Об утверждении цен на проведение экспертных работ по комплексной вневедомственной экспертизе проектов строительства, выполняемых государственной экспертной организацией, независимо от источника финансирования

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 февраля 2015 года № 167. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 7 апреля 2015 года № 10631. Утратил силу приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 21 декабря 2015 года № 780

Утратил силу

      В соответствии с подпунктом 7) статьи 37-1 Водного Кодекса Республики Казахстан от 9 июля 2003 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов.
      2. Комитету по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно- правовой системе «Әділет»;
      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
      3. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр                                    Е. Досаев

Утверждены           
приказом Министра национальной
экономики Республики Казахстан
от 28 февраля 2015 года № 158

Правила технической эксплуатации систем водоснабжения и
водоотведения населенных пунктов

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 7) статьи 37-1 Водного кодекса Республики Казахстан от 9 июля 2003 года определяют требования по технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов.
      2. Техническая эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов организацией водоснабжения и водоотведения включает в себя организационно-технические мероприятия по осмотру, техническому обследованию, технологическому, техническому контролю, все виды ремонта, осуществляемые периодически по утвержденному плану технической эксплуатации, а также внеплановый ремонт по устранению аварий и неисправностей.
      3. Организация водоснабжения и водоотведения при технической эксплуатации обеспечивает бесперебойную и безаварийную работу всех элементов:
      1) по системам водоснабжения:
      водозаборных сооружений, очистных сооружений, водопроводных сетей и сооружений на них, насосных станций, регулирующих емкостей (резервуаров) и водонапорных башен, зон санитарной охраны;
      2) по системам водоотведения:
      коллекторов и сетей водоотведения, насосных станций, очистных сооружений, выпусков сточных вод, накопителей сточных вод (при наличии).
      4. Эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения осуществляется организацией водоснабжения и водоотведения в соответствии с настоящими Правилами, Правилами пользования системами водоснабжения и водоотведения населенных пунктов, Правилами приема сточных вод в системы водоотведения населенных пунктов, утвержденными согласно подпунктам 5)6) и 7) статьи 37-1 Водного кодекса Республики Казахстан от 9 июля 2003 года.
      5. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
      1) водоотведение - совокупность мероприятий, обеспечивающих сбор, транспортировку, очистку и отведение сточных вод через системы водоотведения в водные объекты и (или) на рельефы местности;
      2) система водоотведения — комплекс инженерных сетей и сооружений, предназначенных для сбора, транспортировки, очистки и отведения сточных вод;
      3) водоснабжение - совокупность мероприятий, обеспечивающих забор, хранение, подготовку, подачу и распределение воды через системы водоснабжения водопотребителям;
      4) организация по водоснабжению и (или) водоотведению (далее -
Организация) - водохозяйственная организация, осуществляющая эксплуатацию систем хозяйственно-питьевого, технического водоснабжения и (или) водоотведения в населенных пунктах;
      5) система водоснабжения - комплекс инженерных сетей и сооружений, предназначенных для забора, хранения, подготовки, подачи и распределения воды к местам ее потребления.

