1996 г., № 20-21, ст.402; 1997 г., № 11, ст.153; № 13-14, ст.205) следующие изменения и дополнения: 1. В статье 1: в абзаце втором слова "доходных источников и" и "соответствующим" исключить; абзац пятый изложить в следующей редакции:
"бюджетный процесс - регламентированная законодательством деятельность государственных органов и должностных лиц по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению, контролю за исполнением бюджетов всех уровней и утверждению отчетов об их исполнении;";
в абзаце седьмом слова "государственные гарантии" заменить словами "государственная гарантия";
в абзаце двенадцатом слова "и всех внебюджетных фондов" исключить;
абзац пятнадцатый исключить;
абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:
"местные бюджеты - бюджеты областей, областные бюджеты, бюджеты городов (кроме городов районного значения), бюджеты специальных экономических зон и районов, за исключением районов в городах;";
абзац девятнадцатый изложить в следующей редакции:
"программа и подпрограмма - комплекс мероприятий по исполнению определенных государственных функций;";
в абзаце двадцать втором слова "резервный фонд - фонд, образуемый за счет бюджетных средств" заменить словами "резервы Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов - средства", слово "бюджете" заменить словами "или в местном бюджете соответственно";
абзац двадцать третий изложить в следующей редакции:
"секвестр - специальный механизм, предусматривающий запрет на расходование средств, который вводится в случаях, когда при исполнении бюджета происходит превышение установленного уровня бюджетного дефицита либо сокращаются поступления от доходных источников, в результате чего становится невозможным финансирование в полном объеме предусмотренных в бюджете программ;";
абзац двадцать четвертый исключить;
абзац двадцать седьмой дополнить словами "не позднее 1 апреля текущего года";
абзац тридцатый исключить;
дополнить абзацами двадцать девятым - тридцать восьмым следующего содержания:
"городской (районный) бюджет - денежный фонд, предназначенный для осуществления исполнительными органами города (района), за исключением городов районного значения и районов в городах, своих функций и создаваемый за счет налогов и других поступлений, установленных законодательством;";
"бюджет области - свод областного, городских и районных бюджетов, без учета взаимопогашающих операций между ними;";
"бюджетная заявка - финансовое обоснование программ, представляемая их администраторами по форме, установленной Министерством финансов Республики Казахстан;";
"государственное учреждение - администратор программ - центральные исполнительные органы и акимы областей и городов Астаны и Алматы, ответственные за финансовое обоснование республиканских и местных программ при составлении бюджетов;";
"республиканские программы - программы, имеющие общегосударственное значение, разрабатываемые Правительством Республики Казахстан и финансируемые из республиканского или местных бюджетов;";
"местные программы - программы, разрабатываемые акимами областей (городов Астаны и Алматы) и утверждаемые местными представительными органами и финансируемые из местных бюджетов;";
"областной бюджет (бюджет городов Астаны и Алматы) - централизованный денежный фонд области (города), предназначенный для осуществления областными (городскими) исполнительными органами своих функций и создаваемый за счет налогов и других поступлений, устанавливаемых законодательством;";
"программа государственных инвестиций - утверждаемая Правительством Республики Казахстан программа инвестирования государственных и (или) привлекаемых государством, в том числе под государственные гарантии, средств по приоритетным секторам экономики;";
"утвержденный бюджет - бюджет на предстоящий финансовый год, утвержденный Парламентом Республики Казахстан или соответствующими местными представительными органами;"; "уточненный бюджет - бюджет на текущий финансовый год, утвержденный Парламентом Республики Казахстан или соответствующими местными представительными органами с учетом изменений, внесенных в ходе его исполнения;". 2. В статье 3: абзац пятый пункта 1 исключить; пункт 2 исключить. 3. В статье 4: пункт 2 изложить в следующей редакции: "2. В Республике Казахстан самостоятельно функционируют республиканский бюджет и местные бюджеты (включая бюджеты специальных экономических зон)."; в пункте 3 слова "внебюджетных фондов и" исключить. 4. В абзаце втором статьи 5 слова "создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение" исключить. 