Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области миграции населения, определяет правовые, экономические и социальные основы миграционных процессов, а также создания необходимых условий жизни на новом месте для оралманов.
<*>
Сноска. В преамбулу внесены изменения - Законом РК от 27 марта 2002 г. N 313
Z020313_
.
1) беженцы - иностранцы, которые в силу обоснованных опасений могут стать жертвой преследований по политическим убеждениям, признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе, вынуждены находиться вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой своей страны или не желают пользоваться защитой вследствие таких опасений, или лица без гражданства, находящиеся вне страны своего прежнего обычного местожительства, которые не могут или не желают вернуться в нее вследствие этих опасений;
2) внутренняя миграция - постоянное или временное, а также сезонное перемещение физических лиц внутри Республики Казахстан;
3) иммигранты - иностранцы или лица без гражданства, прибывшие в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания;
4) иммиграция - въезд иностранцев или лиц без гражданства в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания;
5) квота иммиграции - количественное ограничение иммигрантов, допускаемых ежегодно к переселению на территорию Республики Казахстан;
6) квота иммиграции оралманов - число семей оралманов, ежегодно допускаемых к переселению на территорию Республики Казахстан, на которых распространяются льготы и компенсации в соответствии с настоящим Законом;
8) мигранты - лица, въехавшие в Республику Казахстан и выехавшие из Республики Казахстан, а также переселяющиеся внутри Республики Казахстан вне зависимости от причин и длительности;
9) миграция - постоянное или временное, добровольное или вынужденное перемещение физических лиц из одного государства в другое, а также внутри государства;
10) незаконные иммигранты - иностранцы или лица без гражданства, въехавшие и пребывающие в Республике Казахстан с нарушением законодательства, регулирующего порядок въезда, выезда, пребывания, а также транзитного проезда через территорию Республики Казахстан;
11) оралманы - иностранцы или лица без гражданства казахской национальности, постоянно проживавшие на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами и прибывшие в Казахстан с целью постоянного проживания;
12) репатриация - добровольное или вынужденное возвращение граждан Республики Казахстан на свою родину;
13) семейная иммиграция - въезд в Республику Казахстан члена и членов семьи для соединения с теми членами их семьи, которые уже проживают в Республике Казахстан;
14) трудовая миграция - временное перемещение физических лиц из других государств в Республику Казахстан и из Республики Казахстан, а также внутри государства для осуществления трудовой деятельности;
15) уполномоченный орган по вопросам миграции населения - центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию миграционной политики и координирующий работу в области миграции населения (далее - уполномоченный орган);
16) центр временного размещения - место временного пребывания лиц и членов их семей, ходатайствующих о признании их оралманами на территории Республики Казахстан;
17) эмигранты - граждане Республики Казахстан, выезжающие в другое государство для постоянного или временного проживания;
18) эмиграция - выезд граждан Республики Казахстан в другое государство для постоянного или временного проживания.
<*>
Сноска. Статья 1 - в редакции Закона РК от 27 марта 2002 г. N 313
Z020313_
.
Законодательство в области миграции основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов.
Регулирование миграции населения основывается на следующих принципах:
- обеспечении закрепленных в Конституции Республики Казахстан прав человека на свободный выбор места проживания, свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, свободу выезда, свободу передвижения;
- недопустимости какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любым иным обстоятельствам;
- обеспечении соответствия миграционного законодательства Республики Казахстан международным нормам и рекомендациям Международной организации по миграции с учетом современного социально-экономического положения республики, ее исторического прошлого и традиций, перспектив развития;
- всестороннем содействии переселению лиц казахской национальности в Республику Казахстан, организации их расселения, создании рабочих мест, социальном обеспечении и социальной помощи оралманам;
- упреждении стихийных и неупорядоченных процессов как внутри страны, так и за ее пределами на основе выработки и социально-экономических стимулов в среднесрочных и долгосрочных программах действий, базирующихся на прогнозе потенциальной миграции и направлений миграционных потоков в связи с изменениями социально-экономической и общественно-политической ситуации;
- участии соответствующих государственных органов в организации упорядочения процессов миграции;
- личном участии мигрантов в обустройстве на новом месте проживания при адресной государственной поддержке инициативы и самодеятельности каждого, в первую очередь - переселенцев из зон экологического и стихийного бедствий;
- сотрудничестве с другими странами, особенно принимающими иммигрантов, в области снижения незаконной миграции, в виде учебного образования, профессиональной подготовки, трудовой миграции.
