Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра транспорта и коммуникаций РК от 06.08.2011 № 496.
В целях реализации положений Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 года N 476 "Об автомобильном транспорте" и Указа Президента Республики Казахстан от 12 мая 1995 года N 2272 "О присоединении Республики Казахстан к Европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, (ЕСТР) 1970 года", а также с целью повышения безопасности дорожного движения при осуществлении автомобильных перевозок путем контроля за режимом труда и отдыха водителей, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации труда и отдыха водителей, требования по оснащению автотранспортных средств контрольными устройствами регистрации режима труда и отдыха (тахографами).
2. Управлению автомобильного транспорта (Маханов Ш.К.) обеспечить представление Правил для государственной регистрации в Министерство юстиции Республики Казахстан.
3. Признать утратившими силу следующие приказы Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан:
1) от 3 ноября 2000 года N 437-I "Об утверждении Правил применения тахографов при осуществлении международных автомобильных перевозок в Республике Казахстан" (зарегистрирован Министерством юстиции Республики Казахстан 2 декабря 2000 года N 1317, с изменениями, внесенными приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 16 сентября 2002 года N 308-I);
2) от 16 сентября 2002 года N 308-I "О внесении изменения в приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 3 ноября 2000 года N 437-1 "Об утверждении Правил применения тахографов при осуществлении международных автомобильных перевозок в Республике Казахстан" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 октября 2002 года N 2002, опубликован: "Бюллетень нормативных правовых актов Республики Казахстан", 2002 г., N 45-46).
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-Министра транспорта и коммуникаций Кошанова Е.Ж.
5. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.
И.о. Министра
Утверждены
приказом и.о. Министра транспорта
и коммуникаций Республики Казахстан
от 19 января 2004 года N 16-I
Правила организации труда и отдыха водителей, требования
по оснащению автотранспортных средств контрольными устройствами
регистрации режима труда и отдыха (тахографами) 1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации труда и отдыха водителей, требования по оснащению автотранспортных средств контрольными устройствами регистрации режима труда и отдыха (тахографами) (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об автомобильном транспорте" и Указом Президента Республики Казахстан от 12 мая 1995 года N 2272 "О присоединении Республики Казахстан к Европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, (ЕСТР) 1970 года" и определяют общий порядок организации труда и отдыха водителей, осуществляющих автомобильные перевозки пассажиров и грузов, и требования по установке и эксплуатации контрольных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей на автотранспортных средствах, подлежащих оборудованию данными устройствами.
2. В Правилах используются следующие основные понятия:
1) тахограф - контрольное устройство, предназначенное для установки на автотранспортных средствах в целях непрерывной регистрации в автоматическом или полуавтоматическом режиме на специальных диаграммных дисках или регистрационных листах (далее - диаграммные диски) данных о пройденном пути и скорости движения автотранспортного средства, времени работы и отдыха водителя;
2) диаграммный диск - диск, который вводится в контрольное устройство и предназначен для непрерывной записи и хранения информации, подлежащей регистрации;
3) поверка - проведение государственного метрологического контроля;
4) водитель - любое лицо, независимо от того работает ли оно по найму или нет, управляющее автотранспортным средством или находящееся на автотранспортном средстве для того, чтобы управлять им в случае необходимости, и имеющее документы, подтверждающие его квалификацию и профессиональную пригодность в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
5) ежедневная продолжительность управления - продолжительность управления между любыми двумя периодами ежедневного отдыха или периодами ежедневного и еженедельного отдыха;
6) неделя - период времени с 00.00 час. в понедельник до 24.00 час. в воскресенье;
7) отдых - любой непрерывный период, продолжительностью не менее часа, в течение которого водитель может свободно располагать своим временем;
8) эффективная окружность шин колес - среднее значение расстояний, пройденных несколькими ведущими колесами автотранспортного средства за один полный их оборот при нормальных условиях испытаний.