2. Порядок технической эксплуатации систем водоснабжения и
водоотведения

      6. Вся продукция, материалы, оборудование, вещества, реагенты, фильтрующие загрузки применяются в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения только при наличии гигиенического заключения на продукцию и сертификатов соответствия.
      7. Производственные лаборатории, осуществляют контроль качества воды и испытания полученной продукции.
      8. Руководство организации:
      1) доводит до сведения всех исполнителей о необходимости выпуска качественной продукции - питьевой воды и очищенной сточной воды;
      2) анализирует деятельность всех подразделений организации с точки зрения обеспечения требуемого качества питьевой воды и очищенной сточной воды, услуг;
      3) своевременно корректирует работу подразделений, допускающих снижение исполнительской ответственности;
      4) совместно с инженерным персоналом выявляет критические точки (узлы) технологического, эксплуатационного процесса и устанавливает параметры и условия наблюдения за ними.
      9. Для обеспечения эффективной работы всех подразделений в организации разрабатывается техническая, эксплуатационная и исполнительская документация, включающая, в том числе, документацию трех уровней:
      1) документацию, устанавливающую задачи и обязательства организации в области качества питьевой воды, очищенной сточной воды и условия реализации задач в области обеспечения качества продукции;
      2) положения, в которых описываются функциональные обязанности подразделений, непосредственно ответственных и влияющих на качество готовой продукции;
      3) рабочие инструкции, технологические карты, памятки, журналы, протоколы проверок.
      10. Вся документация пересматривается по мере истечения срока действия, обновляется, в ее структуру вводятся параметры, ориентированные на обеспечение качества питьевой воды, очищенной сточной воды с учетом назначения и области деятельности конкретного подразделения соответствующие санитарным правилам «Санитарно-эпидемиологические требования к водоисточникам, местам водозабора для хозяйственно-питьевых целей, хозяйственно-питьевому водоснабжению и местам культурно-бытового водопользования и безопасности водных объектов» утвержденным, в соответствии с пунктом 6 статьи 144 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее - Санитарные правила).
      11. В организации постоянно осуществляется управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием, средствами измерений, предназначенными для подтверждения соответствия качества воды установленным нормам Санитарных правил.
      Используемые средства измерения и оборудование адекватны контрольным функциям.
      Погрешность измерений допускается в пределах установленных границ (допустимые значения).
      Закупка испытательного, измерительного оборудования и средств измерения проводится только при наличии сертификатов соответствия при условии регистрации в Государственном реестре средств измерений.
      12. На системах водоснабжения и водоотведения суточной производительностью более 25 тысяч метров кубических в сутки, организации водоснабжения и водоотведения осуществляют поэтапный переход к управлению ими на основе внедрения современных геоинформационных технологий и гидравлического моделирования.
      13. Организация постоянно осуществляет контроль на всех этапах технологического цикла по обеспечению качества питьевой воды и очищенных сточных вод, разрабатывает инструкцию, содержащую перечень мероприятий, направленных на обеспечение требуемого количества питьевой воды или очищенной сточной воды в случаях несоответствия их качества установленным нормам и правилам.
      14. Руководство организации устанавливает (определяет) потребность организации в специальной подготовке кадров. С этой целью разрабатываются планы подготовки, переподготовки исполнителей различных уровней, подготавливаются программы обучения исполнителей различных уровней и профилей, в том числе по вопросам сертификации.
      15. Для обеспечения эффективности работы организации, достижения установленных показателей качества питьевой воды и очищенной сточной воды, потребительских свойств и режимов предоставления услуг всем организациям водоснабжения и водоотведения рекомендуется внедрение, системы управления качеством на основе международного стандарта 180 (International Standard for Organization) серии 9000.
      16. Производственная деятельность персонала, выполняющих эксплуатационные и ремонтные работы на сооружениях систем водоснабжения и водоотведения, регламентируется положением о структурном подразделении, должностными инструкциями, методическими рекомендациями, указаниями, приказами вышестоящих органов управления. Работа по обслуживанию оборудования и сооружений систем водоснабжения и водоотведения осуществляется круглосуточно соответствующими структурными подразделениями. Основой формирования структурных подразделений является их специализация по видам обслуживания оборудования, сооружений, видам работ, а также разделение обслуживания по территориальным районам (участкам).
