Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития малых городов на 2004-2006 годы (далее - Программа).
2. Центральным и местным исполнительным органам обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, и ежегодно, по итогам полугодия и года не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять отчет о ходе их реализации в Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан.
3. Министерству экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан ежегодно, по итогам полугодия и года не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Правительство Республики Казахстан сводный отчет о ходе реализации Программы.
4. Центральным исполнительным органам в разрабатываемых отраслевых программах предусматривать конкретные меры и механизмы по развитию малых городов.
5. Рекомендовать местным исполнительным органам в разрабатываемых региональных программах предусматривать конкретные меры и механизмы по развитию малых городов.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Павлова А.С.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 31 декабря 2003 года N 1389
Программа
развития малых городов на 2004-2006 годы
1. Паспорт Программы
Наименование Программа развития малых городов на 2004-2006
годы
Основание для Постановление Правительства Республики
разработки Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903
"О плане мероприятий по реализации Программы
Правительства Республики Казахстан на
2003-2006 годы"
Цель Программы Создание условий для социально-экономического
развития малых городов
Задачи Определение основных направлений развития
Программы малых городов в соответствии с их
функциональной типологией, а также мер,
направленных на развитие реального сектора
экономики, производственной и социальной
инфраструктуры, повышение занятости населения
Сроки реализации 2004-2006 годы
Источники Средства республиканского и местных бюджетов,
финансирования ЗАО "Банк Развития Казахстана", ЗАО "Фонд
развития малого предпринимательства", а также
АО "Инвестиционная компания: Инвестиционный
фонд Казахстана", АО "Национальный
инновационный фонд", частные инвестиции
Ожидаемые Реализация Программы будет способствовать
результаты созданию для малых городов условий для
дальнейшего экономического, социального и
культурного развития.
Укрепится экономическая основа
функционирования малых городов, снизятся
напряженность на рынке труда, миграция,
повысится занятость и увеличатся доходы
населения.
2. Введение
Программа развития малых городов на 2004-2006 годы разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903 "О плане мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы".
Исходной базой при разработке Программы явились:
Концепция региональной политики Республики Казахстан на 2004-2006 годы, одобренная постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 декабря 2001 года N 1598;
Концепция развития малых городов, одобренная на заседании Правительства Республики Казахстан 24 декабря 2002 года;
стратегические направления развития республики, ее отраслей и регионов, отраженные в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2010 года;
Концепция разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений, одобренная постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года N 147.
Разработка Программы обусловлена тем, что за годы экономических реформ в развитии большинства малых городов произошли негативные изменения. В условиях рыночной экономики возникла необходимость изменения подходов к развитию малых городов, постепенного перевода их на самостоятельное развитие за счет внутренних ресурсов.
Программа носит комплексный характер, предусматривающий улучшение основных экономических и социальных факторов.
Программа определяет основные направления развития малых городов в соответствии с их функциональной типологией, меры административно-правового и экономического характера, способствующие переходу их к саморазвитию на рыночных началах.
3. Анализ современного социально-экономического
положения малых городов
3.1. Общая характеристика малых городов
В Казахстане насчитывается 60 малых городов, к которым относятся города с численностью населения, не превышающей 50 тыс. человек. Из них 41 малый город является административным центром соответствующих сельских районов, что составляет 68 % от числа малых городов и 25 % от числа сельских районов. 19 малых городов не являются центрами сельских районов: Степногорск, Темир, Эмба, Жем, Капшагай, Текели, Шар, Серебрянск, Курчатов, Шу, Шахтинск, Сарань, Приозерск, Каражал, Лисаковск, Аркалык, Аксу, Казалинск, Жанаозен. Часть из них являются городами областного значения, часть потеряла статус районных центров в результате слияния районов.
Малые города распределены неравномерно по территории страны (таблица 1).
Таблица 1
Перечень малых городов в разрезе областей
Республики Казахстан
-------------------------------------------------------------------
Область ! Число ! Наименование малых городов
! малых !
!городов!
-------------------------------------------------------------------
Акмолинская 9 Акколь, Атбасар, Державинcк, Есиль,
Ерейментау, Макинск, Степногорск,
Степняк, Щучинск
Актюбинская 7 Алга, Жем, Кандыагаш, Темир, Хромтау,
Шалкар, Эмба
Алматинская 9 Есик, Жаркент, Каскелен, Капшагай,
Сарканд, Талгар, Текели, Ушарал, Уштобе
Атырауская 1 Кульсары
Восточно-
Казахстанская 7 Аягоз, Зайсан, Зыряновск, Курчатов,
Серебрянск, Шар, Шемонаиха
Жамбылская 3 Жанатас, Каратау, Шу
Западно-
Казахстанская 1 Аксай
Карагандинская 6 Абай, Каражал, Каркаралинск, Приозерск,
Сарань, Шахтинск
Костанайская 3 Аркалык, Житикара, Лисаковск
Кызылординская 2 Аральск, Казалинск
Мангистауская 2 Жанаозен, Форт-Шевченко
Павлодарская 1 Аксу
Северо-
Казахстанская 4 Булаево, Мамлютка, Сергеевка,
Тайынша
Южно-
Казахстанская 5 Арыс, Жетысай, Ленгер, Сарыагаш,
Шардара
-------------------------------------------------------------------
Они существенно отличаются друг от друга по ресурсному потенциалу, демографической ситуации, социально-экономическим показателям.
Анализ экономической базы городов, их отраслевой структуры, данных об основных предприятиях позволил выделить следующие 5 функциональных типов городов:
1. Города - промышленные центры.
1) Города с преимущественным развитием добывающей промышленности -14 городов:
добыча угля - Абай, Шахтинск;
добыча нефти и газа - Жанаозен, Кульсары, Аксай;
добыча металлических руд - Зыряновск, Каражал, Лисаковск, Аркалык, Текели, Хромтау;
добыча прочих видов сырьевых ресурсов - Жанатас, Каратау, Житикара.
2) Города с преимущественным развитием обрабатывающей промышленности - 9 городов:
химическая промышленность - Сарань, Алга, Степногорск;
металлургическая промышленность - Аксу;
машиностроение, строительство, текстильная и пищевая промышленность - Макинск, Ерейментау, Капшагай, Ленгер, Аральск.
3) Города с преимущественным развитием отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию - 19 городов: Акколь, Аркалык, Атбасар, Есиль, Степняк, Сарканд, Жаркент, Каскелен, Уштобе, Есик, Ушарал, Талгар, Шемонаиха, Зайсан, Булаево, Мамлютка, Сергеевка, Тайынша, Жетысай.
4) Города с преимущественным развитием отраслей по производству электроэнергии - Шардара, Серебрянск.
2. Промышленно-транспортные центры - 8 городов: Кандыагаш, Эмба, Шалкар, Аягоз, Шар, Шу, Арыс, Казалинск.
3. Научно-экспериментальные центры - Курчатов, Приозерск, Степногорск.
4. Города, выполняющие функции оздоровительных центров - Сарыагаш, Щучинск, Каркаралинск.
5. Города, постепенно утрачивающие прежние промышленные и непромышленные функции - 4 города: Жем, Темир, Державинск, Форт-Шевченко.
Развитие многих малых городов было непосредственно связано с определенной отраслью экономики, поэтому в зависимости от состояния и тенденций в этих отраслях складывалась и ситуация в конкретном городе.
Сравнительный анализ статистических показателей, характеризующих динамику социально-экономического развития малых городов, уровень и качество жизни населения, позволил выделить группу относительно благополучных на сегодняшний день малых городов, к которым можно отнести Кандыагаш, Хромтау (Актюбинская область), Кульсары (Атырауская область), Текели (Алматинская область), Зыряновск (Восточно-Казахстанская область), Аксай (Западно-Казахстанская область), Лисаковск (Костанайская область), Жанаозен (Мангистауская область), Аксу (Павлодарская область). Эти города имеют значительный природно-ресурсный и производственный потенциал, высокие доходы населения.
