественных монополий включается уровень прибыли (чистого дохода), определяемый как произведение ставки прибыли на величину регулируемой базы задействованных активов.

      8. Выделяемая субъекту естественной монополии субсидия из средств государственного бюджета, учитывается в уменьшение затратной части тарифа, за исключением субсидий, направленных на расходы, не учтенные в затратной части тарифа.

      9. При формировании тарифа (цены, ставки сбора) и его предельного уровня субъектов естественных монополий учитываются следующие затраты:

      1) расходы на аудиторские, консалтинговые, маркетинговые услуги и ремонтные работы, проводимые подрядным способом, другие услуги производственного характера, осуществляемые сторонними организациями, а также представительские, командировочные расходы и расходы на услуги связи административного персонала, периодическую печать, содержание служебного автотранспорта, информационные, консультационные (включаются в пределах лимитов, установленных субъектом естественной монополии по согласованию с ведомством уполномоченного органа);

      2) расходы, связанные с нормативными техническими потерями, в соответствии с Правилами утверждения нормативных технических потерь, технических и технологических норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии субъектов естественных монополий, утвержденными приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 17 сентября 2013 года № 283-ОД, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9046;

      3) средства, направляемые субъектом естественной монополии на текущий и капитальный ремонты и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств (исходя из годовой сметы затрат, согласованной ведомством уполномоченного органа);

      4) расходы на оплату труда производственного персонала (определяются исходя из фактической численности, но не превышающей нормативной численности персонала субъекта естественной монополии, и среднемесячной заработной платы, принятой в действовавших тарифах (ценах, ставках сборов) с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан (инфляция).

      Для субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, производства, передачи тепловой энергии, за исключением энергопроизводящих организаций с комбинированным производством электрической и тепловой энергии, расходы на оплату труда производственного персонала определяются из фактической численности, но не превышающей нормативной численности персонала субъекта естественной монополии, и среднемесячной заработной платы производственного персонала в регионе по видам экономической деятельности, сложившейся по данным статистики за год, предшествующий подаче заявки.

      При превышении заработной платы производственного персонала субъектов естественных монополий в сферах водоснабжения и (или) водоотведения, производства, передачи тепловой энергии, за исключением энергопроизводящих организаций с комбинированным производством электрической и тепловой энергии, определенной исходя из среднемесячной заработной платы, принятой в действовавших тарифах (ценах, ставках сборов) с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан, над среднемесячной заработной платой производственного персонала в регионе по видам экономической деятельности, сложившейся по данным статистики за год, предшествующий подаче заявки, учитывается заработная плата производственного персонала, определяемая исходя из среднемесячной заработной платы, принятой в действовавших тарифах (ценах, ставках сборов), с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан (инфляция).

      Для субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, производства, передачи тепловой энергии, за исключением энергопроизводящих организаций с комбинированным производством электрической и тепловой энергии, расходы на оплату труда административного персонала определяются из фактической численности, но не превышающей нормативной численности персонала субъекта естественной монополии, и среднемесячной заработной платы административного персонала в регионе по видам экономической деятельности, сложившейся по данным статистики за год, предшествующий подаче заявки.

      Расходы на оплату труда административного персонала субъектов, за исключением государственных предприятий, включаемые в затраты по должностным окладам руководителей, их заместителей, главных (старших) бухгалтеров субъектов естественной монополии и других работников административного персонала лимитируются исходя из соотношения между максимальным и минимальным уровнем должностных окладов работников субъекта естественной монополии, согласно штатному расписанию, не превышающего пятнадцать раз.

      Расходы на премирование и другие виды вознаграждений к заработной плате, не включаемые в затратную часть тарифа (цены, ставки сбора), субъект естественной монополии (за исключением государственных предприятий), осуществляет из чистого дохода (фактической прибыли) при его наличии;

      5) расходы на оплату труда административного персонала (определяются исходя из фактической численности, но не превышающей нормативной численности персонала субъекта естественной монополии);

      6) амортизационные отчисления основных средств и нематериальных активов, рассчитанные по прямолинейному (равномерному) методу начисления;

      7) расходы на выплату вознаграждения за заемные средства для реализации инвестиционного проекта субъекта естественной монополии;

      8) расходы на приобретение энергопроизводящими организациями резервного топлива в осенне-зимний период.

      Расходы на выплату вознаграждений по заемным средствам, получаемым в национальной валюте, для реализации инвестиционного проекта учитываются при расчете тарифа (цены, ставки сбора) в пределах суммы, рассчитанной с применением не более 2,5 кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан.

      Расходы на выплату вознаграждения по заемным средствам, полученным в иностранной валюте, для реализации инвестиционного проекта учитываются при расчете тарифа (цены, ставки сбора) в пределах суммы, рассчитанной с применением 4-х кратной ставки Лондонского межбанковского рынка.

