О занятости населения

Закон Республики Казахстан от 30 декабря 1998 года № 341-1

Действующий
      Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере занятости населения, включая меры социальной защиты безработных.

                            Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Основные понятия

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) безработица - социально-экономическое явление, обусловленное невостребованностью на рынке труда определенной части рабочей силы;
      2) безработный - гражданин, имеющий официальный статус безработного;
      3) занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая Конституции и иным нормативным правовым актам Республики Казахстан и приносящая им заработок или доход;
      4) вакансия - свободное рабочее место в организациях;
      5) временная занятость - занятость, обусловленная участием граждан в общественно-полезной деятельности на определенный период;
      6) заработная плата (заработок) - вознаграждение за труд,выплачиваемое работодателем работнику в соответствии с трудовым договором (контрактом);
      7) работник - физическое лицо, заключившее трудовой договор (контракт), соглашение с работодателем;
      8) работодатель - организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;
      9) рабочая сила - экономически активное население в трудоспособном возрасте;
      10) рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу;
      11) месячный расчетный показатель - финансовый показатель, устанавливаемый законом о республиканском бюджете;
      12) социальная защита - временная финансовая помощь, оказываемая государством гражданам, признанным безработными в установленном законодательством порядке;
      13) трудоспособный возраст - возраст, нижняя и верхняя границы которого определяются законодательством Республики Казахстан;
      14) трудовое посредничество - содействие населению при трудоустройстве со стороны уполномоченного органа по вопросам занятости, а также физических и юридических лиц любой формы собственности, занимающихся трудовым посредничеством;
      15) центральный исполнительный орган - государственный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в сфере занятости населения, координирующий и организующий всю работу, касающуюся занятости населения;
      16) уполномоченный орган по вопросам занятости - государственный орган, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере занятости на региональном (областном, городском, районном в городах, районном) уровне (в дальнейшем - уполномоченный орган);
      17) уполномоченный орган по назначению пособий по безработице - государственный орган, осуществляющий назначение пособий по безработице.

      Статья 2. Занятое население

      Занятыми являются граждане:
      1) работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу) или доход;
      2) занимающиеся предпринимательской деятельностью;
      3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
      4) выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);
      5) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
      6) проходящие воинскую службу в Вооруженных Силах, органах национальной безопасности, пограничных войсках и внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Республиканской гвардии, частях Комитета по чрезвычайным ситуациям и иных воинских формированиях;
      7) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных школах, лицеях, колледжах, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях, в аспирантуре, докторантуре и в других учреждениях, входящих в систему образования, за исключением лиц, проходящих профессиональное обучение по направлению уполномоченного органа по вопросам занятости, а также направленные на переподготовку, повышение квалификации с отрывом от производства;
      8) временно не работающие в связи с болезнью, отпуском, забастовкой, приостановкой производства или иными причинами в пределах сроков, предусмотренных законом.

      Статья 3. Законодательство о занятости населения

      1. Отношения в сфере занятости населения основываются на Конституции Республики Казахстан и регулируются законодательством о труде, настоящим Законом, а также иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
      2. Законодательство о занятости распространяется на граждан Республики Казахстан и на постоянно проживающих в Республике Казахстан иностранных граждан и лиц без гражданства.
      3. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Законом и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

      Статья 4. Государственная политика в сфере занятости
                населения

      1. Государство обеспечивает проведение политики, способствующей достижению продуктивной и свободно избранной занятости граждан.
      2. Государственная политика в сфере занятости направлена на:
      1) обеспечение равных возможностей всем гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан, независимо от их расы, национальности, пола, языка, социального, должностного и имущественного положения, происхождения, отношения к религии, убеждений, членства в общественном объединении, в выборе занятости и трудоустройстве;
      2) защиту внутреннего рынка труда путем регулирования использования иностранной рабочей силы;
      3) повышение использования трудовых ресурсов;
      4) ориентацию системы образования по подготовке кадров в соответствии с потребностями рынка труда;
      5) поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан;
      6) осуществление социальной защиты безработных, проведение мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, не конкурентоспособных на рынке труда;
      7) организацию трудового посредничества через уполномоченный орган по вопросам занятости, а также физических и юридических лиц любой формы собственности, занимающихся трудовым посредничеством на основе государственного заказа;
      8) предупреждение и сокращение безработицы;
      9) сочетание республиканских мероприятий по решению проблем занятости с мерами по обеспечению занятости, принимаемыми местными исполнительными органами;
      10) координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
      11) координацию и регулирование деятельности государственных органов и работодателей, а также уполномоченного органа по вопросам занятости по разработке и реализации мер, обеспечивающих занятость населения, и осуществление контроля за их выполнением;
      12) организацию международного сотрудничества в решении проблем

