Шығыс Қазақстан облысы Өскемен қаласының бас жоспары туралы (негізгі ережелерді қоса алғанда)

Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2021 жылғы 12 қарашадағы № 810 қаулысы

      В соответствии с подпунктом 5) статьи 19 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан", в целях обеспечения комплексного развития города Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемый проект Генерального плана города Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области (включая основные положения), одобренный Восточно-Казахстанским областным и Усть-Каменогорским городским маслихатами.

      2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 3 ноября 2009 года № 1749 "О Генеральном плане города Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области".

      3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Мамин

  Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 12 ноября 2021 года № 810

Генеральный план
города Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области
(включая основные положения)

Глава 1. Общие положения

      Генеральный план города Усть-Каменогорска, областного центра Восточно-Казахстанской области (далее – Генеральный план) является основным градостроительным документом, определяющим направления перспективного комплексного развития, планировочной организации территории, системы социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры города.

      Генеральный план разработан в соответствии с требованиями Земельного, Экологического кодексов, законов Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан", "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", других законодательных актов и нормативных документов Республики Казахстан, относящихся к сфере градостроительного проектирования.

      Схема Генерального плана (основной чертеж) выполнена в границах перспективного территориального развития согласно приложению к настоящему Генеральному плану.

      Генеральным планом приняты следующие проектные периоды:

      1) исходный год – на 1 января 2019 года;

      2) первая очередь строительства – 2025 год;

      3) расчетный срок – 2035 год.

      За основу разработки Генерального плана взяты Система государственного планирования Республики Казахстан, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790, Основные положения Генеральной схемы организации территории Республики Казахстан, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2013 года № 1434, Государственная программа жилищно-коммунального развития "Нұрлы жер" на 2020 – 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1054 (далее – Программа "Нұрлы жер"), комплексные планы социально-экономического развития Восточно-Казахстанской области и города Усть-Каменогорска, другие государственные и региональные программы.

Глава 2. Назначение Генерального плана

      Генеральный план определяет:

      1) основные направления развития территории города Усть-Каменогорска (далее – город), включая социальную, рекреационную, производственную, транспортную и инженерную инфраструктуры, с учетом природно-климатических, сложившихся и прогнозируемых демографических и социально-экономических условий;

      2) функциональное зонирование и ограничение на использование территорий этих зон;

      3) соотношение застроенной и незастроенной территорий города;

      4) зоны преимущественного отчуждения и приобретения земель, резервные территории;

      5) меры по защите территории от опасных (вредных) воздействий природных и техногенных явлений и процессов, улучшению экологической обстановки;

      6) основные направления по разработке транспортного раздела, включающего комплексную транспортную схему, генеральную схему улично-дорожной сети и комплексную схему организации дорожного движения;

      7) иные меры по обеспечению устойчивого развития города.

      Генеральный план определяет перспективы территориального развития города, включая социальную, рекреационную, производственную, транспортную и инженерную инфраструктуры, формирование планировочной структуры, устанавливает функциональное зонирование и градостроительные регламенты использования территории, включает предложения по инженерной защите и подготовке территории, градостроительные мероприятия по улучшению экологической обстановки.

      Генеральный план является основой для разработки:

      1) долгосрочных и краткосрочных программ социально-экономического развития города;

      2) комплексных схем развития электроснабжения, водоснабжения и других инженерных систем;

      3) проектов детальной планировки и застройки территории города;

      4) комплексных планов застройки на краткосрочные периоды;

      5) программ реконструкции и развития жилых, производственных и коммунально-складских территорий;

      6) планов сохранения и реабилитации исторической застройки и объектов исторического и культурного наследия;

      7) программ развития территорий рекреационных зон и озеленения;

      8) планов комплексного благоустройства и преобразования общественных пространств.

Глава 3. Сведения о городе

      Город расположен в бассейне верхнего течения реки Иртыш, при впадении в нее реки Ульба, почти в центре Рудного Алтая.

      Город является крупным многофункциональным центром в системе расселения Казахстана, взаимосвязан с другими городами республики устойчивыми производственными, научными и социально-культурными связями, имеет удобные транспортные связи с Российской Федерацией.

      Развитие города как крупного промышленного центра определило его центральное расположение в системе расселения населения и обусловило формирование вокруг него пригородной зоны. Город тесно взаимодействует со всеми населенными пунктами пригородной зоны, развивая интенсивные трудовые и культурно-бытовые связи, а также являясь центром межселенного обслуживания населения.

      Основными отраслями специализации города являются цветная металлургия, а также машиностроение и металлообработка, деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность, производство стройматериалов. Город является крупным железнодорожным узлом. Активно развиваются объекты малого и среднего бизнеса в сфере торговли, здравоохранения, предприятия по обслуживанию транзитных грузов и оптовой торговли.

Глава 4. Природно-климатические и инженерно-геологические аспекты

      Климат является одним из основных природных факторов, формирующих условия жизнедеятельности горожан, определяет конструктивные особенности жилища, систему инженерного обеспечения, организацию отдыха.

      Город расположен в предгорьях Рудного Алтая при впадении реки Ульбы в Иртыш на равнинном правобережном участке, образованном долинами рек. С севера, востока, юга и юго-запада он окружен отрогами горных хребтов Алтайской горной системы с высотами до 800 м.

      Территория города остается открытой только в северо-западном и в меньшей степени юго-восточном направлении.

      Природный рельеф междуречья Иртыша и Ульбы представляет собой высокую пойму, изрезанную мелкими протоками и осложненную старицами. Ширина пойменной террасы изменяется от 150 до 5000 м. Уклон поверхности 0,5-10 %. Абсолютные отметки варьируют в пределах 277,0 – 292,0 м. Средняя месячная температура воздуха самого жаркого месяца июля +21,2 0С абсолютным максимумом температур +41 0С. Средние месячные ночные температуры зимнего периода составляют от -21,9 0С, а абсолютный минимум -49,0 0С.

      Средняя годовая скорость ветра – 2,5 м/с.

