Оглавление

Об утверждении Стратегии развития акционерного общества "Национальная компания "Социально-предпринимательская корпорация "Ертіс" на 2014-2023 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2014 года № 461. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2018 года № 818 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования)

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 10.12.2018 № 818 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с пунктом 2 статьи 184 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года "О государственном имуществе" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития акционерного общества "Национальная компания "Социально-предпринимательская корпорация "Ертіс" на 2014-2023 годы.

      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

Премьер-Министр


Республики Казахстан

К. Масимов


  Утверждено
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 6 мая 2014 года № 461

Стратегия
развития акционерного общества
"Национальная компания "Социально-предпринимательская
корпорация "Ертіс" на 2014 – 2023 годы

      В соответствии со ст. 184 Закона Республики Казахстан "О государственном имуществе" от 1 марта 2011 года национальные управляющие холдинги, национальные холдинги и национальные компании разрабатывают стратегии развития на десятилетний период.

      В связи с вышеизложенным АО "НК "СПК "Ертіс", как управляющая компания, разработала Стратегию развития на 2014 – 2023 годы (далее – Стратегия).

      Процесс стратегического планирования применен к конкретной компании и рынку, как бизнес-среде Восточно-Казахстанской области – зоне "ответственности" компании.

      Настоящий документ определяет основные стратегические направления, цели и задачи развития на десятилетний период.

      Реализация поставленных в Стратегии целей и задач будет обеспечена за счет эффективного управления дочерними организациями СПК. По результатам реализации Стратегии планируется оценка деятельности СПК.

      Все программные и плановые документы СПК и ее дочерних организаций будут разрабатываться с учетом положений настоящей Стратегии либо будут приведены в соответствие с ней.

      Реализация Стратегии основывается на основных направлениях Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922, Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958, Концепции инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 4 июня 2013 года № 579, Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 21 июля 2011 года № 118, Концепции развития социально-предпринимательских корпораций, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан № 1382 от 31 октября 2012 года.

      Анализ текущего состояния

      1. Анализ внешней среды

      Общая характеристика

      Восточно-Казахстанской области

      Восточно-Казахстанская область расположена на северо-востоке Республики Казахстан, образована 20 февраля 1932 года. В настоящее время административным центром области является город Усть-Каменогорск.

      Регион имеет выгодное географическое положение: граничит с Российской Федерацией, КНР, а также с тремя областями Казахстана.

      Непосредственная близость таких потенциально емких рынков, как Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР, Алтайский край и Республика Алтай, Алматинская, Карагандинская и Павлодарская области Республики Казахстан, обеспечивает конкурентное преимущество для сбыта продукции агропромышленного комплекса и горнодобывающей промышленности. Кроме того, приграничное соседство с КНР дает возможность развития экспортоориентированного производства и приграничной торговли.

      Согласно данных Агентства Республики Казахстан по статистике население Восточно-Казахстанской области на 1 января 2014 года составило 1 394 114 человек. Таким образом, плотность населения в среднем по области на 1 квадратный километр составила 4,9 человек.

      Оценка природно-ресурсного потенциала области

      В природно-климатическом отношении Восточный Казахстан является уникальным регионом. В нем соседствуют степной, пустынный и горно-таежный ландшафты.

      Территория области богата водными ресурсами, здесь протекает более 800 рек, общая протяженность которых составляет свыше 10 тысяч километров. Главной водной артерией является река Иртыш с многоводными притоками – горными реками Ульба, Уба, Каракаба, Кальджир, Курчум, Нарым, Бухтарма и другими. В регионе находятся крупные озера Зайсан, Маркаколь, Алаколь, Сасыкколь. Кроме того, имеется большое количество мелких озер, водохранилищ, из которых самым крупным является Бухтарминское.

      Климат области резко континентальный, с большой амплитудой суточных, сезонных и среднегодовых колебаний температуры воздуха.

      Около 30 % территории региона покрыто лесами, в которых сосредоточены 70 % запасов деловой древесины Республики Казахстан.

      Область имеет значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов и ее главное богатство – полиметаллические руды, которые содержат цинк, свинец, медь, редкие и благородные металлы, имеются месторождения каменного угля, также имеются значительные запасы золота, редких и редкоземельных металлов, сырья для производства цемента, стекольных шлаков, залежи сланца и цеолита.

      Наличие богатых месторождений полезных ископаемых создает условия для роста экономики области. Базовой отраслью экономики является цветная металлургия, на долю которой приходится около

      60 % промышленного потенциала области. В номенклатуре выпускаемой металлургическими предприятиями продукции весомую долю занимают свинец, цинк, золото, серебро, титан и магний. В общереспубликанском объеме удельный вес производимого в области свинца составляет 98,4 %, цинка – 96,6 %, аффинированного золота – 56,1 %, аффинированного серебра – 15,7 %, титана, магния, тантала, бериллия и топлива для атомных электростанций – 100 %.

      В регионе также развито машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленности.

      Энергетический комплекс представлен тремя гидроэнергетическими (Усть-Каменогорская, Бухтарминская, Шульбинская и Лениногорский каскад ГЭС) и четырьмя тепловыми станциями (Усть-Каменогорская, Семипалатинская, Лениногорская, Согринская ТЭЦ).

      Транспортный комплекс области включает в себя все виды сообщения: автомобильный, железнодорожный, водный и воздушный. Регион располагает самой протяженной в Республике Казахстан сетью автомобильных дорог общего пользования – 11 841,8 километров. Доля внутренних автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 90,9 % от общей их протяженности. По территории региона проходят два магистральных автотранспортных коридора: Омск – Майкапчагай и Алматы – Риддер – граница Российской Федерации.

      Регион имеет достаточную разветвленную железнодорожную сеть: ст. Защита – Алматы, Алматы – Аягоз – Шар – Семей – Локоть (Российская Федерация), Шар – Усть-Каменогорск – Шемонаиха – Локоть (Российская Федерация), Усть-Каменогорск – Риддер, Усть-Каменогорск – Зыряновск, Семей – Курчатов – Аксу – Павлодар.

      Перевозку пассажиров и грузов по речным судоходным путям осуществляют три предприятия речного транспорта, функционируют два грузовых порта.

      Оценка экономической ситуации области

      Состояние экономического развития региона характеризуется положительной динамикой развития.

      Объем валового регионального продукта с 2006 по 2013 годы увеличился в 3,1 раз. В 2013 году валовый региональный продукт составил 1 761 миллиардов тенге с ростом на 6,8 % к уровню 2012 года (приложение 1, диаграмма 1).

      Объем производства промышленной продукции составил

      1 007,3 миллиардов тенге с ростом к 2012 году на 6,8 % (диаграмма 2).

      Объем валовой продукции сельского хозяйства в 2013 году составил 296,3 миллиардов тенге, с ростом на 25 % по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

      Объем инвестиций в основной капитал составили 301,1 миллиардов тенге, увеличился на 14,3 % по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

      По источникам финансирования большую долю составили собственные средства предприятий 193,9 миллиардов тенге, республиканский бюджет – 53,2 миллиарда тенге, заемные средства – 29 миллиардов тенге, местный бюджет – 16 миллиардов тенге, иностранные инвестиции – 9 миллиардов тенге.

      Ввод жилья в эксплуатацию за 2013 год увеличился на 19,4 % по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составил 291,3 тысячи квадратных метров общей площади.

      Увеличение темпов роста реального сектора благоприятно сказалось на объемах бюджета. За 2013 год поступления в государственный бюджет составили 183,6 миллиардов тенге, из них в бюджет области поступило доходов на сумму 70,2 миллиардов тенге.

      В социальной сфере уровень безработицы в 2013 году сохранился по сравнению в 2012 годом и составил 5,1 %.

      Количество активных субъектов малого и среднего бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств) составило 75 776 единиц (основную долю занимают индивидуальные предприниматели – 75 %, крестьянские хозяйства – 17,3 %, юридических лиц – 7,7 %), что на 10 % больше уровня соответствующего периода 2012 года (приложение 1, таблица 1).

      Численность занятых в этой сфере выросла на 0,2 % и составила 231,2 тысяч человек. Доля занятых в малом и среднем бизнесе составила 30,8 % от общего количества экономически активного населения области, что на 0,4 % больше чем в предыдущем году.

      Выпуск продукции (товаров, услуг) субъектами малого и среднего бизнеса составил 464,3 миллиардов тенге или 106,2 % к 2011 году. Индекс выпуска продукции составил 101,1 % при среднереспубликанском показателе – 100,2 %.

      В целях развития бизнеса на селе, СПК как уполномоченная местным исполнительным органом региональная организация по организации микрокредитования, участвовала в реализации "Программы занятости 2020", утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 316.