3. Настоящие Правила распространяются на физических и юридических лиц, осуществляющих в соответствии с законодательством Республики Казахстан перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты по территории Республики Казахстан.
4. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
5. Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан устанавливаются иные правила, чем те, которые устанавливаются настоящими Правилами, то применяются правила международных договоров.
2. Режим труда и отдыха водителей
6. Ежедневная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 9 часов. Она может быть увеличена дважды в течение любой одной недели до 10 часов (приложение 1).
7. Общая продолжительность управления автотранспортным средством в течение любых двух недель не должна превышать 90 часов.
8. После непрерывного управления автотранспортным средством в течение четырех с половиной часов водитель делает перерыв не менее, чем на 45 минут, если не наступает период отдыха.
9. Этот перерыв может быть заменен перерывами, продолжительностью не менее 15 минут каждый, распределяемыми в течение периода управления так, чтобы в сумме они составляли не менее 45 минут.
10. В течение этих перерывов водитель не выполняет никакой другой работы.
11. Перерывы не могут рассматриваться в качестве периодов ежедневного отдыха.
12. В течение каждых 24 часов водитель имеет непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее 12 часов.
13. Если в течение каждых 30 часов автотранспортным средством управляли, по крайней мере, два водителя, каждый водитель имеет период отдыха продолжительностью не менее 8 часов подряд.
14. Ежедневный период отдыха может использоваться на автотранспортном средстве, если на нем имеется спальное место и автотранспортное средство находится на стоянке.
15. В случаях, когда водитель на участке маршрута сопровождает автотранспортное средство, перевозимое на пароме или по железной дороге, он должен располагать спальным местом, и его ежедневный отдых может прерываться не более одного раза. Этот перерыв не должен превышать 1 часа до погрузки и после выгрузки. При этом операции по таможенному оформлению включаются в операции по погрузке или выгрузке, а прерываемый ежедневный период отдыха увеличивается на два часа.
16. В течение каждой рабочей недели водитель должен иметь еженедельный отдых, который должен составлять 45 последовательных часов. Этот период отдыха может быть сокращен до 36 часов, если он используется в месте приписки автотранспортного средства или в месте приписки водителя, или до 24 часов, если он используется в любом другом месте. Любое сокращение продолжительности отдыха должно быть компенсировано предоставлением соответствующего времени отдыха в течение трех недель.
17. Еженедельный отдых может быть отложен до конца шестого дня после шести ежедневных периодов управления автотранспортным средством, если общая продолжительность управления в течение этих дней не превышает максимального времени, соответствующего шести ежедневным периодам управления.
18. Для того, чтобы не ставить под угрозу безопасность дорожного движения и достичь удобного места стоянки, водитель может отходить от положений настоящих Правил в той мере, в которой это необходимо для обеспечения безопасности находящихся на автотранспортном средстве лиц, автотранспортного средства или находящегося на нем груза. Водитель должен указать характер и причину отхода от этих положений в регистрационном листе или диаграммном диске.
3. Требования по регистрации режима труда и отдыха водителей
19. Оборудованию контрольными устройствами регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографами) подлежат автобусы, грузовые, в том числе специализированные, автомобили, используемые при осуществлении:
1) автомобильных перевозок опасных грузов;
2) международных автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов;
3) междугородных межобластных регулярных и нерегулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа.
В соответствии со статьей 55 Закона Республики Казахстан "Об автомобильном транспорте" подпункт 3) данного пункта вводится в действие с 1 января 2005 года.
20. Автотранспортные средства, зарегистрированные на территории государства, являющегося участником ЕСТР, при осуществлении международных автомобильных перевозок по территории Республики Казахстан, должны быть оборудованы тахографами, если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан не установлено иное.
21. При осуществлении международных автомобильных перевозок по территории Республики Казахстан автотранспортными средствами, зарегистрированными на территории государства, не являющегося участником ЕСТР, допускается ведение водителями данных автотранспортных средств ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха.
