Оглавление

О проекте Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения защиты прав ребенка"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2009 года № 1014

Действующий

      Сноска. Проект Закона отозван из Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 26.05.2010 № 473.

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "Об энергосбережении".

       Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Проект

Закон Республики Казахстан
Об энергосбережении

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере использования энергетических ресурсов с целью создания экономических и организационных условий для стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Республике Казахстан.

1. Общие положения

       Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
                  Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) вторичный энергетический ресурс - энергия, получаемая в виде побочного продукта использования устройств, функциональное назначение которых не связано с производством соответствующего вида энергии;
      2) Государственный реестр энергосбережения - систематизированный свод документированной информации о помещениях и устройствах, потребляющих тысячу пятьсот и выше тонн условного топлива в год, в том числе об электрических сетях, теплоэлектроцентралях, государственных районных электростанциях, гидроэлектростанциях, о магистральных нефте- и газопроводах, а также о пользователях указанных помещений и устройств;
      3) коэффициент энергоэффективности помещения - отношение фактической энергоемкости соответствующего помещения к его нормативной энергоемкости;
      4) коэффициент энергоэффективности устройства - отношение фактической энергоемкости устройства к нормативной энергоемкости устройства;
      5) нормативная энергоемкость помещения - среднее количество тепловой и (или) электрической энергии на квадратный метр, необходимое для соблюдения в помещении соответствующего размера и функционального назначения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, требований пожарной безопасности, иных установленных законодательством Республики Казахстан обязательных требований, при условии использования в таком помещении энергосберегающих технологий;
      6) нормативная энергоемкость устройства - количество тепловой и (или) электрической энергии, необходимое для реализации функционального назначения устройства в соответствии с установленными нормативами энергопотребления;
      7) показатель эффективности использования топливно-энергетических ресурсов - регламентируемая в нормативах и стандартах величина удельного расхода топлива и энергии для производства данной продукции, работ и услуг;
      8) пользователь помещения - юридическое или физическое лицо, пользующееся помещением на праве собственности или ином законном основании;
      9) помещение - здание, строение, сооружение, а также их части, признаваемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан объектами недвижимого имущества;
      10) продукция - результат технологического процесса или деятельности, в том числе энергопроизводящее или энергопотребляющее оборудование;
      11) производители топливно-энергетических ресурсов - юридические лица, независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Казахстан, для которых любой из видов топливно-энергетических ресурсов является товарной единицей;
      12) профессиональная организация - юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности по проведению энергетического обследования и (или) на проведение экспертизы энергоэффективности и энергосбережения;
      13) технологический процесс - процесс, связанный с производством продукции, потреблением энергии, преобразованием одного вида энергии в другой;
      14) топливно-энергетические ресурсы - совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии;
      15) условное топливо - принятая при технико-экономических расчетах и регламентируемая в нормативах и стандартах единица, служащая для сопоставления тепловой ценности различных видов органического топлива;
      16) уполномоченный орган в сфере энергосбережения - государственный орган, осуществляющий руководство в сфере энергосбережения;
      17) устройство - предмет, или совокупность предметов, объединенных единым технологическим процессом, функциональное назначение которого предусматривает использование энергии и (или) вторичного энергетического ресурса, в том числе, осуществляющий преобразование энергетических ресурсов в энергию, передачу энергии, производство товаров и услуг с использованием энергии;
      18) фактическая энергоемкость помещения - среднее количество тепловой и (или) электрической энергии на квадратный метр, необходимое для соблюдения в обследуемом помещении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, требований пожарной безопасности, иных установленных законодательством Республики Казахстан обязательных требований с учетом его размера и функционального назначения;
      19) фактическая энергоемкость устройства - количество тепловой и (или) электрической энергии, фактически расходуемое при реализации функционального назначения устройств;
      20) экспертиза энергоэффективности и энергосбережения - экспертиза, проводимая в сфере энергосбережения по проектам: энерготехнологических частей технико-экономических обоснований к проектам реконструируемых, модернизируемых и вновь строящихся объектов с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов в объеме тысячу пятьсот и выше тонн условного топлива, схем развития и размещения производительных сил, развития отраслей экономики, территориальных схем энергообеспечения с целью оценки использовании топливно-энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на энергообеспечение;
      21) энергетическая безопасность - состояние защищенности от внешних и внутренних угроз, обеспеченное соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями независимо от внешних и внутренних условий, при котором удовлетворяются потребности хозяйствующих субъектов и населения в топливно-энергетических ресурсах;
      22) энергетическая декларация устройства - документ, содержащий сведения об энергетической емкости устройства, условиях использования устройства, обеспечивающих соответствие его фактической энергоемкости, установленной производителем устройства, сведения о производителе устройства;
      23) энергетический паспорт помещения - документ, составленный по итогам проведения энергетического обследования, содержащий информацию об организации, об объемах производства основных видов продукции, о производстве и (или) потреблении энергии и энергетических ресурсов, об эффективности использования топливно-энергетических ресурсов; об энергосберегающих мероприятиях;
      24) энергосберегающая политика - направление государственной энергетической политики во всех областях хозяйственной и иной деятельности, включающее правовое, административное, организационное и финансово-экономическое регулирование в области энергосбережения и энергоэффективности;
      25) энергосберегающая продукция - технологии, оборудование и материалы, применение которых позволяет снизить количество энергии, расходуемой для реализации функционального назначения устройства без ущерба жизни и здоровья человека, требований экологической, санитарной, пожарной безопасности и функциональному назначению помещения по сравнению с достигнутым уровнем;
      26) энергосберегающие технологии - технологии, оборудование и материалы, позволяющие повысить эффективность использования топливно-энергетических ресурсов по сравнению с достигнутым уровнем;
      27) энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экологических мер, направленных на эффективное использование топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в оборот возобновляемых источников энергии;
      28) энергоэффективность - обобщенная характеристика использования энергии в помещениях и устройствах;
      29) эффективное использование топливно-энергетических ресурсов - достижение технически возможной и экономически оправданной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.

