В соответствии с подпунктом 1) статьи 66 Конституции Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018 – 2022 годы (далее – Программа).
2. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), принять меры по реализации Программы.
3. Ответственным центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), представлять информацию согласно Плану мероприятий по реализации Программы в соответствии с Системой государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 "Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан".
4. Настоящее постановление вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
Б. Сагинтаев |
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2018 года № 124 |
Государственная программа
по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018 – 2022 годы
Сноска. Государственная программа с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 13.12.2019 № 925.
Астана, 2018 год
1. Паспорт Программы
Наименование |
Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018 – 2022 годы (далее – Программа) |
Основания для разработки |
Подпункт 1) статьи 66 Конституции Республики Казахстан; |
Государственный орган, ответственный за разработку Программы | Комитет национальной безопасности Республики Казахстан |
Государственные органы, ответственные за реализацию программы | Комитет национальной безопасности Республики Казахстан, Генеральная прокуратура Республики Казахстан, Служба государственной охраны Республики Казахстан, Служба внешней разведки Республики Казахстан "Сырбар", Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы, Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба), Министерство обороны Республики Казахстан, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство иностранных дел Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан, Министерство информации и коммуникаций Республики Казахстан, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство здравоохранения Республики Казахстан, Министерство энергетики Республики Казахстан, Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, акиматы областей, городов Астаны и Алматы |
Цель | Обеспечение безопасности человека, общества и государства от насильственных проявлений религиозного экстремизма и угроз терроризма |
Задачи |
1. Совершенствование мер профилактики религиозного экстремизма и терроризма, направленных на формирование в обществе иммунитета к радикальной идеологии и нулевой терпимости к радикальным проявлениям. |
Сроки реализации (этапы) | 2018 – 2022 годы |
Целевые индикаторы |
1. Снижение численности лиц, разделяющих экстремистские идеи, направленные на разжигание религиозной вражды или розни. |
Источники и объемы финансирования |
На реализацию Программы в 2018 – 2022 годах будут направлены средства республиканского и местных бюджетов, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. |
2. Введение
В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 31 января 2017 года "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность" состояние безопасности государства в условиях роста угроз терроризма обозначено мерилом его силы и дееспособности к дальнейшему развитию и становлению в качестве одной из развитых стран мира.
Происходящие в мире геополитические изменения инициируют новый спектр вызовов и рисков в сфере национальной безопасности, который становится все более разнообразным и исходящим от большего числа источников опасности. Этим обусловлены сложность и актуальность задач в рамках системного предупреждения угроз религиозного экстремизма и терроризма.
В этих условиях действующая общегосударственная система противодействия религиозному экстремизму и терроризму нуждается в дальнейшем совершенствовании в контексте создания механизма надежной защиты личности, общества и государства от экстремистских проявлений насильственного характера и угроз терроризма.
Настоящая Программа разработана на пятилетний период и, являясь логическим продолжением Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 – 2017 годы, учитывает опыт и итоги ее реализации.
При разработке Программы изучен и принят во внимание положительный опыт Норвегии, Финляндии, Канады, Соединенных Штатов Америки и Объединенных Арабских Эмиратов.
С учетом наработок этих стран Программа сориентирована на целенаправленное противодействие насильственным проявлениям экстремистского характера и терроризму, носителям радикальных взглядов. В ней исключено отождествление религии и радикализации, что позволит укрепить консолидацию усилий государства, общества и религиозных объединений вне зависимости от религиозной принадлежности в противодействии угрозам экстремизма и терроризма. Разграничены формы и методы профилактики религиозного экстремизма и терроризма в зависимости от степени радикализации лиц. Созданы условия для активного привлечения к профилактике религиозного экстремизма и терроризма возможностей неправительственного сектора.
Исходя из рекомендаций международного центра по противодействию насильственному экстремизму "Хедая", в Программе установлены реально достижимые коэффициенты целевых индикаторов и показателей.
Программа является нормативно-организационной основой решения актуальных задач и имеющихся проблем в сфере предупреждения экстремистских проявлений насильственного характера и предотвращения угроз терроризма.
Положения Программы выработаны с учетом неприкосновенности гарантированных Конституцией Республики Казахстан прав граждан на свободу совести и уважение их религиозных убеждений.
Усилия государства, общества и граждан посредством реализации настоящей Программы будут направлены на создание, поддержание и развитие необходимых и достаточных условий для формирования в обществе устойчивого неприятия радикальных взглядов в религиозной сфере, снижения количества радикально настроенных лиц и нейтрализации факторов, способствующих их появлению, предупреждения угроз терроризма и повышения уровня антитеррористической защиты населения.
Нейтрализация внешних и внутренних факторов, способствующих возникновению радикальных взглядов среди отдельных представителей общества, должна обеспечить условия для вхождения Республики Казахстан в тридцатку наиболее развитых государств мира.
3. Анализ текущей ситуации
Республикой Казахстан реализуются масштабные меры по нейтрализации вызовов и рисков в контексте обеспечения национальной безопасности, а также совершенствованию общегосударственной системы предупреждения экстремистских и террористических проявлений.
В Послании Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана 2014 года "Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее" выдвинута общенациональная патриотическая идея "Мәңгілік Ел".
Основополагающим системным документом, определяющим развитие Казахстана в ближнесрочной перспективе, является "План нации – 100 конкретных шагов" по реализации пяти институциональных реформ, нацеленных на формирование профессионального государственного аппарата, обеспечение верховенства Закона, создание условий для индустриализации и экономического роста страны.
На искоренение имеющихся социально-экономических проблем нацелены государственные программы инфраструктурного развития "Нұрлы жол", индустриально-инновационного развития на 2015 – 2019 годы, Единая программа поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса 2020".
Проходящие масштабные процессы преобразования в политической и экономической сферах сопровождаются модернизацией общественного сознания казахстанских граждан, в первую очередь молодежи. На воспитание патриотизма, формирование казахстанской идентичности, продвижение в мире казахстанских культурных достижений, повышение качества обучения на отделениях высших учебных заведений, преподающих на государственном языке ориентирована стратегическая статья Главы государства "Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру".
Системные меры совершенствования морально-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения заложены в Государственную программу развития образования и науки на 2016 – 2019 годы и Концепцию государственной молодежной политики до 2020 года.
Успешно работает институт Ассамблеи народа Казахстана, играющей ключевую роль в укреплении казахстанской идентичности и единства, являющейся конституционным органом, вносящим свой вклад в стабильность и согласие в обществе. Реализация масштабного проекта "Большая страна – большая семья" укрепляет казахстанскую идентичность и создает условия для формирования целостной гражданской общности.
Повышению уровня религиозной грамотности населения и гармонизации межконфессиональных отношений способствует реализация Концепции государственной политики в религиозной сфере до 2020 года.
Принятыми законами Республики Казахстан от 18 февраля 2005 года "О противодействии экстремизму" и от 13 июля 1999 года "О противодействии терроризму" определены основной понятийный аппарат и компетенция государственных органов, а также основные принципы обеспечения защиты прав и свобод граждан в этой сфере.
Реализация Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 – 2017 годы позволила развить общегосударственную систему противодействия религиозному экстремизму и терроризму.
Усовершенствован комплекс мер по формированию у населения сознания, не приемлющего идеи экстремизма и терроризма.
Созданы и регламентированы нормативными правовыми актами механизмы взаимодействия государственных органов по вопросам противодействия религиозному экстремизму и терроризму, в том числе при профилактике экстремистских и террористических проявлений, реагировании на террористические угрозы, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма.
Обеспечены необходимые условия для координации действий специальных государственных и правоохранительных органов в борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом. Непрерывно наращивается потенциал силовых структур.
Сформированы основные элементы системы антитеррористической защиты населения и критически важных объектов.
