Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 01.09.2023 № 752 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с подпунктом 10-2) статьи 10 Закона Республики Казахстан от 13 июня 2001 года "О туристской деятельности в Республике Казахстан" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Правила функционирования системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма;
2) сумму денег, подлежащих обеспечению банковской гарантией для туроператоров и туроператоров-фрахтователей, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма;
3) сумму денег, подлежащих перечислению на банковский счет, открытый специально для администратора системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Премьер-Министр | |
Республики Казахстан | Б. САГИНТАЕВ |
Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 октября 2016 года № 607 |
Правила функционирования системы гарантирования прав граждан
Республики Казахстан в сфере выездного туризма
Глава 1. Общие положения
Сноска. Заголовок главы 1 – в редакции постановления Правительства РК от 03.09.2021 № 609 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Настоящие Правила функционирования системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 10-2) статьи 10 Закона Республики Казахстан "О туристской деятельности в Республике Казахстан" (далее – Закон) и регулируют порядок функционирования системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма.
Сноска. Пункт 1 – в редакции постановления Правительства РК от 03.09.2021 № 609 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) специальный счет – банковский счет, открытый специально для администратора системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма;
2) система гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма (далее – система) – совокупность правоотношений между гражданами Республики Казахстан, турагентами, туроператорами, туроператорами-фрахтователями, администратором системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма и уполномоченным органом, обеспечивающих защиту прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма;
3) администратор системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма – юридическое лицо, определенное Правительством Республики Казахстан, единственным видом деятельности которого является осуществление функций администратора системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма (далее – администратор системы);
4) туристский код – уникальный номер, присваиваемый туристу туроператором в сфере выездного туризма, гарантирующий обязательства туроператора в рамках организованного выездного туризма;
5) уполномоченный орган – центральный исполнительный орган, осуществляющий функции государственного управления в области туристской деятельности
Сноска. Пункт 2 – в редакции постановления Правительства РК от 03.09.2021 № 609 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 2. Порядок функционирования системы
Сноска. Заголовок главы 2 – в редакции постановления Правительства РК от 03.09.2021 № 609 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
3. Субъектами системы являются:
1) туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма (далее – туроператоры);
2) туроператоры-фрахтователи, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма (далее – туроператоры-фрахтователи);
3) турагенты, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма (далее – турагенты);
4. В целях обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных в пункте 1 статьи 27-3 Закона, туроператоры и туроператоры-фрахтователи предоставляют администратору системы:
1) подлинник либо нотариально засвидетельствованную копию договора банковской гарантии на сумму денег, утвержденную Правительством Республики Казахстан, заключенного туроператором и туроператором-фрахтователем с банком второго уровня Республики Казахстан;
2) сведения о перечислении на специальный счет туроператором и туроператором-фрахтователем суммы денег с каждого реализованного турагентом гражданину Республики Казахстан туристского продукта, утвержденной Правительством Республики Казахстан.
5. Сведения о перечислении на специальный счет денег в сумме, утвержденной Правительством Республики Казахстан, предоставляются туроператорами и/или туроператорами-фрахтователями администратору системы ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, по форме, установленной администратором системы.
Администратор системы ежемесячно проводит с туроператорами и/или туроператорами-фрахтователями сверку сведений о реализованных гражданам Республики Казахстан туристских продуктах и сумм денег, подлежащих перечислению на специальный счет.
6. Администратор системы осуществляет:
1) администрирование механизма присвоения туристского кода гражданам Республики Казахстан в рамках выездного туризма;
2) прием дифференцированной суммы гарантирования, определенной Правительством Республики Казахстан;
3) аналитическую и исследовательскую работу для подготовки предложений в уполномоченный орган по индексации размера сумм денег, перечисляемых с каждого реализованного турагентом гражданину Республики Казахстан туристского продукта, и сумм, подлежащих обеспечению банковской гарантией, заключенной туроператором и туроператором-фрахтователем с банком второго уровня Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 6 – в редакции постановления Правительства РК от 03.09.2021 № 609 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).6-1. Система не распространяется на правоотношения граждан Республики Казахстан с турагентами, туроператорами, туроператорами-фрахтователями, администратором системы и уполномоченным органом, связанные с поездками делового характера.