       Статья 2. Законодательство Республики Казахстан
                  об энергосбережении

      Законодательство Республики Казахстан об энергосбережении основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

       Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

      1. Настоящий Закон направлен на правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения.
      2. Субъектами отношений в сфере энергосбережения являются юридические и физические лица (пользователи и производители топливно-энергетических ресурсов), осуществляющие следующие виды деятельности:
      1) добычу, переработку, транспортировку, хранение, производство, использование топливно-энергетических ресурсов и отходов их использования;
      2) производство и поставку энергогенерирующего и энергопотребляющего оборудования, машин, механизмов, материалов, а также приборов учета, контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов;
      3) проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, экспертных, специализированных, монтажных, наладочных, ремонтных и других видов работ (услуг), связанных с повышением эффективности использования и экономии топливно-энергетических ресурсов;
      4) реализацию мероприятий, связанных с использованием вторичных энергетических ресурсов;
      5) информационное обеспечение юридических и физических лиц, подготовку кадров для сферы энергосбережения;
      6) разработку и внедрение эффективных систем управления энергосбережением и средств контроля за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов.

2. Государственное регулирование в сфере энергосбережения

       Статья 4. Основные направления государственного
                  регулирования в сфере энергосбережения

      Основными направлениями государственного регулирования в сфере энергосбережения являются:
      1) установление соотношения производства и потребления энергии, необходимой для интенсивного развития национальной экономики, снижение энергоемкости внутреннего валового продукта;
      2) оптимизация режимов производства и потребления энергии, организация ее учета;
      3) стимулирование энергосбережения;
      4) организация статистических наблюдений за производством и потреблением топливно-энергетических ресурсов;
      5) международное сотрудничество в области повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.

       Статья 5. Принципы государственного регулирования
                  в сфере энергосбережения

      Государственное регулирование в сфере энергосбережения основано на следующих принципах:
      1) обеспечения энергетической безопасности;
      2) приоритета повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов над ростом объемов их добычи и производства;
      3) приоритета безопасности здоровья и жизни человека, охраны окружающей среды при добыче, производстве, переработке, передаче и использовании топливно-энергетических ресурсов;
      4) обеспечения экономических и правовых условий заинтересованности юридических и физических лиц в энергосбережении на основе соблюдения интересов Республики Казахстан, производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов.

       Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан
                  в сфере энергосбережения

      Правительство Республики Казахстан:
      1) разрабатывает основные направления государственной энергосберегающей политики, стратегические меры по ее осуществлению;
      2) осуществляет координацию работ по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на межгосударственном, государственном и региональном уровнях;
      3) разрабатывает основные направления политики в области стандартизации, сертификации и обеспечении единства измерений при производстве и потреблении топливно-энергетических ресурсов;
      4) осуществляет международное сотрудничество в сфере энергосбережения;
      5) утверждает квалификационные требования к деятельности по энергетическому обследованию помещений и (или) устройств, а также к деятельности по экспертизе энергоэффективности и энергосбережения;
      6) утверждает нормативы энергопотребления на единицу продукции и нормативы по соотношению потребляемой активной и реактивной мощности, нормативы использования вторичных энергетических ресурсов;
      7) утверждает порядок ведения Государственного реестра энергосбережения Республики Казахстан;
      8) утверждает порядок отнесения продукции к категории энергосберегающей продукции;
      9) разрабатывает и реализует механизм оценки деятельности местных исполнительных органов по вопросам энергосбережения;
      10) выполняет иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

       Статья 7. Компетенция уполномоченного органа
                  в сфере энергосбережения

      Уполномоченный орган в сфере энергосбережения:
      1) реализует государственную политику в сфере энергосбережения;
      2) осуществляет государственное управление в сфере энергосбережения в пределах компетенции, установленной настоящим Законом;
      3) осуществляет в пределах своей компетенции международное сотрудничество в сфере энергосбережения;
      4) организует безопасное и экономичное функционирование субъектов отношений в сфере энергосбережения при производстве, передаче, распределении и потреблении топливно-энергетических ресурсов;
      5) организует систему отчетности по состоянию технической эксплуатации энергетических объектов, проводит ведомственные статистические наблюдения за потреблением и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов, ведет Государственный реестр энергосбережения;
      6) осуществляет надзорные и контрольные функции в соответствии с настоящим Законом;
      7) осуществляет лицензирование деятельности по энергетическому обследованию помещений и (или) устройств, а также деятельности по экспертизе энергоэффективности и энергосбережения;
      8) в пределах своей компетенции осуществляет мониторинг подзаконных актов;
      9) согласовывает вопросы стандартизации и сертификации в данной области;
      10) координирует проведение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических разработок в сфере энергосбережения;
      11) обеспечивает и осуществляет информационную деятельность в сфере энергосбережения;
      12) координирует деятельность по подготовке и переподготовке кадров в сфере энергосбережения;
      13) утверждает формы энергетического паспорта помещения и энергетической декларации устройств;
      14) проводит проверки правильности предоставляемых пользователями устройств сведений об энергоемкости, коэффициенте энергоэффективности помещений и (или) устройств, а также сведений, предоставляемых профессиональными организациями;
      15) ведет реестр профессиональных организаций, а также устанавливает порядок ведения реестра профессиональных организаций;
      16) возбуждает административное производство, рассматривает дела об административных правонарушениях, налагает административное взыскание по основаниям и в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях;
      17) утверждает порядок определения нормативной и фактической энергоемкости, коэффициента энергоэффективности устройств и помещений;
      18) организует разработку стандартов в сфере энергосбережения;
      19) определяет порядок маркировки топливно-энергопотребляющей и энергосберегающей продукции;
      20) выполняет иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