На постоянной основе проводится работа по совершенствованию законодательной и организационной базы для выявления и пресечения предпосылок религиозного экстремизма и терроризма. Актуализированы законодательные нормы в сфере оборота оружия и охранной деятельности, регулирования миграции. Ужесточены меры уголовного наказания за террористическую и экстремистскую деятельность.
В рамках расширения международного сотрудничества Республикой Казахстан ратифицированы 15 из 19 резолюций и других документов Организации Объединенных Наций по борьбе с терроризмом.
С 1 января 2017 года Республика Казахстан приступила к работе в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций в качестве непостоянного члена на предстоящий двухлетний период.
В рамках реализации политического обращения Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. к государствам-членам Совета Безопасности Организации Объединенных Наций разработан проект Кодекса поведения по достижению мира, свободного от терроризма.
Кодекс станет основой для формирования Глобальной Антитеррористической коалиции (сети) под эгидой Организации Объединенных Наций.
Председательство Республики Казахстан в санкционных комитетах 1267 и 1988 способствует консолидации усилий государств-членов Организации Объединенных Наций по противодействию террористическим организациям "ДАИШ", "Аль-Каида" и "Талибан".
Региональная безопасность обеспечена активным взаимодействием специальных государственных и правоохранительных органов с Антитеррористическим центром Содружества Независимых Государств, Региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества, Организацией Договора о коллективной безопасности и представительствами Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Европейского Союза в Республике Казахстан.
Между тем, проблема радикализации граждан, ведущая к насильственным акциям экстремистского характера и терроризму, продолжает оставаться реальной угрозой национальной безопасности Республики Казахстан.
Потерпев поражение в сирийско-иракской зоне, субъекты экстремистской и террористической деятельности испытывают критическую потребность в пополнении своих рядов новыми рекрутами, формировании дополнительных каналов финансирования и пособнической инфраструктуры.
За последние четыре года не допущен выезд в зоны террористической активности 440 рекрутов-казахстанцев (2014 год – 136, 2015 год – 151, 2016 год – 91, 2017 год – 62). Несмотря на принимаемые меры, проблема участия граждан нашей страны в террористической деятельности за рубежом продолжает оставаться актуальной.
Серьезную опасность представляют процессы возвращения боевиков в страны исхода. Из лагерей международных террористических организаций, а также опорной и транзитной инфраструктуры в третьих странах возвращены либо самостоятельно вернулись 125 граждан Казахстана, из них 57 привлечены к уголовной ответственности за участие в террористической деятельности.
Интенсивной пропагандой идей радикализма и терроризма в сознании казахстанского общества целенаправленно формируются идеи, чреватые разжиганием межконфессиональной вражды и розни, способные инициировать насильственные экстремистские и террористические акции.
Отмечается повышение качества технической, художественной и психологической составляющих размещаемых в Интернете информационно-пропагандистских материалов террористических организаций. Использование социальных сетей позволяет эмиссарам международных террористических организаций значительно расширить свою аудиторию, перевести проводимую агитацию на системную основу.
В целях ограждения пользователей Интернет и социальных сетей от влияния пропаганды терроризма проводится мониторинг информационного пространства на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан.
В Интернете и социальных сетях блокировано более 620 тыс. материалов (2015 – 150 тыс., 2016 – 700 тыс.) с пропагандой терроризма и экстремизма.
Внедрение радикальных идей и экстремистских взглядов в сознание отдельных категорий сограждан обусловило проявление ими крайних форм агрессии, а также создало предпосылки к утрате чувства патриотизма и национальной идентичности, культурно-нравственных и семейных ценностей. Бесконтрольное развитие этих процессов чревато увеличением количества лиц, разделяющих радикальные идеи, эскалацией насилия в обществе.
Международные террористические организации, насаждая радикальные идеи, провоцируют антиобщественные настроения, раскол казахстанского общества по конфессиональному признаку, "размывание" национальной и религиозной идентичности. Указанное подтверждается произошедшими в 2016 году трагическими событиями в городах Актобе и Алматы.
С 2014 года на ранней стадии приготовления предотвращены и сорваны 30 террористических акций (2014 год – 3, 2015 год – 4, 2016 год – 12, 2017 год – 11).
Источниками распространения радикальной идеологии продолжают оставаться граждане Казахстана, обучавшиеся и обучающиеся в сомнительных зарубежных теологических учебных заведениях. С учетом не снижающейся в молодежной среде популярности получения религиозного образования, в том числе на неофициальной основе, необходимо совершенствовать меры по переориентированию молодежи на обучение в отечественных теологических или светских учебных заведениях.
4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы
Цель Программы: обеспечение безопасности человека, общества и государства от насильственных проявлений религиозного экстремизма и угроз терроризма.
Достижение цели Программы будет измеряться следующими целевыми индикаторами:
№ п/п | Целевые индикаторы | Единица измерения | Источник информации | Ответственные исполнители | 2017 год (факт) | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | |
1. | Снижение численности лиц, разделяющих экстремистские идеи, направленные на разжигание религиозной вражды или розни (к уровню 2017 года) | % | Административные данные КНБ | КНБ (по согласованию), МВД, МДРГО, МИК, МОН, МИО | - | 10 | 20 | 35 | 50 | 65 | |
2. | Доля предупрежденных и своевременно пресеченных (на стадиях формирования замысла, подготовки, покушения) террористических и иных насильственных акций экстремистского характера | % | Административные данные КНБ | КНБ (по согласованию), МВД, ГП (по согласованию) | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
3. | Уровень готовности к реагированию на акты терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на территории Республики Казахстан | % | Административные данные КНБ | КНБ (по согласованию), МВД, МИК, МО, МЭ, СГО (по согласованию), ГП (по согласованию) | 89,1 | 90,9 | 91,8 | 92,8 | 93,8 | 94,8 |
;
цель Программы будет достигнута путем решения следующих задач:
1) совершенствование мер профилактики религиозного экстремизма и терроризма, направленных на формирование в обществе иммунитета к радикальной идеологии и нулевой терпимости к радикальным проявлениям:
№ п/п | Показатели результатов | Единица измерения | Источник информации | Ответственные исполнители | 2017 год (факт) | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | |
1. | Охват религиозных групп и общин информационно-разъяснительной и контрпропагандистской работой, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии | % | Административные данные КНБ | МИО, МДРГО, МИК, МВД, КНБ (по согласованию) | 72 | 75 | 78 | 80 | 82 | 85 | |
2. | Охват осужденных лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы информационно-разъяснительной и контрпропагандистской работой, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии и на дерадикализацию | % | Административные данные КНБ | МВД, МИО, МДРГО | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
3. | Степень укомплектованности информационно-разъяснительных групп специалистами-теологами | % | Административные данные КНБ | МИО, МДРГО | 50 | 55 | 70 | 80 | 90 | 100 |
;
2) снижение влияния внешних факторов на радикализацию населения Республики Казахстан:
№ п/п | Показатели результатов | Единица измерения | Источник информации | Ответственные исполнители | 2017 год (факт) | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | |
1. | Уровень эффективности пресечения распространения на территории Республики Казахстан информационных материалов, в содержании которых соответствующими экспертными исследованиями установлены признаки пропаганды и (или) оправдания экстремизма и терроризма | % | Административные данные КНБ | МИК, ГП (по согласованию), МВД, КНБ (по согласованию), МДРГО | 85 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | |
2. | Доля численности лиц, обучающихся в зарубежных теологических учебных заведениях на неофициальной основе (к уровню 2017 года) | % | Административные данные КНБ | КНБ (по согласованию), СВР "Сырбар" (по согласованию), МДРГО, МИД | - | 95 | 90 | 80 | 70 | 60 | |
3. | Уровень обеспечения пресечения въезда (возвращения) в Республику Казахстан лиц, утративших гражданство Республики Казахстан вследствие участия в иностранных вооруженных конфликтах, экстремистской и (или) террористической деятельности на территории иностранного государства | % | Административные данные КНБ | КНБ (по согласованию), СВР "Сырбар" (по согласованию), МИД, МВД | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
