О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 28 ноября 2008 года № 200 "Об утверждении Правил применения мер раннего реагирования и мето

Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 5 августа 2009 года № 175. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 9 сентября 2009 года № 5780. Утратило силу постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 февраля 2012 года № 66

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правления Национального Банка РК от 24.02.2012 № 66 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В целях совершенствования нормативных правовых актов регулирующих деятельность банков второго уровня, накопительных пенсионных фондов и (или) организации, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, страховых (перестраховочных) организаций, Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - Агентство) ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Внести в постановление Правления Агентства от 28 ноября 2008 года № 200 "Об утверждении Правил применения мер раннего реагирования и методики определения факторов, влияющих на ухудшение финансового положения банка второго уровня, накопительного пенсионного фонда и (или) организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, страховой (перестраховочной) организации" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5464) следующие изменения и дополнения:
      в Правилах применения мер раннего реагирования и методики определения факторов, влияющих на ухудшение финансового положения банка второго уровня, накопительного пенсионного фонда и (или) организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, страховой (перестраховочной) организации, утвержденных указанным постановлением:
      главу 1 изложить в следующей редакции:
      "Глава 1. Факторы, влияющие на ухудшение финансового положения банка второго уровня, и методика их определения
      1. Факторами, влияющими на ухудшение финансового положения банка второго уровня (далее - банк), являются:
      1) снижение коэффициентов достаточности собственного капитала;
      2) снижение коэффициентов ликвидности;
      3) уменьшение доли высоколиквидных активов в сумме активов банка;
      4) увеличение просроченной задолженности по основному долгу и (или) начисленному процентному вознаграждению для юридических лиц свыше тридцати календарных дней, для физических лиц свыше шестидесяти календарных дней;
      5) увеличение доли займов, по которым срок просроченной задолженности по основному долгу и (или) начисленному процентному вознаграждению составляет свыше девяноста календарных дней в ссудном портфеле банка;
      6) снижение соотношения суммы сформированных провизий к кредитам, по которым срок просроченной задолженности по основному долгу и (или) начисленному процентному вознаграждению составляет свыше девяноста календарных дней;
      7) увеличение соотношения доли займов, выданных на приобретение и строительство коммерческой и жилой недвижимости и ипотечных жилищных займов к ссудному портфелю банка;
      8) снижение доли привлеченных вкладов юридических и физических лиц в сумме обязательств банка;
      9) увеличение соотношения ссудного портфеля банка к сумме депозитов юридических и физических лиц (за исключением вкладов дочерних организаций специального назначения (далее - SPV)), а также обязательств банка перед родительской организацией по полученным займам;
      10) превышение соотношения суммы превышения обязательств над активами (далее - отрицательная ГЭП позиция) банка к обязательствам банка со сроком погашения до одного года;
      11) убыточная деятельность банка.
      2. Определение факторов, влияющих на ухудшение финансового положения банка, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, осуществляется по следующей методике:
      1) снижение два и более раза в течение трех последовательных месяцев коэффициентов достаточности собственного капитала до или ниже уровня, превышающего на 0,01 минимальные значения коэффициентов достаточности собственного капитала, установленные уполномоченным органом;
      2) снижение коэффициентов достаточности собственного капитала при нахождении их первоначальных значений ниже уровня превышающего на 0,01 минимальные значения коэффициентов достаточности собственного капитала, установленные уполномоченным органом;
      3) снижение два и более раза в течение трех последовательных месяцев коэффициентов ликвидности до или ниже уровня, превышающего на 0,1 минимальные значения коэффициентов ликвидности, установленные уполномоченным органом;
      4) снижение коэффициентов ликвидности при нахождении их первоначальных значений ниже уровня превышающего на 0,1 минимальные значения коэффициентов ликвидности, установленные уполномоченным органом;
      5) снижение два или более раза в течение трех последовательных месяцев доли высоколиквидных активов в сумме активов до десяти или менее процентов, или снижение доли высоколиквидных активов в сумме активов при первоначальном его значений менее десяти процентов;
      6) рост просроченной задолженности свыше тридцати календарных дней для юридических лиц и шестидесяти календарных дней для физических лиц по основному долгу и (или) процентному вознаграждению по кредитам, при наличии в ссудном портфеле десяти и более процентов займов, по которым срок просроченной задолженности по основному долгу и (или) начисленному процентному вознаграждению составляет свыше девяноста календарных дней;