       Статья 8. Компетенция иных государственных органов
                  в сфере энергосбережения

      1. Уполномоченный орган по делам архитектуры, градостроительства и строительства:
      1) осуществляет архитектурно-строительный контроль за исполнением требований по энергоэффективности и энергосбережению при строительстве и вводе в эксплуатацию помещений объектов республиканского значения;
      2) обеспечивает включение требований об энергоэффективности и энергосбережении в градостроительную, архитектурно-строительную и иную проектную документацию, разрабатываемую и утверждаемую в целях строительства помещений;
      3) выдает разрешение на производство строительно-монтажных работ помещений при условии соблюдения требований по энергоэффективности и энергосбережению при планировании и проведении таких работ;
      4) отказывает в утверждении проектов в случае отсутствия экспертизы энергоэффективности и энергосбережения;
      5) в случае выявления нарушений требований по энергетической эффективности и энергосбережению при проведении архитектурно-строительного контроля направляет в адрес лица, допустившего такое нарушение, предписание об устранении допущенного нарушения.
      В случае не устранения допущенных нарушений в срок, установленный в предписании, возбуждает административное производство;
      6) выполняет иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      2. Уполномоченный орган в области технического регулирования:
      1) определяет общие методологические требования к средствам, методам и результатам измерений, в том числе методологические требования по энергетической эффективности и энергосбережению;
      2) организует и координирует работу по проведению государственного контроля за соблюдением требований, установленных техническими регламентами, в том числе требований по энергоэффективности и энергосбережению;
      3) осуществляет контроль за маркировкой топливно-энергопотребляющей и энергосберегающей продукции, осуществляемой в соответствии со статьей 15 настоящего Закона;
      4) организует и проводит метрологический контроль, в том числе по вопросам энергоэффективности и энергосбережения;
      5) в случае выявления нарушений требований по энергоэффективности и энергосбережению при проведении метрологического контроля направляет в адрес лица, допустившего такое нарушение, предписание об устранении допущенного нарушения.
      В случае не устранения допущенных нарушений в срок, установленный в предписании, возбуждает административное производство;
      6) выполняет иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      3. Государственный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках:
      1) учитывает затраты на мероприятия по энергосбережению при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) в соответствии с Законом Республики Казахстан "О естественных монополиях и регулируемых рынках";
      2) выполняет иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      4. Уполномоченный орган в сфере государственной статистики:
      1) формирует государственную статистику по объемам и номенклатуре производства и потребления топливно-энергетических ресурсов, показателям эффективности их использования;
      2) выполняет иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      5. Местные исполнительные органы областей (городов республиканского значения):
      1) осуществляют архитектурно-строительный контроль за исполнением требований по энергоэффективности и энергосбережению при строительстве и вводе в эксплуатацию помещений объектов местного значения;
      2) в пределах соответствующей административно-территориальной единицы обеспечивают разработку и реализацию региональных комплексных планов энергосбережения, осуществляют информационную деятельность в сфере энергосбережения;
      3) выполняет иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      6. Местные исполнительные органы районов (городов областного значения):
      1) организуют работу по обеспечению энергоэффективности и энергосбережению расположенных на соответствующей территории помещений, относящихся к объектам жилищного фонда, а также помещений, используемых в социальных, культурных и иных некоммерческих целях;
      2) в пределах соответствующей административно-территориальной единицы обеспечивают разработку и реализацию региональных комплексных планов энергосбережения, осуществляют информационную деятельность в сфере энергосбережения;
      3) выполняет иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

3. Государственные меры, направленные
на обеспечение энергосбережения

       Статья 9. Статистическое наблюдение за потреблением
                  топливно-энергетических ресурсов и
                  эффективностью их использования

      1. Формирование статистики по объемам и номенклатуре производства и потребления топливно-энергетических ресурсов, показателям эффективности их использования осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственной статистике.
      2. Статистическая информация, формируемая уполномоченным органом в сфере энергосбережения по ведомственным статистическим наблюдениям, направляется в уполномоченный орган в области государственной статистики в порядке установленном законодательством Республики Казахстан.

       Статья 10. Государственный учет топливно-энергетических
                   ресурсов

      1. Количество добываемых, выработанных, транспортируемых, потребляемых и хранимых юридическими лицами топливно-энергетических ресурсов, подлежащих учету, должно контролироваться с обязательным применением средств измерений.
      2. Средства измерений, используемые для целей учета топливно-энергетических ресурсов включаются в реестр средств государственной системы обеспечения единства измерений по результатам испытаний или метрологической аттестации и подвергаются государственной поверке в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обеспечении единства измерений.
      3. Ответственность за достоверность учета расхода топливно-энергетических ресурсов возлагается на владельцев средств измерений.
      4. Ответственность за исправное состояние и соблюдение условий эксплуатации средств измерений, используемых для учета топливно-энергетических ресурсов, возлагается на владельцев средств измерений.
      5. В проектах строительства объектов, потребляющих топливно-энергетические ресурсы, предусматривается обязательное использование энергосберегающей продукции, установка приборов учета электрической энергии, горячей и холодной воды, газа и тепловой энергии и систем регулирования.
      В проектах жилых домов, предусматривается обязательное использование энергосберегающей продукции, установка общедомовых приборов учета тепловой энергии и поквартирных приборов учета электрической энергии, горячей и холодной воды, газа, а также приборов - регуляторов в отопительных системах.
      Ввод в эксплуатацию новых объектов без указанных приборов учета и систем регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов не допускается.

