О национальной безопасности Республики Казахстан

Закон Республики Казахстан от 26 июня 1998 года N 233

Обновленный

ОГЛАВЛЕНИЕ

       Обеспечение национальной безопасности является главным условием развития Республики Казахстан как независимого суверенного государства. 
       Настоящий Закон регулирует правовые отношения государственных органов, организаций, независимо от форм собственности, и граждан в области обеспечения национальной безопасности, определяет цели, систему и направления обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан. 

                       Глава 1. Общие положения 

        Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе  

       В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 

       внешняя безопасность - состояние защищенности национальных интересов Республики Казахстан от угроз, исходящих со стороны иностранных государств, организаций и граждан; 

       военная безопасность - состояние защищенности Республики Казахстан от реальных и потенциальных угроз и посягательств военного характера на независимость и территориальную целостность страны; 

       информационная безопасность - состояние защищенности государственных информационных ресурсов, а также прав личности и интересов общества в информационной сфере; 

       концепция национальной безопасности - официально принятая система взглядов и мер по обеспечению защиты конституционных прав личности и граждан, ценностей казахстанского общества, основополагающих государственных институтов; 

       национальная безопасность Республики Казахстан (далее -национальная безопасность) - состояние защищенности национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз; 

       национальные интересы Республики Казахстан (далее - национальные интересы) - совокупность политических, экономических, социальных и других потребностей Республики Казахстан, от реализации которых зависит способность государства обеспечивать защиту конституционных прав человека и гражданина, ценностей казахстанского общества, основополагающих государственных институтов; 

       общественная безопасность - политико-правовая, духовно-нравственная, социальная защищенность жизни, здоровья и благополучия граждан Казахстана, а также ценностей казахстанского общества от возможных опасностей и угроз, способных нанести им ущерб; 

      объекты национальной безопасности - личность,  ее права и свободы, общество, его материальные и духовные ценности, государство, его конституционный строй, независимость и территориальная целостность; 

      субъекты национальной  безопасности  - государство,  осуществляющее свои полномочия через органы законодательной,  исполнительной и судебной ветвей власти, граждане и организации;

      угрозы национальной  безопасности - совокупность условий, процессов и факторов,  препятствующих реализации национальных интересов или создающих им опасность;       

      экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз,  возникающих в результате антропогенных и иных  воздействий на окружающую среду;

      экономическая безопасность - состояние защищенности национальной экономики Республики Казахстан от внутренних и внешних условий, процессов и факторов, ставящих под угрозу ее устойчивое развитие и экономическую независимость.  <*>
      Сноска. В статью 1 внесены изменения -  Законом  РК от 28 апреля 2000 г. N 45.

       Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области
                национальной безопасности

      Законодательство Республики  Казахстан  в  области национальной безопасности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 

      

       Статья 3. Принципы обеспечения национальной безопасности
                Республики Казахстан

      Принципами обеспечения национальной безопасности  Республики Казахстан являются:
      1) соблюдение законности при  осуществлении  деятельности по обеспечению национальной безопасности;
      2) оперативное взаимное информирование и  согласованность действий сил обеспечения национальной безопасности;
      3) единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов национальной безопасности;
      4) приоритетность политических,  экономических и информационных мер;
      5) взаимная ответственность личности, общества и государства;
      6) контроль за реализацией всей совокупности действий по защите национальной безопасности. 

      

       Статья 4. Национальные интересы Республики Казахстан

      Национальными интересами Республики Казахстан являются:
      1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
      2) сохранение общественного согласия и политической  стабильности в стране;
      3) экономическое развитие на благо всего народа Казахстана;
      4) воспитание казахстанского патриотизма и укрепление единства народа Казахстана;
      5) сохранение и приумножение материальных и духовных ценностей казахстанского общества; 
      6) незыблемость конституционного строя Республики Казахстан, в том числе  государственной независимости, унитарного устройства и президентской формы правления,  целостности, неприкосновенности государственной границы и неотчуждаемости территории страны;
      7) устойчивое функционирование государственных институтов, укрепление и повышение эффективности их деятельности;
      8) обеспечение оснащенности и боевой готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;
      9) безусловное исполнение законов и поддержание  правопорядка;
      10) развитие   международного  сотрудничества  на  основе партнерства. 

