О внесении изменений и дополнений в Регламент Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Постановление Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 23 декабря 2020 года № 1413-VI МП

Действующий

      В соответствии с пунктом 1 Регламента Мажилиса Парламента Республики Казахстан Мажилис Парламента Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Внести изменения и дополнения в Регламент Мажилиса Парламента Республики Казахстан, утвержденный Постановлением Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 8 февраля 1996 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 3, ст.213, 216; 2005 г., № 16, ст.71; 2007 г., № 22, ст.171; 2011 г., № 19, ст.149) согласно приложению к настоящему Постановлению.

      2. Настоящее Постановление вводится в действие с 1 января 2021 года.

      Председатель Мажилиса Парламента
Республики Казахстан
Н. НИГМАТУЛИН

  Приложение
к Постановлению
Мажилиса Парламента
Республики Казахстан
от "23" декабря 2020 года
№1413-VI МП

Изменения и дополнения в
Регламент Мажилиса Парламента Республики Казахстан

      1) пункт 2 изложить в следующей редакции:

      "2. Пленарные заседания Мажилиса Парламента являются открытыми и могут транслироваться в режиме онлайн на интернет – ресурсе в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      В случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, Палата вправе проводить закрытые заседания.";

      2) в пункте 5:

      часть третью изложить в следующей редакции:

      "Мажилис или Бюро Мажилиса может принимать решение об ином времени проведения пленарного заседания.";

      часть седьмую дополнить предложением вторым следующего содержания:

      "Мажилис или Бюро Мажилиса могут принимать решение об иных сроках и периодичности выезда в регионы.";

      3) пункт 6-4 исключить;

      4) подпункт 2) пункта 7 исключить;

      5) в пункте 9:

      в части первой слова "до тридцати минут, для содокладов – до двадцати минут, для выступления в прениях – до десяти минут" заменить словами "до пятнадцати минут, для содокладов – до десяти минут, для выступления в прениях – до семи минут"";

      в части второй слова "в пределах" заменить словом "до";

      6) пункт 25 изложить в следующей редакции:

      "25. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения проектов законодательных актов Республики Казахстан.";

      7) пункт 26 дополнить частью второй следующего содержания:

      "Материалы по законопроекту размещаются на интернет-ресурсе в соответствии с законодательством Республики Казахстан.";

      8) в пункте 27:

      подпункт 7) части первой изложить в следующей редакции:

      "7) заключения научной экспертизы и иные экспертные заключения;";

      в части седьмой слова "пяти дней" заменить словами "пяти рабочих дней";

      9) часть третью пункта 28 изложить в следующей редакции:

      "В случае, если Президент Республики определил рассмотрение проекта закона приоритетным, срок, необходимый для подготовки заключения головным комитетом Палаты, не может быть более тридцати календарных дней.";

      10) в части четвертой пункта 30-1 слова "не включаются" заменить словами "а также замечания редакционного характера, не меняющие правового содержания норм законопроекта могут не включаться";

      11) часть вторую пункта 35 изложить в следующей редакции:

      "В случае определения проекта закона в установленном порядке приоритетным, а также в иных исключительных случаях, связанных со сроками введения в действие положений законопроекта, Бюро Палаты может установить иные сроки представления депутатам законопроекта и материалов к нему.";

      12) часть вторую пункта 77-1 изложить в следующей редакции:

      "На основании письменного представления Президента, Председатель Мажилиса созывает пленарное заседание Палаты.";

      13) дополнить пунктом 77-4 следующего содержания:

      "77-4. По кандидатурам, представляемым Президенту Республики для назначения на должности членов Правительства, проводятся консультации с Мажилисом Парламента в его соответствующих профильных постоянных комитетах.

      При проведении консультаций на заседании соответствующего комитета кандидатуры на должности представляет Премьер-Министр Республики или уполномоченное им должностное лицо.

      По итогам консультаций соответствующий комитет выносит заключение по каждой обсуждаемой кандидатуре, носящее консультативный (рекомендательный) характер.";

      14) подпункт 6) пункта 89 изложить в следующей редакции:

      "6) вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палаты заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности. По итогам заслушивания отчета большинством не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Палаты вправе принимать обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики. В этом случае Президент Республики освобождает от должности члена Правительства;";

      15) пункт 89-1 изложить в следующей редакции:

      "89-1. Назначение на должности лиц, указанных в подпункте 1) пункта 89, осуществляется на пленарном заседании Палаты по представлению Председателя Мажилиса.

