В соответствии с постановлениями Правительства Республики Казахстан от 23 января 2002 года N 85 "О Концепции государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан", от 24 апреля 2002 года N 470 "О Плане мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2002-2004 годы" Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан на 2003-2005 годы (далее - Программа).
2. Акиматам областей, городов Астаны и Алматы в месячный срок после утверждения Программы разработать региональные программы государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан.
3. Центральным и местным исполнительным органам представлять Министерству культуры, информации и спорта Республики Казахстан не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, информацию о ходе выполнения Плана мероприятий по реализации Программы. <*>
Сноска. В пункт 3 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 20 марта 2004 г. N 364 ; от 28 января 2005 г. N 73 .
4. Министерству культуры, информации и спорта Республики Казахстан в январе и июле по итогам полугодия представлять Правительству Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы. <*>
Сноска. В пункт 4 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 20 марта 2004 г. N 364 ; от 28 января 2005 г. N 73 .
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
1. Паспорт Программы
Наименование - Программа государственной поддержки
неправительственных организаций Республики
Казахстан на 2003-2005 годы
Основание для - постановления Правительства Республики
разработки Казахстан от 23 января 2002 года N 85 "О
Программы Концепции государственной поддержки
неправительственных организаций Республики
Казахстан", от 24 апреля 2002 года N 470
"О Плане мероприятий по реализации Программы
Правительства Республики Казахстан
на 2002-2004 годы"
Основной - Министерство культуры, информации и
разработчик общественного согласия Республики Казахстан
Программы
Цель Программы - создание условий для устойчивого развития
неправительственных организаций в Казахстане
как части гражданского общества и усиление их
роли в решении социально значимых проблем
общества на основе взаимодействия и поддержки
со стороны органов государственной власти
Задачи - совершенствование системы взаимодействия и
Программы сотрудничества государственных органов и
неправительственных организаций; оказание
информационной, консультативной, методической,
организационно-технической поддержки
неправительственным организациям страны,
решающим социальные вопросы; совершенствование
правовой базы, обеспечивающей деятельность
неправительственных организаций; формирование
системы государственного социального заказа;
создание условий для роста гражданской
инициативы в регионах; создание системы
подготовки и повышения квалификации
государственных служащих по вопросам
сотрудничества и взаимодействия с
неправительственными организациями; проведение
регулярного мониторинга и исследований
деятельности неправительственных организаций;
развитие сотрудничества с международными
организациями
Источники - финансирование будет осуществляться в пределах
финансирования средств, предусмотренных республиканским и
Программы местными бюджетами и иных, не запрещенных
законодательством Республики Казахстан
источников финансирования. Общий объем
финансирования на реализацию Программы из
республиканского бюджета предполагается в
объеме 37 628 000 тенге, из них:
на 2003 год - 14 000 000 тенге, на 2004
год - 11 146 000 тенге, на 2005 год -
12 482 000 тенге.
Ожидаемый - разработка и внедрение устойчивой и
результат от эффективной системы партнерских отношений между
реализации государственными органами и неправительственными
Программы организациями;
- создание правовых, методологических условий
для дальнейшего развития неправительственного
сектора страны;
- создание условий для роста гражданской
инициативы в регионах;
- укрепление сотрудничества с международными
организациями
Сроки реализации - 2003-2005 годы
Программы <*>
Сноска. В раздел 1 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 6 февраля 2004 г. N 146 .
2. Введение
Программа государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан на 2003-2005 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлениями Правительства Республики Казахстан от 23 января 2002 года N 85 "О Концепции государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан", от 24 апреля 2002 г. N 470 "О Плане мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2002-2004 годы" и рассчитана на 3 года.
Разработка настоящей Программы обусловлена необходимостью выработки комплексной и целенаправленной государственной политики поддержки неправительственного сектора и взаимодействия с ним. Являясь неотъемлемой составной частью гражданского общества, неправительственный сектор оказывает позитивное воздействие на дальнейшую демократизацию общественно-политических процессов в стране. Действуя на добровольных началах и проявляя инициативу, неправительственные организации уже сегодня вносят ощутимый вклад в решение проблем социальной сферы. В настоящее время важное значение приобретает реальное сотрудничество неправительственных организаций с государственными структурами на принципах равноправного партнерства.
Программа нацелена на создание устойчивой и эффективной системы партнерских отношений между государственными органами и неправительственными организациями страны.
3. Анализ современного состояния проблемы государственной
поддержки неправительственных организаций Республики
Казахстан
3.1. Этапы становления неправительственного сектора
Республики Казахстан и его взаимодействия с государством
Становление неправительственного сектора совпадает со становлением казахстанской государственности, периодом развития Казахстана как демократического, социального государства с рыночной экономикой. В Казахстане за 10 лет независимости сформировался неправительственный сектор, состоящий из числа общественных объединений, фондов, негосударственных некоммерческих учреждений, решающий социально значимые проблемы общества.
