1. Утвердить прилагаемые:
Положение о Департаменте казначейства Министерства финансов Республики Казахстан;
структуру Департамента казначейства Министерства финансов Республики Казахстан.
2. Признать утратившими силу:
1) пункт 2 постановления Правительства Республики Казахстан от 30 октября 1997 года N 1466 P971466_ "Некоторые вопросы Министерства финансов Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1997 г., N 47, ст.438);
2) постановление Правительства Республики Казахстан от 18 декабря 1997 года N 1781 P971781_ "Об утверждении Положения о Комитете финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1997 г., N 55, ст. 500).
3. Настоящее постановление подлежит опубликованию.
Премьер-Министр Республики Казахстан
Утверждено
постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 октября 1998 года N 1028
ПОЛОЖЕНИЕ
о Департаменте казначейства Министерства финансов
Республики Казахстан
Миссия - исполнение республиканского бюджета, расчетно-кассовое обслуживание государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов и средств, осуществление финансового контроля за целевым расходованием средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов и средств.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Департамент казначейства Министерства финансов Республики Казахстан (далее - Казначейство) является государственным органом, осуществляющим специальные функции по исполнению республиканского бюджета и расчетно-кассовому обслуживанию государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов и средств, финансовому контролю за целевым использованием средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов и средств.
2. В своей деятельности Казначейство руководствуется Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, актами Президента, Правительства Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
3. Казначейство входит в структуру Министерства финансов Республики Казахстан и является государственным органом управления, который в пределах своей компетенции и предоставленных ему полномочий осуществляет специальные исполнительные и контрольные функции.
Казначейство имеет территориальные органы в областях и городе Алматы.
4. Казначейство является юридическим лицом, имеет свои банковские счета, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Казахстан со своим наименованием на государственном языке. Казначейство имеет органы с вертикальной подчиненностью, состоящие из областных управлений и районных, городских и районных в городах отделов казначейства, которые являются юридическими лицами, обладают имуществом на правах оперативного управления, имеют банковские счета и печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан со своим наименованием на государственном языке.
5. Казначейство и его территориальные органы в установленном законодательством порядке осуществляют отдельные виды банковских операций в тенге и иностранной валюте.
6. Структура Казначейства утверждается Правительством Республики Казахстан, а структура управлений в областях, городе Алматы руководителями этих органов в пределах выделенной численности по согласованию с Казначейством. Штатная численность Казначейства утверждается Министром финансов Республики Казахстан, а штатная численность управлений в областях, городе Алматы Департаментом казначейства в пределах установленной численности и фонда оплаты труда.
7. Финансирование расходов на содержание Казначейства и его территориальных органов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание Министерства финансов Республики Казахстан.
II. ПРИОРИТЕТЫ
8. Основными приоритетами Казначейства являются:
реализация политики в области кассового исполнения республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов и средств;
обеспечение финансового контроля за целевым использованием средств республиканского и местных бюджетов, выделенных на реализацию общегосударственных и местных программ и мероприятий;
обеспечение полного возмещения нанесенного государству материального ущерба за счет виновных лиц и взыскание (отзыв) в бюджет средств, использованных не по целевому назначению.
III. ЗАДАЧИ КАЗНАЧЕЙСТВА
9. Основными задачами Казначейства являются:
организация, осуществление и контроль кассового исполнения республиканского бюджета;
организация расчетно-кассового обслуживания государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов и средств;
оперативное управление взаимоотношениями между республиканским бюджетом и государственными фондами целевого финансирования, исполнение, контроль за движением и использованием средств этих фондов;
осуществление бухгалтерского учета и отчетности об исполнении республиканского бюджета и представление в установленном порядке отчетности;
разработка методологии бухгалтерского учета и внутреннего аудита в бюджетной системе, ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства и обязательным для выполнения организациями, содержащимися за счет республиканского и местных бюджетов Республики Казахстан;
осуществление финансового контроля:
за исполнением местных бюджетов;
за финансово-хозяйственной деятельностью министерств, государственных комитетов, ведомств, а также иных центральных и местных исполнительных органов, а также организаций, содержащихся за счет бюджетных средств;
за целевым использованием государственных и негосударственных (привлеченных под гарантии государства) займов, государственных внебюджетных фондов и средств;
оперативное управление и учет ценностей правительственного (бюджетного) резерва в порядке, установленном законодательством.
IV. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КАЗНАЧЕЙСТВА
10. В соответствии с возложенными задачами Казначейство выполняет следующие функции:
осуществляет исполнение республиканского бюджета;
осуществляет учет и расчетно-кассовое обслуживание организаций, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов и средств;
регулирует финансовые отношения между республиканским бюджетом и государственными внебюджетными фондами и фондами целевого финансирования, а также финансирует организации, содержащиеся за счет республиканского бюджета;
распределяет общегосударственные налоги между республиканским и местными бюджетами и зачисляет их в бюджеты разных уровней;
осуществляет учет взаимных расчетов и бюджетных кредитов (ссуд) между республиканским бюджетом и местными бюджетами;
осуществляет управление доходами и расходами республиканского бюджета и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства Республики Казахстан, как в национальной так и в иностранной валюте, распоряжается средствами, находящимися на счетах Казначейства, в банках, а также осуществляет операции с этими средствами;
обеспечивает учет кассовых расходов организаций, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов;
производит расчеты и переводы денег по поручениям организаций, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов, и государственных внебюджетных фондов;
осуществляет клиринговые (расчетные) операции;
организует обеспечение наличными деньгами организаций, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов, через банки второго уровня;
устанавливает порядок ведения и осуществляет бухгалтерский учет и отчетность об исполнении республиканского бюджета, контроль платежных документов, предоставляемых организациями, содержащимися за счет республиканского и местных бюджетов;
осуществляет ведение и учет валютных операций организаций, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов, через банковские счета Казначейства в иностранной валюте в Национальном банке Республики Казахстан, организует проверки по соблюдению законодательства при их проведении;
разрабатывает и утверждает методологию ведения бухгалтерского учета и проведения внутреннего аудита в бюджетной системе, а также нормативные правовые акты;
устанавливает порядок составления отчетности по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательный для исполнения организациями, получающими бюджетные средства;
осуществляет контроль за эффективным и целевым использованием государственных и негосударственных (привлеченных под гарантии государства) займов, их погашение и обслуживание в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
в установленном законодательством порядке управляет текущими остатками на счетах Казначейства с целью получения дохода путем размещения их остатков на банковских вкладах и в ценные бумаги;
анализирует состояние рынка драгоценных металлов, проводит операции с драгоценными металлами и камнями на первичных торгах и вторичном рынке;
осуществляет планирование, учет, контроль и анализ формирования и использования правительственного (бюджетного) резерва;
осуществляет проверки целевого использования средств республиканского бюджета, получаемых хозяйствующими субъектами;
участвует в подготовке информации о результатах исполнения республиканского бюджета и состоянии финансовых ресурсов Правительства Республики Казахстан;
осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности министерств, государственных комитетов, ведомств, а также иных центральных и местных исполнительных органов и организаций, содержащихся за счет бюджетных средств, сохранности денег и товарно-материальных ценностей в них, тематические проверки по другим финансовым вопросам, касающимся интересов государства, и подготовку на их основе предложений, направленных на обеспечение режима экономии, целевое и эффективное использование государственных средств, их сохранности;
организует проверки в пределах своей компетенция и в соответствии с действующим законодательством в организациях, содержащихся за счет бюджетных средств, по поручениям Правительства Республики Казахстан по письмам и заявлениям граждан;
осуществляет контроль за эффективным и целевым использованием организациями, содержащимися за счет бюджетных средств, гуманитарной, финансовой и технической помощи международных финансово-экономических организаций и стран-доноров, расходами на заграничные командировки работников органов государственной власти и управления;
проводит проверки целевого использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование посольств и представительств Республики Казахстан за рубежом;
анализирует и обобщает опыт работы территориальных органов Казначейства и разрабатывает предложения по ее совершенствованию, организует проверку их деятельности, принимает меры по устранению выявленных недостатков и нарушений;
направляет в следственные органы и органы прокуратуры материалы ревизий и проверок по выявленным фактам недостач, хищений и злоупотреблений;
осуществляет в установленном порядке подготовку проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства;
изучает опыт организации деятельности казначейств зарубежных стран и разрабатывает предложения по его практическому использованию;
участвует в организации повышения квалификации работников Казначейства и его территориальных органов;
организует внедрение новых технологий и обеспечивает эффективное использование единой информационно-вычислительной системы Казначейства.
V. ПРАВА КАЗНАЧЕЙСТВА
11. В целях выполнения основных задач и укрепления бюджетной дисциплины Казначейство имеет право:
иметь Единый казначейский счет и банковские счета в тенге и иностранной валюте в Национальном Банке Республики Казахстан, или другом уполномоченном им по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан банке, а также банковские счета областных, Алматинского городского управлений Казначейства в филиалах Национального Банка Республики Казахстан, или другом уполномоченном, по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан банке;
размещать в установленном порядке средства, временно свободные остатки денег со счетов органов Казначейства во вклады в банках и ценные бумаги и получать вознаграждение (интерес) в размерах, установленных соглашениями с ними. В случае заимствования в установленном законодательством порядке денег Национального Банка Республики Казахстан на покрытие дефицита республиканского бюджета Казначейство также уплачивает вознаграждение (интерес) в соответствии с вышеуказанными условиями и порядком;
беспрепятственно, в соответствии с действующим законодательством, посещать министерства, государственные комитеты, ведомства, а также иные центральные и местные исполнительные органы и организации, банки, воинские части и их подразделения при осуществлении ревизий и проверок по использованию бюджетных средств;
производить на ревизуемых объектах проверки соответствующих денежных документов (планы, сметы, отчеты, бухгалтерские, банковские и финансовые документы), связанных с зачислением, перечислением и использованием бюджетных ресурсов, внебюджетных фондов и средств в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, а также фактическое наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей;
в установленном законодательством порядке опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы проверяемых организаций, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений, изымать необходимые документы, оставляя в делах акты изъятия, копии или опись изъятых документов;
в установленном законодательством порядке производить взыскание (отзыв) денег в бюджет в бесспорном порядке, ограничивать или приостанавливать финансирование из республиканского бюджета организаций при незаконном и нецелевом использовании ими средств, выделенных из республиканского и местных бюджетов, а также при непредставлении отчетов об израсходованных средствах;
в пределах своей компетенции требовать и получать от руководителей и других работников проверяемых организаций письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок;
принимать в процессе ревизий и проверок совместно с руководителями ревизуемых организаций необходимые меры к устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, установлению порядка ведения бухгалтерского учета, возмещению причиненного ущерба;
давать министерствам, государственным комитетам, ведомствам и иным центральным исполнительным органам, организациям по материалам ревизий и проверок обязательные для исполнения указания об устранении вскрытых нарушений, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством по возмещению ущерба и привлечения виновных лиц к ответственности;
по материалам ревизий и проверок, переданным в следственные органы и органы прокуратуры, получать от них в установленном законодательством порядке информацию о результатах принятых по этим материалам мер, либо мотивированного заключения с приложением копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении дела в ходе предварительного следствия;
рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания в соответствии с действующим законодательством;
получать в соответствии с законодательными актами от министерств, государственных комитетов, ведомств и иных центральных и местных исполнительных органов, а также организаций, получающих бюджетные средства, информацию и сведения, необходимые для организации исполнения республиканского и местных бюджетов, а также осуществления финансово-валютного контроля за выполнением финансовых обязательств перед государством.
VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
12. Должностные лица Казначейства и его территориальных органов при осуществлении возложенных на них задач обязаны строго руководствоваться действующим законодательством Республики Казахстан и настоящим Положением и использовать информацию и сведения, получаемые при исполнении своих функций, исключительно в служебных целях.
За ненадлежащее выполнение своих обязанностей и несоблюдение требований по обеспечению защиты, государственных секретов и иной охраняемой законом тайны должностные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
VII. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗНАЧЕЙСТВА
13. Казначейство возглавляет Директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Республики Казахстан по представлению Министра финансов Республики Казахстан.
14. Директор Казначейства имеет четырех заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром финансов Республики Казахстан - по представлению Директора Казначейства.
15. Директор Казначейства:
организует и осуществляет руководство работой Казначейства;
несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Казначейство задач и осуществление им своих функций;
устанавливает полномочия заместителей Директора и руководителей структурных подразделений Казначейства;
издает в пределах компетенции Казначейства нормативные правовые акты, приказы, обязательные для исполнения работниками Казначейства и территориальных органов;
принимает решения по другим вопросам, отнесенным к компетенции Казначейства;
16. Работники Казначейства назначаются, перемещаются, освобождаются от должностей в соответствии с номенклатурой должностей работников органов системы Министерства финансов Республики Казахстан, утвержденной Министром финансов Республики Казахстан.
17. Начальники территориальных управлений и отделов Казначейства в областях, городе Алматы назначаются на должности и освобождаются от должностей Министром финансов Республики Казахстан по представлению Директора Казначейства. Заместители начальников территориальных управлений Казначейства назначаются и освобождаются от должности Директором Казначейства.
18. Должностные лица органов Казначейства обязаны строго соблюдать действующие законы и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан, обязаны сохранять в тайне сведения, составляющие государственную и служебную тайну, определенную в установленном порядке.
19. Директор Казначейства утверждает Положения об управлениях и отделах центрального аппарата Казначейства и об областных и Алматинском городском управлениях Казначейства.
20. В своей работе территориальные органы Казначейства взаимодействуют с местными представительными и исполнительными органами по вопросам взаиморасчетов между видами бюджетов и в процессе работы по сбору необходимой информации о состоянии бюджетной системы.
21. Ревизии работы территориальных органов Казначейства производятся вышестоящим, в порядке подчиненности, органом Казначейства с периодичностью не реже одного раза в 2 года.
22. Финансовое обеспечение и материально-техническое снабжение Казначейства и его территориальных органов осуществляется соответствующими структурными подразделениями центрального аппарата Министерства финансов Республики Казахстан.
23. Реорганизация и ликвидация Казначейства осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Утверждена
постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 октября 1998 года N 1028
СТРУКТУРА
Департамента казначейства Министерства финансов Республики Казахстан Руководство Управление исполнения республиканского бюджета Управление бухгалтерского учета и отчетности Управление наличности Управление методологии бюджетного учета Управление информационных технологийУправление бухгалтерского учета и отчетности по банковским операциям Управление учетной политики и технологических операций Управление ревизий бюджетных организаций Отдел организации и ревизий исполнения местных бюджетов Управление контроля за внешними займами и использованием хозсубъектами бюджетных средств
Управление аудита территориальных органов Казначейства Отдел методологии внутреннего аудита Отдел драгоценных металлов и драгоценных камней Отдел организационной работы Отдел по реализации проекта модернизации Казначейства Отдел организации денежного обеспечения Сводно-аналитический отдел