Оглавление

О Государственной программе развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2012 годы

Указ Президента Республики Казахстан от 1 июля 2008 года N 626. Утратил силу Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года N 1118

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу Указом Президента РК от 07.12.2010 N 1118(вводится в действие с 01.01.2011).

      В целях создания высокоэффективной, конкурентоспособной и доступной системы технического и профессионального образования ПОСТАНОВЛЯЮ :

      1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2012 годы (далее - Программа).

      2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Программы на 2008-2010 годы (1-й этап).

      3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.

      4. Министерству образования и науки Республики Казахстан один раз в полугодие не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.

      5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Правительство Республики Казахстан.

      6. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

      Президент
Республики Казахстан                            Н. Назарбаев

УТВЕРЖДЕНА      
Указом Президента  
Республики Казахстан 
от 1 июля 2008 года N 626

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
развития технического и профессионального образования
в Республике Казахстан на 2008-2012 годы

Астана, 2008 год

Содержание

1. Паспорт Программы
2. Введение
3. Анализ современного состояния системы технического и
   профессионального образования
4. Цели и задачи Программы
5. Основные направления и механизмы реализации Программы
5.1. Модернизация содержания, материально-технической базы и
     инфраструктуры системы технического и профессионального
     образования для обеспечения ее доступности и привлекательности
5.2. Повышение качества подготовки и конкурентоспособности кадров
     технического и обслуживающего труда
5.3. Совершенствование систем управления и финансирования
     технического и профессионального образования
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
7. Ожидаемые результаты от реализации и индикаторы Программы

1. Паспорт Программы

Наименование       Государственная программа развития технического и
Программы          профессионального образования в Республике
                   Казахстан на 2008 - 2012 годы

Основание для      Общенациональный план основных направлений
paзработки         (мероприятий) по реализации ежегодных 2005-2007
                   годов посланий Главы государства народу
                   Казахстана, утвержденный Указом Президента
                   Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года N 310;
                    Общенациональный план мероприятий по реализации
                   Послания Главы государства народу Казахстана от
                   6 февраля 2008 года "Повышение благосостояния
                   граждан Казахстана - главная цель
                   государственной политики", утвержденный Указом
                   Президента Республики Казахстан от 14 февраля
                   2008 года N 535; План мероприятий по исполнению
                   Общенационального плана мероприятий по реализации
                   Послания Главы государства народу Казахстана от
                   6 февраля 2008 года "Повышение благосостояния
                   граждан Казахстана - главная цель государственной
                   политики", утвержденный постановлением
                   Правительства Республики Казахстан от 14 марта
                   2008 года N 246; Перечень действующих и
                   разрабатываемых государственных и отраслевых
                   (секторальных) программ на 2008-2010 годы
                   Среднесрочного плана социально-экономического
                   развития Республики Казахстан на 2008-2010 годы,
                   утвержденного постановлением Правительства
                   Республики Казахстан от 29 августа 2007 года
                   N 753

Разработчик        Министерство образования и науки Республики
                   Казахстан

Цель Программы     Модернизация системы технического и
                   профессионального образования для обеспечения
                   отраслей экономики и работодателей
                   квалифицированными специалистами технического и
                   обслуживающего труда с конкурентоспособными
                   навыками и достаточным потенциалом для
                   продолжения образования

Задачи             Обеспечение доступности и привлекательности
Программы         технического и профессионального образования;
                   повышение качества подготовки и
                   конкурентоспособности кадров технического
                   обслуживающего труда;
                   обеспечение эффективности управления и
                   финансирования системы технического и
                   профессионального образования

Сроки              1 этап институциональной модернизации:
реализации         2008-2010 годы;
Программы          2 этап устойчивого развития: 2010-2012 годы

Необходимые        На реализацию Программы будут использованы
ресурсы            средства, предусмотренные в республиканском
и источники        и местном бюджетах, прямые инвестиции
финансирования     с долевым участием различных заинтересованных
                   сторон, средства фондов и международных
                   организаций.
                   Финансовые затраты, связанные с реализацией
                   Программы составят: 58178,9 млн.тенге, в том
                   числе: в 2008 году - 5707,8 млн.тенге, в 2009
                   году - 23486,7 млн. тенге, в 2010 году -
                   28984,4 млн.тенге;
                   за счет республиканского бюджета:
                   всего 40749,8 млн. тенге, в 2008 году - 3396,6
                   млн. тенге, в 2009 году - 16701,4 млн. тенге, в
                   2010 году - 20651,8 млн. тенге;
                   за счет местных бюджетов: всего - 17429,1
                   млн. тенге; в том числе: в 2008 году - 2311,2
                   млн. тенге, в 2009 году - 6785,3 млн. тенге,
                   в 2010 году - 8332,6 млн. тенге.
                   Объемы расходов по мероприятиям 1-го
                   этапа, финансируемым за счет средств
                   государственного бюджета, будут ежегодно
                   уточняться при утверждении республиканского и
                   местного бюджетов на соответствующий
                   финансовый год.
                   Объемы расходов по мероприятиям 2-го этапа,
                   финансируемым за счет средств государственного
                   бюджета, будут предусмотрены при утверждении
                   республиканского и местного бюджетов на 2011 и
                   2012 годы.