Неправительственные организации - это некоммерческие организации, созданные гражданами на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству, являющиеся одним из механизмов регулирования общественных отношений, выполняющие роль посредников между государством и гражданами в решении социальных проблем, в вопросах формирования гражданского общества. Деятельность неправительственных организаций направлена на развитие гражданской инициативы, повышение роли общественных организаций в решении социальных проблем, достижение устойчивого развития общества.
Анализ деятельности неправительственных организаций в Казахстане позволяет выделить 3 этапа развития общественного сектора и его взаимодействия с государством.
1 этап становления неправительственного сектора охватывает период с конца 1980-х по 1994 годы. За это время, по оценкам отечественных и зарубежных экспертов, было образовано около 500 неправительственных организаций. При этом неправительственные организации были в основном правозащитного направления, что связано с периодом становления независимости Казахстана и обусловлено началом процесса демократических преобразований.
Этот период характеризовался процессом выработки общих подходов и приоритетов государства по отношению к неправительственному сектору. Редки примеры позитивного сотрудничества государства и неправительственных организаций.
2 этап - с 1994 по 1997 годы. Это этап качественного и количественного роста неправительственных организаций, их численность возросла до 1600. Следует отметить не только количественный рост неправительственного сектора, но и дифференциацию по видам деятельности. Количественный рост неправительственных организаций в первую очередь можно объяснить за счет массированной финансовой поддержки международных фондов и организаций через систему грантов.
Грантовая поддержка зарубежных фондов и организаций носила обучающий и методический характер и оказала существенное влияние на процесс становления неправительственного сектора.
В 1996 году принят Закон Республики Казахстан "Об общественных объединениях", определивший юридический статус, права и обязанности общественных объединений, активизировавший процесс появления новых неправительственных организаций.
Этот период отмечается структурным и организационным становлением неправительственных организаций, выработкой единой государственной политики в отношении неправительственного сектора.
3 этап начинается с 1998 года и продолжается по настоящее время. Это качественно новый этап, характеризующийся конкретной постановкой вопроса о реализации механизма взаимодействия государства с неправительственными организациями. Количественный рост неправительственных организаций привел к тому, что их численность достигла около 3500. В них на постоянной основе работает более 35 тысяч человек, на временной (консультанты, эксперты) - до 50 тысяч человек и добровольцев - более 100 тысяч человек.
Анализ показывает, что в настоящее время сложились довольно устойчивые группы неправительственных организаций по различным направлениям деятельности.
Возникает в первую очередь проблема качественной, организационно-практической поддержки общественного сектора. В этих условиях важное значение приобретает реальное сотрудничество неправительственного сектора с государством на принципах равноправного партнерства.
Государство сегодня оказывает поддержку неправительственным организациям. Одним из свидетельств этого является принятие в 2001 году Закона Республики Казахстан "О некоммерческих организациях", который стал реальным шагом в признании роли и места некоммерческих организаций в общественных процессах. Законом четко определены организационно-правовые нормы и виды некоммерческих юридических лиц, их права и обязанности, порядок создания, реорганизации и прекращения деятельности.
Как положительное явление следует отметить смягчение условий регистрации некоторым категориям неправительственных организаций. Так, в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 2001 года N 1660 "Об утверждении ставок сбора за государственную регистрацию юридических лиц" ставка сбора за регистрацию детских и молодежных общественных организаций составляет двукратный месячный расчетный показатель, действующий на день уплаты сбора.
В соответствии с Правилами освобождения от налога на добавленную стоимость товаров, импортируемых в Республику Казахстан, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 января 2002 года N 84, освобождаются от налога товары, ввозимые в благотворительных целях по линии государства, правительств государств, международных организаций, что является важным для решения социальных проблем.
Знаковым событием в развитии неправительственного сектора является принятие Концепции государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 января 2002 года N 85, в которой определены цели и приоритеты государственной поддержки неправительственных организаций, принципы, механизмы и уровни ее реализации.
Таким образом, в настоящее время государством принимаются значительные меры по поддержке неправительственного сектора, однако большинство неправительственных организаций испытывают трудности в осуществлении своих задач. Слабым местом в развитии негосударственного сектора является неравномерность его развития в регионах, особенно в сельской местности. Всего 8% неправительственных организаций представлены на районном уровне, что совершенно недостаточно для развития общественной инициативы.
Во многом причиной этого является отсутствие целенаправленной государственной поддержки неправительственного сектора, кроме того, недостаточно отработаны механизмы взаимодействия и сотрудничества государственных органов и неправительственных организаций.
