Подлежит опубликованию в Собрании актов Президента и Правительства Республики Казахстан |
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 26 июня 2001 года № 643 "Об утверждении положений, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" следующее изменение:
Положение о Судебном жюри, утвержденное вышеназванным Указом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему Указу.
2. Настоящий Указ вводится в действие с 28 апреля 2019 года.
Президент Республики Казахстан |
К. Токаев |
ПРИЛОЖЕНИЕ к Указу Президента Республики Казахстан от 17 апреля 2019 года № 25 |
|
УТВЕРЖДЕНО Указом Президента Республики Казахстан от 26 июня 2001 года № 643 |
ПОЛОЖЕНИЕ о Судебном жюри
1. Общие положения
1. Настоящее Положение о Судебном жюри (далее – Положение) разработано в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Конституционным законом Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" (далее – Конституционный закон), Законом Республики Казахстан "О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан" (далее – Закон) и определяет порядок формирования и организации работы Судебного жюри.
2. Судебное жюри образуется для рассмотрения дисциплинарных дел в отношении судей.
3. В своей деятельности члены Судебного жюри независимы и руководствуются только Конституцией Республики Казахстан, Конституционным законом, Законом и настоящим Положением.
4. Не допускаются вмешательство в деятельность Судебного жюри и оказание воздействия на его членов. Член Судебного жюри не вправе давать какую-либо информацию по находящимся в его производстве материалам, принятым решениям.
2. Порядок формирования Судебного жюри
5. Судебное жюри состоит из шести судей, обеспечивающих представительство в Судебном жюри судей всех уровней.
В Судебное жюри входят также два представителя общественности и один член Высшего Судебного Совета из числа судей, имеющие право совещательного голоса.
Судьи назначаются в состав Судебного жюри по рекомендации расширенного пленарного заседания Верховного Суда в соответствии с пунктом 2-1 статьи 22 Конституционного закона, а член Высшего Судебного Совета из числа судей и представители общественности – Высшим Судебным Советом, сроком на три года.
Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов расширенного пленарного заседания посредством открытого или тайного голосования.
6. В состав Судебного жюри помимо основных членов избирается запасной член Судебного жюри из числа судей.
Запасной член Судебного жюри приступает к исполнению обязанностей члена Судебного жюри в случае отвода или самоотвода членов Судебного жюри, повлекшего отсутствие кворума, а также в случае выбытия члена Судебного жюри и исполняет обязанности члена Судебного жюри на оставшийся срок полномочий.
Если при выбытии члена Судебного жюри резерв запасных членов будет исчерпан, проводятся довыборы на оставшийся срок в порядке, установленном Конституционным законом.
Состав Судебного жюри и кандидатура запасного члена утверждаются Высшим Судебным Советом.
Высший Судебный Совет вправе мотивированным решением отклонить кандидатуры в состав Судебного жюри и запасных членов, рекомендованных расширенным пленарным заседанием Верховного Суда Республики Казахстан.
7. Лица, рекомендуемые в состав Судебного жюри из числа судей, а также запасных судей, должны обладать высокими профессиональными качествами, безупречной репутацией, принципиальностью, пользоваться авторитетом судейской общественности и иметь стаж работы судьей не менее десяти лет.
Лица, рекомендуемые в состав Судебного жюри от представителей общественности, должны обладать высокими профессиональными качествами, безупречной репутацией, принципиальностью и иметь стаж работы по юридической специальности не менее десяти лет.
8. В состав Судебного жюри не могут быть избраны Председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда Республики Казахстан, председатели и председатели судебных коллегий областных судов, судьи – члены Комиссии по судейской этике, Комиссии по качеству правосудия при Верховном Суде, Комиссии по кадровому резерву при Высшем Судебном Совете.
9. На организационном заседании состава Судебного жюри из числа судей большинством голосов избирается председатель Судебного жюри.
Лицо, избранное председателем Судебного жюри, распоряжением Председателя Верховного Суда освобождается от исполнения служебных обязанностей по основному месту работы на период председательствования в Судебном жюри.
Секретарем Судебного жюри назначается работник Аппарата Высшего Судебного Совета.