занятости населения, включая решение вопросов, связанных с трудовой 
деятельностью граждан Республики Казахстан за границей и иностранных 
граждан на территории Республики Казахстан;
     13) обеспечение участия представителей трудящихся и работодателей в 
разработке государственной политики занятости.
    
     Статья 5. Государственные гарантии в сфере занятости

     1. Государство гарантирует гражданам: 
     1) свободу выбора ими вида занятости, защиту их трудовых прав; 
     2) защиту от любых форм дискриминации и обеспечение всем равных 
возможностей в получении профессии и работы; 
     3) подбор подходящей работы и трудоустройство.
     2. Государство обеспечивает дополнительные гарантии категориям граждан,
особо нуждающимся в социальной защите, таким как:
     1) молодежи до 20 лет;
     2) одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних 
детей;
     3) родителям, воспитывающим детей-инвалидов до 16 лет; инвалидам;
     4) лицам, продолжительное время, более одного года, не имеющим работы, 
независимо от основания последнего увольнения;
     5) лицам предпенсионного возраста (за 2 года до выхода на пенсию);
     6) лицам, освобожденным из мест лишения свободы, прошедшим принудительное
лечение по решению суда;
     7) военнослужащим, уволенным с военной службы без права на пенсию, за 
исключением случаев увольнения за совершение противоправных действий;
     8) беженцам, мигрантам (оралманам) и испытывающим трудности в поиске 
работы, путем реализации целевых программ содействия занятости молодежи;
     9) женщинам;
     10) сельскому населению;
     11) населению, проживающему в регионах экологического бедствия.



     Статья 6. Безработные. Порядок и условия признания
              граждан безработными

      1. Безработными являются граждане трудоспособного возраста, которые не занимаются трудовой деятельностью, не имеют по независящим от них причинам заработка или других доходов, имеют решение об официальном признании граждан безработными, готовы трудиться и которым уполномоченный орган по вопросам занятости либо физические и юридические лица любой формы собственности, занимающиеся трудовым посредничеством, не предложили подходящей работы.
      2. Порядок регистрации безработных граждан определяется законодательством Республики Казахстан.
      3. Решение об официальном признании граждан безработными принимается уполномоченным органом по вопросам занятости по месту их жительства на восьмой день с момента их регистрации в качестве лиц, ищущих работу, при условии предъявления ими удостоверения личности (паспорта), трудовой книжки или документов, подтверждающих их предыдущую трудовую деятельность, а также документов об их профессиональной квалификации и справки налоговых органов о наличии доходов и имущества, приносящего доход, не превышающего двукратного месячного расчетного показателя.
      4. Безработными не могут быть признаны граждане:
      1) не достигшие трудоспособного возраста;
      2) получающие пенсию или государственное социальное пособие в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      3) отказавшиеся от подходящей работы в течение семи дней со дня их регистрации в качестве лиц, ищущих работу;
      4) не явившиеся в целях активного поиска работы в уполномоченный орган по вопросам занятости по его приглашению без уважительной причины хотя бы один раз в течение семи дней со дня их регистрации в качестве лиц, ищущих работу.
      5. Граждане, указанные в подпунктах 3), 4) пункта 4 настоящей статьи, имеют право вновь претендовать на признание статуса безработного по истечении тридцати дней со дня их регистрации в качестве лиц, ищущих работу.
      6. Безработные лишаются статуса безработного в случаях:
      1) трудоустройства или признания его занятым в соответствии со статьей 2 настоящего Закона (кроме случаев его участия в оплачиваемых общественных работах);
      2) переезда в другую местность;
      3) назначения пенсии или государственного социального пособия в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      4) осуждения к наказанию в виде лишения свободы или исправительных работ, либо направления на принудительное лечение по решению суда;
      5) неявки в назначенное время либо по вызову в уполномоченный орган без уважительных причин;
      6) неявки без уважительных причин в течение трех рабочих дней со дня выдачи направления уполномоченным органом по вопросам занятости по месту предложенного трудоустройства или обучения;
      7) прекращения без уважительной причины прохождения профессионального обучения по направлению уполномоченного органа по вопросам занятости;
      8) попытки получения статуса безработного обманным путем.
      7. Граждане, указанные в подпунктах 5), 6), 7), 8) пункта 6 настоящей статьи имеют право претендовать на очередное признание статуса безработного по истечении двенадцатимесячного периода безработицы. При этом порядок признания статуса безработного сохраняется.