      В рамках второго направления "Программы занятости 2020" в целях предоставления микрокредитов населению было выделено 3,1 миллиарда тенге. В 2013 году СПК для микрокредитования выделено 6 миллиардов тенге. СПК выданы кредиты 200 кредитным товариществам и 1 микрокредитной организации, которые в свою очередь прокредитовали 3 997 заемщиков.

      В 2013 году в рамках реализации "Программы развития моногородов на 2012 – 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2012 года № 683, между СПК, акиматами моногородов и отделами предпринимательства моногородов заключены кредитные договора на общую сумму 211,2 миллионов тенге, в том числе: г. Курчатов – 48,89 миллионов тенге; г. Риддер – 50 миллионов тенге; Зыряновский район (г. Зыряновск, г. Серебрянск) – 112, 35 миллионов тенге.

      По результатам проведенного конкурса по отбору микрофинансовых организации для последующего микрокредитования участников Программы развития моногородов, заключены договора о предоставлении кредита с 6 кредитными товариществами, на общую сумму 211,24 миллионов тенге.

      Общее количество участников Программы развития моногородов в 2013 году составило – 74 заемщика, в том числе: г. Курчатов – 17 заемщиков, г. Риддер – 17 заемщиков, г. Зыряновск и г. Серебрянск – 40 заемщиков.

      В целях развития малого и среднего предпринимательства в сфере промышленности созданы индустриальные зоны в гг. Семей и Усть-Каменогорск. На сегодняшний день поданы заявки предпринимателей на реализацию инвестиционных проектов по открытию производств по выпуску металлоконструкций, строительных материалов, полиэфирных смол и композитных материалов, тормозных колодок для подвижного железнодорожного состава, комплексной переработки шерсти и др.

      Кроме того, для развития сектора малого и среднего предпринимательства СПК будет оказывать нефинансовую поддержку бизнесу в рамках своей деятельности. Данный вид помощи включает в себя сопровождение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в вопросах организации современных конкурентоспособных производств и инновационной деятельности; оказание информационно-аналитической поддержки бизнес-сообществу; проведение круглых столов, семинаров с представителями бизнеса, холдингов и иностранных компаний по актуальным вопросам и другое.

      На основании вышеизложенного, отмечаем, что положительная динамика социально-экономического развития области (приложение 1, таблица 2), природный потенциал, а также потенциал сферы малого и среднего бизнеса открывают для СПК объективные возможности в развитии экономики региона.

      Дальнейший социально-экономический рост в области с участием СПК возможен путем создания условий для развития крупного, среднего и малого бизнеса и соответствующей инфраструктуры "в точках роста".

      Анализ состояния приоритетных отраслей области

      Основу горнодобывающей промышленности составляют 62 действующих предприятия, из них 47 малых, 11 средних и 4 крупных, которые занимаются также добычей общераспространенных полезных ископаемых.

      Доля горнодобывающей промышленности в общем объеме промышленного производства составляет порядка 18 %.

      Динамика производства товарной продукции в горнодобывающей промышленности за последние 5 лет показывает стабильный рост, однако необходимо отметить, что объем добычи зависит от динамики цен на металлы на мировых фондовых биржах.

      Обрабатывающая промышленность, являющаяся основой диверсификации промышленного производства, включает следующие подотрасли: металлургическая промышленность и производство готовых металлических изделий (с удельным весом в отрасли 57,2 %), машиностроение (13,7 %), производство прочих неметаллических минеральных продуктов (7,2 %), производство резиновых и пластмассовых изделий (1 %), химическая промышленность (2,5 %), целлюлозно-бумажная промышленность и издательское дело (0,8 %), обработка древесины и производство изделий из дерева (0,4 %), текстильная и швейная промышленность (0,4 %). В обрабатывающей промышленности задействовано 798 предприятий, в том числе 103 крупных и средних.

      Доля обрабатывающей промышленности в общем объеме промышленного потенциала области составляет 72 %.

      В сфере обрабатывающей промышленности с 2009 года СПК совместно с ТОО "Теньши" реализует проект по созданию в регионе предприятия по выпуску комовой негашеной извести.

      На сегодняшний день СПК провело прямые переговоры с Министерством индустрии и новых технологий Республики Казахстан на заключение контракта на недропользование по 49 объектам с общим объемом инвестиций около 35 миллиардов тенге, с общей суммой отчислений на социально-экономическое развитие региона и его инфраструктуры – 736 миллионов тенге ежегодно.

      Основные работы связаны с разведкой месторождений. На сегодняшний день СПК заключено 13 контрактов на недропользование, сумма инвестиций 8,028 миллиардов тенге, ежегодные отчисления на социально-экономическое развитие региона и его инфраструктуры – 30,35 миллионов тенге. Из них, за 2013 год – 10 контрактов на сумму инвестиций – 6,4 миллиардов тенге, ежегодные отчисления на социально-экономическое развитие региона и его инфраструктуры – 23,75 миллионов тенге (3 контракта заключены в 2012 году). По 10 объектам (инвестиции 16,7 миллиардов тенге) проектные документы прошли согласование в центральной комиссии по разведке и разработке полезных ископаемых, по 26 объектам (инвестиции – 10,1 миллиардов тенге) ведутся работы по разработке и согласованию проектной документации.

      Машиностроительный комплекс является одним из динамично развивающихся в регионе. В области активно действуют более 130 хозяйствующих субъектов, выпускающих машиностроительную продукцию. Наибольший удельный вес в структуре промышленного производства всех типов предприятий занимают 18 крупных и средних предприятий, их вклад в объеме машиностроения составляет более 80 %.

      Для развития машиностроительной отрасли СПК приступило к реализации крупномасштабного проекта "Строительство автозавода полного цикла и технопарка по производству автокомпонентов в городе Усть-Каменогорск", включенного в Республиканскую карту индустриализации на 2010 – 2014 годы с привлечением крупного инвестора в лице ОАО "АВТОВАЗ".

      Завершение проекта планируется в 2015 году. Проектная мощность составит 120 тысяч автомобилей в год.

      При выходе на проектную мощность, число работающих на автозаводе составит 4 тысячи человек, с учетом смежного производства численность рабочих мест превысит 12 тысяч человек. Это значительно превышает не только региональный показатель, но и лучшие показатели по отрасли в целом. Кроме этого, проект значительно снизит уровень безработицы в регионе (общее количество незанятых в ВКО составляет 38,2 тысяч человек).

      При выходе на запланированную мощность и запуск производств автокомпонентов в технопарке, доля казахстанского содержания превысит 50 %. При этом доля содержания товаров Таможенного союза в конечном продукте составит более 90 %.

      Несмотря на исторический сложившийся индустриальный характер экономики в регионе существует проблема полной или частичной остановки крупных промышленных предприятий в моногородах.

      Так, например, производство на ТОО "Серебрянский завод неорганических производств" (ТОО – СЗНП) к началу 2012 года было приостановлено, что отрицательно сказалось на социально-экономической ситуации в Зыряновском районе ВКО.

      Для решения этой проблемы акиматом области совместно с СПК создано совместное предприятие со 100 % участием СПК – ТОО "СЗНП Ертiс".

      Для полноценного возобновления деятельности ТОО "СЗНП" выделена сумма в размере 100 миллионов тенге из областного бюджета.

      Работа между ТОО "СЗНП" и ТОО "СЗНП "Ертiс" была основана на договоре переработки давальческого сырья. ТОО "СЗНП "Ертiс" приобрело сырье на сумму 70 миллионов тенге, а также закупило услуги ТОО "СЗНП" по его переработке в размере 40 миллионов тенге.

      За 2012 – 2013 годы произведено продукции на 130 миллионов тенге, в период переработки сырья трудоустроено более 300 человек.

      В настоящее время деятельность ТОО "СЗНП Ертiс" сводится к реализации готовой продукции, накопленной на складах предприятия. Реализация готовой продукции осуществляется ТОО "СЗНП", которое, в свою очередь, использует ее для выполнения обязательств по договорам, заключенным с крупными промышленными предприятиями области.

      Важная роль в развитии экономики области принадлежит агропромышленному комплексу, где сосредоточен значительный экономический потенциал. Развитие его в решающей степени определяет уровень продовольственной безопасности области и республики и социально-экономическую обстановку в области. На долю АПК приходится от 8 до 10 % общеобластного внутреннего валового продукта.

      По своей специализации сельское хозяйство области имеет животноводческое направление с развитым растениеводством. Животноводство в структуре валовой продукции сельского хозяйства занимает 60 %.