22. Оборудование тахографами не требуется при осуществлении перевозок следующими автотранспортными средствами:
1) грузовыми автомобилями, в том числе специализированными (предназначенными для перевозки определенных видов грузов), общая снаряженная масса которых, включая вес прицепов или полуприцепов, не превышает 3,5 тонн, за исключением автотранспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов;
2) автотранспортными средствами, которые используются для перевозки пассажиров и грузов, в том числе опасных грузов, на регулярных линиях, протяженность которых не превышает 50 км;
3) автотранспортными средствами, разрешенная максимальная скорость которых не превышает 30 км в час;
4) автотранспортными средствами, которые находятся в ведении вооруженных сил, органов гражданской обороны, пожарной службы и сил поддержания общественного порядка;
5) автотранспортными средствами, которые используются в чрезвычайных обстоятельствах или в ходе спасательных операций;
6) специальными автотранспортными средствами, которые используются в медицинских целях;
7) автотранспортными средствами, осуществляющими технологические перемещения опасных грузов внутри территорий организаций, на которых осуществляется их производство, переработка, хранение, применение или уничтожение, если такие перемещения осуществляются без выхода на автомобильные дороги общего пользования, а также улицы городов и населенных пунктов, ведомственные дороги, по которым разрешается движение автотранспортных средств общего пользования;
8) автотранспортными средствами, осуществляющими перевозки опасных грузов, когда такие грузы упакованы для розничной продажи в количествах, не превышающих объемов, регламентированных Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее - ДОПОГ), и предназначены для непосредственного потребления, использования в быту, для досуга или спорта;
9) автотранспортными средствами, осуществляющими перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном автотранспортном средстве в размерах, которые в соответствии с ДОПОГ определяют груз как не влияющий отрицательно на окружающую среду и здоровье людей и при которых перевозку груза можно считать как перевозку не опасного груза;
10) автотранспортными средствами, осуществляющими по территории Республики Казахстан перевозки машин и механизмов, не являющихся транспортными средствами и содержащих опасные грузы во внутреннем или эксплуатационном оборудовании.
23. Тахографы, применяемые на автотранспортных средствах в Республике Казахстан, должны соответствовать требованиям ЕСТР и иметь выданный в установленном законодательством порядке сертификат об утверждении типа средств измерений, допускающий тахографы к применению в Республике Казахстан, а также действующее свидетельство о проведении их государственного метрологического контроля (поверки) или поверительное клеймо.
4. Требования, предъявляемые к установке и эксплуатации тахографов
24. Установка тахографов на транспортных средствах производится в соответствии с нормативными документами, регламентирующими требования по установке данных контрольных устройств.
25. Тахограф должен быть установлен на автотранспортном средстве таким образом, чтобы водитель мог со своего места наблюдать за показаниями спидометра, счетчика пробега и часов. Тахограф, включая приводные элементы, должен быть защищен от случайной поломки.
26. После проверки тахографа, проводимой при его установке, на автотранспортном средстве рядом с устройством или на самом устройстве на видном месте должна укрепляться табличка с данными об установке. После каждого осмотра, когда требуется изменение данных самой установки, на месте предыдущей таблички должна быть установлена новая табличка.
27. Периодические проверки проводятся не реже одного раза в два года и могут проводиться одновременно с техническими осмотрами автотранспортных средств и должны включать следующие проверки:
1) правильность работы контрольного устройства;
2) наличие на контрольном устройстве знака официального утверждения типа;
3) наличия таблички с данными об установке или поверке;
4) фактическое значение эффективной окружности шин колес;
5) целостность пломб на контрольном устройстве и на других частях.
28. Поверки отклонения в ходе эксплуатации измеряемых тахографом фактических параметров от максимально допустимых должна проводиться не реже сроков, установленных уполномоченным органом по стандартизации, метрологии и сертификации. В ходе этих испытаний должна производиться замена таблички с данными об установке.
