Оглавление

Об утверждении Программы развития таможенной службы Республики Казахстан на 2004-2006 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 октября 2003 года N 1019

Обновленный

      В целях повышения роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности, совершенствования законодательной базы, оптимизации и упрощения таможенных процедур Правительство Республики Казахстан постановляет:

      1. Утвердить прилагаемую Программу развития таможенной службы Республики Казахстан на 2004-2006 годы (далее - Программа).

      2. Министерству финансов Республики Казахстан ежегодно к 1 февраля и к 1 августа представлять в Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.  <*>
      Сноска. В пункт 2 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 13 января 2006 года N  38 .

      3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Руководителя Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан.  <*>
      Сноска. В пункт 3 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 13 января 2006 года N  38 .

      4. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

 
       Премьер-Министр
     Республики Казахстан

 
Утверждена                   
постановлением Правительства          
Республики Казахстан              
от 3 октября 2003 года N 1019         

  Программа развития
таможенной службы Республики Казахстан
на 2004-2006 годы

  1. Паспорт

____________________________________________________________________
 Наименование   ! Программа развития таможенной службы Республики
 Программы      ! Казахстан на 2004-2006 годы
--------------------------------------------------------------------
 Основной         Агентство таможенного контроля Республики
 разработчик      Казахстан
 
 Главная цель     Приведение форм и методов таможенного
 Программы        администрирования в соответствие с международными
                  требованиями и стандартами для создания условий
                  для развития внешнеторговых отношений и
                  обеспечения экономической безопасности Республики
                  Казахстан

Обоснование       С принятием Таможенного  Кодекса  Республики
необходимости     Казахстан требуется привести в соответствие
разработки        с ним, и в дальнейшем совершенствовать
Программы         законодательную базу. Провести мероприятия в
                  рамках присоединения к международным конвенциям
                  и вступлению Казахстана во Всемирную Торговую
                  Организацию. Требует решения вопрос слабой
                  материальной оснащенности таможенных органов для
                  обеспечения практической реализации международных
                  договоров, осуществления на постоянной основе
                  обмена оперативной информацией с таможенными
                  службами стран ближнего и дальнего зарубежья

Основные задачи   Совершенствование таможенного администрирования,
Программы         повышение эффективности методов и форм
                  таможенного контроля; дальнейшее внедрение
                  современных информационных технологий; развитие
                  таможенной статистики и формирование на ее базе
                  достоверной статистики внешней торговли;
                  укрепление взаимодействия с таможенными службами
                  сопредельных государств
      
Источники         Объем финансирования из средств республиканского
финансирования    бюджета требуется в сумме 12 320,9 млн. тенге,
Программы         в т.ч. в 2004 году - 3 548,6 млн. тенге, в 2005
                  году - 4 554,4 млн. тенге, 2006 году - 4 217,9
                  млн. тенге

Сроки реализации  2004-2006 годы
Программы

Ожидаемые         В результате реализации Программы дальнейшее
результаты        развитие и обновление получит материально-
                  техническая база, улучшится технология
                  таможенного обслуживания участников
                  внешнеэкономической деятельности, повысится
                  уровень профессиональной подготовки таможенных
                  работников, улучшится законодательное,
                  нормативно-правовое, методическое и
                  информационное обеспечение таможенной службы.
                  Повысится эффективность функционирования
                  таможенной системы в целом. Прогнозируемый рост
                  поступлений таможенных платежей и налогов в
                  государственный бюджет на 2004-2006 годы в целом
                  на 100,0 млрд. тенге: в 2004 году - 31,0 млрд.
                  тенге, 2005 году - 34,0 млрд.тенге, 2006 году -
                  35,0 млрд.тенге
-------------------------------------------------------------------

  2. Введение

      Неотъемлемой частью средне- и долгосрочной стратегии развития страны является таможенная политика, цель которой заключается в защите отечественного рынка, стимулировании структурной перестройки национальной экономики, организации эффективного таможенного администрирования, обеспечивающего максимальный сбор таможенных платежей и налогов.
      Успешная реализация таможенной политики напрямую зависит от уровня развития таможенной службы, признания ее авторитета и компетентности международным торговым сообществом, а также от широкой социальной поддержки внутри страны.
      Необходимость дальнейшего совершенствования таможенной службы обусловлена высокими требованиями, предъявляемыми к качеству и эффективности деятельности таможенных органов, ее соответствию международной практике осуществления деловых и торговых операций.
      Исходя из составляющих таможенной политики дальнейшее развитие таможенной службы должно осуществляться по следующим основным направлениям деятельности таможенных органов:
      участие в обеспечении экономических интересов государства;
      поддержание и развитие гармоничных отношений с мировым торговым сообществом, с участниками внешнеэкономической деятельности, международными таможенными организациями, таможенными органами других стран;
      участие в формировании механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
      обеспечение равных прав участников внешнеэкономической деятельности, пресечение контрабанды и нарушений таможенных правил;
      повышение эффективности и транспарентности при осуществлении таможенных процедур;
      повышение профессионального уровня сотрудников таможенных органов, формирование и поддержание общих и профессиональных этических норм и ценностей в сфере таможенного обслуживания участников внешнеэкономической деятельности и внутри самой службы.
      Программа развития таможенной службы на 2004-2006 годы (далее - Программа) нацелена на дальнейшее совершенствование деятельности таможенной службы по всем ее направлениям с целью обеспечения эффективного решения задач, стоящих перед таможенными органами на современном этапе.