5. В статье 6: по тексту статьи исключить слово "включает"; дополнить абзацем четвертым следующего содержания: "Погашение" - поступления от погашения выданных из бюджета кредитов;"; абзац шестой изложить в следующей редакции: "Кредитование" - платежи из бюджета на возвратной основе;"; в абзаце седьмом слово "Финансирование" заменить словами "Финансирование дефицита бюджета;". 6. В статье 7 слова "и мероприятий" исключить. 7. В статье 8: в подпункте 1): в абзаце втором слова "республиканского значения" заменить словами "Астаны и Алматы"; абзац пятый дополнить словами "включая поступления в бюджет, получаемые от государственных учреждений за оказанные платные услуги;". 8. В статье 9: абзац первый изложить в следующей редакции: "Из республиканского бюджета обеспечивается финансирование республиканских программ и подпрограмм, которые включают:"; в абзаце шестом подпункта 1) слово "государственных" исключить; в абзаце десятом слово "процентов" заменить словами "вознаграждений (интересов)"; абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции: "по программе государственных инвестиций, а также трансфертные расходы, передаваемые в качестве субвенций в местные бюджеты;"; абзац двенадцатый считать абзацем четырнадцатым; дополнить абзацами двенадцатым и тринадцатым следующего содержания: "по пенсионным выплатам из Государственного центра по выплате пенсий и государственным социальным пособиям по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту; по обеспечению функционирования, строительству и реконструкции автомобильных дорог республиканского значения;". 9. В статье 10: в пункте 1: слова "и мероприятий" исключить; слово "общегосударственных" заменить словом "государственных"; первое предложение пункта 2 изложить в следующей редакции: "Местные исполнительные органы разрабатывают и самостоятельно исполняют бюджет соответствующих административно-территориальных единиц с учетом функционирования на их территории специальных экономических зон.". 10. В статье 11: подпункт 3) изложить в следующей редакции: "3) поступления средств, заимствованных нижестоящими бюджетами у вышестоящих бюджетов или банков второго уровня в виде договоров займа для покрытия временного кассового разрыва в пределах финансового года;". 11. В статье 12: в подпункте 1): абзац первый после слова "органами" дополнить словом "следующих"; в абзаце четвертом слово "страхованию" заменить словом "обеспечению"; дополнить абзацами следующего содержания: "занятости; обеспечению функционирования, строительству и реконструкции автомобильных дорог местного значения"; подпункт 3) дополнить словами "и вознаграждений (интересов) по ним". 12. В статье 13 слова "республиканского значения" заменить словами "Астана и Алматы". 13. В статье 14:
в названии и тексте слова "Резервные фонды", "резервного фонда", "резервных фондов" заменить соответственно словами "Резервы Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов", "резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов";
абзац первый пункта 1 дополнить предложением следующего содержания:
"В составе резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов предусматриваются средства для погашения обязательств государства по решениям судебных органов.".
14. Статью 15 исключить.
15. Главу III изложить в следующей редакции:
"Глава III. Составление, рассмотрение и утверждение бюджета
Статья 17. Государственный бюджет
1. В установленные Правительством Республики Казахстан сроки Министерство финансов Республики Казахстан:
на основе долгосрочного Прогноза экономического развития, совместно с Национальным Банком Республики Казахстан разрабатывает стратегию государственного и гарантированного государством заимствования на предстоящий 10-летний период, в соответствии с которой уполномоченным Правительством Республики Казахстан органом совместно с Министерством финансов Республики Казахстан разрабатывается Программа государственных инвестиций на 3-летний период;
представляет в Правительство Республики Казахстан основные направления налогово-бюджетной политики на предстоящий финансовый год, разработанные на основе ежегодного послания Президента Республики Казахстан к народу Казахстана, индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан, оценки текущего исполнения бюджета, макроэкономических показателей стратегии заимствования, денежно-кредитной политики и программы государственных инвестиций.
2. В соответствии с основными направлениями налогово-бюджетной политики Правительство Республики Казахстан определяет лимиты расходования средств государственного бюджета по функциональным группам.
3. Правительство Республики Казахстан уточняет:
перечень государственных программ по функциональным группам;
распределение государственных программ между республиканским и местными бюджетами;
центральные и местные исполнительные органы, ответственные за выполнение государственных программ.