3.2. Опыт зарубежных стран в сфере законодательного
регулирования государственного финансирования проектов
неправительственных организаций
Социальный заказ является наиболее эффективной формой государственной поддержки неправительственных организаций. В связи с этим представляется важным изучение опыта зарубежных стран в сфере законодательного регулирования государственного финансирования проектов, осуществляемых неправительственными организациями.
Практика передачи неправительственным организациям обязанностей по предоставлению государственных услуг через грант или контракт между государством и неправительственными организациями давно существует в Соединенных Штатах Америки, однако в европейских странах, имеющих тенденцию к большей централизации, стала применяться недавно. Так, Закон Великого Герцогства Люксембург от 6 января 1996 года "О сотрудничестве для развития" устанавливает, что аккредитованные неправительственные организации имеют право на софинансирование, ежегодную помощь, субсидии для содействия к сотрудничеству, на соглашения о сотрудничестве, длящиеся несколько лет. В Нидерландах неправительственные организации являются основными поставщиками социальных услуг. Делегирование предоставления социальных услуг неправительственным организациям успешно осуществляется правительством Германии.
В настоящее время многие развивающиеся страны и страны переходного периода создали или создают законодательные механизмы, позволяющие заключать контракты с неправительственными организациями на предоставление социальных услуг. Законы, направленные на делегирование государством неправительственным организациям прав по осуществлению социальных услуг, действуют в странах Восточной Европы (Словакия, Польша, Венгрия, Румыния, Болгария и другие).
Для Казахстана представляется ценным решение вопроса государственной поддержки неправительственных организаций странами постсоветского пространства. Показателен в этом плане опыт России, где одной из наиболее эффективных форм государственной поддержки признан социальный заказ на выполнение социальных услуг неправительственными организациями. На уровне городов и субъектов Российской Федерации принято более 20 нормативных правовых актов, обеспечивающих правовую основу для участия неправительственных организаций в решении социально значимых проблем за счет местного бюджета.
В Законе Пермской области от 21 сентября 2000 года "О государственном социальном заказе в Пермской области" отмечается, что "настоящий Закон направлен на развитие институтов гражданского общества в Пермской области, повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых для решения социальных проблем, и привлечение к их решению некоммерческих организаций и широких слоев населения".
Закон города Москвы от 12 апреля 2000 года "О взаимодействии органов власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями" определяет основные принципы и формы взаимодействия органов власти г. Москвы с негосударственными некоммерческими организациями, в том числе связанные с поддержкой целевых социальных программ негосударственных некоммерческих организаций, общественно-гражданских инициатив, добровольческой деятельности. В указанном Законе в главе 4. "Неэкономическое взаимодействие органов власти Москвы с негосударственными некоммерческими организациями" отмечаются и другие формы поддержки негосударственных некоммерческих организаций: информационная поддержка; создание общественных советов; обучение специалистов, оказание методической помощи; проведение конференций, семинаров, консультаций; организация обсуждения проектов целевых социальных программ города, района города Москвы.
В России получила распространение практика муниципального социального заказа. Это разновидность муниципального заказа, поручение муниципального заказчика на выполнение мероприятий и мер, направленных на реализацию социально значимых вопросов жизнедеятельности города, путем заключения на конкурсной основе контрактов (договоров) с обеспечением гарантированных источников финансирования.
Так, Решением Тюменской городской Думы от 27 октября 1999 года N 508 утверждено Положение о муниципальном социальном заказе. Этим документом регулируется нормативная правовая база и отношения в области муниципального социального заказа, закрепляется порядок взаимодействия муниципального заказчика, организатора конкурса, экспертов и других участников, порядок утверждения, прохождение заявок и другие обязательные условия при реализации муниципального социального заказа. В 2000-2001 годах в конкурсах приняли участие 96 организаций, подано 127 заявок на выполнение социальных услуг.
Таким образом, механизм государственного социального заказа действует в странах с различными экономическими и политическими системами и является важным фактором укрепления и развития неправительственного сектора.
4. Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для устойчивого развития неправительственных организаций в Республике Казахстан как части гражданского общества и усиление их роли в решении социально значимых проблем общества на основе взаимодействия и поддержки со стороны органов государственной власти.
Основные задачи Программы:
1) совершенствование правовой базы, обеспечивающей деятельность неправительственных организаций;
2) совершенствование системы взаимодействия и сотрудничества государственных органов и неправительственных организаций;
3) оказание информационной, консультативной, методической, организационно-технической поддержки неправительственным организациям страны, решающим социальные вопросы;
4) формирование системы государственного социального заказа;
5) создание условий для роста гражданской инициативы в регионах;
6) создание системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих по вопросам сотрудничества и взаимодействия с неправительственными организациями;
7) проведение регулярного мониторинга и исследований деятельности неправительственных организаций;
8) развитие сотрудничества с международными организациями.