      

        Статья 5. Угрозы национальной безопасности Республики
                 Казахстан 

       Угрозами национальной безопасности Республики Казахстан являются: 

       1) ослабление законности и правопорядка, в том числе рост преступности, включая организованные ее формы, сращивание государственных органов с криминальными структурами, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупцию, незаконное обращение оружия и наркотических средств, способствующих снижению степени защищенности прав и свобод человека и гражданина; 

       2) деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, в том числе действия, посягающие на унитарное устройство Республики Казахстан, целостность, неприкосновенность, неотчуждаемость ее территории; 

       3) ослабление обороноспособности страны, угроза неприкосновенности государственной границы и применения силы в отношении Республики Казахстан, агрессия против нее; 

      4) разведывательная, террористическая, диверсионная и иная направленная на нанесение ущерба национальной безопасности Казахстана деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц; 

      5) дезорганизация  деятельности  государственных органов, нарушение их бесперебойного функционирования, снижение степени управляемости в стране; 

      6) политический экстремизм в любой его форме, в том числе разжигание социальной,  расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой вражды или розни; 

      7) обострение  социально-политической  ситуации, выражающееся  в межнациональных и межконфессиональных конфликтах, массовых  беспорядках, несанкционированных  собраниях,   митингах, шествиях и демонстрациях, незаконных  пикетах и забастовках;

      8) создание не предусмотренных законодательством Республики Казахстан военизированных формирований;

      9) резкое ухудшение экологической ситуации, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии;

      10) нанесение ущерба экономической безопасности государства, включая использование  стратегических ресурсов вопреки интересам страны, препятствование росту инвестиционной активности, в том числе притоку иностранных инвестиций в Республику Казахстан, неконтролируемый вывоз капитала за пределы страны;

      11) ухудшение демографической ситуации, в том числе резкое снижение рождаемости,  повышение смертности, возникновение неконтролируемых миграционных процессов;

      12) ухудшение качества образования и интеллектуального потенциала страны;

      13) несовершенство или отсутствие нормативных правовых актов по защите национальных интересов страны.

       Глава 2.  Система обеспечения национальной безопасности
                    и ее основные функции

       Статья 6. Система обеспечения национальной безопасности  

      Систему обеспечения национальной безопасности на основе действующего  законодательства и в рамках единой государственной политики образуют взаимодействующие между собой силы ее обеспечения, иные государственные органы и организации, несущие в пределах своей компетенции всю полноту ответственности за обеспечение национальной безопасности.

       Статья 7. Основные  функции  системы обеспечения 
                национальной безопасности

      Основными функциями системы обеспечения национальной безопасности являются:
      1) прогнозирование и выявление угроз национальной  безопасности;
      2) разработка и осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз национальной безопасности;
      3) создание и поддержание в готовности сил обеспечения национальной безопасности;
      4) участие в обеспечении всеобщей и региональной безопасности в соответствии с международными договорами Республики Казахстан. 

      

       Статья 8.  Силы обеспечения национальной безопасности

      1. К силам обеспечения национальной безопасности относятся:
      1) Вооруженные Силы,  другие войска и воинские формирования Республики Казахстан;
      2) органы национальной безопасности, внутренних дел, внешней разведки, военной и финансовой полиции, Служба охраны Президента Республики Казахстан, налоговая и таможенная службы, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
      2. Силы обеспечения национальной безопасности взаимодействуют между собой в пределах, установленных законодательством, и взаимно информируют друг друга по вопросам, относящимся к их компетенции.
      3. Обеспечение национальной безопасности является обязательным для всех иных государственных органов и организаций, которую они осуществляют в пределах своей компетенции самостоятельно, а также по обращениям сил обеспечения национальной безопасности.  <*>
       Сноска. В статью 8 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

   Глава 3. Полномочия Президента Республики Казахстан,
Парламента, Правительства Республики Казахстан, судов, государственных органов и организаций, независимо от форм собственности, в области обеспечения национальной безопасности

        Статья 9. Полномочия Президента Республики Казахстан

      Президент Республики Казахстан:
      1) обеспечивает согласованные действия всех ветвей государственной власти в области защиты национальных интересов страны;
      2) издает акты по вопросам обеспечения национальной безопасности;
      3) образует Совет Безопасности, определяет его задачи и полномочия, утверждает Концепцию национальной безопасности Республики Казахстан;
      4) определяет реальную, потенциальную угрозу национальной безопасности и принимает необходимые меры по обеспечению безопасности всех граждан, общества и государства с учетом мнения Совета Безопасности; 
      5) осуществляет иные необходимые полномочия по вопросам обеспечения национальной безопасности в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан.