  3. Анализ современного состояния проблемы

      Выполняя фискальные, контрольные функции, а также функции правоохранительных органов в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан, таможенная служба в последние годы значительно усилила свою роль в проводимой государством внешнеэкономической политике.
      Значительным шагом в развитии таможенной службы явилась реализация "Программы реформирования таможенной службы Республики Казахстан на 2000-2002 годы", утвержденной  постановлением  Правительства Республики Казахстан от 22 ноября 2000 года N 1746.
      Процесс интеграции Казахстана в систему мировых экономических отношений предопределил необходимость совершенствования нормативной правовой базы в сфере таможенного дела. В этих целях разработан и принят Таможенный  Кодекс  Республики Казахстан, вступивший в силу с 1 мая 2003 года, в котором учтены положения международных конвенций с целью гармонизации и упрощения таможенных процедур, заложены новые принципы взаимоотношений с участниками внешнеэкономической деятельности и механизмы повышения эффективности работы таможенных органов.
      В реализацию Таможенного Кодекса в целях единообразного его применения разработаны, приняты и систематизированы нормативные правовые акты в сфере таможенного дела.
      В ходе реализации Программы реформирования таможенной службы Республики Казахстан на 2000-2002 годы на непрерывной основе осуществлялось совершенствование форм и методов таможенного администрирования. Целями которой было упрощение таможенных процедур, делая их более прозрачными и понятными для участников внешнеэкономической деятельности, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для них.
      В целях оптимизации порядка таможенного оформления, введен трехэтапный механизм таможенного оформления и таможенного контроля на специализированных таможенных постах - "Центрах таможенного оформления", который соответствует принципу разделения таможенного контроля на документальный и фактический и способствует сокращению длительности проведения таможенных процедур по методу "день в день". По итогам 2002 года около 84 % грузовых таможенных деклараций было оформлено в течение одного рабочего дня.
      В течение нескольких лет таможенная служба республики добилась устойчивой позитивной динамики при выполнении фискальной функции. В 2002 году в государственный бюджет перечислено 155,3 млрд. тенге, что более чем в 4 раза больше поступлений 1999 года (таблица 1).

                                                       Таблица 1

___________________________________________________________________
     Показатели       ! 1999 год ! 2000 год ! 2001 год  ! 2002 год
-------------------------------------------------------------------
Поступление таможенных
платежей и налогов,
млрд. тенге               38,2       58,7      102,5      155,3
 
Отношение взысканных
таможенных платежей и
налогов к объему
импорта                   7,5 %      8,7 %    11,1 %     15,4 %

Удельный вес таможенных
платежей и налогов в
общей сумме налоговых
поступлений в бюджет     11,8 %     11,3 %    14,2 %     19,6 %
-------------------------------------------------------------------

      Удельный вес таможенных платежей и налогов в общей сумме налоговых поступлений в государственный бюджет вырос с 11,8 % в 1999 году до 19,6 % в 2002 году.
      Достижению таких результатов во многом способствовало внедрение и использование современных информационных технологий в деятельности таможенных органов. В июле 2001 года внедрена первая очередь Таможенной автоматизированной информационной системы Республики Казахстан (ТАИС РК), что позволило укрепить вертикальную структуру управления таможенными органами, значительно ускорить процессы обмена информацией.
      В соответствии с решением Совета Руководителей Таможенных Служб стран ЕврАзЭС таможенной службой республики ведется подготовка предложений по созданию системы автоматизированного обмена информационными ресурсами таможенных служб государств-членов Евразийского экономического сообщества.
      В течение 2000-2002 годов была активизирована деятельность таможенных органов по развитию внешних связей, продолжены процессы интеграции в международные торговые и таможенные организации, заключен ряд двухсторонних и многосторонних договоров и соглашений с зарубежными странами по таможенным вопросам.
      Большое внимание уделялось исполнению  Закона  Республики Казахстан "О борьбе с коррупцией". Об эффективности профилактической работы в этом направлении можно судить по сокращению выявленных коррупционных правонарушений в таможенных органах за последние годы: в 2000 году - 200, в 2001 году - 185, в 2002 году - 142 правонарушения.
      Важнейшей областью работы таможенных органов остается борьба с экономическими преступлениями и административными правонарушениями, пресечение контрабанды товаров и транспортных средств, наркотических веществ и прекурсоров, оружия, боеприпасов, предметов, имеющих для республики культурную и историческую ценность. Рост выявленных фактов преступлений, в отношении которых таможенными органами были возбуждены уголовные дела, свидетельствует о повышении профессиональных навыков сотрудников (таблица 2).