Ожидаемые          За счет реализации Программы будут достигнуты
результаты         следующие результаты:
                        на первом этапе:
                   увеличится на 30% объем государственного
                   образовательного заказа на подготовку кадров;
                   расширится сеть учебных заведений за счет
                   строительства новых профессиональных лицеев,
                   колледжей, межрегиональных профессиональных
                   центров, общежитий;
                   совместно с органами занятости будут определяться
                   потребность рынка труда в квалифицированных
                   кадрах, перечень специальностей и профессий для
                   формирования государственного образовательного
                   заказа;
                   с учетом требований работодателей и рынка труда
                   будет усовершенствовано содержание 230
                   государственных общеобязательных стандартов, 224
                   интегрированных образовательных программ
                   технического и профессионального образования;
                   образовательные программы будут нацелены на
                   формирование у обучающихся базовых и специальных
                   компетенций и станут более привлекательными для
                   молодежи и востребованными у работодателей;
                   будут разработаны 800 наименований учебной
                   литературы и 800 наименований
                   учебно-методических пособий по специальным
                   дисциплинам;
                   в соответствии с международными стандартами будет
                   внедрена система подготовки кадров, способных
                   заменять иностранную рабочую силу;
                   совместно с работодателями будет внедрена система
                   организации производственного обучения и
                   профессиональной практики обучающихся на
                   конкретном рабочем месте;
                   будет проводиться независимая оценка качества
                   подготовки кадров и сертификация по 70
                   специальностям и профессиям;
                   увеличится доля выпускников учебных заведений
                   технического и профессионального образования,
                   получивших повышенный уровень квалификации до
                   20 %;
                   совместно с органами занятости будет внедрена
                   система содействия трудоустройству выпускников и
                   будет увеличена доля трудоустроенных выпускников
                   до 80 %;
                   доля обучающихся, продолживших обучение в вузах
                   увеличится до 30 %;
                   будет внедрена аккредитация образовательных
                   программ технического и профессионального
                   образования;
                   повысится уровень обеспеченности учебных
                   заведений высококвалифицированными
                   преподавателями за счет подготовки 3000
                   специалистов по государственным образовательным
                   грантам;
                   повысят квалификацию 3000 педагогических
                   работников;
                   будут переоснащены современным учебно-
                   производственным и технологическим
                   оборудованием, новыми информационными
                   технологиями учебно-производственные мастерские
                   и лаборатории 189 учебных заведений;
                   будет осуществлен капитальный ремонт учебных
                   заведений на сумму 5943,04 млн. тенге;
                   будут разработаны и внедрены гармонизированные с
                   ИСО 9001-2000 стандарты системы менеджмента
                   качества в 20% учебных заведений технического и
                   профессионального образования;
                   будут заключены 30 меморандумов и соглашений с
                   объединениями работодателей и крупными
                   предприятиями по вопросам подготовки,
                   переподготовки и повышения квалификации кадров;
                   будут созданы национальный совет, отраслевые и
                   региональные, попечительские советы по развитию
                   технического и профессионального образования и
                   подготовки кадров;
                   будет осуществляться на основе государственного
                   образовательного заказа финансирование
                   государственных организаций образования;
                   будет создана нормативная правовая база для
                   привлечения частного сектора в подготовку,
                   переподготовку и повышение квалификации кадров
                   технического и обслуживающего труда;
                   будет усилена информационно-разъяснительная
                   работа по повышению имиджа, престижности,
                   привлекательности человека труда и системы
                   технического профессионального образования в
                   средствах массовой информации.
                        на втором этапе будут:
                   завершено строительство новых учебных заведений,
                   межрегиональных профессиональных центров,
                   общежитий;
                   пересмотрена система социальной защиты и
                   стипендиального обеспечения обучающихся
                   профессиональных лицеев (школ), в том числе
                   приняты меры по повышению размера стипендии;
                   создана многоуровневая национальная
                   квалификационная система;
                   разработаны профессиональные стандарты совместно
                   с республиканскими объединениями работодателей;
                   продолжено обновление учебно-производственных
                   мастерских и лабораторий учебных заведений
                   современным учебно-производственным и
                   технологическим оборудованием, информационными
                   технологиями;
                   внедрена система сертификации профессиональных
                   навыков и квалификаций специалистов с
                   привлечением международных организаций в области
                   сертификации;
                   повысится уровень занятости среди выпускников
                   учебных заведений технического и
                   профессионального образования;
                   определен норматив стоимости расходов на одного
                   обучающегося с учетом результативности работы
                   учебного заведения

2. Введение

      Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2012 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Общенациональным планом основных направлений (мероприятий) по реализации ежегодных 2005-2007 годов посланий Главы государства народу Казахстана и Программы Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года N 310; Общенациональным планом мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 февраля 2008 года "Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики", утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 14 февраля 2008 года N 535; Планом мероприятий по исполнению Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 февраля 2008 года "Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики", утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2008 года N 246; Перечнем действующих и разрабатываемых государственных и отраслевых (секторальных) программ на 2008 - 2010 годы Среднесрочного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на 2008-2010 годы, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2007 года N 753.

      Модернизация технического и профессионального образования вызвана необходимостью качественного прорыва в подготовке кадров технического и обслуживающего труда в связи с ростом масштаба и сложности задач индустриально-инновационного развития Казахстана в условиях глобализации и перехода к экономике знаний с всепроникающим влиянием информационных технологий и растущей конкуренцией на внутреннем и внешнем рынках труда. Создание высокоэффективной национальной системы технического и профессионального образования является одним из основных факторов обеспечения устойчивого экономического роста страны, социальной стабильности казахстанского общества, механизмом поддержания устойчивой занятости молодежи.

