Об утверждении Правил ведения Государственного фонда экологической информации

Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 октября 2016 года № 589. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 июля 2022 года № 512.

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 21.07.2022 № 512 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с подпунктом 7) статьи 16 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года Правительство Республики Казахстан Постановляет:

      1. Утвердить прилагаемые Правила ведения Государственного фонда экологической информации.

      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

     
      Премьер-Министр
Республики Казахстан
Б. Сагинтаев

  Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 13 октября 2016 года № 589

Правила
ведения Государственного фонда экологической информации
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила ведения Государственного фонда экологической информации (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 7) статьи 16 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года (далее – Кодекс) и определяют порядок ведения Государственного фонда экологической информации.

      2. Государственный фонд экологической информации (далее – ГФЭИ) ведется с целью обеспечения государственных органов, физических и юридических лиц достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее объектов, факторах воздействия на окружающую среду, мерах, принимаемых по ее охране, предотвращению и сокращению загрязнения окружающей среды, использовании природных ресурсов.

      3. Ведение ГФЭИ осуществляется подведомственной организацией уполномоченного органа в области охраны окружающей среды (далее – подведомственная организация) и включает мероприятия по сбору, хранению, обработке, анализу, научному исследованию, предоставлению, распространению экологической информации, просвещению населения и природопользователей по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

      4. В состав Государственного фонда экологической информации входят:

      1) государственные кадастры природных ресурсов;

      2) государственный учет участков загрязнения окружающей среды;

      3) государственный кадастр отходов производства и потребления;

      4) государственный реестр природопользователей и источников загрязнения окружающей среды;

      5) государственный кадастр потребления озоноразрушающих веществ;

      6) государственный регистр выбросов и переноса загрязнителей;

      7) материалы оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы;

      8) нормативные правовые акты и нормативно-технические документы в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

      9) отчеты о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов;

      10) Национальный доклад о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов;

      11) Национальный экологический атлас;

      12) отчеты по результатам контрольно-инспекционной и правоприменительной деятельности в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

      13) программа производственного экологического контроля и отчеты экологического мониторинга;

      14) данные государственного экологического мониторинга;

      15) научно-техническая литература в области экологии;

      16) информация о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов, факторах воздействия на окружающую среду и принимаемых мерах по ее охране;

      17) иные материалы и документы, содержащие экологическую информацию.

      5. Понятия и определения, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

2. Сбор экологической информации

      6. Информация в ГФЭИ предоставляется в письменном виде, электронной, аудиовизуальной или иной формах:

      1) государственными органами;

      2) юридическими лицами.

      7. Информация в ГФЭИ предоставляется следующими государственными органами:

      1) уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды;

      2) уполномоченный государственный орган в области лесного хозяйства;

      3) уполномоченный государственный орган в области охраны, воспроизводства и использования животного мира;

      4) уполномоченный государственный орган в области особо охраняемых природных территорий;

      5) уполномоченный государственный орган по управлению земельными ресурсами;

      6) уполномоченный государственный орган в сфере гражданской защиты;

      7) уполномоченный орган по изучению недр;

      7-1) уполномоченный орган в области углеводородов;

      7-2) уполномоченный орган в области добычи урана;

      8) уполномоченный государственный орган в области использования атомной энергии;

      8-1) уполномоченный орган в области электроэнергетики;

      8-2) уполномоченный орган в области развития возобновляемых источников энергии;

      9) уполномоченный государственный орган в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

      10) уполномоченный государственный орган в области защиты и карантина растений;

      11) уполномоченный государственный орган в области ветеринарии;

      12) уполномоченный государственный орган в области использования и охраны водного фонда;

      13) уполномоченный государственный орган в области космической деятельности;

      14) уполномоченный государственный орган в области промышленной безопасности;

      15) уполномоченный государственный орган в области здравоохранения;

      16) местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы.

      Подведомственная организация ежегодно направляет запросы в государственные органы и юридические лица о предоставлении информации для ведения ГФЭИ.

      Сноска. Пункт 7 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 02.10.2020 № 638.

      8. Государственные органы в рамках своей компетенции и юридические лица предоставляют по запросу подведомственной организации достоверную и полную информацию за предыдущий год.

      9. Подведомственная организация организует сбор, хранение, обработку и анализ информации, предоставленной государственными органами и юридическими лицами.

3. Хранение и обработка экологической информации

      10. Экологическая информация в бумажной, электронной, аудиовизуальной или иной формах хранится на металлических стеллажах в закрытом помещении постоянно.

      11. Материалы и документы в ГФЭИ группируются по направлениям в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил.

      Сноска. Пункт 11 в редакции постановления Правительства РК от 02.10.2020 № 638.