10. Председатель Судебного жюри:
1) обеспечивает общее руководство Судебным жюри;
2) созывает заседания Судебного жюри и председательствует на них;
3) определяет вопросы, выносимые для рассмотрения на заседания Судебного жюри, и утверждает повестку дня;
4) подписывает решения и протоколы Судебного жюри;
5) создает комиссию и вправе поручать членам Судебного жюри проводить проверки с выездом на место обращения или совершения дисциплинарного проступка;
6) организует анализ и обобщение практики работы Судебного жюри;
7) представляет информацию о проделанной работе Судебного жюри Высшему Судебному Совету;
8) представляет Судебное жюри в отношениях с государственными, общественными и иными органами, организациями и должностными лицами;
9) осуществляет иные полномочия, установленные Конституционным законом.
11. В случае временного отсутствия председателя Судебного жюри по его поручению обязанности председателя исполняет один из членов Судебного жюри, из числа судей.
12. Заседания Судебного жюри проводятся по мере необходимости, правомочны при наличии не менее двух третей состава из числа членов Судебного жюри.
На время заседаний Судебного жюри его члены в соответствии с законодательством Республики Казахстан командируются к месту проведения заседания и освобождаются от выполнения других обязанностей.
Судебное жюри отчитывается перед Высшим Судебным Советом.
13. Судебное жюри вправе проводить заседания и проверки с выездом в соответствующие регионы.
14. Основаниями для освобождения от исполнения обязанностей члена Судебного жюри являются:
1) освобождение судьи, члена Высшего Судебного Совета, члена Судебного жюри от должности, приостановление полномочий судьи, входящего в состав Судебного жюри;
2) совершение членом Судебного жюри порочащего проступка;
3) истечение срока, на который был избран член Судебного жюри;
4) заявление по собственному желанию.
Член Судебного жюри освобождается от исполнения обязанностей решением Высшего Судебного Совета.
3. Порядок рассмотрения дисциплинарных дел в отношении судей
15. Судьи могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности только по основаниям, предусмотренным Конституционным законом.
16. Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка.
Дисциплинарным проступком является виновное действие (бездействие) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения Конституционного закона и (или) Кодекса судейской этики, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи.
17. Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за:
1) грубое нарушение законности при рассмотрении судебных дел;
2) совершение порочащего проступка, противоречащего судейской этике.
18. Председатели судов и председатели судебных коллегий судов могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных Конституционным законом.
19. Судейская ошибка, а также отмена или изменение судебного акта само по себе не влекут ответственность судьи, если при этом не были допущены грубые нарушения закона, о которых указано в судебном акте вышестоящей судебной инстанции.
Факт грубого нарушения закона должен быть установлен вышестоящим судом, отменившим или изменившим судебное решение по этому основанию, и обязательно отражен в судебном акте.
Судейской ошибкой признается деяние, приведшее к неправильному толкованию и применению норм материального или процессуального права, не связанное с виновными действиями судьи.
20. Каждый судья должен осознавать, что он является носителем судебной власти, быть верен судейской присяге, дорожить судейской честью, быть неподкупным и независимым и строить свое поведение на службе и в личной жизни в строгом соответствии с Кодексом судейской этики.
21. Основаниями для рассмотрения Судебным жюри материалов в отношении судьи являются:
1) решения пленарных заседаний областных судов и Верховного Суда;
2) решения комиссий по судейской этике.
22. В соответствии с Конституционным законом одним из оснований для рассмотрения Судебным жюри материалов в отношении судьи является представление Председателя Верховного Суда Республики Казахстан.
Председатель Верховного Суда вправе внести представление в Судебное жюри в отношении любого судьи Республики Казахстан.
23. Сбор материалов в рамках дисциплинарного производства, его полнота и объективность в отношении судьи, председателя районного суда, судьи областного суда возлагается на управление кадровой службы администраторов судов республики.
Сбор материалов в рамках дисциплинарного производства, его полнота и объективность в отношении председателя судебной коллегии, председателя областного суда, судьи, председателя судебной коллегии Верховного Суда возлагается на отдел управления персоналом (кадровая служба) Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (Аппарат Верховного Суда Республики Казахстан).
24. Основанием для рассмотрения Судебным жюри материалов в отношении судьи являются также сведения и факты, содержащиеся в публикациях средств массовой информации, обращения юридических и физических лиц, подтвердившиеся по итогам проверок.
Проведение проверок в отношении судьи, председателя районного суда, судьи областного суда возлагается на областной суд и комиссию по судейской этике.