      

       Статья 10. Полномочия Парламента Республики Казахстан

      Парламент Республики Казахстан:
      1) принимает законы по вопросам обеспечения национальной безопасности, вносит изменения и дополнения к ним;
      2) решает вопросы войны и мира;
      3) принимает по предложению Президента Республики Казахстан решение об использовании Вооруженных Сил Республики для выполнения международных обязательств по поддержке мира и безопасности;
      4) проводит парламентские слушания по вопросам обеспечения национальной безопасности;
      5) осуществляет иные полномочия по вопросам обеспечения национальной безопасности, возложенные Конституцией Республики Казахстан.

       Статья 11. Полномочия Правительства Республики Казахстан

      Правительство Республики Казахстан:
      1) вносит в Мажилис Парламента Республики Казахстан проекты законов и обеспечивает исполнение законов в области национальной безопасности;
      2) организует разработку Концепции национальной  безопасности Республики Казахстан;
      3) руководит деятельностью центральных и местных исполнительных органов по обеспечению национальной безопасности;
      4) осуществляет иные необходимые полномочия по вопросам национальной безопасности в соответствии с Конституцией, законами и актами Президента.

      

       Статья 12. Полномочия судов

      Суды:
      1) отправляют правосудие по делам о преступлениях,  посягающих на безопасность личности, общества и государства; 
      2) обеспечивают защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, исполнение Конституции, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов, а также международных договоров Республики Казахстан. 

      

       Статья 13. Полномочия государственных органов

      Государственные органы Республики Казахстан в лице первых руководителей и в пределах своей компетенции: 
      1) руководят деятельностью  подведомственных  организаций по планированию и проведению мероприятий по обеспечению национальной безопасности;
      2) вносят  в вышестоящие государственные органы предложения по совершенствованию системы национальной безопасности;
      3) обеспечивают соблюдение законов и иных нормативных правовых актов в области национальной безопасности;
      4) привлекают к соответствующей ответственности должностных лиц, государственных служащих, действия (или бездействия) которых приводят к нарушению национальных интересов, угрозе национальной безопасности Республики Казахстан.

       Статья 14. Полномочия местных представительных и 
                 исполнительных органов, организаций, 
                 независимо от форм собственности

      Местные представительные и исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы), организации, независимо от форм собственности, в пределах своей компетенции: 
      1) принимают меры и организуют работу по обеспечению национальной безопасности в соответствующих административно-территориальных единицах;
      2) обеспечивают сохранность мобилизационных мощностей и мобилизационных резервов (ресурсов), установленных Правительством Республики Казахстан.  <*>
       Сноска. В статью 14 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

      

       Статья 15. Совет Безопасности

      1. Совет Безопасности является консультативно-совещательным органом при Президенте Республики Казахстан.
      2. Организация и порядок деятельности Совета Безопасности определяются Президентом Республики Казахстан.

       Глава 4. Обеспечение Национальной безопасности

        Статья 16. Гарантии прав и свобод граждан при обеспечении 
                 национальной безопасности 

       1. Республика Казахстан в соответствии с национальным законодательством и международными договорами обеспечивает безопасность каждого человека и гражданина на своей территории. Гражданам Казахстана, находящимся за пределами Республики Казахстан, государством гарантируются защита и покровительство. 
       2. При обеспечении национальной безопасности права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. При этом граждане и организации в установленном законодательством порядке вправе получать разъяснения от субъектов обеспечения национальной безопасности по поводу ограничения их прав и свобод.
      3. Должностные лица, превысившие свои полномочия при обеспечении национальной безопасности, несут установленную законом ответственность.
      4. Гарантируется государственная поддержка граждан и организаций, оказывающих содействие в обеспечении национальной безопасности, в том числе их правовая защита в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 

