Настоящий Закон определяет действия, признающиеся недобросовестной конкуренцией, устанавливает механизм предотвращения и устранения недобросовестной конкуренции и ее последствий, а также ответственность за недобросовестные конкурентные действия.
дискредитация - умышленное действие, направленное на лишение доверия, подрыв, умаление репутации конкурента, его товаров, работ и услуг;
конкурент (на рынке) - субъект рыночных отношений, изменение объемов деятельности которого ведет к уменьшению или увеличению рыночной доли другого субъекта рыночных отношений;
контрафактная продукция - продукция, произведенная отдельными субъектами рыночных отношений в целях недобросовестной конкуренции и введения потребителей в заблуждение;
недобросовестная конкуренция - любое действие (бездействие) юридического и (или) физического лица, а также государственных органов и органов местного самоуправления, направленное на получение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности путем устранения или ограничения конкуренции;
соглашение - любое договорное отношение сторон (вертикальное, горизонтальное или конгломератное), направленное на ограничение или устранение конкуренции, получение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности;
субъект рыночных отношений - юридическое или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и выступающее участником оборота товаров, работ, услуг;
центральный исполнительный орган в области антимонопольной политики - орган, определяемый Правительством Республики Казахстан, для проведения государственной политики по содействию и развитию конкуренции и предупреждению, ограничению и пресечению недобросовестной конкуренции.
<*>
Сноска. В статью 1 внесены изменения - Законом РК от 15 декабря 2000 г. N 125
Z000125_
; от 20 декабря 2004 г.
N 13
(вводится в действие с 1 января 2005 г.).
1. Законодательство о недобросовестной конкуренции основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из норм Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве о недобросовестной конкуренции, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Сфера применения настоящего Закона
Настоящий Закон распространяется на физические и юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления Республики Казахстан, а также иностранные физические и юридические лица, лица без гражданства, действия которых ограничивают и устраняют свободную конкуренцию на рынках товаров (работ, услуг) Республики Казахстан.
<*>
Сноска. Статья 3 - в редакции Закона РК от 15 декабря 2000 г. N 125
Z000125_
.
Статья 4. Недопустимость ограничения или устранения
конкуренции
1. Любая деятельность, направленная на ограничение или устранение конкуренции путем нарушения прав других предпринимателей на свободную конкуренцию, а также нарушающая права и законные интересы потребителей, не допускается.
2. Государственным органам и органам местного самоуправления запрещается принимать нормативные правовые и иные акты и (или) совершать действия, направленные на создание благоприятных или дискриминационных условий для деятельности отдельных субъектов рыночных отношений или их групп, устранение или ограничение конкуренции, а также нарушение прав и интересов потребителей, если иное не предусмотрено законодательными актами.
3. Субъектам рыночных отношений запрещается совершать действия, направленные на устранение или ограничение конкуренции, а также на создание дискриминационных условий для деятельности субъектов рыночных отношений, занимающихся аналогичными видами деятельности.
<*>
Сноска. В статью 4 внесены изменения - Законом РК от 15 декабря 2000 г. N 125
Z000125_
.
1) незаконное использование фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания и (или) иного коммерческого обозначения предпринимателя, которое вводит или может ввести в заблуждение потребителей относительно производителя или продавца товара (работ, услуг);
2) копирование конкурента путем прямого воспроизводства внешнего оформления товара конкурента, его фирменного наименования, маркировки товара, товарного знака, другого коммерческого обозначения, а также рекламных материалов, фирменной упаковки, формы и иного внешнего оформления товара, которые могут ввести потребителя в заблуждение относительно производителя или продавца товара (работ, услуг);
3) распространение заведомо ложных сведений и утверждений относительно товаров (работ, услуг) конкурента, в том числе о происхождении, изготовителе, продавце, а также качестве, потребительских свойствах, назначении, способе и месте изготовления товара (работ, услуг) и иных заведомо ложных сведений, дискредитирующих товары (работы, услуги), доброе имя и репутацию конкурента;
4) навязывание продавцом, не имеющим конкурентов, покупателю дополнительных условий продажи, которые по своему характеру или коммерческому назначению не относятся к предмету договора;
5) распространение рекламы и иной информации, содержащей некорректное сравнение с товарами (работами, услугами) или деятельностью другого конкурента;
6) умышленное искажение или сокрытие в рекламной информации сведений об истинных свойствах, качестве и ценах товаров (работ, услуг);
7) заключение и исполнение любых соглашений между конкурентами о ценах, разделе рынков, устранении других предпринимателей и об иных условиях деятельности, направленной на устранение или существенное ограничение конкуренции;
8) горизонтальные слияния субъектов рыночных отношений, приводящие к существенному ограничению или устранению конкуренции;
9) получение, использование или разглашение научно-технической, производственной и иной информации, составляющей коммерческую и служебную тайны, без согласия ее владельца;
10) иные действия, приводящие к устранению или ограничению конкуренции, предоставлению и (или) получению необоснованных преимуществ.
<*>
Сноска. В статью 5 внесены изменения - Законом РК от 15 декабря 2000 г. N 125
Z000125_
.
1. Ответственность за нарушение настоящего Закона в виде штрафа наступает по следующим основаниям:
1) за уклонение от выполнения предписаний уполномоченного органа, выданных в соответствии с требованиями настоящего Закона;
2) за непредоставление уполномоченному органу документов, справочных материалов и другой информации, а также письменных объяснений или предоставление заведомо недостоверных или ложных сведений. Срок предоставления справочных материалов и другой информации устанавливается уполномоченным органом и не должен превышать 15 дней;
3) за совершение действий (бездействия), предусмотренных статьей 5 настоящего Закона;
4) за совершение должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления действий, способствующих ограничению или устранению конкуренции.