       Статья 11. Государственный реестр энергосбережения

      1. В Государственном реестре энергосбережения содержится документированная информация:
      1) о помещениях и устройствах, потребляющих тысячу пятьсот и выше тонн условного топлива в год, в том числе теплоэлектроцентралях, государственных районных электростанциях, гидроэлектростанциях, электрических сетях, магистральных нефте- и газопроводах;
      2) о пользователях помещений и устройств, потребляющих тысячу пятьсот и выше тонн условного топлива в год;
      3) об энергетических паспортах помещений и энергетических декларациях устройств;
      4) о мерах, принятых собственниками помещений и устройств, подлежащих учету в Государственном реестре энергосбережения, самостоятельно, а также для устранения нарушений, указанных в предписании уполномоченного органа в сфере энергосбережения.
      2. Информация для формирования Государственного реестра предоставляется в уполномоченный орган в сфере энергосбережения пользователями помещений и устройств, потребляющих тысячу пятьсот и выше тонн условного топлива в год, в следующем порядке:
      1) сведения об энергоемкости помещений и устройств предоставляются ежегодно не позднее первого квартала года, следующего за отчетным;
      2) сведения о коэффициенте энергоэффективности находящихся в пользовании помещений представляются не позднее трех месяцев со дня введения в эксплуатацию помещения.
      Сведения об изменении показателей энергоэффективности находящихся в пользовании помещений предоставляются в уполномоченный орган в сфере энергосбережения пользователем помещений ежегодно не позднее первого квартала года, следующего за отчетным;
      3) сведения о коэффициенте энергоэффективности находящихся в пользовании устройств представляются пользователем устройств не позднее одного месяца со дня введения в эксплуатацию устройства.
      Сведения об изменении показателей энергоэффективности находящихся в пользовании устройств предоставляются ежегодно не позднее первого квартала года, следующего за отчетным;
      4) изменения, вносимые в энергетический паспорт помещения и в энергетическую декларацию устройства в результате проведенного обследования помещения или устройства, представляются в течение десяти рабочих дней с момента завершения энергетического обследования помещения и (или) устройства;
      5) сведения о количестве использованных топливно-энергетических ресурсов предоставляются ежегодно не позднее первого квартала года, следующего за отчетным.
      Количество использованных топливно-энергетических ресурсов определяется пользователем помещений или устройств расчетным или прямым способом.
      Прямой способ учета основывается на данных приборов учета потребления и применяется для учета потребления природного газа, электрической и тепловой энергии.
      Расчетный способ учета основывается на сведениях о фактическом времени функционирования устройства или расчетных показателях использования энергии в помещении, необходимых для соблюдения в обследуемом помещении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, требований пожарной безопасности.
      3. Документированная информация, указанная в подпунктах 2) и 3) пункта 1 настоящей статьи представляется уполномоченным органом в сфере энергосбережения по заявлению заинтересованного лица в течение пятнадцати рабочих дней с момента поступления заявления.
      4. Документированная информация, указанная в подпунктах 1) и 4) пункта 1 настоящей статьи, представляется заинтересованным лицам по решению уполномоченного органа в сфере энергосбережения.
      5. Документированная информация, предусмотренная в пункте 1 настоящей статьи, в обязательном порядке представляется в уполномоченный орган в сфере энергосбережения пользователями помещений и устройств.
      6. Порядок ведения Государственного реестра энергосбережения устанавливается Правительством Республики Казахстан.

       Статья 12. Государственный надзор и контроль за
                   соблюдением требований в сфере энергосбережения

      1. Государственный надзор и контроль осуществляется за:
      1) соблюдением пользователями устройств требований нормативных правовых актов Республики Казахстан в сфере энергосбережения;
      2) предоставлением пользователями помещений и устройств, определение коэффициента энергоэффективности которых является обязательным, сведений о коэффициентах энергоэффективности используемых ими помещений и (или) устройств;
      3) исполнением требований по энергоэффективности и энергосбережению в процессе эксплуатации помещений, кроме объектов жилищного фонда, а также помещений, используемых в социальных, культурных и иных некоммерческих целях;
      4) соблюдением нормативов энергопотребления на единицу продукции и нормативов использования вторичных энергетических ресурсов, за исключением удельных расходов топлива, сырья, материалов и нормативных технических потерь энергии субъектов естественных монополий;
      5) соблюдением нормативов по соотношению потребляемой активной и реактивной мощности;
      6) надлежащим и своевременным исполнением обязанностей по ремонту и модернизации устройств, используемых при производстве электрической и тепловой энергии;
      7) соблюдением требований о проведении обязательного энергетического обследования помещений и (или) устройств;
      8) качеством энергетического обследования помещений и (или) устройств, предусмотренного статьей 24 настоящего Закона.
      2. Уполномоченный орган в сфере энергосбережения проводит проверки в соответствии со статьей 13 настоящего Закона:
      1) в целях проверки правильности сведений о фактической и нормативной энергоемкости, а также коэффициенте энергоэффективности, помещений и устройств, потребляющих тысячу пятьсот и выше тонн условного топлива в год, предоставляемых пользователями указанных помещений и устройств;
      2) в целях проверки правильности результатов энергетического обследования или экспертизы энергоэффективности и энергосбережения, представленных профессиональными организациями, в случае обращения юридических лиц обследуемых помещений и (или) устройств или заказчиков подлежащих экспертизе проектов с обжалованием результатов энергетического обследования и (или) экспертизы энергоэффективности и энергосбережения.
      3. В случае, если по результатам проверки уполномоченного органа в сфере энергосбережения результаты энергетического обследования или экспертизы энергоэффективности и энергосбережения не подтверждаются, то заключение профессиональной организации должно быть отозвано.
      4. В случае если заявленные пользователем помещений и (или) устройств показатели их энергоемкости, а также энергоэффективности не соответствуют действительности, уполномоченный орган в сфере энергосбережения для дальнейшего использования самостоятельно определяет энергоемкость, а также коэффициент энергоэффективности помещений и (или) устройств на основании нормативных правовых актов и нормативных технических документов.
      В случае, если коэффициент энергоэффективности превышает единицу, уполномоченный орган в сфере энергосбережения выносит предписание о необходимости выполнения энергосберегающих мероприятий для снижения коэффициента энергоэффективности.