      Предложенные кандидатуры до рассмотрения вопроса на пленарном заседании Мажилиса подлежат обсуждению на заседании соответствующего комитета Палаты, определяемого решением Бюро Мажилиса. По итогам рассмотрения кандидатур комитет выносит заключение по каждой обсуждаемой кандидатуре.";

      16) в пункте 89-3:

      предложение третье части четвертой изложить в следующей редакции:

      "Мажилисом Парламента принимается постановление об избрании кандидатур на вышеназванные должности.";

      часть пятую исключить;

      17) пункт 96-1 изложить в следующей редакции:

      "96-1. Мажилис Парламента в соответствии с планом работы по вопросам своей компетенции может проводить "правительственный час".

      Парламентская оппозиция вправе определять повестку дня "правительственного часа" не менее двух раз в течение одной сессии в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.

      Предложения по теме, включаемой в повестку дня "правительственного часа", первоначально выдвигаются депутатами и рассматриваются отдельно в каждой из фракций политических партий, являющихся парламентской оппозицией.

      По итогам обсуждения данные предложения выносятся на рассмотрение совместного заседания фракций политических партий, являющихся парламентской оппозицией, после чего согласованная тема "правительственного часа" направляется на рассмотрение постоянного комитета, готовящего проведение "правительственного часа".

      Представители парламентской оппозиции участвуют в подготовительной работе постоянного комитета по проведению "правительственного часа".";

      18) в пункте 96-2:

      часть первую изложить в следующей редакции:

      "96-2. В ходе "правительственного часа" депутаты заслушивают доклад представителя Правительства и, при необходимости, содоклад соответствующего постоянного комитета, после чего депутаты вправе задавать вопросы представителю Правительства. Для доклада по обсуждаемому вопросу отводится не более двадцати минут, для содоклада - не более десяти минут, для вопросов и ответов - не более полутора часов, а для обсуждения - не более одного часа.";

      дополнить частью третьей следующего содержания:

      "Правительственный час" может транслироваться в режиме онлайн на интернет-ресурсе в соответствии с законодательством Республики Казахстан.";

      19) пункт 97 дополнить частью третьей следующего содержания:

      "Парламентская оппозиция вправе инициировать проведение парламентских слушаний не менее одного раза в течение одной сессии в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.

      Проект темы парламентских слушаний выдвигается депутатами и рассматривается отдельно в каждой из фракций политических партий, являющихся парламентской оппозицией.

      По итогам обсуждения проекта темы парламентских слушаний депутатскими фракциями, проект темы выносится на рассмотрение совместного заседания фракций политических партий, являющихся парламентской оппозицией, после чего согласованная тема парламентских слушаний направляется на рассмотрение Бюро Мажилиса.

      Представители парламентской оппозиции принимают участие в подготовительной работе специальной временной комиссии по проведению парламентских слушаний.";

      20) пункт 100 дополнить частью четвертой следующего содержания:

      "Открытые парламентские слушания могут транслироваться в режиме онлайн на интернет-ресурсе в соответствии с законодательством Республики Казахстан.";

      21) пункт 102 дополнить частью четвертой следующего содержания:

      "Слово для выступления от имени фракции политической партии, депутатской группы предоставляется в обязательном порядке.";

      22) пункт 106 после слов "вправе большинством" дополнить словами "не менее чем двумя третями";

      23) пункт 108 дополнить частью пятой следующего содержания:

      "Слово для выступления от имени фракции политической партии, депутатской группы предоставляется в обязательном порядке.";

      24) в пункте 110 слова "большинством голосов" заменить словами "большинством не менее чем двумя третями голосов";

      25) пункт 112 дополнить подпунктами 3-1) и 11-1) следующего содержания:

      "3-1) вправе принимать решение об ином времени проведения пленарного заседания;";

      "11-1) вправе принимать решение о сроках и периодичности выезда депутатов в регионы для встречи с избирателями;";

      26) часть пятую пункта 116 после слов "Стенограммы и протоколы" дополнить словом "открытых";

      27) дополнить пунктами 128-1, 128-2, 128-3 и 128-4 следующего содержания:

      "128-1. Постоянные комитеты Мажилиса, в которые председатель и секретари избираются в соответствии с частью третьей статьи 7 и частью третьей статьи 19 Закона Республики Казахстан "О комитетах и комиссиях Парламента Республики Казахстан", определяются после консультаций руководителей фракций политических партий, входящих в парламентское большинство и парламентскую оппозицию, и оформляется их совместным решением, которое передается Председателю Мажилиса.

