Сноска. Заголовок - в редакции приказа Министра энергетики РК от 25.11.2024 № 415 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с пунктом 5 статьи 6-5 Закона Республики Казахстан "Об электроэнергетике", с пунктом 5 статьи 15 Закона Республики Казахстан "О теплоэнергетике" и подпунктом 287) пункта 15 Положения о Министерстве энергетики Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 сентября 2014 года № 994, ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра энергетики РК от 25.11.2024 № 415 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).1. Утвердить прилагаемые Правила проведения расследования и учета технологических нарушений в работе единой электроэнергетической системы, электростанций, районных котельных, электрических и тепловых сетей.
2. Департаменту электроэнергетики Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) направление на официальное опубликование настоящего приказа в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан в периодические печатные издания и в информационно-правовой системе "Әділет";
3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2) и 3) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарного дня после дня его первого официального опубликования.
Министр | В. Школьник |
"СОГЛАСОВАН":
Исполняющий обязанности
Министра по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
_____________ Ж. Касымбек
от 23 февраля 2015 год
Утверждены приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года № 121 |
Правила проведения расследования в областях электроэнергетики и теплоэнергетики, учета технологических нарушений в области электроэнергетики, в централизованных и местных системах теплоснабжения
Сноска. Правила - в редакции приказа Министра энергетики РК от 25.11.2024 № 415 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения расследования в областях электроэнергетики и теплоэнергетики, учета технологических нарушений в области электроэнергетики, в централизованных и местных системах теплоснабжения (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 5 статьи 6-5 Закона Республики Казахстан "Об электроэнергетике", с пунктом 5 статьи 15 Закона Республики Казахстан "О теплоэнергетике" и подпунктом 287) пункта 15 Положения о Министерстве энергетики Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 сентября 2014 года № 994, и определяют порядок проведения расследования в областях электроэнергетики и теплоэнергетики, учета технологических нарушений в работе единой электроэнергетической системы, электростанций, источников тепловой энергии, электрических и тепловых сетей.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) простой – нерабочее состояние энергоустановки;
2) диспетчерское технологическое управление – процесс, осуществляемый диспетчером и предназначенный для решения задач контроля и управления режимами функционирования электрических сетей посредством автоматизированных систем диспетчерского и технологического управления, а также приема и обработки сообщений от физических и юридических лиц о предпосылках возникновения или возникновении технологических нарушений, требующих принятия мер реагирования и устранения отказов и повреждений;
3) стихийные явления – состояние, характеризующееся наличием или вероятностью разрушения, изменения состояния окружающей среды под влиянием природных воздействий, в том числе обусловленных бедствиями и катастрофами, угрожающее жизненно важным интересам личности и общества;
4) несчастный случай, связанный с трудовой деятельностью – воздействие на работника вредного и (или) опасного производственного фактора при выполнении им трудовых (служебных) обязанностей или заданий работодателя, в результате которого произошли производственная травма, внезапное ухудшение здоровья или отравление работника, приведшие его к временной или стойкой утрате трудоспособности либо смерти;
5) неоперативный персонал – персонал, кроме оперативного и оперативно-ремонтного персонала;
6) местный исполнительный орган (акимат) – коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый акимом области, города республиканского значения и столицы, района (города областного значения), осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление и самоуправление на соответствующей территории;
7) системный оператор – национальная компания, осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление, обеспечение параллельной работы с энергосистемами других государств, поддержание баланса в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан, оказание системных услуг и приобретение вспомогательных услуг у субъектов оптового рынка электрической энергии, а также техническое обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности национальной электрической сети и обеспечивающая ее развитие;
8) полный сброс нагрузки – сброс электрической или тепловой нагрузки электростанцией;
9) объекты теплоэнергетики – источники тепловой энергии, тепловые сети и теплопотребляющие установки;
10) источник тепловой энергии – теплоэлектроцентраль, котельные и другие устройства и (или) установки, предназначенные для производства тепловой энергии;
11) единая электроэнергетическая система Республики Казахстан (далее – ЕЭС) – совокупность электрических станций, линий электропередачи и подстанций, обеспечивающих надежное и качественное энергоснабжение потребителей Республики Казахстан;
12) ошибочные действия – действие или бездействие персонала, которое привело или не предотвратило возникновение технологического нарушения;
13) технологическое нарушение – отказ или повреждение оборудования электрических станций и сетей, оборудования источников тепловой энергии, тепловых сетей, в том числе вследствие возгорания или взрывов, отклонения от установленных режимов, несанкционированного отключения или ограничения работоспособности оборудования или его неисправности, которые привели к нарушению процесса производства, передачи, потребления электрической и (или) тепловой энергии.
Технологические нарушения классифицируются в соответствии с критериями, приведенными в Классификации технологических нарушений, согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
Признаки технологических нарушений приведены в Классификационных признаках причин технологических нарушений, согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
14) отказ – процесс, заключающийся в нарушении работоспособного состояния энергопредприятия или его оборудования;
15) энергоустановка – оборудование, предназначенное для производства, накопления, преобразования, передачи, распределения или потребления тепловой или электрической энергии;
16) энергоузел – обособленная территория, обладающая общностью инфраструктуры в сфере тепло и электроснабжения.
Иные понятия, применяемые в настоящих Правилах, соответствуют понятиям, используемым в законодательстве Республики Казахстан в областях электроэнергетики и теплоэнергетики.
Глава 2. Порядок проведения расследования
3. Целями расследования являются:
1) установление причин нарушения требований законодательства Республики Казахстан в областях электроэнергетики и теплоэнергетики и принятие соответствующих мер;
2) определение лица (лиц), допустившего (допустивших) нарушения требований законодательства Республики Казахстан в областях электроэнергетики и теплоэнергетики.
