О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1054 "Об утверждении Государственной программы жилищно-коммунального развития "Нұрлы жер" на 2020 – 2025 годы"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2020 года № 849. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2022 года № 736.

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 23.09.2022 № 736.

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1054 "Об утверждении Государственной программы жилищно-коммунального развития "Нұрлы жер" на 2020 – 2025 годы" следующие изменения и дополнения:

      в Государственной программе жилищно-коммунального развития "Нұрлы жер" на 2020 – 2025 годы, утвержденной указанным постановлением:

      в разделе 4 "Цель, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Государственной программы":

      в таблице "Задача 1. Реализация единой жилищной политики":

      строки

      "

3.Количество займов ЖССБК

данные АО "НУХ "Байтерек"

ед. займов

АО "НУХ "Бай-терек", ЖССБК

3057

8382

12916

13333

13125

13125

3125

3125

для малообеспеченных семей (2%)

-

5000

10000

10000

10000

10000

-

-

для выкупа кредитного жилья МИО (5%)

3057

3382

2916

3333

3125

3125

3125

3125

      "

      изложить в следующей редакции:

      "

3.Количество займов ЖССБК

данные АО "НУХ "Байтерек"

ед. займов

АО "НУХ "Байтерек", ЖССБК

3057

8382

15916

27333

13125

13125

3125

3125

для малообеспеченных семей (2%)

-

5000

10000

10000

10000

10000

-

-

для выкупа кредитного жилья МИО (5%)

3057

3382

2916

3333

3125

3125

3125

3125

по пилотному проекту "Шаңырақ" (5%)




3000

14000





      ";

      в разделе "5.1. Реализация единой жилищной политики":

      в подразделе "5.1.1 Критерии для участия в программе (лестница доступности жилья)":

      после части пятой дополнить частью следующего содержания:

      "Для приобретения жилья на первичном или вторичном рынках с использованием заемных средств гражданам предлагаются различные инструменты ипотечного кредитования, системы жилищных строительных сбережений (ипотечные жилищные программы "7-20-25", "Баспана-хит", "Орда", "Свой дом", "Жас отбасы", "Әскери Баспана", "Бақытты отбасы", "Шаңырақ", "5-20-25").";

      в пункте 2:

      в части шестой подпункт 2) изложить в следующей редакции:

      "2) наличие дохода от трудовой и (или) предпринимательской деятельности (без учета пенсионных отчислений, индивидуального подоходного налога и иных обязательных отчислений) за последние 6 (шесть) месяцев, не превышающего на каждого члена семьи 3,1-кратной величины прожиточного минимума, утвержденного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;";

      в пункте 3:

      в части четвертой подпункт 2) изложить в следующей редакции:

      "2) наличие дохода от трудовой и (или) предпринимательской деятельности (без учета пенсионных отчислений, индивидуального подоходного налога и иных обязательных отчислений) за последние 6 (шесть) месяцев на каждого члена семьи до 3,7-кратной величины прожиточного минимума включительно, утвержденного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

      В случае неподтверждения доходов допускается участие при наличии суммы собственных средств (в том числе жилищных строительных сбережений) для выкупа кредитного жилья, реализуемого акиматами, по полной стоимости (без оформления займа);";

      в части девятой подпункт 2) изложить в следующей редакции:

      "2) наличие дохода от трудовой и (или) предпринимательской деятельности (без учета пенсионных отчислений, индивидуального подоходного налога и иных обязательных отчислений) за последние 6 (шесть) месяцев на каждого члена семьи до 3,7-кратной величины прожиточного минимума включительно, утвержденного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

      В случае не подтверждения доходов допускается участие при наличии суммы собственных средств (в том числе жилищных строительных сбережений) для выкупа кредитного жилья, реализуемого акиматами, по полной стоимости (без оформления займа);";

      в пункте 3-1:

      в части четвертой подпункт 2) изложить в следующей редакции:

      "2) наличие дохода от трудовой и (или) предпринимательской деятельности (без учета пенсионных отчислений, индивидуального подоходного налога и иных обязательных отчислений) за последние 6 (шесть) месяцев на каждого члена семьи до 3,7-кратной величины прожиточного минимума включительно, утвержденного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

      В случае неподтверждения доходов допускается участие при наличии суммы собственных средств (в том числе жилищных строительных сбережений) для выкупа кредитного жилья, реализуемого акиматами, по полной стоимости (без оформления займа).";

      в части десятой подпункты 1) и 2) изложить в следующей редакции:

      "1) цель займа - приобретение жилья на первичном рынке (жилье частных застройщиков, в том числе в объектах жилищного строительства уполномоченной организации по завершению проблемных объектов жилищного строительства, а также обеспеченных гарантией дочерней организации АО "НУХ "Байтерек", кредитное жилье МИО);"

      2) ставка вознаграждения – до 5 % (пять процентов) годовых;";

      после части одиннадцатой дополнить частью следующего содержания:

      "Для гарантирования выкупа жилья частных застройщиков в рамках пилотного проекта "Шаңырақ" ЖССБК вправе заключать с застройщиками соглашения о сотрудничестве (оффтейк-контракты).

      При этом, до заключения соглашения о сотрудничестве ЖССБК осуществляет отбор претендентов посредством механизма предварительного бронирования согласно внутренним документам ЖССБК. По итогам отбора ЖССБК заключает с претендентами, подавшими заявления на участие, договоры предварительного бронирования жилья.

      Для предоставления предварительных и промежуточных жилищных займов при выкупе законтрактованного жилья ЖССБК выделяются средства в рамках облигационного займа, полученного от дочерней организации НБ РК, или республиканского бюджета.";

      в разделе "5.1. Реализация единой жилищной политики":

      в подразделе 5.1.2. "Меры по развитию социального жилья":

      в пункте 2:

      в части первой подпункт 2) изложить в следующей редакции:

      "2) по проектам кредитного жилья, финансируемым за счет выпуска облигаций:

      до 240 тыс. тенге − в городе Алматы;

      до 220 тыс. тенге − в городе Нур-Султане и его пригородной зоне;

      до 200 тыс. тенге − в городе Шымкенте и пригородной зоне города Алматы;

      до 180 тыс. тенге − в городах Актобе, Атырау, Актау, Туркестан, Карагандинской и Костанайской областях;

      до 160 тыс. тенге − в остальных регионах;

      до 120 тыс. тенге − в рамках пилотных проектов строительства индивидуальных домов.";

      после части восьмой дополнить частью следующего содержания:

      "Допускается МИО привлекать облигационные займы на рыночных условиях среди участников внутреннего рынка для дальнейшего финансирования строительства социального жилья по согласованию с уполномоченным органом, центральным уполномоченным органом по государственному планированию, центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.";

      в подразделе "5.1.3 Меры по стимулированию строительства жилья"

      части первую, вторую и третью пункта 2.1. изложить в следующей редакции:

      "В целях повышения доступности жилья дочерняя организация АО "НУХ "Байтерек" в соответствии с внутренними документами осуществляет:

      1) механизм гарантирования согласно законодательству о долевом участии в жилищном строительстве;

      2) строительство и/или приобретение жилья в целях последующего предоставления в аренду с правом выкупа по соответствующим меморандумам (соглашениям), заключаемым с государственными и негосударственными юридическими лицами.

      Источниками финансирования могут быть поступающие арендные платежи, неиспользованная часть бюджетных средств, привлекаемые средства на внутреннем и международных рынках капитала на рыночных условиях, в том числе под гарантии субъектов квазигосударственного сектора. Допускается микширование арендных платежей с привлеченными средствами.

      Дополнительно поступающие арендные платежи могут быть использованы для выкупа прав требований по ипотечным займам БВУ, погашения принятых обязательств и (или) возврата (замещения) собственных средств дочерней организации АО "НУХ "Байтерек", ранее направленных на реализацию проектов жилищного строительства жилья и (или) приобретения жилья в целях последующего предоставления в аренду с правом выкупом в рамках Программы.";

      в пункте 2.3.:

      после части первой дополнить частью следующего содержания:

      "Допускается акимату города Нур-Султана использовать средства на строительно-монтажные работы для завершения проблемных объектов жилищного строительства, привлеченные облигационные займы, согласно пунктам 2 и 2-1 подраздела 5.1.2 настоящей Программы, посредством бюджетного кредитования в соответствии с порядком, предусмотренным действующим законодательством Республики Казахстан. В этом случае соответствующие свободные площади подлежат реализации в соответствии с пунктами 3, 3-1 подраздела 5.1.1 настоящей Программы.";

      в разделе "5.2 Рациональное обеспечение населения качественной питьевой водой и услугами водоотведения":

      после части одиннадцатой дополнить частью следующей редакции:

      "По проектам, предполагаемым к совместному финансированию с финансовыми институтами, АО "КазЦентрЖКХ" в качестве Оператора осуществляет координацию с финансовыми организациями по вопросам подготовки проектов в ЖКХ, структурирования схемы финансирования и реализации проектов.";

      часть восемнадцатую изложить в следующей редакции:

      "Плохое функционирование КОС, предназначенных для очистки сточных вод городов и промышленных предприятий, приводит к росту масштаба антропогенных загрязнений окружающей среды и водных ресурсов. В 27 городах отсутствуют или полностью изношены КОС, в 26 городах требуются модернизация и реконструкция.";

      часть двадцать вторую изложить в следующей редакции:

      "Единым заемщиком и оператором данного направления станет организация по модернизации и развитию ЖКХ со следующими основными функциями: анализом исходных данных, переработкой проектной документации с целью оптимизации стоимости КОС, проведением конкурса и подписанием DB-контракта с подрядчиком, согласованием проектной документации, принятием выполненных работ подрядчиком, проведением авторского и технического надзора, оплатой за выполненные работы, мониторингом показателей при управлении КОС, управлением эскроу счетом и погашением займа, внедрением корпоративного менеджмента на КОС. При этом, проработается механизм погашения займов за счет средств республиканского и местного бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан на обслуживание и погашение займов. Кроме того, в целях выполнения объема услуг Оператора по организации займа, подготовке проекта, разработке единого ТЭО, проведению конкурсных процедур по каждому проекту, мониторингу качества выполнения работ подрядчиком прорабатывается вопрос финансирования из республиканского бюджета. Наличие одного координатора позволит унифицировать и контролировать процесс реализации проектов.";

      часть двадцать пятую изложить в следующей редакции:

      "В целом решение вопросов строительства, модернизации и реконструкции КОС предусматривается во всех городах до 2025 года включительно. Перечень городов по годам реализации проектов определяется уполномоченным государственным органом в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На следующем этапе после 100 % обеспечения всех сел услугами водоснабжения будут решаться вопросы строительства и реконструкции систем водоотведения сельских населенных пунктов.";

      в разделе "5.3 Модернизация и развитие ЖКХ":

      часть первую изложить в следующей редакции:

      "В целях создания комфортных условий жизнедеятельности населения продолжится реализация комплекса мер по модернизации (реконструкции и строительству) коммунального сектора, в первую очередь, систем водоснабжения и водоотведения, энергоснабжения (тепло-, газо-, электроснабжение).";

      в подразделе "5.3.2 Финансирование проектов тепло-, водоснабжения и водоотведения":

      части двадцать четвертую, двадцать пятую, двадцать шестую, двадцать седьмую изложить в следующей редакции:

      "Строительство новых и реконструкция действующих систем тепло-, водоснабжения и водоотведения приоритетно осуществляются за счет внебюджетного финансирования с предоставлением инфраструктурных грантов (субсидии) или бюджетных кредитов на возвратной основе.

      Новые подходы финансирования по реконструкции и модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения.

      Бюджетные субсидии будут направляться в порядке, установленном действующим законодательством, на реконструкцию и модернизацию систем тепло-, водоснабжения и водоотведения. Также, в случае наличия поручений Елбасы Первого Президента Республики Казахстан, Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан могут субсидироваться отдельные социально значимые проекты тепло-, водоснабжения и водоотведения.

      В рамках реализации проектов по реконструкции и модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения предусматривается следующая схема выделения средств:

      - 70 % от стоимости проекта финансируется из республиканского бюджета в виде субсидий;

      - до 15 % от стоимости проекта финансируется из местного бюджета;

      - от 15 % от стоимости проекта финансируется за счет средств субъектов естественных монополий.";

      после части тридцать первой дополнить частью следующего содержания:

      "Финансирование осуществляется в соответствии с Правилами субсидирования строительства, реконструкции и модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми уполномоченным органом в сфере жилищно-коммунального хозяйства.";

      части тридцать вторую и тридцать третью изложить в следующей редакции:

      "Местные исполнительные органы разработают и согласуют с уполномоченным органом в сфере жилищно-коммунального хозяйства региональные планы инвестиционных проектов по реконструкции и модернизации систем тепло-, водоснабжения, водоотведения, снижению износа сетей, увеличению уровня приборизации жилищного фонда и внедрению новых технологий, автоматизации и цифровизации с обязательным указанием источников финансирования. Региональные планы будут утверждены первым руководителем региона.

      Оператором продолжится работа по рассмотрению технического задания на применение энергоэффективных, ресурсосберегающих, а также новых технологий и проектно-сметной документации на предмет технических и технологических решений при рассмотрении бюджетных инвестиционных проектов, в том числе реализуемых через субсидирование.";

      подраздел "5.3.3 Развитие новых технологий" изложить в следующей редакции:

      "5.3.3 Развитие новых технологий

      Наиболее привлекательными направлениями трансферта технологий в сфере ЖКХ являются: антикоррозионные технологии; новые строительные материалы; удаленные системы съема и передачи данных; новые технологии по очистке сточных вод; снижение негативного воздействия коммунальных отходов.

      Основными критериями для трансферта технологий и его внедрения являются: ресурсо-энергосберегающие технологии; снижение потребления ресурсов; снижение энергоемкости; повышение энергоэффективности; комплексное воздействие технологии на окружающую среду; экономическая целесообразность внедрения технологии.

      Еще одним мероприятием по трансферту новых технологий является проект стимулирования развития стартапов (CLEANTECH – акселерация).

      Казахстан участвует в программе GCIP – TheGlobalCleantechInnovationProgrammeforSMEs (Глобальная инновационная Программа "чистых" технологий для МСБ), которая включает в себя предварительный отбор, акселерацию и коммерциализацию стартапов, на основе конкуренции для определения наиболее перспективных предпринимателей.

      Казахстан в ходе реализации и поддержки проекта сможет получить готовые технологические бизнес решения вопросов рационального использования водных и энергетических ресурсов (питьевой воды, сточных вод, ВИЭ, термомодернизации зданий, энергосбережения и энергоэффективности) и создания моделей для устойчивого развития городов в сфере ЖКХ. Подобные технологии ведут к энергосбережению, улучшению качества воды для населения и помогут в будущем существенно сократить расходы на эксплуатацию коммунальных сетей в Казахстане.";

      в разделе "5.4. Капитальный ремонт и реновация жилищного фонда":

      подраздел 5.4.2. изложить в следующей редакции:

      "Для проведения ремонта в МЖД необходимо решение собственников квартир, нежилых помещений.

      Основной механизм проведения капитального ремонта МЖД обеспечивается за счет возвратных средств собственников квартир, нежилых помещений, ранее отремонтированных МЖД в рамках средств, выделенных МИО из республиканского бюджета в 2011 – 2015 годах.

      Дополнительно областным бюджетам, МИО городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента будут выделяться из республиканского бюджета бюджетные кредиты под 0,1 % годовых на 7 лет.

      Порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума утверждается уполномоченным органом, осуществляющим руководство и межотраслевую координацию в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства.

      Другим механизмом является привлечение средств МФО. Заимствование средств МФО будет осуществляться при обязательном условии проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов с элементами термомодернизации и применения новых технологий.

      В перспективе будут предусмотрены варианты финансирования проведения капитального ремонта МЖД финансовыми организациями, а также на основе энергосервисных договоров (контрактов).

      Реализация проектов по капитальному ремонту жилищного фонда приведет к улучшению жилищно-бытовых условий граждан, более оптимальному функционированию и развитию системы накопления средств.";

      в разделе "6.Необходимые ресурсы":

      в "Расшифровке аббревиатур"

      строки третью, пятую, четырнадцатую, двадцатую исключить;

      в приложении к Государственной программе жилищно-коммунального развития "Нұрлы жер" на 2020 – 2025 годы:

      в таблице "План мероприятий по реализации Государственной программы жилищно-коммунального развития "Нұрлы жер" на 2020 – 2025 годы":

      в разделе "Задача 1. Реализация единой жилищной политики"

      строки

      "


3. Количество займов ЖССБК

ед.займов



АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), ЖССБК (по согласованию)

12916

13333

13125

13125

3125

3125

58 749




1) для малообеспеченных семей (2%)

10000

10000

10000

10000



40 000




2) для выкупа кредитного жилья МИО (5%)

2916

3333

3125

3125

3125

3125

18 749



      ";

      изложить в следующей редакции:

      "


3. Количество займов ЖССБК

ед.займов



АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию), ЖССБК (по согласованию)

15916

273333

13125

13125

3125

3125

72 749




1) для малообеспеченных семей (2%)

10000

10000

10000

10000



40 000

РБ



2) для выкупа кредитного жилья МИО (5%)

2916

3333

3125

3125

3125

3125

18 749

РБ



3) по пилотному проекту "Шаңырақ"(5%)

3000

14000





1400

внебюджные средства


      ";

      строку, порядковый номер 14, изложить в следующей редакции:

      "

14

Выработка предложений по обеспечению прозрачности деятельности на рынке арендного жилья


информация в Правительство Республики Казахстан

декабрь
2020 года

МИИР, МФ,
МИОР, МНЭ,








не требуется


      ";

      строку, порядковый номер 24, изложить в следующей редакции:

      "

24

Реализация проекта стимулирования развития стартапов

млрд. тенге

отчет национальному координатору РК по Глобальному экологическому фонду

ежегодно, 2020 - 2025 годы

МЭГПР, МНЭ

0,225*

0,225*

0,225*




0,675*

внебюджетные средства


      ".

      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Мамин