О внесении изменений и дополнений в Регламент Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Постановление Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 21 декабря 2022 года № 653-VII МП

Действующий

      В соответствии с пунктом 1 Регламента Мажилиса Парламента Республики Казахстан Мажилис Парламента Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Принять изменения и дополнения в Регламент Мажилиса Парламента Республики Казахстан, утвержденный Постановлением Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 8 февраля 1996 года.

      2. Настоящее Постановление вводится в действие с 1 января 2023 года.

      Председатель Мажилиса Парламента
Республики Казахстан
Е. КОШАНОВ

  Приняты Постановлением
Мажилиса Парламента
Республики Казахстан
от "21" декабря 2022 года
№ 653-VII МП

Изменения и дополнения в Регламент
Мажилиса Парламента Республики Казахстан

      1) в части первой пункта 2 слова "в соответствии с законодательством Республики Казахстан" заменить словом "Мажилиса";

      2) в части первой пункта 3 слова "ста семи" заменить словами "девяноста восьми";

      3) в пункте 5:

      часть вторую изложить в следующей редакции:

      "Пленарные заседания Мажилиса проводятся по средам и четвергам с 10 до 18 часов, с перерывом с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут.";

      в части шестой слова ", иные республиканские мероприятия, проводимые в здании Мажилиса" исключить;

      4) в части первой пункта 6-3 слова "временную комиссию" заменить словом "Комиссию";

      5) в пункте 9:

      в части шестой слово "секретаря" заменить словом "советника";

      часть восьмую исключить;

      6) в части второй пункта 11 слово "секретарь" заменить словом "советник";

      7) в пункте 12 слова "в автоматизированной системе" заменить словами "на интернет-ресурсе Мажилиса";

      8) пункт 17 исключить;

      9) в пункте 18 слова "Проекты законов одобряются" заменить словами "Законы принимаются";

      10) в части шестой пункта 19 слова "временная комиссия Мажилиса" заменить словом "Комиссия";

      11) заголовок главы 3 изложить в следующей редакции:

      "Глава 3. Законодательная деятельность Мажилиса Парламента

      Параграф 1. Порядок прохождения законопроектов";

      12) пункт 25 исключить;

      13) пункты 26 и 27 изложить в следующей редакции:

      "26. Проект закона на бумажных и электронных носителях вносится в Мажилис на казахском и русском языках с необходимыми приложениями (материалами по законопроекту). При положительном заключении по результатам предварительной проверки на соответствие представленных материалов по законопроекту перечню документов, установленных пунктом 27 настоящего Регламента, а также на предмет соответствия их текстов, в том числе аутентичности текстов на казахском и русском языках, в течение пяти рабочих дней регистрируется в Аппарате Палаты и направляется руководству Палаты, за исключением законопроектов, внесенных Правительством в порядке, предусмотренном частью второй пункта 2 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, которые регистрируются и направляются руководству Палаты немедленно.

      Текст проекта закона, представленный инициатором законопроекта, и материалы к нему размещаются в автоматизированной системе и на интернет-ресурсе Мажилиса.";

      "27. Предоставляемые материалы по законопроекту должны содержать:

      1) постановление Правительства в случае, если проект внесен Правительством;

      2) представление, если проект закона инициирован депутатом (депутатами);

      3) приложения, предусмотренные пунктом 2 статьи 29 Закона Республики Казахстан "О правовых актах";

      4) документы и материалы, предусмотренные Бюджетным кодексом Республики Казахстан – по проекту закона о республиканском бюджете или об уточнении республиканского бюджета, инициируемому Правительством Республики Казахстан;

      5) документы и материалы, предусмотренные пунктом 6 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О международных договорах Республики Казахстан" – по проекту закона о ратификации или денонсации международного договора;

      6) положительное заключение Правительства по проекту закона, инициируемому депутатом (депутатами) и предусматривающему сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов;

      7) заключение независимой экспертизы (при наличии).

      Материалы представляются на казахском и русском языках.

      При отсутствии одного из обязательных приложений, а также выявлении несоответствий текстов, в том числе неаутентичности текстов на казахском и русском языках, Аппарат Палаты возвращает документы инициатору законопроекта в течение пяти рабочих дней без регистрации для выполнения установленных требований.";

      14) в части третьей пункта 28 слово "тридцати" заменить словом "сорока";

      15) пункты 29, 30, 30-1 и 32 изложить в следующей редакции:

      "29. Порядок рассмотрения проекта закона, подготовки заключения по законопроекту определяется самостоятельно соответствующим комитетом Палаты.