5. Основные направления
и механизм реализации Программы
Реализация Программы предполагает системность и поэтапность действий по следующим приоритетным направлениям:
1) организационно-правовые мероприятия;
2) развитие гражданской инициативы в регионах;
3) создание органов по взаимодействию и сотрудничеству с неправительственными организациями;
4) информационное обеспечение деятельности неправительственных организаций;
5) консультативная и методическая поддержка неправительственных организаций;
6) организационно-техническая поддержка неправительственных организаций;
7) повышение квалификации государственных служащих по вопросам взаимодействия с неправительственным сектором.
Программа направлена на повышение эффективности реализации государственной поддержки неправительственных организаций, дальнейшее сотрудничество государственных органов и неправительственных организаций.
5.1. Организационно-правовые мероприятия
Формирование и совершенствование соответствующей нормативной правовой базы, обеспечивающей деятельность неправительственных организаций, является важнейшим условием оказания действенной государственной поддержки неправительственному сектору.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2002 года N 470 "О Плане мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2002-2004 годы" планируется разработка проекта Закона Республики Казахстан "О государственном социальном заказе".
Государственный социальный заказ - экономико-правовая форма реализации приоритетных целевых социальных программ республиканского и регионального уровней, обеспеченных за счет средств государственного бюджета Республики Казахстан, путем заключения контрактов (договоров). Размещение государственных социальных заказов будет обеспечено заказчиком на основе проведения открытых публичных конкурсов (тендеров).
Закон "О государственном социальном заказе" определит весь комплекс правовых, организационных и иных вопросов взаимодействия государственных органов и неправительственных организаций в сфере их участия в решении социально значимых проблем общества. Закон обеспечит правовую основу для широкого участия неправительственных организаций в решении социально значимых проектов за счет средств государственного бюджета, позволит повысить качество и объем социальных услуг, предоставляемых населению.
В рамках реализации Программы планируется проведение пилотных тендеров (конкурсов) социально значимых проектов неправительственных организаций центральными исполнительными органами. В целях обеспечения гласности и открытости проведения тендеров (конкурсов) предусмотрена разработка правил проведения тендера (конкурса) социально значимых проектов неправительственных организаций.
Важна терминологическая гармонизация законодательства в отношении понятий, связанных со статусом и деятельностью неправительственных организаций.
Предполагается внесение предложения в Правительство Республики Казахстан по совершенствованию нормативной правовой базы, касающейся деятельности неправительственных организаций.
С целью выявления проблем неправительственного сектора, тенденций его развития, взаимодействия с государственными органами будут проводиться социологические исследования по проблемам неправительственных организаций, мониторинг хода реализации Программы.
5.2. Развитие гражданской инициативы в регионах
Развитие неправительственного сектора в регионах, особенно в сельской местности, вовлечение местными органами власти неправительственных организаций в решение социальных проблем снимет социальную напряженность, будет способствовать росту гражданской инициативы населения в организации самопомощи и самозанятости, повышению качества и объема социальных услуг.
Предусмотрено привлечение местных неправительственных организаций в решение региональных социальных проблем путем организации и проведения тендеров (конкурсов) социально значимых проектов неправительственных организаций.
Стимулированию гражданской инициативы в сельской местности будет способствовать проведение обучающих семинаров, тренингов, "круглых столов", конференций по актуальным проблемам развития регионов местными исполнительными органами власти совместно с неправительственными организациями.
Важным условием роста социальной активности сельского населения явится совместное проведение благотворительных, добровольческих, культурно-массовых и иных акций.
Необходимо создание условий, которые позволят значительно увеличить объем ресурсов, поступающих в благотворительную сферу из частных источников, за счет более полного использования потенциала коммерческого сектора для поддержки наиболее уязвимых слоев населения, а также эффективной и качественной реализации государственных социальных программ.
Органы государственной власти должны оказывать содействие развитию добровольческой деятельности как безвозмездной социально значимой деятельности физических лиц, реализуемой в рамках деятельности неправительственных организаций.
Помощь добровольцев осуществляется в различных формах: оказание помощи в виде услуг населению, осуществление общественно полезной деятельности, участие в реализации благотворительных программ.
Успешное решение проблемы развития гражданской инициативы на региональном уровне создаст условия для эффективной деятельности неправительственных организаций в социальной сфере.