                                                    Таблица 2

___________________________________________________________________
  Основания для        ! 1999 год ! 2000 год ! 2001 год ! 2002 год
  возбуждения          !          !          !          !
  уголовных дел        !          !          !          !  
-------------------------------------------------------------------
По  статье 209 , ч.1
УК РК - экономическая
контрабанда                108        207         273       304
 
По  статье 214  УК РК -
уклонение от уплаты
таможенных платежей и
налогов                     42         65          72        84
 
По  статье 250  -
контрабанда изъятых из
обращения предметов или
предметов, обращение
которых ограничено          78         65         102       139

Итого                      228        337         447       527
--------------------------------------------------------------------

      В течение последних двух лет приняты ведомственные нормативные акты, позволившие поднять на новый уровень кадровую работу с личным составом, воспитывать у сотрудников ответственность за порученное дело и чувство патриотизма. Улучшился качественный состав кадров, увеличилось количество специалистов с высшим экономическим, юридическим и специальным таможенным образованием, однако, их доля все еще составляет около 50 % от общего числа сотрудников. В связи с этим, работа по привлечению в таможенные органы высокопрофессиональных сотрудников будет продолжена.
      Важным фактором улучшения деятельности таможенных органов является качественно новый уровень обеспечения таможенной службы необходимыми элементами инфраструктуры. Построены крупные таможенные посты "Жибек Жолы", "Каерак", "Кордай", "Жана Жол", реконструированы таможни "Коргас" и "Вахты", введен в действие Кинологический центр в г. Алматы. Все эти таможенные объекты отвечают международным стандартам.
      Приведение форм и методов таможенного администрирования в соответствие с международными требованиями и стандартами для создания условий эффективного вхождения Республики Казахстан в систему мировых хозяйственных связей требует качественно нового уровня обеспечения таможенной службы необходимыми элементами инфраструктуры. В последние годы наблюдается тенденция сокращения бюджетных ассигнований на строительство и обустройство таможенных постов. Так, если в 2000 году бюджетное финансирование на строительство и обустройство таможенных постов составило 597 млн. тенге, то план текущего года составил 35 млн. тенге.
      С целью улучшения взаимодействия таможенных органов с пограничной службой, органами внутренних дел, службой транспортного контроля и другими контролирующими органами принято  постановление  Правительства Республики Казахстан от 8 сентября 2000 года N 1358 "О создании единой государственной системы контроля за автомобильными перевозками на территории Республики Казахстан". Межведомственная комиссия, созданная  постановлением  Правительства Республики Казахстан от 26 ноября 2002 года N 1256 "Об образовании Межведомственной комиссии по выработке предложений по обустройству и развитию единых контрольно-пропускных пунктов на автомобильных пунктах пропуска Республики Казахстан" определила Агентство таможенного контроля Республики Казахстан администратором программы по строительству единых контрольно-пропускных пунктов с размещением в них служб таможенной, пограничной, санитарно-карантинной, транспортного контроля, миграционной полиции. Протоколом данной комиссии утвержден перечень 14 пунктов пропуска, планируемых к первоочередному строительству и обустройству в 2004-2006 годах (в Актюбинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Южно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Атырауской, Костанайской областях).
      В то же время на 26 таможенных постах из существующих 160 отсутствуют линии электропередач, тогда как таможенное оформление товаров и транспортных средств проводится в настоящее время на таможенных постах с использованием электрогенераторов.
      На этапе современного развития научно-технической сферы перед таможенными органами Республики Казахстан стоит задача оснащения техническими средствами таможенного контроля способных по своим техническим и качественным характеристикам осуществлять четкий, оперативный и качественный таможенный контроль на уровне международных стандартов.
      В соответствии с Таможенным  Кодексом  Республики Казахстан одной из задач таможенных органов является проведение радиационного контроля на Государственной границе Республики Казахстан. На сегодняшний день он осуществляется лишь портативными поисковыми дозиметрами (ориентированными на поиск радиоактивных материалов) процент оснащения которыми на 1 января 2003 года составляет 30%. Особенно остро стоит вопрос осуществления четкого и постоянного контроля за перемещением радиоактивных материалов на автомобильных и железнодорожных переходах с помощью стационарных систем обнаружения. Наличие таких систем в таможенных органах составляет лишь 4 комплекта при существующей потребности 34 комплекта.
      В связи с недостаточным выделением бюджетных ассигнований на приобретение технических средств таможенного контроля, развитие материально-технической базы таможенных органов не позволяет привести уровень организации таможенного контроля к уровню международных стандартов.
      В последние годы наблюдается тенденция сокращения бюджетных ассигнований на содержание и развитие таможенной службы в целом. Если в 2001 году финансирование из средств республиканского бюджета составило 4,5 млрд. тенге, в 2002 году оно сократилось до 3,7 млрд. тенге, на текущий год предусмотрено выделение 3,9 млрд. тенге. Материально-техническое обеспечение таможенных органов республики составляет 52 % от фактической потребности. В результате этого не в полной мере обеспечивается практическая реализация международных договоров, участником которых является таможенная служба Республики Казахстан, не осуществляется на постоянной основе  обмен оперативной информацией с таможенными службами стран ближнего и дальнего зарубежья.

  4. Цель и задачи Программы

      Главной целью Программы является приведение форм и методов таможенного администрирования в соответствие с международными требованиями и стандартами для создания условий эффективного вхождения Республики Казахстан в систему мировых хозяйственных связей.
      В этой связи основными задачами развития таможенной службы Республики Казахстан на современном этапе являются:
      1) совершенствование нормативной правовой базы в сфере таможенного дела для приближения ее к международным стандартам;
      2) совершенствование таможенного администрирования, повышение эффективности методов и форм таможенного контроля;
      3) дальнейшее внедрение современных информационных технологий;
      4) развитие таможенной статистики и формирование на ее базе достоверной статистики внешней торговли;
      5) укрепление взаимодействия с таможенными службами сопредельных государств, активизация работы в рамках региональных объединений, расширение международного сотрудничества;
      6) предотвращение правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела;
      7) совершенствование кадровой работы, борьба с коррупционными преступлениями и правонарушениями в таможенных органах;
      8) развитие таможенной инфраструктуры.