4. Основаниями для проведения расследования являются:
1) обращения физических и (или) юридических лиц, а также государственных органов по конкретным фактам причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде, правам и законным интересам физических и юридических лиц, государства в случаях, когда такой факт коснулся широкого круга лиц и требуется установить конкретное лицо (конкретных лиц), допустившее (допустивших) нарушение;
2) аварии, технологические нарушения, по которым возникает необходимость выяснения обстоятельств, предшествовавших им, установления их причин, характера нарушений условий эксплуатации технических устройств, технологических процессов, нарушений требований в областях электроэнергетики и теплоэнергетики, определения мероприятий по ликвидации последствий и предотвращению подобных аварий, технологических нарушений, материального ущерба, причиненного аварией, технологическим нарушением.
5. Энергопроизводящие, энергопередающие организации и теплотранспортирующие субъекты (далее – энергопредприятия) в течение 1 часа с момента возникновения технологического нарушения представляет оперативное сообщение по телефону с дублированием посредством мобильных программ по обмену мгновенными сообщениями в соответствии с Регламентом предоставления энергопредприятиями оперативных сообщений о произошедших технологических нарушениях и несчастных случаях в Единой электроэнергетической системе Республики Казахстан, согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
Энергопредприятие в течение 15 минут с момента возникновения технологического нарушения информирует соответствующий Территориальный департамент органа по государственному энергетическому надзору и контролю по областям и городам Астана, Алматы, Шымкент и местный исполнительный орган о факте возникновения технологического нарушения по телефону с дублированием посредствам мобильных программ по обмену мгновенными сообщениями.
В срок не позднее 12 часов с момента возникновения технологического нарушения энергопредприятие направляет письменное сообщение в соответствующий Территориальный департамент органа по государственному энергетическому надзору и контролю по областям и городам Астана, Алматы, Шымкент и местный исполнительный орган и системному оператору.
6. Оперативные и письменные сообщения содержат следующие сведения:
1) наименование энергетического предприятия, дата и время возникновения технологического нарушения, несчастного случая;
2) предполагаемые причины технологического нарушения, несчастного случая;
3) перечень отработавших защит, автоматики и блокировок;
4) перечень вышедшего из строя оборудования и оставшегося в работе;
5) последствия технологического нарушения: объем поврежденного оборудования, недоотпуск, количество отключенных потребителей, время ликвидации технологического нарушения;
6) предварительные последствия несчастного случая;
7) Фамилия Имя Отчество (при его наличии) и должность передавшего информацию.
7. Технологические нарушения, предусмотренные:
пунктами 1 и 2 Классификаций технологических нарушений согласно приложению 1 к настоящим Правилам (далее – Классификации технологических нарушений), произошедших в централизованной системе теплоснабжения, расследуются комиссией, созданной приказом государственного органа по государственному энергетическому надзору и контролю;
подпунктами 7) 9), 10), 11), 12), 13) пункта 1 и подпунктами 4), 8), 9), 10) пункта 2 Классификаций технологических нарушений, произошедших в местной системе теплоснабжения, расследуются комиссией, созданной приказом местного исполнительного органа.
Председателями комиссий назначаются представители органов, организаций издавшие приказ.
8. Расследование начинается не позднее 3 рабочих дней с момента определения классификации технологического нарушения, которые исчисляются со следующего рабочего дня c момента определения классификации технологического нарушения, и не должны превышать 30 календарных дней.
Государственный орган по государственному энергетическому надзору и контролю или местный исполнительный орган (по компетенции) уведомляет субъект (объект) контроля, заинтересованные государственные органы о начале проведения расследования в течение 2 рабочих дней, которые исчисляются со следующего рабочего дня c момента возникновения технологического нарушения.
9. При невозможности завершения расследования в период, предусмотренный пунктом 8 настоящих Правил, сроки расследования продлеваются только один раз на 30 календарных дней решением комиссии.
При возникновении объективных обстоятельств, препятствующих проведению расследования в установленные настоящими Правилами сроки, сроки расследования приостанавливаются решением комиссии.
Расследование возобновляется после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, по решению комиссии.
Со дня вынесения решения комиссии о возобновлении расследования течение сроков продолжается.
10. Работа комиссии проводится в соответствии с регламентом, установленным ее председателем, который выполняет организационные мероприятия и обеспечивает своевременное, качественное расследование и оформление его результатов.
11. Комиссия состоит из председателя и ее членов, а также секретаря, который не принимает участие в решении комиссии. Не учитывая секретаря, количество членов комиссии – нечетное.
Состав комиссии определяется тяжестью и характером технологического нарушения и включает представителей государственных органов, энергопредприятий, ремонтных, наладочных, проектных, научно-исследовательских, заводов-изготовителей, строительно-монтажных и иных заинтересованных лиц.
12. Технологические нарушения, произошедшие у потребителя и повлекшие за собой развитие в энергопередающей организации, расследуются с участием представителей обеих указанных сторон.
13. Энергетическим предприятием, на котором расследуется технологическое нарушение:
1) проводятся технические расчеты, лабораторные исследования, испытания;
2) выполняются фотоснимки поврежденного объекта.
