Жерлерді сақтап қою қағидаларын бекiту туралы

Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2003 жылғы 29 қыркүйектегі N 993 қаулысы.

      Сноска. В заголовок внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется постановлением Правительства РК от 02.03.2020 № 91 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан от 20 июня 2003 года Правительство Республики Казахстан постановляет:

      1. Утвердить прилагаемые Правила консервации земель.

      Сноска. В пункт 1 внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется постановлением Правительства РК от 02.03.2020 № 91 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. Министерству охраны окружающей среды совместно с Министерством образования и науки, Министерством здравоохранения, Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан, Агентством Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами, Комитетом по атомной энергетике Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан в пределах компетенции утвердить в трехмесячный срок нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих почву.

      3. Признать утратившими силу:

      1) постановление Правительства Республики Казахстан от 16 июня 1997 года N 976 "Об утверждении Положения о порядке изъятия, охраны, использования и консервации деградированных, загрязненных и нарушенных земель" (САПП Республики Казахстан, 1997 г., N 27, ст. 242);

      2) пункт 4 изменений и дополнений которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2001 года N 1123 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан по регулированию земельных отношений" (САПП Республики Казахстан, 2001 г., N 30, ст. 339).

      4. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

     
      Премьер-Министр
Республики Казахстан

  Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 29 сентября 2003 года № 993

Правила консервации земель

      Сноска. Правила в редакции постановления Правительства РК от 02.03.2020 № 91 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила консервации земель устанавливают порядок консервации деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими, биологическими, радиоактивными и другими вредными веществами сверх установленных нормативов их предельно допустимых концентраций и предельно допустимого уровня воздействия, отходами производства и потребления, сточными водами, зараженных карантинными объектами, чужеродными видами и особо опасными вредными организмами (далее – нарушенные земли), а также изъятия и охраны земельных участков, на которых проводились испытания ядерного оружия (далее – Правила), с целью сохранения и восстановления плодородия почв, улучшения окружающей среды и охраны здоровья населения.

      2. Применяемые в настоящих Правилах понятия:

      особо опасные вредные организмы – вредители и болезни растений, способные к периодическому массовому размножению и распространению, причиняющие экономический, экологический ущерб и внесенные в перечень особо опасных вредных организмов, утверждаемый уполномоченным органом;

      биологическое загрязнение – бактериологическое, гельминтологическое, энтомологическое и карантинное загрязнение земель;

      чужеродный вид – вид насекомого, возбудителя болезни растения и сорняка, отсутствующий во флоре и фауне Республики Казахстан, который в случае проникновения может нанести значительный экономический и экологический ущерб;

      консервация земель – временное исключение земель из хозяйственного оборота;

      загрязнение земель – накопление в земле в результате антропогенной деятельности различных веществ и организмов в количествах, превышающих нормативы предельно допустимых вредных веществ, понижающих ценность земель, ухудшающих качество сельскохозяйственной продукции, других объектов окружающей среды, условий проживания населения;

      деградация земель – совокупность процессов, приводящих к изменению функций земли как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее состояния, снижению природно-хозяйственной значимости;

      вредные организмы – вредители, сорняки и болезни растений, отрицательно действующие на почву, растительность и сельскохозяйственную продукцию;

      карантинный объект – вредитель, возбудитель болезни растений или сорняк, которые могут причинить значительный вред растениям и растительной продукции, отсутствующие или ограниченно распространенные на территории Республики Казахстан, включенные в единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза и (или) перечень карантинных объектов и чужеродных видов, по отношению к которым устанавливаются и осуществляются мероприятия по карантину растений;

      радиоактивное загрязнение – загрязнение земель радионуклидами, в том числе в результате испытания ядерного оружия, радиационных аварий, работы ядерных установок, использования источников ионизирующего излучения, пунктов хранения и захоронения радиоактивных веществ и отходов, а также иной деятельности, связанной с использованием атомной энергии;

      химическое загрязнение – изменение химического состава почв, вызывающее снижение их плодородия и качества, под воздействием промышленной, сельскохозяйственной, бытовой или иной деятельности человека;

      хозяйственно-бытовое загрязнение – загрязнение земель производственными отходами и сточными водами, вызывающими негативное изменение физических и химических свойств почв.

      3. Действие настоящих Правил не распространяется на нарушенные (нарушаемые) земельные участки, предоставленные в установленном порядке для разработки месторождений полезных ископаемых, складирования отходов переработки минерального сырья, шламонакопителей, зола-шлакоотвалов, выполнения геологоразведочных, изыскательских, строительных и иных работ, использование которых связано с их нарушением.

Глава 2. Выявление, обследование и консервация нарушенных земель

      4. Основаниями для проведения работ по выявлению нарушенных земель являются ходатайство собственника земельного участка или землепользователя, инициатива местного исполнительного или иного компетентного органа.