      Статья 7. Подходящая работа

      1. Подходящей считается работа, соответствующая профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, состояния здоровья, транспортной доступности места работы.
      2. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Республики Казахстан о труде, считается подходящей для граждан:
      1) впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих профессии (специальности);
      2) отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку в течение первоначального двенадцатимесячного периода безработицы;
      3) состоящих на учете в уполномоченном органе по вопросам занятости более двенадцати месяцев, а также не работавших более трех лет;
      4) обратившихся в уполномоченный орган по вопросам занятости после окончания сезонных работ.
      3. Подходящей не может считаться работа, если:
      1) она значительно удалена от постоянного места жительства, и общественный транспорт не обеспечивает своевременного (до 1,5 часа) доступа к ней;
      2) она связана с переменой места жительства без согласия лица, ищущего работу;
      3) условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда.

                  Глава 2. Права граждан в сфере занятости

      Статья 8. Право граждан на выбор места работы

      1. Граждане имеют право на свободный выбор места работы путем прямого обращения к работодателю или в уполномоченный орган по вопросам занятости.
      2. Порядок и условия заключения трудовых договоров (контрактов) регулируются законодательством Республики Казахстан.

      Статья 9. Право граждан на содействие при трудоустройстве

      1. Граждане имеют право на получение содействия при трудоустройстве со стороны уполномоченного органа по вопросам занятости, а также физических и юридических лиц, занимающихся трудовым посредничеством.
      2. Трудовое посредничество основывается на следующих принципах:
      1) доступности, означающей возможность пользования предоставляемыми услугами;
      2) добровольности, означающей свободное от всякого принуждения пользование предоставляемыми услугами;
      3) равенства, означающего одинаковые обязанности по отношению ко всем лицам, ищущим работу;
      4) гласности, означающей свободу доступа лиц, ищущих работу, к информации о потребности работодателей в рабочей силе, наличии вакантных рабочих мест.

      Статья 10. Право граждан на трудовую деятельность
                 за границей

      1. Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей.
      2. Посредническая помощь гражданам по трудоустройству за границей со стороны уполномоченного органа по вопросам занятости, а также физических и юридических лиц, занимающихся трудовым посредничеством, допускается в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

      Статья 11. Право граждан на обжалование неправомерных
                 действий уполномоченного органа по вопросам
                 занятости, их должностных лиц

      Граждане вправе обжаловать неправомерные действия уполномоченного органа по вопросам занятости, физических и юридических лиц, занимающихся трудовым посредничеством, а также их должностных лиц в суде.

             Глава 3. Регулирование и организация занятости населения

      Статья 12. Регулирование занятости населения

      В целях содействия продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет:
      1) разработку и реализацию мер экономической политики, направленной на развитие и рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, сохранение существующих и создание новых рабочих мест, поощрение применения гибких режимов труда и другие меры;
      2) правовое регулирование в сфере занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан, соответствующих государственных гарантий.

