О внесении дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 30 сентября 2010 года № 1004 "Об утверждении Программы по развитию строительной индустрии и производства строительных материалов в Республике Казахстан на 2010-2014 годы"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 сентября 2012 года № 1219

Действующий

ПРЕСС-РЕЛИЗ

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан  от 30 сентября 2010 года № 1004 «Об утверждении Программы по развитию строительной индустрии и производства строительных материалов в Республике Казахстан на 2010-2014 годы» следующие дополнения:
      в Программе по развитию строительной индустрии и производства строительных материалов в Республике Казахстан на 2010-2014 годы, утвержденной указанным постановлением:
      раздел 5 «Этапы реализации Программы» дополнить подразделом  5.8 «Меры по развитию строительной индустрии в рамках программы «Доступное жилье - 2020» следующего содержания:
      «5.8. Меры по развитию строительной индустрии в рамках программы «Доступное жилье - 2020».
      Введение
      Реализация программы «Доступное жилье - 2020» и программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011-2020 годы создаст возможности для дальнейшего развития и модернизации существующего производства строительных материалов и создания новых производств. Планируемый к вводу объем жилья в размере 1,5 млн.кв.м. ежегодно с созданием и развитием системы гарантированного заказа со стороны государств, участие государства в софинансировании расходов по капитальным ремонтам жилья, государственные инвестиции в транспортную инфраструктуру позволят обеспечить устойчивый спрос до 2020 года, что является отличным стимулирующим фактором для модернизации существующих и создания новых производств.
      Существующие программы поддержки бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020» и «Производительность 2020» дают предприятиям промышленности строительных материалов доступ к источникам финансирования, позволяющим реализовывать долгосрочные проекты.
      Основной целью развития промышленности строительных материалов являются доведение потребления отечественных строительных материалов до 80% в рамках данных программ.
      По данным Агентства Республики Казахстан по статистике в период за январь - апрель 2012 года введено в эксплуатацию 2 044,2 тыс.кв.м. жилых домов, что в сравнении с соответствующим периодом 2011 года составляет 125,6 %. За данный период было введено в эксплуатацию 7 570 жилых зданий, их них 199 многоквартирных, 7 362 индивидуальных и 99 общежитий. Сдано в эксплуатацию 16 472 квартир. С января по апрель 2012 года выполнено работ по капитальному ремонту на сумму 17 230 млн. тенге, в том числе государственной собственности 72,9 млн. тенге и частной собственности - 16 799 млн. тенге.
      Индустриализация строительства, анализ планируемых типовых проектов и установление перечня основных строительных материалов
      Реализация программы «Доступное жилье - 2020» предусматривает переход на технологии индустриального строительства. Данные технологии основаны на изготовлении основных конструктивных строительных элементов промышленным способом в стационарных условиях с последующей доставкой их на строительную площадку и последующим монтажом. Основными преимуществами индустриализации строительства является повышение качества конструкций, возможность внедрения поточного и круглогодичного производства, снижение трудовых издержек и материальных потерь.
      Агентством Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства (далее - АДСиЖКХ) совместно с Министерством индустрии и новых технологий Республики Казахстан (далее - МИНТ) была проведена работа по изучению всех возможных технологий по индустриальному домостроению. В результате проведенной работы было предложено применить технологию крупнопанельного домостроения (далее - КПД), как современную технологичную базу для высотного и индивидуального домостроения. Предлагаются строительство современных домостроительных комбинатов (далее - ДСК) и модернизация существующих заводов железобетонных изделий по крупнопанельному домостроению. Это позволит изменить традиционную технологическую схему производства полносборных жилых домов – от 5 до 9 этажей. За основу новой технологической схемы предлагается конвейерно-поточный метод, совмещенный по ряду изделий с классическим кассетным производством. На предприятиях, собирающихся внедрить производство, необходимо гибкое производство трехслойных панелей наружных стен на паллетах со съемной бортоснасткой, что даст возможность оперативно менять номенклатуру выпускаемых изделий и отказаться от паркаметаллоформ под каждую марку изделий с возможностью смены теплоизоляционного слоя и вида заполнителя. На домостроительных комбинатах крупнопанельного домостроения (далее - ДСК КПД) предусмотрена возможность изготовления зданий с фасадами из мелкоштучных элементов с деталями и декором из архитектурного бетона с использованием мраморной и стеклянной крошки, полимерных полиуретановых матриц для создания панелей с рельефной поверхностью различного рисунка. Преимуществами данной технологии являются:
      1) высокие темпы строительства и сокращение сроков возведения домов;
      2) возможность модульного планирования;
      3) меньшая себестоимость строительства (на 30-40 %) и снижение себестоимости квадратного метра;