4. Министерство финансов Республики Казахстан в пределах лимитов по функциональным группам доводит лимиты расходования средств государственного бюджета до государственных учреждений-администраторов государственных и местных программ.
5. Государственные учреждения-администраторы республиканских программ в пределах доведенных лимитов по функциональным группам:
разрабатывают бюджетные заявки по республиканским программам, финансируемым из республиканского бюджета, и представляют их в Министерство финансов Республики Казахстан;
распределяют по областям лимиты по республиканским программам, финансируемым из местных бюджетов в установленном законодательством порядке;
согласовывают бюджетные заявки по республиканским программам, финансируемым из местных бюджетов, с местными исполнительными органами;
представляют бюджетные заявки по республиканским программам, финансируемым из местных бюджетов, в территориальном разрезе в Министерство финансов Республики Казахстан.
6. Акимы областей и городов Астаны и Алматы:
определяют перечень местных программ по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан;
разрабатывают бюджетные заявки по местным программам в пределах доведенных лимитов и представляют их в Министерство финансов Республики Казахстан.
7. Министерство финансов Республики Казахстан:
согласно основных направлений налогово-бюджетной политики на предстоящий финансовый год совместно с акимами областей (городов Астаны и Алматы) определяет прогнозы доходной части государственного бюджета по видам поступлений в территориальном разрезе;
на основе бюджетных заявок и перечня государственных и местных программ разрабатывает прогноз расходной части государственного бюджета на предстоящий финансовый год с разделением на республиканский и местные бюджеты;
разрабатывает нормативы отчислений от государственных налогов и объемы трансфертов из республиканского бюджета для обеспечения сбалансированности бюджетов областей (городов Астаны и Алматы);
разрабатывает и представляет прогноз государственного бюджета на предстоящий финансовый год в Правительство Республики Казахстан для одобрения.
Статья 18. Республиканский бюджет
Закон о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год должен содержать:
объемы доходов, полученных официальных трансфертов, погашения ранее выданных из бюджета кредитов, расходов, кредитования и дефицита бюджета;
перечень видов налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом в республиканский и местные бюджеты;
нормативы отчислений от общегосударственных налогов и объемы трансфертов для обеспечения сбалансированности из республиканского бюджета в бюджеты областей (городов Астаны и Алматы);
величины месячных минимальных заработных плат и месячных расчетных показателей по кварталам;
размер резервов Правительства Республики Казахстан с выделением суммы на ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
суммы погашения и обслуживания внешних займов, ранее полученных под государственные гарантии Республики Казахстан;
лимит государственного долга;
лимит предоставления государственных гарантий Республики Казахстан на предстоящий финансовый год;
перечень предельных расходов по функциональным группам, государственным учреждениям-администраторам программ и подпрограммам;
перечень республиканских программ, финансируемых из республиканского бюджета, не подлежащих секвестрированию в процессе исполнения республиканского бюджета на предстоящий финансовый год.
Статья 19. Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета
1. Проект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год разрабатывается по поручению Правительства Республики Казахстан Министерством финансов Республики Казахстан и представляется Правительством Республики Казахстан в Парламент Республики Казахстан не позднее 15 сентября года, предшествующего планируемому.
2. Утверждение республиканского бюджета и внесение изменений и дополнений в бюджет происходят на совместном заседании палат после их последовательного обсуждения вначале в Мажилисе, а затем в Сенате.
Обсуждение начинается с доклада министра финансов, Председателя Национального Банка Республики Казахстан, других уполномоченных Правительством лиц, а также лиц, уполномоченных палатами Парламента Республики Казахстан, с заключением по рассматриваемому вопросу.
3. Республиканский бюджет на предстоящий финансовый год утверждается на уровне программ на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан не позднее 15 декабря отчетного года.
В ходе обсуждения республиканского бюджета на предстоящий год Правительство Республики Казахстан представляет Парламенту Республики Казахстан расчеты направления средств на уровне подпрограмм.
В случае, если Парламентом Республики Казахстан в срок до 15 декабря не будет принят закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год, Президент Республики Казахстан издает Указ "О республиканском финансовом плане на 1 квартал предстоящего финансового года", который действует до утверждения Парламентом республиканского бюджета.
Исполнение финансового плана осуществляется в порядке, установленном для республиканского бюджета.