Проведение проверок в отношении председателя судебной коллегии, председателя областного суда, судьи, председателя судебной коллегии Верховного Суда, возлагается на Верховный Суд и комиссию по судейской этике.
25. При поступлении дисциплинарных дел в отношении судей и материалов с результатами проверок действий судей, председатель Судебного жюри в течение 5 рабочих дней принимает решение о:
1) распределении дел и материалов членам Судебного жюри для изучения;
2) возврате материалов для дооформления;
3) проведении проверки совместной комиссией из членов Судебного жюри из числа судей и судей Верховного Суда.
26. Дисциплинарное производство в отношении судьи может быть начато не позднее трех месяцев со дня обнаружения проступка, за исключением случаев обращения физических и юридических лиц, и не позднее одного года со дня совершения проступка.
Днем обнаружения дисциплинарного проступка, связанного с нарушением судьей законности при рассмотрении судебного дела, считается день вступления в законную силу судебного акта вышестоящей судебной инстанции, которым установлен факт нарушения законности, а днем совершения такого проступка – день вынесения незаконного судебного акта.
27. Дисциплинарное производство в отношении судьи по обращению физических и юридических лиц может быть начато не позднее шести месяцев со дня поступления обращения.
28. Дисциплинарное производство должно быть окончено в двухмесячный срок со дня его начала, не считая времени служебной проверки и отсутствия судьи на работе по уважительной причине.
Началом дисциплинарного производства считается дата принятия председателем Судебного жюри дисциплинарного материала на рассмотрение и определения докладчика по нему.
29. Прием материалов, поступивших в Судебное жюри, направление запросов, извещение судьи, в отношении которого назначено рассмотрение дисциплинарного дела, а также информирование членов Судебного жюри о дате, времени и месте проведения заседания осуществляет Аппарат Высшего Судебного Совета.
30. Председатель Судебного жюри определяет докладчика и дату рассмотрения дисциплинарного дела в отношении судьи. В целях обеспечения полноты и объективности рассмотрения дела может назначать проверку до его рассмотрения.
31. Докладчик может истребовать дополнительные документы и материалы от Комиссии по судейской этике и судов, в том числе судебные дела, при рассмотрении которых были допущены грубые нарушения закона.
32. Рассмотрение дисциплинарного дела производится с обязательным участием судьи, в отношении которого начато дисциплинарное производство.
В случае неявки судьи по уважительной причине (болезнь или иные обстоятельства, объективно воспрепятствовавшие участию на заседании Судебного жюри) заседание Судебного жюри переносится.
При неявке судьи без уважительной причины рассмотрение дисциплинарного дела производится без его участия.
Заседание Судебного жюри может проводиться с применением аудио-, видеофиксации, в том числе с использованием видеоконференцсвязи.
33. Судья, в отношении которого рассматривается дисциплинарное производство, может заявить мотивированный отвод члену (членам) Судебного жюри до начала рассмотрения дела.
34. Член Судебного жюри не может участвовать на заседании если он состоит в родственной связи с судьей, в отношении которого рассматриваются материалы, либо если имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности.
35. Любой член Судебного жюри может заявить мотивированный самоотвод от участия в рассмотрении материалов.
36. Вопрос об отводе или самоотводе разрешается членами Судебного жюри в отсутствие лица, в отношении которого заявлен отвод (самоотвод), большинством голосов.
Результаты голосования по заявленному отводу (самоотводу) отражаются в протоколе заседания.
37. В случае удовлетворения отвода (самоотвода), повлекшего отсутствие кворума, заседание Судебного жюри переносится на другой срок, о чем извещается судья, в отношении которого рассматривается дело.
В этом случае член Судебного жюри замещается запасным членом Судебного жюри.
38. Судья, в отношении которого рассматривается дело, может принимать участие в исследовании материалов, давать пояснения по существу, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства.
39. В необходимых случаях на заседание Судебного жюри для дачи пояснений могут быть приглашены председатель суда, где работает судья, либо председатель соответствующей судебной коллегии, а также другие лица.
40. Решение по результатам рассмотрения дела принимается членами Судебного жюри большинством голосов в условиях, исключающих возможность оказать любое воздействие на его членов.
Член Судебного жюри не вправе воздерживаться от голосования. При равенстве голосов принятым считается решение, улучшающее положение судьи, в отношении которого рассматривается дисциплинарное дело.