      4) отсутствие фактора сезонности;
      5) высокая производительность и практически полная автоматизация производства;
      6) применение инновационных технологий;
      7) продукция может быть использована при строительстве многоэтажного, малоэтажного жилья и при индивидуальном строительстве;
      8) опробированность в разных географических и климатических условиях.
      Особенности технологии
      Современные крупнопанельные дома характеризуются улучшенными планировками квартир с просторными внутренними помещениями, комфортным зонированием пространства. По внешнему виду и эксплуатационным качествам панельные дома, построенные по современным технологиям, не уступают кирпичным и монолитным домам.
      Наружная стеновая панель с фасадной отделкой является трехслойной бетонной панелью с внутренней теплоизоляцией. Массивная панель представляет собой стеновой элемент из бетона, полностью изготовленный на заводе сборных конструкций. Она может быть изготовлена любой толщины, исходя из требований по климатическим условиям. При этом, арматура, требуемая для обеспечения монтажной жесткости и конечного состояния, устанавливается в заводских условиях. Массивные панели изготавливаются гладкими с одной стороны и по периметру.
      Также, в рамках данной программы предполагается использование технологии каркасно-монолитного домостроения путем организации комбинатов индустриального строительства (далее - КИС). В целом планируется создать сеть комбинатов, которые позволят обеспечить продукцией не только строительную и дорожную отрасль, но и энергетический и нефтегазовый сектор.
      Особенности технологии:
      1) неограниченная номенклатура изделий и простота перехода от одного изделия к другому;
      2) гарантированное качество изделий, в том числе идеальная геометрия и отсутствие проскальзывания арматуры;
      3) приспособленность оборудования к реальным условиям эксплуатации: реальному качеству инертных материалов, квалификации персонала и т.п.;
      4) надежность оборудования и простота обслуживания и, как следствие, высокая технологичность в процессе эксплуатации;
      5) налаженная система сервиса;
      6) высокий уровень научно-методического обеспечения и технологического проектирования;
      7) непрерывный инновационный процесс, обеспечивающий модификацию оборудования и расширение номенклатуры изделий;
      8) комплексность поставок и единство предлагаемого варианта безопалубочного формования с другими технологиями.
      Применение индустриального метода каркасного сборно-монолитного особо эффективно в строительстве многоэтажных зданий и при строительстве 2-3 этажных жилых домов, в сочетании с использованием новых стеновых материалов, как газобетон, многопустотные керамические камни и блоки.
      Также, данные комбинаты будут выпускать железобетонные изделия (далее - ЖБИ) для энергетики, дорожного строительства (дорожная плита широкого формата), а также большой ассортимент ЖБИ для нефтяной отрасли.
      Организация ДСК КПД планируется во всех регионах. Для адаптации технологий, апробации подхода и получения опыта выделена пилотная группа, состоящая из крупных застройщиков, проекты по созданию ДСК которых обладают высокой степенью проработанности и готовности. Пилотная группа охватывает такие активные регионы строительства, как городов Астана и Алматы, Карагандинскую и Южно-Казахстанскую области. Данная группа должна начать проекты по созданию ДСК КПД в третьем квартале 2012 года. Кроме того, акиматами областей определены предприятия, которые могут реализовать проекты по созданию ДСК КПД в регионах. В рамках действий пилотной группы проводится адаптация типовых проектов по КПД с учетом географических и климатических условий различных регионов Казахстана. В последующем целесообразно создание в Казахстане проектного института с компетенциями в проектировании зданий и использованием технологии КПД.
      В рамках программы «Доступное жилье – 2020» по опыту Республики Беларусь будет создано АО «Казахстанский научно-исследовательский и проектно-технологический институт строительства и модернизации жилья» (далее - Институт жилища) с целью организации комплексной научно- технической и проектно-технологической поддержки субъектов строительной индустрии и жилищного фонда. Основные направления деятельности Института жилища: мониторинг и анализ проблемных проектов в отрасли жилищного строительства, прикладные научные исследования в сфере индустриального домостроения, разработка типовых проектов зданий и сооружений, проектирование индустриальных комбинатов, разработка и сертификация энергосберегающих материалов, повышение квалификации проектировщиков и инженеров-технологий. В составе Института жилища будет также создана референтная лаборатория, которая необходима для решения следующих задач:
      - референтная (арбитражная) функция по оценке материалов, технологий и технических решений в отрасли жилищного строительства;
      - ведение Национального депозитария материалов, технологий и технических решений в отрасли жилищного строительства.
      С учетом особенностей технологий КПД и сборного каркаса определен перечень основных строительных материалов, формирующих большую часть затрат при строительстве домов (Таблица 1)
      Таблица 1. Перечень основных строительных материалов согласно классификатору экономической деятельности (ГК РК 04-2008)