14. До начала работы комиссии энергетическим предприятием:
1) определяется характер и объем произошедшего технологического нарушения;
2) обеспечивается сохранение диаграмм регистрирующих приборов, осциллограмм, электронных записей оперативных переговоров, оперативных журналов, распечаток электронно-вычислительных машин, отдельных элементов и частей поврежденного оборудования;
3) фиксируются положения коммутационной аппаратуры, запорной и регулирующей арматуры, блинкеров и накладок;
4) собираются рапорты персонала, участвовавшего в ликвидации технологического нарушения, очевидцев нарушения;
5) осуществляется подборка ремонтной и проектной документации, протоколов, схем, заводских и производственных инструкций, режимных карт;
6) при необходимости по решению комиссии обеспечивается проведение энергетической экспертизы и привлекаются независимые эксперты и иные заинтересованные лица.
Результаты проведенной энергетической экспертизы, отражающие мотивированные, обоснованные и полные выводы экспертов по предмету проведения экспертизы, используются комиссией для оформления результатов расследования;
7) определяется недоотпуск энергии согласно Определению недоотпуска электрической и тепловой энергии указанного в приложении 4 к настоящим Правилам.
15. Материалы, сформированные по итогам выполненных мероприятий, указанных в пунктах 13 и 14 настоящих Правил, предоставляются каждому члену комиссии. Описания и документы, передаваемые на рассмотрение комиссии, парафируются руководителем энергопредприятия, на территории которого произошло и расследуется технологическое нарушение.
16. В ходе расследования по запросу членов комиссии энергопредприятием предоставляются необходимые материалы, относящиеся к теме расследования.
17. При расследовании описываются все причины возникновения, развития, изучаются и оцениваются:
1) действия обслуживающего персонала;
2) соответствие объектов и организаций их эксплуатации требованиям по безопасности, техническому состоянию и эксплуатации;
3) качество и сроки проведения ремонтов, профилактических осмотров и испытаний, контроля состояния оборудования;
4) соблюдение технологической дисциплины при производстве ремонтных работ;
5) своевременность принятия мер по устранению аварийных очагов и дефектов оборудования;
6) качество изготовления оборудования и конструкций, выполнения проектных, строительных, монтажных и наладочных работ;
7) соответствие фактических параметров стихийных явлений (толщины стенки гололеда, скорости ветра и других) величинам, принятым в проекте и (или) установленным нормам;
8) результаты проведенной энергетической экспертизы.
18. Вскрытие или разборка поврежденного оборудования проводится по разрешению председателя комиссии.
При наличии возможной опасности для людей и оборудования, разрешение на вскрытие и разборку принимает технический руководитель энергетического предприятия.
19. Результаты расследования оформляются актом о результатах расследования по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам.
К акту о результатах расследования прикладываются результаты проведенной энергетической экспертизы, документы, подтверждающие выводы комиссии (акт осмотра поврежденного оборудования, регистрограммы, осциллограммы, выписки из оперативных журналов, объяснительные записки, схемы, чертежи, фотографии, результаты испытаний оборудования и металла, опросные листы).
20. Отказы II степени оформляются на энергопредприятии в журнале технологических нарушений по форме, установленной приложением 6 к настоящим Правилам.
21. Акт о результатах расследования подписывается всеми членами комиссии.
Члены комиссии, не согласные с выводами, указанными в акте о результатах расследования, представляют в письменном виде особое мнение для приобщения к акту о результатах расследования, при этом, акт о результатах расследования подписывается ими с оговоркой "с учетом особого мнения".
22. Акт о результатах расследования со всеми приложениями составляется в трех экземплярах: один для энергетического предприятия, второй для государственного органа по государственному энергетическому надзору и контролю или местного исполнительного органа (по компетенции), третий в течение следующего рабочего дня после завершения расследования направляется в государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции деятельность в области правовой статистики и специальных учетов.
23. По истечению срока исполнения каждого мероприятия согласно акта о результатах расследования энергопредприятие в течение 5 рабочих дней направляет информацию об исполнении мероприятия в государственный орган по государственному энергетическому надзору и контролю или местный исполнительный орган (по компетенции) с приложением подтверждающих материалов.
24. По итогам проведения расследования государственным органом по государственному энергетическому надзору и контролю или местным исполнительным органом (по компетенции) определяется (определяются) лицо (лица), допустившее (допустившие) нарушение требований законодательства Республики Казахстана в областях электроэнергетики и теплоэнергетики, ставшее основанием для проведения расследования.
По итогам проведения расследования в отношении лица (лиц), допустившего (допустивших) нарушение, принимаются меры, предусмотренные законами Республики Казахстан.
25. Итоги проведения расследования публикуются на интернет-ресурсе органа контроля, за исключением сведений, составляющих государственные секреты либо иную охраняемую законами Республики Казахстан тайну.
26. Технологические нарушения в работе объединенной энергетической системы (далее – ОЭС) Центральной Азии и ЕЭС Республики Казахстан, произошедшие по вине сопредельных государств расследуются в соответствии с требованиями Инструкции по расследованию и учету нарушений в работе ОЭС Центральной Азии и ЕЭС Казахстана, утвержденной Советом ОЭС Центральной Азии (Протокол 49 – заседания 31 июля 2003 – 1 августа 2003, город Бишкек) (далее – Инструкция). Данные технологические нарушения подлежат специальному учету в соответствии с Инструкцией.
Глава 3. Порядок учета технологических нарушений
27. Учету подлежат технологические нарушения, произошедшие в работе единой электроэнергетической системы, электростанций, электрических сетей и объектов теплоэнергетики, в соответствии с Классификацией технологических нарушений.
28. Учет технологических нарушений производится энергопредприятиями в течение всего времени работы энергоустановок с момента окончания их комплексного опробования (под нагрузкой) и приемки в промышленную или опытно-промышленную эксплуатацию.