      В 2013 году СПК начала реализацию 2-х совместных проектов:

      "Строительство доильного зала на 600 коров в с. Чиркаин Зыряновского района ТОО "Средигорненский", стоимостью 426,8 миллионов тенге, в том числе вклад СПК 41,7 миллионов тенге или 9,8 % от общей стоимости проекта, вклад ТОО – 385,1 миллионов тенге или 90,2 %. Объект введен в эксплуатацию 20 декабря 2013 г., при финансировании АО "КазАгроФинанс" было приобретено оборудование. Так же на основании решения сессии областного маслихата ТОО "Средигорненский" получены субсидии на удешевление затрат строительно-монтажных работ по молочно-товарной ферме в сумме 20,0 миллионов тенге.

      "Организация безотходной переработки шерсти с обезжириванием и повторным использованием воды ТОО "Дерикар" – стоимостью 67,1 миллионов тенге, в том числе вклад СПК 25,0 миллионов тенге или 37,3 % от общей стоимости проекта, создано совместное предприятие ТОО "Дерикар Ертіс" на базе ТОО "Дерикар" численностью 70 человек. В настоящее время реализовано 25,5 тонн мытой шерсти в г. Кокчетав на войлочную фабрику на 4 миллиона тенге по цене 1,1 условная единица за 1 кг. Проект запущен 25 сентября 2013 года. Одновременно ведутся переговоры с возможными покупателями продукции из Российской Федерации (Борская фабрика ПОШ Нижегородская область, Московская шерстопрядильная фабрика г. Москва) и КНР.

      Отличительной особенностью животноводства области является его многоотраслевой характер. В зависимости от природно-климатических условий и хозяйственной деятельности в области успешно развивается молочное и мясное скотоводство, тонкорунное и грубошерстное овцеводство, свиноводство, коневодство, птицеводство, мараловодство и оленеводство, пчеловодство, верблюдоводство. По развитию мараловодства, оленеводства и производству пантов область является доминирующее положение на рынке Республики Казахстан.

      За последние пять лет поголовье овец и коз в области возросло на 6,8 %, лошадей на 20 %, свиней на 8,2 %, пчелосемей на 40 %.

      Однако есть проблемы. Так, за этот период в области поголовье крупного рогатого скота сократилось на 4 %. Основной причиной снижения явились стихийные бедствия (снежные заносы, весеннее наводнение) и заболевания.

      Для восстановления поголовья скота СПК реализует Программу льготного кредитования населения, пострадавшего от весенних паводков в Восточно-Казахстанской области. Всего было прокредитовано 423 заемщика, пострадавших районов, на сумму 350 миллионов тенге.

      Кроме того, СПК реализует собственную региональную программу "Жайлау", направленную на развитие животноводства в регионе и обеспечение занятости местного населения, путем предоставления сельским жителям овцематок для выращивания и реализации мелкого рогатого скота. За время действия программы было выдано 547,7 миллионов тенге в виде 14,9 тысяч голов малого рогатого скота, количество участников программы составило 149 человек. На сегодня общее количество малого рогатого скота с учетом приплода составляет 35 тысяч голов.

      К другим проблемам агропромышленного комплекса можно отнести физическую и моральную изношенность сельскохозяйственной техники и оборудования; недостаточно развитую сеть сельских потребительских кооперативов и сервисно-заготовительных центров; низкую доступность к кредитным ресурсам сельскохозяйственных товаропроизводителей.

      Для решения данных проблем в 2009 году СПК созданы 2 сервисно-заготовительных центра: ТОО "СЗЦ "Абай", ТОО "СЗЦ "Урджар". Закуплена необходимая техника для обработки почвы, сбора урожая, убоя скота.

      В 2012 году для обеспечения сырьем ТОО "Семипалатинский кожевенно-меховой комбинат" создано ТОО "СЗЦ "Семей" с долей СПК 49 %, выделено 200 миллионов тенге.

      С 2012 года заготовлены и доставлены на центральный склад ТОО "СЗЦ "Семей" более 400 тонн шкур крупного рогатого скота на сумму порядка 65 миллионов тенге, из них для обеспечения бесперебойной работы производства переработки шкур крупного рогатого скота, ТОО "Семипалатинский кожевенно-меховой комбинат" передано 312 тонн на сумму около 60 миллионов тенге.

      Для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей СПК совместно с АО "НК "Продовольственная контрактная корпорация" в 2012 году предоставило 32 гарантии сельхозтоваропроизводителям разных районов на общую сумму 103 миллионов тенге для получения кредитов на проведение весенне-полевых работ. Кредитные средства крестьянскими хозяйствами получены полностью, освоены и возвращены в АО "НК "Продовольственная контрактная корпорация". В 2013 году выданы гарантии 44 сельхозтоваропроизводителям на общую сумму 261,6 миллионов тенге.

      Учитывая, что в настоящее время большинство крестьян не имеют ликвидного залогового имущества, то механизм гарантирования СПК является единственным приемлемым выходом для крестьян по привлечению кредитных ресурсов в период весенне-полевых и уборочных работ.

      В этой связи, СПК планирует продолжить в дальнейшем работу по гарантированию сельскохозяйственных товаропроизводителей региона и развитию проектов агропромышленного комплекса в целом.

      На долю отрасли растениеводства области, приходится 40 % общего объема валовой продукции сельского хозяйства. Производство растениеводческой продукции осуществляется в 6 земледельческих зонах.

      Одной из проблем развития растениеводства в области является физический износ ирригационной инфраструктуры, теплиц и овощехранилищ.

      В 2011 году СПК начала реализацию совместного проекта по реконструкции комплекса и созданию нового модернизированного овощехранилища общим объемом 5000 тонн в районе г. Усть-Каменогорск на базе имеющегося здания совместно с КХ "Екимбаев Т.К.".

      Общая сумма затрат на выполнение строительных работ составляет 161,43 миллионов тенге, в том числе на приобретение оборудования – 102,3 миллионов тенге.

      В настоящее время строительство объекта закончено, подписан акт ввода в эксплуатацию, обеспечено полное задействование мощностей.

      Актуальность проекта обуславливается тем, что на сегодняшний день в регионе отсутствует инфраструктура для хранения плодовоовощной продукции, большая часть которой портится, и регион в весенне-летний период вынужден завозить такую продукцию извне.

      Еще одной проблемой АПК региона является отсутствие производства товарного яйца, в связи с переориентацией ТОО "Семейкус" из яичного направления в мясное, а также банкротством ТОО "Черемшанская птицефабрика". Все товарное яйцо завозится в область в основном из Российской Федерации.

      В конце 2011 года СПК проинвестировала проект "Реконструкция птицефабрики в селе Малая Актюба, район города Семей". Вклад СПК составил 49 % (147 миллионов тенге), вклад инициатора – 51 % (153 миллионов тенге). Подписаны договора лизинга на сумму 200 миллионов тенге с АО "КазАгроФинанс", обеспечены поставка и монтаж оборудования.

      В декабре 2013 года обеспечен ввод в эксплуатацию, планируемый ежемесячный объем производства яйца составит 750 тысяч штук. Проектная мощность предприятия составляет 25 миллионов штук яиц в год.

      Инфраструктурный комплекс региона представлен сферами электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, дорожной отрасли, транспорта, телекоммуникации, почтовой связи и благоустройства.

      На сегодня в области созданы три индустриальные зоны: "Өркен" в городе Усть-Каменогорск, по ул. Машиностроителей и "Өндіріс" в городе Семей, которые переданы под управление СПК.

      Каждая из этих зон обладает разной степенью готовности инфраструктуры. В частности, к зоне "Өркен" проложен силовой кабель напряжением 100 киловольт; установлен силовой распределительный пункт мощностью 7 мегаватт.

      К зоне развития по ул. Машиностроительной подведены: железнодорожный тупик с разгрузочными площадками, распределительная подстанция установленной мощностью 2000 киловатт, очистные сооружения ливневых стоков, резервуар очищенных сточных вод, повысительная насосная станция, тепловая насосная станция, подъездные пути, кольцевая водопроводная сеть диаметром 200 мм., хозяйственно-бытовая канализация, ливневая канализация.

      К зоне "Өндіріс" подведены: линия электропередач напряжением 10 киловольт, сети водоснабжения и канализации протяженностью 1260 метров, также установлен административный корпус площадью 1256 квадратных метров.

      В настоящее время в индустриальной зоне "Өндіріс" функционирует завод по производству тормозных колодок для железнодорожного подвижного состава, завод по производству запасных частей для железнодорожных вагонов.

      Продолжается реализация проектов:

      1) завод по утилизации и первичной переработке автомобильных шин;

      2) завод по утилизации медицинских материалов;

      3) завод по утилизации и переработке изношенных транспортных шин в резиновую крошку.

      Также планируются следующие производства:

      1) тепличный комплекс;

      2) завод по производству изолированных труб большого диаметра;

      3) завод первичной переработки шерсти.