  5. Основные направления и механизм реализации Программы  <*>

     Сноска. В раздел 5 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 13 января 2006 года N 38 .

      В рамках дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы в сфере таможенного дела уполномоченным органом по вопросам таможенного дела будет продолжена работа по:
      подготовке изменений и дополнений к Основам таможенных законодательств государств-членов ЕврАзЭС;
      развитию договорно-правовой базы по взаимоотношению с зарубежными странами и международными организациями по таможенным вопросам, в том числе связанных с реализацией решений Межгоссовета ЕврАзЭС по созданию единого таможенного пространства;
      разработке, согласованию и принятию нормативных правовых актов, издаваемых во исполнение Таможенного  Кодекса  Республики Казахстан, а также с учетом практики его применения. Вместе с тем будет обеспечена разработка соответствующих методических и консультационных материалов, их публикация.
      Приоритетными направлениями работы по повышению эффективности методов и форм таможенного администрирования будут являться:
      1) организация системы управления рисками, разработка методики оценки рисков, в том числе определение показателей рисков, критериев их применения;
      2) создание непрерывного процесса технического обновления, совершенствование технических средств таможенного контроля и применение современных информационных технологий. Решение данного вопроса тесно связано с задачами, возложенными на таможенные органы Республики Казахстан, по обеспечению экономической безопасности государства, соблюдению мер тарифного и нетарифного регулирования, проведению радиационного контроля на границе, совершенствованию таможенного оформления и таможенного контроля, а также созданию условий, способствующих ускорению внешнеторгового товарооборота;
      3) строительство единых контрольно-пропускных пунктов на автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска на таможенной границе республики, способных осуществлять комплексный контроль, в том числе ветеринарный, фитосанитарный и радиационный за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу, а также реконструкция таможенных постов и автопереходов в соответствии с международными требованиями;
      4) упрощение способов уплаты таможенных платежей и налогов в результате внедрения системы пластиковых платежных карт, с дальнейшим использованием микропроцессорных пластиковых карт при перемещении товаров через границы государств-членов Евразийского экономического сообщества.
      Следующим направлением деятельности уполномоченного органа по вопросам таможенного дела будет являться обеспечение перехода к более высокому уровню применения современных информационных технологий, обеспечивающих:
      1) решение проблемы контроля за перемещением энергоресурсов, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, в том числе расположенных на территориях сопредельных государств, путем внедрения механизма обмена информацией между таможенными органами и транспортировщиками энергоресурсов;
      2) комплексный контроль таможенной стоимости, позволяющий на основе накопленной таможенными органами информации выявлять отклонение заявляемой декларантом таможенной стоимости от сложившегося средневзвешенного уровня цен по каждому конкретному виду товара;
      3) ведение лицевых счетов плательщиков таможенных платежей и налогов, обмен информацией с автоматизированными системами налоговых органов и казначейства, что позволит ускорить проведение таможенных процедур и, в конечном итоге, обеспечит своевременность и полноту поступлений таможенных платежей и налогов в бюджет;
      4) учет и контроль за перемещением физическими лицами через таможенную границу Республики Казахстан наличной валюты, а также товаров, перемещаемых в упрощенном, льготном порядке.
      Одним из направлений деятельности таможенных органов является активизация их роли в совершенствовании механизмов тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Выполнение данной задачи требует наличия высокой степени точности информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан. С этой целью, будет проведена работа по детализации кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ, дальнейшему совершенствованию ТН ВЭД с учетом специфики внешнеторгового оборота Казахстана, разработаны предложения по совершенствованию единой ТН ВЭД государств-участников СНГ, проведены мероприятия по уточнению отдельных кодов классификации.
      В настоящее время уполномоченным органом по вопросам таможенного дела в достаточной мере реализована задача по формированию показателей таможенной статистики внешней торговли благодаря внедрению ТАИС. Создана база данных электронных копий грузовых таможенных деклараций.
      Прикладное программное обеспечение позволяет формировать необходимые выходные формы статистической отчетности.
      Большое внимание в предстоящем периоде будет уделено вопросам углубления международного сотрудничества, выхода на качественно новый уровень во взаимоотношениях со странами ближнего и дальнего зарубежья по таможенным вопросам, развития взаимодействия и обмена информацией с таможенными службами сопредельных государств. В частности, в рамках подготовки Республики Казахстан к вступлению в ВТО, необходимо провести соответствующие процедуры по присоединению к Международным конвенциям, связанным с упрощением и гармонизацией таможенных процедур, системы описания и кодирования товаров. Также, в целях реализации  Соглашения  между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о единстве управления таможенными службами и договоренностей в рамках Евразийского экономического сообщества, будут проведены совместные мероприятия по решению вопросов, связанных с транзитом товаров и транспортных средств, вывозом иностранной валюты физическими лицами, обеспечением информационного взаимодействия, борьбой с контрабандой.
      В области правоохранительной деятельности должна быть повышена результативность работы таможенных органов по пресечению и предупреждению незаконного перемещения через таможенную границу наркотиков, оружия, боеприпасов и других товаров, ограниченных к ввозу на таможенную территорию Республики Казахстан. Для этого будут улучшены методы выявления фактов перемещения таких товаров, в том числе с использованием служебно-розыскных собак, специальных технических средств досмотра и контроля.
     Повышению эффективности мер по пресечению преступлений и правонарушений в сфере таможенного дела будут способствовать новые формы сотрудничества и обмена информацией с правоохранительными органами республики, стран СНГ и других сопредельных государств.
      Важным направлением развития и совершенствования деятельности таможенных органов является также качественное кадровое обеспечение. Актуальными остаются вопросы повышения профессионального уровня сотрудников таможенной службы. Существует острая необходимость в создании учебных учреждений, их материально-техническом обеспечении, способных обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц в рамках системы таможенных органов Республики Казахстан. В связи с чем планируется создание Учебно-методических центров Министерства финансов Республики Казахстан в г. Алматы и Атырау по организации курсов повышения квалификации для сотрудников таможенных органов.
      Механизм реализации Программы: утверждение Плана мероприятий по реализации Программы развития с установлением жестких сроков, формы исполнения с указанием ответственных исполнителей.
      Организация выполнения мероприятий Программы возлагается на уполномоченный орган по вопросам таможенного дела совместно с другими министерствами и ведомствами.
      Текущий контроль за реализацией Программы осуществляет уполномоченный орган по вопросам таможенного дела. 