      7) увеличение доли займов, по которым срок просроченной задолженности по основному долгу и (или) начисленному процентному вознаграждению составляет свыше девяноста календарных дней, при наличии в ссудном портфеле банка десяти и более процентов займов, срок просроченной задолженности по основному долгу и (или) начисленному процентному вознаграждению составляет свыше девяноста календарных дней;
      8) снижение соотношения суммы сформированных провизий к кредитам, по которым срок просроченной задолженности по основному долгу и (или) начисленному процентному вознаграждению составляет свыше девяноста календарных дней, ниже значения 1, при фактическом значении доли кредитов, по которым срок просроченной задолженности по основному долгу и (или) начисленному процентному вознаграждению составляет свыше девяноста календарных дней, в ссудном портфеле банка равном десяти и более процентам;
      9) увеличение доли займов, выданных на приобретение и строительство коммерческой и жилой недвижимости и ипотечных жилищных займов на пяти и более процентных пунктов в месяц в течение трех последовательных месяцев;
      10) наличие займов, выданных на приобретение и строительство коммерческой и жилой недвижимости и ипотечных жилищных займов в объеме тридцати и более процентов от общего объема ссудного портфеля банка;
      11) снижение доли привлеченных срочных вкладов юридических и физических лиц, без учета вкладов SPV в сумме обязательств банка на десять и более процентов;
      12) превышение соотношения общего объема выданных займов к сумме привлеченных депозитов юридических и физических лиц (за исключением вкладов SPV), а также обязательств банка перед родительской организацией по полученным займам значения 2, с 01 января 2011 года - 1,5.
      Не является фактором, влияющим на ухудшение финансового положения банка, если превышение вышеуказанного соотношения связано с оттоком депозитов юридических и физических лиц;
      13) превышение соотношения отрицательной ГЭП позиции банка к обязательствам банка со сроком погашения до одного года в размере тридцати процентов и более, рассчитываемая по следующей формуле:

      А - О
      -----
        О   , где

      А - активы со сроком погашения до одного года;
      О - обязательства со сроком погашения до одного года;
      14) убыточная деятельность банка в течение трех последовательных месяцев.
      Требования подпунктов 9), 10) пункта 2 Правил не распространяются в отношении акционерного общества "Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана".
      Требования подпункта 12) пункта 2 Правил не распространяется в отношении банков, доля собственного капитала которых в активах составляет свыше пятидесяти процентов.";
      в пункте 3:
      в подпункте 3) слова "одного сектора экономики страны" заменить словами ", выпущенные эмитентами Республики Казахстан, относящимися к одному сектору экономики Республики Казахстан";
      дополнить подпунктами 3-1), 4-1) следующего содержания:
      "3-1) увеличение соотношения объема собственных активов накопительного пенсионного фонда и (или) организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, размещенных в финансовые инструменты, выпущенные эмитентами Республики Казахстан, относящимися к одному сектору экономики Республики Казахстан, к общему объему собственных активов данного накопительного пенсионного фонда и (или) организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами;";
      "4-1) увеличение соотношения объема собственных активов накопительного пенсионного фонда и (или) организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, размещенных в финансовые инструменты, деноминированные в иностранной валюте, к общему объему собственных активов данного накопительного пенсионного фонда и (или) организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами;";
      подпункт 5) изложить в следующей редакции:
      "5) увеличение совокупной доли инвестиций за счет пенсионных активов накопительного пенсионного фонда в акции от общего объема пенсионных активов данного накопительного пенсионного фонда;";
      дополнить подпунктом 5-1) следующего содержания:
      "5-1) увеличение совокупной доли инвестиций за счет собственных активов накопительного пенсионного фонда и (или) организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами в акции от общего объема собственных активов данного накопительного пенсионного фонда и (или) организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами;";
      подпункт 6) исключить;
      в подпункте 7) знак препинания "." заменить знаком препинания ";";
      дополнить подпунктами 8), 9), 10) следующего содержания:
      "8) увеличение доли инвестиций за счет пенсионных активов в финансовые инструменты, по которым эмитент допустил дефолт по выплате вознаграждения и (или) основной суммы долга по выпущенным облигациям от общего объема пенсионных активов данного накопительного пенсионного фонда;