      Основными водотоками здесь являются реки Иртыш и Ульба. Река Иртыш разделяет территорию города на правобережную и левобережную части.

      Иртыш образует широкую, хорошо выраженную долину. Ширина главного русла реки 170 – 380 м, общая ширина реки с протоками и островами достигает 3 – 3,5 км при глубине по фарватеру 3 м, местами до 5 м.

      Река Ульба в пределах городской территории имеет протяженность 24 км.

Глава 5. Социально-экономическое развитие

Параграф 1. Основные направления социально-экономического развития

      Генеральным планом город рассматривается как центр Восточно-Казахстанской области, региональный центр восточного региона Казахстана.

      Генеральным планом определены приоритеты социально-экономического развития города на перспективу, такие как:

      1) развитие человеческого капитала и повышение качества жизни населения;

      2) развитие социальной, инженерно-транспортной инфраструктуры;

      3) модернизация и диверсификация экономики;

      4) сбалансированное развитие города.

Параграф 2. Демография

      Численность населения в пределах административно-территориального подчинения города составила на начало 2019 года 343,8 тыс. человек, в том числе в городе проживало 331,6 тыс. человек.

      Прогноз численности населения города на расчетный срок выполнен с учетом объективно происходящих изменений в естественном и миграционном движении населения.

      Перспективная численность населения определена методом статистической экстраполяции с учетом оптимального включения населения в трудоспособном возрасте в деятельность во всех сферах социально-экономической деятельности.

      Проектная численность населения города составит:

      1) на первую очередь – 380,0 тыс. человек;

      2) на расчетный срок – 430,0 тыс. человек.

      Население в трудоспособном возрасте к концу расчетного срока составит 68,0 % от численности населения города.

      За весь проектный период Генеральным планом предусматривается создать более 85 тысяч рабочих мест.

Параграф 3. Жилищно-гражданское строительство

      Жилищный фонд города составил 8049,6 тыс. м2 при средней обеспеченности общей площадью 25,1 м2 на одного жителя.

      Основные направления комплексного формирования жилой среды предусматривают доведение обеспеченности жильем до 30,5 м2 общей площади на одного человека на расчетный срок. При этом расчетная обеспеченность жильем дифференцирована между населением, тяготеющим к различным группам по уровню доходов.

      На расчетный срок вся территория города была поделена на 6 планировочных зон. Расчет строительства нового жилищного фонда выполнен в разрезе планировочных зон.

      Генеральным планом принято следующее строительное зонирование по этажности нового жилищного фонда: 41,5% – это дома усадебного типа с земельными участками до 1000 кв. метров; 41,3% – многоквартирные среднеэтажные дома (4-5 этажей), 17,2% – многоквартирные многоэтажные дома (6 этажей и выше).

      Объем нового жилищного строительства за период 2019 - 2035 годы составит 5121,3 тыс. м2 общей площади, в том числе в домах с приусадебными участками – 2127,0 тыс. м2, в многоквартирных среднеэтажных домах - 2114,7 тыс. м2 и многоквартирных многоэтажных домах – 879,6 тыс. м2 общей площади, в том числе в период первого этапа строительства (2019 - 2025 годы) жилищный фонд в новых домах составит 2257,2 тыс. м2 общей площади, из них в домах с приусадебными участками 673,3 тыс. м2 многоквартирных среднеэтажных домах – 1214,1 тыс. м2 и многоквартирных многоэтажных домах – 369,8 тыс. м2 общей площади.

      Убыль существующего ветхого и малоценного жилищного фонда за рассматриваемый период может составить 89,8 тыс. м2 общей площади, в том числе до 2025 года – 64,9 тыс. м2. Территории, высвобождаемые после сноса, составят – 71 га, из которых около 83% находятся в центральной планировочной зоне города. Генеральным планом предусматриваются строительство на этих территориях многоэтажных (5-14 этажей) жилых домов и объектов социально-культурного назначения районного и городского уровня, формирование улично-дорожной сети и системы зеленых насаждений общего пользования.

      Дальнейшее развитие жилищного строительства будет соответствовать основным направлениям программы "Нұрлы жер".

Параграф 4. Сфера обслуживания

      Генеральным планом предусматривается развитие социальной сферы с учетом новых социально-экономических и градостроительных условий в направлении достижений нормативных показателей обеспеченности населения бесплатными услугами социально значимых объектов в сочетании с развитием негосударственных форм обслуживания.

      Основными приоритетами развития социальной сферы являются:

      1) перспективное развитие, соответствующее статусу областного центра;

      2) сохранение существующих учреждений культурно-просветительного назначения;

      3) сохранение всех памятников истории, культуры и архитектуры, имеющихся в городе.

Параграф 5. Образование и здравоохранение

      В настоящее время число мест в дошкольных учреждениях составляет 14798, к расчетному сроку этот показатель может достигнуть 30558.

      В общеобразовательных учреждениях число мест составляет 29949, к расчетному сроку может достигнуть 77348.

      В здравоохранении число больничных коек составило 1350. К расчетному сроку может достигнуть 3870 коек.

      Обслуживание в поликлиниках на современном этапе составляет 4952 посещения в смену, к расчетному сроку может достигнуть 11171 посещения.

      Генеральным планом предусмотрено строительство небольших медицинских объектов: медицинские и диагностические центры, аптеки, специализированные медицинские центры, строительство которых возможно за счет частных инвесторов или по механизму государственно-частного партнерства.

      Предложения по развитию здравоохранения предусматривают социально-гарантированный минимум медицинского обслуживания населения.

      Для физического воспитания детей дошкольного возраста, учащейся и студенческой молодежи, населения среднего и старшего возрастов, а также подготовки спортивного резерва и спортсменов международного класса Генеральным планом предусмотрено размещение в планировочных зонах города нескольких средних и крупных спортивно-оздоровительных объектов, строительство которых возможно за счет частных инвесторов или по механизму государственно-частного партнерства. Размещение минимально обязательного уровня и пешеходной доступности объектов населению будет осуществляться согласно системе региональных стандартов.

