В целях совершенствования нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих деятельность в сфере гражданской авиации ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 25 июня 2011 года № 390 «Об утверждении Правил подготовки к полетам для гражданской и экспериментальной авиации» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 7102, опубликованный в газете «Юридическая газета» от 13 октября 2011 г. № 149 (2139); от 14 октября 2011 г. № 150 (2140); от 18 октября 2011 г. № 151 (2141); от 19 октября 2011 г. № 152 (2142)) следующие дополнения и изменения:
в Правилах подготовки к полетам для гражданской и экспериментальной авиации, утвержденных указанным приказом:
пункт 13 изложить в следующей редакции:
«13. В зависимости от характера задания на полет, производится подбор и подготовка маршрутных (полетных) карт. Основными маршрутными (полетными) картами, применяемыми при выполнении полетов по правилам полетов по приборам (далее – ППП), являются радионавигационные карты (далее – РНК), а также карты, изданные специализированными организациями.
При выполнении полетов по правилам визуальных полетов, когда специализированные карты не содержат всех необходимых данных для визуальной ориентировки, для соблюдения требований визуальной аэронавигации применяется аэронавигационные карты (условное изображение участка земной поверхности, его рельефа и искусственных сооружений, специально предназначенное для аэронавигации) масштаба 1:1 000 000 или более крупного масштаба (1:500 000, 1:250 000).
На маршрутные (полетные) карты наносятся:
1) линии ограничительных рубежей (пеленгов, азимутов) черного цвета;
2) границы районов ОВД и их названия зеленого цвета;
3) линии заданного пути (далее - ЛЗП) и расстояния между пунктами ИПМ, ППМ и КПМ в разрывах ЛЗП;
4) при выполнении полетов с ортодромическими курсовыми приборами - ортодромические магнитные или истинные путевые углы (далее соответственно - ОМПУ, ОПУ), измеренные от опорных меридианов, и текущие магнитные путевые углы - начальные (на участках маршрута большой протяженности повторяются при изменении на величину 3-5о) вдоль ЛЗП со стрелкой в направлении полета;
5) при выполнении полетов с локсодромическими курсовыми приборами - магнитные путевые углы (далее - МПУ), измеренные от средних меридианов по участкам маршрута; в этом случае на участках маршрута большой протяженности выбираются характерные контрольные ориентиры через 50 - 200 км, рядом с которыми указываются новые значения МПУ;
6) доминирующие высоты: в полосе по 50 км в обе стороны от оси маршрута; в районе аэродрома - в радиусе 50 км от контрольной точки аэродрома (далее - КТА) в прямоугольниках черного цвета;
7) значения магнитных склонений в районе аэродрома и на каждом участке маршрута, в окружностях диаметром 8 мм, через 1о;
8) линии ограничительных рубежей (пеленгов, азимутов) черного цвета;
9) границы районов ОВД и их названия зеленого цвета.»;
пункт 14 изложить в следующей редакции:
«14. Для воздушных судов, не оборудованных комплексной системой обработки и индикации пилотажных данных на маршрутных (полетных) картах, на участках маршрута полетов на горные аэродромы, наносятся установленные рубежи начала снижения с указанием расстояния до аэродрома и нижнего безопасного эшелона.»;
пункт 15 изложить в следующей редакции:
«15. При полетах в горной местности, по необходимости, на свободном месте маршрутной (полетной) карты наносится профиль рельефа местности:
1) для полетов по ППП для самолетов с газотурбинными двигателями, не оборудованных комплексной системой обработки и индикации пилотажных данных, на участках снижения и набора высоты, а для самолетов с поршневыми двигателями по всему маршруту в полосе шириной по 25 км в обе стороны от оси маршрута;
2) для полетов по ПВП в пределах ширины воздушной трассы.
