Оглавление

Об утверждении Программы совершенствования тарифной политики субъектов естественных монополий на 2002-2004 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 октября 2002 года N 1126

Обновленный

      В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2002 года N 470 "О Плане мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2002-2004 годы" Правительство Республики Казахстан постановляет:

      1. Утвердить прилагаемую Программу совершенствования тарифной политики субъектов естественных монополий на 2002-2004 годы.
      2. Агентству Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции ежегодно по итогам полугодия и года представлять в Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации данной Программы. <*>
      Сноска. В пункт 2 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 18 марта 2004 г. N 337; от 31 августа 2004 года N 914.

      3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Утверждена        
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 15 октября 2002 года N 1126

Программа совершенствования тарифной политики
субъектов естественных монополий на 2002-2004 годы <*>
      Сноска. В Программу внесены изменения - постановлением Правительства РК от 18 марта 2004 г. N 337 .

1. Паспорт

Наименование      Программа совершенствования тарифной политики
                  субъектов естественных монополий на
                  2002-2004 годы.

Основание для     Постановление Правительства Республики Казахстан
разработки        от 24 апреля 2002 года N 470 "О Плане мероприятий
                  по реализации Программы Правительства Республики
                  Казахстан на 2002-2004 годы".

Основные          Агентство Республики Казахстан по регулированию
разработчики      естественных монополий и защите конкуренции.

Срок реализации   2002-2004 годы.

Цель программы    Формирование тарифной политики на
                  среднесрочной основе, направленной на достижение
                  баланса интересов государства, субъектов
                  естественных монополий и потребителей их услуг;
                  создание благоприятных условий для привлечения
                  инвестиций в сектор естественной монополии;
                  расширение мер государственного контроля
                  за деятельностью монополий.

                  Совершенствование нормативной правовой базы,
Задачи            регламентирующей деятельность субъектов    
Программы         естественных монополий, основанной на
                  международных подходах.
 
                  Создание и совершенствование методологии
                  регулирования сферы естественной монополии,
                  включая адекватное реагирование на изменения
                  внутренних и внешних факторов.
 
                  Усиление системы защиты прав потребителей.
 
                  Обеспечение стабильности среднего уровня тарифов
                  на услуги естественных монополий в течение
                  среднесрочного периода в целях привлечения
                  инвестиций в обновление производства естественных
                  монополий и повышение качества предоставляемых ими
                  услуг (товаров, работ).
 
                  Создание информационной базы данных для анализа
                  влияния естественных монополий на их потребителей
                  и проведение научных исследований.

                  Устранение практики применения необоснованной
                  дифференциации тарифов на услуги субъектов
                  естественной монополии по группам потребителей.

Ожидаемые         Принятие нормативных правовых актов, которые
результаты        позволят усилить защиту прав потребителей и
                  повысить прозрачность деятельности субъектов
                  естественных монополий.

                  Разработка методологических подходов, которые
                  усовершенствуют механизм государственного
                  регулирования экономики в сфере естественных
                  монополий.

                  Обеспечение условий для инвестирования в
                  обновление производства субъектов естественных
                  монополий.

                  Повышение качества предоставляемых услуг за счет
                  модернизации производства и снижения
                  сверхнормативных потерь.

                  Разработка методик и программных продуктов,
                  позволяющих анализировать влияние изменения
                  тарифов субъектов естественных монополий на их
                  потребителей.

                  Создание системы мониторинга сферы деятельности
                  естественных монополий.

                  Устранение необоснованной дифференциации тарифов
                  на услуги субъектов естественных монополий по
                  группам потребителей.

Необходимые       Стоимость Программы на 2002-2004 годы оценивается
ресурсы и         в размере 992,188 млн.тенге. Финансирование   
источники         будет только из средств республиканского бюджета.
финансирования    В 2002 году на привлечение консультантов к
                  разработке и совершенствованию
                  нормативно-правовой базы выделено средств из
                  республиканского бюджета на сумму 17,1 млн.тенге.

                  Программа потребует затрат на 2003-2004 годы в
                  размере 975,088 млн.тенге, в том числе в 2003
                  году в размере 435,362 млн.тенге, а в 2004 году -
                  539,726 млн.тенге.

2. Введение

      Настоящая Программа разработана во исполнение Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года и Программы Правительства Республики Казахстан на 2002-2004 годы, утвержденной Указом Президента РК от 28 марта 2002 года N 827. Практической основой создания данной Программы является современное состояние национальной экономики и субъектов естественной монополии на территории Республики Казахстан.
      Выход постановления Правительства Республики Казахстан от 19 октября 1994 года N 1171 "О регулировании цен на продукцию хозяйствующих субъектов - естественных монополистов" заложил основу для регулирования сферы естественной монополии. Так, в частности, было запрещено пересматривать цены чаще одного раза в квартал. Установлен контроль над уровнем монопольно высокой прибыли. При предприятиях - естественных монополистах были ликвидированы структуры, дублирующие основную деятельность. Эти меры позволили замедлить темпы роста тарифов на услуги субъектов естественных монополий и улучшить состояние экономики в целом. В 1995-1997 годах было отменено регулирование цен на продовольственные товары. Прекращено регулирование уровня рентабельности монополистов. С тех пор активная деятельность государства, направленная на расширение конкурентно-рыночного регулирования приняла масштабный характер во всех секторах реальной экономики, что способствовало стабилизации финансового положения республики.
      На современном этапе развития экономики Республики, когда можно говорить о завершении переходного периода, государству предстоит задействовать новые рычаги экономического реформирования: определить приоритеты развития отечественной экономики; создать промышленную инфраструктуру и условия, обеспечивающие занятость основной части населения и т.д. В этих условиях, одной из основных задач должно стать создание эффективной системы тарифообразования на услуги субъектов естественных монополий, направленной на решение общеэкономических задач, способствующих росту реального сектора экономики, развитию экономических связей, рациональному размещению производительных сил, повышению конкурентоспособности отечественной продукции.

3. Анализ современного состояния проблемы

      1. Анализ регулирования сфер естественных монополий

      1) Действующее законодательство, регулирующее сферу
         естественных монополий

      Период относительной стабилизации экономики 1997-1999 года дал возможность пересмотреть основу применяемой методологии ценового регулирования естественных монополий, вывести ее на современный уровень. Это происходило одновременно с формированием основного пакета национального антимонопольного законодательства, которое строилось на соединении положений экономической стратегии государства, технических особенностей и процессуальных норм с механизмами, обеспечивающими их соблюдение. При этом большое значение придавалось учету международных норм и опыта развитых стран.
      Расширение законодательной базы и изменение структуры рынка выдвинуло на первый план необходимость усиления контроля над происходящими процессами в сфере естественной монополии, поиском и разработкой новых аспектов ценовой и антимонопольной политики.
      В соответствии с Конституцией Республики Казахстан монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом, недобросовестная конкуренция запрещается. Согласно Гражданскому кодексу Республики Казахстан монополистическая деятельность, направленная на ограничение конкуренции, получение необоснованных преимуществ, ущемление прав и законных интересов потребителей, не допускается. В целях реализации указанных нормативных правовых актов были разработаны законы, регулирующие сферу естественных монополий и защиту конкуренции на товарных рынках (Законы Республики Казахстан " О естественных монополиях", " О конкуренции и ограничении монополистической деятельности", " О недобросовестной конкуренции").
      Принятый в 1998 году Закон Республики Казахстан "О естественных монополиях" стал новым этапом реформирования антимонопольного законодательства, направленный на обеспечение защиты интересов потребителей и субъектов естественных монополий, юридически закрепив правовые аспекты государственного регулирования деятельности естественных монополий в Республике Казахстан.
      Защита прав потребителей услуг субъектов естественных монополий - один из основных компонентов государственной антимонопольной политики. Данное направление политики государства регулируется Законами " О защите прав потребителей", " О недобросовестной конкуренции" и " О конкуренции и ограничении монополистической деятельности".
      В части определения административной ответственности за нарушения положений действующего антимонопольного законодательства были внесены соответствующие изменения в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях.

      2) Методологическая база тарифообразования

      Правовой основой действующей методологии тарифообразования являются подзаконные акты, определяющие:
      особый порядок формирования затрат, учитываемых при расчете цен (тарифов) на производство и предоставление услуг субъектами естественной монополии;
      правила закупки ресурсов субъектами естественной монополии на тендерной основе;
      порядок представления, рассмотрения, утверждения и введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии и другие.
      Основной принцип тарифообразования, заложенный в указанных актах определяет, что тарифы на услуги субъектов естественных монополий должны быть не ниже стоимости затрат, необходимых для оказания услуг.
      Существующая методология тарифообразования представляет затратный принцип и не стимулирует естественные монополии к их снижению. Независимо от того как работают субъекты естественных монополий эффективно или неэффективно, все затраты, соответствующие установленному порядку, включаются в тариф. Следовательно, сдерживание роста тарифов, во избежание социальных последствий, осуществляется не за счет контроля эффективности затрат, а за счет принудительного сокращения планируемых затрат и минимизации прибыли. Сложившаяся ситуация не стимулирует инвестиции в сферу естественной монополии.
      В связи с чем, остро встала необходимость пересмотра прежних подходов в отношении регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

      3) Существующая процедура изменения тарифов

      Тарифы на услуги субъектов естественных монополий могут пересматриваться не чаще одного раза в квартал. Для изменения тарифов на услуги, субъект естественной монополии должен обратиться с заявкой не позднее 45 дней до первого дня следующего квартала, с которого новые тарифы могут быть введены в действие. Регулирующий орган рассматривает заявку с обосновывающими материалами в течение 30 дней.
      На практике, большинство субъектов естественных монополий ежеквартально обращаются с заявками на повышение тарифов, которые составляются только на основе оперативных данных (из-за несоответствия сроков предоставления финансовой отчетности по налоговому и антимонопольному законодательству).
      Существующая процедура принятия и рассмотрения заявок субъектов естественных монополий на изменение действующих тарифов ограничивает возможности регулирующего органа всесторонне рассмотреть представленные материалы, получить заключение независимых экспертов и, самое главное, оценить возможное влияние принятых решений на состояния самого субъекта и его потребителей.

      2. Анализ состояния предприятий сфер естественных монополий

      В настоящее время в стране регулируется деятельность 690 субъектов естественных монополий, включенных в республиканский и местные разделы Государственного регистра субъектов естественных монополий (всего регулируется 1 012 услуг).
      Анализ состояния субъектов естественных монополий позволяет сделать вывод об общности проблем их деятельности, независимо от отраслевой принадлежности.
      Многие субъекты, особенно предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, фактически являются убыточными: в 2001 году удельный вес таких предприятий в отрасли составил 53,7%. На отдельных предприятиях наблюдается отрицательная доходность, что характерно для предприятий водохозяйственной системы. Хотя некоторые предприятия завершили финансовый год с прибылью, однако доходность у многих из них остается низкой - не более 5% (например в 2001 году, ОАО "Казпочта", ОАО "КЕGОС").
      В связи с тем, что большая часть объемов капиталовложений в естественные монополии финансируется за счет собственных средств предприятий, другие возможности у многих предприятий ограничены: амортизационных отчислений и чистой прибыли (после уплаты налогов) недостаточно. С учетом различных отчислений от прибыли значительно уменьшается часть доходов, остающаяся у предприятий для осуществления инвестиций и развития производства.
      В результате динамика коэффициентов обновления основных фондов за прошедшие годы остается низкой, в то время, как коэффициенты выбытия основных фондов за эти годы увеличились. Выявленные тенденции в целом свидетельствуют о низкой степени обновления используемых производственных фондов естественных монополий.
      Для многих предприятий характерен низкий коэффициент ликвидности. Расчеты показывают, что в них коэффициенты немедленной ликвидности, определяемые, как отношение высоколиквидных активов предприятий к краткосрочным обязательствам остаются низкими, что позволяет их охарактеризовать как предприятия неплатежеспособные или имеющие проблемы с погашением задолженности.
      Приведенные выше доводы подтверждают вывод о том, что отдельные предприятия естественных монополий испытывают дефицит средств для инвестиций. Их пополнение за счет привлечения кредитов, в силу их невысокой платежеспособности, не представляется возможным.
      Вместе с тем, обновление основных фондов является одним из главных факторов экономического роста. От их объема, качественных характеристик, стратегии расширения и обновления, эффективности использования зависит, в конечном счете, экономический подъем и устойчивое развитие.
      Казахстан, как и другие страны СНГ, вступил в 2000-е годы с технически устаревшими основными фондами. Средний срок службы использованного в материальном производстве оборудования превышал нормативный, зачастую весьма значительно. В годы осуществления реформ в экономике республики использовалась в основном "доперестроечная" техника, морально устаревшая и физически изношенная.
      Степень износа основных средств констатирует о том, что во всех отраслях экономики физический износ машин и оборудования, транспортных средств составлял в среднем около 50%. Также, высок этот показатель и у отдельных субъектов естественных монополий. Например, ТОО "Городские электрические сети" (ОАО "Астанаэнергосервис"), осуществляющее передачу и распределение электроэнергии, в 2001 году имело степень износа порядка 50%.
      Относительно высокая степень износа основных фондов характерна и для ЗАО "НК "Казакстан темiр жолы" (свыше 60%), ОАО "Павлодарэнергосервис" (около 50%), ЗАО "Интергаз Центральная Азия" (до 40%), ЗАО "АПК" (до 31%), ОАО "КЕGОС" (до 26%) и др. Исключение составляют такие субъекты естественных монополий, как Актауский морской торговый порт, ЗАО "Казтрансойл", Международный аэропорт г. Астана и РГП "Казаэронавигация", которые вложили значительные средства в техническую модернизацию.
      По статистическим данным, для многих естественных монополий характерны низкие темпы обновления основных фондов. Так, например, ЗАО "Интергаз Центральная Азия" имело коэффициент обновления 0,3%. В целом, за период 1995-1998 годах коэффициент обновления основных фондов уменьшился в 1,5 раза, а коэффициент выбытия - не изменился. В 1998-2001 гг. коэффициенты обновления имели тенденцию к увеличению, однако о полном обновлении используемой техники и технологии говорить рано.
      Таким образом, факт функционального и экономического устаревания существующего оборудования налицо. Использование технически устаревшего и изношенного парка машин и оборудования привело к снижению эффективности производства и снижению качества предоставляемых услуг практически во всех отраслях экономики, где присутствуют естественные монополии.

      3. Анализ потребителей услуг субъектов естественных монополий

      Основная цель анализа состояния потребителей заключается в оценке влияния на них изменения уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий.
      Конечные потребители группируются на две большие категории:
      юридические лица;
      физические лица (население).
      Необходимо классифицировать (группировать) потребителей услуг для каждого субъекта естественной монополии и оценить кривую спроса для каждой группы потребителей.

Таблица 1        

Классификация потребителей услуг субъектов естественных монополий

  Субъекты  |             |                   |Влияние тарифа на стоимость
естественных|             |                   |продукции потребителя услуг
монополий  |   Услуги    | Потребители услуг |субъектов естественных
            |             |                   |монополий
____________|_____________|___________________|____________________________
Железнодо-   Эксплуатация   Промышленные        Тариф железнодорожного
рожный       железнодорож-  предприятия;        транспорта входит в стои-
транспорт    ных магистра-  другие юридические  мость продукции в качестве
             лей            лица                транспортной составляющей 

Трубопро-    Транспорти-    Промышленные        Тариф входит в
водный       ровка нефти    предприятия;        производственные расходы
транспорт    по магист-     другие юридические  промышленных предприятий в
             ральным тру-   лица                качестве транспортной
             бопроводам                         составляющей стоимости
                                                нефтепродуктов    

             Транспорти-    Промышленные        Тариф входит в стоимость
             ровка природ-  предприятия;        продукции как транспортная
             ного газа по   другие юридические  составляющая
             распредели-    лица;
             тельным        жилищно-
             трубопроводам  коммунальные
                            хозяйства

             Транспорти-    Промышленные        Тариф входит в стоимость
             ровка природ-  предприятия;        продукции в качестве     
             ного газа по   другие юридические  транспортной составляющей
             магистраль-    лица;
             ным            жилищно-
             трубопроводам  коммунальные
                            хозяйства

             Транспорти-    Промышленные        Тариф входит в стоимость
             ровка воды по  предприятия;        продукции в качестве     
             магистраль-    другие юридические  транспортной составляющей
             ным и распре-  лица;
             делительным    население
             трубопроводам             

Телекомму-   Услуги         Промышленные        Тариф входит в расходы
никации      телекоммуни-   предприятия;        потребителей в качестве
             каций с        другие юридические  расходов периода
             использова-    лица;
             нием местных   население
             линий

Аэронави-    Услуги         Авиаперевозчики;    Тариф входит в стоимость
гация        аэронавигации  другие юридические  авиаперевозки
                            лица;

Аэропорты    Услуги         Авиаперевозчики     Тариф входит в стоимость
             аэропортов     другие юридические  авиаперевозки
                            лица

Порты        Услуги портов  Промышленные        Тариф входит в стоимость
                            предприятия;        перевозки морским
                            другие юридические  транспортом
                            лица

Почтовая     Услуги почто-  Промышленные        Тариф включается в
связь        вой связи      предприятия;        накладные расходы
                            другие юридические  предприятий
                            лица;
                            население    

Электро-     Передача и     Промышленные        Тариф включается в
энергетика   распределение  предприятия;        себестоимость продукции, 
             электрической  другие юридические  как расходы периода
             тепловой       лица;
             энергии        население    

Водоснаб-    Услуги         Промышленные        Тариф может быть включен в
жение        водохозяйст-   предприятия;        себестоимость продукции или
             венной и       другие юридические  учитываться как расходы
             канализацион-  лица;               периода
             ной систем     население


        Наибольшее внимание при проведении анализа необходимо уделить такой категории потребителей как население, которое остается пока не полностью социально защищенным.
      В первую очередь это относится к потреблению услуг естественных монополий жилищно-коммунальной сферы. Сегодня деятельность большинства коммунальных предприятий имеет "отрицательную оценку" со стороны населения, что подтверждается многочисленными публикациями в СМИ.
      Основная причина сложившегося положения - это высокое соотношение стоимости услуг данных предприятий к среднему уровню доходов населения при низком качестве оказываемых услуг.
      Так, уровень расходов на жилищно-коммунальные услуги в соотношении со среднедушевым денежным доходом населения в месяц составляет около 30%.
      В тоже время, доходы ниже прожиточного минимума в республике в 2001 году имели более 28% населения. Наибольшая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2001 году приходится на Жамбылскую (48,4%), Мангистаускую (46,2%) и Южно-Казахстанскую (38,4%) области.
      Существуют весьма значительные различия в уровне доходов по регионам Казахстана. В 2001 году коэффициент межрегиональной дифференциации номинальных денежных доходов составил - 4,9 (в 2000 году - 5,0). При этом, оплата жилищно-коммунальных услуг занимает более одной трети полученной пенсии, а в ряде областей почти половину.
      Учитывая вышесказанное, проведение тарифной политики должно быть основано на усилении контроля за исполнением программ социальной защиты населения и поиске дополнительных способов поддержки малообеспеченных слоев населения.

      4. Основные проблемы тарифного регулирования

      На современном этапе развития экономики необходимо учитывать интересы всех участников сферы естественной монополии: самого субъекта естественной монополии, потребителей его услуг и государства.
      Основной функцией регулирующего органа должно являться определение оптимального уровня тарифов, способствующего достижению приоритетных целей государства и соответствующего балансу интересов потребителя и производителя. Поэтому, существующая модель регулирования естественных монополий должна быть усилена инструментами государственного воздействия, соотношение которых должно зависеть от характера решаемых экономических задач и социально-экономического состояния общества.
      Сложность задачи определения баланса интересов обусловлена противоречивостью интересов участников сферы естественной монополии:
      потребитель заинтересован в качестве, низкой цене и надежности услуг субъекта естественной монополии;
      монополист заинтересован в увеличении прибыли, повышении эффективности производства и устранение практики применения необоснованной дифференциации тарифов;
      интересам государства соответствуют создание условий для развития всех участников.

             ___________________________________________________
             Предельно высокий тариф на услуги естественных
             монополий - критический для потребителя (в этом
             случае потребитель не в состоянии пользоваться
             услугами естественных монополий)
             (5-я зона)
             ___________________________________________________
             Высокий тариф на услуги естественных монополий
             (в этом случае снижается платежеспособность
             потребителя из-за высоких затрат на услуги
             естественных монополий)
             (4-я зона)                                                   
             ___________________________________________________       
                                 |  (Стремление потребителей
                                 |   снизить тариф на услуги
                                \|/  субъектов естественных
                                 \   монополий)  
                                                                    (Линия
             В этой зоне необходимо найти значение тарифа           баланса
             на услуги                                           |  интере-
          /  --------------------------------------------------  |  сов
Рост     /|\ естественных монополий, соответствующей балансу     |  участ-
уровня    |  интересов                                           |  ников)
тарифов   |                      /  (Стремление субъектов       \|/
на услуги |                     /|\ естественных монополий       \
субъектов |                      |  повысить тариф)                       
естест-   |  (3-я зона)          |
венных    |  __________________________________________________    
монополий |  Низкий тариф на услуги субъектов естественных
             монополий (в этом случае естественные монополии
             не могут полноценно обновлять свои основные
             фонды)    

             (2-я зона)
             __________________________________________________
             Предельно низкий тариф на услуги субъектов
             естественных монополий (в этом случае естественные
             монополии не могут покрыть эксплуатационные
             затраты)            

             (1-я зона)
             __________________________________________________
 

          Рисунок 1. Влияние уровня тарифов на финансово-экономическое
                состояние участников монопольного рынка
 

        Для определения оптимального уровня тарифов, необходимо изучение и проведение мониторинга состояния, возможностей, перспектив и планов развития участников сферы естественных монополий. В этих целях необходимо разработка новых методов и инструментов, учитывающих интересы всех участников данной сферы деятельности.
      В этом контексте, для совершенствования существующей тарифной политики в сфере естественных монополий необходимо:
      совершенствование методологии тарифной политики;
      разработка системы мониторинга за деятельностью и состоянием субъектов естественных монополий;
      проведение анализа объемов спроса потребителей на услуги естественных монополий;
      разработка методов контроля объективности рассчитанных тарифов с точки зрения макроэкономических целей государства и баланса интересов (инструменты для учета влияния уровня тарифов на другие отрасли экономики и население).

4. Цели и задачи Программы

      1. Цель Программы
 
        Целью Программы является формирование тарифной политики на среднесрочной основе, направленной на достижение баланса интересов государства, субъектов естественных монополий и потребителей их услуг; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сектор естественной монополии; расширение мер государственного контроля за деятельностью монополий.

      2. Задачи Программы

      Достижение целей и среднесрочных приоритетов развития экономики страны требуют сбалансированного и устойчивого функционирования субъектов естественных монополий, притока инвестиций для модернизации предприятий с целью повышения качества, снижения себестоимости и стабилизации в долгосрочной перспективе уровня тарифов на их услуги.
      В качестве приоритетных задач Программы определены:
      совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов естественных монополий, основанной на международной практике;
      создание и совершенствование методологии регулирования сферы естественной монополии, включая адекватное реагирование на изменения внутренних и внешних факторов;
      усиление системы защиты прав потребителей;
      обеспечение стабильности среднего уровня тарифов на услуги естественных монополий в течение среднесрочного периода в целях привлечения инвестиций в обновление производства естественных монополий и повышение качества предоставляемых ими услуг (товаров, работ);
      создание информационной базы данных для анализа влияния естественных монополий на их потребителей и проведение научных исследований;
      устранение практики применения необоснованной дифференциации тарифов на услуги субъектов естественной монополии по группам потребителей.

5. Основные направления и механизм реализации Программы

      1. Совершенствование действующей правовой базы,
         регулирующей деятельность в сферах естественной
         монополии

      Одним из основных принципов долгосрочного приоритета экономического роста Республики Казахстан, отмеченного в Стратегии развития Казахстана до 2030 года, является развитие конкуренции в цивилизованных рамках, пресечение опасных для общества проявлений монополизма, исключение недобросовестных методов конкурентной борьбы, определение сфер, где необходимо государственное регулирование.
      Изменения экономического состояния рынка требуют совершенствования законодательных актов по вопросам регулирования деятельности естественных монополий.
      Отсутствие в действующем законодательстве норм, регулирующих новые отношения между государством, потребителями и собственниками, обусловленные процессами демонополизации и приватизации имущественных комплексов субъектов естественной монополии, возникновения конкурентных рынков в областях, технологически связанных с деятельностью естественных монополий, приводит к необоснованному повышению тарифов за услуги. За несколько лет действия Закона Республики Казахстан "О естественных монополиях" практика его применения показала наличие множества неурегулированных проблем, которые могут быть решены только на законодательном уровне.
      Существующее положение дел в сфере естественных монополий требует развития антимонопольного законодательства в следующих направлениях:
      1) необходимо расширять количество видов деятельности, отнесенных к сфере естественной монополии. В частности это производство тепловой энергии отопительными котельными и на станциях с комбинированным типом производства, а также услуги подъездных путей, там, где в этой сфере не существует конкуренции;
      2) следует изменить концепцию ограничения деятельности субъектов естественной монополии. Существующие в действующем законодательстве жесткие ограничения во многом не учитывают специфику деятельности многих субъектов естественной монополии, как многопрофильных компаний республиканского масштаба либо компаний, вынужденных заниматься иной деятельностью в силу причин социального характера. Так как, требование буквального выполнения норм действующего законодательства приведет к росту тарифов и социальной напряженности, предлагается разделить ограничения на безусловные запреты, и на действия, осуществляемые по согласованию и под контролем уполномоченного органа, четко отразить разрешенные виды деятельности, а также критерии такого разрешения. Кроме того, необходимо предусмотреть исключения из общего порядка регулирования для субъектов рынка, у которых деятельность, отнесенная к сфере естественной монополии, является незначительной и непрофильной;
      3) предполагается усилить систему защиты прав потребителей в сфере естественной монополии путем обеспечения прозрачности их деятельности для потребителя и уполномоченного органа. В этих целях в законодательстве планируется предусмотреть:
      введение процедур публичных слушаний;
      конкретизировать обязанности субъекта естественной монополии по проведению аудита и опубликованию аудиторской отчетности, регулярному проведению уполномоченным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сфере естественной монополии финансовой и технической экспертизы;
      надлежащее исполнение тарифных смет, приобретение и установка приборов учета коммунальных услуг;
      четкий контроль уполномоченного органа за проведением реорганизации субъекта естественной монополии и приобретением его акций, совершение сделок с его основными средствами.
      При этом потребитель будет вправе получать информацию об исполнении тарифных смет; участвовать в публичных слушаниях; знакомиться с информацией, которая используется для обоснования тарифов (кроме информации содержащей охраняемую законом тайну);
      4) необходимо увеличить срок, в течение которого не могут пересматриваться тарифы на услуги субъектов естественной монополии с 3 месяцев до 6 месяцев, а период рассмотрения заявки с 30 до 60 дней.
      Кроме того, в соответствии с общей законотворческой практикой все основные положения, касающиеся вопросов правосубъектности естественных монополистов, максимально раскрываются в самом законе, а в подзаконных нормативных правовых актах предполагается раскрыть только процедурные и технические вопросы.
      Также планируется, в соответствии с Гражданским кодексом , разработка типового публичного договора на оказание услуг субъектами естественных монополий.
      Необходимо учитывать, что "реальная" экономическая ситуация находится в постоянном движении, и действующее законодательство изменяется вместе с ним. Антимонопольное законодательство до сегодняшнего дня отличалось своей статичностью. С учетом накопленного опыта необходимо будет вносить корректировки в подзаконные акты и методики расчета тарифов;
      5) следует провести работу по совершенствованию тарифообразования субъектов естественной монополии, которая предполагает проведение специального экономического анализа видов деятельности на предмет отнесения оказываемых услуг (товаров, работ) к сфере естественной монополии. Виды деятельности, отнесенные Законом Республики Казахстан "О естественных монополиях" к сфере естественной монополии, в ряде случаев широко определяют сами регулируемые услуги. Большинство субъектов естественных монополий оказывают два и более видов услуг (товаров, работ), при этом только некоторые из них относятся к регулируемым;
      6) необходимо разработать Правила ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов субъектами естественных монополий по видам регулируемых услуг (товаров, работ). Раздельный учет позволит обеспечить прозрачность и обоснованность затрат, учитываемых при формировании тарифов и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы). Кроме того, это будет способствовать прекращению практики перекрестного
субсидирования одних услуг (товаров, работ) за счет других, в том числе переноса части расходов от нерегулируемых услуг (товаров, работ) на регулируемые.

      2. Совершенствование тарифной методологии

      1) Внедрение новых методов тарифообразования

      Тарифы на услуги субъектов естественных монополий определяются большим числом как объективных, так и субъективных факторов. Выбор метода расчета тарифа, величины дифференциации платежей, метода учета затрат позволяют регулирующему органу гибко реагировать на изменения внешних факторов.
      Существует несколько методов тарифообразования, среди которых основными являются:
      затратный метод;
      метод определения нормы прибыли на регулируемую базу активов;
      метод установления предельных уровней тарифов на среднесрочный период.
      В основе затратного метода лежит учет затрат на производство и реализацию услуг. Данный метод гарантирует естественным монополиям компенсацию регламентируемых затрат независимо от их эффективности, но не стимулирует инвестиции.
      Метод расчета "прибыли на регулируемую базу активов" обеспечивает уровень тарифов, достаточный для покрытия своих обязательств и привлечения инвестиций.
      Метод установления предельных уровней тарифов на среднесрочный период предполагает расчет допустимого уровня затрат (определяемые тарифной сметой) и допустимой нормой прибыли (исчисляемой на основе регулируемой базой активов) на 3 года.
      Наиболее прогрессивными в настоящих условиях являются методы определения нормы прибыли на регулируемую базу активов (РБА) и установления предельных уровней тарифов на среднесрочный период.

      Метод расчета прибыли на регулируемую базу активов

      Сегодня структура построения тарифов состоит из двух основных частей: затраты плюс прибыль. Требования к формированию затратной части тарифа регламентированы Законом Республики Казахстан "О естественных монополиях", Особым порядком формирования затрат для субъектов естественной монополии.
      Вместе с тем, в условиях рыночной экономики основой регулирования сферы естественной монополии должно являться не только покрытие обоснованного уровня затрат, но и установление прибыли для эффективного развития субъектов естественной монополии.
      Став участником Энергетической Ассоциации регулирующих органов стран Восточной Европы и Средней Азии, изучен накопленный опыт в области тарифной политики большинства стран Европы: Венгрии, Польши, Словакии, Испании и т.д. В основе регулирования тарифов на услуги естественных монополий этих стран лежит принцип определения прибыли на регулируемую базу активов с учетом интересов акционеров. Международная практика регулирования сферы естественных монополий учитывает выплату вознаграждений не только на заемный привлеченный капитал, но и на собственный (акционерный).
      В Казахстане падение объемов предоставляемых услуг субъектами естественных монополий вплоть до 1999 года, привело к высвобождению значительной доли производственных активов. Так, в водохозяйственной системе задействованность активов складывается на уровне 40%, в энергетическом - 50-60%. При этом, физический износ основных фондов во многих естественных монополиях превысил пороговое значение; например, в сфере энергетики от 50% до 60%, в сфере железнодорожного транспорта уровень физического износа - свыше 60%. В результате чего происходит снижение качества оказываемых услуг и, как следствие, рост сверхнормативных потерь.
      Кроме того, при формировании тарифов на сегодня субъекты естественных монополий доказывают необходимый уровень прибыли на основе инвестиционных программ либо объемов капитальных ремонтов. Такой метод тарифообразования носит "затратный" принцип.
      Применение данного принципа тарифообразования может привести к существенному увеличению тарифов на услуги естественных монополий, например, в водохозяйственных системах, применение старого метода приведет к увеличению тарифа в 2003 году на 30%.

Таблица 2   

Сравнительные таблицы, внедрения метода нормы
прибыли на регулируемую базу активов

Услуги водохозяйственной системы

___________________________________________________________________________
              !   2002 г.    !   2003 г.    !   2004 г.    !   2005 г.
              !к 2001 г., в %!к 2002 г., в %!к 2003 г., в %!к 2004 г., в %
______________!______________!______________!______________!______________
По действующей        110,1          130,4         120,8          117,3
методике    

При ставке             __            116,3         107,7          103,6
прибыли
15% на РБА
___________________________________________________________________________

Услуги канализационной системы

___________________________________________________________________________
              !   2002 г.     !   2003 г.    !   2004 г.    !   2005 г.
              ! к 2001 г., в %!к 2002 г., в %!к 2003 г., в %!к 2004 г., в %
______________!_______________!______________!______________!______________
По действующей        105,2          126,1        109,2           105,3
методике    

При ставке                           116,2        108,5           104,1
прибыли
15% на РБА
___________________________________________________________________________

      Учитывая вышеизложенное, в настоящее время подготовлен проект методических рекомендаций по порядку установления ставки прибыли на регулируемую базу задействованных активов, который учитывает два основных принципа в формировании прибыли: первое - задействованность активов и второе - интересы собственников к привлечению инвестиций.
      Размер прибыли будет зависеть от стоимости задействованных активов, что в конечном итоге должно стимулировать привлечение инвестиций в основные фонды субъектов естественной монополии и будет определяться по следующей формуле:
      ДНЧП = РБА * СЧП, где:
      ДНЧП - допустимая норма чистой прибыли (тенге),
      РБА - регулируемая база задействованных активов (тенге),
      СЧП - ставка чистой прибыли (%).
      Практическое использование метода расчета ставки прибыли на регулируемую базу задействованных активов будет основано на возможности субъектов переоценить стоимость основных фондов до уровня реальной (рыночной) стоимости.
      Второй показатель, применяемый в определении прибыли, такой как уровень задействованности активов, привязывает расчет прибыли к использованию активов субъектов естественных монополий при производстве и оказании услуг. Кроме того, с экономической точки зрения такой подход не носит затратный характер определения прибыли и учитывает стремление субъектов естественной монополии к увеличению загрузки инженерных систем.
      Регулируемая база задействованных активов будет исчисляться на основе остаточной стоимости основных фондов субъектов естественной монополии и коэффициента их задействованности по следующей формуле:
      РБА = СА * Кза, где:
      СА - фактическая стоимость активов (тенге),
      Кза - коэффициент задействованных активов.
      Предлагаемые подходы основаны на опыте применения методики расчета тарифов для ЗАО "КазТрансОйл" на основе ставки прибыли на задействованные активы. Прибыль, предусмотренная в тарифе нефтепроводного предприятия, позволила компании осуществлять инвестиции, вкладывать деньги в техническое перевооружение и внедрение новых технологий. На сегодня можно сказать, что благодаря введению данной методики задействованность активов компании в 2001 году по сравнению с 1999 годом возросла на 29,7%.
      В разрабатываемой в настоящее время методике предлагается рассчитывать прибыль не только с учетом задействованности активов, но и ставки вознаграждения на собственный капитал.
      Применение нового метода тарифообразования будет основано на дифференцированных подходах при определении ставки прибыли для различных отраслей естественных монополий.
      Так, для водохозяйственных систем в прибыли предлагается учитывать технологический риск.
      Для энергетического сектора предлагается учитывать показатели эластичности изменения темпов роста развития экономики (валового внутреннего продукта) к внутренним объемам потребления электрической энергии по стране.
      Необходимость быстрых инвестиций в водохозяйственные системы и незначительная доля их влияния на индекс потребительских цен определяет первоочередность внедрения методики расчета прибыли на регулируемую базу задействованных активов для данных субъектов естественной монополии начиная с 2003 года. Внедрение методики планируется осуществить до конца 2005 года поэтапно и дифференцировано по регионам с учетом состояния систем и устранения имеющейся на сегодня необоснованной дифференциации тарифов, тогда как ее разработка будет завершена до конца 2002 года.
      Касательно регулирования ОАО "KEGOC" Агентством планируется до конца 2003 года ввести изменения в методологию расчета тарифов в части расчета прибыли на регулируемую базу активов.
      Для распределительных электросетевых компаний внедрение методики расчета прибыли на регулируемую базу задействованных активов планируется осуществить после реализации и поэтапного введения в 2003 году методологии расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по классам напряжения. Кроме того, должна быть устранена имеющаяся на сегодня необоснованная дифференциация тарифов на электрическую энергию в 6 областях Казахстана.
      В области транспортно-коммуникационного сектора экономики предлагается до конца 2002 года выработать принципиальные подходы по применению данной методики для ЗАО НК "Казакстан темiр жолы" и ОАО "Казпочта".

      Метод расчета предельных тарифов на среднесрочный период

      Другим важным стимулом привлечения инвестиций в сферу естественных монополий будет являться внедрение метода установления предельных тарифов на среднесрочный период.
      Под предельным тарифом понимается установление рамок тарифа, в пределах которых естественные монополии осуществляют свою деятельность.
      Внедрение новых принципов тарифообразования, прежде всего, связано с проведением реформ в "естественно-монопольных" секторах экономики. Разработка программ реструктуризации субъектов естественных монополий является необходимым условием "сжатия" сфер естественных монополий и передачи остальных видов услуг (товаров, работ) в конкурентный сектор.
      Главной задачей установления предельных тарифов является привлечение долгосрочных инвестиций на более льготных условиях, снижение рисков, связанных с нестабильностью экономики переходного периода, а также стимулирование к снижению производственных затрат.
      Принятие обязательств по реализации утвержденной инвестиционной программы на среднесрочный период субъектом естественной монополии будет являться условием предоставления предельных тарифов. Кроме того, при расчете предельных тарифов будет учитываться прибыль, рассчитанная на регулируемую базу задействованных активов.
      Впервые применение данной методики было предложено Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР) в связи с реализацией инвестиционного проекта в энергокомплекс города Караганды (ТОО "Караганда Пауэр").
      В этих целях ЕБРР были привлечены консультанты - компания "Фронтье Экономикс".
      Несмотря на наличие ряда положительных моментов, предложенная консультантами методология имеет ряд противоречий действующему законодательству и нарушает права потребителей.
      На базе указанной методологии предлагается разработать новую концепцию тарифообразования, основанную на предельном (средневзвешенном) тарифе, уровень которого не изменяется в течение 3 лет (среднесрочный период).
      В сравнении с предложенной методологией компании "Фронтье Экономикс", тарифы по истечении среднесрочного периода, например, для ТОО "Караганды Пауэр" могут увеличиться на 30%, в случае же реализации проекта Агентства увеличение тарифа сложится только на уровне 13 процентов и будет стабильным в течение 3-х лет.
      Важным является то, что:
      при расчете предельного тарифа будут учтены макроэкономические показатели развития страны;
      субъекты естественных монополий получат возможность самостоятельно распоряжаться доходами от повышения эффективности производства.
      При введении предельных тарифов возрастает роль и ответственность компетентных органов (отраслевых министерств) в части утверждения нормативов, инвестиционных программ, а также контроля за реализацией инвестиционных программ со стороны регулирующего органа.
      Кроме того, применение данного метода должно быть основано на следующих критериях выбора субъектов естественных монополий:
      стабильность финансово-хозяйственной деятельности субъекта;
      наличие фактической прибыли;
      стабильность объемов оказываемых услуг;
      контролируемая дебиторская задолженность;
      отсутствие залогов под активы субъекта и крупные неконтролируемые займы;
      сложившийся инвестиционный имидж компании.
      Данные методологические подходы не имели применения в нашей стране и не копируют целиком методологии, применяемые в международной практике. Поэтому, с 2003 года предполагается в ряде отраслей перейти к формированию тарифов по новой методике. Решение о переходе на новую методику будет приниматься хозяйствующими субъектами только в случае соответствия вышеуказанным критериям и по решению уполномоченного органа.
      Так, внедрение методики расчета предельных тарифов на услуги морского порта планируется осуществить после определения Правительством Республики Казахстан перечня обязательных услуг морского порта, согласно Закону Республики Казахстан "О торговом мореплавании".
      Введение предельных тарифов должно осуществляться на соответствующей нормативной базе, которая будет включать нормативные правовые акты, определяющие:
      расчет ставки прибыли на регулируемую базу задействованных активов субъектов естественной монополии и порядка их установления;
      порядок расчета предельных тарифов на среднесрочный период на производство и предоставление услуг (товаров, работ) субъектов естественных монополий;
      порядок введения предельных тарифов на среднесрочной основе и осуществления контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, для которых установлены предельные уровни тарифов.
      Разработка указанных нормативных документов предполагается завершить до конца 2002 года с последующим введением предельных тарифов с 2003 года.
      После реализации первых проектов действия предельных тарифов Агентство продолжит дальнейшее совершенствование тарифной политики через все большее распространение в практику регулирования естественных монополий предельных тарифов, в особенности для субъектов водохозяйственной системы и электроэнергетики, транспортно- телекоммуникационного сектора.

      2) Мониторинг состояния субъектов естественных монополий и их
         потребителей

      Основой реализации вышеуказанных методологий тарифообразования должно стать полномасштабное проведение технической и финансовой экспертизы, определения себестоимости по видам услуг, введение раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов субъектами естественных монополий по видам услуг (товаров, работ), отнесенных к сфере естественных монополий, мониторинг состояния субъектов естественных монополий.
      Необходимо наладить систему оперативного слежения за состоянием субъектов естественных монополий и потребителей их услуг для обоснования принимаемых относительно них решений.
      С точки зрения регулирующего органа необходимо организовать мониторинг субъектов естественных монополий в следующих направлениях:
      мониторинг состояния основных средств каждого субъекта;
      мониторинг объемов оказываемых услуг;
      мониторинг расходов и доходов;
      мониторинг потребителей услуг.
      Для этих целей в указанных направлениях необходимо разработать соответствующие инструменты моделирования состояния субъектов естественных монополий и необходимые статистические формы.
      Из-за большого объема собираемой информации и необходимости оперативного анализа, требуется создание автоматизированной информационной базы данных. Результаты состояния субъектов естественных монополий могут быть использованы для качественного анализа состояний самого субъекта, контроля обоснованности предлагаемых инвестиционных программ, прогнозирования объемов услуг, уровня тарифов, анализа влияния тарифов на состояния потребителей и т.д.

      3) Разработка инструментов анализа влияния изменения
         тарифов на другие отрасли экономики и население

      Анализ субъектов естественных монополий и анализ потребителей их услуг, с точки зрения зависимости объемов спроса от уровня тарифов приводит к необходимости системного подхода к задачам оценки степени взаимного влияния отраслей и обоснования сбалансированного уровня тарифов.
      Наиболее быстрый способ оценки взаимовлияния уровней тарифов на услуги естественных монополий на состояние участников других отраслей экономики заключается в определении системы индикаторов макро- и микроуровня, которые бы сигнализировали о возможных нарушениях баланса между отраслями с точки зрения интересов экономики в целом.
      Для этого, в первую очередь, необходимо разработать индикаторы микроуровня, характеризующие состояние и динамику развития непосредственных участников сферы естественных монополий.
      Например, к индикаторам, характеризующие состояние и динамику развития субъектов естественной монополии можно отнести:
      основные производственные показатели оказанных услуг (работ);
      показатели состояния основных средств (степень износа, коэффициенты обновления, коэффициенты выбытия, уровень загрузки мощностей и др.);
      финансовые показатели доходности (прибыль, рентабельность выпускаемой продукции и услуг, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала и др.);
      показатели инвестиционной активности (объем инвестиций в основной и оборотный капитал, источники финансирования инвестиций).
      К индикаторам, отражающим состояние потребителей продукции и услуг естественных монополий, можно отнести:
      для физических лиц (населения): уровень доходов населения по регионам; оценка покупательной способности населения; доля расходов на услуги естественных монополий в общих потребительских расходах населения;
      для юридических лиц (предприятий и организаций): показатели доходности предприятий; доля расходов на услуги естественных монополий и общей структуре затрат.
      Оценка влияния изменения тарифов в одной отрасли на финансово- экономическое состояние субъектов другой отрасли имеет большое значение для государства с точки зрения обеспечения макроэкономического баланса в развитии экономики.
      Огромная сложность и масштабность рассматриваемой проблемы и в теоретическом, и в практическом отношении, необходимость учета влияния множества внешних и внутренних факторов делает невозможным разработку комплексных количественных методов исследования средствами современной экономической и математической науки даже в пределах одной отрасли. Существующие модели и методы в основном рассматривают различные макроэкономические показатели, рассчитывают некоторые качественные оценки степени взаимного влияния отраслей и учитываются один или два главных фактора, влияющих на равновесие отраслей. Выводы, полученные на основе решения таких моделей, носят также качественный характер, ибо влияние неучтенных в модели факторов могут быть сопоставимы с влиянием главных факторов.
      Необходимо разработать методику макроэкономического анализа взаимного влияния уровней тарифов естественных монополий на состояния отраслей. Данная методика должна иметь ежемесячный или ежеквартальный интервал применения для оперативного анализа.
      Исследование взаимосвязей между индикаторами позволит судить о взаимном влиянии тарифной системы отраслей на финансово-экономические возможности других отраслей. При этом необходимо разработать соответствующие методы изучения влияния индикаторов друг на друга.
      Также необходимо оценить последствия изменения тарифов на положение населения. Для этого следует проанализировать уровень доходов населения по регионам и структуру потребительских расходов. Нужно оценить долю расходов на услуги естественных монополий в общих потребительских расходах населения. Далее необходимо посмотреть, как изменится эта величина при изменении величины тарифа. Можно также оценить как отреагирует население на изменение тарифов (в смысле изменения объемов потребления предоставляемых услуг), то есть оценить коэффициенты эластичности спроса на услуги естественных монополий. С учетом этих коэффициентов необходимо определять тарифную политику.
      Для реализации указанных целей регулирующему органу совместно с Министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, Агентством Республики Казахстан по статистике и другими компетентными (отраслевыми) министерствами с привлечением научно-исследовательских институтов необходимо разработать систему индикаторов состояния субъектов естественных монополий и их основных потребителей.

6. Необходимые ресурсы и источники финансирования

      Стоимость Программы на 2002-2004 годы оценивается в размере 992,188 млн.тенге. Финансирование будет только из средств республиканского бюджета.
      В 2002 году на привлечение консультантов к разработке и совершенствованию нормативно-правовой базы выделено средств из республиканского бюджета на сумму 17,1 млн.тенге.
      Программа потребует затрат на 2003-2004 годы в размере 975,088 млн.тенге, в том числе в 2003 году в размере 435,362 млн.тенге, а в 2004 году - 539,726 млн.тенге.

Таблица 3

                                        Ресурсы,
необходимые для достижения целей и задач
Программы совершенствования тарифной политики субъектов
естественных монополий на 2003-2004 годы

                                                         (млн. тенге) 

____________________________________________________________________
     Мероприятия           !   2003 г.  !  2004 г.    !   Итого:
--------------------------------------------------------------------
Привлечение консультантов
к разработке и
совершенствованию              85,362        135,362      220,724
нормативной правовой базы,
в т.ч.:
 
  регулирующей деятельность
субъектов естественных         85,362          100        185,362
монополий

регулирующей деятельность        -            35,362       35,362
субъектов, занимающих
доминирующее (монопольное)
положение на определенном
товарном рынке

Проведение финансовой и
технической экспертизы
деятельности субъектов
естественных монополий           350            220           570

Проведение анализа
товарных рынков                   -              80            80

Создание электронной базы
данных по мониторингу
деятельности монополистов
(1-этап)                         0          104,364       104,364

Всего:                       435,362        539,726       975,088
____________________________________________________________________  
 

                   В соответствии с Законом Республики Казахстан "О бюджетной системе" предусмотренные суммы ежегодно будут уточняться в установленном законодательством порядке на Республиканской бюджетной комиссии.

7. Ожидаемые результаты

      В результате реализации Программы совершенствования тарифной политики на 2002-2004 годы ожидаются:
      индикативный прогноз изменения тарифов на услуги предприятий - естественных монополистов на 2002-2004 годы согласно таблице.

                                                                                                                                             Таблица 4

Индикативный прогноз изменения тарифов на продукцию и услуги
предприятий - естественных монополистов на 2002-2004 годы

__________________________________________________________________________
                          !Декабрь 2002 г.!Декабрь 2003 г.!Декабрь 2004 г.
Государственные регуляторы! к декабрю     !  к декабрю    !к декабрю
                          !  2001 г., %,  !  2002 г., %,  !2003 г., %,
                          !   прогноз     !   прогноз     !   прогноз    
__________________________!_______________!_______________!_______________
Электроэнергия,
отпускаемая
распределительными
электросетевыми компаниями      108,6           103,1          104,5    

Транспорт электроэнергии
по магистральным сетям          103,0           106,0          107,0    

Транспортировка природного
газа:

По магистральным
трубопроводам                   100,0           100,0          100,0
 
  По распределительным
трубопроводам                   110,4           105,4          103,8

Транспортировка нефти
по магистральным
трубопроводам**                 100             100,0          100,0

Тепловая энергия                111,3           103,8          104,2

Подача питьевой воды и          113,1           107,1          109,3
отвод сточных вод               102             106,9          107,9    

Грузовые внутриреспубли-
канские перевозки
железнодорожным                 
транспортом для
хозяйствующих субъектов         104,1           105,9          105,8

Пассажирские перевозки                  
железнодорожным
транспортом                     105,8           105,7          105,4
 
  Услуги связи:

Для хозяйствующих
субъектов                       104             103            103

Для населения                   105             105,9          105,8    

Общедоступные услуги            105,5           102            102
почтовой связи     
___________________________________________________________________________

      Примечание: **В связи с изменением методики расчета тарифа на транспортировку нефти ЗАО "КазТрансОйл"
 

        принятие нормативных правовых актов, которые позволят усилить защиту прав потребителей и повысить прозрачность деятельности субъектов естественных монополий;
      разработка методологических подходов, которые усовершенствуют механизм государственного регулирования экономики в сфере естественных монополий;
      обеспечение условий для инвестирования в обновление производства субъектов естественных монополий;
      повышение качества предоставляемых услуг за счет модернизации производства и снижения сверхнормативных потерь;
      разработка методик и программных продуктов, позволяющих анализировать влияние изменения тарифов субъектов естественных монополий на их потребителей;
      создание системы мониторинга сферы деятельности естественных монополий;
      устранение необоснованной дифференциации тарифов на услуги субъектов естественных монополий по группам потребителей.

8. План мероприятий по реализации Программы <*>
      Сноска. Раздел с изменениями - постановлением Правительства РК от 31 августа 2004 года N 914 .

___________________________________________________________________________
N  !    Мероприятие    !  Форма   !Ответственные!Сроки    !Предпо-!Источник
п/п!                   !завершения!за исполнение!исполне- !лагае- !финанси-
   !                   !          !(реализацию) !ния (реа-!мые    !рования
   !                   !          !             !лизации) !расходы!  
___!___________________!__________!_____________!_________!_______!________
1 !         2         !     3    !      4      !     5   !   6   !   7
___!___________________!__________!_____________!_________!_______!________
                                 2002 год
___________________________________________________________________________
1   Разработать          Приказ     АРЕМЗК,       4 кв.      1,5    Респуб.
    методику порядка     АРЕМЗК     МЭМР, МТК     2002 г.           бюджет
    расчета ставки
    прибыли на
    регулируемую базу
    активов    

2   Разработать порядок  Приказ     АРЕМЗК,       4 кв.      1,5    Респуб.
    расчета предельных   АРЕМЗК     МЭМР, МТК     2002 г.           бюджет
    уровней тарифов на
    среднесрочной
    основе

3   Разработать          Приказ     АРЕМЗК,       4 кв.      4      Респуб.
    методику деления     АРЕМЗК     МТК           2002 г.           бюджет
    расходов на виды
    перевозок и
    определения
    себестоимости
    грузовых
    железнодорожных
    перевозок

4   Разработать          Приказ     АРЕМЗК,       4 кв.      1,5    Респуб.
    методику расчета     АРЕМЗК     МТК           2002 г.           бюджет
    себестоимости
    пассажирских
    железнодорожных
    перевозок    

5   Разработать          Приказ     АРЕМЗК,       4 кв.      2,0    Респуб.
    методику расчета     АРЕМЗК     МТК           2002 г.           бюджет
    аэропортовых
    сборов и тарифов
    за наземное
    обслуживание в
    аэропортах
    Республики        
    Казахстан

6   Разработать          Приказ     АРЕМЗК,       4 кв.      2,0    Респуб.
    методику по          АРЕМЗК     МЭМР          2002 г.           бюджет
    распределению
    затрат между
    производством тепла
    и электроэнергии на
    тепловых
    электростанциях

7   Разработать          Приказ     АРЕМЗК,       4 кв.      1,5    Респуб.
    методику по          АРЕМЗК     МТК           2002 г.           бюджет
    распределению
    затрат и
    определению
    себестоимости
    основных видов
    услуг
    телекоммуникаций

8   Разработать          Приказ     АРЕМЗК,       4 кв.      1,2    Респуб.
    Правила проведения   АРЕМЗК     Агентство     2002 г.           бюджет
    закупки                         по гос-
    материальных и                  закупкам
    финансовых
    ресурсов,
    оборудования для
    производственных
    нужд субъектами
    естественных
    монополий на
    тендерной основе

9   Разработать Правила  Приказ     АРЕМЗК        4 кв.      1,9    Респуб.
    применения мер       АРЕМЗК                   2002 г.           бюджет
    антимонопольного
    реагирования за    
    нарушения
    антимонопольного
    законодательства
    Республики Казахстан

10  Разработать Правила  Приказ     АРЕМЗК        4 кв.      нет    нет   
    рассмотрения и       АРЕМЗК                   2002 г.                
    согласования
    инвестиционных
    программ субъектов
    естественных
    монополий
___________________________________________________________________________
                                2003 год
___________________________________________________________________________
11  Подготовить         Проект      МТК           1 кв.      нет    нет
    документы по        норматив-                 2003 г.
    присоединению к     ного
    Соглашению о        правового
    международном       акта
    железнодорожном
    пассажирском
    сообщении (СМПС)

12  Подготовить         Проект      МТК           1 кв.      нет    нет 
    документы по        норматив-                 2003 г.
    присоединению       ного
    к Соглашению        правового
    о международном     акта
    железнодорожном
    грузовом
    сообщении (СМГС)

13  Разработать         Приказ      АРЕМЗК,       4 кв.      5      Респуб.
    методику расчета    АРЕМЗК      МТК           2003 г.           бюджет
    тарифов и
    составление
    Прейскуранта на
    грузовые
    железнодорожные
    перевозки в
    республиканском и
    международном
    сообщениях
    (этап 1)

14  Разработать         Приказ      АРЕМЗК,       4 кв.      7      Респуб.
    методику            АРЕМЗК      МТК           2003 г.           бюджет
    разделения затрат
    и определения
    себестоимости
    дополнительных 
    операций,
    связанных с
    перевозкой грузов
    железнодорожным
    транспортом

15  Разработать         Приказ      АРЕМЗК,       2 кв.      4      Респуб.
    методику            АРЕМЗК      МТК           2003 г.           бюджет
    определения
    себестоимости
    услуг на
    железнодорожных
    подъездных путях

16  Разработать         Приказ      АРЕМЗК,       4 кв.      3      Респуб.
    методику            АРЕМЗК      МТК           2003 г.           бюджет
    разделения затрат
    и определения
    себестоимости
    аэронавигационного
    обслуживания

17  Разработать         Приказ      АРЕМЗК,       4 кв.      9,1    Респуб.
    методику по         АРЕМЗК      МТК           2003 г.           бюджет
    расчету ставок
    сборов и плат за
    работы и услуги,
    выполняемые
    морским портом

18  Разработать         Приказ      АРЕМЗК,       4 кв.      2      Респуб.
    методику по         АРЕМЗК      МТК           2003 г.           бюджет
    определению уровня
    понижающего
    коэффициента к
    аэропортовым
    сборам и тарифам
    за наземное
    обслуживание

19  Разработать         Приказ      АРЕМЗК,       4 кв.      3      Респуб.
    методику по         АРЕМЗК      МТК           2003 г.           бюджет
    определению уровня
    понижающего
    коэффициента к
    ставкам сборов на
    услуги,
    выполняемые
    морскими портами

20  Разработать         Приказ      АРЕМЗК,       4 кв.      8      Респуб.
    методику по         АРЕМЗК      МТК           2003 г.           бюджет
    разделению затрат,
    определению
    себестоимости
    услуг и расчета
    тарифов в сфере
    почтовой связи   

21  Разработать         Приказ      АРЕМЗК,       4 кв.      6,1    Респуб.
    методику            АРЕМЗК      МЭМР          2003 г.           бюджет
    распределения
    затрат при
    производстве
    тепловой энергии
    по параметрам
    теплоносителей

22  Разработать         Приказ      АРЕМЗК,       4 кв.      13,1   Респуб.
    методику расчета    АРЕМЗК      МЭМР          2003 г.           бюджет
    тарифов на услуги
    по передаче
    электроэнергии
    по сетям
    регионального
    уровня по классам
    напряжения

23  Разработать         Приказ      АРЕМЗК,       4 кв.      11     Респуб.
    методику расчета    АРЕМЗК      МЭМР          2003 г.           бюджет
    тарифов на услуги
    по транспортировке
    природного газа по
    распределительным
    трубопроводам

24  Разработать         Приказ      АРЕМЗК,       4 кв.      11     Респуб.
    методику            АРЕМЗК      МТК           2003 г.           бюджет
    расчета тарифов на
    услуги по
    транспортировке
    воды по
    распределительным
    трубопроводам

25  Провести            Приказ      АРЕМЗК,       4 кв.      3      Респуб.
    систематизацию      АРЕМЗК      МФ            2003 г.           бюджет
    антимонопольного
    законодательства

26  Провести            Отчет в     АРЕМЗК,       4 кв.      350    Респуб.
    финансовую и        Прави-      МТК,          2003 г.           бюджет
    техническую         тельство    МЭМР
    экспертизу          Республики
    субъектов           Казахстан
    естественных
    монополий

27  Разработать         Приказ      АРЕМЗК,       4 кв.      нет    нет 
    Правила             АРЕМЗК      МФ            2003 г.                
    согласования
    отчуждения
    имущества
    субъектов
    естественных
    монополий

28  Разработать         Приказ      АРЕМЗК,       4 кв.      нет    нет
    Инструкцию          АРЕМЗК      МФ            2003 г.            
    согласования с
    антимонопольным
    органом
    реорганизации и
    ликвидации
    субъектов
    естественных
    монополий

29  Разработать         Приказ      АРЕМЗК        4 кв.      нет    нет
    Правила             АРЕМЗК                    2003 г.
    установления
    временного
    компенсирующего
    тарифа

30  Разработать         Приказ      АРЕМЗК,       4 кв.      нет    нет
    перечень            АРЕМЗК      МФ            2003 г.
    требований,
    предъявляемых к
    аудиторским
    отчетам финансово-
    хозяйственной
    деятельности
    субъектов
    естественных
    монополий

31  Разработать         Проект      АРЕМЗК,       4 кв.      нет    нет
    порядок проведения  норматив-   Акимы         2003 г.
    публичных слушаний  ного        областей, гг.
    при утверждении     правового   Астана и
    тарифов             акта        Алматы