Параграф 6. Экономическая деятельность

      Генеральным планом определены следующие приоритетные направления экономики города:

      1) развитие новых технологических и системообразующих производств с большим мультипликативным эффектом, в том числе реализация "прорывных" инвестиционных проектов;

      2) повышение эффективности деятельности и экономической отдачи добывающего сектора;

      3) развитие многоуровневой системы обслуживания населения;

      4) развитие системы современного образования, подготовки и переподготовки кадров, адекватных реальным экономическим условиям;

      5) создание доступной и конкурентоспособной системы здравоохранения;

      6) развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры, способной удовлетворять потребность экономики и населения в транспортных услугах;

      7) стимулирование перехода на энергосберегающие технологии и зеленую экономику.

      Генеральным планом предлагается интенсивное развитие научно-технического, образовательного, культурного, социального, производственного и инфраструктурного потенциалов, сети институтов рыночной инфраструктуры областного и республиканского значения.

      Планируются дальнейшее эффективное сочетание и взаимодействие государственного и частного секторов экономики.

      Предлагается реорганизация производственных территорий, которая имеет цель повысить их экологическую безопасность и более эффективно использовать градостроительный потенциал этих территорий в интересах развития города.

      Малое предпринимательство в городе представлено довольно широко, но наибольший уровень занятости наблюдается в учреждениях торговли и общественного питания.

Параграф 7. Промышленность

      Промышленный потенциал города определяют крупные экспортоориентированные промышленные компании.

      Базой для развития и формирования конкурентоспособных производств должны стать:

      1) развитие горнодобывающей промышленности;

      2) производство керамзита;

      3) приоритетное развитие урановой промышленности;

      4) развитие металлургической промышленности;

      5) обновление и производство технологического оборудования для предприятий цветной металлургии, горнодобывающей и других отраслей промышленности;

      6) развитие автомобилестроения;

      7) дальнейшее развитие индустриальных зон.

      Потребности населения будут удовлетворены за счет развития:

      1) производства растительных масел и жиров;

      2) переработки молока;

      3) производства кондитерских изделий;

      4) производства мясных и рыбных консервов;

      5) производства макарон и переработки рыбы;

      6) швейного и трикотажного производства.

      В целях достижения должного уровня жизнеобеспечения жителей города, развития производств по переработке сельскохозяйственной продукции предусматриваются:

      1) организация заготовительных пунктов по приему молока, шерсти и кисломолочной продукции в селах города;

      2) освоение и развитие мощностей консервного и колбасного производств;

      3) восстановление производства овощей в закрытом грунте и их переработка;

      4) реконструкция и увеличение мельничного производства в мукомольно-комбикормовом комбинате;

      5) увеличение мощностей по производству мяса птицы;

      6) пуск линии по переработке овощей и картофельной продукции, образование кластера по переработке сельскохозяйственной продукции.

      В качестве сервисного центра региона город может позиционировать себя как:

      1) транзитно-логистический центр, что означает создание в городе удобных и выгодных условий для транзита грузов и пассажиров между Европой и Азией, формирование транспортно-логистических узлов, ориентированных на обслуживание клиентов всего Центрально-азиатского региона;

      2) региональный финансовый центр, ориентированный на оказание финансовых услуг международного класса с целью обслуживания близлежащих регионов;

      3) туристический центр с богатой историей и культурой Алтайского региона;

      4) образовательный центр, ориентированный на предоставление качественного образования молодежи региона в соответствии с западными стандартами при доступном уровне оплаты за обучение;

      5) медицинский центр, способный оказывать высококвалифицированную специализированную медицинскую помощь гражданам региона и осуществлять обучение и повышение квалификации медицинских кадров.

      К концу проектного периода в социально-экономических отраслях предполагается иметь 192 тысячи рабочих мест.

Глава 6. Градостроительное развитие

Параграф 1. Архитектурно-планировочная организация территории

      Проектная архитектурно-планировочная организация территории города выполнена с учетом сложившейся функционально-планировочной структуры и разработана на основе комплексной оценки территории, сложившегося транспортно-планировочного каркаса. Проектные решения сохраняют основные принципы предыдущего генерального плана.

      Общая площадь города в проектных границах составит 43 733 га, в том числе застроенные территории – 13 927 га, незастроенные территории – 29 806 га.

      Генеральным планом предусматриваются:

      1) основное развитие города на левом берегу реки Иртыш в южном и западном направлениях, а также в правобережной части в северном направлении;

      2) создание к концу расчетного периода комплексного городского организма, имеющего единую планировочную структуру, тесно взаимоувязанную правобережную и левобережную части;

      3) максимальное использование и учет сложившейся планировочной структуры города с сохранением ценного капитального жилищного фонда, общественных зданий, объектов культурно-бытового назначения и зеленых насаждений;

      4) дальнейшее формирование и совершенствование транспортной и инженерной инфраструктуры города;

      5) организация единой, взаимоувязанной системы зеленых насаждений общего пользования с санитарно-защитными, водоохранными и ветрозащитными полосами зеленых насаждений, способствующей улучшению экологической обстановки;

      6) организация санитарно-защитного озеленения между жилыми зонами и промышленно-производственными предприятиями.

      В планировочном отношении принята радиально-кольцевая структура организации территории города. Генеральным планом предполагается создание трех колец магистральных улиц и дорог в пределах перспективной границы города, которые свяжут левобережную и правобережную части и будут иметь выходы на внешние автодороги. Это позволит разгрузить сложившуюся центральную часть города от транзитного автотранспорта и упорядочить транспортное движение. Исторический центр города в перспективе сохранит свое значение.

      Реки Иртыш, Ульба и их притоки формируют природно-экологический каркас города, в состав которого входят пойменные леса, лесопарки. Основные парковые территории также получают развитие в этой зоне. В архитектурно-планировочном районировании они формируют единую ландшафтно-рекреационную зону города, не прерываемую застройкой.