      Еще одной, немаловажной проблемой в области является износ системы сетей жилищно-коммунального хозяйства. Износ тепловых сетей составляет от 70 % до 90 %, потери тепловой энергии в тепловых сетях по региону одни из самых высоких по Казахстану. Количество аварий в год составляет от 31 до 180. Ежегодно на ремонт последствий аварий и восстановление теплоснабжения направляется более 3 миллиардов тенге из местного бюджета.

      Для решения данной проблемы СПК участвует в реализации "Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2011 года № 473, которая нацелена на модернизацию коммунальной инфраструктуры, создание оптимальной модели жилищных отношений, повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг населению, а также проведение ремонта общего имущества объектов кондоминиумов, включая термодернизацию, посредством создания специальных механизмов финансирования.

      На реализацию Программы модернизации ЖКХ, СПК в 2011 году выделено 240,0 миллионов тенге. Заключены договора и выполнены ремонтные работы по 14 объектам недвижимости. В 2012 году выделено 312,5 миллионов тенге. В проекте участвуют 32 объекта по области на сумму 309,9 миллионов тенге. По 26 объектам ремонтные работы завершены, на общую сумму 219,7 миллионов тенге. По 6 объектам ремонтные работы будут завершены во 2 квартале 2014 года (в связи с сезонным характером работ).

      На основании решения Совета директоров СПК от 21 июня 2013 года заключен договор уступки прав и обязанностей с ТОО "Жилищно-эксплуатационное управление ВКО". Сумма уступки по договору составляет 552,5 миллионов тенге. На 11 января 2013 года произведена передача всей документации (4-сторонних договоров, сметных документаций, экспертиз, протоколов общего собрания собственников жилья), а также перечислена часть свободных денежных средств по Программе модернизации ЖКХ в размере 30,7 миллионов тенге на счета ТОО "ЖЭУ" (остаток к перечислению составляет 39,7 миллионов тенге).

      Одной из отраслей, имеющей все предпосылки к развитию, может стать туристская отрасль. Богатые природные ресурсы Восточного Казахстана во многом способствуют этому.

      Согласно данным Агентства Республики Казахстан по статистике на территории области туристские услуги оказывают 88 туристических фирм и 25 индивидуальных предпринимателей, а также 245 объектов, занимающихся размещением посетителей. Количество обслуженных посетителей в 2012 году составило 403 396 человек, что на 7 % выше показателя 2011 года. Из них туристскими фирмами было обслужено 24 931 человек, объектами размещения 188 417 человек.

      В 2012 году общий объем выполненных услуг в туристской отрасли увеличился по сравнению с 2011 годом на 7,4 % и составил 3 181,6 миллионов тенге.

      Анализ текущего состояния развития туристской отрасли Восточно-Казахстанской области показывает, что за последние годы данная отрасль развивается динамично. Так, ежегодно увеличивается количество малых гостиниц в курортных регионах, а также в городах Усть-Каменогорск, Семей.

      На сегодняшний день для дальнейшего развития туристской инфраструктуры в целом, проводится ряд мероприятий, требующих повышения туристской привлекательности, сохранения и гармоничного использования культурно-исторического и природного потенциала области, привлечения инвестиций в данную отрасль в области.

      СПК, в свою очередь, планирует привлекать инвестиции для развития туристской отрасли и финансирования проектов туристской направленности.

Влияние факторов внешней среды

Политические

Благоприятные

- региональные СПК наделены статусом национальных компаний;

- стабильность в стране и приграничных районах Российской Федерации и КНР.

Неблагоприятные

- тенденция к появлению признаков политической нестабильности на постсоветском пространстве;

- возможность пересмотра роли СПК и закрытие данного "института".

Экономические

Благоприятные

- наличие в регионе государственных запасов минерально-сырьевых ресурсов;

- имеются потенциальные возможности по созданию новых производств с высокой добавленной стоимостью на основе действующих предприятий;

- растущий внутренний спрос в первую очередь со стороны смежных отраслей;

- близость к крупнейшим рынкам-импортерам продукции (Российская Федерация, КНР);

- ежегодный рост экономики региона;

- потенциал трансграничной реки Иртыш;

- природное разнообразие ландшафта, рек, озер, флоры и фауны;

- потребность в разведке новых месторождений полезных ископаемых;

- спрос на участие в реализации проектов малого и среднего бизнеса.

Неблагоприятные

- высокий износ (до 70 %) технологического оборудования, медленное обновление основных фондов;

- недостаточность оборотных средств у предприятий и накоплений для модернизации и технического перевооружения производств;

- "тупиковое" транспортное расположение областного центра;

- относительно небольшой объем внутреннего рынка;

- низкий уровень производительности труда.

Социальные

Благоприятные

- квалифицированный кадровый потенциал региона;

- наличие в регионе крупных образовательных, финансовых, технических университетов, институтов и колледжей;

- потребность в рабочих местах.

Неблагоприятные

- сложная экологическая ситуация;

- соседство с бывшим Семипалатинским ядерным полигоном;

- недоверие частного бизнеса к государственному партнерству.

Технологические

Благоприятные

- наличие в регионе стратегических промышленных предприятий;

- наличие отечественных научно-технических разработок для организации производств по глубокой и комплексной переработке сырья;

- доступность информации большинства производственных технологий в интернете;

- развитие современных коммуникаций;

- открытость методологий проектного финансирования.

Неблагоприятные

- дефицит энергетических мощностей в регионе.


      2. Анализ внутренней среды

      Система корпоративного управления

      СПК создано в июне 2011 года путем реорганизации прежнего СПК "Ертіс" на два общества СПК "Ертіс" и СПК "Павлодар".

      Общество осуществляет реализацию политики по социально-экономическому развитию региона путем реализации механизма государственно-частного партнерства, поддержки социальной составляющей, обеспечения эффективного управления государственными активами через развитие корпоративной культуры в дочерних и зависимых организациях.

      В сравнении с банками второго уровнями СПК сотрудничает с частными инвесторами на партнерских началах, т.е. путем создания совместного предприятия (принцип активного управления инвестициями).

      При этом, имея гибкую политику, СПК может работать в секторе не достаточно освоенном частным сектором, создавать условия для его развития (принцип партнерства с частным сектором).

      Еще одно отличие СПК от прочей коммерческой сферы заключается в реализации принципа социальной ответственности, то есть часть чистой прибыли СПК направляется в местный бюджет по решению акционеров в рамках дивидендной политики.

      В целом, деятельность СПК направлена на создание конкурентоспособного бизнеса, организацию новых производств на базе нерентабельных предприятий, эффективное использование государственной собственности.

      СПК, как региональный институт развития, является уполномоченным органом по реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства. Статус института развития позволяет адекватно реализовать интересы государства в коммерческих проектах (принцип партнерства с прочими участниками).

      Кроме того, СПК наделена статусом национальной компании, что предоставляет возможность по недропользованию заключать контракты на проведение операций по разведке и (или) добыче на основе прямых переговоров без проведения конкурса.

      Внутренняя корпоративная система СПК представлена в приложении 1, рисунок 1.

      На сегодня в СПК сформированы следующие органы:

      1) Высший орган – общее собрание акционеров;

      2) Орган управления – совет директоров;

      3) Исполнительный орган – правление;

      4) Орган, осуществляющий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью – служба внутреннего аудита.

      СПК проводит работу по внедрению и совершенствованию корпоративного управления в дочерних и зависимых организациях и компаниях с целью повышения уровня взаимодействия органов управления СПК, специализированных дочерних и зависимых организаций и компаний и их выведения на новый качественный уровень развития. Данные меры позволят повысить эффективность реализации бизнес-проектов и обеспечить рост стоимости компаний.

      С целью обеспечения максимальной прозрачности и обоснованности решений менеджмента, СПК придерживается политики улучшения доступности и качества информации о своей деятельности, которая отражается на интернет-ресурсе СПК.

      Необходимо отметить, что положительный опыт внедрения наилучших стандартов корпоративного управления имеется у АО "ФНБ "Самрук-Казына", в связи с чем, СПК планирует тесное взаимодействовать с Корпоративным Университетом "Самрук-Казына" для заимствования структурированного и последовательного подхода к повышению уровня корпоративного управления в группе компаний СПК.

      Оценка корпоративного управления СПК в целях присвоения рейтинга корпоративного управления не проводилась. В этой связи текущее значение рейтинга не определено, проведение мероприятий по получению рейтинга запланировано в 2015 году.

      В настоящее время в общую корпоративную структуру СПК входят

      9 дочерних и 3 зависимых организации, специализирующихся в разных отраслях экономики.