       Статья 13. Порядок проведения проверок
                   уполномоченным органом в сфере энергосбережения

      1. Контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об энергосбережении осуществляется уполномоченным органом в сфере энергосбережения посредством выполнения проверок.
      2. Плановая проверка проводится не чаще одного раза в календарный год в соответствии с планом проверки, утвержденным уполномоченным органом в сфере энергосбережения.
      Внеплановые проверки проводятся в связи со сложившейся социально-экономической ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы жизни и здоровью физических лиц, окружающей среде, национальной безопасности, по обращениям физических и юридических лиц, непосредственным выявлением признаков нарушений законодательства Республики Казахстан в сфере энергосбережения, а также в целях контроля исполнения требований об устранении выявленных нарушений в результате плановой проверки.
      3. Проверки проводятся на основании акта о назначении проверки, выданного уполномоченным органом в сфере энергосбережения, зарегистрированного в специальном журнале регистрации актов проверок в уполномоченном органе в сфере энергосбережения, а также в государственном органе, осуществляющим статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      План проверки содержит основные задачи и цели проведения проверки, перечень вопросов и круг обстоятельств, подлежащих установлению в ходе проверки, сроки проведения проверки.
      4. Началом проведения проверки считается момент вручения проверяемому юридическому или физическому лицу акта о назначении проверки с обязательным предъявлением служебного удостоверения проверяющего должностного лица.
      Проверка производится только тем должностным лицом, которое указано в акте о назначении проверки.
      5. Срок проведения проверки не должен превышать тридцать календарных дней, в исключительных случаях при необходимости проведения специальных исследований, испытаний, экспертиз, а также в связи со значительным объемом проверки руководителем уполномоченного органа в сфере энергосбережения срок проведения проверки продлевается, но не более, чем на тридцать календарных дней.
      В случае продления сроков проверки уполномоченный орган в сфере энергосбережения в обязательном порядке оформляет дополнительный акт о продлении проверки с регистрацией в органе по правовой статистике, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего акта о назначении проверки, основания продления.
      6. По завершении проверки осуществившим ее должностным лицом уполномоченного органа в сфере энергосбережения составляется акт о результатах проверки в двух экземплярах.
      Завершением срока проверки считается день вручения проверяемому юридическому или физическому лицу акта о результатах проверки. Акт о результатах проверки вручается не позднее срока окончания проверки, указанного в акте о назначении проверки.

       Статья 14. Стандартизация

      1. Стандартизация в сфере энергосбережения осуществляется путем:
      1) включения показателей энергоэффективности в стандарты, а также в нормативные документы на энергопроизводящую и энергопотребляющую продукцию;
      2) введения в действие стандартов и технических условий, определяющих методологические, организационные и технические основы энергопотребления и энергосбережения;
      3) включения в стандарты параметров качества электрической и тепловой энергии и природного газа.
      2. Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации энергопотребляющих продукции, работ и услуг, должны основываться на современных достижениях науки и техники в сфере энергосбережения, учитывать требования законодательства Республики Казахстан в сфере энергосбережения.
      3. В стандарты на энергопотребляющую продукцию при добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении топливно-энергетических ресурсов включаются показатели ее энергоэффективности, показатели энергопотребления технологических процессов, расхода энергии на отопление, строительных конструкций и теплоизоляционных материалов, кондиционирование, вентиляцию, тепло-, водо-, газо- и электроснабжение, электроосвещение территорий, зданий и сооружений, транспортные расходы.

       Статья 15. Сертификация и маркировка

      1. Сертификация энергопроизводящей и энергопотребляющей продукции и топливно-энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании.
      2. Маркировка осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере энергосбережения и должна содержать сведения об энергоэффективности продукции (устройств и материалов).

       Статья 16. Метрология

      1. При производстве и потреблении энергии (при добыче, производстве, переработке, хранении и потреблении топливно-энергетических ресурсов), а также при ее сертификации осуществляется государственный метрологический контроль в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обеспечении единства измерений.
      2. Объектами государственного метрологического контроля за производством и потреблением энергии являются:
      1) средства измерений;
      2) автоматизированные системы качества учета электрической энергии;
      3) стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов;
      4) комплексы и узлы учета энергии и энергоносителей;
      5) методики выполнения измерений;
      6) иные объекты, предусмотренные нормами и правилами метрологии.
      3. Производители и пользователи топливно-энергетических ресурсов обеспечивают единство измерений при осуществлении мероприятий по энергосбережению.

       Статья 17. Нормирование в области энергоэффективности и
                   энергосбережения

      1. Нормативы энергопотребления на единицу продукции и нормативы по соотношению потребляемой активной и реактивной мощности для потребителей электрической энергии с нагрузкой более одной тысячи кВА, нормативы использования вторичных энергетических ресурсов утверждаются Правительством Республики Казахстан, за исключением норм расходов топлива, сырья, материалов и нормативных технических потерь энергии субъектов естественных монополий.
      Нормативы энергопотребления на единицу продукции подлежат пересмотру каждые три года.
      Нормативы использования вторичных энергетических ресурсов подлежат пересмотру каждые пять лет.
      2. Нормативы энергопотребления на единицу продукции в обязательном порядке включаются в энергетические паспорта, технологические инструкции по эксплуатации и технические условия оборудования, зданий и сооружений, потребляющих топливно-энергетические ресурсы.