       Статья 17.  Меры по обеспечению национальной безопасности

      1. Обеспечение национальной безопасности достигается:
      1) последовательно реализуемой единой государственной политикой при четком разграничении компетенции и обеспечении согласованного функционирования всех органов и должностных лиц государства, а также граждан, принимающих на законном основании участие в реализации мер по обеспечению национальной безопасности;
      2) адекватностью  мер по защите национальных интересов реальным и потенциальным угрозам;
      3) взаимной ответственностью личности, общества и государства, балансом их интересов.
      2. Республика Казахстан обеспечивает свою национальную безопасность всеми имеющимися в ее распоряжении средствами и методами, в том числе экономическими, политическими, военными, правовыми, специальными (разведка, контрразведка), применяемыми односторонне или в соответствии с международными договорами. 
      3. Обеспечение национальной безопасности состоит в достижении и поддержании необходимого уровня защищенности национальных интересов путем:
      1) определения основных направлений деятельности государства в этой сфере;
      2) выявления и прогнозирования угроз национальной безопасности;
      3) осуществления комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз национальной безопасности, в том числе по устранению причин и условий, порождающих эти угрозы; 
      4) мобилизации сил и средств обеспечения национальной безопасности в случаях возникновения непосредственной угрозы национальным интересам, посягательства на них, в том числе в случаях экстремальных и чрезвычайных ситуаций внутригосударственного, трансграничного и глобального характера; 
      5) безотлагательного принятия решений и действий по защите национальных интересов, пресечения незаконной деятельности, посягающей на национальную безопасность, осуществления иных правоограничительных мер; 
      6) локализации и ликвидации последствий, связанных с посягательствами на национальные интересы, осуществления комплекса восстановительных мер.

      

       Статья 18.  Обеспечение экономической безопасности

      1. Экономическая  безопасность обеспечивается решениями и действиями государственных органов, организаций, независимо от  форм собственности, должностных лиц и  граждан, направленными на: 
      1) обеспечение экономической независимости Казахстана;
      2) недопущение экономической изоляции Казахстана от мировой экономической системы;
      3) сохранение и укрепление ресурсно-энергетической основы экономики страны;
      4) максимальное уменьшение степени уязвимости экономики государства, связанной с воздействием возможных отрицательных факторов, возникающих в геополитическом окружении Казахстана;
      5) обеспечение взаимовыгодного сотрудничества с отечественными и международными финансовыми институтами, приоритетность направления внутренних, внешних кредитных ресурсов и инвестиционных возможностей на восстановление и развитие отечественной экономики; 
      6) непревышение предельно допустимого уровня дефицита государственного бюджета и укрепление его доходной части;
      7) недопущение нецелевого использования бюджетных средств и государственных ресурсов;
      8) недопущение увеличения внешнего долга против размеров, установленных законом о республиканском бюджете;
      9) недопущение угрожающего дисбаланса в социально-экономическом развитии регионов Казахстана;
      10) увеличение доли казахстанских товаропроизводителей в экономике страны при условии поощрения конкуренции и ограничения монополизма;
      11) обеспечение экономического роста.
      2. В целях защиты национальных интересов Республики Казахстан, в том числе сохранения и укрепления промышленного потенциала, государство с соблюдением гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам, осуществляет контроль за состоянием и использованием объектов экономики Казахстана, находящихся в управлении или собственности иностранных организаций и организаций с иностранным участием. 
      3. Требования по обеспечению национальной безопасности в обязательном порядке учитываются при заключении контрактов по использованию стратегических ресурсов Республики Казахстан, выполнении этих контрактов и контроле за их исполнением.
      4. Не допускается принятие каких бы то ни было решений  и совершение действий, противоречащих интересам формирования и бесперебойного функционирования:
      1) рыночного пространства Республики Казахстан, в пределах которого осуществляется свободное перемещение трудовых, финансовых и иных ресурсов;
      2) единой и самостоятельной финансовой системы Республики Казахстан, в том числе обращения на всей территории страны национальной валюты - тенге;
      3) единых  и самостоятельных коммуникационной и энергетической систем Республики Казахстан.
      5. Запрещается и влечет ответственность за принятие решений и действий:
      1) препятствующих притоку инвестиций в экономику Казахстана;
      2) провоцирующих резкое падение курса тенге, истощение золотовалютных активов государства, рост объемов государственного долга, могущего парализовать экономику страны и денежное обращение;
      3) способствующих неконтролируемому вывозу капитала за пределы страны.