п/п

Наименование

КПЭВД

1

2

3

1

Цемент

1)

Цемент

2351

2)

Портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и цементы гидравлические аналогичные

235112

2

Стеновые материалы

1)

Плитки, плиты, кирпичи и изделия аналогичные из цемента, бетона или камня искусственного

236111

2)

Кирпичи, блоки, плитки и изделия керамические прочие (включая плиты, панели, полые брикеты, цилиндры, трубы) из муки каменной кремнеземистой или земель диатомитовых

232011

3)

Кирпичи строительные керамические, блоки для полов, блоки несущие или блоки заполнения и изделия аналогичные керамические неогнеупорные

233211

3

Сборные железобетонные конструкции и изделия

1)

Элементы конструкций сборные для строительства, в том числе гражданского, из цемента, бетона или камня искусственного

236112

2)

Конструкции строительные сборные из бетона

23612

4

Растворы строительные

1)

Цементы огнеупорные, растворы строительные, бетоны и составы аналогичные, не включенные в другие группировки

232013

5

Листовое стекло


1)

Стекло листовое

2311

6

Нерудные строительные материалы


1)

Пески природные

081211

2)

Гранулы, крошка каменная и порошок каменный; галька, гравий, щебень или камень дробленый

081212

7

Битум строительный


1)

Битум и асфальт природные; битумы твердые и породы горные, содержащие битум асфальтовый

089910

2)

Смеси битумные, основанные на материалах каменных природных или искусственных, битуме нефтяном, асфальте природном или связанных с ними субстанциях

239913

8

Трубы


1)

Трубы, трубки, шланги и фитинги из пластмасс прочие 

222129

2)

Трубы, трубопроводы, водоотводы и фитинги для труб, керамические

233213

3)

Трубы и трубки прочие круглого сечения стальные

242013

9

Линолеумы, паркеты (половые покрытия)


1)

Паркет щитовой сборный

1622

2)

Линолеум и эластичные напольные покрытия типа винила, линолеума и т.д.

222315

10

Лифты


1)

Лифты, подъемники скиповые, эскалаторы и дорожки пешеходные движущиеся

282216

11

Теплоизоляционные материалы


1)

Продукты минеральные неметаллические, не включенные в другие группировки

23.99.19

2)

Материалы текстильные с пропиткой, покрытием или дублированные, не включенные в другие группировки

13.96.14

      Потребность в основных строительных материалах для реализации государственных программ и проблемы промышленности строительных материалов
      Для оценки потенциала спроса со стороны строительной отрасли была рассчитана оценочная потребность в основных строительных материалах с учетом использования выбранных технологий, наличие внутреннего производства и загрузка действующих предприятий промышленности строительных материалов.
      Таблица 1. Производственные мощности строительной индустрии

Основные материалы

Ед. изм.

Потребность

Производственная
мощность

Обеспеченность, %

1

2

3

4

5

6

1

Двери, окна и
рамы оконные

тыс.
тонн

26

55,7

214

2

Раковины, мойки и
ванны из металла

тыс.
шт.

98,4

200

203,2

3

Гипсокартон

млн.
м2

20

33,7

168,5

4

Краски и лаки

тыс.
тонн

63,5

84,8

133,5

5

Арматура

тыс.
тонн

278

307

110,4

6

Щебень

млн.
м3

56,5

59,2

104,7

7

Изделий из бетона

млн.
тонн

13,5

14,1

104,4

8

Цемент

млн.
тонн

8,4

8,2

97,6

9

Битум

млн.
тонн

1,2

1,1

96

10

Кирпичи

млн.
шт.

93,4

86,4

92,5

11

Шлаковата и вата
минеральная

тыс.
тонн

40

36,8

92

12

Блоки из
облегченного
бетона

тыс.
м3

150,6

126,5

84

13

Трубы

тыс.
тонн

600

400

66,7

14

Радиаторы

тыс.
шт.

822

280

34,1

15

Проволока и
прутки

тыс.
тонн

636

202,6

31,9

16

Материалы
кровельные

млн.
м2

27

7,3

27,0

17

Плиты
керамические

тыс.
м2

14 500

6000

41,3

18

Лифты

шт.

3 125

220

7

19

Переработка
древесины

млн.
куб.м

277

18,9

6,8

20

Линолеум

тыс.
м2

3 250

16,6

0,5

21

Стекло листовое и
прочее

млн. м2

12

0

0,0

22

Арматура

тыс.
тонн

436,8

509

116,5

      Согласно данным статистики отрасль по обеспечению строительными материалами характеризуется высоким внутренним промышленным потенциалом, но также низким коэффициентом загрузки действующих предприятий.
      Приведенные данные указывают на наличие в отрасли серьезных проблем, связанных с низкой конкурентоспособностью отечественных товаров. К причинам возникновения сложившейся ситуации можно отнести:
      1) отсутствие мотивационных и ограничительных государственных мер по стимулированию потребления отечественных товаров. Единственным действующим инструментом государственной поддержки стимулирования внутреннего производства являются таможенные пошлины;
      2) слабую инвестиционную деятельность производителей строительных материалов, ввиду резкого спада потребления строительным сектором;
      3) экспортную экспансию китайских товаров, ввиду наличия таких конкурентных преимуществ как, активная государственная поддержка экспорта, низкая стоимость рабочей силы и прочих факторов производства;
      4) низкую плотность населения и удаленность населенных пунктов, ограничение потенциального рынка сбыта производителей.
      В целом, в Казахстане есть достаточный потенциал по увеличению производства товаров, применяющихся в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
      Также была проведена оценка в денежном выражении потребности в строительных материалах по программе «Ак булак».
      Таблица 3. Потребность в стройматериалах по Программе «Акбулак»


п/
п


2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Расход по
программе
(млрд. тг.)