5.3. Создание органов по взаимодействию с
неправительственными организациями
Советы с консультативно-совещательным статусом при органах местной исполнительной власти будут способствовать поиску оптимальных путей взаимодействия органов государственной власти с неправительственным сектором. Основные направления деятельности советов: укрепление и расширение взаимоотношений государственных и неправительственных организаций, придание им системного характера; координация совместных действий и выработка конкретных механизмов их реализации; разработка комплексной программы совместных мероприятий, направленных на решение социальных и экономических вопросов, укрепление казахстанской государственности, демократизацию общественных процессов; совместное обсуждение актуальных проблем общественного развития в поиске взаимоприемлемых решений.
В целях выработки единых требований к деятельности советов будет разработано типовое положение о консультативных советах по взаимодействию с неправительственными организациями при органах исполнительной власти, которое будет рекомендовано местным органам власти.
Важным механизмом реализации Программы будет широкое привлечение неправительственных организаций в процесс разработки социально важных законопроектов и программных документов центральными государственными органами.
5.4. Информационное обеспечение деятельности
неправительственных организаций
Информационная поддержка деятельности неправительственных организаций предполагает широкое освещение в средствах массовой информации опыта работы неправительственного сектора в решении социально значимых проблем, его взаимодействия и сотрудничества с государственными органами. Создание специализированных рубрик, тематических радио- и телепередач о деятельности неправительственных организаций должно способствовать формированию в обществе положительного имиджа неправительственного сектора.
Предусмотрено освещение проблем неправительственных организаций, практики развития социально значимой деятельности, общественно-гражданских инициатив в средствах массовой информации, выполняющих государственный заказ на проведение государственной информационной политики.
В рамках информационной поддержки необходимо также формирование правовых и финансовых условий для развития рынка социальной рекламы.
5.5. Консультативная и методическая поддержка
неправительственных организаций
Консультативная поддержка неправительственных организаций предполагает разъяснение нормативных правовых актов у Правительства Республики Казахстан, обеспечивающих деятельность неправительственных организаций; предоставление им информации о методах, направлениях работы государственных органов по развитию сотрудничества с неправительственным сектором, отечественных и зарубежных грантодателях, данных о существующих в стране неправительственных организациях и иной информации.
Предусмотрено создание банка данных неправительственных организаций Республики Казахстан.
В целях дальнейшей активизации и консолидации неправительственного сектора будет проведен Международный форум "Казахстанские неправительственные организации в 21 веке: проблемы становления, перспективы развития", на котором будут обсуждены тенденции и перспективы развития неправительственных организаций Казахстана, состоится широкий обмен опытом, рассмотрены пути эффективного сотрудничества с государственными органами.
Методическая поддержка предусматривает разработку методических рекомендаций, материалов, справочников, пособий для неправительственных организаций на базе проводимого мониторинга и исследований деятельности неправительственного сектора, анализа проблем его взаимодействия с государственными органами.
5.6. Организационно-техническая поддержка
неправительственных организаций
Важным направлением организационно-технической поддержки является проведение мероприятий практического характера: "круглых столов", семинаров, конференций, тренингов, иных акций совместно с неправительственными организациями, а также оказание технической помощи в проведении мероприятий (предоставление помещения, технических средств, приглашение заинтересованных органов, лиц и другое).
Организация и проведение "круглых столов" на систематической основе по актуальным проблемам развития неправительственного сектора будут способствовать выявлению стимулов и препятствий процесса развития неправительственных организаций, их взаимодействия с государственными органами.
Создание единой сети, связывающей республиканский центр поддержки неправительственных организаций "Инфо-центр НПО" и региональные представительства центра, установка программного оборудования позволят четко координировать работу, планомерно осуществлять деятельность по укреплению и расширению взаимоотношений государственных органов и неправительственных организаций.
Необходимо обеспечение широкого доступа общественности к экологической информации, привлечение неправительственных организаций к решению экологических проблем, повышение правовой грамотности по вопросам, касающимся охраны окружающей среды.
5.7. Подготовка и повышение квалификации государственных
служащих по вопросам взаимодействия
с неправительственным сектором
Данное направление предполагает организацию и проведение систематических семинаров, обучающих тренингов для государственных служащих по различным вопросам совершенствования системы взаимодействия с неправительственными организациями.
Работа по реализации Программы зачастую будет носить инновационный характер, поскольку в Казахстане еще пока недостаточно опыта, методологических и теоретических разработок в сфере развития неправительственного сектора. В связи с этим необходимо уделить значительное внимание подготовке и повышению квалификации сотрудников уполномоченных органов, осуществляющих мероприятия по Программе.
Следует проводить обучающие семинары для сотрудников территориальных подразделений, наладить систему обмена опыта между подразделениями и различными уровнями, способствовать участию сотрудников в международных и национальных обучающих мероприятиях.