       Статья 19. Обеспечение общественной безопасности

      1. Общественная безопасность обеспечивается решениями и действиями государственных органов, организаций, независимо от форм собственности, должностных лиц и граждан, направленными на:
      1) укрепление гарантий обеспечения личной безопасности граждан, их прав и свобод;
      2) формирование общенациональной психологии, основанной на казахстанском патриотизме и межнациональном согласии;
      3) укрепление единства народа Казахстана;
      4) поддержку естественного прироста населения и обеспечение принятия своевременных мер по противодействию кризисным демографическим процессам;
      5) усиление борьбы с преступностью, в том числе с ее организованными формами, коррупцией и терроризмом;
      6) сдерживание резкого роста безработицы и падения уровня жизни населения, угрожающих политической стабильности;
      7) предупреждение наркомании и алкоголизма, а также других социальных факторов, угрожающих здоровью и нравственности населения, генофонду народа Казахстана; 
      8) воспрепятствование снижению  интеллектуального потенциала страны.
      2. Не допускается принятие решений и совершение действий заведомо способных:
      1) нарушить единство народа Казахстана и ухудшить состояние межнациональных отношений;
      2) нарушить общественное согласие и политическую стабильность в стране;
      3) повлечь незаконное вмешательство религии в дела государства и государства в дела религии;
      4) привести к росту преступности и правонарушений.
      3. Признаются подрывающими национальную безопасность и влекущими установленную законом ответственность призывы граждан, в том числе представителей политических партий и иных общественных объединений, к:
      1) свержению или насильственному изменению конституционного строя, в том числе призывы к сепаратизму и иным действиям, посягающим на унитарное устройство Республики Казахстан, целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость ее территории; 
      2) захвату власти;
      3) насильственному прекращению полномочий или воспрепятствованию деятельности органов, сформированных, а должностных лиц Республики Казахстан, избранных (назначенных) в соответствии с Конституцией и законодательством Республики Казахстан;
      4) использованию существующих конфессиональных различий и разных религиозных воззрений в политических целях. 
      4.  (Пункт 4 исключен -  Законом  РК от 28 апреля 2000 г. N 45)

      

       Статья 20. Обеспечение  военной  безопасности

      1. Обязанностью всех органов и должностных лиц государства, организаций, независимо от форм собственности, и граждан является содействие:
      1) укреплению обороноспособности Республики Казахстан;
      2) поддержанию и повышению уровня  боеспособности Вооруженных Сил Республики Казахстан;
      3) сохранению мобилизационных мощностей и мобилизационных резервов (ресурсов).
      2. Запрещается принятие каких бы то ни было решений и действий, способных нанести ущерб обороноспособности Республики Казахстан и боеспособности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.
      3. Не допускается, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан:
      1) размещение на территории Казахстана военных баз иностранных государств;
      2) транзитные пересечения и провоз через территорию Казахстана воинских формирований, вооружений и военной техники иностранных государств.
      4. Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан привлекаются к обеспечению национальной безопасности в соответствии с  Конституцией  и законами Республики Казахстан.

      

       Статья 21.  Обеспечение  экологической безопасности

      Обязанностью соответствующих государственных органов, организаций, независимо от форм собственности, должностных лиц и граждан является:
      1) защита окружающей среды,  рациональное использование и охрана природных ресурсов;
      2) недопущение неконтролируемого ввоза в Казахстан экологически опасных технологий, веществ и материалов;
      3) предотвращение радиоактивного, химического загрязнения, бактериологического заражения территории страны;
      4) сокращение масштабов применения экологически опасных и несовершенных технологий;
      5) ликвидация негативных экологических последствий хозяйственной и иной деятельности.