29. Технологическое нарушение, охватывающее несколько энергопредприятий, в зависимости от масштаба, центра развития, вины участника учитывается на одном или нескольких энергетических предприятиях по решению комиссии.
30. Каждое энергопредприятие ежемесячно, до седьмого числа месяца, следующего за отчетным, направляет в государственный орган по государственному энергетическому надзору и контролю или местный исполнительный орган (по компетенции) сводную отчетность о технологических нарушениях по форме, установленной приложением 7 к настоящим Правилам.
Учет технологических нарушений, в том числе регистрация актов о результатах расследований, на энергопредприятиях ведется в журнале учета технологических нарушений, форма которого установлена приложением 8 к настоящим Правилам.
Классификация технологических нарушений
В зависимости от характера и тяжести последствий технологические нарушения в работе единой электроэнергетической системы Республики Казахстан (далее – ЕЭС), электростанций, источников тепловой энергии, электрических и тепловых сетей классифицируются на аварии, отказы I степени и отказы II степени.
1. Авариями являются:
1) выход из строя и последующий вывод в аварийный ремонт водовода, газо-мазутопровода, тракта топливоподачи, электрических или тепловых собственных нужд электростанций; пожар на электростанции, электрической подстанции; разрыв главного или питательного трубопроводов; обрушение несущих элементов зданий и сооружений, если хотя бы один из вышеперечисленных случаев привел к полному останову на срок более суток всего генерирующего оборудования или простою его части на срок 25 суток и более;
2) повреждение, которое привело к вынужденному простою, продолжительностью 25 суток и более, котла мощностью 100 Гкал/час, турбины мощностью 50 мегаватт (далее – МВт) и выше, генератора мощностью 60 МВт и выше, трансформатора мощностью 75 мегавольт ампер (далее – МВА) и выше; реактора, выключателя, линии электропередачи напряжением 220 киловольт (далее – кВ) и выше;
3) повреждение или нарушение работоспособности сооружений гидроэлектростанции установленной мощностью 100 МВт и более, которое привело:
к сбросу воды из водохранилища с превышением максимальной расчетной способности гидроузла;
снижению располагаемой мощности гидроэлектростанции на 50 % и более;
повышению уровня воды в верхнем бьефе за предельно-допустимые значения;
4) работа ЕЭС и ее изолированной части (энергоузел) с частотой ниже 49 Герц (далее – Гц) более 30 минут или работа с частотой более 51 Гц более трех минут;
5) нарушение целостности ЕЭС с разделением ее на отдельные части или нарушение работы электростанции и (или) электрической сети, вызвавшее недоотпуск электрической энергии потребителям в размере 250000 киловатт-часов (кВт.ч.) и более;
6) полный сброс нагрузки электростанцией, без учета нагрузки отопительных (водогрейных и паровых) котлов, если суммарная приведенная электрическая и тепловая нагрузка составляла 300 МВт и выше, за исключением одноблочного режима работы;
7) повреждения или неисправности на теплоисточнике, повлекшие работу тепловой сети с температурой сетевой воды в прямой тепловой магистрали на 25°С ниже утвержденного графика более пяти суток;
8) прорыв дамбы золошлакоотвала электростанции, сопровождающийся сбросом золошлаковых отходов в окружающую среду;
9) выход из строя и последующий вывод в аварийный ремонт водовода, газо-мазутопровода, тракта топливоподачи, электрических или тепловых собственных нужд котельных; пожары на котельной; разрыв главного или питательного трубопроводов; обрушение несущих элементов зданий и сооружений, если хотя бы один из вышеперечисленных случаев привел к полному останову на срок более суток всего оборудования вырабатывающего тепловую энергию или простою его части на срок 25 суток и более;
10) повреждение, которое привело к вынужденному простою, продолжительностью 25 суток и более парового котла производительностью 160 тонн в час (далее – т/час) и выше, водогрейного котла производительностью 100 гигакалорий в час (далее – Гкал/час) и выше;
11) выход из строя и последующий вывод в аварийный ремонт оборудования котельных, вызвавшее работу тепловой сети с температурой сетевой воды в прямой тепловой магистрали на 250С ниже утвержденного графика в течение суток и более;
12) прорыв дамбы золошлакоотвала котельных, сопровождающийся сбросом золошлаковых отходов в окружающую среду;
13) повреждение тепловых сетей, вызвавшее перерыв теплоснабжения потребителей в отопительный сезон на срок более 24 часов.