      Статья 13. Программы занятости населения

      1. Правительство Республики Казахстан с участием представителей трудящихся и работодателей ежегодно на основе стратегических планов развития государства разрабатывает Программу занятости населения, предусматривающую:
      1) меры по снижению темпов падения уровня занятости;
      2) меры по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы;
      3) организацию занятости отдельных групп населения, нуждающихся в социальной защите, особенно в сельской местности;
      4) поддержку и стимулирование развития малого и среднего частного предпринимательства, создающего дополнительные рабочие места;
      5) организацию гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом ситуации на рынке труда;
      6) совершенствование организации общественных работ;
      7) повышение роли местных исполнительных органов в решении региональных проблем занятости;
      8) интеграцию деятельности уполномоченного органа по вопросам занятости с работодателями, общественными объединениями в вопросах регулирования занятости и рынка труда;
      9) совершенствование информационной базы данных по вопросам занятости;
      10) создание дополнительных рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда при разработке инвестиционных программ.
      Местные исполнительные органы разрабатывают региональные программы занятости и обеспечивают их исполнение.
      2. Основой для разработки программ занятости населения являются показатели прогнозов экономического и социального развития Республики Казахстан.

      Статья 14. Финансирование программы занятости

      Финансирование программы занятости (общественные работы, профессиональная подготовка и переподготовка безработных, содействие безработным в трудоустройстве, создание и поддержка информационной базы данных по вопросам занятости, пособие по безработице) осуществляется за счет средств государственного бюджета.

      Статья 15. Государственный заказ по финансированию
                  программы занятости населения

      1. Государственный заказ по программе занятости, финансируемый из государственного бюджета, является предложением государства на выполнение работ и услуг, обеспечивающих занятость населения.
      2. Уполномоченный орган по вопросам занятости размещает государственный заказ, как правило, на открытой тендерной основе.
      3. Исполнителями государственного заказа могут быть хозяйствующие субъекты.
      Государственный заказ принимается хозяйствующими субъектами к исполнению на основе заключенных договоров (контрактов), определяющих условия и взаимные обязательства сторон.
      4. Контроль за размещением государственного заказа осуществляется центральным исполнительным органом.

      Статья 16. Регулирование деятельности, связанной с ввозом
                 иностранной рабочей силы, а также вывозом рабочей силы из
                 Республики Казахстан за границу

      1. Правительство Республики Казахстан устанавливает квоты на привлечение иностранных граждан, нанимаемых работодателями за пределами Республики Казахстан, для работы на территории республики в целом и по группам профессий.
      Центральный исполнительный орган выдает разрешение работодателям на привлечение иностранной рабочей силы в пределах установленной квоты.
      2. За замещение рабочих мест иностранными специалистами и рабочими в организациях, расположенных на территории Республики Казахстан, работодатели производят уплату социального налога в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
      Работодатель гарантирует вывоз иностранной рабочей силы по истечении срока контракта путем внесения гарантийного и залогового взносов.
      Порядок, условия и размеры выплат гарантийного и залогового взносов устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
      3. Работодатели, привлекающие иностранную рабочую силу, обязаны создавать дополнительные рабочие места, переобучать граждан Республики Казахстан для замещения иностранных рабочих и специалистов по согласованию с центральным исполнительным органом.
      4. Деятельность, связанная с привлечением иностранной рабочей силы, а также вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу лицензируется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 17. Полномочия местных исполнительных органов
                 по вопросам занятости населения

      Местные исполнительные органы обеспечивают занятость населения путем:
      1) создания, при участии уполномоченных органов по вопросам занятости, государственных предприятий на праве хозяйственного ведения для решения вопросов трудоустройства и занятости населения на городском (районном в городах), районном уровнях;
      2) ежегодного установления организациям, расположенным на их территории, минимального количества рабочих мест (квоты) для приема на работу лиц, указанных в пункте 2 статьи 5 настоящего Закона;
      3) поддержки создания дополнительных рабочих мест и развития индивидуального предпринимательства;
      4) развития малого и среднего бизнеса;
      5) оказания социальной защиты безработным;
      6) организации оплачиваемых общественных работ;
      7) осуществления других мероприятий, способствующих продуктивной занятости населения.