Сотрудничество с международными организациями на основе партнерских отношений является важным показателем продвижения демократических реформ, построения гражданского общества. Выполнение совместных программ, направленных на решение социально значимых задач, окажет позитивное влияние на развитие неправительственного сектора страны. Финансовая и техническая поддержка международных организаций и фондов будет способствовать укреплению и развитию неправительственных организаций.
5.8. Механизм реализации Программы <*>
Сноска. Внесены изменения - постановлением Правительства РК от 28 января 2005 г. N 73 .
Для реализации Программы разработан План мероприятий по реализации Программы государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан на 2003-2005 годы (далее - План), который предусматривает поэтапное исполнение намеченных мероприятий.
План позволит координировать и контролировать деятельность государственных органов по исполнению Программы.
Координация процессов реализации Программы возложена на Министерство культуры, информации и спорта Республики Казахстан.
Механизм реализации Программы предусматривает совместные действия государственных органов и неправительственных организаций, а также активное сотрудничество с международными организациями.
В целях координации и контроля выполнения Программы будет разработана система ее мониторинга и оценки, включающая четкие показатели (индикаторы) контроля за эффективностью проводимых мероприятий. В 4 квартале 2003 года планируется проведение экспертного опроса по проблемам развития неправительственного сектора Республики Казахстан, в котором примут участие 300 экспертов (представители государственных органов, научной общественности, неправительственных организаций).
Результаты анализа мониторинга Программы будут служить основанием для корректировки отдельных направлений, внесения соответствующих изменений в Программу и План, а также для разработки последующих программ. <*>
Сноска. В раздел 5 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 6 февраля 2004 г. N 146 .
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
Реализация Программы будет осуществляться из следующих источников:
1) республиканского бюджета;
2) местных бюджетов;
3) иных, не запрещенных законодательством Республики Казахстан источников финансирования.
Финансирование Программы будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на выполнение части социально значимых мероприятий в области образования, здравоохранения, молодежной, демографической, гендерной политики, социального обеспечения и социальной помощи, культуры, информации, спорта, мероприятий по охране окружающей среды.
Предполагается привлечение технической и грантовой помощи международных организаций, общественных фондов, собственных средств организаций всех форм собственности и иных источников, не запрещенных законодательными актами Республики Казахстан.
Общий объем финансирования на реализацию Программы из республиканского бюджета предполагается в объеме 37 628 000 тенге, из них: на 2003 год - 14 000 000 тенге, 2004 год - 11 146 000 тенге, 2005 год - 12 482 000 тенге. <*>
Сноска. В раздел 6 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 6 февраля 2004 г. N 146 .
7. Ожидаемый результат от реализации Программы
В результате полной реализации Программы и принятия всех мер, предусмотренных в ней, будут обеспечены эффективная система партнерских отношений между государственными органами и общественным сектором, а также устойчивое развитие гражданского общества республики.
Реализация данной Программы будет выражена в конкретной организационно-технической, методической, консультативной, информационной поддержке неправительственного сектора страны, создаст условия для благотворительной деятельности, активизирует сотрудничество с международными организациями.
Основные показатели (индикаторы), характеризующие позитивные изменения в развитии неправительственного сектора, которые будут достигнуты в результате реализации Программы: количественный и качественный состав, кадровый потенциал, организационные и финансовые ресурсы неправительственных организаций, их общественный рейтинг, рост неправительственного сектора в регионах, участие неправительственных организаций в реализации государственного социального заказа, партнерские отношения с государственными структурами.
В результате полной реализации Программы и принятия мер, предусмотренных в ней, будут:
созданы правовые, методологические, организационно-технические условия для дальнейшего развития неправительственного сектора Казахстана;
разработана и внедрена эффективная система партнерских отношений между государственными органами и неправительственным сектором, способствующая повышению качества и объема социальных услуг, оказываемых населению;
созданы условия для роста гражданской инициативы в регионах;
укреплена методологическая база по сотрудничеству с международными организациями.
Указанное в целом будет способствовать развитию и укреплению гражданского общества, повышению социального и гуманитарного потенциала страны.
8. План мероприятий по реализации Программы <*>
Сноска. В раздел 8 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 6 февраля 2004 г. N 146 ; от 20 марта 2004 г. N 364 ; от 28 января 2005 г. N 73 .
-------------------------------------------------------------------
N ! Мероприятие !Форма за-!Ответствен-!Срок !Предпо-!Источ-
п/п! !вершения !ные за ис- !испол-!лагае- !ники
! ! !полнение !нения !мые !финан-
! ! ! !(реа- !расходы!сиро-
! ! ! !лиза- ! !вания
! ! ! !ции) ! !