К поездкам делового характера относится посещение страны (места) временного пребывания гражданами Республики Казахстан в профессионально-деловых целях, занимающимися оплачиваемой деятельностью.
Сноска. Глава 2 дополнена пунктом 6-1, в соответствии с постановлением Правительства РК от 03.09.2021 № 609 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).7. Администратор системы ежегодно размещает отчеты о своей деятельности на интернет-ресурсе администратора системы и публикует их в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, по истечении 30 календарных дней, следующих за отчетным периодом.
Глава 2-1. Порядок возврата внесенной банковской гарантии, а также перечисленных средств за реализованные туристские продукты и применение метода зачета перечислений
Сноска. Правила дополнены главой 2, в соответствии с постановлением Правительства РК от 03.09.2021 № 609 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
7-1. Администратор системы в соответствии со статьей 27-2 Закона осуществляет:
1) возврат внесенной банковской гарантии, а также перечисленных средств за реализованные туристские продукты туроператору или туроператору-фрахтователю системы при условии отсутствия фактов вывоза граждан Республики Казахстан по вине данного туроператора или туроператора-фрахтователя системы в случае прекращения им вида туроператорской деятельности в сфере выездного туризма;
2) возврат внесенной банковской гарантии туроператором или туроператором-фрахтователем системы при достижении предельной суммы банковской гарантии данному туроператору или туроператору-фрахтователю.
Для возврата внесенной банковской гарантии, а также перечисленных средств за реализованные туристские продукты туроператор или туроператор-фрахтователь направляют администратору системы письменное заявление в произвольной форме.
7-2. Администратор системы в течение 10 рабочих дней проводит сверку перечисленных средств туроператором или туроператором-фрахтователем, проверку на отсутствие фактов вывоза граждан Республики Казахстан по вине данного туроператора или туроператора-фрахтователя, а также учитывает наличие или отсутствие необходимости вывоза туристов туроператора или туроператора-фрахтователя.
7-3. После проведенной сверки администратор системы в течение 5 рабочих дней принимает решение о возврате либо отказе в возврате:
1) внесенной банковской гарантии, а также перечисленных средств за реализованные туристские продукты в случае, предусмотренном подпунктом 1) пункта 7-1 настоящих Правил;
2) внесенной банковской гарантии в случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 7-1 настоящих Правил.
7-4. Возврат банковской гарантии администратором системы осуществляется в течение 15 рабочих дней путем составления акта-приема передачи банковской гарантии.
Возврат перечисленных средств за реализованные туристские продукты осуществляется администратором системы в течение 15 рабочих дней путем перечисления средств на банковский счет туроператора или туроператора-фрахтователя.
7-5. В случае возврата банковской гарантии, указанной в подпункте 2) пункта 7-1 настоящих Правил, при уменьшении суммы перечисленных средств за реализованные туристские продукты ниже суммы денег, подлежащей обеспечению банковской гарантией в соответствующем финансовом году, туроператором или туроператором-фрахтователем данная сумма пополняется в течение 5 рабочих дней либо предоставляется подлинник или нотариально засвидетельствованная копия договора банковской гарантии администратору системы в течение 30 календарных дней.
7-6. При возврате банковской гарантии и перечисленных средств за реализованные туристские продукты, а также достижении предельной суммы банковской гарантии комиссионный сбор и средства, затраченные на вывоз граждан Республики Казахстан по вине данного туроператора или туроператора-фрахтователя, удерживаются из суммы денег, подлежащих перечислению в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 27-3 Закона.
7-7. Администратор системы обеспечивает применение метода зачета перечислений на следующий календарный год для туроператора или туроператора-фрахтователя системы через три года с момента вхождения данного туроператора или туроператора-фрахтователя в систему, за исключением суммы комиссии, отведенной на деятельность администратора системы.