      

       Статья 22.  Обеспечение информационной безопасности

      1. В Республике Казахстан создается и укрепляется национальная система защиты информации, в том числе государственных информационных ресурсов.
      2. Принятие решений органами и должностными лицами Республики Казахстан по внешнеполитическим и внешнеэкономическим вопросам должно основываться на объективной и упреждающей информации о тенденциях мирового политического и экономического развития, ситуации в политике и экономике других государств, особенно сопредельных.
      3. Обязанностью государственных органов, организаций, независимо от форм собственности, должностных лиц и граждан является принятие всех необходимых мер по недопущению: 
      1) информационной зависимости Казахстана;
      2) информационной экспансии и блокады со стороны других государств;
      3) информационной изоляции Президента, Парламента, Правительства и сил обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан.
      4. Не  допускается принятие каких бы то ни было решений и совершение действий, противоречащих национальным интересам:
      1) формирования и бесперебойного функционирования информационного пространства Республики Казахстан; 
      2) вхождения Казахстана в мировую систему связи и информатики. 
      5. Запрещается:
      1) в течение пяти лет выезд на постоянное местожительство за пределы Республики Казахстан лиц, имевших в силу должностного положения доступ к сведениям, составляющим государственные секреты;
      2) распространение на территории Республики Казахстан печатной продукции, теле- и радиопередач зарубежных средств массовой информации, содержание которых подрывает национальную безопасность;
      3) разглашение служебной и иной информации, связанной с интересами государства;
      4) иностранным физическим и юридическим лицам, а также лицам без гражданства, прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться,распоряжаться и (или) управлять более 20 процентами пакета акций (долей, паев) юридического лица - представителя средств массовой информации в Республике Казахстан или осуществляющего деятельность в этой сфере. 
       6. (Пункт 6 исключен -  Законом  РК от 28 апреля 2000 г. N 45)

      

       Статья 22-1. Обеспечение безопасности в области связи

      
      1. В целях защиты национальных интересов и недопущения информационной изоляции Республики Казахстан государственные уполномоченные органы с соблюдением гарантий, предоставляемых инвесторам, осуществляют контроль за деятельностью организаций, осуществляющих управление и эксплуатацию магистральных линий связи, а также сетями связи, находящимися в управлении или собственности организаций с иностранным участием, в порядке, определенном настоящим Законом.
      2. Обязанностью государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан является принятие мер, направленных на обеспечение бесперебойной и устойчивой эксплуатации сетей связи, в целях сохранения безопасности Pecпублики Казахстан, в том числе в особый период и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, карантинов, иных чрезвычайных ситуаций.
      3. Органы и должностные лица Республики Казахстан при принятии решений по вопросам строительства, эксплуатации и развития сетей связи должны руководствоваться требованиями соблюдения национальной безопасности Peспублики Казахстан.
      4. Запрещаются:
      1) управление или эксплуатация магистральными линиями связи иностранцами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами;
      2) создание и эксплуатация на территории Республики Казахстан сетей связи, центр управления которыми расположен за ее пределами;
      3) приобретение или иное получение в собственность физическими и юридическими лицами самостоятельно или в составе группы лиц более десяти процентов голосующих акций, а также долей, паев организации, владеющей и (или) осуществляющей деятельность по управлению или эксплуатации линии связи в качестве оператора междугородной и (или) международной связи, без согласия уполномоченного органа, определяемого Правительством Республики Казахстан;
      4) иностранцам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять в совокупности более чем 49 процентами голосующих акций, а также долей, паев юридического лица, осуществляющего деятельность в области телекоммуникаций в качестве оператора междугородной и (или) международной связи, владеющего наземными (кабельными, в том числе волоконно-оптическими, радиорелейными) линиями связи;
      5) ввод в эксплуатацию сетей связи, не отвечающих требованиям нормативных правовых актов по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий.
      5. Иные ограничения в части владения акциями (долями, паями) или участия в деятельности организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению национальной безопасности в области связи, устанавливаются законодательством Республики Казахстан.  <*>
      Сноска. Дополнен статьей 22-1 - Законом РК от 5 июля 2004 г.  N 568  .      