2. Отказами I степени являются:
1) выход из строя и последующий вывод в аварийный ремонт водовода, газо-мазутопровода, тракта топливоподачи, электрических или тепловых собственных нужд электростанций; пожар на электростанции, электрической подстанции; разрыв главного или питательного трубопроводов; обрушение несущих элементов зданий и сооружений, если хотя бы один из вышеперечисленных случаев привел к полному останову на срок менее суток всего генерирующего оборудования или простою его части на срок от 10 до 25 суток;
2) повреждение, которое привело к вынужденному простою, продолжительностью от 10 до 25 суток, котла мощностью 100 Гкал/час, турбины мощностью 50 МВт, генератора мощностью 60 МВт и выше, трансформатора мощностью 75 МВА и выше; реактора, выключателя, линии электропередачи напряжением 220 кВ и выше;
3) нарушение целостности ЕЭС с разделением ее на отдельные части или нарушение работы электростанции и (или) электрической сети, вызвавшее недоотпуск электрической энергии потребителям в размере от 100000 до 250000 кВт.ч.;
4) повреждения или неисправности на источнике тепловой энергии, повлекшие работу тепловой сети с температурой сетевой воды в прямой тепловой магистрали на 15°С ниже утвержденного графика от 3 до 5 суток;
5) работа ЕЭС или ее изолированной части (энергоузел) с частотой ниже 49,0 Гц продолжительностью до 30 минут или с частотой 51 Гц в менее трех минут;
6) полный сброс нагрузки электростанцией без учета нагрузок отопительных (водогрейных и паровых) котлов, если суммарная приведенная электрическая и тепловая нагрузка составляла менее 300 МВт, за исключением одноблочного режима работы вне осенне-зимний период;
7) повреждение несущих элементов зданий и сооружений, вынужденное отключение или ограничение работоспособности основного оборудования (независимо от мощности) электрических станций и (или) подстанций, линий электропередачи, вызвавшее недоотпуск электрической энергии потребителям от 100000 до 250000 кВт*ч.;
8) выход из строя и последующий вывод в аварийный ремонт водовода, газо-мазутопровода, тракта топливоподачи, электрических или тепловых собственных нужд котельных; пожары на котельной; разрыв главного или питательного трубопроводов; обрушение несущих элементов зданий и сооружений, если хотя бы один из вышеперечисленных случаев привел к полному останову на срок менее суток всего оборудования вырабатывающего тепловую энергию или простою его части на срок от 10 до 25 суток;
9) выход из строя и последующий вывод в аварийный ремонт оборудования котельных, вызвавшее работу тепловой сети с температурой сетевой воды в прямой тепловой магистрали на 150С ниже утвержденного графика менее суток;
10) повреждение тепловых сетей, вызвавшее перерыв теплоснабжения потребителей в отопительный сезон от 16 до 24 часов.
3. Отказами II степени являются:
1) нарушения режимов энергопотребления в национальных и региональных электрических сетях ЕЭС Казахстана вызвавшие работу устройств защит в сетях 220 кВ и выше, кроме случаев работы с успешным автоматическим повторным включением (АПВ);
2) нарушение работоспособности средств диспетчерской связи и систем телемеханики на срок более одних суток;
3) неправильные действия защит и (или) автоматики, кроме случаев работы этих устройств на сигнал;
4) отключение потребителей действием автоматики ограничения перетока мощности в сетях 220 кВ и выше;
5) повреждение, ошибочное или вынужденное отключение энергетического оборудования электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей, если оно не является аварией или отказом I степени.
4. Внеплановый вывод из работы оборудования по оперативной заявке для устранения мелких дефектов и неисправностей (замена прокладок, набивка сальников, расшлаковка котлов, замена элементов опор, замена нулевых изоляторов, чистка изоляции, устранение протечек масла), выявленных при профилактических осмотрах и контроле, аварией или отказами в работе не оформляется. Такие работы учитываются в оперативно-технической документации, если вывод оборудования из работы не привел к невыполнению установленного диспетчерского графика, аварийным отключениям и ограничениям потребителей.
Классификационные признаки причин технологических нарушений
1. Классификационными признаками технических причин технологических нарушений являются:
1) нарушение структуры материала установки, ее детали или узла;
2) нарушение сварки, пайки;
3) нарушение механического соединения;
4) механический износ;
5) золовой износ;
6) коррозионный износ;
7) эрозионный износ;
8) нарушение герметичности;
9) превышение нормативного значения вибрации;
10) взрыв;
11) термическое повреждение, перегрев, пережог;
12) электродуговое повреждение;
13) нарушение электрической изоляции;
14) нарушение электрического контакта;
15) механическое разрушение (повреждение);
16) загорание или пожар;
17) нарушение устойчивости электрической сети;
18) нарушение противоаварийной автоматики;
19) неклассифицированные причины (исчерпание ресурса, зашлаковка и другое);
20) нарушения в работе систем диспетчерского и технологического управления производством.
2. Классификационными признаками организационных причин технологических нарушений являются:
1) ошибочные действия оперативного персонала;
2) ошибочные действия неоперативного персонала;
3) недостатки в работе руководящего персонала энергопредприятия и (или) его структурных подразделений;
4) неудовлетворительная организация технического обслуживания и ремонта оборудования;
5) другие недостатки эксплуатации;
6) дефекты проекта;
7) дефекты конструкции;
8) дефекты изготовления;
9) дефекты монтажа;
10) дефекты ремонта;
11) дефекты строительства;
12) воздействие стихийных явлений;
13) воздействие посторонних лиц и организаций;
14) неклассифицированные причины (износ оборудования, находящегося в эксплуатации свыше нормативного срока эксплуатации, воздействие птиц, грызунов).
РЕГЛАМЕНТ
предоставления энергопредприятиями оперативных сообщений
о произошедших технологических нарушениях и несчастных случаях
1. Информация о произошедших технологических нарушениях и несчастных случаях на энергопредприятиях согласно следующей таблице.