Статья 20. Порядок уточнения республиканского бюджета
Уточнение республиканского бюджета в ходе его исполнения осуществляется на основании предложений Правительства Республики Казахстан или других законодательных инициатив, согласно действующему законодательству, в порядке и условиях настоящего Закона.
Статья 21. Местные бюджеты
1. Составление местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией, утверждаемой Министерством финансов Республики Казахстан.
2. Местные представительные и исполнительные органы несут ответственность за сбалансированность доходов и расходов соответствующих местных бюджетов.
3. Местные исполнительные органы для разработки прогнозов бюджетов областей и городов Астаны и Алматы:
формируют доходную часть в срок до 1 сентября на основе согласованных с Министерством финансов Республики Казахстан прогнозов поступлений и доведенных Министерством финансов Республики Казахстан прогнозов нормативов отчислений от общегосударственных налогов и сборов, и объемов трансфертов из республиканского бюджета для обеспечения сбалансированности их бюджетов с учетом законодательства о специальных экономических зонах;
формируют расходную часть на основе согласованных с соответствующими центральными исполнительными органами государственных программ, финансируемых из местных бюджетов и местных программ;
определяют нормативы отчислений от налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом и объемы трансфертов для обеспечения сбалансированности из областного бюджета в нижестоящие бюджеты;
согласовывают лимит заимствования для покрытия временного кассового разрыва с Министерством финансов Республики Казахстан;
представляют прогноз бюджетов областей (городов Астаны и Алматы) в Министерство финансов Республики Казахстан для согласования на предмет соответствия параметрам прогноза государственного бюджета.
4. Решение маслихата о местном бюджете на предстоящий финансовый год должно содержать:
объемы доходов, полученных официальных трансфертов, расходов, чистого кредитования;
перечень видов налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом в местные бюджеты в соответствии с законом о республиканском бюджете;
нормативы отчислений от налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом и объемы трансфертов для обеспечения сбалансированности из областного бюджета в нижестоящие бюджеты;
размер резервов местных исполнительных органов с выделением сумм на ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера местного значения;
лимит заимствования для покрытия временного кассового разрыва областных бюджетов и бюджетов городов Астаны и Алматы;
размеры средств по программам среднего образования и здравоохранения, которые должны быть не ниже соответствующих объемов, указанных в законе о республиканском бюджете на соответствующий год;
перечень республиканских программ, финансируемых из местных бюджетов и местных программ, сгруппированных в соответствии с функциональной бюджетной классификацией, и их объемы;
перечень республиканских и местных программ, финансируемых из местного бюджета, не подлежащих секвестрированию в процессе исполнения местного бюджета на предстоящий финансовый год.
5. Вмешательство вышестоящих государственных органов и местных исполнительных органов в процесс утверждения и исполнения низовых бюджетов не допускается.
6. Местным исполнительным органам запрещается выдавать гарантии за счет средств местных бюджетов.
7. Акимы областей и городов Астаны и Алматы не позднее двухнедельного срока после вступления в силу закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год уточняют ранее составленные прогнозные объемы бюджета и вносят на рассмотрение соответствующего маслихата проект областного и городского (городов Астаны и Алматы) бюджета, который в течение двух недель принимает решение по его утверждению.
8. Акимы районов (городов) в двухнедельный срок после утверждения областного бюджета вносят проект бюджетов на рассмотрение соответствующего маслихата, который не позднее двухнедельного срока принимает решение об утверждении бюджета.
Бюджеты специальных экономических зон утверждаются в сроки, установленные настоящим пунктом.
9. До утверждения местного бюджета соответствующими маслихатами на предстоящий финансовый год исполнение бюджета 1 квартала осуществляется в размере 1/4 части проекта годового бюджета на предстоящий финансовый год.".
16. В абзаце первом пункта 2 статьи 22 слова "республиканского значения" заменить словами "Астаны и Алматы".
17. Пункты 3 и 4 статьи 23 исключить.