Дочерние организации

Зависимые организации

АО "Аэропорт Усть-Каменогорск" (100 % пакет акций у СПК)

ТОО "Птицефабрика Семей" (49 % доля СПК)

АО "Семейавиа" (90 % пакета акций у СПК)

ТОО "СЗЦ Семей" (49 % доля СПК)

ТОО "Международный аэропорт Семей" (100 % доля СПК)

ТОО "Горархитектура" (49 % доля СПК)

ТОО "ВКИЦ "Жардем" (100 % доля СПК)


ТОО "Шығыс-Самғау" (100 % доля СПК)


ТОО "СЗНП "Ертiс" (100 % доля СПК)


ТОО "МКО "Ертiс" (100 % доля СПК)


ТОО "IT Park Altay" (100 % доля СПК)


ТОО "ОблDORкомхоз" (100 % доля СПК)



      Для развития корпоративного управления в группе дочерних и зависимых компаний СПК придерживается рекомендуемой политики акционера. В этой сфере особое внимание отводится:

      1) отчетности перед акционером об итогах деятельности СПК по итогам месяца, квартала, полугодия, года;

      2) своевременной разработке и утверждению годового бюджета;

      3) проведению ежегодного аудиторского отчета;

      4) согласованию планов финансирования проектов;

      5) разработке стратегических документов и планов развития дочерних компаний.

      Построение взаимоотношений корпоративного управления в группе компаний СПК связано с решением ряда проблем: обеспечение эффективности управления; создание синергического эффекта в функционировании; разработка интегрированной стратегии развития СПК в целом и каждого входящего в него предприятия.

      Оценка финансово-экономической деятельности за 2013 год

      Согласно оценке СПК за 2013 год ожидается получение дохода в размере 2 681 983 тысяч тенге. Расходы ожидаются в размере 3 019 502 тысяч тенге. Консолидированный убыток ожидается в размере (-345 068 тысяч тенге).

      Ожидаемый финансовый результат за 2013 год в разрезе дочерних и зависимых предприятий представлен в следующей таблице:

Наименование предприятия

Оценка 2013 года, тыс. тенге

Доход

Расход

Прибыль, убыток до налогообложения

КПН

Чистая прибыль, убыток

АО "НК "СПК "Ертiс"

716 024

785 265

-69 241


-69 241

Дочерние/зависимые компании






АО "Аэропорт Усть-Каменогорск" (100 %)

693 698

683 743

9 955

4549

5 406

АО "Семейавиа" (90 %)

7 488

39 858

-32 370

-

-32 370

ТОО "Международный аэропорт Семей" (100 %)

157 906

216 547

-58 641

-

-58 641

ТОО "ВКИЦ "Жардем" (100 %)

54 000

49 435

4 565

1 000

3 565

ТОО "Шыгыс-Самгау" (100 %)

556 721

662 242

-105 521

-

-105 521

ТОО "СЗНП "Ертic" (100 %)

63 864

62 787

1 077

215

862

ТОО "МКО "Ертiс" (100 %)

7 000

7 010

-10

-

-10

ТОО "IT Парк" (100 %)

-

-

-

-

-

ТОО "ОблDORкомхоз" (100 %)

198 693

237 723

-39 030

-

-39 030

ТОО "СЗЦ Семей" (49 %)

121 357

131 728

-10 371

-

-10 371

ТОО "Птицефабрика Семей"

(49 %)

65 151

108 862

-43 711

-

-43 711

ТОО "Горархитектура" (49 %)

40 081

34 302

5 779

1785

3 994

Итого

2 681 983

3 019 502

-337 519

7549

-345 068

Итого прибыль, убыток СПК





-345 068


      Для оптимизации имеющихся расходов СПК 12 августа 2013 года принята и утверждена решением общего собрания акционеров Программа финансового оздоровления.

      Инвестиционная политика СПК

      Порядка 62 % кредитов, выданных субъектам малого предпринимательства, приходится на крупные юридические лица.

      Средневзвешенные ставки кредитования БВУ для субъектов МСБ составляют 13,2 – 14,8 %, а жесткие требования к залоговой базе являются почти невыполнимыми для начинающего бизнеса.

      Стоит также отметить, что для реализации инвестиционной политики СПК использует широкую продуктовую линейку, которая включает такие инструменты как: земля, право недропользования, совместные проекты, совмещенные финансовые инструменты, нефинансовые инструменты и др. актив.

      Кроме того, в своей работе СПК активно сотрудничает с институтами развития страны, иностранными университетами, экспортными организациями малого и среднего бизнеса зарубежных стран для организации совместной работы.

      Важное место отводится развитию кластерных инициатив посредством сотрудничества с Автономной организацией образования "Назарбаев Университет" и Парком инновационных технологий.

      Деятельность СПК, в отличие от БВУ, подразумевает не просто заемное финансирование, а инвестиционный характер деятельности и направленность на поддержку бизнеса на условиях партнерства.

      Особое внимание при рассмотрении проектов СПК уделяет не только их экономической эффективности, но и социальной значимости. Также учитываются критерии развития несырьевого сектора, увеличения доли казахстанского содержания в закупках товаров, работ и услуг, создания производств по выпуску новых видов наукоемкой и высокотехнологической продукции, создание конкурентоспособных, экспортоориентированных производств на основе государственно-частного партнерства и т.д.

      При инвестировании проектов СПК оказывает услуги консалтингового и управленческого характера.

      Условно все проекты, реализуемые СПК, можно разделить на 3 блока (приложение 1, рисунок 2).

      Одним из основных направлений деятельности является участие в реализации проектов в сфере недропользования.

      СПК обладает статусом национальной компании и в соответствии с законодательством в сфере недропользования может заключить контракт на недропользование на основе прямых переговоров.

      СПК участвует в таких проектах путем внесения в уставный капитал предприятия права недропользования. Все финансирование проекта осуществляется за счет партнера. При обращении потенциального инвестора, СПК проводит конкурс по выбору партнера и с победителем подписывается договор о совместной деятельности. При этом планируется учитывать исполнение обязательств недропользователей по 1 % на НИОКР и направлять его в работу технопарков, центров коммерциализации, в реализацию других совместных инициатив.

      Схематично процесс участия СПК в реализации проектов в сфере недропользования представлен в приложении 1, рисунок 3.

      Инвестиционная деятельность СПК при финансировании бизнес проектов осуществляется путем вхождения СПК в уставный капитал действующего предприятия, либо в создаваемое СП. При этом доля участия со стороны СПК не ограничивается, однако, рекомендуемой долей является не более 50 %, чтобы наличие контроля над совместным проектом оставалось за инициатором проекта.

      При участии в инвестиционном проекте СПК заинтересована в обеспечении контроля за целевым использованием денежных средств, путем введения в должность финансового директора (или должности приравненной к ней) представителя СПК, с обязательным условием наличие права подписи на всех транзакциях по счетам совместного предприятия, а также контроль за всеми активами совместного предприятия, принятых на баланс.

      Схематично процесс участия СПК в реализации бизнес-проектов представлен в приложении 1, рисунок 4.

      При реализации инвестиционного проекта участниками проекта оговариваются условия выхода СПК из СП, которые сводятся к следующему:

      1) СПК соответствующим договором оговаривается срок участия в проекте, после которого, в соответствие с действующим законодательством, СПК имеет право реализовать свою долю участникам совместного предприятия; в случае их отказа, продать свою долю третьим лицам по рыночной цене с учетом сложившейся конъюнктуры рынка;

      2) при необходимости и при условии, что срок участия в проекте не оговорен, СПК имеет право выйти из проекта на любой стадии, путем единовременной или пошаговой продажи акций или доли в уставном капитале и иных ценных бумаг, находящихся в собственности СПК, в соответствии с принятыми на себя обязательствами.

      Одним из особых инструментов развития инвестиционной политики СПК является Центр обслуживания инвестора (далее – ЦОИ), который создан как отдел внутри компании. Основными задачами ЦОИ являются:

      1) создание совместных предприятий между иностранной и отечественной сторонами;

      2) контроль и нормативно-методологическое обеспечение процессов в работе с иностранными и отечественными инвесторами;

      3) оптимизация, развитие и расширение связей СПК с инвесторами.

      В функции ЦОИ входят:

      1) поиск иностранных и отечественных инвесторов, их сервисная поддержка и информационно-аналитическое обеспечение, интеграция инструментов государственной поддержки на уровне региона;

      2) изучение международного опыта по привлечению потенциальных иностранных инвесторов;

      3) проведение инвестиционных форумов, семинаров, выставок и других мероприятий с участием казахстанской и зарубежной сторон, участие в международных инвестиционных мероприятиях;

      4) консультация инвесторов по интересующим вопросам, создание диалоговой площадки между представителями казахстанского и зарубежного бизнеса;

      5) поиск потенциальных партнеров для создания совместных предприятий между казахстанской и зарубежной сторонами, разработка и реализация мер по улучшению инвестиционного климата на региональном уровне;

      6) представление интересов на международных инвестиционных мероприятиях;

      7) поиск проектов имеющих инвестиционный потенциал в регионе;

      8) разработка базы потенциальных инвесторов;

      9) иные задачи возложенные на ЦОИ.