      Статья 18. Участие работодателей в реализации
                 государственной политики занятости

      1. Работодатели участвуют в реализации государственной политики занятости путем:
      1) соблюдения условий договоров (контрактов), регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      2) реализации мер, предусмотренных в коллективных договорах, других соглашениях по социальной защите работников на случай безработицы или приостановки производства;
      3) оказания содействия в трудоустройстве;
      4) создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
      5) трудоустройства лиц, указанных в пункте 2 статьи 5 настоящего Закона.
      2. Работодатели обязаны:
      1) не менее чем за два месяца и в полном объеме предоставлять уполномоченному органу по вопросам занятости информацию о предстоящем высвобождении работников, их количестве и категориях, с указанием должностей и профессий, которых оно может коснуться, и сроках, в течение которых они будут высвобождены;
      2) направлять уполномоченному органу по вопросам занятости сведения обо всех свободных рабочих местах (вакансиях), в соответствии с квалификационными требованиями, установленными в организациях, в трехдневный срок со дня их появления;
      3) принимать на работу на вакансии лиц, обратившихся по вопросу трудоустройства в соответствии с квалификационными требованиями, установленными в организациях;
      4) работодатели, виновные в сокрытии рабочих мест (вакантных должностей) несут административную ответственность в установленном законодательством порядке;
      5) при приеме на работу лица, направленного уполномоченным органом по вопросам занятости, в пятидневный срок представлять в уполномоченный орган по вопросам занятости извещение с указанием дня его трудоустройства. В случае отказа в приеме на работу лица, направленного уполномоченным органом по вопросам занятости, работодатель делает в направлении, выданном уполномоченным органом по вопросам занятости, отметку о дне его явки и причине отказа ему в приеме на работу;
      6) направлять государственным статистическим органам статистическую отчетность по занятости населения в порядке и сроки, определяемые этими органами, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      7) принимать на работу лиц, направленных уполномоченным органом по вопросам занятости, в соответствии с установленной квотой для слабо защищенных слоев населения;
      8) направлять уполномоченному органу по вопросам занятости информацию о создании дополнительных рабочих мест.
      3. Работодатели имеют право:
      1) принимать на работу лиц, непосредственно обращающихся в организацию, на равных основаниях с лицами, имеющими направления уполномоченного органа по вопросам занятости, за исключением случаев приема в счет квоты;
      2) получать от уполномоченного органа по вопросам занятости информацию о состоянии рынка труда на договорной основе;
      3) обжаловать действия уполномоченного органа по вопросам занятости, их должностных лиц в суде.

      Статья 19. Центральный исполнительный орган

      1. Реализацию государственной политики занятости населения на республиканском уровне осуществляет в пределах своей компетенции центральный исполнительный орган.
      2. Порядок деятельности, источники финансирования, правовой статус и ответственность центрального исполнительного органа определяются Правительством Республики Казахстан.
      3. В составе центрального исполнительного органа действует инспекция по вопросам занятости.
      4. Центральный исполнительный орган в пределах своей компетенции обязан:
      1) осуществлять методическое руководство уполномоченными органами по вопросам занятости;
      2) анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу на основе создания республиканской базы данных по рынку труда и вакансиям и информировать население, местные исполнительные органы, Правительство Республики Казахстан о состоянии рынка труда;
      3) разрабатывать программу занятости населения, включающую вопросы создания рабочих мест, организации общественных работ, профессиональной подготовки и переподготовки безработных, содействия безработным в трудоустройстве, создания и поддержки информационной базы данных, пособий по безработице;
      4) осуществлять контроль за размещением государственного заказа;
      5) лицензировать деятельность, связанную с привлечением иностранной рабочей силы, а также вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу;
      6) выдавать разрешение в пределах установленной квоты работодателям на привлечение иностранной рабочей силы;
      7) совместно с уполномоченными органами по вопросам занятости определять и формировать государственный заказ на подготовку кадров в соответствии с потребностями рынка труда и в условиях развития рыночных отношений;
      8) публиковать в официальных печатных изданиях республики статистические данные и информационные материалы о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства и профессиональной ориентации;
      9) вносить в установленном порядке в Правительство Республики Казахстан предложения о необходимости создания дополнительных рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда при рассмотрении предложений по инвестиционным программам.