41. В соответствии со статьей 44-1 Конституционного закона по результатам рассмотрения дисциплинарного дела Судебным жюри выносится одно из следующих решений:
1) о наложении дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктом 1 статьи 40 Конституционного закона;
2) о прекращении дисциплинарного производства.
42. К судьям могут быть применены следующие виды дисциплинарного взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) освобождение от должности председателя суда или председателя судебной коллегии за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей;
4) освобождение от должности судьи по основаниям, предусмотренным Конституционным законом.
43. За каждое нарушение, допущенное судьей, Судебное жюри налагает лишь одно дисциплинарное взыскание с учетом характера дисциплинарного проступка, данных о личности судьи и степени его вины.
44. При наложении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и степень нарушения действиями (бездействием) судьи принципов отправления правосудия, прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.
45. Дисциплинарное взыскание действует в течение одного года со дня его наложения. Если в течение года со дня наложения взыскания судья не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.
В случае наложения на судью нескольких взысканий он считается имеющим взыскание до истечения годичного срока со дня наложения последнего по времени взыскания.
46. Основаниями для прекращения дисциплинарного производства в отношении судьи являются:
1) отсутствие в действиях судьи состава дисциплинарного проступка;
2) истечение сроков рассмотрения дисциплинарного дела в отношении судьи, установленных пунктом 1 статьи 42 Конституционного закона;
3) малозначительность совершенного дисциплинарного проступка, который не имел негативных правовых последствий и не повлек нарушения прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, если Судебное жюри придет к выводу о возможности ограничиться устным порицанием действий (бездействия) судьи;
4) вступление в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным или ограниченно дееспособным либо о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
5) отмена вышестоящей судебной инстанцией судебного акта, вынесение которого послужило основанием для возбуждения дисциплинарного производства;
6) прекращение гражданства Республики Казахстан;
7) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
47. Решение Судебного жюри о наложении дисциплинарного взыскания в соответствии с подпунктами 4), 5) пункта 1 статьи 40 Конституционного закона является основанием для рассмотрения Высшим Судебным Советом вопроса об освобождении председателя, председателя судебной коллегии и судьи от занимаемой должности.
48. По истечении шести месяцев со дня наложения дисциплинарного взыскания оно может быть снято досрочно по ходатайству судьи при безупречном поведении судьи и добросовестном отношении к исполнению своих обязанностей.
49. Ходатайство о досрочном снятии дисциплинарного взыскания с приложением соответствующих документов о безупречном поведении судьи и добросовестном отношении к исполнению своих обязанностей представляется в Судебное жюри в отношении судьи, председателя районного суда, судьи областного суда – председателем областного суда, в отношении председателя, председателя судебной коллегии областного суда, судьи, председателя судебной коллегии Верховного Суда Республики Казахстан – Председателем Верховного Суда Республики Казахстан.
50. Ходатайство судьи о досрочном снятии дисциплинарного взыскания должно быть рассмотрено Судебным жюри в месячный срок с момента поступления материала на рассмотрение с вынесением соответствующего решения.
51. На заседании Судебного жюри ведется протокол, при необходимости аудио-, видеофиксация.
Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем.
52. Копии решений Судебного жюри направляются судье, в отношении которого принято решение, а также в соответствующий областной суд или Верховный Суд.
Копии решений об освобождении от должности судьи за совершение им дисциплинарного проступка или невыполнение требований, указанных в статье 28 Конституционного закона, направляются в Высший Судебный Совет Республики Казахстан.
4. Отмена и пересмотр решений Судебного жюри
53. Решение Судебного жюри может быть обжаловано судьей в Высший Судебный Совет не позднее десяти рабочих дней со дня получения копии решения.
54. В случае принятия Высшим Судебным Советом решения, предусмотренного подпунктом 3) пункта 3 статьи 24 Закона "О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан", Судебное жюри повторно рассматривает дело.
5. Организация работы Судебного жюри
55. По иным вопросам организации деятельности Судебного жюри, условий и порядка проведения заседаний, а также осуществлении полномочий его членов Высшим Судебным Советом утверждается Регламент Судебного жюри.
56. Организационное, информационно-аналитическое и иное обеспечение деятельности Судебного жюри осуществляется Аппаратом Высшего Судебного Совета.