2. В случае нарушения настоящего Закона субъекты рыночных отношений, государственные органы и органы местного самоуправления, и их должностные лица обязаны:
1) в соответствии с предписаниями уполномоченного органа прекратить нарушения по факту недобросовестной конкуренции, расторгнуть или изменить соглашения (согласованные действия), направленные на устранение или ограничение конкуренции, и выполнить иные действия, предусмотренные предписанием;
2) возместить убытки (ущерб), причиненные в результате недобросовестной конкуренции, в порядке, установленном законодательными актами;
3) перечислить в государственный бюджет доход, полученный в результате недобросовестной конкуренции, и штраф в порядке, установленном законодательными актами. В случае невозможности исчисления дохода, полученного в результате недобросовестной конкуренции, в государственный бюджет изымается доход, полученный в период противоправных действий, но не более чем за последний отчетный год, который предшествовал году, в котором такие действия были выявлены.
<*>
Сноска. Статья 6 - в редакции Закона РК от 15 декабря 2000 г. N 125
Z000125_
.
Статья 7. Компетенция центрального исполнительного
органа в области антимонопольной политики
1. (исключен)
2. Центральный исполнительный орган в области антимонопольной политики вправе:
1) рассматривать в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, дела о недобросовестной конкуренции на определенных товарных рынках, границы которых выходят за пределы одной области (города республиканского значения, столицы), принимать решения о наложении административных взысканий и направлять виновным лицам обязательные для исполнения предписания о прекращении действий, ограничивающих или устраняющих конкуренцию;
2) принимать обязательные для исполнения субъектами рынка решения о прекращении недобросовестной конкуренции и устранении ее последствий, а также о перечислении в бюджет дохода, полученного в результате недобросовестной конкуренции;
3) запрашивать и получать информацию, в том числе письменные и устные объяснения от физических и юридических лиц, а также государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, необходимую для рассмотрения фактов недобросовестной конкуренции;
4) вносить государственным органам обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении неправомерных актов, ограничивающих или устраняющих конкуренцию;
5) обращаться в суд с исками о пресечении недобросовестной конкуренции и устранении ее последствий, об изъятии в республиканский бюджет дохода, полученного в период осуществления недобросовестной конкуренции, о взыскании убытков, причиненных индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, а также потребителям в период осуществления недобросовестной конкуренции, о признании продукции контрафактной;
6) направлять в правоохранительные органы материалы о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений по фактам недобросовестной конкуренции;
7) запрашивать у областного (города республиканского значения, столицы) исполнительного органа необходимую информацию и устанавливать сроки ее предоставления.
3. Предписания об устранении нарушений настоящего Закона, внесенные субъектам рыночных отношений, государственным органам и органам местного самоуправления, являются обязательными для исполнения, если такие предписания не были обжалованы в порядке, установленном законодательными актами.
<*>
Сноска. В статью 7 внесены изменения - Законом РК от 15 декабря 2000 г. N 125
Z000125_
; от 20 декабря 2004 г.
N 13
(вводится в действие с 1 января 2005 г.).
Статья 7-1. Компетенция областного (города
республиканского значения, столицы)
исполнительного органа в сфере
антимонопольной политики
Областной (города республиканского значения, столицы) исполнительный орган в области антимонопольной политики вправе:
1) рассматривать в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, дела о недобросовестной конкуренции на определенных товарных рынках, границы которых не выходят за пределы одной области (города республиканского значения, столицы), за исключением указанной в настоящей статье, и принимать в пределах своей компетенции решения о наложении административных взысканий, направлять виновным лицам обязательные для исполнения предписания о прекращении действий, ограничивающих или устраняющих конкуренцию;
2) принимать обязательные для исполнения субъектами рынка решения о прекращении недобросовестной конкуренции и устранении ее последствий, а также о перечислении в местный бюджет дохода, полученного в результате недобросовестной конкуренции;
3) запрашивать и получать информацию, в том числе письменные и устные объяснения от физических и юридических лиц, а также государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, необходимую для рассмотрения фактов недобросовестной конкуренции;
4) вносить государственным органам обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении неправомерных актов, ограничивающих или устраняющих конкуренцию;
5) обращаться в суд с исками о пресечении недобросовестной конкуренции и устранении ее последствий, об изъятии в местный бюджет дохода, полученного в период осуществления недобросовестной конкуренции, о взыскании убытков, причиненных индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, а также потребителям в период осуществления недобросовестной конкуренции, о признании продукции контрафактной;
6) направлять в правоохранительные органы материалы о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений по фактам недобросовестной конкуренции.
<*>
Сноска. Дополнен статьей 7-1 - Законом РК от 20 декабря 2004 г.
N 13
(вводится в действие с 1 января 2005 г.).
Статья 8. Изъятие незаконно полученного дохода и возмещение
убытков, причиненных недобросовестной конкуренцией
1. Убытки, причиненные юридическому или физическому лицу, а также потребителям в результате недобросовестной конкуренции, подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством. Доход, полученный субъектом рыночных отношений в результате недобросовестной конкуренции, по решению суда подлежит изъятию в государственный бюджет.
2. За осуществление действий, направленных на ограничение или устранение законной конкуренции, в установленном законодательными актами порядке и размерах налагается штраф.
Статья 9. Порядок обжалования решений, предписаний и
постановлений уполномоченного органа
Юридические лица или индивидуальные предприниматели, государственные органы и органы местного самоуправления, а также иные заинтересованные лица вправе обратиться в суд о признании недействительными полностью или частично решений, предписаний и постановлений уполномоченного органа или изменении решений о наложении административного взыскания.
Президент
Республики Казахстан