      9) увеличение доли инвестиций за счет собственных активов в финансовые инструменты, по которым эмитент допустил дефолт по выплате вознаграждения и (или) основной суммы долга по выпущенным облигациям от общего объема собственных активов данного накопительного пенсионного фонда и (или) организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами;
      10) превышение лимитов инвестирования, установленных советом директоров и (или) инвестиционным комитетом накопительного пенсионного фонда и (или) организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами.";
      в пункте 4:
      подпункты 1) и 2) изложить в следующей редакции:
      "1) снижение два и более раза в течение трех последовательных месяцев коэффициента достаточности собственного капитала до или ниже уровня, превышающего на 0,01 минимальное значение коэффициента достаточности собственного капитала, установленного уполномоченным органом;
      2) снижение достаточности собственного капитала при нахождении его первоначального значения ниже уровня, превышающего на 0,01 минимальное значение коэффициента достаточности собственного капитала, установленного уполномоченным органом;";
      в подпункте 3):
      слова "процентных пунктов" заменить словом "процентов";
      слова "двенадцать, тридцать шесть и" исключить;
      в подпункте 4) слова "одного сектора экономики" заменить словами ", выпущенные эмитентами Республики Казахстан, относящимися к одному сектору экономики Республики Казахстан";
      дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания:
      "4-1) превышение соотношения объема собственных активов накопительного пенсионного фонда и (или) организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, размещенных в финансовые инструменты одного сектора экономики Республики Казахстан, к общему объему собственных активов данного накопительного пенсионного фонда и (или) организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами значения сорока процентов;";
      в подпункте 5) после слова "инвестиций" дополнить словами "за счет пенсионных активов накопительного пенсионного фонда";
      дополнить подпунктом 5-1) следующего содержания:
      "5-1) превышение совокупной доли инвестиций за счет собственных активов накопительного пенсионного фонда и (или) организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами в акции значения двадцати процентов от общего объема собственных активов накопительного пенсионного фонда и (или) организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами;";
      в подпункте 6) слово "суммарному" заменить словом "общему";
      дополнить подпунктом 6-1) следующего содержания:
      "6-1) превышение соотношения объема собственных активов накопительного пенсионного фонда и (или) организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, размещенных в финансовые инструменты, деноминированные в иностранной валюте, к общему объему собственных активов данного накопительного пенсионного фонда и (или) организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами значения тридцати процентов;";
      подпункт 7) исключить;
      в части второй подпункта 8) знак препинания "." заменить знаком препинания ";";
      дополнить подпунктами 9), 10), 11) следующего содержания:
      "9) превышение объема пенсионных активов накопительного пенсионного фонда, размещенных в финансовые инструменты, по которым эмитент допустил дефолт по выплате вознаграждения и (или) основной суммы долга по выпущенным облигациям, к общему объему пенсионных активов данного накопительного пенсионного фонда значения пяти процентов;
      10) превышение объема собственных активов накопительного пенсионного фонда и (или) организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, размещенных в финансовые инструменты, по которым эмитент допустил дефолт по выплате вознаграждения и (или) основной суммы долга по выпущенным облигациям, к общему объему собственных активов данного накопительного пенсионного фонда и (или) организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами значения пяти процентов;
      11) превышение два или более раза в течении трех последовательных месяцев лимитов инвестирования, установленных советом директоров и (или) инвестиционным комитетом накопительного пенсионного фонда и (или) организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами.";
      в пункте 6:
      подпункт 1) изложить в следующей редакции:
      "1) снижение два и более раза в течение трех последовательных месяцев норматива достаточности маржи платежеспособности на 0,1 и более пунктов при его первоначальном значении выше установленного уполномоченным органом, на 0,5 или менее пунктов;";
      в подпункте 3) после слова "снижение" дополнить словами "два и более раза";
      в подпункте 4) слова "маржи платежеспособности" заменить словами "высоколиквидных активов";
      в подпункте 5):
      после слова "превышение" дополнить словами "два и более раза";
      слово "тридцать" заменить словом "двадцать";
      слова "договорам страхования (перестрахования)" заменить словами "договорам прямого страхования и входящего перестрахования";
      подпункт 7) изложить в следующей редакции:
      "7) превышение соотношения объема ответственности по договору (договорам) перестрахования в отдельной перестраховочной организации - нерезиденте Республики Казахстан, имеющей международную рейтинговую оценку агентства "Standard & Poor's" ниже "BB-" или рейтинга аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, признаваемых уполномоченным органом в соответствии с пунктом 35 Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов страховой (перестраховочной) организации, формах и сроках представления отчетов о выполнении пруденциальных нормативов, утвержденной постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 22 августа 2008 года № 131 "Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов страховой (перестраховочной) организации, формах и сроках представления отчетов о выполнении пруденциальных нормативов" (зарегистрированной в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5331), или не имеющей рейтинговую оценку данных рейтинговых агентств, либо зарегистрированной в стране, имеющей суверенный рейтинг ниже соответствующего суверенного рейтинга Республики Казахстан по классификации рейтингового агентства "Standard&Poors" или суверенного рейтинга аналогичного уровня, к совокупному объему ответственности по договорам прямого страхования и входящего перестрахования, значения десяти процентов;";
      пункт 9 изложить в следующей редакции:
      "9. В случае выявления факторов, предусмотренных пунктами 1, 3, 5 настоящих Правил, в результате анализа финансового положения финансовой организации и (или) по итогам ее проверки, уполномоченный орган направляет в финансовую организацию и (или) ее акционерам требование в письменной форме по представлению плана мероприятий, предусматривающего меры раннего реагирования по повышению финансовой устойчивости финансовой организации, недопущению ухудшения ее финансового положения и увеличения рисков, связанных с ее деятельностью (далее - план мероприятий).
      Финансовая организация и (или) ее акционеры в срок не более пяти рабочих дней со дня получения требования уполномоченного органа разрабатывают и представляют в уполномоченный орган план мероприятий, который содержит:
      1) детальный анализ фактора, влияющего на ухудшение финансового положения финансовой организации;
      2) прогноз данного фактора, обоснование данного прогноза и негативные влияния на деятельность финансовой организации;
      3) меры по улучшению данного фактора, то есть доведения до уровня не представляющего угрозу (дополнительные риски) для деятельности финансовой организации;
      4) сроки исполнения плана мероприятий (с указанием сроков исполнения по каждому пункту плана мероприятий);
      5) ответственных должностных лиц за исполнение плана мероприятий.
      Уполномоченный орган проводит предварительное рассмотрение плана мероприятий в течение десяти рабочих дней с даты его представления финансовой организацией и (или) ее акционерами.
      В случае не согласия уполномоченного органа с планом мероприятий, предоставленным финансовой организацией и (или) ее акционерами на рассмотрение, уполномоченный орган и финансовая организация проводят совместные обсуждения с целью доработки плана мероприятий. При этом, финансовая организация корректирует план для устранения замечаний уполномоченного органа или, в случае несогласия с такими замечаниями, предоставляет свои обоснования.
      Уполномоченный орган одобряет или не одобряет доработанный план мероприятий в течение пяти рабочих дней.
      В случае одобрения представленного плана мероприятий уполномоченным органом, финансовая организация и (или) ее акционеры приступают к его реализации и представляют в уполномоченный орган отчет о выполнении мероприятий, в сроки, установленные планом мероприятий.
      В случае неодобрения плана мероприятий, уполномоченный орган применяет к финансовой организации и (или) ее акционерам одну или несколько мер раннего реагирования посредством предъявления требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 45 Закона о банках,   пунктом 2 статьи 41-2 Закона о пенсионном обеспечении, пунктом 2   статьи 53 Закона о страховой деятельности соответственно.
      В случае самостоятельного выявления факторов, предусмотренных пунктами 1, 3, 5 настоящих Правил, финансовая организация в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанных факторов представляет в уполномоченный орган информацию, отражающую состояние ухудшения ее финансового положения с приложением плана мероприятий, предусмотренного настоящими Правилами.".
      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении четырнадцати календарных дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      3. Департаменту стратегии и анализа (Абдрахманов Н.А.):
      1) совместно с Юридическим департаментом (Сарсенова Н.В.) принять меры к государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан настоящего постановления;
      2) в десятидневный срок со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан довести настоящее постановление до сведения заинтересованных подразделений Агентства, Объединения юридических лиц "Ассоциация финансистов Казахстана".
      4. Службе Председателя Агентства (Кенже А.А.) принять меры по опубликованию настоящего постановления в средствах массовой информации Республики Казахстан.
      5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Агентства Кожахметова К.Б.

      Председатель                               Е. Бахмутова