;
3) повышение эффективности выявления и пресечения фактов религиозного экстремизма и терроризма, в том числе путем совершенствования системы обеспечения деятельности специальных государственных и правоохранительных органов:
№ п/п | Показатели результатов | Единица измерения | Источник информации | Ответственные исполнители | 2017 год (факт) | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | |
1. | Доля сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов, осуществляющих противодействие экстремизму и терроризму, соответствующих квалификационным требованиям | % | Административные данные КНБ | КНБ (по согласованию), СГО (по согласованию), МВД | 84,8 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | |
2. | Доля обеспеченности специальных государственных и правоохранительных органов современной техникой, вооружением для противодействия экстремизму и терроризму | % | Административные данные КНБ | КНБ (по согласованию), СГО (по согласованию), МВД | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | |
3. | Охват учреждений уголовно-исполнительной системы оперативно-профилактическими мероприятиями, направленными на недопущение и пресечение распространения радикальной религиозной идеологии в данных учреждениях | % | Административные данные КНБ | МВД, КНБ (по согласованию) | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
4. | Увеличение охвата мест наблюдения в населенных пунктах уличными камерами видеонаблюдения центров оперативного управления органов внутренних дел (к уровню 2017 года) | % | Административные данные КНБ | МИО, МВД | - | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 |
;
4) совершенствование системы реагирования на акты религиозного экстремизма и терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации их последствий:
№ п/п | Показатели результатов | Единица измерения | Источник информации | Ответственные исполнители | 2017 год (факт) | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год |
1. | Уровень готовности оперативных штабов (областных, районных/городских) по борьбе с терроризмом к проведению антитеррористической операции по пресечению акта (актов) терроризма | % | Административные данные КНБ | КНБ (по согласованию), СГО (по согласованию), МВД, МО, МЗ | 92 | 93 | 93,5 | 94 | 94,5 | 95 |
2. | Доля учреждений и организаций, задействованных в минимизации и (или) ликвидации последствий акта (актов) терроризма, готовых в полном объеме решать задачи в данной сфере | % | Административные данные КНБ | МИО | 90 | 93 | 93,5 | 94 | 94,5 | 95 |
3. | Доля объектов, уязвимых в террористическом отношении, проверенных и отвечающих требованиям антитеррористической защищенности | % | Административные данные КНБ | МВД, КНБ (по согласованию), СГО (по согласованию), МО, МЭ, МСХ, МОН, МЗ, МКС, МИК, МИР, МИО | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 |
Цели, задачи и показатели результатов будут достигаться путем реализации Плана мероприятий по реализации Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018 – 2022 годы согласно приложению к Программе.
5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры
Достижение поставленной цели Программы будет обеспечено по следующим направлениям:
1. Совершенствование мер профилактики религиозного экстремизма и терроризма, направленных на формирование в обществе нулевой терпимости к радикальным проявлениям и иммунитета к радикальной идеологии, будет достигаться путем:
1) повышения качества проводимых информационно-разъяснительных мероприятий за счет:
внедрения в деятельность субъектов информационно-разъяснительной работы всех уровней эффективных форм и методов формирования у казахстанских граждан антитеррористического сознания и иммунитета к радикальной идеологии;
повышения профессиональных компетенций работников субъектов информационно-разъяснительной работы в технологиях информационного воздействия;
укомплектования субъектов информационно-разъяснительной работы специалистами-теологами;
формирования и развития единой электронной базы контрпропагандистских и методических материалов, используемых в информационно-разъяснительной работе, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии, нулевой терпимости к радикальным проявлениям в сфере религиозных отношений, а также дерадикализацию;
оценки проводимой профилактической работы с отражением конкретных достижений в вопросах улучшения религиозной обстановки;
2) организации с незарегистрированными религиозными группами и общинами информационно-разъяснительной работы, в том числе с привлечением религиозных объединений, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии и недопустимость разжигания религиозной вражды или розни;
3) размещения государственного социального заказа по вопросам противодействия терроризму и религиозному экстремизму, предусматривающего проведение публичных мероприятий (круглые столы, семинары), научно-прикладных, аналитических, социологических исследований, экспертных исследований продукции средств массовой информации и иных информационных материалов, а также подготовку информационных материалов (топиков, буклетов, роликов);
4) проведения мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся организаций среднего, технического и профессионального, высшего образования, в том числе с привлечением неправительственного сектора;
5) ведения информационно-разъяснительной работы посредством Интернета и социальных сетей, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии, нулевой терпимости к радикальным проявлениям в сфере религиозных отношений и дерадикализацию, в том числе путем:
разъяснения опасности терроризма и экстремистских идей, направленных на разжигание религиозной вражды или розни, разоблачения форм, методов и приемов пропаганды идеологии терроризма и экстремизма;
привлечения неправительственных организаций посредством государственного социального заказа, а также религиозных объединений;
распространения информационно-разъяснительных и контрпропагандистских материалов в новостных порталах и социальных сетях, в том числе через популярных блогеров и лидеров общественного мнения;
использования методов визуализации информационно-разъяснительных и контрпропагандистских материалов для молодежи (ролики, видеоматериалы), игровых элементов и интерактивных методик;
организации сопровождения аккаунтов в социальных сетях и размещения на видеохостингах выступлений представителей государственных органов, научно-экспертного сообщества и религиозных объединений по антиэкстремистской тематике;
6) формирования навыков проведения информационно-разъяснительной и контрпропагандистской работы у студентов, окончивших обучение по специальностям "Журналистика", "История", "Политология" и "Социология";
7) выработки рекомендаций для совершенствования профилактики религиозного экстремизма и терроризма, в том числе с использованием сети Интернет, по результатам социологических исследований по вопросам:
оценки государственной политики в религиозной сфере населением Казахстана;
отражения в общественном сознании угрозы экстремизма, а также степени эффективности контрпропаганды идеологии религиозного экстремизма и терроризма;
8) обеспечения функционирования единой республиканской "Горячей линии – 114" по оказанию населению консультативной помощи в сфере религиозных отношений, центра социальной реабилитации и адаптации лиц, пострадавших от радикальной идеологии, а также создания в регионах его представительств для работы с осужденными лицами и их близким окружением;
9) совершенствования деятельности подразделений по организации теологической реабилитационной работы в учреждениях уголовно-исполнительной системы и организации с осужденными лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, информационно-разъяснительной, в том числе с привлечением религиозных объединений, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии;
10) предотвращения проникновения экстремистской и террористической идеологии в правоохранительные и специальные государственные органы, а также в среду военнослужащих, проходящих службу в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, в том числе путем:
пресечения религиозной деятельности и распространения религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного характера на территориях правоохранительных и специальных государственных органов, а также воинских частей и в жилых зонах военных городков;
выявления и пресечения деятельности экстремистов и террористов по вовлечению в свою деятельность сотрудников правоохранительных и специальных государственных органов, а также военнослужащих;
усиления воспитательной и идеологической работы, направленной на предупреждение распространения среди военнослужащих, сотрудников правоохранительных и специальных государственных органов идей религиозного экстремизма и терроризма.