      17. Организация:
      1) выполняет административно-хозяйственное и техническое руководство всеми структурными подразделениями, находящимися в ее ведении;
      2) разрабатывает планы организационно-технических мероприятий и ведет систематический контроль их выполнения по повышению надежности, экономичности и качества представления услуг;
      3) содержит в исправном состоянии сооружения, коммуникации и оборудования;
      4) ведет систематический контроль качества исходной и очищаемой воды на всех основных этапах ее обработки;
      5) ведет учет забираемых из источников, используемых в технологических циклах, доставляемых водопотребителям, очищенных и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них;
      6) разрабатывает и осуществляет мероприятия по предупреждению аварий и брака в работе, мониторинг гидравлической работы сетей;
      7) осуществляет мероприятия по улучшению состояния техники безопасности, производственной санитарии и охраны труда, случаев травматизма и аварий;
      8) организует планово-предупредительные и капитальные ремонты;
      9) ведет технический надзор за строительством и реконструкцией и осуществляет техническую приемку в эксплуатацию новых и реконструируемых сооружений, коммуникаций и оборудования;
      10) хранит техническую документацию (материалов изысканий, проектов, исполнительных чертежей);
      11) проводит паспортизацию и инвентаризацию сооружений, коммуникаций и оборудования;
      12) составляет эксплуатационные и должностные инструкции, оперативных схем управления и диспетчеризации;
      13) определяет состав и количества сточных вод абонентов, принимаемых в систему водоотведения населенного пункта;
      14) ведет первичный учет объема воды, забираемый из водных объектов и сбрасываемый в них, по формам и в сроки, согласованные с бассейновыми инспекциями;
      15) составляет и передает вышестоящим организациям отчетные документы;
      16) проводит оценку и контроль показателей надежности сетей, отдельных сооружений и оборудования систем водоснабжения и водоотведения;
      17) разрабатывает предложения по развитию систем водоснабжения и водоотведения.
      18. Для обеспечения эффективной работы администрация организации:
      1) способствует повышению технических знаний эксплуатационного персонала путем организации технического обучения, инструктажа на рабочих местах, обмена передовым опытом, общественного разбора рационализаторских предложений и предложений по организации труда;
      2) проводит анализ и обсуждение причин нарушений и аварий в работе сетей и сооружений и рассматривает мероприятия по их предотвращению с участием эксплуатационного персонала и ремонтных бригад;
      3) проводит с эксплуатационным персоналом и ремонтными бригадами занятия по обнаружению, локализации и ликвидации наиболее характерных аварий и противоаварийные тренировки;
      4) соблюдает установленные лимиты водопользования;
      5) проверяет знания нормативных документов по технической эксплуатации и правил техники безопасности рабочими и инженерно-техническим персоналом и проводит обучение;
      6) создает условия для осуществления эксплуатации систем и сооружений водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических норм и правил.
      19. При возникновении аварий на сооружениях, сетях, оборудовании систем водоснабжения и водоотведения организация водоснабжения и водоотведения немедленно принимает меры для быстрого обнаружения, локализации и полной ликвидации возникших аварий и ликвидации их последствий.
      20. При аварийных ситуациях организация водоснабжения и водоотведения информирует соответствующие местные исполнительные органы, территориальные подразделения ведомства уполномоченного органа санитарно-эпидемиологического благополучия населения незамедлительно.
      21. Организация водоснабжения и водоотведения осуществляют измерения и учет расходов и объемов воды:
      1) забираемой из природных источников водоснабжения или систем районного водоснабжения;
      2) подаваемой насосными станциями второго подъема;
      3) потребляемой предприятиями и организациями;
      4) потребляемой в жилых и общественных зданиях;
      5) поквартирно.
      22. Учету подлежат также расходы и объемы сточных вод от водопотребителей и очищенных сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.
      23. Оперативное руководство технической эксплуатацией обеспечивается диспетчерской службой организации водоснабжения и водоотведения, которая участвует в разработке эксплуатационных режимов систем водоснабжения и водоотведения, разрабатывает предложения по оптимизации режимов работы всей системы, а также отдельных ее объектов, обеспечивает оперативную связь с территориальными подразделениями ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, местными исполнительными органами.
      На диспетчерском пункте организацией водоснабжения и водоотведения устанавливается круглосуточное дежурство по графику.