32  Разработать         Проект      АРЕМЗК        3 кв.      нет    нет
    типовой публичный   норматив-                 2003 г.
    договор на          ного
    оказание услуг      правового
    субъектами          акта
    естественных
    монополий
___________________________________________________________________________
                               2004 год
___________________________________________________________________________
33  Разработать          Приказ     АРЕМ      1 кв.    нет   нет
     методику расчета     АРЕМ       МТК       2004 г.
     уровня временного              
     понижающего
     коэффициента к
     тарифам на услуги
     аэронавигации,
     отнесенные к сфере
     естественной
     монополии

34  Разработать          Приказ     АРЕМ      4 кв.     4   Респуб.
     методику расчета     АРЕМ      (по согл.) 2004 г.       бюджет
     тарифов на                      АИС
     присоединение и
     пропуск трафика
     операторами связи

35  Разработать правила  Приказ     АРЕМ      1 кв.    нет   нет
     установления и       АРЕМ      (по согл.) 2004 г.
     отмены временных                МТК
     понижающих
     коэффициентов к
     тарифам на услуги
     телекоммуникаций,
     отнесенные к сфере
     естественной
     монополии

36  Разработать правила  Приказ    АРЕМ       1 кв.    нет   нет
     проведения и         АРЕМ      (по согл.) 2004 г.
     требования к
     финансовой
     экспертизе
     деятельности
     субъектов
     естественной
     монополии

37  Разработать правила  Приказ    АРЕМ       1 кв.    нет   нет
     проведения и         АРЕМ      (по согл.) 2004 г.
     требования к
     технической
     экспертизе
     деятельности
     субъектов
     естественной
     монополии

38  Разработать порядок  Приказ    АРЕМ       2 кв.     5  Респуб.
     самостоятельного     АРЕМ      (по согл.) 2004 г.      бюджет
     применения                     МТК
     временных понижающих
     коэффициентов к
     тарифам на услуги
     аэропортов и
     аэронавигации,
     подлежащие
     государственному
     регулированию

39  Разработать          Приказ    АРЕМ       2 кв.    нет   нет
     методику расчета     АРЕМ      (по согл.) 2004 г.
     уровня временного              МТК
     понижающего
     коэффициента к
     тарифам на услуги
     телекоммуникаций,
     отнесенные к сфере
     естественной
     монополии

40  Разработать          Приказ    АРЕМ       4 кв.    3    Респуб.
     методику расчета     АРЕМ      (по согл.) 2004 г.       бюджет
     платы за реактивную            МЭМР
     мощность

41  Разработать          Приказ    АРЕМ       4 кв.    4    Респуб.
     методику разделения  АРЕМ      (по согл.) 2004 г.       бюджет
     доходов, затрат и              МЭМР
     задействованных
     активов при
     комбинированной
     выработке тепловой
     и электрической
     энергии с целью
     поддержания на
     рынке электрической
     энергии ее
     конкурентоспособности

42  Разработать          Приказ    АРЕМ       4 кв.    3    Респуб.
     методику расчета     АРЕМ      (по согл.) 2004 г.       бюджет
     тарифов на услуги              МЭМР
     по хранению газа

43  Разработать          Приказ    АРЕМ       3 кв.    3    Респуб.
     методику расчета     АРЕМ      (по согл.) 2004 г.       бюджет
     нормативных
     технических потерь
     в системах
     водоснабжения

44  Разработать          Приказ    АРЕМ       4 кв.    8,8  Респуб.
     инструкцию по        АРЕМ      (по согл.) 2004 г.       бюджет
     проведению анализа,
     оценке состояния
     конкуренции на
     товарных рынках
     республики и
     установления
     доминирующего
     (монопольного)
     положения одного
     или нескольких
     субъектов рынка
     на товарном рынке

45  Разработать          Приказ    АРЕМ       4 кв.    8,8  Респуб.
     методику по          АРЕМ      (по согл.) 2004 г.       бюджет
     установлению
     согласованных
     действий на рынках
     республики

46  Разработать          Приказ    АРЕМ       4 кв.    8,8  Респуб.
     методику по          АРЕМ      (по согл.) 2004 г.       бюджет
     определению
     монопольно высокой
     и монопольно
     низкой цены

47  Разработать          Приказ    АРЕМ       4 кв.    8,8  Респуб.
     методику по          АРЕМ      (по согл.) 2004 г.       бюджет
     осуществлению
     контроля за
     созданием,
     реорганизацией,
     ликвидацией
     субъектов рынка
     и их объединений,
     за соблюдением
     антимонопольного
     законодательства
     при приобретении
     акций (долей, паев)
     в уставном капитале
     субъектов рынка и
     в иных случаях
 
  48   Разработать правила  Приказ    АРЕМ       3 кв.    8    Респуб.
     ведения раздельного  АРЕМ      (по согл.) 2004 г.       бюджет
     учета доходов,                 МТК
     затрат и
     задействованных
     активов субъектами
     естественной
     монополии,
     оказывающими
     услуги в сфере
     аэропортов

49   Разработать правила  Приказ    АРЕМ       3 кв.    8     Респуб.
     ведения раздельного  АРЕМ     (по согл.)  2004 г.        бюджет
     учета доходов,
     затрат и
     задействованных
     активов субъектами
     естественной
     монополии,
     оказывающими услуги
     аэронавигации

50   Разработать          Приказ    АРЕМ       3 кв.    нет   нет
     инструкцию по        АРЕМ      (по согл.) 2004 г.
     расчету ставки                 МТК
     прибыли на
     регулируемую базу
     задействованных
     активов на услуги
     телекоммуникаций,
     отнесенные к сфере
     естественной
     монополии

51  Разработать правила  Приказ    АРЕМ       3 кв.     8   Респуб.
     ведения раздельного  АРЕМ      (по согл.) 2004 г.       бюджет
     учета доходов,
     затрат
     и задействованных
     активов субъектами
     естественной
     монополии,
     оказывающими услуги
     по транспортировке
     газа

52  Разработать правила  Приказ    АРЕМ       3 кв.     8   Респуб.
     ведения раздельного  АРЕМ      (по согл.) 2004 г.       бюджет
     учета доходов,
     затрат
     и задействованных
     активов субъектами
     естественной
     монополии,
     оказывающими услуги
     по транспортировке
     воды

53  Разработать правила  Приказ    АРЕМ       3 кв.     8   Респуб.
     ведения раздельного  АРЕМ      (по согл.) 2004 г.       бюджет
     учета доходов,
     затрат
     и задействованных
     активов субъектами
     естественной
     монополии,
     оказывающими услуги
     по передаче
     электрической
     энергии по сетям
     межрегионального
     уровня и др.     

54  Разработать          Приказ    АРЕМ       4 кв.    20   Респуб.
     методику расчета     АРЕМ      (по согл.) 2004 г.       бюджет
     тарифов на услуги
     магистральной
     железнодорожной
     сети

55  Разработать          Приказ    АРЕМ       4 кв.    нет   нет
     методику расчета     АРЕМ      (по согл.) 2004 г.
     тарифов на услуги
     субъектов
     естественной
     монополии,
     оказывающих
     услуги
     аэронавигации

56  Разработать          Приказ    АРЕМ       4 кв.    6    Респуб.
     методику расчета     АРЕМ      (по согл.) 2004 г.       бюджет
     тарифов на услуги
     телекоммуникаций,
     отнесенные к сфере
     естественной
     монополии

57  Разработать          Приказ    АРЕМ       4 кв.    8    Респуб.
     методику расчета     АРЕМ      (по согл.) 2004 г.       бюджет
     тарифа на услуги               МЭМР
     по передаче
     электрической
     энергии по сетям
     межрегионального
     уровня

58  Разработать          Приказ    АРЕМ       4 кв.    4    Респуб.
     методику по оценке   АРЕМ      (по согл.) 2004 г.       бюджет
     влияния
     деятельности
     субъекта
     естественной
     монополии на
     потребителей его
     услуг (товаров,
     работ)

59  Провести             Отчет в   АРЕМ       4 кв.   220   Респуб.
     финансовую и         Прави-    (по согл.) 2004 г.       бюджет
     техническую          тельство
     экспертизу           Респуб-
     деятельности         лики
     субъектов            Казах-
     естественной         стан
     монополии

60  Создать электронную  Приказ    АРЕМ       4 кв.  104,3  Респуб.
     базу данных по       АРЕМ     (по согл.)  2004 г.   64  бюджет
     мониторингу
     деятельности
     монополистов
     (1-этап)

61  Провести анализ      Отчет в   АРЕМ       4 кв.     80  Респуб.
     товарных рынков      Прави-    (по согл.) 2004 г.       бюджет
                          тельство
                          РК
____________________________________________________________________