      Статья 20. Уполномоченный орган по вопросам занятости

      1. Уполномоченный орган по вопросам занятости реализует государственную политику занятости населения на региональном (областном, городском, районном в городах, районном) уровне. В составе уполномоченного органа по вопросам занятости действует инспекция по вопросам занятости.
      2. Порядок деятельности, источники финансирования, правовой статус и ответственность уполномоченного органа по вопросам занятости определяются местными исполнительными органами.
      3. Уполномоченный орган по вопросам занятости обязан:
      1) информировать обращающихся граждан о возможности получения работы и о требованиях, предъявляемых к лицам, желающим приобрести ту или иную работу, а работодателей - о возможности обеспечения рабочей силой;
      2) оказывать содействие гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
      3) вести учет свободных рабочих мест;
      4) регистрировать и ставить на учет лиц, обратившихся по вопросам трудоустройства;
      5) оказывать услуги населению в профессиональной ориентации;
      6) направлять безработных на общественные работы, частично возмещать за счет средств государственного бюджета расходы работодателей по оплате труда безработных, направленных на общественные работы в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан;
      7) направлять безработных на профессиональное обучение в соответствии с потребностями рынка труда, оплачивать за счет средств государственного бюджета стоимость профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных, а также устанавливать им на весь период обучения стипендии в размерах, предусмотренных настоящим Законом;
      8) представлять сведения для назначения пособий по безработице в уполномоченный орган по назначению пособий по безработице;
      9) анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу в регионе и информировать население, местные и центральный исполнительные органы о состоянии рынка труда;
      10) разрабатывать и реализовывать региональную программу занятости населения;
      11) публиковать в официальных печатных изданиях статистические данные и информационные материалы о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства и профессиональной ориентации в регионе.
      4. Уполномоченный орган по вопросам занятости имеет право:
      1) получать от работодателей информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение работников, а также данные о потребности в рабочей силе, о количестве и профессионально-квалификационной структуре высвобождаемых, принятых и уволенных работников;
      2) направлять граждан к работодателям, при наличии у них потребности в рабочей силе;
      3) вносить в местные исполнительные органы предложения по организации и проведению оплачиваемых общественных работ в организациях, расположенных на их территории;
      4) направлять безработных, с их согласия, на оплачиваемые общественные работы;
      5) запрашивать у государственных органов, ведающих вопросами образования, учебных заведений, независимо от формы собственности, учебных курсов различных организаций, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, сведения о трудоустройстве выпускников, информацию о профессиях (специальностях), по которым ведется обучение, количестве подготовленных и предполагаемых к подготовке специалистов по конкретным профессиям (специальностям);
      6) вносить в местные исполнительные органы предложения о переносе сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с высвобождением работников, в том числе приватизируемых и подлежащих ликвидации в связи с банкротством организаций;
      7) вносить предписания об устранении нарушений законодательства о занятости, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания на лиц, виновных в нарушении законодательства о занятости.
      5. Уполномоченный орган по вопросам занятости размещает государственный заказ на трудоустройство граждан и безработных, как правило, на открытой тендерной основе.
      6. Уполномоченный орган по вопросам занятости представляет необходимые сведения в объеме и в сроки, установленные центральным исполнительным органом для формирования информационной базы данных по вопросам занятости.

      Статья 21. Трудовое посредничество

      1. Трудовым посредничеством в соответствии с законодательством Республики Казахстан могут заниматься физические и юридические лица любой формы собственности, зарегистрированные в установленном порядке.
      2. Уполномоченный орган по вопросам занятости производит отбор физических и юридических лиц любой формы собственности, занимающихся трудовым посредничеством, для размещения государственного заказа на трудоустройство граждан и безработных, как правило, на открытой тендерной основе.
      Порядок и условия проведения тендера определяются законодательством Республики Казахстан.

      Статья 22. Уполномоченный орган по назначению пособий
                 по безработице

      1. Назначение пособия по безработице производится уполномоченным органом по назначению пособий по безработице.
      2. Типовое положение об уполномоченном органе по назначению пособий по безработице утверждается Правительством Республики Казахстан.