Для воздушных судов оборудованных комплексной системой обработки и индикации пилотажных данных, обеспечивающей непрерывное представление траектории полета, нанесение на маршрутных (полетных) картах установленных рубежей начала снижения и профиля рельефа местности не требуется.»;
пункт 31 изложить в следующей редакции:
«31. Рабочий план полета (навигационный расчет) составляется на каждый намечаемый полет или серию полетов в соответствие с РПП эксплуатанта. Рабочий план полета подписывается командиром воздушного судна и, когда это предусмотрено РПП, сотрудником по обеспечению полетов (назначен эксплуатантом для осуществления контроля и наблюдения за производством полетов).»;
пункт 42 изложить в следующей редакции:
«42. По завершению подготовки в комнате брифинга командир воздушного судна или назначенный представитель эксплуатанта (сотрудник по обеспечению полетов) предъявляет диспетчеру брифинга органа ОВД аэродрома вылета план полета ОВД (флайт-план) для получения разрешения на использование воздушного пространства Республики Казахстан.»;
пункт 44 изложить в следующей редакции:
«44. Аэродромный метеорологический орган обеспечивает своевременную подготовку метеорологической документации для эксплуатанта и членов летного экипажа. Метеорологическая документация предоставляется экипажу воздушного судна (эксплуатанту или назначенному им представителю) в офисе аэродромного метеорологического органа или в комнате брифинга. По запросу проводится консультация членов летного экипажа и (или) другого персонала, связанного с производством полетов.»;
пункт 46 изложить в следующей редакции:
«46. Диспетчер по брифингу выполняет следующие функции:
1) получает от службы аэронавигационной информации бюллетени предполетной информации, NOTAM и SNOTAM;
2) своевременно выставляет на стенд информацию о запретах и ограничениях на полеты;
3) выдает справочный материал экипажам воздушных судов, касающийся аэронавигационной обстановки;
4) формирует пакеты предполетной информации для экипажей воздушных судов в соответствии с суточным планом полетов, в которые входят: бланки флайт-планов, бюллетень предполетной информации, NOTAM, SNOTAM и передает его экипажу воздушного судна (эксплуатанту или назначенному им представителю);
5) направляет флайт-план (план полета или полетов) в соответствующие адреса согласно требований Правил использования воздушного пространства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2011 года № 506 «Об утверждении Правил использования воздушного пространства Республики Казахстан»;
6) производит отметку о проведении информационно-консультативного обслуживания в копии суточного плана полетов аэропорта;
7) при поступлении заявок на рейсы, не включенные в суточный план полетов, подготавливает для них пакеты предполетной информации;
8) запрашивает у служб аэронавигационной информации бюллетени предполетной информации на основе поданных заявок от экипажей воздушных судов;
9) подает заявку службам органов метеорологического обеспечения на подготовку метеорологической документации на основе поданных заявок от экипажей воздушных судов (эксплуатанта или назначенного им представителя);
10) требует от экипажей воздушных судов правильного заполнения флайт-плана.»;
пункт 47 изложить в следующей редакции:
«47. Диспетчер по брифингу обеспечивает и контролирует:
1) своевременное предоставление пакета предполетной информации для экипажей воздушных судов, вылетающих из аэропорта в соответствие с суточным планом полетов аэропорта и поданного флайт-плана;
2) своевременность доведения информации о запретах и ограничениях полетов;
3) сохранность документов, находящихся в комнате брифинга;
4) обеспечение качественного информационно-консультативного обслуживания экипажей воздушных судов (эксплуатантов или назначенных ими представителей) и выполнением своей должностной инструкции.»;
дополнить пунктом 48-1 следующего содержания:
«48-1. При предполетном информационно-консультативном обслуживании экипажей воздушных судов в промежуточных аэропортах разрешается доставка на борт метеорологической информации и полетной документации эксплуатантом или назначенным им представителем в целях сокращения времени предполетной подготовки.
Эксплуатант или назначенный им представитель организует своевременное обеспечение и доставку экипажу воздушного судна метеорологической информации, предусмотренной Основными правилами полетов в воздушном пространстве Республики Казахстан, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 января 2012 года № 103 «Об утверждении Основных правил полетов в воздушном пространстве Республики Казахстан», и полетной документации, в которую входят: флайт-план, бюллетень предполетной информации, извещения NOTAM (SNOTAM, ASHTAM) и навигационный план полета.»;
главу 3 дополнить параграфом § 3-1 следующего содержания:
«§ 3-1. Особенности предполетной подготовки членов летного экипажа, если для этих целей эксплуатантом предусмотрено использование сотрудников по обеспечению полетов.
48-2. Предполетная подготовка членов летного экипажа с использованием сотрудников по обеспечению полетов, проводится в том случае, если процедуры эксплуатационного контроля и полетно-диспетчерского сопровождения самолетов эксплуатанта утверждены в уполномоченном органе.