      24. Система планово-предупредительного ремонта сооружений и оборудования организации водоснабжения и водоотведения включает в себя организационно-технические мероприятия по надзору и уходу за сооружениями и всеми видами ремонта, осуществляемые периодически по заранее составленному плану.
      25. Технический надзор за строительством (расширением, реконструкцией, техническим перевооружением) систем и отдельных сооружений водоснабжения и водоотведения осуществляет ответственный представитель, назначенный руководителем организации водоснабжения и водоотведения или привлеченный на договорной основе специалист (эксперт) инжиниринговой компании. Свои замечания и предложения представитель записывает в журнал строительства объекта, который ведет строительная организация.
      Представитель:
      1) осуществляет постоянное техническое сопровождение строительства объектов водоснабжения и водоотведения на всех стадиях (этапах) производства строительно-монтажных работ;
      2) принимает решение о приостановлении работы и устранении обнаруженных дефектов и отклонений от проекта и технических условий с указанием конкретных сроков и способов их устранения;
      3) вносит в администрацию организации по согласованию с разработчиком проектно-сметной документации предложения по улучшению производства работ, направленных на снижение себестоимости строительства, использование передовых технологий, применение современных материалов;
      4) участвует в приемке скрытых работ;
      5) участвует в работе приемочных комиссий.
      26. Пуску сооружений в эксплуатацию предшествуют пусконаладочные работы, выполняемые специализированными организациями. До пуска очистных сооружений в эксплуатацию администрация организации:
      1) обеспечивает комплектацию кадрами специалистов, имеющими опыт работы на соответствующих должностях, проводит стажировку эксплуатационного персонала на аналогичных действующих сооружениях;
      2) обеспечивает резерв оборудования, требуемый запас материалов, реагентов, защитных средств;
      3) обеспечивает все технологические участки и структурные подразделения положениями о них, должностными инструкциями, плакатами по технике безопасности, журналами для регистрации эксплуатационных показателей очистных сооружений;
      4) осуществляет проверку готовности лабораторий к лабораторно-производственному и технологическому контролю;
      5) проводит инструктаж эксплуатационного персонала о целях и задачах пробной эксплуатации и технике безопасности при ее проведении.
      27. Пробную эксплуатацию очистных сооружений производят при предусмотренном проектом эксплуатационном режиме (по расходам и технологии обработки воды). В процессе пробной эксплуатации проверяют работоспособность всех очистных сооружений, их элементов, коммуникаций, запорно-распределительного и контрольно-измерительного оборудования.
      Не допускается подача водопроводной воды водопотребителям в период пробной эксплуатации. По окончании пробной эксплуатации очистные сооружения по согласованию с территориальными подразделениями ведомств уполномоченного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения вводятся во временную эксплуатацию.
      28. Подача питьевой воды водопотребителю в период временной эксплуатации осуществляется не ранее, чем через 24 (двадцать четыре) часа после ее начала, установления всех нормативных показателей качества воды.
      В процессе временной эксплуатации:
      1) производится технологическая наладка очистных сооружений;
      2) отрабатываются заданные проектом эксплуатационные режимы;
      3) уточняются дозы применяемых реагентов;
      4) проводятся испытания сооружений на проектную производительность и форсированные режимы (на случай аварии);
      5) выявляются и устраняются недостатки в работе очистных сооружений, коммуникаций, запорно-регулирующего оборудования и средств контроля и автоматизации.
      Испытания на проектную производительность и наладку очистных сооружений водоснабжения осуществляют во все характерные по изменению качества воды в источнике в течение года.
      29. При постоянной эксплуатации работу очистных сооружений учитывают путем регулярных записей в журналах:
      1) технической эксплуатации, где ежедневно регистрируют количество очищенной воды и обработанных осадков; количество израсходованных реагентов и их дозы; количество воды, израсходованной на собственные нужды; наименования сооружений, агрегатов и оборудования, находящихся в работе, очистке, ремонте;
      2) анализов, куда ежедневно вносят результаты анализов по определению состава поступающих и очищенных вод, а также воды на отдельных стадиях ее очистки, данные анализа сырых и обработанных осадков;
      3) учета использования материалов, где ведутся записи о поступлении и расходовании реагентов и других материалов, хранящихся на складах очистных сооружений.
      На очистных сооружениях производительностью более 25 тысяч метров кубических в сутки оперативная документация и журналы ведутся в электронном виде.