Оглавление

Об утверждении Правил формирования тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий, осуществляющих свою деятельность по договорам концессии

Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 сентября 2008 года № 864. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 мая 2014 года № 435

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 04.05.2014 № 435 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с пунктом 2-1 статьи 15-1 Закона Республики Казахстан от 9 июля 1998 года "О естественных монополиях и регулируемых рынках" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
       Сноска. Преамбула с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 03.03.2009 N 237 (порядок введения в действие см. п.2).
      1. Утвердить прилагаемые Правила формирования тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий, осуществляющих свою деятельность по договорам концессии.
      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утверждены         
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 18 сентября 2008 года № 864

Правила
формирования тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных
уровней на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов
естественных монополий, осуществляющих свою деятельность по
договорам концессии

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила формирования тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней (далее - тариф) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий, осуществляющих свою деятельность по договорам концессии (далее - Правила), разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 июля 1998 года "О естественных монополиях и регулируемых рынках " с целью недопущения необоснованного роста тарифов на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий, осуществляющих свою деятельность по договорам концессии (далее - субъект концессии).
       Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 03.03.2009 N 237 (порядок введения в действие см. п.2).
      2. В Правилах используются следующие понятия:
      1) затратная часть тарифа - совокупность затрат, связанных с оказанием услуг (работ) субъектом концессии, которые учитываются при утверждении тарифа и тарифных смет. Данные затраты состоят из себестоимости регулируемой услуги (товара, работы) и расходов периода (общие и административные расходы, расходы по реализации, расходы по выплате вознаграждений);
      2) регулируемые услуги (товары, работы) субъекта концессии - услуги (товары, работы), предоставляемые субъектом концессии в сфере естественной монополии и подлежащие государственному регулированию уполномоченным органом, включая случаи предоставления услуг (товаров, работ) в виде передачи определенного товара потребителю;
      3) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий.
      3. Правила применяются к субъектам концессии, предоставляющим регулируемые услуги (товары, работы) и осуществляющим свою деятельность по договорам концессии.
      4. В период окупаемости проекта концессии, определенный договором концессии, тарифы на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта концессии, формируются с учетом возврата вложенных средств.
      При этом после окончания срока окупаемости проекта концессии, определенного договором концессии, тарифы на регулируемые услуги (товары, работы) Субъекта концессии, формируются без учета возврата вложенных средств.
      5. Формирование тарифов осуществляется на основании раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг и в целом по иной деятельности.
      При формировании тарифов на регулируемые услуги (товары, работы) включаются затраты с учетом требований настоящих Правил. Формирование статей затрат осуществляется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
      Учетная политика принимается Субъектом концессии после ее согласования с уполномоченным органом.

2. Порядок формирования тарифов на регулируемые услуги (товары,
работы) субъекта концессии, которому переданы в эксплуатацию
существующие объекты государственной собственности