      В случае, если такое решение не будет достигнуто, Мажилис Парламента на пленарном заседании Палаты по предложениям депутатов большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса определяет постоянные комитеты, председатели и секретари которых будут избираться от партий парламентского большинства и парламентской оппозиции.

      128-2. Председатель и секретари из числа депутатов парламентской оппозиции избираются в разные постоянные комитеты Мажилиса.

      128-3. Фракции политических партий, являющиеся парламентской оппозицией, на должность председателя одного из постоянных комитетов Мажилиса выдвигают единую кандидатуру.

      Единая кандидатура на должность председателя одного из постоянных комитетов от парламентской оппозиции определяется после консультаций руководителей фракций политических партий, являющихся парламентской оппозицией, и оформляется их совместным решением, которое передается Председателю Мажилиса.

      В случае, если парламентская оппозиция не определит единую кандидатуру на должность председателя одного из постоянных комитетов, то тогда Мажилис Парламента на пленарном заседании Палаты по предложениям фракций политических партий, являющихся парламентской оппозицией, большинством голосов от общего числа депутатов Палаты избирает председателя одного из постоянных комитетов из числа депутатов парламентской оппозиции.

      128-4. Фракции политических партий, являющиеся парламентской оппозицией, на должности секретарей двух постоянных комитетов Мажилиса выдвигают единые кандидатуры.

      Единые кандидатуры на должности секретарей двух постоянных комитетов от парламентской оппозиции определяются после консультаций руководителей фракций политических партий, являющихся парламентской оппозицией, и оформляется их совместным решением, которое направляется в постоянные комитеты, секретари которых будут избираться от парламентской оппозиции.

      В случае, если парламентская оппозиция не определит единые кандидатуры на должности секретарей двух постоянных комитетов, то тогда постоянные комитеты на своих заседаниях по письменным предложениям фракций политических партий, являющихся парламентской оппозицией, большинством голосов от общего числа членов комитетов избирают секретарей двух постоянных комитетов из числа депутатов парламентской оппозиции.

      При этом, на голосование сначала ставится кандидатура фракции политической партии, являющейся парламентской оппозицией с наибольшим числом голосов избирателей по сравнению с другими фракциями политических партий, являющиеся парламентской оппозицией.";

      28) в абзаце третьем пункта 150 слова "в пределах" заменить словом "до";

      29) часть вторую пункта 157 дополнить словами ", от которой он избран в состав Мажилиса Парламента";

      30) часть первую пункта 158 дополнить предложением третьим следующего содержания:

      "Фракции политических партий в своем письменном уведомлении указывают принадлежность к парламентской оппозиции.";

      31) часть вторую пункта 160 изложить в следующей редакции:

      "В целях своевременного учета составов депутатских объединений (фракций политических партий и депутатских групп) в течение семи рабочих дней с момента изменения своей численности они представляют в Бюро Мажилиса измененный список членов своих депутатских объединений.";

      32) дополнить пунктом 161-1 следующего содержания:

      "161-1. Руководителям фракций политических партий, а в случае их отсутствия либо по их уполномочию, представителям фракций политических партий гарантируется право выступления на пленарных заседаниях Мажилиса Парламента, заседаниях постоянных комитетов, рабочих групп, парламентских слушаниях и иных мероприятиях.";

      33) раздел 4-1 дополнить главой 12-1 следующего содержания:

      "Глава 12-1. Парламентское большинство и парламентская оппозиция.

      162-8. Парламентское большинство – политическая партия, получившая наибольшее число депутатских мандатов в Мажилисе Парламента.

      162-9. Парламентская оппозиция – политическая партия или политические партии, представленные в Мажилисе Парламента и не входящие в парламентское большинство, выступающие, как правило, с иной, чем парламентское большинство, позицией по социально-экономическим и (или) общественно-политическим вопросам.

      Парламентская оппозиция по отдельным вопросам может поддерживать партию парламентского большинства.";

      34) в пункте 192 слова "Хозяйственным управлением Парламента" заменить словами "Управлением материально-технического обеспечения".