29. Положительные результаты поверок тахографа удостоверяются свидетельством о его поверке или поверительным клеймом. Свидетельство о поверке тахографа хранится в течение установленного срока и предъявляется по требованию контролирующих органов.
30. Диаграммные диски (приложение 2) должны быть такими, чтобы они не затрудняли нормальное использование контрольного устройства, а содержащиеся на них записи были не стираемыми и легко читаемыми.
31. Диаграммные диски должны сохранять свои размеры и все нанесенные на них записи, при нормальных условиях влажности и температуры, в течение не менее одного года.
32. В начале рабочего дня, после завершения суточной работы, а также в случае замены автотранспортного средства в течение одного рабочего дня каждый водитель вносит в диаграммный диск соответствующие записи (приложение 3). В общей сложности диск обеспечивает возможность записей о замене до трех автотранспортных средств.
33. Минимальная возможная продолжительность записи на дисках, независимо от их формы, должна составлять 24 часа.
5. Действия водителей при использовании тахографов
34. Водители автотранспортных средств:
1) обеспечивают правильную эксплуатацию тахографа, его своевременное включение и переключение ручек тахографа на соответствующие режимы работы;
2) своевременно производят установку, замену и надлежащее заполнение диаграммных дисков, а также обеспечивают их сохранность. Не допускается использование загрязненных или поврежденных диаграммных дисков. В этом отношении диаграммные диски должны быть надежно защищены. В случае повреждения диаграммного диска с внесенными в него записями водитель прикладывает поврежденный диск к дополнительному диску, используемому для его замены;
3) использует диаграммные диски каждый день, в течение которого водитель управлял транспортным средством, начиная с момента его приемки;
4) при выходе тахографа из строя ведет запись режима труда и отдыха на обороте своего диаграммного диска от руки с использованием нанесенной на него сетки с соответствующими графическими обозначениями и принимает меры по устранению неисправностей в кратчайшие сроки. В случае, когда водители находятся вне автотранспортного средства и не могут использовать контрольное устройство, они также вносят от руки в свой диаграммный диск сведения об их деятельности и отдыхе;
5) предъявляют сотрудникам государственного органа, уполномоченного проводить транспортный контроль, заполненные диаграммные диски за текущую неделю и за последний день предшествующей недели, сертификат об утверждении типа средств измерений, а также свидетельство о проведении поверки тахографа.
6. Действия перевозчиков, осуществляющих перевозки
автомобильным транспортом с использованием тахографов
35. Перевозчик:
1) выдает водителям достаточное количество диаграммных дисков установленного образца, пригодных для использования в тахографе, которым оборудовано автотранспортное средство, с учетом продолжительности их использования и возможности замены в случае повреждения или изъятия их контролирующими органами;
2) хранит заполненные диаграммные диски каждого водителя в течение не менее чем 12 месяцев со дня последней записи и свидетельства о поверках тахографов - в течение 3 лет с момента их выдачи;
3) постоянно контролирует соблюдение водителями норм времени управления автотранспортными средствами, периодов другой работы и отдыха, используя имеющиеся в их распоряжении заполненные диаграммные диски, проводит анализ данных в диаграммных дисках и, в случае установления нарушений, принимает меры по их пресечению;
4) предъявляет указанные в подпункте 2) настоящего пункта документы сотрудникам государственного органа, уполномоченного проводить транспортный контроль.
7. Контроль за использованием тахографа
36. Контролю подлежат:
1) наличие, исправность и соответствие тахографа требованиям пункта 23, а также соблюдение водителем условий его использования, указанных в пункте 34 настоящих Правил;
2) записи на диаграммных дисках за текущую неделю и за последний день предшествовавшей недели, в течение которого водитель управлял автотранспортным средством (соблюдение скоростных режимов движения, режима труда и отдыха);
3) состояние оттиска клейма на тахографе, наличие табличек с параметрами настройки.