      3. SWOT анализ

Сильные стороны

Статус национальной компании;

Внедрена система корпоративного управления;

Квалифицированный кадровый состав;

Отработанный процесс согласования проектов;

Пополнение оборотного капитала через ежегодную капитализацию акционером;

Широкие возможности СПК при финансирование проектов

Отсутствие конкурентов в прямом проектном финансировании в регионе;

Возможность привлечения средств институтов развития в проекты с участием СПК

Слабые стороны

Длительность сроков рассмотрения проектов до фактического финансирования;

Длительность сроков получения права недропользования;

Переданные в ведение СПК дочерние компании убыточны (и были убыточны на протяжении нескольких лет);

Участие СПК в реализации государственных и отраслевых программах без покрытия операционных расходов;

Слабая информированность общества и бизнес сообщества о деятельности и возможностях СПК

Благоприятные

Наличие свободных государственных месторождений в регионе;

Заинтересованность бизнеса в софинансировании проектов;

Интерес инвесторов к Восточно-Казахстанской области, как к региону с большими перспективами для развития бизнеса;

Потребность региона в развитии и привлечении технологий;

Целевая капитализация СПК на поддержку МСБ;

Возможность выхода из убыточных дочерних компаний путем реализации доли/акций

Неблагоприятные

Неблагоприятный имидж СПК, сформированный на рынке Казахстана;

Законодательное наделение приоритета АО "НК "Таукен-Самрук" в получении права недропользования;

Ухудшение доверия частного бизнеса к государственно-частному партнерству;

Затянутость административных процедур при работе с МИО;

Необходимость отвлечения финансов на поддержку убыточных дочерних организаций

2. Миссия и видение

      Миссия СПК – содействие социально-экономическому развитию Восточно-Казахстанской области на принципах партнерства государства и бизнеса.

      Видение СПК – региональный институт развития, эффективно управляющий активами, стимулирующий экономическую активность в точках роста региона, в том числе через привлечение инвестиций, и выступающий катализатором формирования конкурентоспособных устойчивых производств.

      Цель СПК – поддержка бизнес-инициатив и стимулирование экономической активности в точках роста региона.

3. Стратегические направления деятельности, цели, задачи,
мероприятия, ключевые показатели, ожидаемые результаты

      1.1. Привлечение инвесторов и создание новых производств в точках роста региона

      Цель 1. Активизация работы по привлечению отечественных и прямых иностранных инвестиций в приоритетные сектора экономики региона

      Задачи:

      1) создание новых и модернизация существующих конкурентоспособных производств в приоритетных секторах экономики региона (точках роста);

      2) привлечение в регионы отечественных и зарубежных инвесторов для реализации перспективных проектов, в том числе на принципах государственно-частного партнерства;

      3) оказание инвесторам содействия в реализации проектов через долевое финансирование, участие активами, а также получении финансирования в рамках государственных и отраслевых программ.

      Ключевые показатели деятельности представлены в приложении 2 к Стратегии.

      Ожидаемые результаты:

      1) модернизация интернет-ресурса СПК с привязкой к потенциалу региона;

      2) количество ежегодно запускаемых инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранного капитала, общей сложности составит

      75 единиц;

      3) привлечение около 34,4 миллиардов тенге (с учетом проектов недропользования);

      4) обеспечение заполнения национальной базы данных инвестиционных проектов и инвесторов www.baseinvest.kz в рамках Программы по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы АО "Национальное агентство по экспорту и инвестициям "KAZNEX INVEST";

      5) с участием ЦОИ будет разработана рамочная концепция привлечения ПИИ в регион, повышения конкурентоспособности, устранения неравных возможностей, демонстрации потенциала области и устранения политических барьеров;

      6) реализация крупного проекта по строительству автомобильного завода полного цикла мощностью 120 тысяч автомобилей в год совместно с АО "Азия Авто" и ОАО "АВТОВАЗ";

      7) реализация проектов в сфере недропользования;

      8) формирование благоприятной среды для развития инвестиционного потенциала и объектов предпринимательства;

      9) обеспечение роста объема прямых иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность не менее чем на 22 %.

      Цель 2. Привлечение новых (инновационных) технологий в регион и оказание поддержки науке Казахстана

      Задачи:

      1) внедрение передовых производственных и управленческих технологий и стандартов;

      2) развитие коммуникаций и обмена навыками между портфельными компаниями;

      3) развитие кластерных инициатив.

      Ключевые показатели деятельности представлены в приложении 2 к Стратегии.

      Ожидаемые результаты:

      1) изучение и внедрение мирового опыта в области новых технологий;

      2) создание при СПК базы новых технологий и проектов, потенциально применимых для региона;

      3) обеспечение регулярного участия в республиканских и международных бизнес-форумах в сфере новых технологий;

      4) проведение круглых столов, семинаров с представителями крупного бизнеса, холдингов и иностранных компаний по вопросам новейших технологий;

      5) налаживание работы с институтами развития страны, "Назарбаев университет", научно-исследовательскими институтами и центральными и местными исполнительными органами;

      6) в кадровый состав СПК будут привлекаться специалисты с инженерным образованием и инновационным мышлением;

      7) оказание поддержки субъектам МСБ в вопросах организации современных высокотехнологичных, наукоемких производств и инновационной деятельности;

      8) активизация работы с технопарками республики по поиску и финансированию новых инновационных проектов, а также оказано содействие действующим элементам индустриально-инновационной инфраструктуры региона;

      9) реализация 6 инвестиционных проекта с трансфертом инновационных технологий для области;

      10) коммерциализация порядка 7 идей технопарков.

      Цель 3. Развитие казахстанского содержания на региональном уровне

      Задачи:

      1) содействие брендированию продукции для более активного продвижения продукции на внутреннем и внешнем рынках;

      2) оказание сервисной и информационной поддержки дочерним/зависимым организациям, субъектам малого и среднего бизнеса в части развития местного содержания при закупке товаров, работ и услуг;

      3) создание действенной системы мониторинга и анализа закупок товаров, работ и услуг.

      Ключевые показатели деятельности представлены в приложении 2 к Стратегии.

      Ожидаемые результаты:

      1) закуп товаров, работ и услуг внутри СПК будут проводиться среди региональных товаропроизводителей, субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций;

      2) налаживание работы с региональными отраслевыми ассоциациями касательно использования товаров, работ и услуг товаропроизводителей области;

      3) информационные материалы СПК, подготовленные для внешних презентаций, будут насыщены информацией об экспортоориентированных товаропроизводителях области;

      4) улучшение информационного обеспечения дочерних и зависимых организаций СПК о региональных поставщиках и производителях товаров, работ и услуг;

      5) организация совместной работы СПК, МИО, местных товаропроизводителей на предмет расширения круга потенциальных покупателей местной продукции, работ и услуг;

      6) своевременное информирование местных товаропроизводителей и сервисных компании о текущих потребностях рынка;

      7) оказание содействия в подписании меморандумов между товаропроизводителями и крупными предприятиями Восточно-Казахстанской области;

      8) налаживание взаимодействия с другими СПК в части продвижения продукции Восточно-Казахстанской области в другие регионы республики;

      9) доля казахстанского содержания к 2023 году при закупке товаров возрастет до 65 %, работ услуг – до 90 %;

      10) количество проведенных семинаров по развитию местного содержания при закупке товаров, работ и услуг составит порядка 24 единиц;

      11) проведение 22 семинаров по разъяснению инструментов государственной поддержки в рамках индустриально-инновационного развития.

      1.2. Создание условий для стимулирования экономической активности в точках роста

      Цель 1. Использование потенциала инфраструктуры поддержки развития бизнеса.

      Задачи:

      1) развитие инфраструктуры поддержки начинающего бизнеса (бизнес-инкубаторов, технопарков, индустриальных зон);

      2) развитие кластеров в приоритетных отраслях;

      3) координация партнерских программ по развитию МСБ вокруг системообразующих и крупных компаний региона;

      4) активизация работы по привлечению проектов несырьевой направленности в ИЗ.

      Ключевые показатели деятельности представлены в приложении 2 к Стратегии.