  6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования

       Источником финансирования мероприятий, предусмотренных Программой, является республиканский бюджет. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в рамках предусмотренного в республиканском бюджете финансирования.
      В целях реализации Программы развития таможенной службы на 2004-2006 годы, для решения поставленных перед таможенными органами задач необходимо предусмотреть в объемах финансирования из средств республиканского бюджета на 2004-2006 годы дополнительное выделение суммы в размере 12 320,9 млн. тенге, в т.ч. в 2004 году - 3 548,6 млн. тенге, в 2005 году - 4 554,4 млн. тенге, 2006 году - 4 217,9 млн. тенге. Сумму в размере 4 504,1 млн. тенге необходимо предусмотреть на внедрение новых форм и методов контроля, основанных на использовании современных технических средств таможенного контроля. На строительство объектов инфраструктуры, единых контрольно-пропускных пунктов на автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска, расположенных на границе планируется предусмотреть 
5 974,9 млн. тенге, для организации ведения и публикации статистики внешней торговли - 45,8 млн. тенге, на осуществление социальной политики и развитие учебно-методической базы - 1 796,1 млн. тенге.
      Окончательные суммы финансирования будут уточняться при формировании проекта республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.

  7. Ожидаемые результаты от реализации Программы

      Реализация Программы предполагает проведение комплекса взаимосвязанных мероприятий, в результате осуществления которых будет достигнут качественно новый уровень таможенного администрирования, что является важной предпосылкой для обеспечения стабильного экономического роста республики.
      Создание нормативно-правовой базы по таможенному делу, основанной на международных требованиях и стандартах, позволит ускорить вхождение Казахстана в мировой интеграционный процесс.
      Обеспечение информированности участников внешнеэкономической деятельности в области таможенного законодательства, а также доступ к достоверной и оперативной информации о деятельности таможенной системы создадут предпосылки для снижения числа правонарушений среди лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, сотрудников таможенных органов и структур, предоставляющих услуги в области таможенного оформления.
      Введение системы оценки и управления рисками даст возможность:
      упорядочить и сделать транспарентным механизм выборочности таможенного контроля;
      сосредоточить таможенный контроль на сферах повышенного риска и обеспечить более эффективное использование имеющихся в распоряжении таможенных органов ресурсов;
      повысить результативность мероприятий, проводимых таможенными органами, по выявлению правонарушений в сфере таможенного дела;
      создать участникам внешнеэкономической деятельности, соблюдающим таможенное законодательство Республики Казахстан, более благоприятные условия для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан.
      Дальнейшее оснащение таможенных органов Республики Казахстан современной техникой позволит:
      иметь достоверную информацию о товарах и транспортных средствах, пересекающих таможенную границу Республики Казахстан;
      контролировать в реальном времени, в т.ч. визуально, перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу и по территории Республики Казахстан;
      усилить контроль за сохранностью и соблюдением сроков доставки товаров до таможенных органов назначения;
      оптимизировать структуру и численность сотрудников таможенных органов.
      Укрепление Кинологической службы даст возможность усилить борьбу с незаконным перемещением наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, что, в конечном итоге, будет способствовать укреплению национальной безопасности страны.
      Введение порядка расчетов с применением пластиковых карт позволит участникам внешнеэкономической деятельности осуществлять безналичные денежные переводы в уплату таможенных платежей и налогов, обеспечить их надежность, проводить оплату таможенных платежей и налогов непосредственно во время оформления товара в любом таможенном органе, независимо от места фактической регистрации, ускорить процедуру таможенного оформления.
      Применение новых специализированных информационно-технических систем обеспечит более высокий уровень контроля за перемещением товаров и транспортных средств, повысит оперативность принятия решений таможенными органами, станет важным фактором, определяющим степень привлекательности Республики Казахстан для иностранного капитала.
      Модернизация и повышение качественного и количественного уровня технической оснащенности таможенных органов положительно повлияют на поступления в бюджет таможенных платежей и налогов. Прогнозируемый рост поступлений таможенных платежей и налогов в государственный бюджет на 2004-2006 годы в целом на 100,0 млрд. тенге: в 2004 году - 31,0 млрд. тенге, 2005 году - 34,0 млрд.тенге, 2006 году - 35,0 млрд.тенге.
      Совершенствование методов и форм ведения таможенной статистики, в том числе таможенной статистики внешней торговли, формирование полной и достоверной информационной базы, анализ полученных статистических данных позволит разрабатывать конструктивные предложения в части практического применения мер тарифного и нетарифного регулирования, обеспечить государственные органы информацией, необходимой для принятия решений по методам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
      Укрепление взаимодействия с таможенными службами сопредельных государств, активизация работы в рамках региональных объединений (ЕврАзЭС, СНГ), расширение международного сотрудничества послужат развитию международных связей в области таможенного дела, унификации и упрощению таможенных процедур, повышению активности казахстанской таможенной службы в реализации международных программ.
      Поэтапное решение социальных вопросов сотрудников таможенных органов даст возможность проводить набор на таможенную службу из числа наиболее профессиональных и компетентных лиц, имеющих опыт работы, обладающих высокими моральными качествами. В конечном счете, это приведет к снижению количества фактов коррупционных проявлений в собственных рядах и коррупции в таможенной системе в целом.
      В результате реализации Программы формы и методы таможенного администрирования будут приведены, в основном, в соответствие с международными стандартами, дальнейшее развитие получит материально-техническая база, улучшится технология таможенного обслуживания участников внешнеэкономической деятельности, повысится уровень профессиональной подготовки таможенных работников, улучшится методическое и информационное обеспечение таможенной службы, будет повышена степень точности при определении классификации товаров по кодам товарной номенклатуры, увеличатся поступления в бюджет таможенных платежей и налогов.