90,2

86,8

95,9

95,9

95,9

95,9

95,9

95,9

95,9

2

Расход на
строительные
материалы в денежном
выражении
(млрд. тг.)

40,6

39,1

43,1

43,1

43,1

43,1

43,1

43,1

43,1

      По данным местных исполнительных органов общая протяженность водопроводных сетей составляет 77 255 км, в том числе протяженность магистральных водоводов составила 21 237 км.
      Максимальная протяженность трубопроводов зарегистрирована в Восточно-Казахстанской области – 30 394 км, в Южно-Казахстанской области – 9 013 км, в Карагандинской области – 5 594 км. Наименьшая протяженность трубопроводов отмечена в городе Астана – 773,4 км и в Мангистауской области – 1141,6 км.
      Как показывает анализ, в целом по республике из общей протяженности водопроводных сетей нуждается в замене 14 763 км, что составляет 19,1 % от общей протяженности.
      Наибольшая протяженность аварийных водопроводных сетей отмечена в городах Алматы (из 2 964,2 км. общей протяженности подлежит к капитальному ремонту или замене 1 999,4 км. или 67,4 %) и Астана (соответственно из 773,4 км 463,8 км или 59,9 %).
      Дополнительно была оценена потребность в строительных материалах, связанная с дорожным строительством и реконструкцией дорог.
      Таблица 4. Потребность в основных дорожно-строительных материалах при строительстве и реконструкции дорог


п/п

Наименование
материала

Ед. изм.

В среднем
1 000 км
в год

Потреб-
ность
на 5
312 км
(План
2010-
2014
гг.)

Потребность
на 10 233 км
(План
2015-2019 гг.)

Потребность
на 5 901,9
км
(План
2020-2029
гг.)

Всего
21
449,9
км

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Щебень
фракционный

млн.м3

35,04

175,2

337,6

194,7

707,5

2

Песок

млн.м3

14,76

73,8

142,3

82

298,1

3

Бетон

млн.тонн

7,42

37,1

71,5

41,5

150,1

4

Цемент

млн.тонн

2,94

14,7

33,6

19,3

67,6

5

ПГС

млн.м3

1,22

6,1

121,6

70,1

197,8

6

Битум

млн.тонн

1,28

6,4

12,4

7,1

25,9

      В Казахстане ведутся активное строительство и реконструкция дорог. На текущий момент начата реализация самого крупного в Казахстане проекта по организации трансконтинентального автотранспортного коридора «Западная Европа - Западный Китай», который проходит по территории Казахстана и России с выходом на страны Западной Европы. В составе проекта предусматривается реконструкция всех выходов на коридор из стран Центральной Азии, в том числе из Узбекистана и Кыргызстана. Общая протяженность маршрута составляет 8445 км, в том числе: по России – 2233 км, по Казахстану – 2787 км (подлежит реконструкции 2552 км.), по Китаю – 3425 км.
      В Казахстане транспортный коридор проходит по территории пяти областей (Актюбинская, Кызылординская, Южно-Казахстанская, Жамбылская и Алматинская), где проживает 7,9 млн. человек, это чуть меньше половины населения Казахстана. Реконструкции подлежит 2452 км дорог (Актюбинская область – 358, Кызылординская область – 817, Южно-Казахстанская область – 458, Жамбылская область – 480, Алматинская область – 339).
      Основными преимуществами данного проекта по сравнению с существующими альтернативными коридорами (автодорожный Транссиб, морской через Суэцкий канал) являются его протяженность и время нахождения в пути.
      На ремонт и содержание автодорог в 2012 году будет выделено 27 млрд. тенге. Это даст возможность привести в порядок 1245 км дорожной сети.
      Продолжаются работы по реконструкции участков международного транзитного коридора «Западная Европа - Западный Китай», а также участков автомобильных дорог Алматы - Астана - Петропавловск, Самара - Шымкент, Омск - Майкапшагай, Бейнеу - Актау, Астана – Костанай - Челябинск и Таскескен - Бахты.
      Основную долю бюджета занимает проект «Западная Европа - Западный Китай», на реализацию которого выделено 179 млрд. тенге. По результатам работы 2012 года будет открыто движение на 750 км дорожно-транспортной сети Жамбылской и Кызылординской областей. Кроме того, из республиканского бюджета будут финансироваться работы на 35 объектах протяженностью 1228 км, из которых 18 – новые (662 км) и 17 – переходящие (566 км).
      В Казахстане резко континентальный климат, что усложняет мероприятия по увеличению долговечности асфальтовых дорог. Опыт показывает, что асфальтовое покрытие дорог имеет ограниченные ресурсы. Например, в Германии асфальтовое дорожное полотно покрывается многочисленными трещинами и выбоинами на морозе 30 градусов. В Казахстане, где морозы достигают минус 50 градусов по Цельсию, необходимо внедрение материалов, превосходящих имеющиеся по качественным характеристикам.
      Анализ потребления основных строительных материалов и импорта
      Проведенный анализ импорта по строительным материалам показывает наличие потенциальных возможностей. Был сделан прогноз по импортозамещению к 2020 году.
      Анализ потребления строительных материалов указывает на низкую конкурентоспособность отечественных производителей по ряду позиций, как по ценовым, так и по качественным характеристикам. Анализ импорта указывает на то, что у отечественных производителей наиболее слабые позиции в области производства строительных материалов с наивысшим уровнем переработки.