<*>
Сноска. В статью 3 внесены изменения - Законом РК от 27 марта 2002 г. N 313
Z020313_
.
Иммигрантам, переселяющимся в Республику Казахстан из других государств, присваивается статус оралманов, беженцев, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Лица, переселяющиеся на законных основаниях из Республики Казахстан в другие государства, приобретают статус эмигрантов. К эмигрантам не относятся сотрудники дипломатических представительств, консульских учреждений и представительств Республики Казахстан при международных организациях, граждан в Республики Казахстан, осуществляющие в зарубежных странах временную трудовую деятельность, военнослужащие, выполняющие миротворческий долг, а также лица, находящиеся на учебе, лечении, в туристической поездке, по приглашению организации и частных лиц и в служебной командировке в зарубежных странах.
Каждый субъект иммиграции на территории Республики Казахстан обязан зарегистрироваться в течение пяти календарных дней по месту своего постоянного или временного проживания. Регистрация субъектов иммиграции осуществляется по документам, удостоверяющим личность. Перечень документов, удостоверяющих личность, и порядок регистрации устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
<*>
Сноска. В статью 4 внесены изменения - Законом РК от 27 марта 2002 г. N 313
Z020313_
.
Трудовая деятельность иностранцев и лиц без гражданства на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан за границей осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
При регулировании трудовой миграции приоритетное значение имеет защита внутреннего рынка труда. При этом не допускается выселение трудящихся - мигрантов, законно допущенных на территорию Республики Казахстан в связи с положением на рынке труда.
Не рассматривается в качестве трудовой миграции трудовая деятельность иностранцев и лиц без гражданства в случаях, предусмотренных статьей 11 настоящего Закона.
<*>
Сноска. В статью 5 внесены изменения - Законом РК от 27 марта 2002 г. N 313
Z020313_
.
Граждане Республики Казахстан, кроме лиц, находящихся на воинской службе, имеют право на трудовую деятельность за границей.
Ограничение выезда граждан Республики Казахстан за границу с целью осуществления трудовой деятельности допускается в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Статья 7. Условия пребывания иностранцев и лиц без
гражданства в Республике Казахстан по
трудовой миграции
Иностранцы и лица без гражданства, прибывшие в Республику Казахстан в порядке трудовой миграции, не связанной с переменой гражданства, должны иметь постоянное место жительства за пределами Республики Казахстан, если межгосударственными соглашениями не установлен иной порядок.
Иностранцы и лица без гражданства, въехавшие в Республику Казахстан и осуществляющие трудовую деятельность без соответствующего разрешения уполномоченного органа, если межгосударственными соглашениями не установлен иной порядок, подлежат выдворению из Республики Казахстан органами внутренних дел в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 8. Осуществление трудовой деятельности
гражданами государств-участников Содружества
Независимых Государств на территории
Республики Казахстан
Трудовая деятельность граждан государств-участников Содружества Независимых Государств на территории Республики Казахстан осуществляется в соответствии с настоящим Законом и договорами, заключенными между этими государствами как на двусторонней, так и многосторонней основе.
Глава 3. Иммиграция
<*>
Сноска. В заголовок внесены изменения - Законом РК от 27 марта 2002 г. N 313
Z020313_
.
Президент Республики Казахстан по представлению Правительства Республики Казахстан устанавливает квоту иммиграции оралманов на предстоящий год и (или) на перспективу для лиц, на которых распространяются льготы и компенсации в соответствии с настоящим Законом.
В нормативном правовом акте, устанавливающем квоту иммиграции оралманов, который обязателен для исполнения всеми организациями, независимо от форм собственности, и органами государственного управления, определяются предельное число семей с указанием стран, из которых они переселяются, мероприятия, необходимые для их приема, обустройства и адаптации, регионы, куда они должны переселиться, дифференцированные пособия и система льгот для оралманов.