      

       Статья 23. Обеспечение безопасности государственных 
                 институтов

      1. Обеспечение безопасности государственных институтов является важнейшей обязанностью государственных органов и должностных лиц Республики Казахстан, одним из критериев оценки их служебной деятельности.
      2. Требования по обеспечению национальной безопасности в обязательном порядке учитываются при:
      1) стратегическом планировании направлений и этапов социально-экономического развития страны;
      2) разработке, принятии и исполнении законодательных, управленческих и иных актов государственных органов и должностных лиц.
      3. Не допускается принятие каких бы то ни было решений и совершение действий, противоречащих интересам формирования и бесперебойного функционирования:
      1) единой системы государственных органов Республики Казахстан, в том числе ее правоохранительных органов, служб безопасности и судов;
      2) единой правовой системы Республики Казахстан.
      4. Государство принимает меры, направленные на:
      1) повышение авторитета и престижа государственной службы;
      2) формирование организационно-правовых механизмов, не допускающих поступление на государственную службу лиц, не соответствующих установленным требованиям.
      5. Государственные служащие Республики Казахстан в своей деятельности обязаны руководствоваться общегосударственными интересами.Государственным служащим запрещается принимать решения и действия, способные поставить под сомнение авторитет государственной власти, ведущие к использованию должностного положения во внеслужебных интересах.
      6. Открытый в установленных законодательством пределах и контролируемый характер должны носить процедуры принятия должностными лицами государственных органов решений, связанных с:
      1) распределением средств республиканского и местного бюджетов, в том числе на государственные закупки и выделяемые кредитные ресурсы; 
      2) выдачей разрешений и лицензий;
      3) предоставлением субъектам хозяйственной деятельности установленных законодательством льгот и преференций;
      4) приватизацией объектов государственной собственности.

      

       Статья 24. Обеспечение внешней безопасности

      1. В целях получения международных гарантий национальной безопасности Республика Казахстан участвует в обеспечении международной (глобальной, региональной) безопасности, составной частью которой является национальная безопасность Казахстана.
      2. Обеспечение национальной безопасности в сфере внешнеполитических отношений состоит в:
      1) участии в международных усилиях по формированию глобального миропорядка;
      2) формировании и укреплении эффективной системы коллективной безопасности в геополитическом окружении Казахстана;
      3) участии в международных организациях, деятельность которых отвечает интересам национальной безопасности Республики Казахстан;
      4) участии за пределами страны в мероприятиях, направленных на обеспечение национальной безопасности в соответствии с международными договорами Республики Казахстан;
      5) решении в необходимых случаях совместно с сопредельными государствами вопросов, касающихся обеспечения национальной безопасности. 
      3. Республика Казахстан: 
      1) в целях осуществления надежного пограничного контроля развивает и укрепляет систему защиты государственной границы; 
      2) формирует национальную систему контроля за воздушным пространством государства с ее интеграцией в аналогичные международные системы контроля;
      3) принимает все необходимые меры по недопущению незаконной иммиграции.
      4. Не допускается въезд в Республику Казахстан иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих подрывную деятельность против Республики Казахстан, публично выступающих против суверенитета, территориальной целостности Казахстана, единства его народа, общественного согласия и политической стабильности в стране. Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Казахстан и допускающие подобные публичные выступления, подлежат выдворению за пределы страны, несут иную ответственность в соответствии с законами и международными договорами Республики Казахстан.

       Статья 25. Финансирование мероприятий по обеспечению 
                 национальной безопасности

      Деятельность сил обеспечения национальной безопасности и мероприятия, направленные на это, финансируются за счет бюджетных средств.  <*>
       Сноска. В статью 25 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

              Глава 5. Заключительные положения

        Статья 26.  Надзор за применением законов и иных 
                   нормативных правовых актов по обеспечению                             национальной безопасности

      Высший надзор за точным применением настоящего Закона и иных нормативных правовых актов по обеспечению национальной безопасности осуществляет Прокуратура Республики Казахстан.

       Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства 
                 о национальной безопасности 

      Юридические и физические лица за нарушения законодательства Республики Казахстан о национальной безопасности несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

       Статья 28. Соотношение настоящего Закона с иными нормативными 
                 правовыми актами

      Положения настоящего Закона являются основой для разработки и принятия законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные направления и способы обеспечения национальной безопасности. 

      

       Статья 29. Международные договоры и национальная 
                 безопасность страны

      Не допускается заключение международных договоров:
      1) способных нанести ущерб национальной безопасности или ведущих к утрате государственной  независимости Республики Казахстан;
      2) сужающих сферу суверенных прав Республики Казахстан.

       Президент
      Республики Казахстан