      Таблица 5. Анализ импорта строительных материалов


п/п

Наименование

2011

2020

Импорт

Производство

Импорт

Производство

1

2

3

4

5

6

1

Стекло листовое

100

0

15

85

2

Плиты керамические

100

0

40

60

3

Радиаторы

92,7

7,3

20

80

4

Арматура (проволока и прутики)

17

83

1

99

5

Конструкции деревянные

78,9

21,1

40

60

6

Трубы из полиэтилена и пластмасс

61

39

10

90

7

Шлаковата и вата
минеральная

60

40

1

99

8

Трубы металлические

42,5

57,5

1

99

9

Раковины, мойки, ванны

61,2

38,8

20

80

10

Цемент

12

88

10

90

11

Кирпичи

11,2

88,8

1

99

      Производство основных строительных материалов
      Для устранения дефицита отечественных строительных материалов и для развития строительного комплекса, как отрасли базирующейся на внутреннем спросе, преобладающими факторами станут наличие спроса, производственно-инфраструктурная и технологическая базы, транспортные издержки на доставку продукции, комплектующих и оборудования.
      Таблица 6. Средняя загрузка мощностей по регионам Казахстана

Регион

Загрузка мощностей

1

2

3


Республика Казахстан

46,0

1

Акмолинская

40,0

2

Актюбинская

40,0

3

Алматинская

50,0

4

Атырауская

60,0

5

Западно-Казахстанская

60,0

6

Жамбылская

40,0

7

Карагандинская

40,0

8

Костанайская

40,0

9

Кызылординская

55,0

10

Мангистауская

50,0

11

Павлодарская

40,0

12

Южно-Казахстанская

40,0

13

Северо-Казахстанская

60,0

14

Восточно-Казахстанская

35,0

15

г. Астана

50,0

16

г. Алматы

40,0

      Размещение новых производств этой группы отраслей будет происходить рядом с предприятиями традиционных секторов и в городах Алматы, Астана. Центрами отраслевой специализации будут города: Алматы, Астана, Шымкент, Усть-Каменогорск, Атырау.
      Реализация инвестиционных проектов по строительству и модернизации цементных заводов, а также производству керамики, стекла, гипсовых блоков, облегченных строительных панелей, сухих строительных смесей будет ориентирована на сырьевую базу и рынки сбыта (Акмолинская, Атырауская, Жамбылская, Западно-Казахстанская, Мангистауская, Карагандинская, Восточно-Казахстанская, Актюбинская, Кызылординская, Южно-Казахстанская области).

      Таблица 7. Действующие предприятия по регионам

Наименование

Действующие
предприятия, ед.

Производственная
мощность, млн. тенге

Планируемые проекты Карты индустриализации, ед.

1

2

3

4

5


Республика
Казахстан

1 254,0

185 307,7

59

1

Акмолинская

44,0

4 968,8

3

2

Актюбинская

62,0

16 257,5

2

3

Алматинская

160,0

22 440,0

1

4

Атырауская

33,0

3 371,8

1

5

Западно- Казахстанская

38,0

3 819,0

3

6

Жамбылская

64,0

13 071,3

5

7

Карагандинская

136,0

12 603,5

4

8

Костанайская

40,0

4 911,5

2

9

Кызылординская

21,0

9 813,8

1

10

Мангистауская

53,0

8 382,0

3

11

Южно-Казахстанская

107,0

13 134,0

16

12

Павлодарская

73,0

3 867,3

6

13

Северо-Казахстанская

14,0

520,8

1

14

Восточно-
Казахстанская

64,0

24 813,0

3

15

г. Астана

122,0

19 431,3

2

16

г. Алматы

223,0

23 899,5

6

      До 2020 года прогнозируется повышенный спрос на стройматериалы, которые используются для строительства зданий, т.е. кирпич, цемент и т.д. Увеличение объемов строительства и рост казахстанского содержания в данных видах строительной продукции напрямую зависит от первичных материалов, из которых они изготавливаются.