Нарушения, по которым предоставляются оперативные сообщения | Последовательность предоставления сообщений | ||
По телефону с дублированием посредством мобильных программ по обмену мгновенными сообщениями в течение 1 часа и письменно не позднее 12 часов сообщается с момента возникновения внештатных ситуаций: | 1 этап | 2 этап | |
повреждение, отключение в электрических сетях 220 кВ и выше и (или) неправильная работа автоматики ограничения перетока мощности в этих сетях; | ЦДС ЭП сообщает РДЦ СО и в ТД Госэнергонадзора и в Местный исполнительный орган (по компетенции), РДЦ СО сообщает в НДЦ СО, ТД Госэнергонадзора и в Местный исполнительный орган (по компетенции) | НДЦ СО и ТД Госэнергонадзора сообщают руководству Госэнергонадзора | |
несчастные случаи на энергопредприятиях (объектах) | |||
возникновение пожаров, взрывов с повреждением оборудования на энергопредприятях | |||
полный сброс нагрузки электростанцией, источником тепловой энергии; | |||
размывы дамб золошлаковых отвалов или плотин гидросооружений, а также обрушением основных конструкций зданий и сооружений; | |||
разделение единой электроэнергетической системы Республики Казахстан на несколько частей; | |||
неисполнение распоряжений системного оператора по режимам производства, передачи и потребления электрической энергии при осуществлении централизованного оперативно-диспетчерского управления; | НДЦ СО сообщает руководству Госэнергонадзора | ||
прекращение циркуляции или повреждение в тепловых сетях в отопительный сезон; | ЦДС ЭП сообщает РДЦ СО, в Местный исполнительный орган и ТД Госэнергонадзора (по компетенции) | НДЦ СО и ТД Госэнергонадзора сообщает руководству Госэнергонадзора | |
несчастные случаи на энергопредприятиях (объектах); | ЦДС ЭП сообщает в ТД Госэнергонадзора и в Местный исполнительный орган (по компетенции) | ТД Госэнергонадзора руководству Госэнергонадзора и/или руководителю управления | |
возникновение пожаров, взрывов с повреждением оборудования на электростанциях, источниках тепловой энергии, электрических и тепловых сетях; | |||
повреждение и отключение в электрических сетях 110 кВ и неправильная работа автоматики ограничения перетока мощности в этих сетях; | |||
отключение и/или повреждение 2 и более линий электропередач в пределах одного энергетического предприятия, а также оборудования в электрических сетях напряжением 6-35 кВ, или повлекшее за собой массовое отключение потребителей от электрической энергии более 0,5 МВт или в результате стихийных явлений; | |||
нарушение работы средств диспетчерского и технологического управления, вызвавшее полную потерю связи диспетчера с управляемым объектом на срок более 1 часа; | |||
повреждение оборудования, технологических зданий и сооружений электростанции, источников тепловой энергии и тепловых сетей; | |||
ложное действие защит и автоматики; | |||
отключение оборудования электростанции, электрической подстанции, электрической или тепловой сети действием автоматических защитных устройств или персоналом из-за недопустимых отклонений технологических параметров или по иным причинам; | |||
прекращение энергоснабжения: крупных предприятий промышленности, транспорта, связи, добычи и транспорта газа и нефти, их переработки; городов (поселков) или жилых районов; | |||
неисполнение распоряжений системного оператора по режимам производства, передачи и потребления электрической энергии при осуществлении централизованного оперативно-диспетчерского управления. |
Энергопредприятие в течение 15 минут с момента возникновения технологического нарушения информирует соответствующий Территориальный департамент органа по государственному энергетическому надзору и контролю по областям и городам Астана, Алматы, Шымкент и местный исполнительный орган о факте возникновения технологического нарушения по телефону с дублированием посредствам мобильных программ по обмену мгновенными сообщениями.
2. Оперативные и письменные сообщения содержат следующие сведения:
1) наименование энергетического предприятия, дата и время возникновения технологического нарушения, несчастного случая;
2) предполагаемые причины технологического нарушения, несчастного случая;
3) перечень отработавших защит, автоматики и блокировок;
4) перечень вышедшего из строя оборудования и оставшегося в работе;
5) последствия технологического нарушения: объем поврежденного оборудования, недоотпуск, количество отключенных потребителей, время ликвидации технологического нарушения;
6) предварительные последствия несчастного случая;
7) Фамилия Имя Отчество (при его наличии) и должность передавшего информацию.
Примечание:
ЦДС ЭП – центральная диспетчерская служба энергопредприятия;
РДЦ СО – региональный диспетчерский центр системного оператора;
НДЦ СО – национальный диспетчерский центр системного оператора;
Руководство Госэнергонадзора – Руководство Центрального аппарата государственного органа по государственному энергетическому надзору и контролю;
ТД Госэнергонадзора – Территориальные департаменты органа по государственному энергетическому надзору и контролю по областям и городам Астана, Алматы и Шымкент.
Определение недоотпуска электрической и тепловой энергии
1. Недоотпуск электрической и тепловой энергии потребителям в связи с произошедшим технологическим нарушением в работе вычисляется с момента прекращения или ограничения подачи энергии к ее возобновлению с нормальными параметрами всем потребителям.
Недоотпуск энергии вычисляется как в случае перерыва энергоснабжения, так и ограничений, связанных с нарушением нормального режима.
2. Недоотпуск электрической энергии во время перерыва энергоснабжения в связи с отключением линии электропередачи (воздушных или кабельных) вычисляется, исходя из нагрузки этих линий и длительности пребывания их в отключенном состоянии.
3. Недоотпуск электроэнергии потребителям, вызванный аварийной остановкой оборудования в связи с его повреждением или неисправностью, если есть планы электропотребления (лимиты), определяется как разница между плановым и фактическим потреблением электроэнергии за время, когда имел место недоотпуск.
Во всех других случаях - как разница между среднесуточным потреблением электроэнергии за три предшествующих рабочих дня и фактическим потреблением за то время, когда имел место недоотпуск.
Величина недоотпуска электроэнергии указывается в акте о результатах расследования, а расчет является одним из приложений к акту о результатах расcледования.
4. Недоотпуск тепловой энергии во время отключения потребителей вычисляется, исходя из средней нагрузки за три предыдущих рабочих дня и длительность отключения.
5. Недоотпуск тепловой энергии в случае ограничений потребителей вычисляется, исходя из разницы между тепловой энергией, которая должна быть отпущена потребителям с нормальными параметрами, и фактически отпущенной энергией за весь период ограничения.