      Программа является частью работы, проводимой государством по развитию человеческих ресурсов, расширению возможности трудоустройства молодежи, обеспечению непрерывности образования, формированию конкурентоспособных кадров с широкой компетенцией и фундаментальными знаниями для реализации прорывных проектов государства, бизнеса, сферы услуг.

      Подготовка кадров технического и обслуживающего труда является основой для формирования среднего класса, обеспечивающего стабильное экономическое развитие страны.

      В результате реализации Программы развитие системы технического и профессионального образования будет определяться не предложением, а спросом. Программой предполагается формирование новой модели технического и профессионального образования, обеспечивающей качество подготовки и конкурентоспособность кадров.

      Стратегические приоритеты модернизации технического и профессионального образования найдут дальнейшее развитие в долгосрочной программе развития системы образования республики до 2020 года. В целом система технического и профессионального образования находится в центре внимания ЮНЕСКО, отнесена Декларацией Организации Объединенных Наций к целям развития тысячелетия и во всех развитых странах является одним из приоритетных секторов.

3. Анализ состояния системы технического и
профессионального образования

      Стабильный экономический рост Казахстана вызвал значительные изменения в структуре рынка труда, а также естественное увеличение спроса на квалифицированных работников. Государство испытывает возрастающую потребность в адекватном кадровом обеспечении базовых отраслей экономики (горнодобывающая промышленность, нефтегазовая промышленность, строительство), обрабатывающей промышленности (машиностроение, нефтехимическая промышленность, производство строительных материалов), а также в сервисном секторе (туризм, социальное обеспечение, обслуживание). Данные по динамике изменения прогнозной потребности в специалистах технического и обслуживающего труда (таблица 1) свидетельствуют об ее постоянном росте.

                                             Таблица 1

Прогнозная
потребность в
подготовке
кадров
(тыс. человек)

2008
год

2009
год

2010
год

2011
год

2012
год

Всего

99,2 96,1 97,8 100,4 105,4

промышленность

31,6

30,7

31,0

32,3

34,2

сельское
хозяйство

12,1

12,0

11,6

12,3

12,6

строительство

23,8

24,0

24,6

25,2

26,5

сфера услуг

9,0

9,1

9,1

8,3

8,6

другие отрасли

22,7

20,3

21,5

22,3

23,5

      Несмотря на принимаемые меры по развитию системы технического и профессионального образования, быстрорастущий спрос на квалифицированные кадры не удовлетворяется за счет отечественных трудовых ресурсов, что ведет к росту численности иностранных специалистов, привлеченных на работу в Казахстан значительную долю которой составляет технический и обслуживающий персонал. Потребность рынка труда в квалифицированных специалистах удовлетворяется за счет выпускников учебных заведений технического и профессионального образования лишь на 30-40%. Например, при потребности в рабочей силе в 2007 году 92800 человек, из профлицеев (профшкол) выпущено 40470 молодых специалистов, в том числе обучавшихся по госзаказу - 37496 человек, из них по техническим специальностям - 24483 человек.

      На рынке труда отмечается высокая нехватка квалифицированных работников, например в таких отраслях как: строительство - 9900 человек, в сельском хозяйстве - 9600 человек, в технологии машин и оборудования - 7600 человек, в сфере обслуживания - 6800 человек.

      Наибольшая потребность в квалифицированных кадрах наблюдается в Карагандинской области - 5410 мест, Восточно-Казахстанской области - 4921 мест, Костанайской области - 3711 мест, г. Астане - 3175 мест.

      Вместе с тем, практически во всех регионах остается высоким уровень безработицы среди молодежи; наиболее высокие показатели отмечаются в городах Алматы - 26 % и Астане - 16,4 %, в Мангистауской области - 13,8 %, в Костанайской области - 13,6 %, в Жамбылской области - 12,7 %.

      Значительную часть незанятой молодежи республики составляют молодые люди в возрасте 16-19 лет, уже окончившие школу и не обучающиеся в учебных заведениях (таблица 2), не имеющие достаточного объема практического опыта работы, чтобы быть востребованными на рынке труда.

                                                         Таблица 2

Годы

Выпуск
после
11
класса
(чело-
век)

Прием
в
вузы

Прием в
колледжи

Прием в
профшколы

Трудо-
устроено

Не трудо-
устроено

2003

219646

98430

36924

8696

33025

37920

2004

224942

104128

43232

8398

34601

29806

2005

216108

115136

40240

7983

30177

19389

2006

184652

97332

38796

7243

25236

13715

2007

173679

90231

38838

6259

23138

11402

      Занятость молодежи 20-29 лет со средним образованием составляет 30 %, с начальным профессиональным образованием - 24 %, со средним профессиональным образованием - 20 %, с высшим образованием составляет 55 %.

      Согласно исследованию "Спрос на навыки, рабочую силу в Казахстане", проведенному Всемирным банком в 2008 году, 63 % работодателей заявили, что недостаточный уровень образования и профессиональных навыков работников представляют собой препятствие на пути развития бизнеса. Требования к навыкам и компетенциям специалистов постоянно возрастают: 40 % казахстанских компаний сообщили об ужесточении требований к навыкам работников за последние два года в связи с усилением норм качества товаров и услуг, усложнением технологий, ростом конкуренции. В целом по республике из-за несбалансированности спроса и предложения ежегодно в среднем до 21 тысяч рабочих мест остаются вакантными.