      Головной комитет для подготовки заключения по законопроекту может создавать рабочую группу. Комитет Палаты вправе привлекать в состав рабочих групп инициаторов законопроекта, представителей государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, экспертов, специалистов, руководителей хозяйствующих субъектов.

      Руководителем рабочей группы определяется депутат – член головного комитета.

      На заседаниях рабочей группы решения принимаются большинством голосов от общего числа депутатов-членов рабочей группы.

      Итоговая сравнительная таблица рабочей группы по законопроекту размещается головным комитетом в автоматизированной системе.

      Постоянный комитет вправе направить законопроект, в том числе для оценки отдельных норм законопроекта, на независимые научную и иные экспертизы в установленном порядке.

      Альтернативные законопроекты рассматриваются комитетами Палаты одновременно с основным проектом и по каждому проекту готовится отдельное заключение.

      30. Обсуждение законопроекта в комитетах, в том числе в рабочих группах, проходит открыто. Комитет до обсуждения законопроекта заблаговременно информирует депутатов.

      Головной комитет готовит:

      заключение с обоснованием необходимости принятия закона или отклонения законопроекта;

      проект постановления Мажилиса о результатах рассмотрения законопроекта;

      сравнительную таблицу к законопроекту, в которой обобщены поправки постоянных комитетов и депутатов Палаты.

      Сравнительная таблица готовится к законопроектам, не требующим двух чтений, а к законам, принимаемым не менее чем в двух чтениях, – ко второму (последующему) чтению и должна содержать:

      текст структурного элемента законопроекта, к которому предлагается поправка;

      содержание поправки;

      данные об авторе поправки;

      обоснование внесения поправки;

      решение комитета, в случае непринятия комитетом поправки – обоснование решения комитета.

      Поправки по законопроекту, внесенные в сравнительную таблицу, могут быть сняты только инициаторами.

      Если поправка к проекту закона предусматривает сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, то головной комитет направляет в Правительство внесенную поправку для представления заключения.

      В случае, если по заключению Правительства требуются дополнительные пояснения, комитет вправе истребовать их у Правительства.

      Не требуется направление иных поправок депутатов на заключение Правительства.

      Поправки по законопроекту, связанные с юридической техникой, а также замечания редакционного характера, не меняющие правового содержания норм законопроекта, могут не включаться в сравнительную таблицу головного комитета и учитываются в тексте закона, принятого Мажилисом Парламента и направляемого на одобрение в Сенат Парламента Республики Казахстан.

      Поправки по законопроекту, поступившие после принятия головным комитетом в порядке, установленном настоящим Регламентом, соответствующего заключения по законопроекту, в сравнительную таблицу не включаются.

      Сравнительная таблица головного комитета по законопроекту размещается на интернет-ресурсе Мажилиса.

      30-1. Поправки к проекту закона с обоснованием необходимости их принятия передаются депутатами в письменном виде в головной комитет не позднее чем за десять календарных дней до начала окончательного чтения по законопроекту.

      Депутаты, внесшие поправки, вправе уточнять их содержание в ходе обсуждения законопроекта на рабочей группе или в головном комитете, который заблаговременно информирует депутатов о времени и месте заседания.";

      "32. Законопроект, подготовленный к рассмотрению на пленарном заседании, материалы к нему направляются головным комитетом в Бюро Палаты, как правило, не позднее чем за два рабочих дня до его заседания для внесения на рассмотрение пленарного заседания Мажилиса.";

      16) часть вторую пункта 33 изложить в следующей редакции:

      "Повестка дня пленарного заседания и все необходимые материалы, касающиеся вопросов, вносимых на рассмотрение Мажилиса, заблаговременно размещаются в автоматизированной системе, но не позднее чем за один день до пленарного заседания Палаты с информированием об этом депутатов.";

      17) в части первой пункта 34 слова ", в том числе конституционных," исключить;

      18) пункт 35 исключить;

      19) пункт 36 изложить в следующей редакции:

      "36. При рассмотрении законопроекта в одном чтении либо в первом чтении Палата заслушивает доклад инициатора данного проекта и содоклад головного комитета, обсуждает основные положения проекта закона.

      При рассмотрении проекта закона о республиканском бюджете или об уточнении республиканского бюджета на пленарном заседании Палаты заслушивание докладов осуществляется в порядке, определенном Бюджетным кодексом Республики Казахстан.

      В случае, если законопроект рассматривается в одном чтении и не поступило предложений о его отклонении, Палата продолжает обсуждение законопроекта в целом или постатейно в порядке, предусмотренном пунктом 41 настоящего Регламента, и принимает решение, предусмотренное в пункте 41-1 настоящего Регламента.