      Развитие промышленных и коммунальных зон рассматривается в сложившихся границах и в дальнейшем связано с интенсификацией их территорий, применением новых технологий. Создание и озеленение санитарно-защитных зон в границах зон санитарной вредности рассматриваются как одно из важнейших мероприятий.

      Система промышленно-индустриальных районов традиционного направления с их санитарно-защитными зонами формируется вдоль селитебной территории города, подчиняясь структуре железнодорожных въездов.

      Генеральным планом предусмотрены поэтапное территориальное развитие города, максимальное использование свободных территорий, реконструкция существующей застройки со сносом ветхого жилья.

      По мере территориального развития города предлагается населенные пункты Прапорщиково, Меновное, Ново-Явленка, Герасимовка, Опытное поле, Солнечный, Ново-Ахмирово, Ахмирово и Самсоновка поэтапно включить в проектную границу города.

      Генеральным планом определены зоны преимущественного отчуждения и приобретения земель. Площадь города в проектных границах к концу расчетного срока увеличится на 23 034 га, из них земли Глубоковского района – 9320 га, Уланского района – 4080 га, земли Усть-Каменогорской городской администрации – 9634 га.

      Генеральным планом предусматривается, что территории перспективного развития не могут менять свое функциональное назначения до их отчуждения из земель прилегающих административных районов и включения в городскую черту.

Параграф 2. Градостроительное зонирование

      Согласно Земельному кодексу Республики Казахстан и Закону Генеральным планом проведено градостроительное зонирование территории с выделением функциональных зон с градостроительными регламентами по видам и параметрам разрешенного использования территории и недвижимости. Целями такого зонирования являются обеспечение градостроительными средствами благоприятных условий проживания населения, в том числе ограничение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, ее рациональное использование в интересах настоящего и будущего поколений.

      С учетом планировочных ограничений, современного использования территорий и перспективной архитектурно-планировочной организации территории определены функциональное назначение и интенсивность использования каждой планировочной территориальной единицы.

      На территории города выделены следующие функциональные зоны:

      1) жилая зона;

      2) общественная (общественно-деловая) зона;

      3) рекреационная зона;

      4) зоны инженерной и транспортной инфраструктуры;

      5) промышленная (производственная) зона;

      6) зоны специального назначения;

      7) зона режимных территорий;

      8) санитарно-защитная зона;

      9) резервные территории (градостроительные ресурсы).

      Для каждой функциональной зоны определены регламенты по их использованию (преобладающее функциональное назначение и ограничения).

Глава 7. Комплексная транспортная схема

Параграф 1. Транспорт

      Транспортная инфраструктура города включает традиционные виды транспорта, обеспечивающие внешние, пригородные, внутригородские пассажирские и грузовые перевозки.

      Грузовые и пассажирские перевозки в городе осуществляются железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом, которые в перспективе получат дальнейшее развитие.

      Намечается дальнейшее развитие внешнего транспорта в период до 2035 года.

      Генеральным планом определены основные направления комплексной транспортной схемы, которая включает модернизацию схемы улично-дорожной сети, строительство новых магистралей, улиц и автодорог, совершенствование комплексной схемы организации дорожного движения.

Параграф 2. Улично-дорожная сеть

      Общая протяженность существующих улиц и дорог в настоящее время составляет 852,85 км. Главными транспортными магистралями, обеспечивающими удобные транспортные связи города и пассажирские передвижения, на сегодняшний день являются существующие магистрали общегородского значения (пр. Назарбаева, Шакарима, Сатпаева, ул. Казахстан и др.).

      Перспективная схема улично-дорожной сети представлена системой магистральных улиц и городских дорог (МУГД) и является основой транспортной инфраструктуры, которая предусматривает:

      1) создание внешней полукольцевой автодороги с северо-восточной, северной, западной и юго-западной стороны городской территории для пропуска транзитных по отношению к городу транспортных потоков в обход города;

      2) создание средней полукольцевой дороги, проходящей в теле застройки города и связывающей практически все периферийные зоны правобережной и левобережной частей по кратчайшим направлениям;

      3) формирование внутреннего кольца вокруг центральной исторической зоны для пропуска транспортных потоков в обход существующего городского ядра транзитных по отношению к нему;

      4) развитие магистральных улиц непрерывного движения с выходом на автодороги в направления села Самарское, городов Алматы, Семей, Барнаул, Риддер, исходящих радиально из среднего полукольца.

      Протяженность новой улично-дорожной сети в городе увеличится за счет строительства новых улиц и дорог в районах перспективной застройки и составит 158,15 км.

Параграф 3. Транспортные пересечения в разных уровнях и городские мосты

      Генеральным планом предусмотрены:

      1) транспортные пересечения в двух уровнях на всех пересечениях внешнего и среднего полукольца с магистральными улицами общегородского значения;

      2) автодорожные путепроводы на пересечениях магистральных дорог с железной дорогой;

      3) городские мосты в местах прохождения магистральных дорог и главных магистралей общегородского значения через р. Ульба и р. Иртыш и их протоков;

      4) на пересечениях общегородских магистралей регулируемого движения с магистралями районного значения и пересечениях районных магистралей предусмотрено светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов.

      Общее количество автомобильных мостов через реки к концу расчетного срока составит 11 ед., в том числе 7 существующих. Генеральным планом намечается строительство 27 путепроводов, кроме 3-х существующих.

Параграф 4. Комплексная организация дорожного движения

      В настоящее время внутригородские пассажирские перевозки осуществляются автобусом, трамваем и легковым транспортом. Автотранспортные перевозки осуществляются частными перевозчиками на 53 автобусных маршрутах и 14 маршрутах микроавтобусами. Общая протяжҰнность маршрутов составляет более 1 000 км.

      Помимо автобусных маршрутов в городе функционирует 4 трамвайных маршрута. Протяженность трамвайных линий составляет 14,6 км. Намечается увеличить протяженность в западном и восточном направлениях до 29,7 км

      Генеральным планом намечается в перспективе приоритетное развитие общественного транспорта, включая формирование скоростных видов общественного транспорта, за счет:

      1) создания выделенных полос на проезжей части улицы Казахстан, проспектов Сатпаева, Назарбаева;

      2) увеличения трамвайных путей с обновлением парка трамваев;

      3) развития автобусного движения в районах новой застройки.

Глава 8. Инженерная инфраструктура

Параграф 1. Водоснабжение

      Генеральным планом сохраняется и получает дальнейшее развитие принципиальная система централизованного хозяйственно-питьевого, производственно-противопожарного водопровода, обслуживающая население и предприятия города, а также технического водопровода для ряда промышленных предприятий: титано-магниевого комбината, Согринской и Усть-Каменогорской теплоэнергоцентралей, Ульбинского металлургического завода, свинцово-цинкового комбината, "Востокмашзавода" и конденсаторного завода.

      Источником водоснабжения города на перспективу являются подземные скважины Усть-Каменогорского и Ново-Усть-Каменогорского месторождения подземных вод, расположенных в долине рек Иртыш и Ульба.

      Водопотребление по городу составит на первую очередь строительства 325,325 тыс. м3/сут., на расчетный срок – 340,329 тыс. м3/сут. Генеральным планом предусматривается на расчетный срок реконструкция существующих водозаборных и очистных сооружений водопровода с доведением их мощности на проектные объемы водопотребления (без учета оборотной воды).

Параграф 2. Водоотведение

      На перспективу сохраняется существующая неполная раздельная схема канализации, при которой сточные воды от населения и предприятий по единой системе отводятся на очистные сооружения. При этом производственные сточные воды, подлежащие совместному отведению и очистке с бытовыми сточными водами, должны удовлетворять требованиям приема их в хозяйственно-бытовую канализацию.

      Генеральным планом намечаются дальнейшее расширение и строительство новых канализационных сетей правого и левого берегов в соответствии с архитектурно-планировочной структурой развития города на расчетный период.

      Объем стоков города на первую очередь строительства составит 133,425 тыс. м3/сут., и на расчетный период – 149,958 тыс. м3/сут. Для бесперебойной работы и повышения надежности системы водоотведения Генеральным планом предусматривается реконструкция существующего канализационного очистного сооружения с доведением до проектной мощности.

Параграф 3. Теплоснабжение

      Действующая система теплоснабжения города представлена двумя основными направлениями: централизованное теплоснабжение и децентрализованное теплоснабжение.

      Для обеспечения тепловых нагрузок города на расчетный срок Генеральным планом предусматривается:

      1) осуществить строительство новой теплоэнергоцентрали-2 в левобережной части города на площадке, удаленной от жилой застройки;

      2) исключить передачу тепла от Усть-Каменогорской теплоэнергоцентрали в зону центрального теплоснабжения котельной № 2;

      3) вывести из работы котельную № 2, расположенную в центре селитебной территории левобережной части.

      Строительство новой теплоэнергоцентрали-2 с современным высокотехнологичным оборудованием позволит ликвидировать дефицит тепловой мощности, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей в зоне центрального теплоснабжения Усть-Каменогорских тепловых сетей и дополнительную выработку электроэнергии по наиболее эффективному комбинированному циклу для обеспечения электроэнергией города и прилегающих районов.

      Потребность города в теплоэнергии составит на первую очередь строительства 2090 МВт., а на расчетный срок 2493 МВт.

Параграф 4. Электроснабжение

      Электроснабжение потребителей города осуществляется от собственных источников электрической и тепловой энергии.

      Покрытие перспективных электрических нагрузок города планируется обеспечить за счет расширения существующих теплоэнергоцентралей и строительства левобережной теплоэнергоцентрали. Предусматривается реконструкция существующих сетей 35 кВ до постепенного перевода нагрузок на центры питания 110 кВ с демонтажем подстанции и воздушной линии 35 кВ.

      Для повышения надежности электроснабжения потребителей рекомендуется сооружение кольца 110 кВ вокруг города.

      Суммарные электрические нагрузки потребителей города на первую очередь строительства составят 481 тыс. кВт.час/год, а на расчетный срок – 570 тыс. кВт.час/год.

Параграф 5. Газоснабжение

      В настоящее время газоснабжение города производится за счет использования сжиженного углеводородного газа.

      Как на первую очередь строительства, так и на расчетный срок сохраняется существующая система обеспечения потребителей сжиженным газом с доведением объемов потребляемого газа до нормативного уровня.

      Годовая потребность сжиженного газа на первую очередь строительства составит 41,14 млн м3/год, а на расчетный срок – 47,3 млн м3/год.

Глава 9. Инженерная подготовка и инженерная защита территорий города

Параграф 1. Инженерная подготовка территории города

      Инженерная подготовка территории города включает в себя следующие мероприятия:

      1) вертикальная планировка территории;

      2) организация поверхностного стока и понижение уровня грунтовых вод;

      3) инженерная защита береговой полосы;

      4) полив зеленых насаждений;

      5) защита территории от подтопления грунтовыми водами.

      На всей территории города отвод ливневых вод предусматривается самотеком, за исключением участков застройки, на которых слабо выражены уклоны или вовсе с их отсутствием. В этих местах предусматриваются насосные станции перекачки, которые одновременно могут принимать и сток дренажных вод. С территорий промышленных предприятий, гаражей-манежей, транспортных сооружений, учреждений коммунального хозяйства, расположенных на селитебной территории, загрязненные стоки перед сбросом в ливневую канализацию должны предварительно очищаться на локальных очистных сооружениях.

      Отвод поверхностных вод с территории одноэтажной застройки осуществляется по прибордюрным лоткам и кюветам.

      Генеральным планом предлагаются берегоукрепительные мероприятия вдоль рек Иртыш и Ульба, а также рекомендуется облицевать левый берег реки Иртыш на протяжении 4,6 км.

      Проектируемые автодороги вдоль рек Иртыш и Ульба являются одним из элементов берегоукрепительных работ.

      Для защиты населения города от затопления на расчетный срок Генеральным планом предлагается строительство дублирующей плотины решетчатого типа в районе существующей гидроэлектростанции с последующим сбросом воды на реку Аблакетка.

Параграф 2. Санитарная очистка

      В городе с 1957 года эксплуатируется полигон по захоронению твердо-бытовых отходов, расположенный в районе Шмелев Лог. Общая площадь полигона составляет 22,5 га. Существующий полигон твердых бытовых отходов практически исчерпал свой ресурс, оказывает негативное влияние на окружающую среду и подлежит закрытию и рекультивации.

      Генеральным планом предлагается строительство полигона твердых бытовых отходов и мусороперерабатывающего завода. Размещение нового полигона твердых бытовых отходов предлагается в районе юго-западнее поселка К.Кайсенова и северо-восточнее села Алмасай площадью 30 га в юго-восточной части города.

Параграф 3. Пожарная безопасность

      В настоящее время на территории города имеется 9 пожарных частей на 45 пожарных автомобилей.

      В соответствии с нормативными требованиями технического регламента "Общие требования к пожарной безопасности", утвержденного приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 23 июня 2017 года № 439, к расчетному сроку городу необходимо еще 35 пожарных автомобилей и построить дополнительно 12 пожарных депо.

      Проектируемые пожарные депо размещаются с радиусом обслуживания 3 километра.

Глава 10. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

      При разработке оценки воздействия на окружающую среду были сделаны выводы и предложения по намечаемой деятельности и развитию территории по Генеральному плану.

      В условиях интенсивной урбанизации происходит непрерывный процесс преобразования природных комплексов, что отражается на изменении природных ландшафтов, почвенного покрова, растительного и животного мира, поверхностных, подземных и грунтовых вод. Изменение указанных элементов природы сверхдопустимых пределов приводит к их деградации и созданию неблагоприятных условий для жизни населения.

      Для обеспечения нормальных социальных и санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности населения производственное и социально-экономическое развитие города должно быть связано с осуществлением мероприятий по защите и оздоровлению окружающей среды.

      При выполнении предложенных мероприятий по каждому компоненту окружающей среды возможны предотвращение ухудшения экологической обстановки в городе, улучшение условий проживания населения, оздоровление окружающей среды и человека в соответствии с нормативными требованиями.

      Генеральным планом в целях снижения техногенного воздействия и повышения качества окружающей среды рассматриваемой территории приняты следующие планировочные решения:

      1) совершенствование архитектурно-планировочной организации территории на основе четкого функционального зонирования с выделением промышленных и селитебных зон;

      2) организация радиально-кольцевой структуры города, состоящей из трех колец, в пределах его перспективной границы;

      3) разгрузка центрального ядра города от автотранспорта путем создания малого транспортного кольца;

      4) формирование новой промышленной зоны в районе поселка К.Кайсенова (строительство левобережной теплоэнергоцентрали);

      5) организация санитарно-защитных зон между промышленными и селитебными территориями;

      6) организация рекреационной системы, включающей сады, парки, места отдыха и туризма, а также сооружения досугового и оздоровительного назначения;

      7) организация и благоустройство водоохранных зон и прибрежных полос рек Иртыш, Ульба и их притоков согласно разработанным проектам по их установлению.

      Эффективному улучшению экологической ситуации в городе будут способствовать технические и технологические мероприятия, включающие:

      1) модернизацию действующих и строительство новых промышленных предприятий с внедрением новейших технологий и оборудования;

      2) оснащение объектов промышленности, энергетики и городского хозяйства современным газоочистным, пылеулавливающим и водоочистным оборудованием;

      3) реконструкция и расширение централизованных систем водоснабжения и водоотведения;

      4) внедрение на промпредприятиях оборотного водоснабжения;

      5) реконструкция и расширение централизованной системы теплоснабжения;

      6) складирование бытовых отходов на усовершенствованном полигоне твердо-бытовых отходов, переработка твердых бытовых отходов на мусороперерабатывающем комплексе, утилизация и использование вторичных ресурсов в производстве;

      7) рекультивация нарушенных территорий (золоотвалов, хвостохранилищ, свалок и др.).

Глава 11. Отраслевая структура и динамика инвестиций на развитие города

      В нижепредставленной таблице в разрезе отраслей отражен объем инвестиций в строительство на территории города до 2035 года.

Отраслевая структура инвестиций в строительство до 2035 года
(в ценах на 1 января 2021 года)


п/п

Отрасль

Всего за проектный период, миллион тенге

В %
к итогу

1

2

3

4

1

Всего инвестиций

2 684 610,0

100


в том числе:



2

Жилищное строительство

1 049 635,0

39,1

3

Культурно-бытовое строительство

839 684,0

31,3

4

Транспорт – всего

279 692,0

10,4

5

Инженерная инфраструктура – всего

515 599,0

19,2


в том числе:



5.1

Водоснабжение

19 649,0

0,7

5.2

Водоотведение

53 974,0

2,0

5.3

Санитарная очистка

970,0

0,0

5.4

Электроснабжение

24 500,0

0,9

5.5

Теплоснабжение

165 923,0

6,2

5.6

Газоснабжение

4 852,0

0,2

5.7

Телекоммуникации и связь

49 000,0

1,8

6

Инженерная подготовка территории

39 298,0

1,5

7

Организация системы зеленых насаждений

157 433,0

5,9


Прочие неучтенные затраты (10% ко всем инвестициям)

268 461,0

10,0


      Прогнозные показатели по инвестициям носят ориентировочный и рекомендательный характер и рассчитаны по аналогам и укрупненным показателям.

      Реализация строительства объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта, транспорта и коммуникаций потребует финансовых затрат. В дальнейшем при составлении конкретных программ развития города на проектные этапы количество и вместимость объектов строительства, источники финансирования будут уточняться при формировании бюджетов на соответствующие годы.

      Финансовые затраты на строительство новой теплоэнергоцентрали с современным высокотехнологичным оборудованием, полигона твердых бытовых отходов и мусороперерабатывающего завода, других объектов жилищно-коммунального хозяйства предусматриваются за счет внебюджетных средств, займов финансовых институтов, собственных средств субъектов естественных монополий и других источников согласно программе "Нұрлы жер".

Основные технико-экономические показатели Генерального плана

№ п.п.

Показатели

Единица измерения

Современное состояние

Первый этап

Расчетный срок


1

2

3

4

5

6

1

Территория





1.1

Площадь земель населенного пункта в пределах городской черты, всего

тыс. га

20,699

25,716

43,733


в том числе:





1.1.1

жилой и общественной застройки

тыс. га

4,52

6,28

10,52


из них:





1.1.1.1

усадебной застройки с земельным участком при доме

тыс. га

1,99

3,44

6,51

1.1.1.2

застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами

тыс. га

0,47

0,47

0,47

1.1.1.3

застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами

тыс. га

1,55

1,65

2,13

1.1.1.4

общественной застройки

тыс. га

0,51

0,72

1,41

1.1.2

Дачи и огороды

тыс. га

1,0

1,0

1,4

1.1.3

промышленной и коммунально-складской застройки

тыс. га

3,1

3,8

4,34

1.1.4

транспорта, связи, инженерных коммуникаций, из них: внешнего транспорта (железнодорожного, автомобильного, речного, воздушного)

тыс. га

1,0

1,0

1,21

1.1.5

природных территорий

тыс. га

2,732

5,111

13,662

118

из них:





1.1.5.1

лесов и лесопарков

тыс. га

2,151

3,605

7,893

1.1.5.2

санитарно-защитные зоны

тыс. га

-

0,3

1,18

1.1.5.3

санитарно-ветрозащитные зоны

тыс. га

-

0,5

1,58

1.1.5.4

неудобные территории (крутой рельеф)

тыс. га

0,456

0,456

2,75

1.1.5.5

Карьеры, золоотвалы, отстойники

тыс. га

0,125

0,25

0,259

1.1.6

водоемов и акваторий

тыс. га

3,35

3,67

5,13


из них:





1.1.6.1

рек, естественных и искусственных водоемов

тыс. га

1,71

1,71

2,03

1.1.6.2

водоохранных зон

тыс. га

0,78

1,1

2,24

1.1.6.3

водохозяйственных сооружений

тыс. га

0,86

0,86

0,86

1.1.7

общего пользования

тыс. га

2,13

2,38

6,31


из них:





1.1.7.1

улиц, дорог, проездов,

тыс. га

1,89

2,1

4,96

1.1.7.2

парков, скверов, бульваров

тыс. га

0,24

0,28

1,35

1.1.8

резервные

тыс. га

1,959

1,609

0,92


из них:





1.1.8.1

для развития селитебных территорий

тыс. га

-

-

0,47

1.1.8.2

для развития промышленно-производственных и коммунальных территорий

тыс. га

-

-

0,45

2

Население





2.1

Численность населения с учетом подчиненных населенных пунктов, всего

тыс. чел.

343,8

380,0

430,0


В том числе:





2.1.1

собственно города

тыс. чел.

331,6

380

430

2.1.2

другие населенные пункты

тыс. чел.

10,2

-

-

2.2

Плотность населения





2.2.1

в пределах селитебной территории

чел./га

50,2

-

26,9

2.2.2

в пределах территории городской застройки

чел./га

16,2

14,8

9,8

3

Жилищное строительство





3.1

Жилищный фонд, всего

тыс.м2 общей площади / %

8049,6/100

10281,9/100

13116/100

3.2

Из общего фонда:





3.2.1

в многоквартирных домах

тыс.м2 общей площади / %

6452/80,1

8010,9/77,9

9446,3/72

3.2.2

в домах усадебного типа

тыс.м2 общей площади / %

1597,6/19,9

2271/22,1

3669,7/28

3.3

Жилищный фонд с износом более 70%, всего

тыс.м2 общей площади

64,9

24,9


3.4

Сохраняемый жилищный фонд, всего

тыс.м2 общей площади

-

10257

13116

3.5

Распределение жилищного фонда по этажности:






в том числе:





3.5.1

малоэтажный

тыс. м2 общей площади

1597,6

2271

3669,7


из них в застройке:





3.5.1.1

усадебной (коттеджного типа) с земельным участком при доме

тыс. м2 общей площади

1597,6

2271

3669,7

3.5.1.2

1-3 этажный без земельного участка

тыс.м2 общей площади

844,4

833,5

844,4

3.5.2

среднеэтажный (4-5 этажный) многоквартирный

тыс.м2 общей площади

4342

5546,5

6456,7

3.5.3

многоэтажный многоквартирный

тыс.м2 общей площади

1265,6

1630,9

2145,2

3.6

Убыль жилищного фонда, всего

тыс.м2 общей площади

64,9

24,9

-


в том числе:





3.6.1

по техническому состоянию

тыс.м2 общей площади

64,9

24,9

-

3.6.2

по реконструкции

тыс.м2 общей площади

-

-

-

3.7

Новое жилищное строительство, всего в том числе за счет:

тыс. кв. м общей площади/%

-

2257,2/100

2864,1/100

3.8

Структура нового жилищного строительства по этажности






в том числе:





3.8.1

малоэтажный

тыс. кв. м общей площади/%

-

673,3/29,8

1453,7/50,8


из них:





3.8.1.1

усадебной (коттеджного типа) с земельным участком при доме

тыс. кв. м общей площади/%

-

673,3/29,8

1453,7/50,8

3.8.2

среднеэтажный (4-5 этажный) многоквартирный

тыс. кв. м общей площади/%

-

1214,1/53,8

900,6/31,4

3.8.3

многоэтажный многоквартирный

тыс. кв. м общей площади/%

-

369,8/16,4

509,8/17,8

3.9

Средняя обеспеченность населения общей площадью квартир

м2/чел.