6. Расчет недоотпуска электрической и/или тепловой энергии подписывается техническим руководителем предприятия.
Акт о результатах расследования
№_____
1. Наименование объекта или установки, на которых произошло технологическое нарушение.
2. Дата и время возникновения технологического нарушения.
3. Учетный признак технологического нарушения.
4. Недоотпуск энергии (тысяч киловатт часов/гигакалорий).
5. Описание режима работы, описание и оценка действий персонала.
6. Описание возникновения технологического нарушения, его развития, описание и оценка действий персонала.
7. Дата и время восстановления режима.
8. Причина возникновения и развития технологического нарушения.
9. Недостатки эксплуатации, способствовавшие возникновению технологического нарушения или препятствовавшие его локализации.
10. Недостатки проекта, конструкции и изготовления оборудования, строительно-монтажных и наладочных работ, способствовавшие возникновению и развитию технологического нарушения или препятствовавшие его локализации.
11. Основные (организационные и технические) мероприятия по недопущению подобных технологических нарушений.
12. Перечень поврежденного оборудования, узлов и устройств.
13. Дата и время восстановления поврежденного оборудования. Комиссия, расследовавшая технологическое нарушение, назначена приказом:
_______________________________________________________________
от "________" 20____ года № ____
Председатель _____________________ ______________________
(Фамилия Имя Отчество (при его наличии)) (должность, подпись)
Члены комиссии _____________________ ____________________
(Фамилия Имя Отчество (при его наличии)) (должность, подпись)
Акт составлен "____" _________ 20____ года.
Журнал технологических нарушений
Дата и время технологического нарушения | Объект, на котором произошло технологическое нарушена (краткое описание технологического нарушения) | Технические и организационные классификационные признаки | Поврежденное оборудование | Недоотпуск электрической и тепловой энергии | Недостатки, приведшие к технологическому нарушению | Мероприятия по предотвращению повторных технологических нарушений | Дата окончания расследований | Фамилия инициалы, должность членов комиссии | Подпись членов комиссии | |
Представляется: в государственный орган по государственному энергетическому
надзору и контролю или местный исполнительный орган (по компетенции)
Форма, предназначенная для сбора административных данных на безвозмездной
основе размещена на интернет – ресурсе: www.gov.kz/memleket/entities/kaenk
Наименование административной формы: Отчетность о технологических нарушениях
Индекс формы, предназначенной для сбора административных данных
на безвозмездной основе: № ТН-1
Периодичность: Месячная
Отчетный период: с "____" ________ по "____" _______
Круг лиц, представляющих форму, предназначенную для сбора административных
данных на безвозмездной основе: энергопроизводящие, энергопередающие
организации и теплотранспортирующие субъекты
Срок представления формы, предназначенной для сбора административных данных
на безвозмездной основе: ежемесячно до седьмого числа месяца, следующего
за отчетным
БИН
Метод сбора - в электронном виде.
Наименование предприятия | Аварии | |||||||||||||
Всего с начала года | За отчетный период | За соответствующий период прошлого года | Причины ТН | |||||||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||||
Технические причины | ||||||||||||||
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 | 1.6 | 1.7 | 1.8 | 1.9 | 1.10 | |||||
продолжение таблицы
Организационные причины | |||||||||||||||
1.12 | 1.13 | 1.14 | 1.15 | 1.16 | 1.17 | 1.18 | 1.19 | 1.20 | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 2.5 | 2.6 | |
продолжение таблицы
Недоотпуск | ||||||||||||
Электрической энергии, (тысяч кВт*ч) | Тепловой энергии, (Гкал/ч) | |||||||||||
За отчетный период | За соответствующий период прошлого года | За отчетный период | За соответствующий период прошлого года | |||||||||
7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||
2.8 | 2.9 | 2.10 | 2.11 | 2.11 | 2.12 | 2.13 | 2.14 | |||||
продолжение таблицы
За отчетный период | За соответствующий период прошлого года | Причины ТН | ||||||||||||
12 | 13 | 14 | ||||||||||||
Технические причины | ||||||||||||||
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 | 1.6 | 1.7 | 1.8 | 1.9 | 1.10 | 1.11 | 1.12 | |||
продолжение таблицы
Организационные причины | ||||||||||||||||
1.14 | 1.15 | 1.16 | 1.17 | 1.18 | 1.19 | 1.20 | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 2.5 | 2.6 | 2.7 | 2.8 | 2.9 | |
продолжение таблицы
Отказы II степени | ||||||||||
Недоотпуск | Всего с начала года | За отчетный период | ||||||||
Электрической энергии, (тысяч кВт*ч) | Тепловой энергии, (Гкал/ч) | |||||||||
За отчетный период | За соответствующий период прошлого года | За отчетный период | За соответствующий период прошлого года | |||||||
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |||||
2.11 | 2.12 | 2.13 | 2.14 | |||||||
продолжение таблицы
Причины ТН | |||||||||||||||
22 | |||||||||||||||
Технические причины | |||||||||||||||
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 | 1.6 | 1.7 | 1.8 | 1.9 | 1.10 | 1.11 | 1.12 | 1.13 | 1.14 | 1.15 | |
продолжение таблицы
Организационные причины | ||||||||||||||||
1.17 | 1.18 | 1.19 | 1.20 | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 2.5 | 2.6 | 2.7 | 2.8 | 2.9 | 2.10 | 2.11 | 2.12 | |
продолжение таблицы
Несчастные случаи | ||||||||||
Недоотпуск | Всего с начала года | За отчетный период | За соответствующий период прошлого года | В том числе с летальным исходом | ||||||
Электрической энергии, (тысяч кВт*ч) | Тепловой энергии, (Гкал/ч) | |||||||||
За отчетный период | За соответствующий период прошлого года | За отчетный период | За соответствующий период прошлого года | За отчетный период | За соответствующий период прошлого года | |||||
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | ||
2.14 | ||||||||||
продолжение таблицы
За отчетный период | За соответствующий период прошлого года | |
34 | 34 | |
Наименование организации ______________________________________
Адрес организации _____________________________________________
Телефон организации ___________________________________________
Адрес электронной почты организации ____________________________
Исполнитель _______________________________________ ___________
Фамилия Имя Отчество (при его наличии) подпись
Телефон исполнителя ___________________________________________
Руководитель или лицо, исполняющее его обязанности ______________
_________________________________________ _____________________
Фамилия Имя Отчество (при его наличии) подпись
Примечание: Пояснение по заполнению формы, предназначенной для сбора
административных данных "Отчетность о технологических нарушениях",
приведено в приложении к настоящей форме.