      При внесении альтернативных проектов законов по одному и тому же вопросу Палата одновременно обсуждает их в ходе чтения и принимает решение о том, какой из рассматриваемых проектов принять за основу для подготовки ко второму чтению.";

      20) пункты 37, 38 и 39 исключить;

      21) дополнить пунктом 39-1 следующего содержания:

      "39-1. При подготовке законопроекта ко второму (последующему) чтению головной комитет рассматривает внесенные письменные поправки к проекту закона.";

      22) пункты 40 и 41 изложить в следующей редакции:

      "40. При втором чтении по проекту закона с докладом выступает председатель головного комитета или руководитель рабочей группы либо один из членов комитета. Прения по докладу не открываются. В случае необходимости слово для выступления по законопроекту предоставляется представителю Правительства.

      В ходе второго чтения рассматриваются только поправки, внесенные во время рассмотрения законопроекта в письменном виде в головной комитет.

      41. При рассмотрении законопроекта во втором (последующем) чтении на голосование ставится:

      1) законопроект, предложенный инициатором;

      2) законопроект с учетом всех принятых головным комитетом поправок депутатов, включенных в сравнительную таблицу, без постатейного голосования;

      3) статьи законопроекта по принятым и непринятым позициям сравнительной таблицы, подготовленной головным комитетом.

      Авторы, не согласные с решением головного комитета по внесенным поправкам, имеют право выступить со своим обоснованием. По требованию депутата Палаты внесенная им поправка ставится на голосование. В этом случае первым на голосование ставится предложение депутата, каждая поправка голосуется отдельно. Если предложено внести несколько поправок в одну и ту же статью проекта, то вначале голосуются те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других поправках.

      Палата может принять решение о голосовании в порядке, предусмотренном подпунктами 1) и 2) части первой настоящего пункта, если ни один из депутатов не возражает против такого порядка.

      По результатам рассмотрения законопроекта во втором чтении Палата принимает одно из решений, указанных в пункте 41-1 настоящего Регламента.";

      23) дополнить пунктом 41-1 следующего содержания:

      "41-1. По результатам рассмотрения законопроекта Палата большинством голосов от общего числа депутатов принимает одно из следующих решений:

      1) принять закон и направить его для одобрения в Сенат;

      2) вернуть проект закона на доработку в комитет;

      3) провести последующие чтения;

      4) отклонить в целом законопроект.

      Отклоненный законопроект считается непринятым и возвращается инициатору.";

      24) пункт 42 изложить в следующей редакции:

      "42. Закон, принятый Мажилисом, вместе с постановлением Палаты в течение десяти календарных дней со дня его принятия, предварительно скрепленный подписями председателя головного комитета, руководителя рабочей группы (при наличии) и руководителей соответствующих отделов Аппарата Мажилиса, через Аппарат Палаты передается для одобрения в Сенат Парламента.";

      25) строку "Рассмотрение законопроектов, отклоненных Сенатом" заменить словами "Параграф 2. Рассмотрение законов, не одобренных Сенатом";

      26) пункт 43 изложить в следующей редакции:

      "43. Сенат вправе не одобрить закон, принятый Мажилисом, в целом или в части отдельных его статей.

      В указанном случае закон возвращается в Мажилис с материалами, предусмотренными Регламентом Парламента Республики Казахстан.";

      27) пункты 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 и 51 изложить в следующей редакции:

      "44. Председатель Мажилиса передает возвращенный Сенатом закон с прилагаемыми документами в головной комитет, который рассматривает основания неодобрения Сенатом закона и готовит по ним заключение.

      45. Бюро Палаты с учетом заключения головного комитета вносит предложение о включении закона, не одобренного Сенатом, в повестку дня пленарного заседания.

      Прилагаемые Сенатом материалы и заключение головного комитета заблаговременно размещаются в автоматизированной системе, но не позднее чем за один день до пленарного заседания Палаты.

      46. При рассмотрении закона, не одобренного Сенатом на пленарном заседании, Палата заслушивает доклад председателя головного комитета или одного из членов комитета. Прения по докладу не открываются.

      47. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенной Сенатом редакцией отдельных статей закона, закон считается принятым Мажилисом в новой редакции и одобренным Сенатом и в течение семи календарных дней направляется в Сенат для представления Президенту на подпись.

      48. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов возражает против предложенной Сенатом редакции отдельных статей закона, а также, если Сенат не одобрил закон в целом, разногласия между Палатами Парламента разрешаются путем согласительных процедур.