  8. План мероприятий по реализации Программы развития
таможенной службы Республики Казахстан
на 2004-2006 годы  <*>

     Сноска. В раздел 8 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 13 января 2006 года N 38 .

____________________________________________________________________
 N !   Мероприятия   !   Форма    !Ответст- !Срок  !Предпола-!Источ-
п/п!                 ! завершения !венный за!испол-!гаемые   !ник
   !                 !            !исполне- !нения !расходы  !финан-
   !                 !            !ние (реа-!      !(тыс.    !сиро-
   !                 !            !лизацию) !      !тенге)   !вания
--------------------------------------------------------------------
 1 !        2        !      3     !    4    !   5  !    6    !   7
-------------------------------------------------------------------

1. Совершенствование нормативной правовой базы
в сфере таможенного дела

 
1.1 Принятие участия  Представление МФ       2004-     нет     нет 
    в подготовке      предложений            2006
    изменений и       в Совет руко-          годы
    дополнений к      водителей
    Основам таможен-  таможенных
    ных законодатель- служб госу-
    ств государств-   дарств-членов
    членов ЕврАзЭС    ЕврАзЭС      

1.2 Осуществление     Заключение    МФ,      2004-     нет     нет
    дальнейшего раз-  соглашений    МИД      2006
    вития договорно-                         годы
    правовой базы по
    взаимоотношению
    с зарубежными
    странами и между-
    народными органи-
    зациями по тамо-
    женным вопросам,
    в том числе
    связанных с
    реализацией
    решений Межгос-
    совета ЕврАзЭС
    по созданию
    единого таможен-
    ного пространства
      
1.3 Разработка,       Проекты       МФ       2004-     нет     нет
    согласование и    нормативных            2006
    принятие норма-   правовых               годы
    тивных правовых   актов
    актов, издаваемых
    во исполнение
    Таможенного
     Кодекса  Республики
    Казахстан, а также
    с учетом практики
    его применения

1.4 Проведение
    необходимых проце-
    дур по присоедине-
    нию к Международ-
    ным конвенциям:

1.  об упрощении и    Проект        МФ,        2       нет     нет
4.1 гармонизации      Закона        МИД,     квартал  
    таможенных                      Экс-     2006 г.
    процедур (Киот-                 пертный
    ская конвенция);                Совет
 
1.  по гармонизиро-   Проект        АТК,       1       нет     нет
4.2 ванной системе    Закона        МИД,     квартал
    описания и кодиро-              Экс-     2004 г. 
    вания товаров;                  пертный
                                    Совет

1.  по предотвраще-   Проект        АТК,       1       нет     нет
4.3.нию, расследова-  Закона        МИД,     квартал
    нию и борьбе с                  Экс-     2005 г.
    таможенными право-              пертный
    нарушениями                     Совет
    (Найробийская
    Конвенция)

2. Повышение эффективности методов и форм таможенного
контроля, совершенствование таможенного
администрирования

2.1 Разработка        Приказ        АТК,       3       нет     нет
    технологии прове- АТК РК        МТК      квартал
    дения таможенных                         2004 г.
    процедур в отно-
    шении товаров,
    перемещаемых
    физическими лица-
    ми в поездах
    международных
    сообщений
      
2.2 Продолжить        Проект        МФ,      2004  1246800,0  Рес-
    мероприятия по    постановления МТК,     год              публи-
    созданию на гра-  Правительства ПС КНБ   2005  1246800,0  канс-
    нице Республики   РК            РК, МСХ  год              кий 
    Казахстан единых                МЗ, МООС 2006   997440,0  бюджет
    контрольно-                              год
    пропускных пунк-
    тов на автомо-
    бильных пунктах
    пропуска в целях
    осуществления
    таможенного и
    других видов
    государственного
    контроля
      
2.3 Продолжить        Проект        МФ,      2004  372740,0  Рес- 
    мероприятия по    постановления МТК,     год             публи-
    созданию на гра-  Правительства ПС КНБ   2005  648570,0  канский
    нице Республики   РК            РК, МСХ, год             бюджет
    Казахстан единых                МЗ, МООС 2006 1309110,0
    контрольно-про-                          год
    пускных пунктов
    на железно-
    дорожных пунктах
    пропуска в целях
    осуществления
    таможенного и
    других видов
    государственного
    контроля
      
2.4 Строительство     Проект        АТК      2004  103430,0  Рес-
    объектов тамо-    постановления          год             публи-
    женной инфра-     Правительства                          канский
    структуры (зал    РК                                     бюджет
    таможенного
    оформления
    таможни "Бахты",
    питомник на 10
    собак в г. Актау,
    сети электро-
    снабжения для
    отдаленных
    таможенных постов
    и т.д.)
      