      5. Выявление нарушенных земель в пределах установленных полномочий производится местными исполнительными органами, территориальными подразделениями ведомства центрального уполномоченного органа по управлению земельными ресурсами (далее – территориальные подразделения ведомства центрального уполномоченного органа), уполномоченным органом по охране окружающей среды и другими уполномоченными органами в порядке осуществления ими государственного контроля за использованием и охраной земель или в результате специального полевого обследования.

      Сноска. Пункт 5 - в редакции постановления Правительства РК от 23.12.2021 № 924 (вводится в действие с 01.01.2022).

      6. С целью установления уровня загрязненности и степени нарушенности земель, определения причиненного ущерба, ликвидации последствий от нарушения земель областным (города республиканского значения, столицы) исполнительным органом образуется специальная комиссия (далее – комиссия).

      В состав комиссии включаются специалисты уполномоченных органов по земельным отношениям, охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологической службы, сельского хозяйства, территориальных подразделений ведомства центрального уполномоченного органа и других компетентных органов и организаций.

      Сноска. Пункт 6 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 23.12.2021 № 924 (вводится в действие с 01.01.2022).

      7. Комиссия в двухмесячный срок собирает и анализирует собранные материалы и обследует территорию с целью установления уровня загрязненности нарушенных земель в соответствии с нормативно-инструктивными документами и методическими указаниями органов по управлению земельными ресурсами, охране окружающей среды и других уполномоченных органов.

      В случае недостаточности имеющихся материалов комиссия вносит предложение в соответствующий государственный орган о необходимости проведения дополнительных исследований.

      Заключения комиссии, уполномоченных государственных органов в области здравоохранения, науки и научно-технической деятельности и образования с материалами обследования территории передаются в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды для проведения экологической экспертизы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

      8. Уровень загрязненности земель устанавливается в соответствии с нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих почву, утвержденными в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      9. Материалы обследования комиссии обобщаются в заключении, подписанном всеми членами комиссии.

      В заключении указываются:

      данные лица, в собственности или пользовании которого находится нарушенный земельный участок;

      объекты, вызвавшие нарушение земель;

      данные лица, загрязнившего, нарушившего, заразившего земли, если оно установлено;

      вид и площадь нарушенных земель (с уточнением угловых координат со схемой на месторасположении);

      качественное состояние земель по степени нарушения земель;

      оценка ущерба, причиненного земельным ресурсам;

      оценка риска для здоровья населения;

      рекомендуемые мероприятия по восстановлению нарушенных земель, мероприятия по дальнейшему хозяйственному использованию нарушенных земель с выделением земельных участков, целевое назначение использования которых предлагает изменить или установить специальный режим использования либо полностью исключить из хозяйственного оборота.

      10. В случаях, когда невозможно восстановить плодородие почв нарушенных земель, производится консервация земель.

      11. Уполномоченный орган по земельным отношениям области (города республиканского значения, столицы) на основании заключения комиссии, экологической экспертизы и материалов обследования земель в месячный срок готовит согласованный с территориальными органами по охране окружающей среды, государственной санитарно-эпидемиологической службы, сельского хозяйства и другими уполномоченными органами проект решения о дальнейшем использовании нарушенных земель (изменение целевого назначения; установление специального режима использования; консервация земель; полное исключение из хозяйственного оборота) и вносит его на утверждение в областной (города республиканского значения, столицы) исполнительный орган.

      На основании принятого решения о консервации земель разрабатываются проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации земель, мероприятия по предотвращению нарушения земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, очередность их проведения, а также предложения по использованию земель после завершения указанных мероприятий.

      12. Земельные участки, подлежащие консервации, изымаются у собственников земельных участков или землепользователей на период их консервации в соответствии с гражданским законодательством и переводятся в состав земель запаса соответствующих районных исполнительных органов.

      Убытки, причиненные собственникам земельных участков и землепользователям в связи с консервацией земель, подлежат возмещению в порядке, предусмотренном Земельным кодексом.

      13. Границы земельных участков, находящихся на консервации, на местности обозначаются специальными знаками. По этим землям областным (города республиканского значения, столицы) исполнительным органом устанавливается режим, обеспечивающий их охрану с целью недопущения хозяйственной деятельности.

Глава 3. Изъятие и охрана земельных участков, на которых проводились испытания ядерного оружия

      14. Материалы о переводе земель, на которых проводились испытания ядерного оружия, в состав земель запаса готовятся центральным уполномоченном органом по управлению земельными ресурсами совместно с государственными органами по охране окружающей среды и использованию атомной энергии по ходатайству соответствующих областных исполнительных органов и направляются для рассмотрения в Правительство Республики Казахстан.

      15. Земельные участки, на которых проводились испытания ядерного оружия, могут быть предоставлены Правительством Республики Казахстан в собственность или землепользование только после завершения всех мероприятий по ликвидации последствий испытания ядерного оружия и комплексного экологического обследования при наличии положительного заключения государственной санитарно-эпидемиологической и экологической экспертизы.

      Состав, методика, а также исполнитель работ по проведению комплексного экологического обследования определяются уполномоченным государственным органом в области использования атомной энергии по согласованию с центральным исполнительным органом по охране окружающей среды.