       Статья 18. Нормативная энергоемкость помещений и устройств

      1. Показатели нормативной энергоемкости помещений и устройств определяются уполномоченным органом в сфере энергосбережения.
      Изменения, вносимые в показатели нормативной энергоемкости помещений и устройств, приводящие к расширению круга подпадающих под его действие помещений и устройств, вступают в силу не ранее одного года после опубликования таких изменений в официальных средствах массовой информации.

       Статья 19. Фактическая энергоемкость помещений и устройств

      1. Фактическая энергоемкость помещения, потребляющего тысячу пятьсот и выше тонн условного топлива в год, определяется пользователем помещения при расчете коэффициента энергоэффективности помещения в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере энергосбережения.
      2. Фактическая энергоемкость устройства, с момента выпуска которого прошло не более трех лет, признается равной энергоемкости устройства указанной производителем.
      Фактическая энергоемкость устройства, с момента выпуска которого прошло более трех лет, определяется пользователем устройств при расчете энергоэффективности устройства в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере энергосбережения.

       Статья 20. Коэффициент энергоэффективности помещений и
                   устройств

      1. Коэффициент энергоэффективности устройства подлежит обязательному определению в отношении устройства, функциональным назначением которого является реализация технологического процесса, в отношении которого определены показатели нормативной энергоемкости технологического процесса, при условии, что мощность такого устройства превышает двадцать тысяч ватт.
      Коэффициент энергоэффективности устройства определяется на основании энергетической декларации устройства или расчетным способом в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере энергосбережения.
      При допуске устройства к обороту на территории Республики Казахстан коэффициент энергоэффективности определяется производителем устройства, либо лицом, осуществляющим ввоз устройства на территорию Республики Казахстан.
      Коэффициент энергоэффективности находящихся в пользовании устройств рассчитывается пользователем устройств самостоятельно.
      2. Коэффициент энергоэффективности помещений, потребляющих тысячу пятьсот и выше тонн условного топлива подлежит обязательному определению в отношении помещений, вводимых на территории Республики Казахстан.
      Коэффициент энергоэффективности помещений рассчитывается пользователем помещений самостоятельно.
      3. Коэффициент энергоэффективности в отношении помещений и устройств, фактическая энергоемкость которых более чем на пятьдесят процентов обеспечивается за счет вторичных и возобновляемых энергетических ресурсов, не определяется.

       Статья 21. Ограничения по обороту помещений и устройств

      1. К обороту на территории Республики Казахстан не допускаются устройства, энергоемкость которых не определена.
      Энергоемкость каждого допускаемого к обороту на территории Республики Казахстан устройства указывается в энергетической декларации устройства.
      Обязанность по заполнению энергетической декларации устройства возлагается на производителя (импортера) допускаемых к обороту устройств.
      2. К обороту на территории Республики Казахстан не допускаются устройства без коэффициента энергоэффективности, определение которого является обязательным.
      3. К обороту на территории Республики Казахстан не допускаются устройства мощностью более двадцати тысяч ватт и энергосберегающая продукция без маркировки, выполненной в соответствии со статьей 15 настоящего Закона.
      4. На территории Республики Казахстан запрещается введение в эксплуатацию помещений без коэффициента энергоэффективности, определение которого является обязательным.

       Статья 22. Экспертиза энергоэффективности и
                   энергосбережения

      1. Экспертиза энергоэффективности и энергосбережения проводится в целях оценки использования топливно-энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо- и энергообеспечение, внедрения энергосберегающей продукции.
      2. Основными задачами экспертизы энергоэффективности и энергосбережения являются:
      определение соответствия управленческой, инвестиционной и иной деятельности целям энергетической эффективности и энергосбережения;
      установление соответствия предпроектной и проектной документации на строительство, машин и оборудования, зданий и сооружений требованиям законодательства Республики Казахстан об энергосбережении, стандартам и нормативам.
      3. Экспертизе энергоэффективности и энергосбережения подлежат:
      проекты схем развития и размещения производительных сил, проекты развития отраслей экономики, территориальных схем энергообеспечения, техническая документация, связанная с энергоэффективностью и энергосбережением;
      предпроектная и проектная документация, в том числе энерготехнологическая часть технико-экономических обоснований и проектов строительства новых или расширения (реконструкция, техническое переоборудование, модернизация, капитальный ремонт) действующих объектов и предприятий с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов в объеме тысячу пятьсот и выше тонн условного топлива.
      4. За достоверность оценки проектных решений и технико-экономических показателей, рекомендуемых к утверждению либо отклонению проекта, профессиональные организации, осуществляющие экспертизу энергоэффективности и энергосбережения, несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
      5. Экспертная деятельность профессиональных организаций, осуществляющих экспертизу энергоэффективности и энергосбережения, не снимает ответственности за качество предпроектной и проектной документации, последующей строительной энергосберегающей продукции с заказчика проекта, инстанций, утверждающих проекты на строительство и расширение объектов, организаций, осуществляющих строительно-монтажные работы, производителей энергосберегающей продукции, применяемой в строительстве и расширении объектов.