2.5 Проектирование    Проект        АТК      2004  50000,0   Рес-
    и строительство   постановления          год             публи-
    досмотровой       Правительства                          канский
    площадки и склада РК                                     бюджет
    временного хране-
    ния таможни
    "Достык"
      
2.6 Разработка        Проект        АТК, ПС    3    нет      нет
    порядка информа-  нормативного  КНБ, МВД, квар-
    ционного обмена   правового     МСХ, МЗ,  тал
    таможенных орга-  акта          МИТ, МТК, 2004 г.
    нов с другими                   НК МФ,
    государственными                АФП, 
    органами с целью                МООС, АИС
    создания единой
    информационной
    среды по товарам
    и транспортным
    средствам, пере-
    мещаемым через
    таможенную
    границу
    Республики
    Казахстан
      
2.7 Разработка        Проект        АТК, МЭМР,  1      нет    нет
    порядка взаимо-   нормативного  МТК, МОСС квартал
    действия таможен- правового               2004 г.
    ных органов с     акта
    транспортировщи-
    ками энерго-
    ресурсов
      
2.8 Осуществление     Предложения   АТК, МТК,   1      нет    нет
    анализа и разра-  Правительству МЗ, МООС  квартал
    ботка предложений Республики              2004 г.
    с целью повышения Казахстан
    качества дейст-
    вующей процедуры
    таможенного
    контроля за деля-
    щимися радио-
    активными мате-
    риалами и опас-
    ными отходами
      
2.9 Разработка        Предложение   МФ        пос-     нет    нет
    предложений по    в МИТ                   тоянно
    рационализации
    ставок таможенных
    пошлин Республики
    Казахстан с уче-
    том: структуры и
    уровня ставок
    таможенных пошлин,
    сокращения коли-
    чества тарифных
    интервалов и
    практического
    использования
    тарифных ставок
    и квот
      
2.  Доведение анализа Проект        МИТ, АТК,   4      нет    нет
10  ТН ВЭД и на его   постановления заинтере- квартал
    основе разработка Правительства сованные  2004 г.
    и введение допол- РК            государ-
    нительной детали-               ственные
    зации кодов                     органы
    товаров, с учетом
    необходимости
    более точного
    применения мер
    тарифного и
    нетарифного
    регулирования
    внешне-экономи-
    ческой деятель-
    ности
      
2.  Проведение меро-  Проект        МФ        2004  712013,0 Рес-
11  приятий по осна-  постановления           год            публи-
    щению таможенных  Правительства           2005 1896054,0 канский
    органов на гра-   РК                      год            бюджет
    нице техническими                         2006 1896054,0 
    средствами тамо-                          год
    женного контроля:
      
2.  радиационного     Проект        МФ        2004  127013,0 Рес-
11. контроля          постановления           год            публи-
1                     Правительства           2005  159174,0 канский
                      РК                      год            бюджет
                                              2006  159174,0 
                                              год

2.  рентгенографичес- Проект        МФ        2004  350000,0 Рес-
11. кими установками  постановления           год            публи- 
2   для сканирования  Правительства           2005 1501880,0 канский
    грузовых авто-    РК                      год            бюджет
    транспортных                              2006 1501880,0
    средств                                   год

2.  системой контроля Проект        МФ        2004  235000,0 Рес-
11. доставки товаров  постановления           год            публи-
3                     Правительства           2005  235000,0 канский
                      РК                      год            бюджет
                                              2006  235000,0
                                              год
 
2.  Формирование      Соглашения    АТК,       1       Нет    нет
12  системы уплаты    с банками     банки     квартал
    таможенных плате- второго       второго   2004 г.
    жей и налогов     уровня        уровня
    посредством
    микропроцессорных
    пластиковых карт
    в рамках Программы
    развития Националь-
    ной межбанковской
    системы платежных
    карточек на основе
    микропроцессорных
    карточек, утверж-
    денной постановле-
    нием Правительства
    РК от 02.07.02 года
     N 713

              3. Информационно-техническая политика

3.1 Обеспечение       Приказ        МФ        2004  15258,0  Рес- 
    ведения и публи-  КТК МФ РК               год            публи-
    кации статистики                          2005  15258,0  канский
    внешней торговли                          год            бюджет
    Республики Казах-                         2006  15258,0
    стан                                      год
       
3.2 Организация       Информация    МФ,       2004    нет     нет
    мероприятий в     Правительству АИС       год
    рамках совершен-  Республики              2005
    ствования ТАИС    Казахстан               год
    по обеспечению                            2006
    информационного                           год
    взаимодействия
    с таможенными
    службами госу-
    дарств-участников
    ЕврАзЭС и СНГ в
    области таможен-
    ных правонару-
    шений, сквозного
    таможенного
    контроля
      