2. Снижение влияния внешних факторов на радикализацию населения Республики Казахстан будет достигаться путем:
1) совершенствования технических средств и мер для выявления и нейтрализации фактов пропаганды терроризма и религиозного экстремизма в сети Интернет;
2) обеспечения постоянного мониторинга средств массовой информации, интернет-ресурсов, в том числе социальных сетей, на предмет выявления материалов, содержащих пропаганду идей экстремизма и терроризма, и принятия в установленном законом порядке мер судебного и внесудебного (по предписаниям уполномоченных органов) запрета по их распространению;
3) проведения работы по ограждению казахстанских граждан в период их нахождения за рубежом от пропагандистской деятельности приверженцев радикальных взглядов;
4) формирования общественного мнения о небезопасности и бесперспективности обучения в зарубежных теологических заведениях на неофициальной основе;
5) обеспечения пограничного контроля, а также выявления и пресечения каналов (маршрутов) и способов проникновения религиозных экстремистов и террористов на территорию Республики Казахстан либо ввоза запрещенных материалов на территорию страны, в том числе с использованием каналов незаконной миграции и поддельных документов;
6) укрепления инфраструктуры на участках Государственной границы, а также укомплектования техническими средствами пограничного контроля;
7) интегрирования санкционных списков СБ ООН по лицам, причастным к терроризму, в национальную базу данных в целях предотвращения въезда или транзитного перемещения иностранных боевиков-террористов через территорию Республики Казахстан;
8) разработки и принятия на площадке ООН Кодекса поведения по достижению мира, свободного от терроризма;
9) присоединения Республики Казахстан к конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации и протоколам ООН по вопросам безопасности воздушных судов, а также Протоколу 2005 года к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства.
3. Повышение эффективности выявления и пресечения фактов религиозного экстремизма и терроризма, в том числе посредством совершенствования системы обеспечения деятельности специальных государственных и правоохранительных органов, будет достигаться путем:
1) повышения уровня профессиональной квалификации кадрового состава субъектов противодействия религиозному экстремизму и терроризму на ведомственных курсах, в учреждениях и учебных центрах зарубежных стран;
2) внедрения в программы обучения и повышения квалификации сотрудников оперативных и следственных подразделений высших учебных заведений органов внутренних дел учебных программ по вопросам выявления, пресечения и расследования преступлений террористического характера;
3) выработки мер по увеличению штатной численности подразделений органов внутренних дел, задействованных в противодействии экстремизму и терроризму;
4) развития кинологической службы в части подготовки инспекторов-кинологов и служебно-розыскных собак по обнаружению взрывчатых веществ и оружия, в том числе путем организации и проведения на базе кинологического центра Министерства внутренних дел Республики Казахстан курсов подготовки и переподготовки специалистов-кинологов и служебных собак органов внутренних дел и Национальной гвардии Республики Казахстан;
5) формирования криминалистических учетов осужденных лиц (дактилоскопический, геномный и фотоучеты);
6) оснащения современным вооружением, специальной техникой и оборудованием, в том числе путем обеспечения материально-технического оснащения подразделений Комитета национальной безопасности, Службы государственной охраны, Национальной гвардии и Министерства внутренних дел Республики Казахстан, осуществляющих противодействие экстремизму и терроризму;
7) укрепления материально-технического оснащения и инфраструктуры отделов участковых инспекторов полиции;
8) повышения уровня взаимодействия уполномоченных, правоохранительных и специальных государственных органов при выявлении и пресечении фактов финансирования экстремистской и террористической деятельности;
9) совершенствования отдельных механизмов обеспечения общественного порядка за счет обеспечения охвата территорий населенных пунктов системами видеонаблюдения и их интеграции с системой центров оперативного управления органов внутренних дел;
10) организации и проведения целевых оперативно-розыскных и профилактических мероприятий в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
4. Совершенствование системы реагирования на акты экстремизма и терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации их последствий будет достигаться путем:
1) обеспечения посредством проведения разноуровневых антитеррористических учений, тренировок и экспериментов готовности сил и средств подразделений специальных государственных и правоохранительных органов к проведению антитеррористической операции, минимизации и (или) ликвидации последствий акта терроризма;
2) совершенствования механизмов взаимодействия и управления силами, привлекаемыми к подготовке и проведению антитеррористической операции;
3) обеспечения технической реализации незамедлительного оповещения населения, непрерывности работы экстренных служб в кризисных ситуациях;
4) повышения эффективности работы в рамках минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений акта терроризма;
5) оснащения подразделений государственных органов, задействованных в минимизации и (или) ликвидации последствий акта (актов) терроризма, материально-техническими средствами;
6) укрепления системы безопасности объектов, уязвимых в террористическом отношении (далее – объекты УТО), в том числе путем:
разработки методического пособия для сотрудников органов внутренних дел по вопросам организации деятельности по обеспечению мер антитеррористической защищенности объектов УТО;
организации работы по технической укрепленности объектов УТО, подведомственных государственным органам, в соответствии с требованиями к их антитеррористической защищенности, а также проведению контроля состояния их антитеррористической защищенности;
осуществления анализа практики привлечения к административной ответственности собственников, владельцев и руководителей объектов УТО, а также субъектов охранной деятельности, обеспечивающих их охрану;
проведения контроля и надзора за состоянием антитеррористической защищенности ядерных установок и ядерных материалов, источников ионизирующего излучения и пунктов хранения;
проведения разъяснительной работы с руководителями (собственниками, владельцами) и персоналом объектов УТО, а также субъектами охранной деятельности по вопросам обеспечения антитеррористической защиты этих объектов;
7) усиления безопасности военных объектов и государственных учреждений, в том числе путем:
инженерного оборудования и обеспечения техническими средствами охраны мест хранения оружия и боеприпасов;
обеспечения средствами индивидуальной защиты дежурных служб, нарядов и караулов воинских частей;
8) проведения в организациях образования с учащимися и преподавателями учебных и практических занятий по выработке антитеррористического поведения и действий при совершенном акте терроризма;
9) развития технологии профайлинга для повышения уровня безопасности населения в местах массового скопления;
10) разъяснения среди населения законодательного положения о материальном поощрении граждан, сообщивших в специальные государственные и правоохранительные органы информацию, которая поможет предотвратить или пресечь акт терроризма.
6. Необходимые ресурсы
Предполагаемые финансовые затраты, связанные с принятием и реализацией Государственной программы.
Государственная программа рассчитана на пять лет и потребует выделения финансовых средств.
№ п/п | Источник финансирования | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | Всего |
1. | Республиканский бюджет (млн.тенге) | 52 306,6 | 49 939,0 | 37 340,5 | 34 930,7 | 34 844,5 | 209 361,3 |
2. | Местный бюджет (млн.тенге) | 23 984,7 | 14 736,8 | 11 636,0 | 6 097,6 | 4 332,4 | 60 787,5 |
ИТОГО: | 76 291,3 | 64 675,8 | 48 976,5 | 41 028,3 | 39 176,9 | 270 148,8 |
Объемы финансирования из республиканского и местных бюджетов будут уточняться при формировании бюджетов на соответствующий период.