      Вознаграждение за заемные средства, полученные в иностранной валюте, учитываются в расходах периода затратной части тарифа (цены, ставки сбора) с учетом прогнозируемого изменения курса тенге к иностранной валюте на основании основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан и прогнозных показателей республиканского бюджета Республики Казахстан.

      Ставка рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан и ставка Лондонского межбанковского рынка применяются на день принятия решения по утверждению тарифа (цены, ставки сбора) и тарифных смет субъекта естественной монополии;

      9) уровень затрат на повышение квалификации административного персонала, связанное с производственной необходимостью (по предварительному согласованию с ведомством уполномоченного органа);

      10) расходы, связанные с изобретательством и рационализаторством производства, в рамках регулируемых услуг (при наличии экономически обоснованных материалов).

      Примечание:

      Расходы на охрану природы, плата за использование природных ресурсов определяются в соответствии со ставками, порядком и условиями оплаты.

      Расходы на обязательные виды страхования, налоги, сборы и платежи, учитываемые в расходах периода, определяются в соответствии со ставками, порядком и условиями оплаты.

      Ведомство уполномоченного органа принимает решение о снижении или отказе в повышении расходов на оплату труда административного и (или) производственного персонала, включаемого в тарифы (цены, ставки сборов), на основе сравнительного анализа затрат на оплату труда субъектов естественной монополии, занимающихся тем же или аналогичным видом деятельности, а также в случае сокращения объемов оказываемых регулируемых услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии.

      В случае утверждения тарифа (цены, ставки сбора) и тарифных смет по инициативе ведомства уполномоченного органа, расходы общехозяйственного и административного назначения ведомство уполномоченного органа включает в тарифы (цены, ставки сборов) в пределах расходов, принятых в действовавших тарифах (ценах, ставках сборов), с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан (инфляция) за период, предшествующий изменению тарифов (цен, ставок сборов) в случаях предусмотренных пунктом 5 настоящего Особого порядка.

      При формировании тарифа (цены, ставки сбора) ведомство уполномоченного органа определяет целесообразность изменения сумм расходов общехозяйственного и административного назначения, по результатам проведенной финансовой экспертизы деятельности субъекта естественной монополии, либо при снижении эффективности деятельности субъектов естественной монополии (увеличение себестоимости единицы оказываемой регулируемой услуги (товара, работы), снижение объемов оказываемых регулируемых услуг (товаров, работ), увеличение кредиторской и дебиторской задолженности.

      Инвестиции осуществляются субъектами естественной монополии за счет собственных и (или) заемных средств. Источниками собственных средств являются прибыль (чистый доход) и амортизационные отчисления.

      Возврат заемных средств осуществляется за счет прибыли и (или) амортизационных отчислений.

      Ведомство уполномоченного органа привлекает независимых экспертов для проведения экспертизы проектов тарифов (цен, ставке сбора), и проводит корректировку на основании результатов проведенной экспертизы.

3. Ограничение статей расходов субъекта естественной
монополии в пределах технических и технологических норм расхода
сырья, материалов, топлива, энергии, а также нормативных
технических потерь

      10. Нормативные технические потери, технические и технологические нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии определяется в соответствии с Правилами утверждения нормативных технических потерь, технических и технологических норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии субъектов естественных монополий, утвержденными приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 17 сентября 2013 года № 283-ОД, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9046.

4. Установление перечня расходов, не учитываемых при
формировании тарифа (цены, ставки сбора)
или его предельного уровня

      11. При формировании и утверждении тарифов (цен, ставок сборов) и его предельного уровня субъектов естественной монополии в затратной части тарифа (цены, ставки сбора) не учитываются следующие расходы:

      на сверхнормативные технические и коммерческие потери, порчу и недостачи товарно-материальных ценностей и запасы на складах, другие непроизводительные расходы и потери;

      амортизационные отчисления основных средств, не используемых при оказании, предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ);

      на арендную плату за пользование основными средствами (кроме основных средств общехозяйственного назначения), полученными в доверительное управление, в имущественный найм, выплаты по операционному лизингу;

      платежи за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;

      судебные издержки;

      безнадежные долги;

      штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров;

      штрафы и пени за сокрытие (занижение) дохода;

      убытки от хищений;

      потери от брака;

      по содержанию обслуживающих производств и хозяйств (бесплатное предоставление помещений, оплата стоимости коммунальных услуг организациям общественного питания и другие);

      на содержание объектов здравоохранения, детских дошкольных учреждений, учебных заведений, профессионально-технических училищ, кроме технологически необходимых, согласованных с компетентным органом;

      на содержание оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, жилого фонда;

      на проведение культурно-просветительных, оздоровительных и спортивных мероприятий (проведение вечеров отдыха, спектаклей, концертов);