       Статья 23. Порядок проведения экспертизы
                   энергоэффективности и энергосбережения

      1. Правом на занятие деятельности по проведению экспертизы энергоэффективности и энергосбережения обладают юридические лица, получившие лицензию на проведение экспертизы энергоэффективности и энергосбережению в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
      2. Физические и юридические лица, являющиеся разработчиками проекта (отдельных его частей или разделов), не могут проводить экспертизу энергоэффективности и энергосбережению в качестве экспертов профессиональной организации.
      3. Экспертиза проектов проводится до утверждения проектов. Проекты, подлежащие экспертизе энергоэффективности и энергосбережения, но не прошедшие ее в порядке, установленном настоящим Законом считаются незавершенными и не подлежат реализации.
      4. Экспертиза энергоэффективности и энергосбережения осуществляется за счет средств обратившегося юридического лица (заказчика) на основании договора, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      5. Комплектность представленных материалов проекта, соответствие их состава требованиям, установленным нормативами, проверяется в течение пяти рабочих дней со дня их поступления на экспертизу.
      При установлении некомплектности проекта либо ее несоответствия требованиям по составу юридическое лицо (заказчик) экспертизы уведомляется о необходимости представления недостающих материалов.
      6. Профессиональные организации, осуществляющие экспертизу энергоэффективности и энергосбережения имеют право:
      1) по результатам проведенной экспертизы рекомендовать к утверждению, отклонять или возвращать на доработку проекты;
      2) отзывать ранее выданные положительные заключения при не выполнении юридическим лицом (заказчиком), оговоренных в выводах условий (требований);
      3) запрашивать и получать в установленном законодательством порядке от юридического лица (заказчика) проекта, государственных органов и юридических лиц материалы и информацию, необходимую для качественного проведения экспертизы.
      7. Срок проведения экспертизы энергоэффективности и энергосбережения составляет тридцать рабочих дней.
      8. По результатам проведенной экспертизы энергоэффективности и энергосбережения составляется экспертное заключение.
      Экспертное заключение содержит выводы:
      1) о рекомендации к утверждению проекта;
      2) о возврате проекта на доработку;
      3) об отклонении проекта с указанием причин такого вывода.
      К заключению могут прилагаться копии диаграмм, схем и других документов.
      Экспертное заключение выдается на фирменном бланке профессиональной организацией, осуществляющей экспертизу энергоэффективности и энергосбережения.
      9. Проекты, в которые вносятся изменения, оказывающие влияние на утвержденные основные технико-экономические показатели в части энергосбережения и энергоэффективности, подлежат повторной экспертизе, в порядке, установленном для вновь разрабатываемых проектов.
      10. Проектная документация, установленная пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона, по которой по истечении трех лет после проведения экспертизы не начато строительство или расширение (реконструкция, техническое переоборудование, модернизация, капитальный ремонт) действующих объектов и предприятий с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов в объеме тысячу пятьсот и выше тонн условного топлива может быть использована для реализации только после проведения повторной экспертизы энергоэффективности и энергосбережения.
      11. Утверждение проектов, выдача разрешений на начало их реализации (разрешение на производство строительно-монтажных работ) без положительного заключения экспертизы энергоэффективности и энергосбережения запрещается.
      12. Заказчик проекта, подлежащего экспертизе энергоэффективности и энергосбережения, имеет право:
      1) обращаться в уполномоченный орган в сфере энергосбережения для досудебного разбирательства при оспаривании результатов проведенной экспертизы энергоэффективности и энергосбережения;
      2) обращаться в суд по обжалованию действий профессиональной организации, осуществляющей экспертизу энергоэффективности и энергосбережения.

       Статья 24. Проведение энергетического обследования
                   помещений и (или) устройств

      1. Энергетическое обследование помещений и (или) устройств проводится в целях оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
      2. Обязательному энергетическому обследованию подлежат помещения и (или) устройства, если годовое потребление ими топливно-энергетических ресурсов составляет тысячу пятьсот и выше тонн условного топлива.
      Энергетическое обследование проводится не реже одного раза в три года.

       Статья 25. Порядок проведения энергетического
                   обследования помещений и (или) устройств

      1. Правом на занятие деятельности по проведению обязательного энергетического обследования обладают юридические лица, получившие лицензию на осуществление деятельности по проведению энергетического обследования в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
      2. Физическое лицо, осуществляющее деятельность по проведению энергетического обследования в качестве работника профессиональной организации, может быть участником только одной профессиональной организации, осуществляющей энергетическое обследование.
      Руководителем юридического лица, осуществляющего деятельность по проведению энергетического обследования, не может быть физическое лицо, возглавляющее организацию по проведению энергетического обследования, которая была лишена лицензии, в течение трех лет со дня вынесения решения о лишении лицензии.
      3. Срок проведения энергетического обследования помещения и (или) устройств не может превышать двух месяцев с начала проведения обследования.
      По итогам проведения энергетического обследования, в случае изменения показателей энергоемкости помещений и (или) устройств, профессиональной организацией, осуществляющей энергетическое обследование, вносятся изменения в энергетический паспорт помещения и (или) энергетическую декларацию устройства путем составления приложения к энергетическому паспорту помещения и (или) энергетической декларации устройства, которое заверяется печатью и направляется пользователем помещения или устройства в уполномоченный орган в сфере энергосбережения в течение десяти рабочих дней с момента завершения энергетического обследования.
      По итогам проведения энергетического обследования профессиональной организацией, осуществляющей энергетическое обследование, составляется отчет о результатах энергетического обследования в двух экземплярах, один из которых направляется пользователем помещения или устройства в уполномоченный орган в сфере энергосбережения в течение десяти рабочих дней с момента завершения энергетического обследования помещений и (или) устройств.
      4. Отчет о результатах энергетического обследования подписывается лицом, производившим энергетическое обследование помещений и (или) устройств с указанием номера и даты выдачи лицензии на осуществление деятельности по проведению энергетического обследования, реквизитов договора на энергетическое обследование, утверждается руководителем профессиональной организации, осуществляющей энергетическое обследование помещений и (или) устройств, и заверяется печатью.
      5. В случае нарушения установленных сроков проведения энергетического обследования помещений и (или) устройств уполномоченный орган в сфере энергосбережения направляет предписание профессиональной организации, осуществляющей энергетическое обследование помещений и (или) устройств, об устранении нарушений.
      6. В случае нарушения сроков представления отчета о результатах энергетического обследования, изменений, вносимых в энергетический паспорт помещения и (или) энергетическую декларацию устройства, уполномоченный орган в сфере энергосбережения направляет предписание пользователю помещений и (или) устройств об устранении нарушений.