Приложение к Государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018 - 2022 годы |
План
мероприятий по реализации Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018 - 2022 годы
№ п/п | Наименование | Единица измерения | Форма завершения | Сроки исполнения | Ответственные за исполнение | В том числе по годам | Источник финансирования | Код бюджетной программы | |||||
2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | Всего |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Цель Программы: обеспечение безопасности человека, общества и государства от насильственных проявлений религиозного экстремизма и угроз терроризма | |||||||||||||||
1. | Целевой индикатор - снижение численности лиц, разделяющих экстремистские идеи, направленные на разжигание религиозной вражды или розни (к уровню 2017 года) | % | * | * | КНБ (по согласованию), МВД, МДРГО, МИК, МОН, МИО | 10 | 20 | 35 | 50 | 65 | * | * | * | ||
1. | Задача: совершенствование мер профилактики религиозного экстремизма и терроризма, направленных на формирование в обществе иммунитета к радикальной идеологии и нулевой терпимости к радикальным проявлениям | ||||||||||||||
Показатели результатов: | |||||||||||||||
1. | Охват религиозных групп и общин информационно-разъяснительной и контрпропагандистской работой, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии | % | * | * | МИО, МДРГ, МИК, МВД, КНБ (по согласованию) | 75 | 78 | 80 | 82 | 85 | * | * | * | ||
2. | Охват осужденных лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, информационно-разъяснительной и контрпропагандистской работой, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии и дерадикализацию | % | * | * | МВД, МИО, МДРГО | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | * | * | * | ||
3. | Степень укомплектованности информационно-разъяснительных групп специалистами-теологами | % | * | * | МИО, МДРГО | 55 | 70 | 80 | 90 | 100 | * | * | * | ||
Мероприятия: | |||||||||||||||
1 | Разработка рекомендаций по внедрению в деятельность субъектов информационно-разъяснительной работы всех уровней эффективных форм и методов формирования у казахстанских граждан антитеррористического сознания и иммунитета к радикальной идеологии |
рекомендации | ежегодно *** | МДРГО, МИО | не требуется | * | * | ||||||||
2 | Повышение профессиональных компетенций работников субъектов информационно-разъяснительной работы в технологиях информационного воздействия | человек | обучение на курсах повышения квалификации в Академии КНБ |
ежегодно | МИО, КНБ (по согласованию) | 140 | 140 | 140 | 140 | 140 | 700 | * | * | ||
3 | Анализ проводимой профилактической работы с отражением конкретных достижений в вопросах улучшения религиозной обстановки и разработка Рекомендации по повышению эффективности профилактики распространения религиозного экстремизма | рекомендации | ежегодно *** | МДРГО | не требуется | * | * | ||||||||
4 |
Организация с незарегистрированными религиозными группами и общинами информационно-разъяснительной работы, в том числе с привлечением религиозных объединений, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии и недопустимость разжигания религиозной вражды или розни | млн.тенге | информация в КНБ | постоянно*** | МИО,МДРГО | 25,3 | 25,3 | 25,3 | 25,3** | 25,3** | 126,5** | РБ | 002 | ||
МИО | в пределах предусмотренных средств | * | * | ||||||||||||
МДРГО | 25,3 | 25,3 | 25,3 | 25,3** | 25,3** | 126,5** | РБ | 002 | |||||||
5 | Формирование и развитие единой базы контрпропагандистских и методических материалов, используемых в информационно-разъяснительной работе, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии, нулевой терпимости к радикальным проявлениям в сфере религиозных отношений, а также дерадикализацию | информация в КНБ | постоянно*** | МДРГО, МИК | не требуется | * | * | ||||||||
6 | Обеспечение функционирования единой республиканской "Горячей линии - 114" по оказанию населению качественной консультативной помощи в сфере религиозных отношений | млн.тенге | консультация граждан | постоянно*** | МДРГО, МИО | 15,8 | 15,8 | 15,8 | 15,8** | 15,8** | 79,0** | РБ | 002 | ||
7 | Реализация государственного социального заказа по вопросам противодействия терроризму и религиозному экстремизму, предусматривающего проведение публичных мероприятий (круглые столы, семинары), научно-прикладных, аналитических, социологических исследований, экспертных исследований продукции средств массовой информации и иных информационных материалов, а также подготовка информационных материалов (топиков, буклетов, роликов) | млн.тенге | информация в КНБ | ежегодно *** | ГП (по согласова-нию) | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0** | 20,0** | 100,0** | РБ | 001 | ||
8 | Проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся организаций среднего, технического и профессионального, высшего образования, в том числе с привлечением неправительственного сектора | информация в КНБ | постоянно*** | МИО, МДРГО, МОН | не требуется | * | * | ||||||||
9 | Популяризация интернет-портала "Каzislam.kz" среди находящихся в духовном (религиозном) поиске категорий пользователей сети Интернет | млн.тенге | информация о количестве посещений сайта | ежегодно *** | МДРГО,МИК | 42,1 | 42,5 | 42,5 | 42,5** | 42,5** | 212,1** | РБ | 002 | ||
10 |
Ведение информационно-разъяснительной работы посредством Интернета и социальных сетей, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии, нулевой терпимости к радикальным проявлениям в сфере религиозных отношений и дерадикализацию, в том числе путем: | млн.тенге | информация в КНБ | постоянно*** |
МДРГО, | 29,2 | 29,2 | 29,2 | 29,2** | 29,2** | 146,0** | РБ | 002 | ||
11 |
Организация и проведение социологических исследований по вопросам: | млн.тенге | социологические исследования, рекомендации по повышению эффективности профилактики распростра-нения религиозного экстремизма | ежегодно *** | МДРГО |
11,7 из них: |
11,7 из |
11,7 из |
11,7 из |
11,7 из них: |
58,5 из них: | РБ | 001 | ||
12 | Включение темы по освещению религиозных вопросов и проводимой антитеррористической политики государства в типовые учебные программы дисциплин по специальности "Журналистика" | информация в КНБ | 2018 г., к 10 июля | МОН | не требуется | * | * | ||||||||
13 | Включение темы, обеспечивающей формирование навыков проведения информационно-разъяснительной и контрпропагандистской работы в типовые учебные программы дисциплин в рамках специальностей "Журналистика", "История", "Политология" и "Социология" | информация в КНБ | 2018 г., к 10 июля | МОН | не требуется | * | * | ||||||||
14 | Создание условий для подготовки специалистов-теологов в отечественных теологических учебных заведениях либо в теологических учебных заведениях за рубежом, рекомендуемых Министерством по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан | единица | подготовка специалистов | ежегодно *** | МИО, МОН, МДРГО | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 150 | * | * | ||
Акмолинская область | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 7 | |||||||||
Актюбинская область | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | |||||||||
Алматинская область | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 13 | |||||||||
Атырауская область | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 12 | |||||||||
Восточно-Казахстанская область | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 14 | |||||||||
Западно-Казахстанская область | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | |||||||||
Жамбылская область | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 6 | |||||||||
Костанайская область | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 6 | |||||||||
Кызылординская область | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 7 | |||||||||
Карагандинская область | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 6 | |||||||||
Мангистауская область | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 14 | |||||||||
Павлодарская область | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 13 | |||||||||
Северо-Казахстанская область | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 6 | |||||||||
Южно-Казахстанская область | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 13 | |||||||||
г. Алматы | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 7 | |||||||||
г. Астана | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 6 | |||||||||
15 | Привлечение специалистов-теологов к работе субъектов информационно-разъяснительной работы | единица | укомплекто-вание субъектов информационно-разъяснительной работы специалистами теологами | ежегодно *** | МИО, МОН, МДРГО | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 150 | * | * | ||
Акмолинская область | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 7 | |||||||||
Актюбинская область | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | |||||||||
Алматинская область | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 13 | |||||||||
Атырауская область | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 12 | |||||||||
Восточно-Казахстанская область | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 14 | |||||||||
Западно-Казахстанская область | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | |||||||||
Жамбылская область | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 6 | |||||||||
Костанайская область | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 6 | |||||||||
Кызылординская область | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 7 | |||||||||
Карагандинская область | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 6 | |||||||||
Мангистауская область | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 14 | |||||||||
Павлодарская область | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 13 | |||||||||
Северо-Казахстанская область | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 6 | |||||||||
Южно-Казахстанская область | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 13 | |||||||||
г. Алматы | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 7 | |||||||||
г. Астана | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 6 | |||||||||
16 | Организация сопровождения аккаунтов в социальных сетях и размещение на видеохостингах информации, выступлений представителей государственных органов, научно-экспертного сообщества и религиозных объединений по антиэкстремистской тематике | информационные материалы | постоянно*** | МДРГО, МИК, МИО | не требуется | * | * | ||||||||
17 | Обеспечение функционирования центра социальной реабилитации и адаптации лиц, пострадавших от радикальной идеологии, и создание в регионах его представительств для работы с осужденными лицами и их близким окружением | млн.тенге | оказание консультативной и реабилитационной помощи лицам, пострадавших от радикальной идеологии | постоянно*** | МДРГО, МИО | 95,7 | 95,7 | 95,7 | 95,7** | 95,7** | 487,5** | РБ | 002 | ||
18 | Организация с осужденными лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, информационно-разъяснительной работы, в том числе с привлечением религиозных объединений, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии | информация в КНБ | постоянно*** | МВД, МДРГО, КНБ (по согласованию) МИО | не требуется | * | * | ||||||||
19 | Совершенствование деятельности подразделений по организации теологической реабилитационной работы в учреждениях уголовно-исполнительной системы | приказ МВД | ежегодно *** | МВД | не требуется | * | * | ||||||||
20 | Секретно | ||||||||||||||
21 | Секретно | ||||||||||||||
22 | Секретно | ||||||||||||||
23 | Секретно | ||||||||||||||
24 | Секретно | ||||||||||||||
25 | Секретно | ||||||||||||||
26 | Секретно | ||||||||||||||
Задача: снижение влияния внешних факторов на радикализацию населения Республики Казахстан | |||||||||||||||
Показатели результатов: | |||||||||||||||
1. | Уровень эффективности пресечения распространения на территории Республики Казахстан информационных материалов, в содержании которых соответствующими экспертными исследованиями установлены признаки пропаганды и (или) оправдания экстремизма и терроризма | % | * | * | МИК, ГП (по согласованию), МВД, КНБ (по согласованию), МДРГО | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | * | * | * | ||
2. | Доля численности лиц, обучающихся в зарубежных теологических учебных заведениях на неофициальной основе (к уровню 2017 года) | % | * | * | КНБ (по согласованию), СВР "Сырбар" (по согласованию), МДРГО, МИД | 95 | 90 | 80 | 70 | 60 | * | * | * | ||
3. | Уровень обеспечения пресечения въезда (возвращения) в Республику Казахстан лиц, утративших гражданство Республики Казахстан вследствие участия в иностранных вооруженных конфликтах, экстремистской и (или) террористической деятельности на территории иностранного государства | % | * | * | КНБ (по согласованию), СВР "Сырбар" (по согласованию), МИД, МВД | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | * | * | * | ||
Мероприятия: | |||||||||||||||
27 | Обеспечение постоянного мониторинга средств массовой информации, интернет-ресурсов, в том числе социальных сетей, на предмет выявления материалов, содержащих пропаганду идей экстремизма и терроризма, и принятие в установленном законом порядке мер судебного и внесудебного (по предписаниям уполномоченных органов) запрета по их распространению | Результаты мониторинга | постоянно*** | МИК КНБ (по согласованию), ГП (по согласованию), МДРГО, МВД | не требуется | * | * | ||||||||
28 |
Оснащение подразделений органов внутренних дел оборудованием, позволяющим организовать работу по выявлению и пресечению фактов распространения в сети Интернет противоправной информации, в т.ч. экстремистской направленности, а также лиц, занимающихся их распространением | млн. тенге | акт выполненных работ, информация в КНБ | 2021г. к 10 июля 2022 г. к 10 января и 10 июля | МВД | 18,0** | 24,2** | 42,2** | РБ | 076 | |||||
29 | Интегрирование санкционных списков СБ ООН по лицам, причастным к терроризму, в национальную базу данных в целях предотвращения въезда или транзитного перемещения иностранных боевиков-террористов через территорию Республики Казахстан | включение в базу данных "Беркут" на запрет въезда лиц, состоящих в санкционных списках ООН | ежегодно *** | КНБ (по согласова-нию), СВР "Сырбар" (по согласованию), МВД | не требуется | * | * | ||||||||
30 | Разработка и принятие на площадке ООН Кодекса поведения по достижению мира, свободного от терроризма | информация в КНБ | ежегодно *** | МИД, КНБ (по согласованию) | не требуется | * | * | ||||||||
31 | Присоединение Республики Казахстан к Конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации 2010 года и протоколам ООН по вопросам безопасности воздушных судов, а также Протоколу 2005 года к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства | единица | информация в КНБ | 2019 г., к 10 декабря | МИР, МИД | 4 | 4 | * | * | ||||||
32 | Секретно | ||||||||||||||
33 | Секретно | ||||||||||||||
34 | Секретно | ||||||||||||||
35 | Секретно | ||||||||||||||
36 | Секретно | ||||||||||||||
37 | Секретно | ||||||||||||||
38 | Секретно | ||||||||||||||
2. | Целевой индикатор - доля предупрежденных и своевременно пресеченных (на стадиях формирования замысла, подготовки, покушения) террористических и иных насильственных акций экстремистского характера | % | * | * | КНБ (по согласованию), МВД, ГП (по согласованию) | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | * | * | * | ||
3 | Задача: повышение эффективности выявления и пресечения фактов религиозного экстремизма и терроризма, в том числе путем совершенствования системы обеспечения деятельности специальных государственных и правоохранительных органов | ||||||||||||||
Показатели результатов: | |||||||||||||||
1. | Доля сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов, осуществляющих противодействие экстремизму и терроризму, соответствующих квалификационным требованиям | % | * | * | КНБ (по согласованию), СГО (по согласованию), МВД | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | * | * | * | ||
2. | Доля обеспеченности специальных государственных и правоохранительных органов современной техникой, вооружением для противодействия экстремизму и терроризму | % | * | * | КНБ (по согласованию), СГО (по согласованию), МВД | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | * | * | * | ||
3. | Охват учреждений уголовно-исполнительной системы оперативно-профилактическими мероприятиями, направленными на недопущение и пресечение распространения радикальной религиозной идеологии в данных учреждениях | % | * | * | МВД, КНБ (по согласованию) | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | * | * | * | ||