Глава 3. Порядок осуществления мероприятий по защите прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма
Сноска. Заголовок главы 3 – в редакции постановления Правительства РК от 03.09.2021 № 609 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
8. Действия по защите прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма (далее – действия по защите прав граждан) включают в себя:
1) вывоз граждан Республики Казахстан, являющихся туристами, с территории страны (места) временного пребывания на территорию Республики Казахстан авиатранспортом, железнодорожным, автомобильным или водным транспортом;
2) обеспечение размещения (временного проживания) граждан Республики Казахстан, являющихся туристами, в гостинице или ином месте размещения на срок до начала осуществления вывоза на территорию Республики Казахстан (в случае, если период вынужденного ожидания вывоза составляет более 8 часов – в дневное время и более 6 часов – в ночное время);
3) доставку граждан Республики Казахстан, являющихся туристами, от местонахождения в стране временного пребывания до пункта осуществления вывоза на территорию Республики Казахстан;
4) организацию питания граждан Республики Казахстан, являющихся туристами (в случае, если период вынужденного ожидания вывоза составляет более 4 часов).
9. Решение об осуществлении действий по защите прав граждан принимается администратором системы по согласованию с уполномоченным органом в следующих случаях:
1) письменного или устного обращения гражданина Республики Казахстан в случае нарушения его прав в сфере выездного туризма;
2) обращения государственных органов по фактам нарушения законодательства Республики Казахстан о туристской деятельности в сфере выездного туризма;
3) письменного обращения объединения (объединений) туристов по фактам нарушения прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма;
4) обращения средств массовой информации по фактам нарушения прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма;
5) иных случаях возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма.
10. При наступлении случаев, указанных в пункте 9 настоящих Правил, администратор системы в течение суток принимает следующие меры:
1) уточняет достоверность сведений, обстоятельств невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором или туроператором-фрахтователем обязательств по договору на туристское обслуживание;
2) принимает согласованное с уполномоченным органом решение об осуществлении действий по защите прав граждан при подтверждении сведений в случаях, указанных в пункте 9 настоящих Правил;
3) уведомляет о принятом по согласованию с уполномоченным органом решении руководителя туроператора и (или) туроператора-фрахтователя, загранучреждение Республики Казахстан в стране нахождения туристов, а также информирует граждан Республики Казахстан через средства массовой информации.
Сноска. Пункт 10 – в редакции постановления Правительства РК от 03.09.2021 № 609 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).11. Действия по защите прав граждан осуществляются в соответствии с договорами, заключенными администратором системы с третьими лицами (их объединениями), оказывающими услуги, указанные в пункте 8 настоящих Правил.
12. В случае недостаточности средств на специальном счете администратора системы для осуществления действий по защите прав граждан Республики Казахстан, указанных в пункте 8 настоящих Правил, а также для компенсации использованных средств специального счета администратор системы предъявляет банку второго уровня требование по исполнению обязательств по банковской гарантии туроператора или туроператора-фрахтователя, не исполнивших обязательства по договору на туристское обслуживание.
Банки второго уровня на основании требования администратора системы в течение 5 календарных дней с момента поступления требования обеспечивают оплату в пользу администратора системы либо третьих лиц (их объединений), определенных администратором системы, денег в пределах сумм, обеспеченных банковской гарантией.
Сноска. Пункт 12 – в редакции постановления Правительства РК от 03.09.2021 № 609 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 октября 2016 года № 607 |
Сумма денег, подлежащих обеспечению банковской гарантией
для туроператоров и туроператоров-фрахтователей, осуществляющих
деятельность в сфере выездного туризма
№ п/п | Субъект, осуществляющий деятельность в сфере выездного туризма | Сумма денег, подлежащих обеспечению банковской гарантией |
1 | Туроператор | 5 000 МРП |
2 | Туроператор-фрахтователь | 15 000 МРП |
Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 октября 2016 года № 607 |
Сумма денег, подлежащих перечислению на банковский счет,
открытый специально для администратора системы гарантирования
прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма
№ п/п | Субъект системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма | Сумма денег с каждого реализованного туристского продукта, подлежащих перечислению на банковский счет |
1 | Туроператор | 0,5 МРП |
2 | Туроператор-фрахтователь | 0,5 МРП |