      Проблемы трудоустройства выпускников системы технического и профессионального образования усугубляются слабой информированностью потребителей и недостаточно четко структурированным рынком труда.

      Дополнительные требования к совершенствованию технического и профессионального образования накладывает планируемый переход на 12-летнее общее среднее образование с введением профильного обучения в 11-12 классах.

      Анализ инфраструктуры технического и профессионального образования показывает значительное сокращение сети профессиональных лицеев (школ) (на сегодняшний день количество профлицеев (профшкол) составляет лишь 71 % от количества профлицеев (профшкол) в 1991 году, прежде всего количества профессиональных лицеев (школ) и колледжей, готовящих кадры по техническим и технологическим специальностям (с 1991 по 2000 годы уменьшение количества таких учебных заведений составило соответственно 59 % и 28 %).

      К началу 2000 года контингент обучающихся в профлицееях (профшколах) уменьшился в 2,5 раза, в колледжах - в 2 раза, резко уменьшился контингент обучающихся сельских профессиональных школ. В ряде районов республики учебные заведения и общежития технического и профессионального образования были приватизированы или закрыты, что значительно снизило доступность получения технического и профессионального образования, особенно для сельской молодежи.

      В республике на 1 января 2007 года действовали 830 учебных заведений, в том числе 320 профшкол (из них 289 - государственных и 31 - частная), 510 колледжей (из них 201 государственных, 309 частных) и более 1,0 тысячи различных учебных курсов, центров (со сроком обучения - от 1 до 6 месяцев, где обучается 600 тысяч человек).

      Практически все учебные заведения технического и профессионального образования работают с использованием морально и физически устаревшего оборудования. При этом обеспеченность устаревшим оборудованием составляет в среднем 54 %.

      В настоящее время капитальному ремонту подлежат 122 здания профессиональных лицеев (школ) (45%), текущему - 115 (42,1%) зданий, необходимо оснащение современным оборудованием 153 кабинетов профессионального цикла, 146 - общеобразовательного цикла, 108 учебных лабораторий, 78 учебных мастерских.

      Контингент обучающихся в учебных заведениях технического и профессионального образования Республики Казахстан на 1 января 2007 года составлял 558700 человек. Из них в колледжах обучалось 450525 человек, в профессиональных лицеях (школах) - 108175 человек. За счет государственного бюджета обучалось 93 % обучающихся профессиональных лицеев (школ) и 16 % обучающихся колледжей. На государственном языке обучалось 257161 человек (46 % от общего числа обучающихся). На базе основного среднего образования обучалось 325997 человек (58 % от общего контингента обучающихся).

      В подготовке профессиональных кадров имеет место диспропорция как по уровням образования (в расчете на 10 тыс. человек населения количество обучающихся составляет: в профессиональных лицеях (школах) - 66 человек, в колледжах - 162, в вузах - 439), так и по профилям (только каждый четвертый обучается по техническим и технологичным специальностям, что явно недостаточно для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики).

      Анализ содержания образовательных программ и учебно-методического обеспечения показывает, что они не отвечают ни требованиям работодателей, выражающим изменения на рынке труда, ни требованиям обучающихся, стремящихся получить востребованные навыки и компетенции.

      Серьезным препятствием повышению качества учебного процесса в колледжах и профессиональных лицеях (школах) является низкий уровень учебно-методического обеспечения, дефицит современной учебной литературы, особенно по специальным дисциплинам на государственном языке, отсутствие учреждений, целенаправленно занимающихся научно-методическим обеспечением.

      В системе технического и профессионального образования работают 41,0 тыс. педагогических работников, в т.ч. в колледжах - 29,2 тыс. человек, в профессиональных лицеях (школах) - 11,8 тыс. человек. Сохраняются устойчивые тенденции старения кадрового состава, оттока наиболее квалифицированных и перспективных преподавателей на предприятия вследствие низкого уровня оплаты труда и недостаточного социального пакета. Отсутствует система стажировки на производстве и повышения квалификации преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения.

      В учебных заведениях не хватает устойчивых связей с работодателями-клиентами образовательных услуг. Система технического и профессионального образования ориентирована не на потребности рынка труда и работодателей, а на текущие возможности преподавателей и учебно-материальной базы. Препятствием на пути развития социального партнерства является отсутствие вспомогательных структур на республиканском, местном уровнях, которые должны содействовать развитию сотрудничества на регулярной основе.

      Нет четкого распределения ответственности между республиканскими и местными уровнями управления в принятии решений, привлечении и использовании ресурсов. Действующая практика управления не позволяет дать реальную и точную оценку спроса и потребности в подготовке кадров.

      Одними из главных факторов, сдерживающих развитие технического и профессионального образования являются низкий объем финансирования и несовершенный механизм планирования государственного образовательного заказа на подготовку кадров технического и обслуживающего труда.

      Расходы на одного обучающегося в техническом и профессиональном образовании от валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения (в среднем менее 20%) значительно ниже по сравнению с расходами на одного обучающегося в высшем учебном заведении от ВВП на душу населения (более 50%).

      Профессиональные лицеи (школы), находясь в ведении местных исполнительных органов, финансируются без учета средней стоимости расходов на обучение одного специалиста и значительно хуже, чем общеобразовательные школы. Колледжам, финансируемым из местного бюджета, на содержание одного обучающегося в год выделяется в два раза меньше средств (в 2007 году - в среднем 113 488 тенге) по сравнению с колледжами, находящимся на республиканском бюджете (в 2007 году - в среднем 252,6 тыс. тенге).

      Средства, выделяемые на техническое и профессиональное образование (0,2% от ВВП), значительно ниже тех, что выделяются в других странах. Для сравнения, в Чешской Республике еще в 2003-2004 годах на техническое и профессиональное образование расходовали 0,97% от ВВП, в Польше - 0,56% от ВВП, в Словакии - 0,58 % от ВВП.

      На низком уровне находится социальная поддержка обучающихся в профессиональных лицеях (школах). Выделяемые за счет местных бюджетов средства на организацию питания обучающихся профессиональных лицеев (школ) составляют в среднем 101 тенге в день или 3030 тенге в месяц.

      Изучение позитивных мировых тенденций развития технического и профессионального образования показывает:

      наиболее развитые страны имеют четко структурированный по квалификационным требованиям рынок труда, механизмы стимулирования работодателей в постоянном вложении средств в развитие системы подготовки кадров технического и обслуживающего труда (Германия, Норвегии, Финляндия);

      соответствие квалификации требованиям рынка труда достигается за счет гибкости, модульности образовательных программ, присвоения нескольких квалификаций одновременно (в средних технических школах Британии, завершив один год обучения по основной программе, можно получить дипломы от трех различных экзаменационных советов с присвоением трех разных квалификаций);

      преемственность ступеней и уровней образования (в США, Великобритании образовательные программы колледжей сравнимы с первыми двумя годами обучения в университете и диплом позволяет поступить на третий курс университета, во Франции программы профессиональных лицеев служат ступенью программ университетов);

      формирование независимых институциональных механизмов оценки качества обучения и аккредитации (например, в Венгрии созданы Национальный регистр профессиональных квалификаций, Национальный центр оценки и сертификации, в Словении - Национальный центр по профобразованию, в Эстонии - Национальный совет по профессиональному образованию взрослых);

      бесплатность профессионального образования и обучения (Германия, Франция, Финляндия), приоритетное финансирование подготовки кадров технического и обслуживающего труда, т.к. затраты на техническое и профессиональное образование дают значительно больший социальный и экономический эффект по сравнению с другими уровнями образования (например, расходы на 1 обучающегося в Австрии составляют 9584 долларов США, в Израиле - 7762 долларов США, в Нидерландах - 7622 долларов США);

      развитость инфраструктуры (во Франции около 7 тыс. технических лицеев, 2600 лицеев), многообразие центров, занимающихся внутрипроизводственным, внутрифирменным обучением (в США и Японии отдельные профессиональные школы, колледжи осуществляют лишь теоретическую подготовку кадров, а производственное обучение и повышение квалификации проводится на предприятиях);

      превалирование подготовки специалистов технического и обслуживающего труда над подготовкой специалистов с высшим образованием (в структуре занятого населения США, Японии, стран Европейского Союза специалисты, окончившие лицеи и колледжи, составляют до 60 %);

      принятие специальных законов о профессиональном образовании (законы о профессиональном образовании приняты в таких странах как Германия, Франция, Польша, Финляндия, Нидерланды, Венгрия, Словения, Украина, Белоруссия, Молдова).

4. Цель и задачи Программы

      Цель Программы - модернизация системы технического и профессионального образования для обеспечения отраслей экономики квалифицированными специалистами технического и обслуживающего труда с конкурентоспособными навыками и достаточным потенциалом для продолжения образования.

      Основными задачами реализации поставленной цели являются:

      1) обеспечение доступности и привлекательности технического и профессионального образования;

      2) повышение качества подготовки и конкурентоспособности кадров технического обслуживающего труда;

      3) обеспечение эффективности управления и финансирования системы технического и профессионального образования.

      Ведущими принципами развития технического и профессионального образования должны стать: доступность, гибкость, модульность образовательных программ; непрерывность, преемственность ступеней профессионального образования, активность технологий обучения, межотраслевой характер управления, ориентированность на результат.

5. Основные направления и механизмы реализации Программы

      Для достижения цели Программы и выполнения основных задач необходимы модернизация содержания, материально-технической базы, развитие инфраструктуры технического и профессионального образования, обеспечение качества подготовки кадров, совершенствование систем управления и финансирования.

5.1. Модернизация содержания, материально-технической базы и
инфраструктуры системы технического и профессионального образования
для обеспечения ее доступности и привлекательности

      Для обеспечения доступности и привлекательности образовательных программ технического и профессионального образования будут проведены следующие мероприятия:

      1. Разработка и реализация с учетом перехода на 12-летнее образование интегрированных образовательных программ общего среднего образования с профильным обучением в учебных заведениях технического и профессионального образования.

      2. Разработка и внедрение с участием работодателей, международных экспертов государственных общеобязательных стандартов технического и профессионального образования, предусматривающих формирование у обучающихся базовых, специальных компетенций и нескольких квалификаций, интегрированных (модульных) образовательных программ по специальностям, в том числе эквивалентных программам бакалавриата, типовых учебных программ по специальным дисциплинам, учебной литературы, учебных пособий и учебно-методических комплексов.

      3. Разработка образовательных программ с сокращенным сроком обучения в целях создания условий для продолжения обучения выпускников в высших учебных заведениях.

      4. Внедрение в системе технического и профессионального образования информационных, дистанционных, интерактивных технологий обучения, в том числе использование возможностей Казахстанского образовательного веб-портала.

      5. Развитие сотрудничества с ведущими международными организациями в области технического и профессионального образования, развития человеческих ресурсов, в том числе по вопросам использования информационных технологий.

      6. Проведение научно-методических исследований по вопросам обновления содержания профессиональных образовательных программ.

      7. Пересмотр существующей системы социальной защиты и стипендиального обеспечения обучающихся профессиональных лицеев (школ), размера стипендии.

      8. Внедрение системы содействия трудоустройству обучающихся и карьерного руководства обучающимися посредством:

      создания и развития в организациях образования структур по профессиональному карьерному руководству и содействию трудоустройству обучающихся;

      создания в органах занятости совместно с учебными заведениями технического и профессионального образования базы данных выпускников в разрезе регионов и специальностей;

      обмена информацией между органами занятости и организациями технического и профессионального образования о вакансиях на рынке труда и использования механизмов обеспечения занятости (направление на работу, трудоустройство на социальное рабочее место, молодежная практика и др.);

      организации совместно с работодателями производственной практики на конкретном рабочем месте с последующим трудоустройством выпускников;

      проведения совместно с органами занятости мониторинга трудоустройства выпускников учебных заведений технического и профессионального образования.

      9. Усиление информационно-разъяснительной работы по повышению имиджа, престижности, привлекательности статуса человека труда и системы технического и профессионального образования в средствах массовой информации.

      10. Развитие инфраструктуры и материально-технической базы системы технического и профессионального образования за счет:

      обновления и переоснащения учебно-производственных мастерских и лабораторий профессиональных лицеев (школ) и колледжей современным учебно-производственным и технологическим оборудованием;

      проведения капитального ремонта учебных заведений технического и профессионального образования;

      функционирования учебно-методических кабинетов областных (городских) департаментов образования;

      строительства новых учебных заведений и межрегиональных профессиональных центров в Атырауской, Южно-Казахстанской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской областях;

      строительства общежитий учебных заведений технического и профессионального образования.

5.2. Повышение качества подготовки и конкурентоспособности
кадров технического и обслуживающего труда

      Качество подготовки и конкурентоспособность кадров будут обеспечены в результате осуществления следующих мероприятий:

      1. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях за счет выделения государственных образовательных грантов по техническим специальностям для работы в организациях технического и профессионального образования.

      2. Организация повышения квалификации педагогических работников для внедрения новых образовательных программ, информационных, интерактивных, дистанционных технологий обучения, прохождения преподавателями специальных дисциплин, мастерами производственного обучения стажировки на базе производственных предприятий для изучения новых технологий.

      3. Приглашение в учебные заведения технического и профессионального образования ведущих зарубежных преподавателей и ученых, в том числе в области информационных технологий.

      4. Подготовка специалистов, владеющих сложными (смежными) профессиями и практическими навыками, связанными с высокими технологиями, в том числе информационными технологиями.

      5. Организация и проведение в целях поддержки одаренных обучающихся конкурсов с присвоением звания "Лучший по профессии".

      6. Проведение конкурсов: среди преподавателей на получение государственного гранта и звание "Лучший педагог", среди учебных заведений "Лучшее учебное заведение".

      7. Формирование совместно с уполномоченным органом труда и занятости с участием отраслевых министерств и работодателей национальной квалификационной системы путем:

      объединения существующих квалификаций различных уровней образования в многоуровневую систему квалификаций, признаваемых на национальном и международном рынках труда;

      содействия объединениям работодателей в разработке профессиональных стандартов как системы показателей, позволяющих установить степень соответствия профессиональной деятельности, выполняемой работником, существующим квалификационным требованиям в рамках конкретной специальности;

      внедрения системы независимой оценки качества и сертификации профессиональных навыков и квалификаций специалистов с привлечением международных организаций в области сертификации.

      8. На базе лучших учебных заведений:

      организация подготовки кадров в соответствии с требованиями рынка труда и международными стандартами, способных замещать привлекаемую иностранную рабочую силу;

      создание высших технических школ, реализующих интегрированные образовательные программы.

      9. Внедрение системы распространения положительного опыта работы учебных заведений, поощрения инноваций в системе технического и профессионального образования.

5.3. Совершенствование систем управления и финансирования
технического и профессионального образования

      Для повышения эффективности управления системы технического и профессионального образования будут проведены следующие мероприятия:

      1. Создание национального совета по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров, в состав которого войдут представители государственных органов, республиканских объединений работодателей и работников для содействия реализации государственной политики в области развития человеческих ресурсов и координации работы по социальному партнерству на республиканском уровне.

      2. Функционирование отраслевых советов по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров с включением представителей отраслевых министерств, объединений работодателей и работников отрасли для обеспечения развития социального партнерства по вопросам подготовки кадров в отраслях экономики (определение отраслевой потребности в кадрах, участие в формировании государственного заказа на подготовку кадров технического и обслуживающего труда, содействие организации производственной практики и трудоустройству выпускников учебных заведений технического и профессионального образования, участие в разработке национальной квалификационной системы).

      3. Создание региональных советов, с включением представителей акиматов, крупных предприятий и объединений работодателей для координации работы по обеспечению квалифицированными кадрами технического и обслуживающего труда региональных рынков труда (определение региональной потребности в кадрах, участие в формировании государственного заказа на подготовку кадров технического и обслуживающего труда, содействие организации производственной практики и трудоустройству выпускников учебных заведений технического и профессионального образования региона).

      4. Создание в учебных заведениях попечительских советов с включением представителей социальных партнеров, ассоциаций работодателей, общественных организаций для содействия в прохождении обучающимися производственной практики, трудоустройстве выпускников, укреплении материально-технической базы организаций образования.

      5. Разработка и внедрение стандартов управления учебными заведениями технического и профессионального образования, гармонизированных со стандартами системы менеджмента качества ИСО 9001-2000.

      6. Разработка и внедрение стандартов аккредитации программ технического и профессионального образования в соответствии с международной практикой.

      7. Организация подготовки менеджеров и повышения квалификации руководящих работников системы технического и профессионального образования, в том числе за рубежом.

      8. Развитие социального партнерства в подготовке кадров технического и обслуживающего труда путем:

      совершенствования нормативных правовых условий участия бизнес-структур в развитии системы технического и профессионального образования;

      заключения договоров по подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров технического и обслуживающего труда, прохождению обучающимися производственных практик, трудоустройству выпускников;

      подготовки кадров, назначения стипендии обучающимся за счет средств работодателей;

      привлечения высококвалифицированных специалистов предприятий к педагогической деятельности в учебных заведениях технического и профессионального образования;

      создание фонда поддержки развития технического и профессионального образования.

      9. Реструктуризация сети учебных заведений технического и профессионального образования с учетом потребностей рынка труда посредством:

      проведения оценки сети учебных заведений технического и профессионального образования с учетом спроса рынка труда и населения на программы обучения;

      объединения учебных заведений для повышения эффективности и восприимчивости к потребностям местных рынков труда.

      10. Финансирование технического и профессионального образования путем:

      финансирования учебных заведений с определением нормативов стоимости затрат на одного обучающегося и результативности работы учебного заведения;

      разработки и внедрения информационной системы для мониторинга движения контингента обучающихся и достижения результатов;

      совершенствования системы оплаты труда преподавателей технических и специальных дисциплин, мастеров производственного обучения.

6. Необходимые ресурсы и источники финансирования

      На реализацию Программы будут использованы бюджетные средства, прямые инвестиции с долевым участием различных заинтересованных сторон, средства фондов и международных организаций.

      Финансовые затраты, связанные с реализацией государственной программы, составят: 58178,9 млн.тенге, в том числе: в 2008 году - 5707,8 млн. тенге, в 2009 году - 23486,7 млн. тенге, в 2010 году - 28984,4 млн. тенге;

      за счет республиканского бюджета: всего - 40749,8 млн. тенге, в 2008 году - 3396,6 млн. тенге, в 2009 году - 16701,4 млн. тенге, в 2010 году - 20651,8 млн. тенге;

      за счет местных бюджетов: всего - 17429,1 млн. тенге; в том числе: в 2008 году - 2311,2 млн. тенге, в 2009 году -6785,3 млн. тенге, в 2010 году - 8332,6 млн. тенге.

      Объемы расходов по мероприятиям 1-го этапа, финансируемым за счет средств государственного бюджета, будут ежегодно уточняться при утверждении республиканского и местного бюджетов на соответствующий финансовый год.

      Объемы расходов по мероприятиям 2-го этапа, финансируемым за счет средств государственного бюджета, будут предусмотрены при утверждении республиканского и местного бюджетов на 2011 и 2012 годы.

7. Ожидаемые результаты от реализации и индикаторы Программы

      Реализация Программы будет осуществляться поэтапно.

      Первый этап (2008-2010 годы) будет направлен на обновление образовательных программ и институциональное развитие системы технического и профессионального образования.

      Второй этап (2011-2012 годы) станет этапом развития реформ и обеспечения устойчивого функционирования системы технического и профессионального образования.

      Реализация программы обеспечит следующие результаты:

      на первом этапе будут:

      созданы условия доступности технического и профессионального образования за счет строительства 45 новых учебных заведений технического и профессионального образования, в том числе: в 2008 году - 2 единицы, в 2009 году - 31 единиц, в 2010 году - 12 единиц;

      построены 4 межрегиональных профессиональных центров в Атырауской, Южно-Казахстанской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской областях;

      завершено строительство 41 общежития учебных заведений, в том числе в 2009 году - 20 единиц, в 2010 году - 21 единица;

      увеличено количество обучающихся, принятых в учебные заведения технического и профессионального образования на основе государственного заказа в 2008 году - до 80,0 тысяч человек; в 2009 году - до 100,1 тысяч человек, в 2010 году - до 125,3 тысяч человек;

      совместно с органами занятости определяться потребность рынка труда в квалифицированных кадрах, перечень специальностей и профессий при формировании государственного образовательного заказа;

      разработаны с участием работодателей новые государственные общеобязательные стандарты образования: в 2008 году - 72 стандарта; в 2009 году - 72 стандарта, в 2010 году - 86 стандартов;

      разработаны интегрированные (модульные) образовательные программы: в 2008 году - 94; в 2009 году - 65, в 2010 году - 65;

      образовательные программы будут нацелены на формирование у обучающихся базовых и специальных компетенций и станут более привлекательными для молодежи и востребованными у работодателей;