      Таблица 8. Баланс ресурсов по обеспечению потребности Казахстана стройматериалами

Показатель

Ед. изм.

Количество
предпри-
ятий 431
ед.

Загрузка, %

Факт
производства
за 2011
год

Внутреннее
потребление

Профицит
при
максимальной
мощности

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Раковины, мойки и ванны из металла

млрд.
тг.

1

15

1

2

+9

2

Цемент

млн.
тонн

8

61

7

8,4

+4

3

Добавки для цементов

тыс.
тонн

18

60

600

619,5

+380

4

Уголки

тыс.
тонн

4

40

109,5

116

+249

5

Изделия из бетона

млн.
тонн

68

35

4,9

4

+10

6

Глины и каолин

млн.
тонн

20

60

2,6

2,2

+3

7

Мел и доломит

тыс.
тонн

18

60

785

793

+515

8

Кирпичи

млн.
тонн

110

50

2,6

2,9

+2,3

9

Растворы строительные

млн.
тонн

35

39

0,5

0,5

+0,8

10

Пески природные

млн.
тонн

26

50

8

8

+8

11

Асбест

тыс.
тонн

3

53

222

57

+363

12

Двери, окна и рамы оконные

тыс.
тонн

34

40

22

24

+31

13

Гипсокартон

млн.
кв.м

21

15

33

34

+191

14

Брусчатка, камни бордюрные

тыс.
тонн

15

29

15

19

+34

15

Шлаковата и ватаминеральная

тыс.
тонн

10

5

16

39

+284

16

Трубы из полимеров этилена

тыс.
тонн

44

32

63

183

+15

      Баланс обеспеченности ресурсами определяет обеспеченность казахстанского рынка строительными материалами и определяет гибкость рынка в случае необходимости увеличения объемов строительства, обеспечения новых программ.
      Цемент
      Производство цемента производится в пяти областях Казахстана: Алматинская, Восточно–Казахстанская, Южно-Казахстанская, Жамбылская и Карагандинская. Удельный вес цемента в производстве всех строительных материалов в Республике Казахстан на 2011 год составляет 11,5 %, что более, чем на 1,5 % больше чем в 2008 году. Данный показатель индексирует рост объемов производства и увеличения спроса на данный товар. Общий объем производства чистого цемента в 2010 году составил 3 676,3 тыс. тонн, а в 2011 году 4 339,5 тыс. тонн, что более, чем на 28 % выше, чем в 2009 году. Общая динамика по Казахстану остается стабильной, и показывает рост.
      На данный момент для реализации программ «Доступное жилье - 2020», «Модернизация ЖКХ», «Акбулак» и строительства и реконструкции дорог без учета потребности нефтяной отрасли и объектов инфраструктурного строительства потребность в цементе составляет 8,4 млн. тонн. Производительная мощность в совокупности восьми заводов составляет 8,2 млн. тонн, то есть 97,6 %. Учитывая карту потребления цемента и карту производства по регионам для обеспечения эффективности работы строительного сектора Казахстана до 2013 года планируется ввод еще пяти объектов по производству цемента в Акмолинской, Костанайской и Мангистауской областях. Также, планируется ввод клинкерно-цементных терминалов (далее-КЦТ) общей мощностью переработки 2,1 млн. тонн клинкера в год, чье строительство намечено на ближайшие два года.
      Стеновые материалы
      На данный момент в строительном секторе применяются такие стеновые материалы как: силикатные кирпичи, керамические кирпичи, шлакоблоки, пеноблоки и газоблоки, относящиеся к классу ячеистых бетонов. Фактический объем производства кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины в 2008 году составил 254,4 тыс. тонн, а в 2011 только за 9 месяцев 534,4 тыс. тонн. Кирпичи керамические неогнеупорные производятся почти во всех регионах Казахстана. Лидером в данной сфере является Алматинская область с общим производством 157,7 тыс. куб. метров за 9 месяцев 2011 года. Действуют такие предприятия, как ТОО «Курылыс Материалы» (Алматы), АО «Керамика» (г. Хромтау, Актюбинская область), кирпичный завод ТОО «Талап» (Атырау), ТОО «ENKI» (СКО), ТОО «Кереге-Астана» (СКО) и т.д.
      Железобетонные изделия
      В Казахстане в структуре производства бетонных изделий наибольшая доля приходится на конструкции строительные сборные из бетона - 41%. По расчетам объемы потребления изделий из бетона в 2010 году сократились на 6%, что не отразилось на производстве. С 2008 по 2011 год внутреннее потребление практически полностью покрывалось за счет собственного производства. Среднегодовой темп роста потребления в период с 2002 по 2007 гг. составлял 59%. Согласно данным, представленным Агентством Республики Казахстан по статистике, в настоящий момент в Казахстане зарегистрировано 411 предприятий, в частности, 199 предприятий, производящих стеновые блоки, 198 предприятий, производящих сборные железобетонные и бетонные конструкции, 75 предприятий, производящих асфальтобетон. На данный момент работают такие предприятия, как ТОО «Стройдеталь» (Актюбинская область), ТОО «УПТК» (Атырауская область), ТОО «Производственное объединение сборного железобетона» (ВКО), ТОО «Бином Строй-Деталь» (Жамбылская область), ТОО «Жамбылхимстрой» (Жамбылская область ) и т.д.
      Прокат стальной
      На сегодняшний день на территории Республики Казахстан действуют 5 предприятий. География расположения следующая: одно предприятие в центральном регионе республики, одно в северном регионе, одно в восточном регионе, одно на западе и одно на юге. Совокупная производственная мощность 805 тыс. тонн арматуры в год при полной загрузке предприятий. На сегодняшний день импорт составил 620 тыс. тонн. По данным статистики на декабрь 2011 года производство составило 130,5 тыс. тонн, а загрузка не более 17%. Совокупная потребность по всем государственным программам составит 718 тыс. тонн. Таким образом, Казахстан в состоянии самостоятельно покрыть данную потребность. В рамках реализации программы «Доступное жилье -  2020», к 2020 г. доля отечественного производства в данной сфере будет составлять 99 %. На данный момент работают такие предприятия, как ТОО «Каспиан Сталь» (Мангистауская область), ТОО «Кастинг» (Павлодарская область), ТОО «Металлургический комбинат Жанатас» (Жамбылская область), АО «Арселор Миталл Темиртау» (Карагандинская область) и др.
      Листовое стекло
      В 2011 году общий рынок стекла в Казахстане оценивался в 70 000 тыс. тонн, и за последние несколько лет он вырос на 25 %. На территории страны нет ни одного предприятия по производству листового стекла, несмотря на то, что спрос на данный материал растет с каждым днем. Так, как в Казахстане нет производства листового стекла, субъекты малого и среднего бизнеса в строительной индустрии импортируют 100 % материала, используемого на внутреннем рынке страны.
      АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и акимат Актюбинской области разрабатывают технико-экономическое обоснование (далее - ТЭО) по альтернативным проектам. По результатам данной работы будут определены месторасположение завода (Кызылординская и Актюбинская области) и выбор поставщиков оборудования (Китайские или Европейские компании).
      Для удовлетворения спроса достаточно строительство одного завода, т.к. соседние государства уже имеют предприятия, в полной мере обеспечивающие рынок стеклом.
      Ниши для отечественных производителей
      Создание новых производств по «нишевым» направлениям является одним из инструментов увеличения доли отечественного производства в потреблении строительных материалов. К ним относятся:
      1) строительство завода по производству листового стекла. Решение о размещении завода будет принято после завершения ТЭО по альтернативным проектам. Планируемая производственная мощность составляет 500 тонн в сутки (годовая мощность 145 909 тонн);
      2) организация системы цементных терминалов в ряде областей республики для нивелирования сезонного спроса в регионах;
      3) организация глиноперерабатывающего предприятия мощностью 200 тыс. тонн в год в городе Хромтау, Актюбинской области;
      4) организация производства санфаянсовых и сантехнических изделий;
      5) строительство завода по производству арматуры мощностью 105 тыс. тонн в городе Алматы;
      6) организация производства по выпуску лифтового оборудования в Карагандинской области;
      7) организация производства напольных покрытий;
      8) организация производства гидроизоляционных материалов.
      С учетом загрузки имеющихся и ввода новых производств долю отечественного производства к 2020 году планируется увеличить с 65 до 90 %. При этом, по отдельным видам строительных материалов к 2020 году доля составит: по стеклу 85 %; арматуре, трубам металлическим, кирпичу, шлаковате и вате минеральной 99 %; цементу 90 %; плитам керамическим 60 %, радиаторам, трубам полиэтиленовым, раковинам и мойкам 80 %; по конструкциям деревянным 60 %.
      Меры по стимулированию производства строительных материалов
      Как отмечалось ранее, одной из основных проблем, которую необходимо решить в рамках активных строительных и реконструкционных работ, предусмотренных программой «Доступное жилье - 2020» и др., является низкая загрузка имеющихся производственных мощностей строительных материалов.
      Со стороны государства рассматриваются следующие меры по стимулированию производства:
      1) заключение долгосрочных договоров для загрузки предприятий и при необходимости, расширение производств, включение технических характеристик отечественной продукции в типовые проекты домов;
      2) содействие в организации торговых домов;
      3) усиление приграничного сотрудничества в рамках Таможенного союза.
      Кроме того, в рамках действующих программ поддержки индустриально-инновационной деятельности и предпринимательства «Производительность 2020», «Экспортер 2020», «Дорожная карта бизнеса 2020» предприятия промышленности строительных материалов имеют доступ к финансовым источникам и государственной поддержке для продвижения экспорта. Это позволяет им решить следующие проблемы:
      1) обеспечение доступности заемных средств на модернизацию,повышение их привлекательности за счет снижения ставки вознаграждения, более длительных сроков льготного периода, привязки платежей к сезонности потребления продукции предприятий;
      2) вовлечение в процесс модернизации квалифицированных проектных и инжиниринговых организаций и частичное возмещение государством расходов по их привлечению;
      3) предоставление инновационных грантов, в том числе на приобретение оборудования за рубежом и его адаптацию к местным условиям;
      4) повышение доступности для производителей привлечения зарубежных специалистов за счет частичного возмещения затрат;
      5) внедрение современных управленческих и производственных технологий;
      6) поддержка продвижения экспорта.
      Наиболее эффективным инструментом государственной поддержки внедрения инноваций и трансферта технологий является обязательное внедрение технических решений в типовые проекты и проекты, реализуемые по государственным программам.
      Ограничение потребления строительных материалов, производимых на устаревших либо «грязных» технологиях, либо не обеспечивающих достижение индикативных целевых индикаторов в области энергосбережения, производительности труда, необходимо внедрять на этапе проектирования зданий и сооружений.
      Гарантированный заказ также позволяет повысить показатель отечественного содержания за счет внедрения внутренних стандартов, адаптированных к местным технологиям, либо специфичной местной сырьевой базы.
      В целях поддержки развития в Казахстане наиболее прогрессивных технологий каркасно-панельного домостроения предусматриваются меры по обеспечению данных заводов государственным заказом на период окупаемости проектов.
      В целях практической реализации инновационной политики в Республике Казахстан создана система государственных институтов развития, которые признаны отечественными и зарубежными партнерами, как надежный инструмент организации новых высокотехнологичных производств.
      Основная миссия институтов развития заключается в реализации и повышении возможностей и способностей отечественного бизнеса для выполнения важных государственных задач в области модернизации и диверсификации экономики, вывода страны на новый уровень социально-экономического развития.
      Через институты развития государство участвует в проектах, которые ориентированы на создание целостной системы производств, создающих конкурентоспособную продукцию, последовательно развивая технологическую и экономическую цепочку добавленных стоимостей. Это позволит создавать многоотраслевые предприятия, работающие на конечный продукт, который отвечает всем параметрам конкурентоспособной продукции.
      В целом, участие в государственных программах поддержки позволит производителям строительных материалов внедрить более современные технологии, адаптированные к местным условиям и кадрам, обеспечивающие не только конкурентоспособность по отношению к импортным товарам, но и возможность экспорта по ряду товарных позиций в прилегающие страны»;
      в разделе 7 «План мероприятий по реализации Программы по развитию строительной индустрии и производства строительных материалов в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы»:
      подраздел 5 «Государственная поддержка жилищного строительства» дополнить строками 33-1, 33-2, 33-3, 33-4, 33-5, 33-6 и 33-7, следующего содержания:
      «