4. | Увеличение охвата мест наблюдения в населенных пунктах уличными камерами видеонаблюдения центров оперативного управления органов внутренних дел (к уровню 2017 года) | % | * | * | МИО, МВД | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | * | * | * | ||
Мероприятия: | |||||||||||||||
Организация подготовки, переподготовки и стажировки сотрудников правоохранительных органов в учреждениях и учебных центрах зарубежных стран по линии противодействия религиозному экстремизму и терроризму, в том числе: | млн.тенге | сертификат, диплом, информация в КНБ | ежегодно *** | 20,9 | 6,9 | 9,6 | 3,8** | 3,8** | 45,0** | РБ | 001 079 | ||||
20 сотрудников органов прокуратуры | млн.тенге | 2018 – 2022 г.г. | ГП (по согласованию) | 6,9 | 6,9 | 6,9 | 6,9** | 6,9** | 34,5** | РБ | 001 | ||||
88 сотрудников МВД | млн.тенге | 2018 – 2022 г.г. | МВД | 14,0 | 3,8** | 3,8** | 21,6** | РБ | 079 | ||||||
40 | Организация выезда сотрудников органов прокуратуры в зарубежные государства с целью изучения передового (положительного) опыта работы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму и выработка рекомендаций по совершенствованию работы в сфере противодействия религиозному экстремизму и терроризму | млн.тенге | рекомендации | 2018 – 2020 г.г. | ГП (по согласованию) | 5,1 | 5,1 | 5,1 | 5,1** | 5,1** | 25,5** | РБ | 001 | ||
41 | Рассмотрение возможности увеличения штатной численности подразделений органов внутренних дел, задействованных в противодействии экстремизму и терроризму | единица | Информация в КНБ, предложения в Правительство | 2018 г., к 10 июля 2019 г., к 10 июля | МВД, МНЭ | 1 | 1 | * | * | ||||||
42 | Обеспечение материально-технического оснащения подразделений органов внутренних дел и Национальной гвардии Министерства внутренних дел Республики Казахстан, осуществляющих противодействие проявлениям экстремизма и терроризма, ликвидацию и минимизацию их последствий | млн.тенге | акт выполненных работ | ежегодно *** | МВД | 7 647,2 | 7 018,2 | 4 078,7 | 21 985,1** | 22 192,2** | 62 921,4** | РБ | 076 060 | ||
43 | Приобретение учебных мест для подготовки сотрудников подразделений Национальной гвардии Министерства внутренних дел Республики Казахстан в учебных центрах (войсковых стрельбищах) и пунктах постоянной дислокации | млн.тенге | заключение договоров | ежегодно *** | МВД | 2 094,5 | 2 343,7 | 4 211,5 | 1920,2** | 2078,4** | 12648,3** | РБ | 076 | ||
44 | Укрепление материально-технического оснащения и инфраструктуры отделов участковых инспекторов полиции | млн.тенге | акт выполненных работ | ежегодно *** | МИО | 3229,5 | 3179,9 | 1566,7 | 868,2** | 868,2** | 9712,5** | МБ |
006, | ||
Акмолинская область | В пределах предусмотренных средств | ||||||||||||||
Актюбинская область | 337,0 | 1220,0 | 650,9 | 2208,0 | |||||||||||
Алматинская область | 2 446,1 | 1 225,4 | 182,1 | 191,5** | 191,5** | 4236,6** | |||||||||
Атырауская область | В пределах предусмотренных средств | ||||||||||||||
Восточно-Казахстанская область | |||||||||||||||
Западно-Казахстанская область | В пределах предусмотренных средств | ||||||||||||||
Жамбылская область | 294,0 | 294,0 | 283,3 | 283,3** | 283,3** | 1437,9** | |||||||||
Костанайская область | В пределах предусмотренных средств | ||||||||||||||
Кызылординская область | 94,1 | 393,4 | 393,4 | 393,4** | 393,4** | 1667,7** | |||||||||
Карагандинская область | 21,3 | 21,3 | |||||||||||||
Мангистауская область | В пределах предусмотренных средств | ||||||||||||||
Павлодарская область | 12,0 | 12,0 | 12,0 | 36,0 | |||||||||||
Северо-Казахстанская область | |||||||||||||||
Южно-Казахстанская область | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 15,0 | |||||||||||
г. Алматы | В пределах предусмотренных средств | ||||||||||||||
г. Астана | 20,0 | 30,0 | 40,0 | 90,0 | |||||||||||
45 | Организация и проведение на базе кинологического центра Министерства внутренних дел Республики Казахстан курсов подготовки и переподготовки специалистов-кинологов и служебных собак органов внутренних дел и Национальной гвардии Республики Казахстан по обнаружению взрывчатых веществ и оружия, в том числе с привлечением профильных международных специалистов | человек | сертификат, диплом, информация в КНБ | ежегодно*** | МВД | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 135 | * | * | ||
46 | Организация и проведение ведомственных курсов подготовки, переподготовки и стажировки сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов по вопросам противодействия экстремизму и терроризму, в том числе с возможным привлечением профильных экспертов | человек | сертификат, диплом,информация в КНБ | ежегодно*** | МВД | 190 | 190 | 190 | 190 | 190 | 950 | * | * | ||
47 | Обеспечение охвата территорий населенных пунктов (областных и районных центров, крупных городов) системами видеонаблюдения и их интеграции с системой центров оперативного управления (ЦОУ) органов внутренних дел (РУВД, ДВД, МВД) | млн.тенге | акт выполненных работ | ежегодно *** | МИО | 15990,4 | 8409,6 | 6609,9 | МБ |
006 | |||||
Акмолинская область | 24,0 | 24,0 | 24,0 | 72,0 | |||||||||||
Актюбинская область | 5892,9 | 3410,8 | 2875,9 | 12179,6 | |||||||||||
Алматинская область | 1293,4 | 3965,5 | 2741,0 | 2587,7** | 730,0** | 11317,6** | |||||||||
Атырауская область | 156,0 | 156,0 | 156,0 | 468,0 | |||||||||||
Восточно-Казахстанская область | |||||||||||||||
Западно-Казахстанская область | В пределах предусмотренных средств | ||||||||||||||
Жамбылская область | 200,0 | 200,0 | 200,0 | 200,0** | 200,0** | 1000,0** | |||||||||
Костанайская область | В пределах предусмотренных средств | ||||||||||||||
Кызылординская область | 407,1 | 463,3 | 423,0 | 278,1** | 389,1** | 1960,6** | |||||||||
Карагандинская область | |||||||||||||||
Мангистауская область | В пределах предусмотренных средств | ||||||||||||||
Павлодарская область | 150,0 | 150,0 | 150,0 | 450,0 | |||||||||||
Северо-Казахстанская область | |||||||||||||||
Южно-Казахстанская область | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 30,0 | |||||||||||
г. Алматы | 7 827,0 | 7 827,0 | |||||||||||||
г. Астана | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 90,0 | |||||||||||
48 | Формирование криминалистических учетов осужденных лиц (дактилоскопический, геномный и фото- учеты) | млн.тенге | информация в КНБ | ежегодно *** | МВД | 260,2 | 208,0 | 180,2 | 546,7** | 552,6** | РБ |
001, | |||
49 | Секретно | ||||||||||||||
50 | Секретно | ||||||||||||||
51 | Секретно | ||||||||||||||
52 | Секретно | ||||||||||||||
53 | Секретно | ||||||||||||||
54 | Секретно | ||||||||||||||
55 | Секретно | ||||||||||||||
56 | Секретно | ||||||||||||||
57 | Секретно | ||||||||||||||
58 | Секретно | ||||||||||||||
59 | Секретно | ||||||||||||||
60 | Секретно | ||||||||||||||
3. | Целевой индикатор – уровень готовности к реагированию на акты терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на территории Республики Казахстан | % | * | * | КНБ (по согласованию),МВД,МИК, МО, МЭ, СГО (по согласованию), ГП (по согласованию) | 90,9 | 91,8 | 92,8 | 93,8 | 94,8 | * | * | * | ||
4. | Задача: совершенствование системы реагирования на акты религиозного экстремизма и терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации их последствий | ||||||||||||||
Показатели результатов: | |||||||||||||||
1. |
Уровень готовности оперативных штабов (областных, районных/городских) по борьбе с терроризмом к проведению антитеррористической операции по пресечению акта (актов) терроризма | % | * | * | КНБ (по согласованию), СГО (по согласованию), МВД, МО, МЗ | 93 | 93,5 | 94 | 94,5 | 95 | * | * | * | ||
2. | Доля учреждений и организаций, задействованных в минимизации и (или) ликвидации последствий акта (актов) терроризма, готовых в полном объеме решать задачи в данной сфере | % | * | * | МИО | 93 | 93,5 | 94 | 94,5 | 95 | * | * | * | ||
3. | Доля объектов, уязвимых в террористическом отношении, проверенных и отвечающих требованиям антитеррористической защищенности | % | * | * | МВД КНБ (по согласованию), СГО (по согласованию), МО, МЭ, МСХ, МОН, МЗ, МКС, МИК, МИР, МИО | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | * | * | * | ||
Мероприятия: | |||||||||||||||