      12. Обработка экологической информации в целях проведения анализа включает в себя ее учет и систематизацию.

      13. Материалы и документы ГФЭИ подлежат регистрационному учету. Учет осуществляется путем занесения данных в регистрационную и реестровую книги.

      Информация, предоставленная государственными органами и юридическими лицами, фиксируется в регистрационной книге.

      В регистрационной книге указываются: дата регистрации, порядковый номер, инвентарный номер, наименование материала, государственный орган (юридическое лицо), предоставивший материалы, количество экземпляров и приложений.

      В реестровой книге фиксируется информация по направлениям, согласно пункту 4 настоящих Правил.

      В реестровой книге указываются: наименование материала, государственный орган (юридическое лицо), предоставивший материал, реестровый номер, инвентарный номер, формат хранения (бумажный/электронный), количество экземпляров и приложений, местонахождение материала в архиве (стеллаж, полка).

      14. Систематизация экологической информации осуществляется по следующим направлениям:

      1) глобальные экологические проблемы (изменение климата, разрушение озонового слоя, сохранение биоразнообразия, опустынивание и деградация земель);

      2) национальные экологические проблемы (зоны экологического бедствия, проблемы, связанные с интенсивным освоением ресурсов шельфа Каспийского моря, истощение и загрязнение водных ресурсов, исторические загрязнения, воздействие полигонов военно-космического и испытательного комплексов, вопросы трансграничного характера);

      3) локальные экологические проблемы (радиоактивное загрязнение, загрязнение воздушного бассейна, бактериологическое и химическое загрязнения, промышленные и бытовые отходы, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера);

      4) другие направления.

4. Анализ и экологические научные исследования

      15. Предоставленная государственными органами и юридическими лицами экологическая информация анализируется путем изучения текущего состояния окружающей среды, динамики и возможных причин их изменений.

      Аналитическая работа состоит из следующих этапов:

      1) оценка информации;

      2) определение результатов анализа.

      На этапе оценки информации производится расстановка источников информации в зависимости от их надежности и достоверности.

      На этапе определения результатов анализа проводится выяснение причин обстоятельств появления экологической проблемы.

      Полученные результаты анализа оформляются в виде отчета.

      16. Отчет размещается в открытом доступе на интернет-ресурсе подведомственной организации, а также используется для составления Национального доклада о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов Республики Казахстан.

      17. Научные исследования проводятся в соответствии с Кодексом и Законом Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года "О науке".

      Научные исследования проводятся по следующим этапам:

      1) определение темы исследования;

      2) определение цели и задач;

      3) составление плана исследования;

      4) сбор материалов;

      5) проведение исследования;

      6) обработка результатов исследования;

      7) оформление научного отчета.

      18. Экологические научные исследования проводятся в целях научного обеспечения охраны окружающей среды, разработки научно обоснованных мероприятий по улучшению, восстановлению, обеспечению устойчивого функционирования природных экосистем, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности и социального, экономического и экологически сбалансированного развития Республики Казахстан.

5. Предоставление и распространение экологической информации

      19. Предоставление экологической информации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных процедурах и о доступе к информации.

      20. Распространение экологической информации осуществляется подведомственной организацией путем:

      1) размещения в открытом доступе на интернет-ресурсах подведомственной организации;

      2) распространения в средствах массовой информации, периодических печатных изданиях, а также с применением иных общедоступных информационно-коммуникационных средств.

6. Просвещение населения и природопользователей по вопросам
охраны окружающей среды и использования природных ресурсов

      21. Целью просвещения населения и природопользователей по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.

      22. Просвещение осуществляется путем организации и проведения подведомственной организацией следующих мероприятий:

      1) курсов, тренингов и обучающих семинаров по повышению квалификации в области охраны окружающей среды;

      2) консультационной помощи населению;

      3) конференций, выставок, семинаров, научно-практических форумов;

      4) подготовки пресс-релизов, статей, организации интервью.

      При подготовке и проведении курсов, тренингов и обучающих семинаров по повышению квалификации в области охраны окружающей среды осуществляются следующие мероприятия:

      1) составление программы, подбор лекторов, определение даты и места проведения курсов, тренингов и обучающих семинаров;

      2) рассылка писем-приглашений природопользователям, неправительственным организациям, средствам массовой информации, высшим учебным заведениям, колледжам по электронной почте и факсу;

      3) регистрация слушателей;

      4) проведение курсов, тренингов и обучающих семинаров;

      5) оценка результативности обучения;

      6) оценка работы лекторов;

      7) оценка качества организации обучения;

      8) отзывы слушателей;

      9) выдача сертификатов.