18. В статье 25:
в заголовке слова "Порядок исполнения" заменить словом "Исполнение";
в пункте 2 слово "Организации" заменить словами "Государственные учреждения" и слова "при Министерстве" заменить словом "Министерства";
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Все государственные учреждения:
не вправе брать на себя финансовые обязательства сверх сумм бюджетных назначений, установленных бюджетным законодательством на соответствующий финансовый год;
обязаны представлять Министерству финансов Республики Казахстан и Счетному комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета в установленные сроки информацию, необходимую для подготовки отчета об исполнении республиканского бюджета.";
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Правительство Республики Казахстан имеет право в процессе исполнения бюджета вносить изменения в перечень государственных органов, реализующих программы, в пределах сумм по программам, утвержденным законом о республиканском бюджете на текущий финансовый год, связанные с осуществлением мероприятий по совершенствованию структуры и функций государственных учреждений, и изменять источники покрытия дефицита республиканского бюджета.";
пункт 5 исключить;
пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Не допускается выделение средств из республиканского бюджета государственным учреждениям, содержащимся за счет местных бюджетов (за исключением случаев, предусмотренных законом о республиканском бюджете), общественным и творческим объединениям и организациям.";
в пункте 7 слова "городов республиканского значения" заменить словами "городов Астаны и Алматы";
пункты 8 и 9 исключить.
19. В статье 26:
в заголовке слова "Порядок исполнения" заменить словом "Исполнение";
в абзаце первом пункта 2 слова "на основании поквартальной разбивки по росписи доходов и расходов областного бюджета, бюджетов городов республиканского и областного значения и бюджетов районов, которая составляется в пределах сумм утвержденных бюджетов" заменить словами "в соответствии с Правилами составления и исполнения бюджета";
пункт 2 дополнить абзацем вторым в следующей редакции:
"нижестоящие бюджеты имеют право заимствовать у вышестоящих бюджетов или банков второго уровня в виде договоров займа для покрытия временного кассового разрыва в пределах финансового года только при наличии в соответствующем бюджете средств, предназначенных на погашение основной суммы займа и вознаграждения (интереса) по нему.";
пункт 3 исключить;
в пункте 4 слова "республиканского значения" заменить словами "Астаны и Алматы";
в пункте 6:
после слов "из местных бюджетов" слово "организациям" заменить словами "государственным учреждениям";
слова "и внебюджетных фондов" и ", а также хозяйствующим субъектам без государственной доли участия" исключить;
пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Свободные остатки бюджетных средств, полученные на начало финансового года в результате перевыполнения доходов, а также суммы перевыполнения по доходам за истекший квартал в ходе исполнения бюджета текущего года не подлежат изъятию в вышестоящий бюджет.".
20. Статью 27 изложить в следующей редакции:
"Статья 27. Порядок изменения расходов бюджета
При превышении установленного уровня дефицита бюджета либо снижении поступлений от доходных источников в процессе исполнения бюджета, решение о сокращении предусмотренных в бюджете расходов по каждой программе до 10 процентов утвержденных сумм принимается Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами, а свыше 10 процентов - путем внесения изменений в закон о республиканском бюджете и соответствующие решения маслихатов.
Перечень программ, не подлежащих секвестрированию, определяется Парламентом Республики Казахстан и соответствующими маслихатами в законе и решениях о бюджете на соответствующий год.".
21. В статье 29:
в пункте 1 слова ", обязательные и для всех организаций, расходующих средства внебюджетных фондов, вступающие в силу после их утверждения Правительством Республики Казахстан" исключить;
в пункте 2 слова "центральных исполнительных органов, местных исполнительных и представительных органов, организаций, содержащихся за счет государственного бюджета, а также фондов целевого финансирования и государственных внебюджетных фондов" заменить словами "государственных учреждений".
22. В статье 30:
в пункте 1:
после слов "Парламенту Республики Казахстан" дополнить словами "и Счетному комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета";
после слов "исполнения республиканского бюджета" дополнить словами "на
уровне подпрограмм и о погашении основной суммы государственного долга"; в пункте 4 слова "министерства, государственные комитеты и иные центральные и местные представительные и исполнительные органы и другие организации" заменить словами "государственные учреждения". 23. В абзаце первом пункта 1 статьи 31 слова "министерствами, государственными комитетами, ведомствами и организациями, вне зависимости от форм собственности," заменить словами "государственными учреждениями". Президент Республики Казахстан (специалист: Р.Жантасова 25.12.98г.)