33-1

Модернизация действующих
предприятий строительной индустрии и производства строительных материалов в рамках программы «Производительность 2020» и поддержка по программе «Дорожная карта бизнеса 2020»

Информация в Правительство

МИНТ

2012-2014 гг

-

Средства, предусмотренные Программами

33-2

Реализация инвестицион ных проектов, включенных в Карту индустриализации, и мониторинг хода их реализации

Информация в Правительство

МИНТ

2012-2014 гг.

-

Собственные и заемные средства

33-3

Загрузка действующих и введенных проектов Карты индустриализации за счет средств, выделяемых акционерным обществом «Фонд Недвижимости «Самрук Казына» и акиматам для строительства жилых объектов

Информация в Правительство

МИНТ, АДСиЖКХ, МИО, АО ФНБ «Самрук-Казына» (по согласованию)

2012-2014 гг.

-

За счет средств,выделяемых из республиканского бюджета

33-4

Оказание поддержки предприятиям стройиндустрии по программе «Посткризисного восстановления (оздоров-
ление конкурентоспособных предприятий)»

Информация в Правительство

МФ,
МИНТ,
МЭРТ,
МИО

2012-2014 гг.

-

Средства, предусмотренные Программой

33-5

Продвижение
товара за
рубежом в
рамках
Программы
«Экспорт
2020»

Информация
в Прави-
тельство

МИНТ

2012-
2014
гг.

-

Средства, предусмотренные Программой

33-6

Оказание
консультаци-
онных услуг
предприятиям
стройиндус-
трии

Информация
в
Правитель-
ство

МИНТ

2012-
2014
гг.

-

Не требуется

33-7

Организация
домострои-
тельных
комбинатов

Информация
в Прави-
тельство

акиматы
облас-
тей,
городов
Астаны и
Алматы

2012-
2014
гг.

-

Не требуется

                                                                 ».
      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов