ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1094 "Об утверждении Правил и методики проведения ежегодного социологического мониторинга состояния морально-психологического климата в подразделениях органов внутренних дел Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12713) следующее изменение:
Правила и методики проведения ежегодного социологического мониторинга состояния морально-психологического климата в подразделениях органов внутренних дел Республики Казахстан, утвержденных указанным приказом изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту кадровой политики Министерства внутренних дел Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) направление электронной копии настоящего приказа в республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан после его официального опубликования.
3. Настоящий приказ вводится в действие со дня его подписания.
Министр генерал-лейтенант полиции | Е. Саденов |
Приложение к приказу Министра внутренних дел Республики Казахстан от "24" октября 2024 года № 852 |
|
Приложение к приказу Министра внутренних дел Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1094 |
Правила и методика проведения ежегодного социологического мониторинга состояния морально-психологического климата в подразделениях органов внутренних дел
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила и методика проведения ежегодного социологического мониторинга состояния морально-психологического климата в подразделениях органов внутренних дел (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 6 статьи 54-1 Закона Республики Казахстан "О правоохранительной службе" и определяют порядок и методику проведения ежегодного социологического мониторинга состояния морально-психологического климата в подразделениях органов внутренних дел (далее – подразделения ОВД).
2. Основные понятия и термины, используемые в настоящих Правилах:
1) стиль руководства – система устойчивых и индивидуальных методов воздействия руководителя с коллективом, направленное на эффективное выполнение управленческих функций;
2) анонимный опрос – метод сбора информации, позволяющий респондентам выражать мнения без указания личных данных, обеспечивая конфиденциальность и способствуя открытости ответов;
3) боевой дух – уровень морального настроя и мотивации сотрудников, определяющий их готовность к эффективному выполнению оперативно-служебных задач, поставленных перед подразделениями ОВД;
4) профессиональное выгорание – состояние, при котором сотрудники испытывают отрицательные эмоции, связанные с чрезмерной нагрузкой на работе и истощением ресурсов, необходимых для выполнения оперативно-служебных задач;
5) благоприятный морально-психологический климат – состояние климата, характеризующееся высоким уровнем взаимного уважения, доверия, удовлетворенности сотрудников условиями службы, положительными отношениями между коллегами и руководством, способствующими эффективной и продуктивной деятельности;
6) неблагоприятный морально-психологический климат – состояние климата, характеризующееся конфликтами, недовольством сотрудников, низким уровнем доверия, преобладанием авторитарного стиля руководства и высокой текучестью кадров, негативно влияющими на боевой дух и эффективность деятельности;
7) удовлетворенность условиями службы – показатель, отражающий степень удовлетворенности сотрудников организационными, материальными и социальными условиями;
8) морально-психологический климат – психологический настрой, характеризующийся правильным пониманием оперативно-служебных задач, поставленных перед подразделениями ОВД;
9) среднеблагоприятный морально-психологический климат с тенденцией к ухудшению – состояние климата, при котором сохраняется относительно стабильная атмосфера, но наблюдаются признаки нарастающего напряжения, проблемы в межличностных отношениях и снижение удовлетворенности, приводящие к ухудшению общего морального настроя и боевого духа;
10) анкета – инструмент для сбора данных, предназначенных для получения информации о мнениях респондентов в рамках социологического опроса;
11) социологический опрос (далее – опрос) – метод исследования, предназначенный для сбора информации через ответы респондентов на вопросы анкеты;
12) рекомендации – комплекс предложений, направленных на поддержание и улучшение состояния морально-психологического климата в подразделениях ОВД, основанный на результатах социологических опросов;
13) социологический мониторинг морально-психологического климата в подразделениях ОВД (далее – социологический мониторинг) – регулярное исследование состояния морально-психологического климата в подразделениях ОВД, направленное на выявление социальных процессов и явлений, влияющих на удовлетворенность сотрудников условиями службы.
3. Социологический мониторинг проводится в целях:
1) оценки текущего состояния морально-психологического климата в подразделениях ОВД;
2) оценки уровня удовлетворенности сотрудников условиями прохождения службы и их профессиональной деятельностью;
3) анализа факторов, влияющих на боевой дух и мотивацию сотрудников, отражающихся на эффективности служебной деятельности;
4) изучения межличностных отношений между сотрудниками и руководством;
5) выработки рекомендаций по поддержанию и улучшению морально-психологического климата для повышения эффективности служебной деятельности.
Глава 2. Порядок и методика проведения социологического мониторинга
4. Социологический мониторинг проводится ежегодно в четвертом квартале психологами кадровых подразделений ОВД.
Оценка степени удовлетворенности сотрудников условиями прохождения службы в ОВД проводится одновременно согласно приложению к настоящим Правилам.
5. При вынесении вывода "неблагоприятный морально-психологический климат", "среднеблагоприятный морально-психологический климат с тенденцией к ухудшению" либо недостаточной выборки, повторный опрос проводится через три месяца.
6. Психологической службой Министерства внутренних дел по решению руководства ведомства в течение года выборочно проводятся опросы в подразделениях для анализа морально-психологического климата и сопоставления с результатами психологов кадровых подразделений ОВД.
7. При необходимости (по жалобе сотрудника, коллективного обращения, конфликтной ситуации) социологический мониторинг проводится дополнительно по решению первого руководителя подразделения ОВД.
8. Проведение социологического мониторинга включает в себя следующие этапы:
1) постановка задач, выбор метода исследования, подготовка и организация проведения опроса;
2) непосредственное проведение опроса, проверка полноты и качества заполненных анкет;
3) анализ полученных данных, подготовка аналитической справки с рекомендациями.
9. Опрос проводится анонимно на основе разработанной анкеты и стандартизированных методик с использованием бумажных носителей или в формате автоматизированной информационной системы онлайн.
10. Перед проведением опроса разъясняется инструкция и цель его проведения на государственном и русском языках.
Длительность опроса составляет не более шестидесяти минут.
11. В случае проведения опроса на бумажных носителях, заполненную анкету сотрудник собственноручно помещает в опечатанный контейнер. По завершению опроса контейнер вскрывается и анкеты пересчитываются в присутствии комиссии из трех человек (психолог и два респондента, участвовавших в опросе) без ознакомления с содержанием анкет и составлением акта о вскрытии.
12. В случае проведения опроса на бумажных носителях, для объективной оценки результатов опроса подлежат участию не менее семидесяти процентов сотрудников.
При проведении опроса с использованием автоматизированной информационной системы – не менее восьмидесяти пяти процентов сотрудников.
13. Семьдесят процентов порог определяется от фактической численности сотрудников, за исключением вакантных должностей, сотрудников, находящихся в декретном, трудовом отпуске, командировке, на излечении, а также руководящего состава и сотрудников, проходящих службу в опрашиваемом подразделении ОВД меньше шести месяцев.
Восемьдесят пять процентов порог высчитывается от фактической численности сотрудников, за исключением вакантных должностей, сотрудников, находящихся в декретном отпуске, а также руководящего состава и сотрудников, проходящих службу в опрашиваемом подразделении ОВД меньше шести месяцев.
14. Обработка и анализ результатов опроса осуществляется психологами кадровых подразделений, а в их отсутствие – полиграфологами с соблюдением конфиденциальности полученных сведений, в следующие сроки (от штатной численности подразделения):
В офлайн-формате:
1) свыше 300 сотрудников – 5 рабочих дней;
2) свыше 2000 сотрудников – 15 рабочих дней;
3) свыше 3000 сотрудников – 25 рабочих дней.
В онлайн-формате:
1) свыше 300 сотрудников – 3 рабочих дня;
2) свыше 2000 сотрудников – 10 рабочих дней;
3) свыше 3000 сотрудников – 15 рабочих дней.
15. По результатам опроса психологом готовится аналитическая справка с выработкой рекомендаций для руководителей по улучшению морально-психологического климата и представляется первому руководителю подразделения ОВД.
16. Результаты направляются в территориальные подразделения ОВД и рассматриваются на оперативных совещаниях с заслушиванием руководителей подразделений ОВД.
17. Руководителем подразделения ОВД, курирующим кадровые вопросы, устанавливаются сроки исполнения рекомендаций психолога для непосредственных руководителей подразделений ОВД.
18. Информация о коррупционных правонарушениях, нарушениях дисциплины и законности со стороны должностных лиц, полученных в ходе опроса, в течение трех дней направляется психологом подразделения ОВД в службу собственной безопасности ОВД.
19. Анкеты после завершения исследований хранятся у психолога подразделения ОВД в течение года, после подлежат уничтожению.
20. Сведения о проведенном исследовании (аналитическая справка, цифровые данные) представляются в Департамент кадровой политики Министерства внутренних дел Республики Казахстан в течение десяти рабочих дней после завершения исследования.
21. Мониторинг включает в себя критерии оценки и признаки психологического климата.
22. Прямыми критериями оценки морально-психологического климата являются:
1) уровень удовлетворенности службой (условиями и организацией служебной деятельности);
2) степень сплоченности коллектива;
3) психологическая напряженность в служебном коллективе;
4) удовлетворенность межличностными взаимоотношениями – по горизонтали (взаимоотношения с коллегами) и по вертикали (взаимоотношения с руководством);
5) боевой дух;
6) стиль управления.
23. Косвенными критериями оценки морально-психологического климата являются:
1) текучесть кадров;
2) конфликтность и низкая толерантность сотрудников;
3) профессиональное выгорание;
4) коррупционные составляющие.
24. Признаки благоприятного морально-психологического климата:
1) взаимопомощь, высокоразвитая эмпатия, чувство групповой сплоченности;
2) высокая удовлетворенность условиями прохождения службы;
3) оказание руководителями поддержки личному составу;
4) высокий боевой дух;
5) отсутствие конфликтных ситуаций;
6) отсутствие психологического давления;
7) равномерность распределения объема работы;
8) справедливость при оценке деятельности;
9) соблюдение рабочего графика;
25. Признаки неблагоприятного морально-психологического климата:
1) высокая текучесть кадров, частые переходы в другие службы;
2) психологическая напряженность в коллективе;
3) не соблюдение рабочего графика;
4) межличностные конфликты;
5) отсутствие поддержки руководителя, применение исключительно авторитарного стиля управления;
6) снижение уровня боевого духа;
7) снижение удовлетворенности условиями прохождения службы.
