О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан пункта 1) части восьмой статьи 72 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года

Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 11 июля 2024 года № 48-НП

Действующий

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

      Конституционный Суд Республики Казахстан в составе Председателя Азимовой Э.А., судей Ескендирова А.К., Жатканбаевой А.Е., Кыдырбаевой А.К., Мусина К.С., Нурмуханова Б.М., Онгарбаева Е.А., Подопригоры Р.А., Сарсембаева Е.Ж. и Ударцева С.Ф., с участием:

      субъекта обращения Козловского И.В.,

      представителей:

      Генеральной прокуратуры Республики Казахстан – советника Генерального Прокурора Адамова Т.Б.,

      Министерства внутренних дел Республики Казахстан – заместителя председателя Комитета уголовно-исполнительной системы Аюбаева М.А.,

      Министерства юстиции Республики Казахстан – директора Департамента законодательства Манкешова Ш.Ж.,

      Аппарата Мажилиса Парламента Республики Казахстан – главного консультанта Отдела законодательства Османова А.Ы.,

      Аппарата Сената Парламента Республики Казахстан – заместителя заведующего Отделом законодательства Сартаевой Н.А.,

      Судебной администрации Республики Казахстан – главного консультанта правового отдела Шамишева А.А.,

      Национального центра по правам человека – заместителя руководителя Бакашбаева Ж.К.,

      экспертов – доктора юридических наук, профессора Скакова А.Б. и доктора юридических наук, профессора Рахимбердина К.Х.,

      рассмотрел в открытом заседании обращение Козловского И.В. о проверке на соответствие статье 14 Конституции Республики Казахстан пункта 1) части восьмой статьи 72 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года (далее – УК).

      Заслушав докладчика – судью Конституционного Суда Республики Казахстан Онгарбаева Е.А. и участников заседания, изучив материалы конституционного производства, проанализировав нормы действующего права Республики Казахстан и отдельных зарубежных стран, Конституционный Суд Республики Казахстан

      установил:

      В Конституционный Суд Республики Казахстан (далее –Конституционный Суд) поступило обращение о рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан (далее – Конституция, Основной Закон) пункта 1) части восьмой статьи 72 УК.

      Приговором Карагандинского областного суда от 30 сентября 2003 года субъект обращения был признан виновным в совершении ряда тяжких и особо тяжких преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Казахстан от 16 июля 1997 года (далее – УК от 16 июля 1997 года), и ему было назначено наказание в виде смертной казни с конфискацией имущества.

      Постановлением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Казахстан от 14 января 2004 года приговор суда в отношении субъекта обращения и ряда других лиц был изменен. В части назначения наказания по совокупности преступлений приговор суда оставлен без изменений.

      Указом Президента Республики Казахстан от 6 декабря 2007 года № 481 заявитель был помилован: смертная казнь была заменена пожизненным лишением свободы.

      Согласно пункту 1) части восьмой статьи 72 УК условно-досрочное освобождение от отбывания наказания не применяется к лицам, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования либо в связи с применением закона, отменяющего смертную казнь.

      Субъект обращения считает, что оспариваемая им норма УК противоречит Конституции, поскольку ставит его в неравное положение по сравнению с лицами, отбывающими назначенное судом наказание в виде пожизненного лишения свободы и имеющими право на условно-досрочное освобождение по истечении двадцати пяти лет отбытия назначенного наказания.

      При проверке конституционности оспариваемой субъектом обращения нормы УК применительно к предмету обращения Конституционный Суд исходит из следующего.

      1. Высшими ценностями Республики Казахстан признаются человек, его жизнь, права и свободы (пункт 1 статьи 1 Основного Закона).

      В пункте 1 статьи 15 Конституции закреплено, что каждый имеет право на жизнь. Данное положение Конституции корреспондируется с основополагающими международными документами в области прав человека (Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 10 декабря 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 года), ратифицированный Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года, и другие).

      Право на жизнь относится к естественным, фундаментальным правам человека, обеспечение и охрана которых является обязанностью правового государства.

      Конституционное право каждого на жизнь не подлежит ограничениям ни в каких случаях (статья 15, пункт 3 статьи 39 Основного Закона).

      В рамках реализации уголовной политики Республика Казахстан осуществила поэтапную отмену смертной казни с учетом норм международного права и принципа гуманизма.

