Об утверждении Правил подготовки рассмотрения и одобрения, учета, отчетности и мониторинга внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов

Приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 11 мая 2012 года № 150-ө. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 2 июня 2012 года № 7689

Действующий

      В целях реализации пункта 3 статьи 94-10 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые правила подготовки рассмотрения и одобрения, учета, отчетности и мониторинга внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов.
      2. Департаменту низкоуглеродного развития направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан и обеспечить его официальное опубликование.
      3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр                                    Н. Каппаров

Утверждены                    
приказом Министра                
охраны окружающей среды             
Республики Казахстан              
от 11 мая 2012 года № 150-ө          

Правила подготовки рассмотрения и одобрения, учета, отчетности
и мониторинга внутренних проектов по сокращению выбросов
парниковых газов

1. Общие положения

      1. Настоящие правила подготовки рассмотрения и одобрения, учета, отчетности и мониторинга внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов (далее - Правила) определяют порядок подготовки рассмотрения и одобрения, учета, отчетности и мониторинга внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов.
      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия и определения:
      1) маломасштабный проект - проект по возобновляемым источникам энергии мощностью до 15 мегаватт либо направленный на улучшение энергоэффективности со снижением потребления энергии в объеме до 60 гигаватт/часов в год, либо позволяющий снизить выбросы парниковых газов в пределах до 60000 тонн эквивалента двуокиси углерода за период выпуска углеродных единиц по проекту;
      2) базовый сценарий - возможный вариант реализации деятельности, который наилучшим образом представляет условия, с наибольшей вероятностью получающие развитие при отсутствии проекта по парниковым газам и в сравнении с которым оценивается достигнутое в рамках проекта сокращение выбросов парниковых газов;
      3) заявитель проекта - участник проекта, представляющий на рассмотрение и одобрение уполномоченному органу в области охраны окружающей среды внутренний проект по сокращению выбросов парниковых газов;
      4) тип проекта - обычный проект, маломасштабный проект, связанный проект, проект, относящийся к изменению землепользования либо к повышению лесистости;
      5) период выпуска углеродных единиц по проекту - срок, в течение которого производится выпуск проектных углеродных единиц на основе периодической оценки и утверждения результатов проекта по механизму внутреннего сокращения выбросов парниковых газов;
      6) утечка - воздействие на выбросы или поглощение парниковых газов вне места реализации проекта, обусловленное деятельностью по проекту, но не включенное в его границы;
      7) уровень существенности - количественное пороговое значение, которое используется для подготовки заключения о верификации отчета о реализации внутреннего проекта по сокращению выбросов парниковых газов;
      8) мониторинг - проводимая по внутренним проектам непрерывная или периодическая оценка выбросов и поглощения парниковых газов или других сопутствующих данных по деятельности, связанных с выбросами и/или поглощением парниковых газов;
      9) внутренний проект - деятельность или виды деятельности, направленные на сокращение выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов, осуществляемые на основе механизма внутреннего сокращения выбросов парниковых газов и изменяющие условия, идентифицированные в базовом сценарии.

2. Порядок подготовки рассмотрения и одобрения внутренних
проектов по сокращению выбросов парниковых газов