37. В случае выявления нарушений требований ЕСТР и настоящих Правил, допущенных перевозчиками, сотрудники государственного органа, уполномоченного проводить транспортный контроль, принимают меры, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Приложение 1
к Правилам организации труда
и отдыха водителей, требованиям
по оснащению автотранспортных средств
контрольными устройствами регистрации
режима труда и отдыха (тахографами),
утвержденных приказом и.о. Министра
транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан
от 19 января 2004 года N 16-I
Таблица
режимов труда и отдыха водителей
_______________________________________________________________
Кол-во | Режим | Макс. | Мин. | Макс. | Макс. | Мин. | Мин.
води- | | время | время | время | время | время | время
телей | | непре- | пере- | управ-| управ- | ежед- | ежене-
| | рывного| рыва | ления | ления в| нев- | дель-
| | управ- | | в | неделю | ного | ного
| | ления | | сутки | | отдыха| отдыха
| | | | | | |
| | См. бумажный вариант |
---------------------------------------------------------------------
1-води-| норма |4,5 часа| 45 |9 часов|90 часов| 12 | 45 часов-
тель | допус-| | минут |по 10 |в тече- | часов | 36 часов
| кается| | разде-|часов |ние | | на месте
| | | ление |х 2 дня|любых | | базиро-
| | | на ин-|в не- |2-х не- | | вания;
| | | терва-|делю |дель | | -24 часа
| | | лы не | | | | в любом
| | | короче| | | | другом
| | | 15 | | | | месте
| | | минут | | | |
---------------------------------------------------------------------
2-води-| | тоже | тоже | тоже |90 часов|в те- | тоже
теля | | | | | |чение |
| | | | | |30 ча- |
| | | | | |сов |
| | | | | |работы |
| | | | | |каждый |
| | | | | |води- |
| | | | | |тель |
| | | | | |должен |
| | | | | |иметь |
| | | | | |отдых |
| | | | | |не ме- |
| | | | | |нее 8 |
| | | | | |часов |
| | | | | |непре- |
| | | | | |рывно |
---------------------------------------------------------------------
Приложение 2
к Правилам организации труда
и отдыха водителей, требованиям
по оснащению автотранспортных средств
контрольными устройствами регистрации
режима труда и отдыха (тахографами),
утвержденных приказом и.о. Министра
транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан
от 19 января 2004 года N 16-I
Диаграммный диск
(лицевая сторона)
См. бумажный вариант
Диаграммный диск
(оборотная сторона)
См. бумажный вариант
Приложение 3
к Правилам организации труда
и отдыха водителей, требованиям
по оснащению автотранспортных средств
контрольными устройствами регистрации
режима труда и отдыха (тахографами),
утвержденных приказом и.о. Министра
транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан
от 19 января 2004 года N 16-I
Порядок
заполнения диаграммного диска
См. бумажный вариант
1. В начале рабочего дня каждый водитель должен предварительно заполнить среднюю часть нового диаграммного диска, вписав от руки:
1) - фамилию, имя и отчество;
2) - пункт отправления;
3) Dat. - дату установки диска (над чертой);
4) NО - регистрационный номер автотранспортного средства;
5) - начальные показания счетчика пробега;
2. После завершения суточной работы диаграммный диск следует вынуть из контрольного устройства и дополнить следующими записями:
6) - пункт прибытия;
7) Dat. - дата снятия диска (под чертой);
8) - конечные показания счетчика пробега;
9) КМ - вычисленный пробег за поездку.
3. При замене автотранспортного средства в течение одного рабочего дня заполняется от руки средняя часть оборотной стороны диаграммного диска:
1) - время замены автотранспортного средства;
2) NО - регистрационный номер нового автотранспортного средства;
3) - начальные показания счетчика пробега;
Заполненный таким образом диаграммный диск переносится в контрольное устройство другого автотранспортного средства. После завершения поездки диск следует дополнить данными:
4) - конечные показания счетчика пробега;
5) КМ - вычисленный пробег за поездку.