В то же время из общего числа малых городов выделяются депрессивные малые города, имеющие наихудшие показатели социально-экономического развития.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 декабря 2001 года N 1598 "О Концепции региональной политики Республики Казахстан на 2002-2006 годы" для определения таких городов были использованы следующие критерии отнесения малых городов к депрессивным и их соответствующие пороговые значения:
объем производства промышленной продукции на душу населения ниже 20 % от среднереспубликанского уровня;
отсутствие или истощение ресурсной базы;
периферийное положение города по отношению к крупным центрам экономической деятельности;
удаленность городов от крупных рынков сбыта продукции;
средний уровень безработицы за последние три года выше среднереспубликанского показателя на 50 и более процентов;
среднемесячная зарплата, занятых в промышленности ниже по сравнению со средним по республике в 1,5 раза;
неразвитость производственной инфраструктуры;
неблагоприятные экологические условия.
По совокупности данных критериев к категории депрессивных можно отнести следующие малые города: Державинск, Степняк (Акмолинская область), Алга, Шалкар (Актюбинская область), Абай, Каркаралинск (Карагандинская область), Аркалык, Житикара (Костанайская область), Аральск (Кызылординская область), Форт-Шевченко (Мангистауская область).
Малые города районного подчинения не имеют самостоятельных бюджетов и финансируются по планам финансирования из районных бюджетов. Бюджеты районов носят в основном дотационный характер.
Действующий механизм перераспределения бюджетных средств между бюджетами различных уровней приводит к неустойчивости финансового положения малых городов, не обеспечивает в полном объеме финансирование расходов, связанных с функционированием имеющихся объектов социальной сферы.
3.2. Социальное развитие
3.2.1. Население
Общая численность населения малых городов в 2002 году составила 1,4 млн. человек.
Сокращение естественного прироста населения и высокий миграционный отток привели к значительному снижению численности населения малых городов. В результате за 10 межпереписных лет г. Державинск потерял 50 % населения, г. Курчатов и г. Жанатас - 43 %, г. Каратау - 35 %, г. Каркаралинск - 33 %, г. Степняк, г. Аркалык и г. Сергеевка - 27 %, г. Абай - 25 % населения.
Основные причины миграции: отсутствие работы, ухудшение условий труда и жизни, стремление к получению образования.
Вследствие выезда из малых городов людей трудоспособного возраста, их население имеет тенденцию к старению. Доля населения старших возрастных групп в отдельных малых городах достигает 18-20 %.
По численности населения 13 малых городов не соответствуют городскому статусу - Державинск, Ерейментау, Степняк, Жем, Темир, Курчатов, Шар, Каркаралинск, Казалинск, Форт-Шевченко, Булаево, Мамлютка, Сергеевка.
3.2.2. Занятость и безработица.
Наиболее острой проблемой большинства малых городов является безработица. Данные о среднем уровне безработицы, рассчитанные за последние три года (2000-2002 годы), позволили выделить группу малых городов с наиболее высокими показателями безработицы: Степняк - 21,5 %, Форт-Шевченко - 18,4 %, г. Аркалык - 16,6 %, Каркаралинск - 15,5 %, Каратау - 15,7 %, Житикара - 12,5 % от экономически активного населения.
Среди безработных от 60 до 80 % составляют граждане, длительное время (более года) не имеющие работы, потерявшие свою квалификацию.
На рынке труда малых городов сохраняется как количественное, так и качественное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Стабилизация в промышленности и экономике в целом потребовала наличия профессиональных кадров, в первую очередь инженерно-технических работников, а внедрение на предприятиях новых технологий привело к повышению требований к уровню квалификации работников.
С предложением рабочей силы на рынке труда выступают в основном бывшие сельские жители. Только третья часть из них имеют высшее и среднее профессиональное образование, но оно не соответствует профилю действующих производств в малых городах.
Вследствие этого возникает необходимость принятия мер по воспроизводству кадрового потенциала на новой качественной основе, исходя из перспектив и приоритетов развития экономики городов.
3.2.3. Уровень жизни населения
Среднедушевые денежные доходы населения малых городов составляют лишь 30-80 % от среднеобластного уровня. Наиболее низкие доходы в городах-центрах АПК, население которых живет в основном за счет личного подсобного хозяйства. Так, в г. Степняке среднедушевые доходы населения составляют 40 %, в г. Державинске - 48 % от среднеобластного уровня по Акмолинской области, г. Аральске 43 % от среднеобластного уровня по Кызылординской области и т.д.
Заработная плата в 53 малых городах ниже средних показателей по республике, причем в 18 городах - ниже в два раза. Лишь в 7 городах заработная плата выше среднереспубликанской: в Курчатове и Зыряновске - в 1,2 раза, Хромтау - в 1,4, Аксу - в 1,6, Кульсары - в 1,9, Аксае - 2,7, Жанаозене - в 2,9 раза.
Основными источниками доходов населения малых городов являются заработная плата на предприятиях и организациях (в основном бюджетных), доля которой составляет в общей сумме доходов 50-60 %, пенсии, стипендии, различные пособия составляют до 20-30 % доходов, поступления от подсобного хозяйства - 10-15 %, остальное - помощь близких и друзей.
3.3. Состояние промышленного производства
и малого бизнеса
Промышленное производство в малых городах характеризуется выраженной специализацией на одной-двух отраслях, а другие отрасли развиты незначительно, либо промышленные предприятия вообще отсутствуют. Снижение объема производства или остановка градообразующих предприятий приводит к общему ухудшению социально-экономической ситуации в городе.
Объем промышленного производства на душу населения превышает среднереспубликанский уровень в малых городах - центрах добычи нефти, газа и металлических руд (Аксай, Аксу, Каражал, Хромтау, Зыряновск, Кульсары). Малые города - многолетние промышленные центры добычи и переработки металлических руд - имеют устойчивые объемы промышленного производства и рынки сбыта, высокие доходы населения (Хромтау, Зыряновск, Каражал).
Наименьшие объемы промышленного производства на душу населения имеют города - центры сельскохозяйственных районов (Сарканд, Уштобе, Жаркент, Есик, Степняк и другие).
Развитие малых городов, расположенных в местах добычи полезных ископаемых, происходит в зависимости от стадии жизненного цикла месторождений, востребованности и уровня спроса на продукцию.
Малые города, находящиеся в районах освоения новых нефтяных и газовых месторождений на западе Казахстана (Аксай, Жанаозен, Кульсары, Кандыагаш), имеют наиболее высокие темпы роста промышленного производства, большие объемы инвестиций и высокие доходы населения.
В то же время имеется ряд малых городов добывающего профиля, положение которых значительно ухудшилось вследствие спада производства из-за истощения запасов полезных ископаемых, снижения спроса на продукцию. К ним относятся: г. Аркалык (истощение запасов бокситов), г. Текели (низкое содержание цветных металлов в руде), г. Житикара (снижение спроса на асбест), г. Абай (закрытие нерентабельных угольных шахт).
Предприятия обрабатывающей промышленности в малых городах простаивают или частично загружены из-за низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции, отсутствия спроса, удаленности рынков сбыта и высоких тарифов на транспортировку. Их положение усугубляется физически и морально устаревшим оборудованием, потерей квалифицированных кадров в результате миграции.
Среди малых городов выделяется группа городов, в которых свернуто или сведено до минимума промышленное производство - Степняк, Державинск, Каркаралинск, Темир, Казалинск, Жанатас, Каратау.