      3. Для принятия решения о возможности реализации проекта на условиях механизма внутреннего сокращения выбросов заявитель представляет последовательно на рассмотрение уполномоченного органа в области охраны окружающей среды следующие документы:
      1) концепция проекта (проектная идея);
      2) проектная документация;
      3) план мониторинга.
      4. Рассмотрение и одобрение внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов проводится уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в одну или две стадии.
      5. При одностадийной процедуре рассмотрения от заявителя не требуется представления концепции проекта (проектной идеи) для принятия решения о предварительном одобрении проекта и определения целесообразности разработки проектной документации и плана мониторинга, а также получения по ним экспертной оценки независимой аккредитованной организации.
      6. При двустадийной процедуре рассмотрения уполномоченный орган в области охраны окружающей среды первоначально рассматривает концепцию проекта (проектную идею). В случае предварительного одобрения проекта заявитель разрабатывает проектную документацию и план мониторинга для их последующей подачи на рассмотрение уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.
      7. Одностадийная процедура рассмотрения применяется к маломасштабным проектам, а также к следующим видам приоритетных внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов:
      1) проекты по использованию ветровой энергии;
      2) проекты по использованию солнечной энергии;
      3) восстановление и строительство малых гидроэлектростанций;
      4) проекты по использованию биогаза;
      5) перевод угольных теплоэлектростанций на газ;
      6) утилизация свалочного метана;
      7) перевод общественного автотранспорта на газ и электричество;
      8) утилизация попутного газа на нефтяных месторождениях;
      9) утилизация метана и коксового газа угольных шахт;
      10) утилизация отходящих газов производства феррохрома.
      8. Заявитель проекта за 20 календарных дней до подачи проектной документации и плана мониторинга на рассмотрение уполномоченного органа в области охраны окружающей обеспечивает общественный доступ к проектной документации либо к резюме проектной документации, а также к плану мониторинга.
      9. Заявитель проекта отражает результаты обсуждения проекта в проектной документации.
      10. При подаче проектной документации и плана мониторинга на рассмотрение уполномоченного органа в области охраны окружающей среды заявитель проекта прилагает к ним экспертное заключение независимой аккредитованной организации.
      11. Экспертное заключение готовится и выдается независимой аккредитованной организацией с целью подтверждения соответствия представленных заявителем проектной документации и плана мониторинга установленным требованиям и критериям, в том числе в отношении определения базовых уровней выбросов парниковых газов либо их поглощения, полноты и адекватности представленной информации для принятия решения о реализации проекта на условиях механизма внутреннего сокращения выбросов.
      12. Подготовка экспертного заключения независимой аккредитованной организации обеспечивается заявителем проекта.
      13. Перечень независимых аккредитованных организаций размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.
      14. Решение по представленным на рассмотрение проектной документации и плану мониторинга принимается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в течение тридцати календарных дней с даты их получения.
      15. По запросу заявителя срок рассмотрения может продлевается.
      16. Решение об одобрении проекта принимается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды на основании:
      1) сведений, представленных в проектной документации и плане мониторинга;
      2) экспертного заключения независимой аккредитованной организации.
      17. В случае одобрения проекта уполномоченный орган в области охраны окружающей среды утверждает проектную документацию и план мониторинга для его последующей реализации.
      18. Отрицательное решение по проекту принимается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в следующих случаях:
      1) представленные заявителем документы содержат неполные, ненадлежащим образом подготовленные или недостоверные сведения;
      2) отсутствие возможностей для реализации проекта по месту, указанному в проектной документации.
      19. Одобрение проекта уполномоченным органом в области охраны окружающей среды является основанием для последующей реализации внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов и получения единиц внутреннего сокращения выбросов парниковых газов в установленном уполномоченным органом в области охраны окружающей среды порядке.

3. Порядок учета внутренних проектов по сокращению выбросов
парниковых газов

      20. С целью организации учета внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов проводится регистрация всех проектов, представленных в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды, включая находящиеся на стадии рассмотрения проектной идеи.
      21. При проведении учета внутренних проектов обеспечивается общественный доступ к информации по каждому из проектов, включая информацию о стадии рассмотрения, на которой они находятся и о решениях, которые по ним приняты.
      22. Информация обо всех зарегистрированных проектах размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа в области охраны окружающей среды с включением в нее следующих сведений:
      1) название проекта;
      2) сведения о заявителе и инвесторе проекта;
      3) решение, принятое в отношении одобрения проекта;
      4) место, на котором предполагается реализация проекта;
      5) заявленный по проекту объем сокращений выбросов парниковых газов или увеличения их поглощения.

4. Порядок мониторинга и отчетности внутренних проектов по
сокращению выбросов парниковых газов