      Такому эволюционному решению государства предшествовал ряд мер:

      1) принятие УК от 16 июля 1997 года, в котором впервые на законодательном уровне была заложена норма о пожизненном лишении свободы;

      2) введение Указом Президента Республики Казахстан от 17 декабря 2003 года № 1251 (утратил силу Указом Президента Республики Казахстан от 9 февраля 2023 года № 126) бессрочного моратория на исполнение смертной казни и установление в качестве ее альтернативы пожизненного лишения свободы;

      3) изложение Законом Республики Казахстан от 21 мая 2007 года "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан" пункта 2 статьи 15 Конституции в новой редакции, в значительной степени ограничившего применение смертной казни в мирное время: "2. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании";

      4) принятие нового Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года, сохранившего курс на сужение сферы применения смертной казни и назначение ее только за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании. Смертная казнь могла быть заменена в порядке помилования пожизненным лишением свободы или лишением свободы на определенный срок;

      5) ратификация Законом Республики Казахстан от 2 января 2021 года второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни (далее – Факультативный протокол), где указано, что "ни одно лицо, находящееся под юрисдикцией государства-участника Факультативного протокола, не подвергается смертной казни. Каждое государство-участник принимает все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции" (статья 1);

      6) исключение из УК норм о смертной казни Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2021 года "О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросу отмены смертной казни" в целях приведения уголовного законодательства в соответствие с Факультативным протоколом;

      7) установление конституционного запрета на смертную казнь с принятием Закона Республики Казахстан от 8 июня 2022 года "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан" (принят на республиканском референдуме 5 июня 2022 года), закрепившего принцип отказа от смертной казни: "Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь запрещается" (пункт 2 статьи 15).

      2. Пункт 1 статьи 39 Конституции устанавливает, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения".

      Конституционный Суд ранее отмечал, что любые законодательные ограничения прав и свобод человека должны быть адекватными законно обоснованным целям и отвечать требованиям справедливости, пропорциональности и соразмерности (нормативное постановление от 26 декабря 2023 года № 38-НП).

      Раздел 3 УК устанавливает систему и виды наказаний. Статья 39 УК определяет: "1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении уголовного правонарушения, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

      2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых уголовных правонарушений как осужденным, так и другими лицами. Наказание не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства".

      Согласно подпункту 1) пункта 3 статьи 61 Основного Закона Парламент Республики Казахстан вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц. Данные полномочия включают определение видов уголовных правонарушений, преступности и наказуемости деяний исходя из степени их общественной опасности и криминогенной ситуации в стране, категорий преступлений, порядка исполнения наказаний, в том числе освобождения от них при наступлении необходимых условий.

      В настоящее время среди основных видов наказания самым суровым является лишение свободы, которое согласно уголовному закону может быть назначено на определенный срок либо бессрочно (пожизненное лишение свободы).

      Нормы о пожизненном лишении свободы действуют с 1 января 2004 года согласно статье 4 Закона Республики Казахстан от 16 июля 1997 года "О введении в действие Уголовного кодекса Республики Казахстан". Для судебной практики такое наказание имело практическое значение, поскольку указывало на возможность его индивидуализации с учетом уровня общественной опасности личности осужденных: применять к одним смертную казнь, а к другим – пожизненное лишение свободы.

      В современных условиях изменения в уголовном законодательстве и тенденции в сфере уголовной политики свидетельствуют о расширении составов преступлений, за которые установлено наказание в виде пожизненного лишения свободы.

      Если первоначально пожизненное лишение свободы было закреплено только как альтернатива смертной казни, то в последующем его правовая природа подверглась существенным изменениям. Оно может назначаться самостоятельно за особо тяжкие преступления, в том числе за те, по которым ранее назначалось наказание в виде смертной казни.

      В соответствии с нормами статей 139 и 140 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года (далее – УИК) осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы в порядке помилования или в связи с применением закона, отменяющего смертную казнь, отбывают наказания в одинаковых условиях в учреждении чрезвычайной безопасности.

      3. Институт освобождения от уголовной ответственности и наказания нацелен на реализацию отдельных принципов уголовного права и предусмотрен в разделе 5 УК. Одним из видов освобождения от наказания согласно статье 72 УК является условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.

      Правовой анализ института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания свидетельствует, что он не только предоставляет возможность досрочного освобождения осужденного при отбытии им части установленного срока и наличии других условий, но и предполагает законодательную возможность его отмены в случаях, предусмотренных пунктами 1), 2) и 3) части седьмой статьи 72 УК.