3.3 Разработка и      Приказы       АТК       2004    нет     нет
    внедрение сис-    АТК                     год
    темы мер по                               2005
    организации                               год
    безопасности
    информационных
    ресурсов таможен-
    ных органов в
    соответствии с
    требованиями
    безопасности
    информации

4. Международное сотрудничество

4.1 Обеспечение       Подготовка    МИТ,     2004-     нет    нет
    участия таможен-  документов    МИД,     2006
    ной службы в фор- для участия   МФ       годы
    мировании позиции в перегово-
    Республики        рах и зак-
    Казахстан по      лючительных
    присоединению к   документов
    Всемирной Торго-  по вступле-
    вой Организации   нию
                      Казахстана
                      в ВТО
      
4.2 Организация       Предложения   АТК,       3       нет    нет
    мероприятии по    Правитель-    МИД,     квартал
    проведению пер-   ству РК       заинте- 
    вого заседания                  ресован-
    руководителей                   ные го-
    таможенных адми-                сударст-
    нистраций                       венные
    Республики                      органы
    Беларусь,
    Республики
    Казахстан,
    Украины,
    Российской
    Федерации по
    вопросам дальней-
    шей интеграции в
    части унификации
    таможенного
    законодательства
    и формирования
    единого
    экономического
    пространства
      
4.3 Проведение        Проекты        АТК,    2         нет    нет
    подготовительной  между-         МИД,  квартал
    работы (разра-    народных       МЭБП  2004 г.
    ботка договорно-  соглашений
    правовой базы)
    по созданию
    представительств                         2
    таможенной                             квартал 
    службы Республики                      2005 г.
    Казахстан при
    таможенных службах
    Кыргызской
    Республики,
    Республики
    Узбекистан, КНР
    и Бельгии
      
4.4 Осуществление     Информация     МФ    постоянно   нет    нет
    обмена статисти-  Правитель-
    ческой информа-   ству РК
    цией с сопредель-
    ными государствами
    в целях проведения
    анализа "зеркаль-
    ной статистики"
      
4.5 Разработка        Подготовка     МФ,   постоянно   нет     нет
    предложений по    и направле-    МИТ
    совершенствованию ние пред-
    единой товарной   ложений в
    номенклатуры      СРТС
    внешнеэкономи-
    ческой деятель-
    ности государств-
    участников
    ЕврАзЭС

5. Совершенствование правоохранительной деятельности 
      таможенных органов

5.1 Обеспечение       Совместные    АТК,     2        нет     нет
    проведения меж-   приказы       МВД,   квартал
    ведомственных                   АФП    2004 г.
    профилактических
    мероприятий сов-
    местно с право-
    охранительными                           2
    органами по выяв-                      квартал
    лению и пресечению                     2005 г.
    преступлений и
    правонарушений

5.2 Разработка новых  Подготовка    АТК      1        нет     нет
    форм обмена       и направле-          квартал
    информацией по    ние предло-          2004 г.
    фактам незакон-   жений в
    ного оборота      RILO-
    наркотиков с      Москва
    Национальным
    узлом связи
    стран-участников
    СНГ
      
5.3 Организация       Предложения   АТК,       3       нет    нет
    мероприятий по    Правитель-    МИД,    квартал
    проведению сове-  ству РК       тамо-   2004 г.
    щания руководи-                 женные
    телей подраз-                   службы
    делений по борьбе               стран-
    с контрабандой                  участниц
    наркотиков тамо-                СНГ
    женных служб в
    рамках стран-
    участниц СНГ

       6. Социальная и кадровая политика

6.1 Создание госу-    Проект        АТК        2       нет    нет
    дарственного      постановления          квартал
    учреждения        Правительства          2004 г.
    "Учебно-методи-   РК
    ческий центр
    Агентства тамо-
    женного контроля
    Республики
    Казахстан
    в г. Алматы"
      
6.2 Создание госу-    Проект        АТК        2       нет    нет
    дарственного      постановления          квартал
    учреждения        Правительства          2004 г.
    "Учебно-методи-   РК
    ческий центр
    Агентства тамо-
    женного контроля
    Республики
    Казахстан в
    г. Атырау"
      
6.3 Строительство     Проект        АТК      2004   500000,0 Рес-
    здания "Учебно-   постановления          год             публи-
    методического     Правительства          2005   499350,0 канский
    центра Агентства  РК                     год             бюджет
    таможенного
    контроля
    Республики
    Казахстан в
    г. Алматы"
      
6.4 Строительство     Проект        АТК      2004   299980,0 Рес-
    общежития для     постановления          год             публи-
    сотрудников       Правительства                          канский
    таможенных        РК                                     бюджет
    органов на 100
    мест в г. Астана
      
6.5 Строительство     Проект        АТК      2004   248400,0 Рес-
    жилья для работ-  постановления          год             публи-
    ников таможенной  Правительства          2005   248400,0 канский
    службы таможни    РК                     год             бюджет
    "Достык"
      
6.6 Расширение        Заключение    АТК,      2       нет      нет
    взаимодействия    соглашений    МОН     квартал
    с образователь-                         2004 г.,
    ными учреждениями
    государств-участ-
    ников СНГ и стран                         2
    ЕС, международными                      квартал
    организациями по                        2005 г.
    реализации сов-
    местных программ
    обучения и повыше-
    ния квалификации
    сотрудников
--------------------------------------------------------------------