      Ожидаемые результаты:

      1) оказание информационно-аналитического сопровождения объектам инфраструктуры поддержки развития бизнеса, имеющимся в области;

      2) проведение road-show на региональных и международных выставках, конференциях, форумах о возможностях и потенциале ИЗ области;

      3) изучение и внедрение положительного зарубежного опыта функционирования инфраструктуры развития бизнеса;

      4) оказание содействия в подписании меморандумов о взаимодействии между крупным бизнесом и региональными ИЗ и технопарками;

      5) инвестирование средств в создание недостающей инфраструктуры к имеющимся ИЗ региона;

      6) налаживание работы между региональными технопарками и ИЗ с республиканскими институтами развития;

      7) будет проводиться анализ и отбор проектов технопарков и бизнес-инкубаторов для последующего их финансирования;

      8) построение технопарка по производству автокомпонентов;

      9) проведение 64 road-show;

      10) в ИЗ будет привлечено 9 инвестиционных проектов несырьевого сектора;

      11) количество объектов инфраструктуры поддержки начинающего бизнеса (бизнес-инкубаторов, технопарков, индустриальных зон) достигнет 5 единиц.

      Цель 2. Использование возможностей альтернативных источников финансирования

      Задачи:

      1) предоставление консультативной и организационной поддержки субъектам МСБ, планирующим работать в области альтернативных источников финансирования;

      2) оказание консалтинговых услуг бизнес-инициативам в рамках деятельности СПК;

      3) расширение сотрудничества с государственными институтами развития для реализации бизнес-проектов;

      4) использование возможностей партнерских программ с крупными компаниями;

      5) привлечение средств иностранных инвесторов в регион.

      Ключевые показатели деятельности представлены в приложении 2 к Стратегии.

      Ожидаемые результаты:

      1) налаживание системы взаимодействия СПК с республиканскими институтами развития;

      2) проведение полной информационной агитации среди представителей бизнес-структур и потенциальных партнеров СПК о возможностях привлечения средств институтов развития;

      3) подписание меморандумов с институтами развития об обмене информации по рассматриваемым проектам;

      4) создание венчурного фонда совместно с АО "НАТР";

      5) на интернет-ресурсе СПК будет размещена информация об инструментах государственной поддержки бизнеса;

      6) продолжена работа с АО "КИРИ" по информированию потенциальных участников в рамках существующих государственных программ;

      7) реализация проектов в сфере АПК с использованием лизинговых программ АО "НУХ "Казагро";

      8) реализация проектов в сфере недропользования с участием средств иностранных и отечественных инвесторов. СПК будет участвовать в проектах правом недропользования, а все финансирование будет осуществляться за счет инвесторов;

      9) разработка партнерских программ с операторами крупных проектов. Например, проект СПК по добыче полиметаллических руд на месторождении "Анисимов ключ" с ТОО "Корпорация "Казахмыс". Кроме непосредственной добычи, проектом предполагается производить отчисления на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры в размере 355 тысяч долларов США за период действия контракта, а также финансирование социальных проектов в регионе на сумму 180 тысяч долларов США через фонд СПК. С АО "АЗИЯ АВТО Казахстан" также будет разработана партнерская программа, в рамках которой СПК будет оказывать содействие предприятиям малого и среднего бизнеса по взаимодействию с оператором в налаживании деловых связей, заключении долгосрочных контрактов, получении квот на готовую продукцию, формировании льготных условий поставки автокомпонентов;

      10) количество проектов с участием средств институтов развития достигнет 25 единиц;

      11) количество привлеченных иностранных инвесторов составит

      16 единиц (в том числе трое из списка Global – 2000);

      12) соотношение привлеченных средств частных инвесторов к вложенным средствам СПК к 2023 году составит 0,3;

      1.3. Увеличение стоимости СПК и повышение уровня корпоративного управления

      Цель 1. Совершенствование корпоративного управления и прозрачности деятельности СПК

      Задачи:

      1) улучшение принципов корпоративного управления во всех дочерних и совместных предприятиях;

      2) совершенствование системы отчетности внутри СПК;

      3) улучшение работы и информационной обеспеченности интернет-ресурса СПК.

      Ключевые показатели деятельности представлены в приложении 2 к Стратегии.

      Ожидаемые результаты:

      1) усовершенствование системы стратегического планирования, мониторинга, подотчетности, внутреннего контроля и управления рисками;

      2) обеспечение своевременного раскрытия информации об СПК, потенциальным пользователям и партнерам в том числе, о ее финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и управления;

      3) внедрение системы HR Management;

      4) на постоянной основе будет проводиться работа по модернизации интернет-ресурса СПК в части информативности и оперативной актуализации;

      5) получение рейтинга корпоративного управления от независимого агентства;

      6) посещаемость интернет-ресурса в 2023 году составит 4000 посещений в год;

      7) количество бизнес-заявок, поступивших на рассмотрение в СПК в течение года, в 2023 году составит 20 единиц.

      Цель 2. Увеличение доходности СПК

      Задачи:

      1) увеличение стоимости активов;

      2) увеличение рентабельности и чистого дохода СПК и дочерних организаций;

      3) расширение источников получения доходов.

      Ключевые показатели деятельности представлены в приложении 2 к Стратегии.

      Ожидаемые результаты:

      1) в инвестиционном портфеле будут преобладать проекты с небольшим периодом окупаемости;

      2) ужесточение контроля над исполнением дивидендной политики и обязательств по проектам;

      3) минимизация дебиторской задолженности;

      4) осуществление передачи государственных программ под управление прочих государственных специализированных предприятий;

      5) реализация доли СПК в ряде дочерних предприятий;

      6) оптимизация структуры административных расходов СПК и дочерних организаций;

      7) к 2023 году показатель ROA достигнет уровня 1,85 %;

      8) к 2023 году рентабельность инвестиций достигнет 0,91 %;

      9) к 2023 году уровень чистого дохода от основной деятельности достигнет 50,5 миллионов тенге;

      10) к 2023 году уровень чистого дохода от основной деятельности на одного сотрудника достигнет 1,07 миллионов тенге.

      1.4. Содействие в реализации социальной политики МИО

      Цель 1. Улучшение социальной политики СПК

      Задачи:

      1) участие в государственных и отраслевых программах в приоритетных для СПК направлениях;

      2) создание собственных социальных программ;

      3) обеспечение вовлечения государственных активов в деловой оборот, оздоровление проблемных активов и развитие на их базе конкурентоспособных производств.

      Ключевые показатели деятельности представлены в приложении 2 к Стратегии.

      Ожидаемые результаты:

      1) средства СПК будут инвестированы в проекты, реализация которых предполагает создание значительного количества рабочих мест;

      2) реализация собственной социальной программы "Жайляу";

      3) привлечение инвесторов для реабилитации деятельности

      АО "Семейавиа" и других нерентабельных активов;

      4) создание более 17 тысяч рабочих мест;

      5) количество реабилитированных активов к 2023 году составит

      7 единиц;

      6) количество участников программы "Жайляу" возрастет до

      1350 человек в общей сложности.

      Цель 2. Увеличение социальной составляющей в деятельности СПК

      Задачи:

      1) улучшение эффективности социальных проектов, реализуемых СПК;

      2) создание внутри СПК фонда с капитализацией порядка

      200 миллионов тенге для реализации социальных программ.

      Ключевые показатели деятельности представлены в приложении 2 к Стратегии.

      Ожидаемые результаты:

      1) в инвестиционных программах в сфере недропользования будут предусмотрены статьи на развитие социальных проектов;

      2) к реализации социальных проектов буду привлекаться бизнес-структуры;

      3) формирование базы социальных проектов, необходимых для региона;

      4) формирование внутреннего фонда СПК для финансирования социальных проектов;

      5) количество социальных проектов, реализованных СПК, достигнет

      8 единиц в общей сложности за 10 лет.

Примечание: расшифровка аббревиатур:

ВКО

Восточно-Казахстанская область

СПК

акционерное общество "Национальная компания "Социально-предпринимательская корпорация "Ертіс"

АПК

агропромышленный комплекс

БВУ

банки второго уровня

МИО

местные исполнительные органы

МКО

микрокредитная организация

МСБ

малый и средний бизнес

СЗЦ

сервисно-заготовительный центр

ИЗ

индустриальная зона

КХ

крестьянское хозяйство

ИКАО

от англ. ICAO – International Civil Aviation Organization, Международная организация гражданской авиации, устанавливающая международные нормы гражданской авиации

ПИИ

прямые иностранные инвестиции

СП

совместное предприятие

НАТР

акционерное общество "Национальное агентство технологического развития"

КИРИ

акционерное общество "Казахстанский институт развития индустрии"

ЦОИ

Центр обслуживания инвестора

НУХ

Национальный управляющий холдинг

НИОКР

научно-исследовательские и конструкторские разработки

КПД

ключевой показатель деятельности

КНР

Китайская Народная Республика

  Приложение 1
к Стратегии развития
акционерного общества
"НК "СПК "Ертic"
на 2014 - 2023 годы

      Диаграмма 1.

Динамика валового регионального
продукта области, млрд. тенге


      Диаграмма 2.

Динамика объема промышленного
производства области, млрд. тенге


      Таблица 1.