Внесение изменений и дополнений в квоту иммиграции оралманов является прерогативой Президента Республики Казахстан.
<*>
Сноска. В статью 9 внесены изменения - Законом РК от 27 марта 2002 г. N 313
Z020313_
.
Иммигранты, получившие вид на жительство, пользуются в Республике Казахстан всеми правами и свободами, а также несут обязанности наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.
<*>
Сноска. Статья 10 - в редакции Закона РК от 27 марта 2002 г. N 313
Z020313_
.
Иммигрантами не являются иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Казахстан, если они:
1) состоят на воинской службе в частях, расположенных на территории Республики Казахстан;
2) входят в состав-дипломатических миссий и международных организаций;
3) находятся на учебе или на производственной практике в Республике Казахстан;
4) осуществляют трудовую деятельность на территории Республики Казахстан;
5) осуществляют профессиональную деятельность в религиозных объединениях, официально зарегистрированных в Республике Казахстан;
6) являются представителями иностранных средств массовой информации, радио и телевидения, аккредитованных в Республике Казахстан;
7) прибыли в Республику Казахстан с целью оказания благотворительной и гуманитарной помощи, в качестве туристов и для осуществления деловых встреч;
8) являются членами экипажей морских и речных судов, воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта.
Правительством Республики Казахстан могут устанавливаться и другие случаи, когда иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Казахстан, не признаются иммигрантами.
Правовой статус лиц, указанных в части первой настоящей статьи, определяется законодательством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан.
<*>
Сноска. В статью 11 внесены изменения - Законом РК от 27 марта 2002 г. N 313
Z020313_
.
Статья 12. ( исключена - Законом РК от 27 марта 2002 г. N 313 Z020313_ )
Финансовое обеспечение миграционных мероприятий осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете, а также добровольных отчислений организаций, в том числе иностранных, пожертвований частных лиц.
<*>
Сноска. Статья 13 - в редакции Закона РК от 27 марта 2002 г. N 313
Z020313_
.
Ходатайства лиц о признании оралманами подаются одним из совершеннолетних членов семьи лично или через уполномоченного представителя в дипломатические представительства, консульские учреждения Республики Казахстан за рубежом или в уполномоченный орган.
Рассмотрение ходатайства о предоставлении статуса оралмана и включение семьи в квоту иммиграции оралманов, а также решения по данным вопросам принимаются территориальными службами уполномоченного органа в течение двух месяцев со дня регистрации.
Лицам, признанным оралманами, выдается удостоверение установленного образца. Удостоверение оралмана является документом строгой отчетности и служит основанием для получения льгот и компенсаций, предусмотренных настоящим Законом.
Решения территориальных служб могут быть обжалованы в вышестоящем уполномоченном органе или в суде в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
<*>
Сноска. Статья 14 - в редакции Закона РК от 27 марта 2002 г. N 313
Z020313_
.
Лица, подавшие ходатайство в дипломатические представительства, консульские учреждения Республики Казахстан за рубежом или в уполномоченный орган о признании их оралманами и прибывшие на территорию Республики Казахстан, пользуются правами и несут обязанности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан для иностранцев и лиц без гражданства.
Условия проживания лиц, обратившихся с ходатайством о признании их оралманами, в центрах временного размещения определяются Правительством Республики Казахстан.
Лица, подавшие ходатайство в дипломатические представительства или консульские учреждения Республики Казахстан за рубежом о признании их оралманами и прибывшие на территорию Республики Казахстан, обязаны:
по получении направления в центр временного размещения отбыть туда в течение трех дней;
уведомить о месте проживания соответствующие территориальные службы миграции и пройти регистрацию в органах внутренних дел в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения;
проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения, получать прививки, лечение, а также выполнять предписания органов здравоохранения;
сообщать соответствующим миграционным службам сведения, необходимые для рассмотрения ходатайства.
Статус оралмана прекращается после получения им гражданства Республики Казахстан.
<*>
Сноска. Статья 15 - в редакции Закона РК от 27 марта 2002 г. N 313
Z020313_
.