      Статья 23. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и
                переподготовка лиц, признанных безработными

      1. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка лиц, признанных в установленном порядке безработными, осуществляется по направлению уполномоченного органа по вопросам занятости, если:
      1) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у безработного необходимой профессиональной квалификации;
      2) необходимо изменить профессию (квалификацию) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у безработного профессиональным навыкам;
      3) безработным утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
      2. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляются в учебных заведениях системы образования, в учебных комбинатах, на курсах повышения квалификации, действующих в организациях в соответствии с договорами, заключенными уполномоченным органом по вопросам занятости, с учетом потребностей рынка труда за счет средств государственного бюджета на открытой тендерной основе.

      Статья 24. Организация общественных работ

      1. Уполномоченный орган по вопросам занятости в целях обеспечения временной занятости населения размещает государственный заказ на оплачиваемые общественные работы в организациях на договорной основе.
      2. С лицами, желающими участвовать в оплачиваемых общественных работах, работодателем заключается трудовой договор. Предельный срок действия такого договора не может превышать 6 месяцев. Преимущественным правом направления на оплачиваемые общественные работы пользуются безработные, состоящие на учете в уполномоченном органе по вопросам занятости.
      3. Правила организации и условия финансирования общественных работ определяются законодательством Республики Казахстан.
      4. На лиц, участвующих в оплачиваемых общественных работах, распространяется законодательство о труде.
      5. Лицам, занятым на общественных работах, оплата труда производится по фактически выполненной работе в соответствии с законодательством о труде.
      6. Финансирование оплачиваемых общественных работ производится за счет средств организаций, в которых организуются эти работы, и частичной компенсации затрат по оплате труда из государственного бюджета.

      Статья 25. Создание рабочих мест

      Государство в целях трудоустройства граждан, ищущих работу, создает рабочие места в соответствии с государственными программами, включая программы развития промышленности, сельского хозяйства и так далее.
      Правила создания рабочих мест разрабатываются центральным исполнительным органом в соответствии с государственными программами и утверждаются Правительством Республики Казахстан.

      Статья 26. Добровольное переселение граждан и членов их семей

      1. Исходя из ситуации на рынке труда, в целях трудоустройства незанятого населения уполномоченный орган по вопросам занятости оказывает гражданам и членам их семей содействие в добровольном переселении.
      Работодатель, по заявке которого работник совершает добровольное переселение, выплачивает ему и членам его семьи компенсацию в связи с переездом, определяемую Правительством Республики Казахстан.
      2. Положение об условиях и порядке организации добровольного переселения граждан определяется законодательством Республики Казахстан.
      3. Правительство Республики Казахстан, местные исполнительные органы в целях социально-экономического развития территорий, строительства и ввода в действие объектов производственного и культурно-бытового назначения разрабатывают специальные программы освоения этих регионов, предусматривающие меры содействия добровольному переселению граждан и членов их семей с гарантией представления работы по специальности.

               Глава 4. Социальные гарантии и компенсации безработным

      Статья 27. Социальная защита безработных

      1. Гражданам, получившим в установленном статьей 6 настоящего Закона порядке статус безработного, оказывается следующая социальная защита:
      1) выплата пособий по безработице;
      2) выплата стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки.
      Кроме того, при привлечении безработных к общественным работам, часть затрат работодателя на оплату труда за фактически выполненный объем работы выплачивается из государственного бюджета в виде социальной защиты.
      2. Общий срок оказания социальной защиты безработным не может превышать шести месяцев за двенадцатимесячный период.

      Статья 28. Прекращение оказания социальной защиты
                 безработным

      1. Социальная защита безработным прекращается с одновременным лишением статуса безработного в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 6 настоящего Закона.
      2. В случае направления безработного на профессиональное обучение и общественную работу выплата пособия по безработице прекращается со дня начала обучения или работы без снятия безработного с учета.
      3. Решение о прекращении оказания социальной защиты безработному принимается уполномоченным органом в установленном настоящим Законом порядке.