-

27

30,5

4

Объекты социального и культурно-бытового обслуживания





4.1

Детские дошкольные учреждения, всего

место

14798

19678

30558

4.1.1

на 1000 жителей

место

44,3

51,8

99,9

4.1.2

новое строительство

место

-

4880

10880

4.2

Общеобразовательные учреждения, всего

место

29949

43349

77348

4.2.1

на 1000 человек

место

89,1

114,1

180

4.2.2

новое строительство

место

-

13400

17819

4.3

Больницы, всего/на 1000 человек

коек

1350/4

2070/5,5

3870/9

4.4

Поликлиники, всего/на 1000 человек

посещен. в смену

4952/14,85

6412/16,9

11171/26,0

4.5

Предприятия торговли всего/на 1000 человек

м2 торговой площади

163300/490

164870/434

172370/400

4.6

Предприятия общественного питания, всего/на 1000 человек

посадочное место

11574/34,7

12900/34,0

17200/40,0

4.7

Предприятия бытового обслуживания, всего/на 1000 чел.

рабочих мест

2100/6,3

2660/7

4870/9

4.8

Пожарное депо

количество автомобилей/ постов

45/9

57/13

80/20

5

Транспортное обеспечение





5.1

Протяженность линий пассажирского общественного транспорта, всего

км

1 992,9

2 142,90

2 459,20


в том числе:





5.1.1

трамвай

км

14,6

19,6

29,7

5.1.2

автобус

км

1 963,2

2 113,20

2 429,50

5.2

Протяженность улиц и дорог

км

852,85

927,85

1086,0

5.3

Протяженность новых магистральных улиц и дорог

км

-

75

158,15

5.4

Плотность улично-дорожной сети в пределах городской застройки

км/км2

7,4

6,54

4,84

6

Инженерное оборудование





6.1

Водоснабжение:





6.1.1

Суммарное потребление, всего

тыс. м3/сут.

77,101

325,325

340,329


в том числе:





6.1.1.1

на хозяйственно-питьевые нужды

тыс. м3/сут.

45,511

120,402

136,074

6.1.1.2

на производственные нужды

тыс. м3/сут.

31,56

204,923

204,255

6.1.2

Мощность головных сооружений водопровода

тыс. м3/сут.

104,5

225,8

303,6

6.1.3

Используемые источники водоснабжения:





6.1.3.1

подземные водозаборы

единица

11

11

11

6.1.3.2

водозабор из поверхностных источников

единица

1

1

1

6.1.4

Утвержденные запасы подземных вод государственной комиссии по запасам полезных ископаемых

тыс. м3/сутки

303,06

-

-

6.1.5

Водопотребление в среднем на 1 человека в сутки

л/сут.

142

317

317


в том числе:





6.1.5.1

на хозяйственно-питьевые нужды

л/сут.

142

317

317

6.1.6

Протяженность сетей

км

870

950

1 030

6.2

Канализация:





6.2.1

Общее поступление сточных вод, всего

тыс. м3/сут.

70,208

133,425

149,958


В том числе:





6.2.1.1

бытовая канализация

тыс. м3/сут.

54,521

120,235

136,202

6.2.1.2

производственная канализация

тыс. м3/сут.

15,687

12,93

113,756

6.3

Электроснабжение:





6.3.1

Суммарное потребление электроэнергии

кВт. час/год

387 100

481 000

570 000


в том числе:





6.3.1.1

на коммунально-бытовые нужды

кВт. час/год

215 100

276 000

360 000

6.3.1.2

на производственные нужды

кВт. час/год

172 000

205 000

210 000

6.3.2

Электропотребление в среднем на 1 человека в год

кВт. Час

1160

1265,8

1325,6

6.4

Теплоснабжение





6.4.1

Мощность централизованных источников, всего

МВт.

1748

2090

2493

6.4.1.1

Усть-Каменогорская правобережная ТЭЦ

МВт.

1108

1369

1757,3

6.4.1.2

ТЭЦ в районе Согра

МВт.

270

208,2

285

6.4.1.3

локальные котельные

МВт.

73,3

-

-

6.4.1.4

децентрализованные источники

МВт.

205,9

-

-

6.4.2

Потребление на отопление, всего

МВт.

1748

2090

2493

6.4.2.1

в том числе: на коммунально-бытовые нужды

МВт.

1406

1613,1

1976

6.4.2.2

на производственные нужды

МВт.

342

476,8

517,5

6.5

Газоснабжение





6.5.1

Потребление сжиженного газа – всего,

млн. м3/ год

34,54

41,14

47,3

7

Инженерная подготовка территории





7.1

Берегоукрепление

км

-

1,2

4,6

7.2

Понижение уровня грунтовых вод

га

-

55,2

120,2

8

Ритуальное обслуживание населения





8.1

Общее количество кладбищ

га

114,2

126,2

240,8

9

Охрана окружающей среды





9.1

Объем выбросов вредных веществ в атмосферный воздух

тыс. т/год

52,2

-

-

9.2

Общий объем сброса загрязненных вод

тыс. т/год

16,4

-

-

9.3

Рекультивация нарушенных территорий

га

794

740

-

9.5

Озеленение санитарно-защитных и водоохранных зон

га

1,1

1,5

2,3

9.6

Санитарная очистка территорий

га

394,7

494,2

840,4

9.6.1

Объем бытовых отходов

тыс. т/год

56,34

156,4

176,7

9.6.2

Мусороперерабатывающие заводы

единица

-

-

1

9.6.3

Усовершенствованные свалки (полигоны)

единиц/га

1/22,5

1/22,5

1/30,0

10

Ориентировочный объем инвестиций по I этапу реализации проектных решений

млн. тенге

-

1050000



  Приложение
к Генеральному плану города
Усть-Каменогорска
Восточно-Казахстанской
области (включая основные
положения)

Генеральный план (основной чертеж)