Приложение к форме, предназначенной для сбора административных данных на безвозмездной основе "Отчетность о технологических |
|
нарушениях" |
Пояснение по заполнению формы, предназначенной для сбора административных данных на безвозмездной основе
"Отчетность о технологических нарушениях"
(индекс № ТН-1, периодичность ежемесячная)
1. Заполнение формы проводится за отчетный месяц на основании учетных документов по технологическим нарушениям в работе оборудования.
В таблицу не вносятся классифицированные отказы II степени отключения электротехнического оборудования электростанций напряжением 0,4 кВ.
2. В разделе "Аварии":
в графе "Всего с начала года" указывается количество аварий с начала года;
в графах "за отчетный период" и "за соответствующий период прошлого года", указывается количество аварий за отчетный период и за соответствующий период года, предшествующего отчетному;
в графе "Причины ТН" указываются квалификационные признаки организационных причин технологических нарушений согласно приложению 2 к Правилам;
в подразделе "недоотпуск" в графах "за отчетный период" и "за соответствующий период прошлого года" указываются недоотпуск электрической и тепловой энергии вследствие аварий за отчетный период и за соответствующий период прошлого года.
3. В разделе "отказы I степени":
в графе "Всего с начала года" указывается количество отказов I степени с начала года;
в графах "за отчетный период" и "за соответствующий период прошлого года" указывается количество отказов I степени за отчетный период и за соответствующий период прошлого года;
в графе "Причины ТН" указываются квалификационные признаки организационных причин технологических нарушений согласно приложению 2 к Правилам;
в подразделе "недоотпуск" в графах "за отчетный период" и "за соответствующий период прошлого года" указываются недоотпуск электрической и тепловой энергии вследствие отказов I степени за отчетный период и за соответствующий период прошлого года.
4. В разделе "отказы II степени":
в графе "Всего с начала года" указывается количество отказов II степени с начала года;
в графах "за отчетный период" и "за соответствующий период прошлого года" указывается количество отказов II степени за отчетный период и за соответствующий период прошлого года;
в графе "Причины ТН" указываются квалификационные признаки организационных причин технологических нарушений согласно приложению 2 к Правилам;
в подразделе "недоотпуск" в графах "за отчетный период" и "за соответствующий период прошлого года" указываются недоотпуск электрической и тепловой энергии вследствие отказов II степени за отчетный период и за соответствующий период прошлого года.
5. В разделе "Несчастные случаи":
в графе "Всего с начала года" указывается количество несчастных случаев с начала года;
в графах "за отчетный период" и "за соответствующий период прошлого года" указывается количество несчастных случаев за отчетный период и за соответствующий период прошлого года;
в графе "в том числе c летальным исходом" указывается количество летальных исходов c указанием за отчетный период и за соответствующий период прошлого года.
6. В разделе "Пожары":
в графе "Всего с начала года" указывается общее количество пожаров с начала года;
в графах "за отчетный период" и "за соответствующий период прошлого года" указывается количество пожаров за отчетный период и за соответствующий период прошлого года.
ЖУРНАЛ учета технологических нарушений (аварий, отказов)
место технологического нарушения | дата нарушения | краткое описание технологического нарушения | тип оборудования | вид технологического нарушения (авария, отказ I или II степени) классификационные признаки | аварийный недоотпуск тыс. кВт*ч./ Гкал | технические и организационные причины | намечено мероприятий | дата подписания акта расследования | |
* Примечание
1. Для электростанций учет ведется раздельно по:
- котлоагрегатам;
- вспомогательному котельному оборудованию;
- турбинам;
- вспомогательному турбинному оборудованию;
- трубопроводам;
- генераторам;
- трансформаторам;
- выключателям и другому электрооборудованию;
- релейной защите и автоматике;
- оборудованию топливно-транспортного цеха;
- оборудованию химводоочиски;
- полному сбросу нагрузки, а также снижению нагрузки электростанции на 50 % и ниже.
2. Для электрических сетей по:
- трансформаторам;
- опорам воздушных линий;
- линейным проводам;
- изоляторам;
- выключателям и другому оборудованию подстанций;
- кабельным линиям;
- релейной защите и автоматике.
3. Для тепловых сетей по:
- магистральным трубопроводам;
- водогрейным котлам;
- насосным агрегатам.
4. Ошибочным действиям персонала.
5. Пожарам и возгораниям.
6. Разрушению конструкций зданий и сооружений.
7. Включение на закоротку и отключение разъединителей под нагрузкой.
8. Случаев отказов защит и автоматики.