      23. Для получения единиц внутреннего сокращения выбросов по одобренным внутренним проектам в течение их периода выпуска углеродных единиц проводится мониторинг сокращений и/или увеличения их поглощения, а также предоставляются ежегодные отчеты о реализации проекта уполномоченному органу в области охраны окружающей среды.
      24. Заявитель проекта проводит мониторинг сокращений выбросов парниковых газов и/или увеличения их поглощения в течение всего периода выпуска углеродных единиц по проекту на основе плана мониторинга, утвержденного уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
      25. Процедуры мониторинга, применяемые по внутренним проектам, определяют:
      1) цель мониторинга;
      2) виды данных и информации, включая единицы измерений;
      3) источник (источники) данных;
      4) способы мониторинга (метод расчета, метод измерения);
      5) применяемые методики мониторинга;
      6) время проведения мониторинга и его периодичность;
      7) обязанности участников мониторинга;
      8) систему управления мониторинговой информацией.
      26. В рамках проведения мониторинга проводится количественная оценка по каждому из парниковых газов, на сокращение выбросов или увеличение поглощения которых направлен проект, с последующим их пересчетом в эквивалент тонны двуокиси углерода.
      27. Количественная оценка выбросов либо поглощений парниковых газов проводится методом расчета, если применение метода измерения специально не предусмотрено уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
      28. При использовании измерительного оборудования и оборудования для проведения мониторинга заявитель проекта обеспечивает калибровку данного измерительного оборудования.
      29. В случае отсутствия применимой методики для проведения мониторинга заявитель проекта вправе запросить уполномоченный орган в области охраны окружающей среды обеспечить разработку соответствующей методики либо определить применимую для данного случая методику.
      30. Разработка методик для проведения мониторинга осуществляется подведомственной организацией уполномоченного органа в области охраны окружающей среды на основе консультаций с соответствующим заявителем и иными заинтересованными организациями.
      31. Подготовка и представление в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды отчетов о реализации проекта на условиях механизма внутреннего сокращения выбросов осуществляется заявителем проекта на ежегодной основе.
      32. Отчет о реализации внутреннего проекта подается заявителем в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды в период с 1 июня по 31 декабря года, следующего за отчетным.
      33. Подача отчетов о реализации внутренних проектов является добровольной и осуществляется в установленный для них период выпуска углеродных единиц. Непредоставление или несвоевременное предоставление не рассматривается в качестве нарушения заявителем проекта.
      34. Отчеты о реализации внутренних проектов, предоставляемые в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды включают следующую информацию:
      1) данные о заявителе проекта;
      2) краткое описание проекта, включая название и тип проекта, его масштабы и границы, место проведения, продолжительность периода выпуска углеродных единиц и виды выполняемых по проекту работ;
      3) указание отчетного периода;
      4) данные о выбросах парниковых газов и/или их поглощении, по которым проводится мониторинг в рамках проекта, с указанием общего их объема за отчетный период в эквиваленте тонны двуокиси углерода;
      5) данные о достигнутом сокращении выбросов парниковых газов и/или увеличении их поглощения в результате реализации проекта за отчетный период;
      6) сведения о верификации заявленных сокращений выбросов парниковых газов и/или увеличении их поглощения;
      7) описание базового сценария проекта;
      8) информация о любых существенных отклонениях при реализации проекта от утвержденных проектной документации и плана мониторинга;
      9) описание критериев, процедур и документов, использованных в качестве основы для расчетов сокращения выбросов парниковых газов и/или увеличения их поглощения.
      35. До подачи в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды отчет о реализации проекта подлежит верификации независимой аккредитованной организацией.
      36. Верификация отчета о реализации проекта проводится с целью подтверждения представленных в нем данных о достигнутом в результате реализации проекта сокращении выбросов парниковых газов либо увеличении их поглощения, проведения мониторинга в соответствии с утвержденным планом мониторинга.
      37. Уровень существенности для проведения верификации отчетов о реализации внутренних проектов составляет 5 %.
      38. Заявитель проекта предоставляет заключение о верификации уполномоченному органу в области охраны окружающей среды вместе с отчетом либо независимая организация, проводившая верификацию, направляет копию заключения уполномоченному органу в области охраны окружающей среды.
      39. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды принимает решение об утверждении либо о неутверждении отчета о реализации проекта в течение тридцати календарных дней с даты его получения.
      40. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды принимает решение о неутверждении отчета о реализации проекта по следующим основаниям:
      1) предоставление недостоверной информации в отчете;
      2) выявление несоблюдения заявителем проекта требований и критериев для реализации проекта на условиях механизма внутреннего сокращения выбросов;
      3) неподтверждение заявленного в отчете объема сокращения выбросов парниковых газов либо увеличения их поглощения.
      41. В случае утверждения отчета о реализации проекта его заявитель приобретает право на получение единиц внутреннего сокращения выбросов в количестве, заявленного в утвержденном отчете сокращения выбросов парниковых газов либо увеличения их поглощения.