Основные показатели развития субъектов
малого и среднего бизнеса в области

Регион

Кол-во активных субъектов малого и среднего бизнеса,

тыс. ед.

Темп роста, %

Численность занятых в них, тыс. человек

Темп роста, %

Выпуск продукции млн. тенге

Темп роста, %

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

ВКО

75683

69442

91,8

230,8

231,2

100,2

437,0

464,3

106,2

      Таблица 2.

Итоги экономического развития области
с 2003 по 2013 гг.

Наименование

основных

показателей

Годы

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Валовой

региональный

продукт,

млрд. тенге

334,3

392

467,5

615,1

800,5

890,0

983,1

1244,1

1624,3

1771,5

1929,2 оценка

Объем

промышленного

производства,

млрд. тенге

182,0

222,8

260,2

410,1

481,1

470,2

484,0

641,3

820,6

943,2

1 007,3

Валовой

объем

сельского

хозяйства,

млрд. тенге

58,2

70

75,1

80,3

98,5

110,2

165

153,1

202,2

237,2

296,3

Внешнеторговый

оборот,

млн. долл. США

872,9

1292

1609,1

2536

3385

3140

2700

2988

3685,5

4869,9

3406,7

Инвестиции

в основной

капитал,

млрд. тенге

44,8

50,7

82,2

116,1

126,5

161,4

139,2

144,7

241,6

263,4

301,1

Количество

зарегистрированных

предприятий,

ед.

8905

9569

10199

10668

11232

11786

12006

12096

12285

12834

13380

Количество

действующих

предприятий,

ед.

6308

6838

7429

7662

7891

6998

7482

7308

6421

6079

6210

Объем

поступлений

собственных

доходов,

млрд. тенге

23,6

25,1

27

34,2

43,4

42,5

42,2

45,4

52,9

61,5

70,0

Средняя

месячная

заработная

плата, тенге

20099

23846

27688

33101

42138

48293

53496

61388

73677

84 111

88653

Общий уровень

безработицы, %

7,3

7,2

7,1

6,9

6,6

6,4

6,4

5,7

5,2

5,1

5,03 квартал

Индекс

потребительских

цен, %

106,2

107,3

107,8

107,5

116,1

110,5

105,7

108,1

107,1

106,1

104,5

      Рисунок 1.

Внутренняя корпоративная система
АО "НК "СПК "Ертic"


      Рисунок 2

Структура проектов, реализуемых
АО "НК "СПК "Ертic"


      Рисунок 3.

Процесс участия АО "НК "СПК "Ертic"
в реализации проектов в сфере недропользования


      Рисунок 4.

Процесс участия АО "НК "СПК "Ертic"
в реализации бизнес-проектов


  Приложение 2
к Стратегии развития
акционерного общества
"НК "СПК "Ертic"
на 2014 - 2023 годы

Ключевые показатели деятельности
(далее – КПД) СПК

      Стратегическое направление 1. Привлечение инвесторов и создание новых производств в точках роста региона

      Цель 1. Активизация работы по привлечению отечественных и прямых иностранных инвестиций в приоритетные сектора экономики региона (точки роста)

Наименование КПД

факт 2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

КПД 1. Объем привлеченных инвестиций (инвестиционный портфель), млн. тенге (с учетом проектов недропользования)

400

500

1000

9000

5000

3500

3500

3500

2800

2800

2800

КПД 2. Количество ежегодно запускаемых инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранного капитала (не менее пяти ежегодно), ед.

3

5

6

6

7

7

7

8

9

10

10

в том числе в отрасли сельского хозяйства, ед.:

-

-

-

1

-

-

-

1

-

-

-

создание промышленных свинокомплексов, ед.

2

1

-

1

-

1

-

1

-

1

2

создание промышленных молочно-товарных ферм, ед.

-

-

-

-

1

-

1

-

1

1

1

создание экспортно-ориентированных откормочных площадок, ед.

строительство комбикормового завода

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

КПД 3. Рост объема прямых иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность не менее чем на 20 % (к 2023 году), %.

101

102

104

105

108

111

114

116

118

120

122


      Цель 2. Привлечение новых (инновационных) технологий в регион и оказание поддержки науке Казахстана

Наименование КПД

факт 2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

КПД 1. Количество инвестиционных проектов с трансфертом новых технологий для области, ед.

-

-

-

1

1

-

1

-

2

-

1

КПД 2. Количество коммерциализованных идей технопарков, ед.

-

1

-

1

-

1

1

1

-

1

1


      Цель 3. Развитие казахстанского содержания на региональном уровне

Наименование КПД

факт 2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

КПД 1. Доля казахстанского содержания за счет региональных производителей по ВКО, в %:

30

32

34

35

36

40

50

55

57

60

65

при закупке товаров - до 60%; работ/услуг – до 90 %

60

63

65

70

75

80

85

87

88

90

90

КПД 2. Количество проведенных семинаров по развитию местного содержания при закупке товаров, работ и услуг, ед.

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

3

КПД 3. Количество проведенных семинаров по разъяснению инструментов государственной поддержки в рамках индустриально-инновационного развития, ед.

1

1

1

3

2

2

3

2

2

3

3


      Стратегическое направление 2. Создание условий для стимулирования экономической активности в точках роста

      Цель 1. Использование потенциала инфраструктуры поддержки развития бизнеса

Наименование КПД

факт 2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

КПД 1. Количество проведенных road-show, ед.

5

4

4

5

5

7

7

8

8

8

8

КПД 2. Количество привлеченных инвестиционных проектов несырьевого сектора в ИЗ, ед.

1

-

2

-

2

-

-

2

-

1

2

КПД 3. Количество объектов инфраструктуры поддержки начинающего бизнеса (бизнес-инкубаторов, технопарков, индустриальных зон), ед.

1

-

1

-

1

-

1

-

-

1

1


      Цель 2. Использование возможностей альтернативных источников финансирования

Наименование КПД

факт 2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

КПД 1. Количество проектов с участием средств институтов развития, ед.

-

2

1

2

2

3

3

3

3

3

3

КПД 2. Количество привлеченных иностранных инвесторов в регион (не менее двух ежегодно), том числе из списка Global-2000 (не менее трех до 2023 года), ед.

-

-

2

-

2

-

2

-

2

-

1

1

2

-

1

1

2

-

1

1

1

1

КПД 3. Соотношение привлеченных средств частных инвесторов к вложенным средствам СПК, коэффициент.

-

0,9

0,7

0,6

0,4

0,4

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3


      Стратегическое направление 3. Увеличение стоимости СПК и повышение уровня корпоративного управления

      Цель 1. Совершенствование корпоративного управления и прозрачности деятельности СПК

Наименование КПД

факт 2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

КПД 1. Рейтинг качества управления национальной компании (РКУ НК), балл (СПК)

-

-

3

-

5

-

8

-

10

-

10

КПД 2. Посещаемость интернет-ресурса, количество посещений в год

500

550

600

700

1000

1500

2000

2500

3000

3500

4000

КПД 3. Количество бизнес-заявок, поступивших на рассмотрение в СПК в течение года, шт.

9

12

12

15

15

17

17

19

20

20

20


      Цель 2. Увеличение доходности СПК

Наименование КПД

факт 2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

КПД 1. Показатель ROA, %

0,61

0,72

0,82

0,88

0,87

1,43

1,74

1,53

1,43

1,79

1,85

КПД 2. Рентабельность инвестиций, %

-21,9

0,26

0,18

0,16

0,39

0,48

0,59

0,7

0,81

0,91

0,91

КПД 3. Уровень чистого дохода, млн. тенге в том числе

-69,2

7,2

10,5

14,5

19,7

24,0

29,5

35,0

40,5

45,5

50,5

чистый доход на одного сотрудника, млн. тенге

-1,47

0,15

0,23

0,32

0,43

0,53

0,65

0,65

0,78

1,01

1,07


      Стратегическое направление 4. Содействие в реализации социальной политики МИО

      Цель 1. Улучшение социальной политики СПК

Наименование КПД

факт 2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

КПД 1. Количество созданных рабочих мест в проектах с участием СПК, ед.

107

150

200

250

2000

4000

8000

500

600

800

800

КПД 2. Количество реабилитированных предприятий (с учетом возможной передачи на баланс СПК таких активов), ед.

-

-

1

-

1

-

2

-

2

-

1

КПД 3. Количество участников социальной программы "Жайляу" по развитию животноводческой отрасли региона, чел.

24

90

100

110

120

130

140

150

160

170

180


      Цель 2. Увеличение социальной составляющей в деятельности СПК

Наименование КПД

факт 2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

КПД 1. Количество реализованных социальных проектов, ед.

3

2

1

1

-

1

-

1

-

1

1

КПД 2. Капитализация фонда СПК, млн. тенге.

-

-

-

10

20

30

50

60

70

100

200