Статья 16. ( исключена - Законом РК от 27 марта 2002 г. N 313 Z020313_ )
Статья 17. ( исключена - Законом РК от 27 марта 2002 г. N 313 Z020313_ )
Умышленные действия руководителей организаций, независимо от форм собственности, по приему иммигрантов, прибывших на территорию Республики Казахстан незаконно, на работу, а также совершение должностными лицами с их участием нотариальных или каких-либо юридических действий влекут, ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан.
<*>
Сноска. В статью 18 внесены изменения - Законом РК от 27 марта 2002 г. N 313
Z020313_
.
Лицами, составляющими семью иммигранта, являются супруг (супруга), их родители и находящиеся на его (ее) иждивении дети, в том числе по усыновлению (удочерению), а также несовершеннолетние братья, сестры, не имеющие родителей или опекунов, обязанных содержать их по месту прежнего проживания.
Переселение в Республику Казахстан детей до восемнадцатилетнего возраста решается по согласию их родителей и усыновителей (опекунов или попечителей). При этом на детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет предъявляется нотариально заверенное их согласие. В отношении подростков в возрасте до восемнадцати лет, которые не образуют самостоятельной семьи, но переселяются в Республику Казахстан отдельно от родителей (опекунов или попечителей), требуется письменное официально заверенное согласие их родителей (опекунов или попечителей).
Коллективная иммиграция осуществляется в соответствии с решением Правительства Республики Казахстан об организованном переселении лиц, изъявивших желание в коллективном порядке вернуться на историческую родину.
Порядок оформления въезда иммигрантов на территорию Республики Казахстан определяется Правительством Республики Казахстан.
Иностранцу и лицу без гражданства может быть отказано во въезде в Республику Казахстан в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения Республики Казахстан.
Въезд в Республику Казахстан иностранцу и лицу без гражданства может быть не разрешен в случаях:
1) если он совершил преступление против мира и безопасности человечества;
2) если он разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду;
3) если он сознательно выступает против суверенитета и независимости Республики Казахстан, призывает к нарушению единства и целостности ее территории;
4) если он осужден за террористическую деятельность либо имеет судимость за ранее совершенное тяжкое или особо тяжкое преступление;
5) если он при возбуждении ходатайства о въезде сообщил о себе ложные сведения или не представил необходимые документы;
6) если он ранее выдворялся из Республики Казахстан;
7) если во время предыдущего пребывания в Республике Казахстан были установлены факты нарушения им законодательства о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства в Республике Казахстан, таможенного, валютного или иного законодательства Республики Казахстан;
8) если это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан Республики Казахстан и других лиц.
Статья 23. Документы на право постоянного проживания
иностранцев и лиц без гражданства в
Республике Казахстан
Иностранцам, получившим разрешение органов внутренних дел на постоянное проживание в Республике Казахстан, выдается вид на жительство иностранца в Республике Казахстан, а лицам без гражданства - удостоверение лица без гражданства.
Порядок выдачи иностранцу вида на жительство в Республике Казахстан и удостоверения лица без гражданства определяется Правительством Республики Казахстан.
<*>
Сноска. В статью 23 внесены изменения - Законом РК от 27 марта 2002 г. N 313
Z020313_
.
Статья 24. Основание для отказа в выдаче разрешения на
постоянное проживание в Республике Казахстан
иностранцу или лицу без гражданства
В выдаче разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан иностранцу и лицу без гражданства может быть отказано:
1) заведомо незаконным иммигрантам, а также иммигрантам, преследуемым за совершение преступлений по законодательствам стран, выходцами из которых они являются;
2) лицам, освободившимся из мест лишения свободы, постоянное место жительства которых до совершения преступления было за пределами Республики Казахстан;
3) лицам, совершившим преступления против человечества;
4) лицам, за исключением оралманов, не представившим подтверждение своей платежеспособности на период пребывания в Республике Казахстан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;
5) лицам, имеющим заболевание, которое может стать причиной эпидемии на территории Республики Казахстан в соответствии с заключением органов здравоохранения и других уполномоченных органов Республики Казахстан;
6) лицам, нарушившим законодательство о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства в Республике Казахстан, на основании мотивированного решения уполномоченного органа, органов внутренних дел и Комитета национальной безопасности в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Отказ в выдаче вида на жительство и удостоверения лица без гражданства может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
<*>
Сноска. В статью 24 внесены изменения - Законом РК от 1 марта 2001 г. N 160
Z010160_
; новая редакция - Законом РК от 27 марта 2002 г. N 313
Z020313_
.