      6. Регулирование затрат, включаемых в тариф субъекта концессии осуществляется путем ограничения видов затрат, включаемых в затратную часть тарифа, и ограничения уровня расходов субъекта концессии.
      7. Материальные расходы, включаемые в затратную часть, определяются исходя из технических и технологических норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии (далее - материальных ресурсов) на выпуск единицы продукции (услуг, товаров, работ) и (или) годовых норм материальных ресурсов, и цен материальных ресурсов, определенных по результатам тендерных (конкурсных) закупок в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      8. Выделяемая субъекту концессии субсидия из средств государственного бюджета учитывается в уменьшении затратной части тарифа, за исключением субсидий, направленных на расходы, не учтенные в затратной части тарифа.
      9. Расходы на аудиторские, консалтинговые, маркетинговые услуги и ремонтные работы, проводимые подрядным способом, другие услуги производственного характера, осуществляемые сторонними организациями, приобретаемые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, включаются в затратную часть тарифа.
      10. Расходы, связанные с нормативными техническими потерями, утвержденными уполномоченным органом, включаются в затратную часть тарифа. В затратной части тарифа учитывается стоимость сверхнормативных потерь в размере 0,8 процента от объема реализации услуги при наличии инвестиционной программы (проекта), утвержденной уполномоченным органом совместно с уполномоченным государственным органом соответствующей отрасли в случае, когда субъект концессии, предоставляет услуги:
      по передаче и (или) распределению электрической энергии по сетям регионального и (или) местного уровней;
      по передаче и (или) распределению тепловой энергии;
      по транспортировке природного газа по распределительным трубопроводам;
      водохозяйственной системы.
      11. Средства, направляемые субъектом концессии на текущий и капитальный ремонты и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств, включаются в затратную часть тарифа исходя из годовой сметы затрат, согласованной с уполномоченным органом.
      12. Расходы на оплату труда производственного персонала, включаемые в затраты, определяются исходя из фактической численности, но не превышающей нормативной численности персонала субъекта концессии, и среднемесячной заработной платы, принятой в действовавших тарифах с учетом прогнозируемого изменения индекса потребительских цен, предусмотренного Среднесрочным планом социально-экономического развития Республики Казахстан.
      Расходы на оплату труда административного персонала, включаемые в затраты, определяются исходя из фактической численности, но не превышающей нормативной численности персонала субъекта концессии.
      Нормативная численность персонала, указанного в настоящем пункте Правил, утверждается уполномоченным органом в установленном им порядке.
      Расходы на оплату труда административного персонала субъектов концессии, включаемые в затраты по должностным окладам руководителей, их заместителей, главных (старших) бухгалтеров субъекта концессии и других работников административного персонала лимитируются исходя из соотношения между максимальным и минимальным уровнем должностных окладов работников субъекта концессии согласно штатному расписанию, не превышающего 15 раз.
      Расходы, связанные с выплатой доплат и надбавок за условия труда, предусмотренных системой оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством, учитываются при формировании тарифов, за исключением расходов, указанных в пункте 22 настоящих Правил.
      Расходы на премирование и другие виды вознаграждений к заработной плате не включаются в затратную часть тарифа.
      Уполномоченный орган принимает решение о снижении или отказе в повышении расходов на оплату труда административного и (или) производственного персонала, включаемого в тарифы, на основе сравнительного анализа затрат на оплату труда субъектов концессии, занимающихся тем же или аналогичным видом деятельности, а также в случае сокращения объемов оказываемых регулируемых услуг субъекта концессии.
      13. В тариф включаются амортизационные отчисления основных средств и нематериальных активов, рассчитанные по прямолинейному (равномерному) методу. Применение иных методов начисления амортизации возможно по согласованию с уполномоченным органом.
      14. Уполномоченный орган согласовывает субъекту концессии проведение переоценки основных средств.
      Уполномоченный орган после проведения субъектом концессии переоценки основных средств может поэтапно включать в затратную часть тарифа увеличение амортизационных отчислений.
      15. Амортизационные отчисления направляются на проведение капитальных ремонтных работ, приводящих к увеличению стоимости основных средств, реализацию концессионных проектов, инвестиционных программ и (или) инвестиционных проектов.
      16. Расходы по оплате за эмиссию в окружающую среду определяются в соответствии со ставками, порядком и условиями оплаты, установленными законодательством Республики Казахстан.
      17. В расходах периода учитываются расходы на выплату вознаграждения за заемные средства для реализации концессионного проекта субъекта концессии, утвержденного в установленном законодательством порядке.
      Расходы на выплату вознаграждения по заемным средствам, полученным в национальной валюте, для реализации концессионного проекта учитываются при расчете тарифа (цены, ставки сбора) в пределах суммы, рассчитанной с применением 2-х кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан .
      Расходы на выплату вознаграждения по заемным средствам, полученным в иностранной валюте, для реализации концессионного проекта учитываются при расчете тарифа (цены, ставки сбора) в пределах суммы, рассчитанной с применением 4-х кратной ставки Лондонского межбанковского рынка.
      Вознаграждение за заемные средства, полученные в иностранной валюте, учитываются в расходах периода затратной части тарифа с учетом прогнозируемого изменения курса тенге к иностранной валюте на основании основных показателей Среднесрочного плана социально-экономического развития Республики Казахстан и прогнозных показателей республиканского бюджета Республики Казахстан.
      Ставка рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан и ставка Лондонского межбанковского рынка применяются на день подачи заявки на утверждение тарифа и тарифных смет субъекта концессии.
      18. Расходы на обязательные виды страхования, налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет, учитываемые в расходах периода, определяются в соответствии со ставками, порядком и условиями оплаты, установленными законодательством Республики Казахстан.
      19. В случае утверждения тарифа и тарифных смет по инициативе уполномоченного органа, расходы общехозяйственного и административного назначения уполномоченный орган включает в тарифы в пределах расходов, принятых в действовавших тарифах, с учетом прогнозируемого изменения индекса потребительских цен, предусмотренного Среднесрочным планом социально-экономического развития Республики Казахстан.
      20. Уполномоченный орган принимает решение об изменении сумм расходов общехозяйственного и административного назначения, включаемых в тариф, по результатам проведенной финансовой экспертизы деятельности субъекта концессии, либо при снижении эффективности деятельности субъекта концессии (снижение объемов оказываемых регулируемых услуг, увеличение кредиторской и дебиторской задолженности).
      Включение в расходы периода, расходов по созданию и совершенствованию систем и средств административного управления допускается только с согласия уполномоченного органа после представления расчета экономической эффективности от вложения средств на указанные цели.
      21. Уполномоченный орган привлекает независимых экспертов для проведения экспертизы уровня расходов по видам затрат, учитываемых в тарифе, в рамках рассмотрения проектов тарифов и тарифных смет и проводит корректировку расходов на основании результатов экспертизы.
      22. При формировании и утверждении тарифов и тарифных смет субъекта концессии не учитываются следующие расходы:
      1) на сверхнормативные технические и коммерческие потери, порчу и недостачи товарно-материальных ценностей и запасы на складах, другие непроизводительные расходы и потери, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 10 настоящих Правил;
      2) амортизационные отчисления основных средств, не используемых при оказании регулируемых услуг;
      3) на арендную плату за пользование основными средствами, используемыми в технологическом цикле при производстве и (или) предоставлении регулируемых услуг, полученными в доверительное управление, в имущественный найм, по лизингу;
      4) платежи за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;
      5) судебные издержки;
      6) безнадежные долги;
      7) штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также штрафы и пени за сокрытие (занижение) дохода;
      8) убытки от хищений;
      9) потери от брака;
      10) на содержание объектов социальной сферы (здравоохранения, детских дошкольных учреждений, учебных заведений, профессионально-технических училищ, кроме технологически необходимых, оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, жилого фонда);
      11) на проведение культурно-просветительных, оздоровительных и спортивных мероприятий (проведение вечеров отдыха, спектаклей, концертов);
      12) на погашение ссуд (включая беспроцентные), выданных работникам предприятий на улучшение жилищных условий, приобретение садовых домиков и обзаведение домашним хозяйством;
      13) по благоустройству садовых товариществ (в том числе, строительство дорог, энерго- и водоснабжение, осуществление других расходов общего характера);
      14) на проведение и организацию лекций, выставок, диспутов, встреч с деятелями науки и искусства, научно-технических конференций, членские взносы в общественные организации и ассоциации;
      15) по рекламе в средствах массовой информации, по изданию рекламной, плакатной и типографской продукции, за исключением продукции, используемой в производственных целях;
      16) на приобретение, аренду и содержание квартир, жилых зданий и сооружений, мест в общежитиях и гостиницах для персонала субъекта концессии;
      17) на выполнение работ по благоустройству города, оказанию помощи сельскому хозяйству и другие подобного рода работы;
      18) на оплату отпусков работникам, обучающихся в организации образования;
      19) по оплате путевок работникам и их детям на лечение, отдых, экскурсии за счет средств субъекта концессии, кроме затрат, связанных с реабилитационным лечением профзаболеваний;
      20) по оплате услуг поликлиник по договорам, заключенным с органами здравоохранения на предоставление своим работникам медицинской помощи;
      21) страховые платежи (взносы, уплачиваемые предприятиями по договорам личного и имущественного страхования, заключенных предприятиями в пользу своих работников);
      22) по оплате дополнительно предоставленных (сверх предусмотренного законодательством) отпусков работникам, оплата проезда членов семьи работника к месту использования отпуска и обратно, а также компенсация за неиспользованный отпуск;
      23) на оказание всех видов спонсорской помощи;
      24) льготы работникам субъекта концессии (предоставление питания работникам бесплатно или по сниженным ценам, оплата абонементов в группы здоровья, занятий в секциях, клубах, протезирование), кроме предусмотренных законодательством;
      25) на приобретение подарков на юбилейные даты или выдаваемые в виде поощрения работникам (включая автомашины, квартиры, предметы длительного пользования и другие товары, а также увеличение процентных ставок лицевых счетов работников);
      26) на компенсацию стоимости питания детям, находящимся в дошкольных учреждениях, санаториях и оздоровительных лагерях;
      27) отчисления профсоюзам на цели, определенные коллективным договором;
      28) связанные с изобретательством и рационализаторством производства: проведением опытно-экспериментальных работ, изготовлением и испытанием моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям (за исключением работ, применяющихся в представлении регулируемых услуг (товаров, работ) и имеющих экономический эффект), организацией выставок, смотров, конкурсов и других мероприятий по изобретательству и рационализации, выплаты авторских вознаграждений;
      29) другие виды расходов, непосредственно не относящиеся к производству и оказанию регулируемых услуг (товаров, работ) и приводящие к росту тарифов.
      23. Уровень прибыли определяется как произведение ставки прибыли на величину регулируемой базы задействованных активов, участвующих при оказании регулируемых услуг.
      Ставка прибыли определяется уполномоченным органом.

3. Порядок формирования тарифов на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта концессии, который осуществляет строительство
и эксплуатацию новых объектов на основе договора концессии

      24. При формировании тарифа на регулируемые услуги Субъекта концессии учитываются:
      1) материальные расходы, входящие в себестоимость определяются исходя из цен, предусмотренных в подтверждающих документах (договоры, счета-фактуры) и физического объема материальных ресурсов, исходя из применяемых норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии материальных ресурсов на выпуск единицы продукции (услуг, товаров, работ) и (или) годовых норм материальных ресурсов;
      2) расходы по оплате труда персонала, включая выплаты доплат и надбавок за условия труда, предусмотренные системой оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством;
      3) амортизационные отчисления, определяемые с использованием метода, предусмотренного учетной политикой субъекта концессии и направляемые на проведение капитальных ремонтных работ , приводящих к увеличению стоимости основных средств, и являющийся одним из источников возврата денежных средств, вложенных при реализации договора концессии;
      4) расходы, связанные с финансированием объектов социальной сферы, входящей в имущественный комплекс объекта концессии, подтвержденные соответствующими обосновывающими материалами;
      5) расходы, связанные с возвратом вложенных средств на создание (строительство) нового объекта, предусмотренного договором концессии, в части некомпенсированной за счет амортизации и прибыли;
      6) расходы на выплату вознаграждения за заемные средства для реализации концессионного договора;
      7) другие расходы, непосредственно относящиеся к оказанию регулируемых услуг, а также подтвержденные обосновывающими материалами.
      25. Выделяемая субъектам концессии субсидия из средств государственного бюджета учитывается в уменьшении затратной части тарифа, за исключением субсидий, направленных на расходы, не учтенные в затратной части тарифа.
      26. Уполномоченный орган после проведения субъектом концессии переоценки основных средств, может поэтапно включать в затратную часть тарифа увеличение амортизационных отчислений в случае приведения к увеличению тарифов.
      27. В тариф субъекта концессии включается уровень прибыли, определяемый исходя из ставки прибыли, умноженной на величину регулируемой базы задействованных активов, участвующих при оказании регулируемых услуг.
      28. При формировании тарифа на регулируемую услугу субъекта концессии не учитываются следующие расходы:
      1) амортизационные отчисления основных средств, не используемых при оказании регулируемых услуг;
      2) платежи за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;
      3) безнадежные долги;
      4) штрафы, пени, неустойка и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, судебные издержки, а также штрафы и пени за сокрытие (занижение) дохода;
      5) убытки от хищений;
      6) на содержание объектов социальной сферы (здравоохранения, детских дошкольных учреждений, учебных заведений, профессионально-технических училищ, кроме технологически необходимых, оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, жилого фонда), кроме предусмотренных договором концессии;
      7) на погашение ссуд (включая беспроцентные), полученных работниками организации на улучшение жилищных условий, приобретение садовых домиков и обзаведение домашним хозяйством;
      8) на проведение культурно-просветительных, оздоровительных и спортивных мероприятий (проведение вечеров отдыха, концертов и других);
      9) на благоустройство садовых товариществ (строительство дорог, энерго- и водоснабжение, осуществление других расходов общего характера);
      10) на оказание спонсорской помощи;
      11) на потери от брака;
      12) на приобретение, аренду и содержание квартир, жилых зданий и сооружений, мест в общежитиях и гостиницах для персонала субъектов концессии, за исключением вахтовой организации производства;
      13) на приобретение подарков на юбилейные даты или выдаваемые в виде поощрения работникам;
      14) на сверхнормативные технические и коммерческие потери, порчу и недостачи товарно-материальных ценностей и запасы на складах, другие непроизводительные расходы;
      15) не относящиеся непосредственно к оказанию регулируемых услуг, а также не подтвержденные обосновывающими материалами (договоры, счета-фактуры, финансовые и другие документы).