-------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7
-------------------------------------------------------------------
1. Организационно-правовые мероприятия
-------------------------------------------------------------------
1 Разработать проект Проект МКИОС 2 - Не тре-
Закона Республики Закона квар- бует
Казахстан "О Республи- тал финан-
государственном ки Казах- 2003 сирова-
социальном заказе" стан г. ния
2 Разработать Приказ МКИОС 2 - Не тре-
Правила проведения квар- бует
тендера (конкурса) тал финан-
социально значимых 2003 сирова-
проектов неправи- г. ния
тельственных
организаций
3. Разработать Приказ МКИОС, НПО 2 - Не тре-
типовое положение (по согла- квар- бует
о консультативных сованию) тал финан-
советах по 2003 сирова-
взаимодействию с г. ния
неправительствен-
ными организациями
при центральных и
местных исполни-
тельных органах
4. Организовать и Приказы МКИОС, 2 10 700 Респуб-
провести тендеры централь- МТСЗН, МЗ, квар- 000 тг. ликан-
(конкурсы) по ных ис- МООС, тал (МКИС) ский
отбору социально полни- 2003 бюджет
значимых проектов тельных г.
неправительствен- органов НКДСЖ (по 2 9 700
ных организаций согласова- квар- 000 тг.
нию) тал (МКИОС)
2004
г.
2 9 700
квар- 000 тг.
тал (МКИОС)
2005
г.
5. Внести предложения Информа- МКИОС 4 - Не тре-
по совершенствова- ция в квар- бует
нию правовой базы, Прави- тал финан-
обеспечивающей тельство 2003 сирова-
деятельность Респуб- г. ния
неправительствен- лики
ных организаций Казах-
стан
6. Провести монито- Информа- МКИОС
ринг деятельности ция в Не тре-
неправительствен- Прави- бует
ных организаций: тельство финан-
Экспертный опрос Респуб- 4 - сирова-
по проблемам лики квар- ния
развития неправи- Казах- тал
тельственного стан 2003
сектора; г.
-------------------------------------------------------------------
2. Развитие гражданской инициативы в регионах
-------------------------------------------------------------------
7 Проводить Информа- МКИОС, Де- - Не тре-
семинары, "круглые ция в акимы об- кабрь, бует
столы", конферен- Прави- ластей, еже- финан-
ции по социально тельство городов годно сиро-
значимым регио- Респуб- Астаны и вания
нальным проблемам лики Алматы, НПО
совместно с непра- Казах- (по согла-
вительственными стан сованию)
организациями
8. Организовать и Информа- ММКИОС, Де- - Не тре-
провести совместно ция в акимы об- кабрь, бует
с неправительст- Прави- ластей, еже- финан-
венными организа- тельство городов годно сиро-
циями благотвори- Респуб- Астаны и вания
тельные, добро- лики Алматы, НПО
вольческие, Казах- (по согла-
культурно-массовые стан сованию)
и иные акции
-------------------------------------------------------------------
3. Создание органов по взаимодействию с
неправительственными организациями
-------------------------------------------------------------------
9. Создать консульта- Решения Акимы 2 - Не тре-
тивные советы по акимов областей, квар- бует
сотрудничеству и городов тал финан-
взаимодействию с Астаны, 2003 сиро-
неправительствен- Алматы г. вания
ными организациями
при местных
исполнительных
органах
10 Организовать Информа- МКИОС, 4 - Не тре-
привлечение непра- ция в центральные квар- бует
вительственных Прави- исполни- тал, финан-
организаций в тельство тельные еже- сирова-
процесс разработки Респуб- органы годно ния
социально важных лики
законопроектов и Казах-
проектов программ стан
-------------------------------------------------------------------
4. Информационное обеспечение деятельности
неправительственных организаций
-------------------------------------------------------------------
11 Широко освещать в Информа- МКИОС Июнь, - Не тре-
средствах массовой ция в де- бует
информации опыт Прави- кабрь, финан-
работы неправи- тельство еже- сирова-
тельственных Респуб- годно ния
организаций в лики
решении социально Казах-
значимых проблем стан
12 Формировать Предложе- ММКИОС 1 - Не тре-
правовые и финан- ния в квар- бует
совые условия для Прави- тал финан-
развития рынка тельство 2005 сирова-
социальной рекламы Респуб- г. ния
лики
Казах-
стан
13 Организовать Отчет в Мининформ 4 - Не тре-
специализированные Прави- квар- бует
рубрики по пробле- тельство тал финан-
мам развития Респуб- 2004 сирова-
неправительствен- лики г. ния
ного сектора в Казах-
средствах массовой стан
информации,
выполняющих
государственный
заказ
-------------------------------------------------------------------
5. Консультативная и методическая поддержка
неправительственных организаций
-------------------------------------------------------------------
14 Разъяснять общест- Информа- МКИОС, МЮ, Июнь, - Не тре-
венным объедине- ция в МТСЗН, МЗ, де- бует
ниям нормативные Прави- МООС, кабрь, финан-
правовые акты, тельство еже- сирова-
касающиеся дея- Респуб- годно ния
тельности неправи- лики
тельственных Казах-
организаций стан
15 Разрабатывать Информа- МКИОС, Де- Респуб-
методические ция в МТСЗН, МЗ, кабрь, ликан-
материалы, реко- Прави- МООС еже- ский
мендации, пособия тельство годно бюджет
по разъяснению Респуб- 2003 180000
государственной лики г. тг.