       Статья 26. Лицензирование видов деятельности
                   в сфере энергосбережения

      Деятельность по энергетическому обследованию помещений и (или) устройств, а также деятельность по экспертизе энергоэффективности и энергосбережения подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.

4. Права и обязанности субъектов отношений
в сфере энергосбережения

       Статья 27. Обязанности потребителей
                   топливно-энергетических ресурсов

      Потребители топливно-энергетических ресурсов обязаны:
      1) представлять сведения, установленные статьей 11 настоящего Закона;
      2) соблюдать установленные нормативы энергопотребления на единицу продукции и нормативы по соотношению потребляемой активной и реактивной мощности, а также нормативы использования вторичных энергетических ресурсов.

       Статья 28. Права и обязанности участников
                   энергетического обследования

      1. При проведении энергетического обследования профессиональная организация имеет право:
      1) запрашивать и получать в полном объеме сведения, касающиеся помещений и устройств;
      2) получать от уполномоченных органов юридических лиц обследуемых помещений и (или) устройств письменные объяснения по вопросам, возникшим в ходе производства энергетического обследования.
      2. При проведении энергетического обследования профессиональная организация обязана:
      1) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе производства энергетического обследования;
      2) направлять отчет о результатах энергетического обследования в уполномоченный орган в сфере энергосбережении;
      3) в случае изменения показателей энергоемкости помещений и (или) устройств направлять приложение к энергетическому паспорту помещения и (или) энергетической декларации устройства;
      4) не разглашать сведения, полученные в ходе энергетического обследования.
      3. При проведении энергетического обследования юридическое лицо обследуемых помещений и (или) устройств имеет право:
      1) получать от профессиональной организации, осуществляющей энергетическое обследование информацию о нормативных правовых актах и нормативных технических документах, на основании которых производится энергетическое обследование;
      2) знакомиться с результатами энергетического обследования;
      3) обращаться в уполномоченный орган в сфере энергосбережения для досудебного разбирательства при оспаривании результатов энергетического обследования;
      4) обращаться в суд по обжалованию действий профессиональной организации, осуществляющей энергетическое обследование.
      4. При проведении энергетического обследования юридическое лицо обследуемых помещений и (или) устройств обязано:
      1) создавать условия для своевременного и полного проведения энергетического обследования;
      2) предоставлять необходимую информацию для проведения энергетического обследования;
      3) предоставлять письменные объяснения по вопросам, возникшим в ходе производства обследования.

       Статья 29. Проведение производственного контроля за
                   энергосбережением

      1. Производственный контроль проводится юридическим лицом, занимающимся добычей, производством, переработкой и потреблением топливно-энергетических ресурсов. Порядок производственного контроля устанавливается внутренними документами данного юридического лица.
      2. Целью производственного контроля является:
      1) получение информации для принятия решений в отношении энергосберегающей политики, целевых показателей качества энергосбережения и инструментов регулирования производственных процессов, потенциально оказывающих воздействие на окружающую среду;
      2) обеспечение соблюдение требований законодательства Республики Казахстан в области энергосбережения;
      3) сведение к минимуму потребления топливно-энергетических ресурсов и негативного воздействия при их использовании на здоровье человека и окружающую среду;
      4) повышение производственной эффективности системы управления энергосбережением;
      5) учет энергетических рисков при инвестировании и кредитовании.
      3. При проведении производственного контроля за энергосбережением проверке подлежат:
      1) перечень параметров, отслеживаемых в процессе производственного мониторинга;
      2) период, продолжительность и частота осуществления производственного мониторинга и измерений;
      3) сведения об используемых методах проведения производственного мониторинга;
      4) точки отбора проб и места проведения измерений;
      5) методы и частота ведения учета, анализа и сообщения данных;
      6) план-график внутренних проверок и процедура устранения нарушений требований законодательства Республики Казахстан, включая внутренние меры реагирования;
      7) механизмы обеспечения качества инструментальных измерений.

       Статья 30. Ремонт и модернизация устройств

      1. Производители топливно-энергетических ресурсов и энергопередающие организации обязаны своевременно обеспечивать ремонт и модернизацию устройств, используемых при производстве и (или) передаче электрической и (или) тепловой энергии.
      2. Конечные и промежуточные сроки осуществления ремонта и модернизации устройств, используемых при производстве и (или) передаче электрической и (или) тепловой энергии, определяются инвестиционными программами, утвержденными в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      3. Контроль за надлежащим и своевременным исполнением обязанностей по ремонту и модернизации устройств, используемых при производстве и (или) передаче электрической и (или) тепловой энергии, осуществляется уполномоченным органом в сфере энергосбережения.

5. Заключительные и переходные положения

       Статья 31. Научное обеспечение в сфере энергосбережения

      Уполномоченный орган в сфере энергосбережения определяет тематику и координирует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по энергосбережению.
      Направлениями в области научного обеспечения в сфере энергосбережения является:
      1) поиск и внедрение научных разработок и изобретений;
      2) вовлечение в энергетический баланс и расширение области применения возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов;
      3) создание новой энергосберегающей продукции;
      4) снижение материально-технических, трудовых, финансовых и других затрат при использовании топливно-энергетических ресурсов.

       Статья 32. Ответственность за нарушение законодательства
                   Республики Казахстан об энергосбережении

      Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан об энергосбережении, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

       Статья 33. Порядок введения в действие настоящего Закона

      1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования.     
      2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 25 декабря 1997 года "Об энергосбережении" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 24, ст. 343; 2004 г., № 23, ст. 142; 2006 г., № 1, ст. 5).

       Президент
      Республики Казахстан