      Часть восьмая статьи 72 УК определяет категории лиц, к которым условно-досрочное освобождение не применяется.

      Установление или ограничение права на условно-досрочное освобождение осуществляется в рамках полномочий Парламента Республики Казахстан, закрепленных в подпункте 1) пункта 3 статьи 61 Основного Закона, с соблюдением требований статьи 39 и других норм Конституции.

      Конституционный Суд в своем нормативном постановлении от 10 января 2023 года № 2 отмечал, что законы и иные нормативные правовые акты являются составной частью действующего права Республики Казахстан, если они соответствуют Конституции Республики (пункт 1 статьи 4 Основного Закона). Парламент как высший представительный орган Республики Казахстан при осуществлении законодательной власти должен обеспечить соблюдение данного конституционного требования. В случае, когда прекращаются конституционно-правовые основания для существования нормативного правового акта, должна быть определена юридическая сила такого акта.

      Данные правовые позиции Конституционного Суда распространяются не только на соответствующие нормативные правовые акты в целом, но и на их отдельные правовые нормы.

      4. Статьей 72 УК, статьей 476 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года (далее – УПК) и статьей 162 УИК определено полномочие суда как органа судебной власти разрешать вопросы условно-досрочного освобождения. При рассмотрении такого вопроса суд исходит из условий, установленных статьей 72 УК.

      Правовой механизм реализации права подачи ходатайства в суд для рассмотрения вопроса об условно-досрочном освобождении регламентирован нормами статьи 162 УИК. Рассматривая подобные ходатайства, суд вправе условно-досрочно освободить осужденного или отказать ему в этом.

      Согласно части второй статьи 72 УК за лицом, освобожденным условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, в течение оставшейся неотбытой части наказания судом устанавливается пробационный контроль. В ходе конституционного производства Конституционным Судом выявлены отдельные пробелы в указанной норме. При применении условно-досрочного освобождения в отношении лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, законодательно не установлен срок пробационного контроля.

      5. Установление ограничения на применение условно-досрочного освобождения для лиц, указанных в пункте 1) части восьмой статьи 72 УК, в нынешней ситуации связано с несуществующим видом наказания. Статьей 15 Конституции установлен запрет на применение смертной казни, а в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве Республики Казахстан исключены нормы о ней. Дальнейшее сохранение такого ограничения в УК для определенной части осужденных к пожизненному лишению свободы не согласуется с этой нормой Конституции и поэтому рассматриваемый пункт подлежит признанию неконституционным.

      Конституционный Суд отмечает, что вопрос о применении условно-досрочного освобождения к осужденным относится к компетенции суда. При рассмотрении соответствующих ходатайств суды должны обеспечить индивидуальный подход к каждому осужденному, надлежащую оценку его поведения и неукоснительное соблюдение требований и условий, предусмотренных нормами УК, УПК и УИК. Вместе с тем предоставление такой возможности не означает безусловное освобождение осужденного к пожизненному лишению свободы, а применимо только в случае признания судом исправления осужденного и достижения других целей уголовного наказания, а также с учетом результатов выполнения прямо установленных законом условий.

      На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 72, пунктами 2 и 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 3) пункта 4 статьи 23, статьями 5558, 62, пунктом 3 статьи 63, пунктом 4 статьи 64 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 65 Конституционного закона Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года "О Конституционном Суде Республики Казахстан", Конституционный Суд Республики Казахстан

      постановляет:

      1. Признать пункт 1) части восьмой статьи 72 Уголовного кодекса Республики Казахстан не соответствующим Конституции Республики Казахстан.

      2. Правительству Республики Казахстан не позднее шести месяцев после опубликования настоящего нормативного постановления внести в Мажилис Парламента Республики Казахстан проект закона о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Казахстан в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Республики Казахстан, изложенными в настоящем нормативном постановлении.

      О принятых мерах в указанный срок проинформировать Конституционный Суд Республики Казахстан.

      3. Настоящее нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики Казахстан, окончательным и обжалованию не подлежит.

      4. Опубликовать настоящее нормативное постановление на казахском и русском языках в периодических печатных изданиях, получивших право на официальное опубликование законодательных актов, единой системе правовой информации и на интернет-ресурсе Конституционного Суда Республики Казахстан.

      Конституционный Суд Республики Казахстан