61 | Оснащение подразделений государственных органов, задействованных в минимизации и (или) ликвидации последствий акта (актов) терроризма, материально-техническими средствами | млн.тенге | акт выполненных работ | ежегодно *** | МИО |
4 |
2 |
3 | МБ | ||||||
Акмолинская область | В пределах предусмотренных средств | ||||||||||||||
Актюбинская область | 3 227,0 | 1 600,6 | 1 887,2 | 1582,4** | 1548,4** | 9845,6** | |||||||||
Алматинская область | 404,3 | 418,8 | 435,5 | 457,3** | 480,2** | 2196,1** | |||||||||
Атырауская область | |||||||||||||||
Восточно-Казахстанская область | В пределах предусмотренных средств | ||||||||||||||
Западно-Казахстанская область | В пределах предусмотренных средств | ||||||||||||||
Жамбылская область | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0** | 2,0** | 10,0** | |||||||||
Костанайская область | В пределах предусмотренных средств | ||||||||||||||
Кызылординская область | 123,4 | 101,6 | 29,8 | 40,5** | 12,0** | 307,3** | |||||||||
Карагандинская область | |||||||||||||||
Мангистауская область | В пределах предусмотренных средств | ||||||||||||||
Павлодарская область | 160,0 | 160,0 | 160,0 | 480,0 | |||||||||||
Северо-Казахстанская область | 400,0 | 500,0 | 600,0 | 1 500,0 | |||||||||||
Южно-Казахстанская область | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 60,0 | |||||||||||
г. Алматы | В пределах предусмотренных средств | ||||||||||||||
г. Астана | 70,0 | 70,0 | 70,0 | 210,0 | |||||||||||
62 | Разработка методического пособия для сотрудников органов внутренних дел по вопросам организации деятельности по обеспечению мер антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, за исключением объектов, охраняемых Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями, а также специальными государственными органами | методическое пособие, информация в КНБ | 2019 г., к 10 января | МВД, КНБ (по согласованию), | не требуется | * | * | ||||||||
63 | Организация работы по технической укрепленности объектов, уязвимых в террористическом отношении, подведомственных местным исполнительным органам, в соответствии с требованиями к их антитеррористической защищенности | млн.тенге | акт выполненных работ | Ежегодно *** | МИО | 358,2 | 274,3 | 254,8 |
81,4 |
102,5 | МБ | ||||
Акмолинская область | 46,2 | 64,7 | 45,4 | 156,3 | |||||||||||
Актюбинская область | 7,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0** | 20,0** | 39,0** | |||||||||
Алматинская область | 78,8 | 78,8 | |||||||||||||
Атырауская область | |||||||||||||||
Восточно-Казахстанская область | |||||||||||||||
Западно-Казахстанская область | В пределах предусмотренных средств | ||||||||||||||
Жамбылская область | 25,0 | 25,0 | 25,0 | 25,0** | 25,0** | 125,0** | |||||||||
Костанайская область | В пределах предусмотренных средств | ||||||||||||||
Кызылординская область | 4,5 | 5,7 | 6,3 | 5,2** | 7,0** | 28,7** | |||||||||
Карагандинская область | 67,7 | 44,9 | 44,1 | 47,2** | 50,5** | 254,4** | |||||||||
Мангистауская область | В пределах предусмотренных средств | ||||||||||||||
Павлодарская область | 55,0 | 55,0 | 55,0 | 165,0 | |||||||||||
Северо-Казахстанская область | |||||||||||||||
Южно-Казахстанская область | 14,0 | 15,0 | 15,0 | 44,0 | |||||||||||
г. Алматы | В пределах предусмотренных средств | ||||||||||||||
г. Астана | 60,0 | 60,0 | 60,0 | 180,0 | |||||||||||
64 |
Организация и проведение контроля состояния антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, за исключением объектов, охраняемых Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями, а также специальными государственными органами | акт проверки | постоянно*** | МВД | не требуется | * | * | ||||||||
65 | Организация и принятие мер по повышению уровня антитеррористической защищенности подведомственных объектов, уязвимых в террористическом отношении | млн.тенге | акт выполненных работ |
ежегодно | МВД, МСХ, МОН, МЗ, МКС, МИК, МИР | В пределах предусмотренных средств (каждой орган в своей части) | * | * | |||||||
66 | Проведение разъяснительной работы с руководителями (собственниками, владельцами) и персоналом объектов, уязвимых в террористическом отношении, а также субъектами охранной деятельности, обеспечивающими их охрану, по вопросам обеспечения антитеррористической защиты объектов | мероприятия | информация в КНБ | постоянно*** | МВД, КНБ (по согласованию), СГО (по согласованию), МО, МИО | 10 000 | 10 000 | 10 000 | 10 000 | 10 000 | 50 000 | * | * | ||
67 | Проведение анализа практики привлечения к административной ответственности собственников, владельцев и руководителей объектов, уязвимых в террористическом отношении, а также субъектов охранной деятельности, обеспечивающих их охрану | предложения в Верховный Суд по результатам проведенного анализа для принятия нормативного постановления | 2019 г., к 10 января | МВД, ГП (по согласованию),КНБ (по согласованию) | не требуется | * | * | ||||||||
68 | Выработка мер по практическому применению технологии профайлинга в местах массового скопления людей | информация в КНБ |
ежегодно | МВД, СГО (по согласованию), КНБ (по согласованию), МИР, МИО | не требуется | * | * | ||||||||
69 | Осуществление контроля за состоянием защищенности ядерных установок и ядерных материалов, источников ионизирующего излучения и пунктов хранения | акт проверки | постоянно*** | МЭ | не требуется | * | * | ||||||||
70 | Проведение в организациях образования с учащимися и преподавателями учебных и практических занятий по выработке антитеррористического поведения и действий при совершенном акте терроризма | учебные и практические занятия | постоянно*** | МИО, МОН, МВД, МЗ | не требуется | * | * | ||||||||
71 | Организация работы по разъяснению среди населения законодательного положения о материальном поощрении граждан, сообщивших в специальные государственные и правоохранительные органы информацию, которая поможет предотвратить или пресечь акт терроризма | информация в КНБ | постоянно*** | МИО | не требуется | * | * | ||||||||
72 | Секретно | ||||||||||||||
73 | Секретно | ||||||||||||||
74 | Секретно | ||||||||||||||
75 | Секретно | ||||||||||||||
76 | Секретно | ||||||||||||||
77 | Секретно | ||||||||||||||
78 | Секретно | ||||||||||||||
79 | Секретно | ||||||||||||||
80 | Секретно |
Общий объем финансирования Программы составляет 270 148,8 млн.тенге (2018 г. – 76 291,3 млн.тенге; 2019 г. – 64 675,8 млн.тенге; 2020 г. – 48 976,5 млн.тенге, 2021 г. – 41 028,3 млн.тенге; 2022 г. – 39 176,9), в том числе за счет средств республиканского бюджета – 209 361,3 млн.тенге (2018 г. – 52 306,6 млн.тенге; 2019 г. – 49 939,0 млн.тенге; 2020 г. – 37 340,5 млн.тенге; 2021 г. – 34 930,7 млн. тенге; 2022 г. – 34 844,5 млн.тенге) и местных бюджетов – 60 787,5 млн.тенге (2018 г. – 23 984,7 млн. тенге; 2019 г. – 14 736,8 млн. тенге; 2020 г. – 11 636,0 млн. тенге; 2021 год – 6 097,6 млн. тенге; 2022 год – 4 332,4 млн. тенге).
Примечания:
* Ячейки таблицы со знаком "*" не заполняются*.
** Объемы средств по мероприятиям могут уточняться ежегодно в соответствии с Законом Республики Казахстан "О республиканском бюджете" и решениями маслихатов о местном бюджете на соответствующий год.
*** Отчет в Комитет национальной безопасности по итогам года и полугодия к 10 января и 10 июля.
Расшифровка аббревиатур:
КНБ – Комитет национальной безопасности Республики Казахстан
ГП – Генеральная прокуратура Республики Казахстан
СГО – Служба государственной охраны Республики Казахстан
СВР "Сырбар" – Служба внешней разведки Республики Казахстан "Сырбар"
МО – Министерство обороны Республики Казахстан
МВД – Министерство внутренних дел Республики Казахстан
МИД – Министерство иностранных дел Республики Казахстан
МНЭ – Министерство национальной экономики Республики Казахстан
МФ – Министерство финансов Республики Казахстан
МДРГО – Министерство по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан
МИК – Министерство информации и коммуникаций Республики Казахстан
МИР – Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан
МОН – Министерство образования и науки Республики Казахстан
МЗ – Министерство здравоохранения Республики Казахстан
МКС – Министерство культуры и спорта Республики Казахстан
МЭ – Министерство энергетики Республики Казахстан
МСХ – Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
МИО – местные исполнительные органы.