      на погашение ссуд (включая беспроцентные), выданных работникам предприятий на улучшение жилищных условий, приобретение садовых домиков и обзаведение домашним хозяйством;

      по благоустройству садовых товариществ (в том числе, строительство дорог, энерго- и водоснабжение, осуществление других расходов общего характера);

      на проведение и организацию лекций, выставок, диспутов, встреч с деятелями науки и искусства, научно-технических конференций, членские взносы в общественные организации и ассоциации;

      по рекламе в средствах массовой информации, по изданию рекламной, плакатной и типографской продукции, за исключением продукции, используемой в производственных целях;

      на приобретение, аренду и содержание квартир, жилых зданий и сооружений, мест в общежитиях и гостиницах для персонала субъекта естественной монополии;

      на выполнение работ по благоустройству города, оказанию помощи сельскому хозяйству и другие подобного рода работы;

      на оплату отпусков работникам, обучающихся в организации образования;

      на премирование и другие формы вознаграждения по итогам работы;

      по оплате путевок работникам и их детям на лечение, отдых, экскурсии за счет средств субъекта естественной монополии, кроме затрат, связанных с реабилитационным лечением профзаболеваний;

      по оплате услуг поликлиник по договорам, заключенным с органами здравоохранения на предоставление своим работникам медицинской помощи;

      страховые платежи (взносы, уплачиваемые предприятиями по договорам личного и имущественного страхования, заключенных предприятиями в пользу своих работников);

      по оплате дополнительно предоставленных (сверх предусмотренного законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей, оплата проезда членов семьи работника к месту использования отпуска и обратно, а также компенсация за неиспользованный отпуск;

      на оказание всех видов спонсорской помощи;

      льготы работникам субъекта естественной монополии (предоставление питания работникам бесплатно или по сниженным ценам, оплата абонементов в группы здоровья, занятий в секциях, клубах, протезирование и другие), кроме предусмотренных законодательством;

      на приобретение подарков на юбилейные даты или выдаваемые в виде поощрения работникам (включая автомашины, квартиры, предметы длительного пользования и другие товары, а также увеличение процентных ставок лицевых счетов работников);

      на компенсацию стоимости питания детям, находящимся в дошкольных учреждениях, санаториях и оздоровительных лагерях;

      на услуги банков и организации, осуществляющих отдельные виды банковских операции по приему коммунальных платежей от потребителей;

      отчисления профсоюзам на цели, определенные коллективным договором;

      связанные с проведением опытно-экспериментальных работ, изготовлением и испытанием моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям (за исключением работ, применяющихся в представлении регулируемых услуг (товаров, работ), организацией выставок, смотров, конкурсов и других мероприятий по изобретательству и рационализации, выплаты авторских вознаграждений и другие;

      расходы, не относящиеся к производству и оказанию регулируемых услуг (товаров, работ) и приводящие к росту тарифов (цен, ставок сборов).

5. Ограничение прибыли, включаемой в тариф (цену, ставку сбора)
или его предельный уровень

      12. Ставка прибыли и регулируемая база задействованных активов определяется Инструкцией по расчету ставки прибыли (чистого дохода) на регулируемую базу задействованных активов для субъектов естественной монополии, оказывающих услуги водохозяйственной и (или) канализационной систем и субъектов естественной монополии энергетического сектора, утвержденной приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 27 января 2003 года № 17-ОД, зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 2154.

      При этом, если плановый уровень тарифа на услуги водоснабжения и (или) водоотведения превышает 200 тенге за метр кубический без налога на добавленную стоимость, ставка прибыли принимается на уровне ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на дату подачи заявки на утверждение тарифа или его предельного уровня.

6. Согласование применяемых методов начисления износа
основных средств, переоценки основных средств и направлений
использования средств амортизационных отчислений,
предусматриваемых тарифной сметой субъекта естественной
монополии

      13. Амортизационные отчисления основных средств и нематериальных активов, рассчитанные по прямолинейному (равномерному) методу начисления включаются в затратную часть тарифа (цены, ставки сбора).

      14. Увеличение амортизационных отчислений, за исключением субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и (или) водоотведения ведомство уполномоченного органа поэтапно включает затратную часть тарифа (цены, ставки сбора) после проведения субъектом естественной монополии переоценки основных средств.

      15. Применение прямолинейного (равномерного) метода начисления износа основных средств и нематериальных активов не требует согласования с ведомством уполномоченного органа.

      16. Применение и начисление амортизации иными методами начисления амортизации согласовывается с ведомством уполномоченного органа.

      17. Ведомство уполномоченного органа согласовывает субъекту естественной монополии проведение переоценки основных средств.

      18. Амортизационные отчисления от активов, задействованных при оказании регулируемых услуг (товаров, работ) направляются на проведение капитальных ремонтных работ, приводящих к увеличению стоимости основных средств, и реализацию инвестиционных проектов.