      обновлено содержание типовых учебных программ по специальным дисциплинам: с учетом требований работодателей в 2009 году - на 50 %, в 2010 году - на 100%;

      разработано 800 наименований учебной литературы и 800 учебно-методических пособий по специальным дисциплинам, в том числе: в 2009 году - 400 наименований учебной литературы и 400 учебно-методических пособий, в 2010 году - 400 наименований учебной литературы и 400 учебно-методических пособий;

      увеличено число специалистов, подготовленных на основе государственного заказа всего: в 2008 году - 72 119 человек; в 2009 году - 82 610 человек; в 2010 году - 90 565 человек; в 2011 году - 99 550 человек;

      увеличена доля обучающихся, продолживших обучение в вузах, в 2008 году - до 20 %; в 2009 году - до 25 %; в 2010 году - до 30 %;

      увеличена доля выпускников учебных заведений технического и профессионального образования, получивших повышенный уровень квалификации: в 2008 году - до 15,0 %; в 2009 году - до 15,5 %; в 2010 году - до 20 %;

      проводиться конкурсы с присвоением звания "Лучший по профессии": в 2008 году - 14 человек; в 2009 году - 28 человек; в 2010 году - 28 человек; примут участие в международных конкурсах профессионального мастерства в 2009 году - 4 человека; в 2010 году - 4 человека; в 2011 году - 4 человека;

      увеличено количество специальностей и профессий, подлежащих независимой оценке качества подготовки кадров технического и обслуживающего труда и сертификации: в 2008 году - до 22, в 2009 году - до 54; в 2010 году - до 70; в 2011 году - 100;

      увеличена доля трудоустроенных выпускников учебных заведений технического и профессионального образования: в 2008 году - до 75,0 %; в 2009 году - до 78,0 %; в 2010 году - до 80,0 %;

      увеличена доля обучающихся по техническим и технологическим специальностям, в том числе в области информационных технологий, от общей численности обучающихся в системе технического и профессионального образования: в 2008 году - на 15,0 %; в 2009 году - на 30 %; в 2010 году - на 30,0%;

      увеличена доля преподавателей, обучившихся в вузах по техническим направлениям за счет государственного образовательного заказа: в 2009 году - 10%; в 2010 году - 20%; в 2011 году - 30%;

      приглашены 120 зарубежных преподавателей для работы в учебных заведениях, в том числе в 2009 году - 60 человек, в 2010 году - 60 человек;

      повысят квалификацию преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения: в 2008 году - 1000 человек; в 2009 году - 1000 человек; в 2010 году - 1000 человек;

      увеличена доля мастеров производственного обучения, прошедших стажировку за счет средств работодателей, на базе производственных предприятий и организаций;

      аккредитованы образовательные программы технического и профессионального образования: в 2009 году - 20 программ; в 2010 году - 25 программ; в 2011 году - 30 программ;

      увеличено количество учебно-производственных мастерских и лабораторий профессиональных лицеев (школ) и колледжей, оснащенных современным учебно-производственным и технологическим оборудованием, в том числе в 2009 году - до 94 единиц; в 2010 году - до 95 единиц;

      проведен капитальный ремонт учебных заведений на сумму 5943,04 млн. тенге, в том числе в 2008 году - на 1873,32 млн. тенге, в 2009 году - на 1483,27 млн. тенге; в 2010 году - на 1636,70 млн. тенге;

      увеличено количество учебных заведений, внедривших стандарты управления, гармонизированные со стандартами системы менеджмента качества ИСО 9001-2000: в 2008 году - на 5 %; в 2009 году - 5%, в 2010 году - 10%;

      созданы национальный, отраслевые и региональные советы по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров;

      заключены меморандумы и соглашения с объединениями работодателей и крупными предприятиями по сотрудничеству в области подготовки кадров: в 2008 году - 16; в 2009 году - 20; в 2010 году - 25; в 2011 году - 30;

      увеличена доля обучающихся, а также получающих стипендию за счет средств работодателей;

      определены на конкурсной основе лучшие учебные заведения технического и профессионального образования: в том числе в 2008 году - 16; в 2009 году - 16; в 2010 году - 16;

      создана нормативная правовая база для привлечения частного сектора в подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров технического и обслуживающего труда;

      осуществляться финансирование на основе государственного образовательного заказа государственных организаций образования;

      на втором этапе будут:

      завершено строительство новых учебных заведений, межрегиональных профессиональных центров и общежитий;

      пересмотрена система социальной защиты и стипендиального обеспечения обучающихся профессиональных лицеев (школ), в том числе приняты меры по повышению размера стипендий;

      создана многоуровневая национальная квалификационная система;

      разработаны профессиональные стандарты совместно с республиканскими объединениями работодателей;

      продолжено обновление учебно-производственных мастерских и лабораторий учебных заведений современным учебно-производственным и технологическим оборудованием, информационными технологиями;

      внедрена система сертификации профессиональных навыков и квалификаций специалистов с привлечением международных организаций в области сертификации;

      повысится уровень занятости среди выпускников учебных заведений технического и профессионального образования;

      определен норматив стоимости расходов на одного обучающегося с учетом результативности работы учебного заведения.

      В целом указанные меры будут способствовать созданию эффективной системы технического и профессионального образования, готовящей конкурентоспособные кадры с широкой компетенцией и передаваемыми фундаментальными знаниями для повышения трудоспособности молодежи и развития человеческих ресурсов в Казахстане.