      Для преодоления возникших разногласий Мажилис и Сенат создают согласительную комиссию с участием равного количества депутатов от каждой Палаты. В работе согласительной комиссии может принимать участие с правом совещательного голоса субъект права законодательной инициативы (уполномоченное им лицо).

      Решение о необходимости создания согласительной комиссии и об избрании в ее состав депутатов от Мажилиса принимается на пленарном заседании Палаты большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса и направляется в Сенат. После идентичной процедуры избрания депутатов в согласительную комиссию Сенатом, члены согласительной комиссии избирают из своего состава председателя большинством голосов от общего числа членов согласительной комиссии.

      49. Согласительная комиссия рассматривает лишь те положения закона, по которым возникли разногласия между Сенатом и Мажилисом, стремясь выработать единый текст соответствующего закона.

      Согласительная комиссия принимает решение открытым голосованием. Решения согласительной комиссии принимаются большинством голосов от общего числа его членов. В случае равного количества голосов "за" и "против" голос председателя согласительной комиссии считается решающим.

      По результатам работы согласительная комиссия принимает постановление, содержащее предложения по преодолению разногласий, которое вносится на рассмотрение Бюро Мажилиса.

      К постановлению согласительной комиссии прилагается сравнительная таблица статей закона, в которые были внесены изменения.

      50. При рассмотрении закона после согласительной комиссии Мажилисом обсуждаются только предложения, содержащиеся в постановлении согласительной комиссии. Никакие поправки, выходящие за пределы этих предложений, Мажилисом не рассматриваются.

      51. Мажилис принимает решение по каждому предложению согласительной комиссии отдельно большинством голосов от общего числа депутатов Палаты. При отсутствии возражений на голосование может быть поставлена таблица согласительной комиссии в целом.

      Несогласие Мажилиса с одним из предложений согласительной комиссии влечет последствия, предусмотренные пунктом 51-2 настоящего Регламента.";

      28) дополнить пунктами 51-1 и 51-2 следующего содержания:

      "51-1. Постановление Мажилиса Парламента, материалы согласительной комиссии в течение семи календарных дней направляются в Сенат.

      51-2. В случаях, когда Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов Палаты не принял закон в редакции, предложенной согласительной комиссией, Мажилис проводит повторное голосование по закону в ранее принятой редакции.

      Если при повторном голосовании Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты подтвердит ранее принятое решение, закон в течение десяти календарных дней представляется Президенту на подпись.

      Если закон не наберет указанного большинства голосов депутатов Мажилиса, закон считается непринятым и возвращается инициатору.";

      29) строку "Внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан" исключить;

      30) пункты 54, 55 и 56 исключить;

      31) строку "Обращения в Конституционный Совет Республики" заменить словами "Параграф 3. Обращения в Конституционный Суд Республики Казахстан";

      32) пункт 57 изложить в следующей редакции:

      "57. Председатель Мажилиса, депутаты Палаты в количестве не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента в соответствии с Конституцией Республики Казахстан могут обращаться в Конституционный Суд Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституционным законом Республики Казахстан "О Конституционном Суде Республики Казахстан". К обращению депутатов прилагается список депутатов с указанием фамилии, имени и отчества (при его наличии), удостоверенный их подписями. Обращение в Конституционный Суд направляется Аппаратом Мажилиса.";

      33) абзац первый пункта 60 изложить в следующей редакции:

      "60. Парламент принимает законы в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате, в том числе:";

      34) подпункт 2) пункта 60-1 изложить в следующей редакции:

      "2) проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. Если Мажилис и Сенат большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат преодолеют возражения Президента, Президент в течение одного месяца подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены хотя бы одной из Палат, закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом;";

      35) в пункте 61 слова "проектов конституционных законов и" исключить;

      36) дополнить пунктом 61-1 следующего содержания:

      "61-1. Представление материалов к отчетам Правительства Республики Казахстан и Высшей аудиторской палаты об исполнении республиканского бюджета, заслушивание докладов, обсуждение отчетов об исполнении республиканского бюджета на пленарном заседании Палаты осуществляется в порядке, определенном Бюджетным кодексом Республики Казахстан и Регламентом Парламента Республики Казахстан.";

      37) в части первой пункта 75-1 слово "Сенатом" заменить словом "Парламентом";

      38) в пункте 75-2:

      в части четвертой слова "не подтверждает ранее принятого Парламентом решения по закону" заменить словами "не преодолеет возражения Президента";

      в части пятой слова "подтвердит ранее принятое по закону решение" заменить словами "преодолеет возражения Президента";

      часть восьмую исключить;

      39) в части первой пункта 76:

      в подпункте 1) слова "и рассмотрение этих проектов" исключить;

      дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:

      "3-1) заслушивание два раза в год отчета Председателя Высшей аудиторской палаты;";

      40) пункт 77 изложить в следующей редакции:

      "77. Принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов конституционных законов, а также законопроектов, инициированных Правительством Республики Казахстан в соответствии с частью второй пункта 2 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, осуществляется в соответствии с настоящим Регламентом и Регламентом Парламента.

      Принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов законов Мажилисом Парламента Республики Казахстан осуществляется в соответствии с главой 3 настоящего Регламента.";

      41) пункт 84 исключить;

      42) дополнить пунктом 86-1 следующего содержания:

      "86-1. Отчет Председателя Высшей аудиторской палаты заслушивается на пленарном заседании Палаты.";

      43) подпункт 1) пункта 89 изложить в следующей редакции:

      "1) назначает на должности трех судей Конституционного Суда; назначает на пятилетний срок на должности двух членов Центральной избирательной комиссии, трех членов Высшей аудиторской палаты;";

      44) пункты 94, 94-1, 94-2, 94-3 и 94-4 исключить;

      45) пункт 95 изложить в следующей редакции:

      "95. При внесении Генеральным Прокурором Республики представления в Мажилис Парламента для получения согласия на привлечение депутата к уголовной ответственности, задержание, содержание под стражей, домашний арест, привод или применение мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, представление направляется Мажилисом Парламента в Центральную избирательную комиссию Республики для подготовки заключения и внесения его на пленарное заседание Палаты.

      Представление вносится Генеральным Прокурором перед предъявлением депутату постановления о квалификации деяния подозреваемого, внесением в суд ходатайства о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей, домашнего ареста, решением вопроса о необходимости задержания, принудительного привода или направлением дела об административном правонарушении в суд.";

      46) часть четвертую пункта 96 исключить;

      47) часть третью пункта 96-2 изложить в следующей редакции:

      "Правительственный час" транслируется в режиме онлайн на интернет-ресурсе Мажилиса.";

      48) в пункте 100:

      в части третьей:

      слова "могут публиковаться" заменить словом "публикуются";

      слово "освещаться" заменить словами "могут освещаться";

      в части четвертой:

      слова "могут транслироваться" заменить словом "транслируются";

      слова "в соответствии с законодательством Республики Казахстан" заменить словом "Мажилиса";

      49) в подпункте 12) части первой пункта 112 слово "Совете" заменить словом "Суде";

      50) часть вторую пункта 115 исключить;

      51) пункт 139 дополнить подпунктом 8-1) следующего содержания:

      "8-1) задавать вопросы, получать ответы и высказывать мнение по любому вопросу повестки дня любому должностному лицу, выступающему в Мажилисе в установленном законом и настоящим Регламентом порядке;";

      52) часть вторую пункта 149 изложить в следующей редакции:

      "Депутат Парламента имеет право обратиться с запросом к Премьер-Министру и членам Правительства, Председателю Национального Банка, Председателю и членам Центральной избирательной комиссии, Генеральному Прокурору, Председателю Комитета национальной безопасности Республики, Председателю и членам Высшей аудиторской палаты, акимам областей, городов республиканского значения и столицы. При этом запрос, обращенный к Генеральному Прокурору либо первым руководителям правоохранительных и специальных государственных органов, не может касаться вопросов, связанных с осуществлением функций уголовного преследования.";

      53) в части первой пункта 153 слова "поступления адресату" заменить словом "оглашения";

      54) в пункте 155 слова "Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета" заменить словами "Высшей аудиторской палаты";

      55) в пункте 155-1 слова "официальном сайте Парламента" заменить словами "интернет-ресурсе Мажилиса";

      56) в пункте 161-1:

      дополнить словами "для изложения позиции фракции по обсуждаемому вопросу и дополнительное время на выступление – до пяти минут.";

      дополнить вторым предложением следующего содержания:

      "Данная гарантия распространяется и на выступления в случае прекращения прений.";

      57) пункт 162 дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания:

      "2-1) инициирование парламентских слушаний;";

      58) подпункт 6-1) части первой пункта 178 изложить в следующей редакции:

      "6-1) представляет Палате кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, членов Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты;";

      59) в части первой пункта 194 слова "и радио" заменить словами ", радио и социальных сетей".