      Статья 29. Условия и порядок назначения пособия по
                 безработице

      1. Право на пособие по безработице предоставляется гражданам, получившим в установленном порядке статус безработного, из числа:
      1) уволенных с работы по любым основаниям (кроме лиц, уволенных за нарушение трудовой дисциплины);
      2) выпускников профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, очной аспирантуры;
      3) военнослужащих (сотрудников), уволенных в запас без пенсии из вооруженных сил Республиканской гвардии, пограничных, внутренних и других видов войск, органов внутренних дел и национальной безопасности, частей гражданской обороны и иных воинских формирований;
      4) стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва независимо от основания последнего увольнения;
      5) освобожденных из организаций, исполняющих наказание или принудительное лечение по решению суда.
      2. Право на получение пособия по безработице не предоставляется следующим категориям граждан, имеющим статус безработного:
      1) уволенным за нарушение трудовой дисциплины (в течение шести месяцев со дня увольнения);
      2) ранее не работавшим (кроме выпускников профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений);
      3) ранее работавшим, но имеющим общий трудовой стаж менее двенадцати календарных недель.
      3. Безработные из числа лиц, указанных в подпунктах 2), 3) пункта 2 настоящей статьи, приобретают право на получение пособия по безработице при накоплении ими трудового стажа не менее двенадцати календарных недель, в который включается время участия в общественных работах, обучение по направлению уполномоченного органа по вопросам занятости.
      4. Решение о назначении безработному пособия по безработице принимается уполномоченным органом по назначению пособия по безработице.
      5. Пособие по безработице выплачивается не реже одного раза в месяц.
      6. Из суммы пособия по безработице производится взыскание алиментов в установленном порядке.
      7. В период получения пособия по безработице безработные обязаны активно искать работу и не реже одного раза в семь дней посещать уполномоченный орган по вопросам занятости.
      8. Безработные, проживающие в сельских населенных пунктах, где нет уполномоченного органа по вопросам занятости, в установленные пунктом 7 настоящей статьи сроки обязаны отмечаться в местном исполнительном органе.
      9. Орган по выплате пособий по безработице определяется Правительством Республики Казахстан.

      Статья 30. Размер пособия по безработице

      Пособие по безработице начисляется в размере трех с половиной кратной величины месячного расчетного показателя.

       Статья 31. Размер стипендии, выплачиваемой безработному
                  в период профессиональной подготовки, повышения
                  квалификации и переподготовки

      В период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки безработных по направлению уполномоченного органа по вопросам занятости безработному ежемесячно выплачивается стипендия в размере трехкратной величины месячного расчетного показателя, из которой взыскиваются алименты в установленном законодательством порядке.

      Статья 32. Добровольное страхование на случай потери работы

      1. Граждане вправе заключать договоры добровольного страхования на случай потери работы (безработицы). Порядок и условия страхования определяются законодательством Республики Казахстан.
      2. Работодатели имеют право страховать работников на случай потери ими работы. Порядок и условия страхования определяются законодательством Республики Казахстан и коллективными договорами.

      Статья 33. Материальная помощь

      В случае смерти безработного его семье либо лицу, осуществившему погребение, оказывается материальная помощь в порядке и в размере, определяемых законодательством Республики Казахстан.

            Глава 5. Контроль за соблюдением законодательства о занятости

      Статья 34. Органы, осуществляющие контроль за соблюдением
                 законодательства о занятости

      Контроль за соблюдением законодательства о занятости населения

Республики Казахстан осуществляется центральным исполнительным и 
уполномоченным органом по вопросам занятости, инспекцией центрального 
исполнительного и уполномоченного органа по вопросам занятости и местными 
исполнительными органами.
               
     Статья 35. Ответственность за нарушение законодательства
                о занятости
         
     Физические и юридические лица, нарушившие законодательство о занятости 
населения, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики 
Казахстан. 
  
     Статья 36. Порядок введения в действие настоящего Закона 

     Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 1999 года.
     
        
     
      Президент 
Республики Казахстан 
     
     
(специалист: Р.Н. Жантасова 
 оператор:   А.Е. Турсынова)