Развитию малого бизнеса в городах с депрессивной экономикой препятствуют низкий производственный и потребительский спрос, недоступность финансово-кредитных ресурсов, обусловленная отсутствием у предпринимателей ликвидного залогового имущества.
3.4. Производственная и социальная инфраструктура
По транспортному расположению малые города можно разделить на две группы: города, находящиеся вдоль железнодорожных линий (51 город), города, находящиеся в отдаленности от железных дорог (9 городов).
Кроме того, ряд малых городов являются промышленно-транспортными центрами - Кандыагаш, Эмба, Шалкар, Аягоз, Шу, Арыс, Казалинск.
Из 60 малых городов страны вдоль автомобильных дорог международного значения находятся 7 городов, республиканского значения - 26, местного значения - 27.
Неудовлетворительное состояние производственной инфраструктуры является одной из ключевых проблем, сдерживающих развитие малых городов. Особенно остро стоит проблема транспортной удаленности и плохого состояния автомобильных дорог.
Низкий технический уровень автомобильных дорог, аварийность отдельных мостов приводит к снижению скоростных возможностей транспорта, увеличению транспортной составляющей в стоимости товаров и услуг, потерям при транспортировке сельскохозяйственной продукции.
Удаленность от крупных рынков сбыта, городских агломераций, транспортная тупиковость затрудняют развитие таких городов как Державинск (390 км от областного центра), Аркалык (590 км), Каркаралинск (250 км) и др. Они связаны с областными центрами автомобильными дорогами, требующими значительных реабилитационных работ.
Малые города республики имеют различный уровень обеспеченности водой для нужд промышленных предприятий и населения, проживающего на их территории. По данным акиматов 95 % населения г. Степняка, 65 % г. Шу, 28 % г. Аркалыка, 32 % г. Аральска, 35 % г. Каркаралинска не имеют доступа к качественной питьевой воде. Жители этих городов пользуются водой из открытых водоемов, привозной водой.
Важнейшей проблемой малых городов является вопрос содержания объектов жизнеобеспечения (котельные, тепловые, канализационные и водопроводные сети, электроснабжение, жилой фонд и объекты социально-культурного назначения).
Износ водопроводных и канализационных сетей является предельным. В подавляющем большинстве малых городов водопроводные и канализационные системы, очистные сооружения пришли в негодность и являются источниками загрязнения окружающей среды, заболеваемости населения.
Коммунальные предприятия малых городов в основном являются убыточными. Малым городам ежегодно требуются значительные дотации из бюджетов для покупки мазута, угля, газа для проведения отопительного сезона.
В малых городах имеется большой процент ветхого и брошенного гражданами жилья. Так, в г. Житикаре процент брошенного жилья составляет 16 %, в г. Абае и г. Аркалыке пустуют более чем по 2000 квартир.
Социальная инфраструктура малых городов при оптимизации этой сферы сократилась, однако обеспеченность населения школами, больницами, медицинским персоналом приближена к среднеобластным показателям. Во всех малых городах функционируют учреждения культуры, спорта.
Вместе с тем из-за недостаточности финансовых средств затрудняются их содержание, капитальный ремонт, обновление оборудования.
В малых городах южных регионов в связи с ростом населения и прибытием оралманов возникает необходимость строительства новых общеобразовательных школ, медицинских учреждений. Ощущается нехватка врачей, учителей, социальных работников.
Генеральные планы развития малых городов были разработаны в 70-80-е годы и практически исчерпали себя.
3.5. Экологическая ситуация
Экологическими последствиями промышленного развития малых городов являются загрязнение атмосферного воздуха, химическое заражение почв, поверхностных пресных вод и рыбных запасов в водоемах, повышение уровня заболеваемости населения.
Источниками экологического неблагополучия являются:
скопления зольных отвалов, стихийные свалки и отсутствие общегородских очистных сооружений;
плохое состояние канализационных сетей и полей фильтрации, расположенных вблизи городов;
большие объемы отвалов и хвостохранилищ горнодобывающих предприятий;
выбросы загрязняющих веществ от многочисленных небольших котельных, работающих на твердом топливе.
3.6. Основные проблемы и факторы, сдерживающие
развитие малых городов
Анализ экономики и социальной сферы малых городов позволил выделить присущие им основные проблемы. К ним относятся:
отсутствие эффективных стратегий и программ развития малых городов;
отсутствие средств на развитие, зависимость от вышестоящих бюджетов;
низкий уровень и качество жизни;
высокий уровень безработицы;
высокая зависимость от градообразующих предприятий;
высокий процент износа объектов производственной и транспортной инфраструктуры;
недостаток квалифицированных рабочих и специалистов во всех отраслях экономики;
неудовлетворительное состояние транспортных коммуникаций в сочетании с большой удаленностью многих городов от областных центров;
экологические проблемы.
4. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для социально-экономического развития малых городов.
Основными задачами Программы являются:
определение основных направлений развития малых городов в соответствии с их функциональной типологией;
определение мер, направленных на развитие реального сектора экономики и повышение занятости населения;
определение мер, направленных на развитие производственной и социальной инфраструктуры;
определение мер, направленных на привлечение эффективных инвестиций.
Решение выделенных задач предполагает разработку и реализацию широкого круга мер разной направленности.
5. Основные направления развития малых городов и
механизм реализации Программы
5.1 Общие направления
В данной программе определяется основная стратегия развития малых городов страны, выделяются сферы, финансирование которых должно осуществляться из республиканского и областных бюджетов. Конкретные меры по развитию каждого города должны предусматриваться в региональных программах развития малых городов, разрабатываемых в соответствии с типологией, определенной в разделе 3.
Основными направлениями развития малых городов являются:
совершенствование структуры экономики путем диверсификации и создания оптимального сочетания предприятий различной величины и отраслевой принадлежности;
расширение состава функциональной специализации городов;
освоение имеющихся вблизи малых городов минерально-сырьевых ресурсов;
территориальная организация социальной инфраструктуры для повышения доступности населению основных видов услуг;
воспроизводство населения и кадрового потенциала;
территориальная организация инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.
Основные направления развития малых городов определены с учетом их минерально-сырьевого, производственного и трудового потенциала, благоприятного географического положения.
5.2. Развитие городов промышленного направления
Перспективы дальнейшего развития малых городов с преимущественным развитием добывающей промышленности связаны с наличием и объемами запасов сырьевой базы и ее расширением, проблемой смягчения моноспециализации, развитием обрабатывающей промышленности.
В связи с этим предполагается:
на региональном уровне в Программах развития малых городов предусмотреть меры по:
размещению альтернативных производств, дополняющих или замещающих мощности градообразующего предприятия;
созданию небольших производств по обогащению металлических руд, переработке отходов основного производства;
диверсификации градообразующих предприятий в городах, где добыча сырья уже не эффективна.
на республиканском уровне:
осуществление поисково-разведочных и последующих работ по выявлению и освоению перспективных месторождений минерального сырья и других полезных ископаемых вблизи малых городов в соответствии с Программой развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса страны на 2003-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2002 года N 1449;
совершенствование процедуры предоставления прав на недропользование, учитывающих интересы малых городов.
В целях совершенствования структуры экономики малых городов преимущественно обрабатывающего профиля предполагается осуществление следующих мер:
организация на свободных производственных площадях выпуска товаров и услуг;
приоритетная поддержка предпринимателей, осуществляющих производство продукции для реализации за пределами города;
стимулирование перемещения структурных подразделений крупных предприятий в малые города для организации производства комплектующих изделий и деталей, не требующих сложного оборудования и высококвалифицированной силы.
5.3 Развитие городов агропромышленного направления
Перспективы малых городов агропромышленного направления зависят от развития сельского хозяйства, государственной поддержки предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье. В Государственной агропродовольственной программе определены меры по поддержке таких предприятий: поставка оборудования на лизинговой основе, возмещение ставки вознаграждения (интереса) по лизингу оборудования, и банковского кредита и другие.
В этих городах предусматривается размещение комплекса предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье и обслуживающих сельское хозяйство: заводов по ремонту сельхозтехники, предприятий по глубокой переработке зерна, мяса и молока, плодоовощной продукции, рыбы, складов, холодильных камер для хранения продукции, сервисных служб по обслуживанию сельских товаропроизводителей и населения (агрохимслужб, МТС, племцентров, консалтинговых и маркетинговых центров) и другие.
Размещение предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции будет происходить в соответствии с зональной специализацией сельскохозяйственного производства.
Исходя из этого, на региональном уровне предполагается осуществление следующих мер:
организация производства по углубленной переработке зерна на крахмал, замороженную или сухую клейковину, глюкозно-фруктозный сироп (г. Аркалык, г. Лисаковск, г. Ерейментау, г. Державинск);
создание небольших производств пищевых концентратов, сухих завтраков на зерновой основе, быстро развариваемых круп типа овсяные, ячменные, пшеничные хлопья (г. Есиль, г. Булаево, г. Тайынша, г. Шемонаиха);
строительство цехов по производству консервов на молочной основе для детского питания, выпуску сухого молока, сыров и сливочного масла (г. Щучинск, г. Акколь, г. Сергеевка, г. Текели);
строительство цехов по производству быстрозамороженных плодов и овощей (г. Каскелен, г. Ленгер, г. Текели, г. Шу, г. Шардара, г. Зыряновск. г. Серебрянск);
размещение завода по переработке сои с получением соевого масла, молока, сыров, а в дальнейшем - заменителей мяса и других продуктов (г. Капшагай);
организация производства джема, фруктовых пюре, детского питания, натуральных соков (г. Текели, г. Сарыагаш, г. Жетысай, г. Ленгер, г. Каскелен, г. Есик, г. Талгар);
организация первичной переработки шерсти и шкур, шерстопрядильных и кожевенных предприятий (г. Аркалык, г. Аягоз, г. Каркаралинск, г. Каратау, г. Жанатас);
строительство кукурузоперерабатывающих предприятий (г. Шу, г. Жаркент);
реконструкция сахарных заводов (г. Шу, г. Ушарал);
организация рыбопитомников и переработки рыбы (г. Ушарал г. Приозерск, г. Аральск, г. Форт-Шевченко, г. Серебрянск).
5.4 Развитие городов других направлений
Дальнейшее развитие малых городов - транспортных центров связано с выполнением функций по обслуживанию железных дорог и осуществлением промышленного производства по ремонту и сборке транспортных средств.
В рамках данного направления Программой предусматривается реализация следующих мероприятий:
организация сборочного производства современных локомотивов на базе существующих предприятий в г. Шу;
реконструкция заводов по ремонту электровозов и тепловозов в г.г. Атбасар и Казалинск.
Перспективным направлением развития малых городов Щучинска и Сарыагаша является предоставление услуг отдыха и оздоровления на республиканском и международном масштабах.
Также значительным рекреационным потенциалом, требующим освоения, обладают такие малые города как Есик, Жаркент, Каскелен, Капчагай, Сарканд, Талгар, Текели (Алматинская область), Приозерск - Прибалхашье, Каркаралинск (Карагандинская область), Шардара (Южно-Казахстанская область).
Освоение рекреационного потенциала данных малых городов требует реализации следующих мероприятий:
строительство простых, относительно недорогих, некрупных (в пределах 25-100 мест) объектов размещения туристов и отдыхающих с расчетом на круглогодичное использование;
предоставление предприятиям и организациям, заинтересованным в строительстве собственных зон отдыха в малых городах, земельных участков в виде государственных натуральных грантов в пределах норм застройки в конкретных районах развития туризма и отдыха;
строительство объектов для социального отдыха и лечения (детей, инвалидов, престарелых) за счет бюджетных средств;
создание туристских комплексов, этнографических музеев и зон отдыха;
развитие сопутствующей инфраструктуры: транспортно-дорожной, водо-электро- теплоснабжения, телекоммуникаций.
Развитие городов Курчатов, Степногорск и Приозерск, в которых градообразующими являются предприятия и организации научного профиля, связано с сохранением научного потенциала и продолжением научных исследований.
В этих целях необходимо:
сохранить существующие и развивать новые высокотехнологичные производства;
ускорить создание технопарков в городах Приозерске и Степногорске, направленных на разработку и создание наукоемких, экспортоориентированных производств;
содействовать внедрению результатов научных исследований и созданных технологий в стране и их продвижению на мировой рынок высокоинтеллектуальной продукции.
5.5. Развитие малых городов с депрессивной экономикой
Каждый малый город с депрессивной экономикой разрабатывает свою Программу, предусматривающую комплекс мер по выводу экономики города из депрессивного состояния.
Государственная поддержка развития малых городов с депрессивной экономикой, помимо реализации мер, предусматриваемых для всех малых городов, будет осуществляться выделением целевых трансфертов областным бюджетам на эти цели.
В этих целях из республиканского бюджета в соответствии с установленными процедурами будут выделены целевыми трансфертами областным бюджетам 750 млн. тенге для оказания государственной поддержки малых городов с депрессивной экономикой, указанных в пункте 3.1. настоящей Программы.
5.6. Развитие социальной инфраструктуры
В разных регионах, в том числе и в малых городах, существует различная сеть государственных организаций социальной сферы, не учитывающая плотность и реальные потребности населения.
В связи с этим, в соответствии с Концепцией разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года N 147, в будущем предполагается перейти на нормативное обеспечение сетью объектов социальной сферы.
В целях дальнейшего развития социальной инфраструктуры малых городов предусматривается:
формирование перечня объектов нового строительства и реконструкция социальной инфраструктуры, рекомендуемых к финансированию из республиканского бюджета;
осуществление в рамках региональных программ по капитальному ремонту ветхого жилья и сносу аварийных жилых домов на 2002-2005 годы модернизации жилищно-коммунальной сферы малых городов;
осуществление замены в 2004-2006 годах аналоговых телефонных станций на цифровые в 22 малых городах;
обеспечение строительства 26 объектов социальной инфраструктуры по 22 малых городах на общую сумму 7073,57 млн. тенге, включенных в Перечень инвестиционных проектов на 2004- 2006 годы, финансируемых из республиканского бюджета в том числе;
в сфере водоснабжения:
строительство Арало-Сарыбулакского группового водопровода (4 очередь) Кызылординской области, охватывающего водоснабжение малых городов Аральск и Казалинск;
реконструкция группового водопровода Кульсары-Тургузба-Шокпартугай-Аккизтогай Жылойского района Атырауской области;
реконструкция Шардаринского группового водопровода Южно-Казахстанской области;
реконструкция водопроводных сетей города Акколь Акмолинской области;
реконструкция скважинного водозабора город Атбасара Акмолинской области;
реконструкция существующей системы водоснабжения города Макинска Акмолинской области;
реконструкция и строительство систем водоснабжения города Жаркента Алматинской области;
реконструкция (первая очередь) водозаборных сооружений и водопроводных сетей города Аягоз Восточно-Казахстанской области;
строительство (вторая очередь) внутригородских водопроводных сетей города Каркаралинска Карагандинской области;
оптимизация водопроводных систем города Абая Карагандинской области;
в сфере образования:
строительство школы в городе Аральск Кызылординской области;
строительство пристройки к казахской школе им. Богенбай батыра в городе Ерейментау Акмолинской области;
в сфере здравоохранения:
строительство родильных домов в городах Есик и Жаркент Алматинской области;
строительство центральных районных больниц в городах Каркаралинск Карагандинской области и Жетысай Южно-Казахстанской области;
строительство туберкулезных больниц в городах Есиль, Державинск Акмолинской области, Кандыагаш, Шалкар Актюбинской области, Каскелен Алматинской области, Шахтинск, Приозерск Карагандинской области;
строительство туберкулезных диспансеров в городах Аральск Кызылординской области и Булаево Северо-Казахстанской области;
в сфере спорта и туризма:
строительство лыжной базы в городе Щучинске.
5.7. Воспроизводство кадрового потенциала
Предусматривается осуществление следующих мер:
регулирование миграции населения из неперспективных сел в малые города, имеющие перспективы экономического роста;
широкое информирование населения о потребности малых городов в кадрах, создание единой информационной сети о спросе и предложении на рабочую силу;
открытие новых и материально-техническое обновление действующих профессионально-технических школ для подготовки рабочих по специальностям, востребованным на рынке труда малых городов;
профессиональное консультирование и переобучение высвобождаемых работников различных категорий;
предоставление специалистам на льготных условиях жилья из государственного жилищного фонда или участков под индивидуальное жилищное строительство.
5.8. Охрана окружающей среды
Предусматривается реализация следующих мер:
экологизация производственных процессов в малых городах, включающая обязательное обеспечение, осуществление экологической экспертизы проектных предложений технико-технологического обновления промышленности, переход промышленных предприятий на производство экологически чистых продуктов, внедрение ресурсосберегающих безотходных технологий;
проведение регулярного экологического мониторинга окружающей среды в малых городах промышленного направления;
ликвидация отвалов, хвостохранилищ горнодобывающих предприятий, стихийных свалок и организация типовых полигонов твердых бытовых отходов.
5.9. Механизмы реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает административно-правовое регулирование и инвестиционную поддержку развития малых городов, формирование и использование системы инструментов экономической и финансовой поддержки.
Формирование благоприятного инвестиционного климата.
В целях формирования благоприятного инвестиционного климата в малых городах и привлечения необходимых инвестиций предусматривается:
на региональном уровне:
формирование инвестиционного паспорта;
подготовка инвестиционных проектов бизнес-планов, соответствующих международным стандартам;
организация выставок, презентаций и др.;
содействие созданию и развитию объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
на республиканском уровне:
предоставление инвестиционных налоговых преференций в соответствии с законодательством предприятиям, создающим эффективные производства в малых городах и качественные рабочие места;
софинансирование строительства и модернизации отдельных предприятий с последующей продажей доли участия государства в установленном порядке;
предоставление земельных участков в виде государственных натуральных грантов под строительство предприятий;
формирование государственных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
возмещение ставки вознаграждения (интереса) по лизингу оборудования и банковского кредита.
Инструменты экономической и финансовой поддержки.
В целях расширения самостоятельности исполнительных органов малых городов в планировании и исполнении своих расходов в соответствии с Концепцией разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года N 147, предполагается:
сформировать аппараты акимов городов районного значения с приданием им статуса юридического лица;
усовершенствовать механизм сметного финансирования малых городов путем перехода на финансирование их расходов по бюджетным программам, не подлежащим секвестированию в ходе исполнения местного бюджета;
в перспективе рассмотреть вопрос наделения самостоятельными бюджетами малых городов, не имеющих своих бюджетов.
Из республиканского бюджета в 2004-2005 годах будет выделено 1500 млн. тенге на пополнение уставного фонда ЗАО "Фонд развития малого предпринимательства" для кредитования инвестиционных проектов в малых городах и развитие малого предпринимательства и 900 млн. тенге целевых трансфертов областным бюджетам на развитие малых городов, в том числе с депрессивной экономикой.
Кроме того, за счет средств республиканского бюджета в малых городах будут осуществляться строительство и реконструкция объектов:
питьевого водоснабжения;
образования;
здравоохранения.
За счет средств местных бюджетов будут финансироваться в малых городах мероприятия, направленные на:
обеспечение населения теплом;
прокладку внутригородских водопроводных сетей;
материально-техническое обеспечение организаций социальной сферы;
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
охрану окружающей среды;
строительство и эксплуатацию дорог местного значения.
Для финансирования проектов, связанных с развитием реального сектора экономики малых городов, могут быть привлечены АО "Банк Развития Казахстана", ЗАО "Фонд развития малого предпринимательства", а также АО "Инвестиционная компания: Инвестиционный фонд Казахстана", АО "Национальный инновационный фонд", иностранные и отечественные инвесторы.
Реализация Программы будет осуществляться в соответствии с разработанным Планом мероприятий, что позволит направить усилия исполнительных органов всех уровней не только на решение накопившихся проблем социально-экономического развития малых городов, но и заложить основы будущего их развития.
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Расчетная потребность в средствах республиканского бюджета на реализацию данной Программы на 2004-2006 годы, с учетом строительства объектов, включенных в перечень приоритетных республиканских инвестиционных проектов, составляет 9473,57 млн. тенге. Конкретный объем средств будет определяться исходя из возможностей бюджета на соответствующий год. Предполагаемые расходы средств по годам приводятся ниже.
-------------------------------------------------------------------
! Всего ! В том числе по годам
Мероприятия ! (млн. !--------------------------------
! тенге)! 2004 год ! 2005 год ! 2006 год
-------------------------------------------------------------------
Целевые трансферты област-
ным бюджетам для поддержки
малых городов, в том числе
с депрессивной экономикой 900 300 300 300
Строительство 26 объектов
социальной инфраструктуры
в 22 городах, включенных
в перечень приоритетных
республиканских инвести-
ционных проектов на 2004-
2006 годы 7073,57 2067,92 2363,75 2641,9
На пополнение уставного
фонда ЗАО "Фонд развития
малого предприниматель-
ства" 1500 750 750
-------------------------------------------------------------------
Итого: 9473,57 3117,92 3413,75 2941,9
-------------------------------------------------------------------
Кроме того, ряд проектов в малых городах будет осуществлен за счет средств ЗАО НК "Казакстан темiр жолы" на сумму 4696,8 млн. тенге и ОАО "Казахтелеком" на сумму 1900 млн. тенге.
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Реализация Программы будет способствовать созданию для малых городов равных условий для дальнейшего экономического, социального и культурного развития, проживания населения и развития предпринимательства.
Будут проведены структурные преобразования предприятий малых городов на новой технической и технологической основе, что повысит конкурентоспособность производимой продукции.
Укрепится экономическая основа функционирования малых городов, снизятся напряженность на рынке труда, миграция, повысится занятость населения и увеличатся их доходы.
8. План мероприятий по реализации Программы
-------------------------------------------------------------------
N ! Мероприятие ! Форма !Ответст-!Срок !Предпо-!Источ-
п/п ! !завершения!венные !испол-!лагае- !ник
! ! !за ис- !нения !мые !финан-
! ! !полнение! !расходы!сирова-
! ! ! ! ! !ния
-------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7
-------------------------------------------------------------------
1. Развитие городов промышленного направления
-------------------------------------------------------------------
1.1 Содействовать Информация Акимы Де- В соот-
созданию альтер- Прави- соответ- кабрь ветст-
нативных произ- тельству ствующих 2004- вии с
водств, дополняю- Республики областей 2006 инвест-
щих или замещаю- Казахстан годы проек-
щих мощности тами
градообразующего
предприятия
1.2. Рассмотреть воз- Информация Акимы Де- Финан-
можность органи- Прави- соответ- кабрь сирова-
зации производств тельству ствующих 2004- ние не
по обогащению Республики областей 2006 тре-
металлических Казахстан годы буется
руд, переработке
отходов основного
производства
1.3. Обеспечить выпол- Информация Мин- Де- Финан-
нение контрактных Прави- энерго кабрь сирова-
условий недро- тельству 2004- ние не
пользователями по Республики 2006 тре-
разведке и добыче Казахстан годы буется
имеющихся вблизи
малых городов
минерального сы-
рья и других
полезных ископае-
мых
1.4 Совершенствовать Информация Мин- Де- Финан-
процедуру предо- Прави- энерго кабрь сирова-
ставления прав на тельству 2004- ние не
недропользование, Республики 2006 тре-
учитывающую инте- Казахстан годы буется
ресы малых горо-
дов
1.5 Стимулировать Информация Минин- Де- Финан-
создание или пе- Прави- дустрии, кабрь сирова-
ремещение произ- тельству Акимы 2004- ние не
водств по сборке Республики облас- 2006 тре-
комплектующих Казахстан тей годы буется
изделий и деталей
на базе крупных
предприятий в
малые города, не
требующих слож-
ного оборудования
и высококвалифи-
цированной рабо-
чей силы
-------------------------------------------------------------------
2. Развитие городов агропромышленного направления
-------------------------------------------------------------------
2.1 Обеспечить разме- Информация Мин- Де- В соот-
щение комплекса Прави- сельхоз, кабрь ветст-
предприятий, тельству акимы 2004- вии с
перерабатывающих Республики областей 2006 Госу-
сельскохозяйст- Казахстан годы дарст-
венное сырье и венной
обслуживающих агро-
сельское хозяйст- продо-
во в соответствии вольст-
с зональной спе- венной
циализацией прог-
сельскохозяйст- раммой
венного произ- и ин-
водства вести-
цион-
ными
проек-
тами
-------------------------------------------------------------------
3. Развитие городов - промышленно-транспортных центров
-------------------------------------------------------------------
3.1 Организовать сбо- Информация Минтран- Де- 2736 Сред-
рочное производ- Прави- ском, кабрь млн. ства
ство современных тельству ЗАО НК 2004 тенге ЗАО НК
локомотивов на Республики "Казак- год "Казак-
базе существующих Казахстан стан стан"
предприятий в темiр темiр
г. Шу жолы" жолы"
(по сог-
ласова-
нию)
3.2 Провести реконст- Информация Минтран- Де- 744,8 Сред-
рукцию Атбасар- Прави- ском, кабрь млн. ства
ского электро- тельству ЗАО НК 2005 тенге ЗАО НК
возоремонтного Республики "Казак- год "Казак-
завода Казахстан стан стан"
темiр темiр
жолы" жолы"
(по сог-
ласова-
нию)
3.3 Обеспечить внед- Информация Минтран- Де- 1216 Сред-
рение новых тех- Прави- ском, кабрь млн. ства
нологий капиталь- тельству ЗАО НК 2005 тенге ЗАО НК
ного ремонта Республики "Казак- год "Казак-
подвижного соста- Казахстан стан стан"
ва и обновление темiр темiр
существующего жолы" жолы"
оборудования на (по сог-
Казалинском заво- ласова-
де по ремонту ванию)
маневровых тепло-
возов
-------------------------------------------------------------------
4. Развитие городов, выполняющих рекреационные функции
-------------------------------------------------------------------
4.1 Организовать Информация Акимы Де- В соот- Местные
строительство Прави- соответ- кабрь ветст- бюджеты
простых, относи- тельству ствующих 2004- вии с
тельно недорогих, Республики областей 2006 инвест-
некрупных объек- Казахстан годы проек-
тов отдыха и тами
туризма с расче-
том на круглого-
дичное использо-
вание
4.2 Обеспечить пре- Информация Акимы Де- Финан-
доставление пред- Прави- соответ- кабрь сирова-
приятиям и орга- тельству ствующих 2004- ние не-
низациям, заинте- Республики областей 2006 тре-
ресованным в Казахстан годы буется
строительстве
собственных зон
отдыха в малых
городах, участков
земли в виде
государственных
натуральных гран-
тов в пределах
норм застройки в
конкретных райо-
нах развития ту-
ризма и отдыха
4.3 Организовать Информация Акимы Де- В соот- Местные
строительство Прави- соответ- кабрь ветст- бюджеты
объектов для тельству ствующих 2004- вии с
социального отды- Республики областей 2006 местны-
ха и лечения Казахстан годы ми ин-
(детей, инвали- вести-
дов, престарелых) ционны-
ми
проек-
тами
4.4 Обеспечить созда- Информация Акимы Де- В соот- Местные
ние инфраструк- Прави- соответ- кабрь ветст- бюджеты
туры, способст- тельству ствующих 2004- вии с
вующей развитию Республики областей 2006 мест-
туризма Казахстан годы ными
инвес-
ти-
цион-
ными
проек-
тами
-------------------------------------------------------------------
5. Развитие городов - научно-экспериментальных центров
-------------------------------------------------------------------
5.1 Внести предложе- Предло- Минобра- 2004 Финан-
ние по госзаказу жение в зования, год сирова-
на проведение Республи- Минин- ние не
научных исследо- канскую дустрии, тре-
ваний в целях бюджетную Минэнер- буется
обеспечения пол- комиссию го
ного использова-
ния имеющегося
научно-техничес-
кого потенциала
5.2 Содействовать Информация Минобра- Де- Финан-
внедрению резуль- Прави- зования, кабрь сирова-
татов научных тельству Минин- 2004- ние не
исследований и Республики дустрии, 2006 тре-
созданных техно- Казахстан Мин- годы буется
логий в стране и энерго
их продвижению на
мировой рынок
высокоинтеллек-
туальной продук-
ции
5.3 Ускорить создание Информация Минобра- Де- Финан-
технопарков в Прави- зования, кабрь сирова-
городах Приозер- тельству Мин- 2004- ние не
ске и Степногор- Республики энерго 2005 тре-
ске, направленных Казахстан годы буется
на разработку и
создание наукоем-
ких, экспорто-
ориентированных
производств
-------------------------------------------------------------------
6. Развитие малых городов с депрессивной экономикой
-------------------------------------------------------------------
6.1 Реализовать Информация Акимы 2004- В соот- Респуб-
региональные Прави- соот- 2006 ветст- ликан-
программы разви- тельству ветст- годы вии с ский и
тия малых городов Республики вующих планами местные
с депрессивной Казахстан областей меро- бюджеты
экономикой приятий
по реа-
лизации
регио-
нальных
прог-
рамм
разви-
тия ма-
лых го-
родов
6.2 Выделять из рес- Решение Минэко- 2004- 750 Респуб-
публиканского Республи- номики 2006 млн. ликан-
бюджета целевые канской годы тенге ский
трансферты об- бюджетной бюджет
ластным бюджетам комиссии
на развитие и
обеспечение над-
лежащего функцио-
нирования инже-
нерной инфраст-
руктуры малых го-
родов с де-
прессивной эконо-
микой.
В том числе:
6.2.1 Акмолинской 2004 30 млн.
области (г.г. год тенге
Державинск, Степ- 2005 60 млн.
няк) год тенге
2006 60 млн.
год тенге
6.2.2 Актюбинской об- 2004 30 млн.
ласти (г.г. Алга, год тенге
Шалкар) 2005 60 млн.
год тенге
2006 60 млн.
год тенге
6.2.3 Карагандинской 2004 30 млн.
области (г.г. год тенге
Абай, Каркара- 2005 60 млн.
линск) год тенге
2006 60 млн.
год тенге
6.2.4 Костанайской 2004 30 млн.
области (г.г. год тенге
Аркалык, Жити- 2005 60 млн.
кара) год тенге
2006 60 млн.
год тенге
6.2.5 Кызылординской 2004 15 млн.
области год тенге
(г. Аральск) 2005 30 млн.
год тенге
2006 30 млн.
год тенге
6.2.6 Мангистауской 2004 15 млн.
области (г. год тенге
Форт-Шевченко) 2005 30 млн.
год тенге
2006 30 млн.
год тенге
-------------------------------------------------------------------
7. Развитие социальной инфраструктуры
-------------------------------------------------------------------
7.1 Формировать Решение Минэко- 2004- Финан-
перечень объектов Республи- номики, 2006 сирова-
нового строитель- канской акимы годы ние не
ства и реконст- бюджетной областей тре-
рукции социальной комиссии и малых буется
инфраструктуры, городов
рекомендуемых к
финансированию из
республиканского
бюджета
7.2 Осуществлять Информация Акимы 2004- В соот- Местные
капитальный ре- Прави- областей 2006 ветст- бюджеты
монт ветхого тельству годы вии с
жилья и снос Республики регио-
аварийных жилых Казахстан наль-
домов ными
прог-
раммами
по ка-
питаль-
ному
ремонту
ветхого
жилья и
сносу
аварий-
ных жи-
лых до-
мов на
2002-
2005
гг.
7.3 Осуществить уста- Информация Минтран- 2004- 1900 Сред-
новку 23 цифровых Прави- ском, 2006 млн. ства
телефонных стан- тельству ОАО годы тенге ОАО
ций в 22 малых Республики "Казах- "Казах-
городах вместо Казахстан телеком" теле-
аналоговых АТС (по сог- ком"
ласова-
нию)
7.4 Обеспечить строи- Информация Мин- 2004 250,0 Респуб-
тельство Арало- Прави- сельхоз год млн. ликан-
Сарыбулакского тельству тенге ский
группового водо- Республики 2005 350,0 бюджет
провода (4 оче- Казахстан год млн.
редь) Кызылордин- тенге
ской области, 2006 584,0
охватывающего год млн.
водоснабжение ма- тенге
лых городов
Аральск и Каза-
линск
7.5 Осуществить Информация Мин- 2004 100,0 Респуб-
реконструкцию Прави- сельхоз год млн. ликан-
группового водо- тельству тенге ский
провода Кульсары- Республики 2005 201,08 бюджет
Тургузба-Шокпар- Казахстан год млн.
тугай-Аккизтогай тенге
Жылойского района
Атырауской облас-
ти
7.6 Осуществить Информация Мин- 2004 35,0 Респуб-
реконструкцию Прави- сельхоз год млн. ликан-
Шардаринского тельству тенге ский
группового водо- Республики 2005 177,83 бюджет
провода Южно- Казахстан год млн.
Казахстанской тенге
области 2006 400,0
год млн.
тенге
7.7 Осуществить Информация Мин- 2004 104,66 Респуб-
реконструкцию Прави- сельхоз, год млн. ликан-
водопроводных тельству аким тенге ский
сетей в городе Республики Акмо- бюджет
Акколь Казахстан линской
области
7.8 Осуществить Информация Мин- 2004 46,15 Респуб-
реконструкцию Прави- сельхоз, год млн. ликан-
скважинного водо- тельству аким тенге ский
забора города Республики Акмо- бюджет
Атбасара Казахстан линской
области
7.9 Осуществить Информация Мин- 2004 70,0 Респуб-
реконструкцию су- Прави- сельхоз, год млн. ликан-
ществующей сис- тельству аким тенге ский
темы водоснабже- Республики Акмо- 2005 52,85 бюджет
ния города Макин- Казахстан линской год млн.
ска области тенге
7.10 Осуществить Информация Мин- 2004 38,03 Респуб-
реконструкцию и Прави- сельхоз, год млн. ликан-
строительство тельству аким тенге ский
систем водоснаб- Республики Алма- бюджет
жения города Казахстан тинской
Жаркента области
7.11 Осуществить Информация Мин- 2004 98,25 Респуб-
реконструкцию Прави- сельхоз, год млн. ликан-
первой очереди тельству аким тенге ский
водозаборных Республики Восточ- бюджет
сооружений и Казахстан но-Ка-
водопроводных захстан-
сетей города ской
Аягоза области
7.12 Обеспечить строи- Информация Мин- 2004 70,5 Респуб-
тельство второй Прави- сельхоз, год млн. ликан-
очереди внутри- тельству аким тенге ский
городских водо- Республики Караган- бюджет
проводных сетей в Казахстан динской
городе Каркара- области
линске
7.13 Осуществить Информация Мин- 2004 114,78 Респуб-
реконструкцию и Прави- сельхоз, год млн. ликан-
оптимизацию Жар- тельству аким тенге ский
тасского группо- Республики Караган- бюджет
вого водопровода Казахстан динской
и оптимизацию области
водопроводных
систем города
Абая и поселка
Карабас
7.14 Обеспечить строи- Информация Минобра- 2004 114,23 Респуб-
тельство прист- Прави- зования, год млн. ликан-
ройки к казахской тельству аким тенге ский
школе им. Боген- Республики Акмо- бюджет
бай батыра в го- Казахстан линской
роде Ерейментау области
7.15 Обеспечить строи- Информация Минобра- 2004 200,0 Респуб-
тельство средней Прави- зования, год млн. ликан-
школы на 864 тельству аким тенге ский
места в городе Республики Кызыл- 2005 232,51 бюджет
Аральске Казахстан ордин- год млн.
ской тенге
области
7.16 Обеспечить начало Информация Мин- 2006 50,0 Респуб-
строительства Прави- здрав, год ликан-
туберкулезной тельству аким ский
больницы на 30 Республики Акмо- бюджет
коек в г. Есиле Казахстан линской
области
7.17 Обеспечить начало Информация Мин- 2006 50,0 Респуб-
строительства Прави- здрав, год ликан-
туберкулезной тельству аким ский
больницы на 30 Республики Акмо- бюджет
коек в г. Держа- Казахстан линской
винске области
7.18 Обеспечить строи- Информация Мин- 2004 80,0 Респуб-
тельство туберку- Прави- здрав, год млн. ликан-
лезной больницы тельству аким тенге ский
на 60 коек в го- Республики Актю- 2005 170,82 бюджет
роде Кандыагаш Казахстан бинской год млн.
области тенге
2006 69,18
год млн.
тенге
7.19 Обеспечить строи- Информация Мин- 2004 140,0 Респуб-
тельство туберку- Прави- здрав, год млн. ликан-
лезной больницы тельству аким тенге ский
на 60 коек в го- Республики Актю- 2005 220,0 бюджет
роде Шалкар Казахстан бинской год млн.
области тенге
7.20 Обеспечить начало Информация Мин- 2006 50,0 Респуб-
строительства Прави- здрав, год млн. ликан-
туберкулезной тельству аким тенге ский
больницы на 40 Республики Алма- бюджет
коек в г. Каске- Казахстан тинской
лене области
7.21 Обеспечить строи- Информация Мин- 2004 50,0 Респуб-
тельство родиль- Прави- здрав, год млн. ликан-
ного дома на 60 тельству аким тенге ский
коек в городе Республики Алма- 2005 320,0 бюджет
Жаркенте Казахстан тинской год млн.
области тенге
7.22 Осуществить ре- Информация Мин- 2004 50,0 Респуб-
конструкцию аку- Прави- здрав, год млн. ликан-
шерско-гинеколо- тельству аким тенге ский
гического корпуса Республики Алма- 2005 196,33 бюджет
на 100 коек в Казахстан тинской год млн.
г. Есике области тенге
7.23 Обеспечить начало Информация Мин- 2006 100,0 Респуб-
строительства Прави- здрав, год млн. ликан-
туберкулезной тельству аким тенге ский
больницы на 80 Республики Караган- бюджет
коек в г. Шах- Казахстан динской
тинске области
7.24 Обеспечить начало Информация Мин- 2006 50,0 Респуб-
строительства Прави- здрав, год ликан-
туберкулезной тельству аким ский
больницы на 30 Республики Караган- бюджет
коек в г. Прио- Казахстан динской
зерске области
7.25 Обеспечить строи- Информация Мин- 2004 120,0 Респуб-
тельство цент- Прави- здрав, год млн. ликан-
ральной районной тельству аким тенге ский
больницы на 100 Республики Караган- 2005 240,0 бюджет
коек в городе Казахстан динской год млн.
Каркаралинске области тенге
2006 298,74
год млн.
тенге
7.26 Обеспечить завер- Информация Мин- 2004 100,0 Респуб-
шение строитель- Прави- здрав, год млн. ликан-
ства тубдиспан- тельству аким тенге ский
сера на 100 коек Республики Кызыл- 2005 165,16 бюджет
в городе Аральске Казахстан ордин- год млн.
ской тенге
области
7.27 Обеспечить начало Информация Мин- 2006 97,87 Респуб-
строительства Прави- здрав, год млн. ликан-
противотуберку- тельству аким тенге ский
лезного диспан- Республики Северо- бюджет
сера на 50 коек с Казахстан Казах-
поликлиникой на станской
90 посещений в области
городе Булаево
7.28 Обеспечить завер- Информация Мин- 2004 286,32 Респуб-
шение строитель- Прави- здрав, год млн. ликан-
ства центральной тельству аким тенге ский
районной больницы Республики Южно- бюджет
на 150 коек в Казахстан Казах-
городе Жетысай станской
области
7.29 Обеспечить строи- Информация Спорт- 2005 37,17 Респуб-
тельство лыжной Прави- агент- год млн. ликан-
базы в городе тельству ство, тенге ский
Щучинске Республики аким 2006 892,11 бюджет
Казахстан Акмо- год млн.
линской тенге
области
-------------------------------------------------------------------
8. Воспроизводство кадрового потенциала
-------------------------------------------------------------------
8.1 Постоянно попол- Информация Минтруд- 2004 Финан-
нять банк вакан- Прави- соцза- год сирова-
сий Республикан- тельству щиты, еже- ние не-
ской базы данных Республики акимы квар- тре-
о спросе на рабо- Казахстан областей тально буется
чую силу в раз- и малых
резе специальнос- городов
тей для своевре-
менного информи-
рования населения
через средства
массовой информа-
ции о возможнос-
тях трудоустрой-
ства
8.2 Открывать про- Информация Акимы Де- В пре- Местные
фессионально-тех- Прави- областей кабрь делах бюджеты
нические школы вительству 2004- сред-
для подготовки Республики 2006 ств,
рабочих по спе- Казахстан годы выде-
циальностям, ляемых
востребованным на ежегод-
рынке труда малых но из
городов местных
бюдже-
тов
8.3 Организовать Информация Акимы Де- В пре- Местные
профессиональное Прави- областей кабрь делах бюджеты
консультирование тельству 2004- сред-
и переобучение Республики 2006 ств,
высвобождаемых Казахстан годы выде-
работников раз- ляемых
личных категорий ежегод-
но из
бюджета
8.4 Предоставлять Информация Акимы 2004- Финан-
прибывающим по Прави- областей 2006 сирова-
приглашению мест- тельству годы ние не
ных исполнитель- Республики тре-
ных органов спе- Казахстан буется
циалистам образо-
вания, здравоох-
ранения и куль-
туры служебное
жилье или на
льготных условиях
участки под инди-
видуальное жилищ-
ное строительство
в соответствии с
законодательством
-------------------------------------------------------------------
9. Охрана окружающей среды
-------------------------------------------------------------------
9.1 Обеспечить обя- Информация Акимы Де- Финан-
зательное прохож- Прави- облас- кабрь сирова-
дение через эко- тельству тей, 2004- ние из
логическую и Республики Минох- 2006 госбюд-
санитарно-эпиде- Казахстан раны годы жета не
миологическую окружаю- тре-
экспертизу щей сре- буется
проектных пред- ды, Мин-
ложений технико- здрав
технологического
обновления про-
мышленности,
переход промыш-
ленных предприя-
тий на производ-
ство экологически
чистых продуктов,
ресурсосберегаю-
щие безотходные
технологии
9.2 Обеспечить прове- Информация Акимы Де- Финан-
дение регулярного Прави- облас- кабрь сирова-
экологического тельству тей, 2004- ние не
мониторинга окру- Республики Мин- 2006 тре-
жающей среды в Казахстан охраны, годы буется
малых городах окружаю-
промышленного щей сре-
направления ды, Мин-
здрав
9.3 Принять меры по Информация Акимы Де- Финан-
ликвидации сти- Прави- областей кабрь сирова-
хийных свалок и тельству 2004- ние не
организации типо- Республики 2006 тре-
вых полигонов Казахстан годы буется
твердых бытовых
отходов
9.4 Осуществить меры Информация МЭМР, Де- Финан-
по решению вопро- Прави- акимы кабрь сирова-
сов ликвидации тельству областей 2004- ние не
больших объемов Республики 2006 тре-
отвалов и хвосто- Казахстан годы буется
хранилищ горнодо-
бывающих пред-
приятий
-------------------------------------------------------------------
10. Совершенствование экономических и
финансовых механизмов поддержки малых городов
-------------------------------------------------------------------
10.1 Усовершенствовать Проекты Минэко- 2004 Финан-
механизм сметного Бюджет- номики год сирова-
финансирования ного ко- ние не
малых городов декса и тре-
путем перехода на Закона буется
финансирование их Республики
расходов по бюд- Казахстан
жетным програм- "О внесе-
мам, не подлежа- нии изме-
щим секвестирова- нений и
нию в ходе испол- дополне-
нения местного ний в
бюджета Закон
Республики
Казахстан
"О местном
государст-
венном уп-
равлении"
10.2 Выделить из рес- Решение Минэко- 2004 750 Респуб-
публиканского Республи- номики год млн. ликан-
бюджета средства канской тенге ский
на пополнение бюджетной 2005 750 бюджет
уставного фонда комиссии год млн.
ЗАО "Фонд разви- тенге
тия малого пред-
принимательства"
для кредитования
инвестиционных
проектов в малых
городах и разви-
тие малого пред-
принимательства
10.3 Внести изменения Проект Минин- 1 Финан-
в Меморандум о постанов- дустрии квар- сирова-
кредитной полити- ления Пра- тал ние не
ке ЗАО "Фонд раз- вительства 2004 тре-
вития малого Республики года буется
предприниматель- Казахстан
ства" на 2003-
2005 годы, пре-
дусматривающие
приоритетное кре-
дитование фондом
инвестиционных
проектов в малых
городах
10.4 Обеспечить финан- Информация Минин- 2004 750 ЗАО
сирование инвес- Прави- дустрии год млн. "Фонд
тиционных проек- тельству тенге разви-
тов в малых Республики 2005 750 тия
городах Казахстан год млн. малого
тенге пред-
прини-
матель-
ства
10.5 Обеспечить выде- Проект Минэко- 2003 150 Респуб-
ление финансовых постанов- номики год млн. ликан-
средств из рес- ления Пра- тенге ский
публиканского вительства бюджет
бюджета областным Республики
бюджетам на раз- Казахстан
витие и обеспече-
ние надлежащего
функционирования
инженерной инфра-
структуры и учас-
тие в реализации
инвестиционных
проектов по раз-
витию экономики
малых городов.
В том числе:
10.5.1 Алматинской об- 50 млн.
ласти тенге
10.5.2 Восточно-Казах- 50 млн.
станской области тенге
10.5.3 Кызылординской 50 млн.
области тенге
-------------------------------------------------------------------