политики в области Казах- (МКИС)
взаимодействия и стан 2004 180000
сотрудничества с г. тг.
неправительствен- (МКИС)
ными организациями
16 (исключена - N 146 от 6.02.2004 г.)
17 Провести Междуна- Приказ МКИОС, МИД, 3 2782000 Респуб-
родный форум Международ- квар- тг. ликан-
неправительствен- ные органи- тал ский
ных организаций зации (по 2005 бюджет
"Казахстанские НПО согласова- г.
в 21 веке: проб- нию)
лемы становления,
перспективы
развития"
-------------------------------------------------------------------
6. Организационно-техническая поддержка
неправительственных организаций
-------------------------------------------------------------------
18 Проводить конфе- Информа- МКИОС, го- Де- - Не тре-
ренции, "круглые ция в сударствен- кабрь, бует
столы", тренинги, Прави- ные органы еже- финан-
семинары, иные тельство годно сирова-
акции совместно с Респуб- ния
неправительствен- лики
ными организа- Казах-
циями стан
19 Организовывать и Приказ МКИОС 2003 1200000 Респуб-
проводить "круг- г. тг. ликан-
лые столы" по 2004 446000 ский
актуальным г. тг. бюджет
проблемам
развития неправи-
тельственного
сектора, его
взаимодействия и
сотрудничества с
государственными
органами
20 Создать единую Приказ МКИОС, Меж- 1 300000 Респуб-
сеть, связывающую дународные квар- тг. ликан-
республиканский организации тал ский
центр поддержки (по согла- 2003 бюджет
НПО "Инфо-центр сованию) г.
НПО" и региональ-
ные представитель-
ства центра, уста-
новить программное
обеспечение
21 Обеспечить широкий Отчет в МООС еже- - Не тре-
доступ НПО к эко- Прави- квар- бует
логической инфор- тельство тально финан-
мации, привлекать Респуб- сирова-
их к решению лики ния
экологических Казах-
проблем, повышать стан
правовую грамот-
ность по вопросам,
касающимся охраны
окружающей среды
-------------------------------------------------------------------
7. Подготовка и повышение квалификации государственных
служащих по вопросам взаимодействия с неправительственным
сектором
-------------------------------------------------------------------
22 Организовать и Приказ МКИОС, АГС, 2 60000 Респуб-
провести семинары, Академия квар- тг. ликан-
обучающие тренинги госслужбы тал (МКИОС) ский
для государствен- (по согла- 2003 бюджет
ных служащих сованию), г.
Международ-
ные органи-
зации (по
согласова-
нию)
23 Организовать Приказ, Мининформ,АГС, 2, 3, 820000 Респуб-
региональные семи- Решения Акимы 4 тг. ликан-
нары для сотрудни- акимов областей, квар- (МКИОС) ский
ков государствен- городов талы бюджет
ных органов по Астаны и 2004
вопросам взаимо- Алматы, г.
действия с непра- Академия
вительственным госслужбы
сектором (по согла-
сованию)
24 Организовать Приказ МКИОС, АГС, 2003 1560000 Респуб-
обучение сотрудни- МИД, Между- г. тг. ликан-
ков государствен- народные ский
ных органов Рес- организации г. бюджет
публики Казахстан (по согла-
в зарубежных сованию)
странах
-------------------------------------------------------------------
Примечание: Объем финансирования мероприятий будет уточняться по мере формирования республиканского бюджета на соответствующий финансовый год
Принятые сокращения:
Академия госслужбы - Академия государственной службы при Президенте Республики Казахстан
АГС - Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы
МЗ - Министерство здравоохранения Республики Казахстан
МИД - Министерство иностранных дел Республики Казахстан
МКИОС - Министерство культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан
МООС - Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан
МТСЗН - Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
МЭБП - Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан
МЮ - Министерство юстиции Республики Казахстан
НКДСЖ- Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан
НПО - неправительственные организации
МКИС - Министерство культуры, информации и спорта Республики Казахстан