В этом случае сотрудник по обеспечению полетов и командир воздушного судна отвечает за качество проведения предполетной подготовки и руководство полетами.
48-3. Сотрудник по обеспечению полетов эксплуатанта, выполняет следующие функции:
1) при подготовке к полету, поддерживает контакты с органами обслуживания воздушного движения, аэродромными метеорологическими органами и службой эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС);
2) проводит консультации с аэродромным метеорологическим органом аэродрома вылета или органом метеорологического обеспечения эксплуатанта (при его наличии), и получает метеорологическую информацию, касающуюся предстоящего полета, анализирует фактическое и ожидаемое состояние погоды на аэродромах вылета, посадки и запасных, прогнозов погоды по маршруту полета и прилегающим районам;
3) направляет информацию в отношении планов осуществления полетов в соответствующие отделы организации эксплуатанта;
4) получает от диспетчера брифинга аэродрома вылета (службы аэронавигационной информации) или от специализированных компаний, оказывающих услуги по аэронавигационному обеспечению и планированию полетов бюллетени предполетной информации, извещения NOTAM (SNOTAM, ASHTAM), информацию о запретах и ограничениях на полеты;
5) анализирует бюллетени предполетной информации, извещения NOTAM (SNOTAM, ASHTAM), выбирает запасные аэродромы для полетов самолетов с газотурбинными двигателями продолжительностью более 60 минут до запасного аэродрома на маршруте с увеличенным временем ухода на запасной аэродром (далее - EDTO) и самый безопасный и экономичный маршрут и профиль полета;
6) рассчитывает количество топлива, необходимое для безопасного выполнения полета;
7) получает от специализированных компаний, оказывающих услуги по аэронавигационному обеспечению и планированию полетов, или готовит самостоятельно рабочие планы полета, с учетом метеорологических условий на маршруте полета, на основных и запасных аэродромах, бюллетеней предполетной информации, извещений NOTAM (SNOTAM, ASHTAM), перечней минимального оборудования (MEL), информации о максимально допустимых взлетных и посадочных массах воздушного судна и передает этот план на рассмотрение командиру воздушного судна;
8) подготавливает всю последнюю информацию и данные, касающиеся стандартного вылета по приборам, маршрутных средств, эксплуатационных приемов снижения шума, аэронавигационных средств, аэродромных средств и оборудования, правил ОВД и связи, бюллетеней предполетной информации, извещений NOTAM (SNOTAM, ASHTAM), состояния взлетно-посадочных полос, средств поиска и спасания, а также информацию и предписания, которые могут повлиять на полет;
9) инициирует задержку или отмену рейса, если опасные условия создают угрозу безопасности полета;
10) присутствует вместе с командиром воздушного судна во время предполетной метеорологической консультации в аэродромном метеорологическом органе (если требуется консультация);
11) передает командиру воздушного судна полученную метеорологическую информацию и дает консультации в отношении маршрутов, абсолютных высот и линии пути, которые будут необходимы, а также в отношении того, какие запасные аэродромы считаются пригодными для различных аэропортов;
12) предъявляет командиру воздушного судна анализ маршрута и рабочий план полета, который он подготовил, обращая его внимание на факторы, которые повлияли на выбор маршрута;
13) получает одобрение рабочего плана полета командиром воздушного судна;
14) подписывает рабочий план полета после того, как командир воздушного судна подписал его;
15) своевременно обеспечивает командира воздушного судна всей последней информацией, относящейся к маршруту полета, указанной в подпункте 8) настоящих Правил, а также метеорологической документацией, навигационным планом полета (полетов) и информацией о запретах и ограничениях на полеты;
16) подготавливает план полета ОВД (флайт-план) для подписания его командиром воздушного судна;
17) представляет план полета ОВД (флайт-план) диспетчеру брифинга аэродрома вылета;
18) по каналам связи обеспечивает командира воздушного судна в полете информацией, касающейся безопасности полетов, которая может быть необходимой для безопасного выполнения полета, включая информацию, касающуюся любых изменений плана полета, необходимость которых возникает в ходе этого полета.».
2. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Сейдахметов Б.К.) обеспечить:
1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, официальное опубликование в средствах массовой информации, в том числе на интернет-ресурсе Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и размещение его на ИПГО.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан А.Г. Бектурова.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
И.о. Министра С. Сарсенов