26. Вывод о состоянии морально-психологического климата подразделений ОВД определяется следующим пороговым значениям:
1) "Благоприятный морально-психологический климат" – более семидесяти пяти процентов и выше опрошенных респондентов оценивают климат как благоприятный.
2) "Среднеблагоприятный морально-психологический климат с тенденцией к ухудшению" – от пятидесяти пяти до семидесяти пяти процентов опрошенных респондентов оценивают климат как среднеблагоприятный.
3) "Неблагоприятный морально-психологический климат" – менее пятидесяти пяти процентов опрошенных респондентов оценивают климат как неблагоприятный.
27. При формировании вывода о состоянии морально-психологического климата, негативные ответы на два или более вопросов, уменьшают процент оценки морально-психологического климата на процент, который высчитывается как процент соотношения количества вопросов с негативными ответами к общему числу вопросов.
Приложение к Правилам и методике проведения ежегодного социологического мониторинга состояния морально- психологического климата в подразделениях органов внутренних дел |
Оценка степени удовлетворенности сотрудников условиями прохождения службы в ОВД
Уважаемый респондент, оцените пожалуйста свою степень удовлетворенности условиями прохождения службы в ОВД. Выберите правое или левое утверждение. Сделанный выбор пометьте знаком "х". На каждой строке должно быть только одно зачеркивание.
Удовлетворен: | высокий | средний | низкий | нейтральный | низкий | средний | высокий | Не удовлетворен: |
3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 | ||
Организацией работы удовлетворен (-а) | Организацией работы и условиями не удовлетворен (-а) | |||||||
Служебная нагрузка оптимальная, распределяется равномерно | Служебная нагрузка превышена, распределяется не равномерно | |||||||
Распорядок рабочего дня соблюдается | Распорядок рабочего дня не соблюдается | |||||||
Материально-техническая обеспеченность достаточная, имеется кабинет, орг техника и др | Материально-техническая обеспеченность не достаточная, отсутствует кабинет, оргтехника отсутствует либо устарела | |||||||
Вижу для себя перспективу профессионального карьерного роста | Не вижу для себя профессионального карьерного роста | |||||||
Чувствую признание со стороны коллег и руководителя | Не чувствую признания со стороны коллег и руководителя | |||||||
Порядок предоставления трудового отпуска соблюдается | Порядок предоставления трудового отпуска не соблюдается | |||||||
Удовлетворен(-а) текущей зарплатой | Не удовлетворен(-а) текущей зарплатой | |||||||
Удовлетворен(-а) организацией досуга | Не удовлетворен(-а) организацией досуга | |||||||
Мое психологическое и физическое состояние благоприятное | Мое психологическое и физическое состояние не благоприятное | |||||||
Уверен(-а) в завтрашнем дне, ощущаю стабильность | Не уверен(-а) в завтрашнем дне, не чувствую стабильности | |||||||
Объем социальных льгот удовлетворяет | Объем социальных льгот не удовлетворяет | |||||||
Морально-психологический климат в коллективе благоприятный, способствует эффективной деятельности | Морально-психологический климат в коллективе неблагоприятный, не способствует для эффективной деятельности |
В данной графе излагается ваше мнение или комментарий
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Обработка данных.
1 Оценки, отмеченные респондентами прописываются следующим образом:
Оценка | 3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 |
Балл | 7 | 6 | 4 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2. Для каждого респондента вычисляется коэффициент субъективной оценки удовлетворенности службой (К): складываются баллы по всем 13 пунктам анкеты и полученная сумма делится на количество этих пунктов, то есть на 13.
3. Вычисляется средний коэффициент субъективных оценок удовлетворенности службой (далее - К.ср): складывается коэффициенты субъективных оценок всех членов группы, полученная сумма делится на количество респондентов. Полученный К.ср. меняется от 1,0 до 7,0. Чем выше коэффициент, тем благоприятнее результат (оценка).
Интерпретация результатов
1. Средний коэффициент субъективных оценок опроса удовлетворенности позволяет характеризовать следующим образом:
К. ср. балл | характеристика оценки удовлетовренности | |
от 5,4 до 7,0 | полностью удовлетворен | |
от 4,6 до 5,4 | достаточно удовлетворен | |
от 3,8 до 4,6 | недостаточно удовлетворен | |
от 1,0 до 3,8 | полностью неудовлетворен |
2. Для получения вывода "проблемных вопросов" вычисляются средние коэффициенты субъективных оценок для каждого из 13 пунктов ОУ: К.ср.1, К.ср.2, К.ср.3.
Сумма баллов, поставленных всеми респондентами по К.ср.1, К.ср.2, К.ср.3 пунктам.
К.ср. = ________________
Количество респондентов