Удовлетворение или отклонение ходатайства о предоставлении Республикой Казахстан политического убежища иностранцам и лицам без гражданства в каждом конкретном случае производится Президентом Республики Казахстан.
Статья 26. ( исключена - Законом РК от 27 марта 2002 г. N 313 Z020313_ )
Родственниками оралмана на равных основаниях признаются:
дети (в том числе усыновленные), супруга (супруг) оралмана;
братья и сестры оралмана, а также его кровные родственники по восходящей линии и члены их семей;
внуки и правнуки оралмана;
члены семьи, образованной достигшими совершеннолетия детьми, внуками и правнуками оралмана.
<*>
Сноска. В статью 27 внесены изменения -Законом РК от 24 декабря 2001 г. N 276 (вводится в действие с 1 января 2002 г.)
Z010276_
. Новая редакция - Законом РК от 27 марта 2002 г. N 313
Z020313_
.
Статья 28.
(Исключена - Законом РК от 27 марта 2002 г. N 313
Z020313_
)
Статья 29. (Исключена - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.)
Выдворение иммигрантов за пределы Республики Казахстан осуществляется в случаях и порядке, определяемых законодательством Республики Казахстан о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства.
<*>
Сноска. Дополнен статьей 29-1 - Законом РК от 10 ноября 2001 г. N 255
Z010255_
.
Глава 4-1. Льготы, компенсации и другие виды
адресной помощи, предоставляемые оралманам
<*>
Сноска. Дополнен главой 4-1 - Законом РК от 20 декабря 2004 г.
N 13
(вводится в действие с 1 января 2005 г.).
Статья 29-2. Центральные государственные
органы управления
Центральные государственные органы, регулирующие общественные отношения в области миграции населения, обеспечивают оралманам:
1) уполномоченный орган по вопросам социальной защиты населения:
выплату пенсий в соответствии с законодательством Республики Казахстан или международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;
выплату пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в соответствии с
Законом
Республики Казахстан "О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан";
выплату специальных государственных пособий согласно
Закону
Республики Казахстан "О специальном государственном пособии";
восстановленным в гражданстве, реализацию прав на компенсации, установленные
Законом
Республики Казахстан "О реабилитации жертв массовых политических репрессий";
2) уполномоченный орган в области образования:
выделение квоты для поступления в организации среднего профессионального и высшего профессионального образования в количестве, определяемом Правительством Республики Казахстан;
3) Министерство иностранных дел:
освобождение от консульских сборов за выдачу виз на въезд в Республику Казахстан;
4) Министерство обороны:
предоставление отсрочки от службы в рядах Вооруженных Сил в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 29-3. Местные исполнительные органы
1. Местные исполнительные органы, регулирующие общественные отношения в области миграции населения, обеспечивают:
1) местные исполнительные органы области (города республиканского значения, столицы):
получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) местный исполнительный орган района (города областного значения):
оказание государственной адресной социальной помощи в соответствии с
Законом
Республики Казахстан "О государственной адресной социальной помощи";
оказание помощи в трудоустройстве, повышении квалификации и освоении новой профессии;
предоставление нуждающимся мест в школах, дошкольных организациях, а также учреждениях социальной защиты;
создание условий для изучения государственного и русского языков.
2. Органы местного государственного управления вправе в соответствии с законодательством Республики Казахстан установить льготы и компенсации оралманам, переселившимся в Республику Казахстан вне квоты иммиграции оралманов.
3. Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства оралманам осуществляется на праве временного безвозмездного землепользования из земель сельских населенных пунктов сельскохозяйственного назначения, иммиграционного земельного фонда, специального земельного фонда и земель запаса в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан.
Статья 29-4. Дополнительные льготы оралманам,
прибывшим по квоте иммиграции
Оралманам, прибывшим по квоте иммиграции, кроме вышеуказанных льгот и компенсаций, государство обеспечивает:
1) уполномоченный орган по вопросам таможенного дела:
перемещение через границу без взимания таможенных платежей и налогов;
2) уполномоченный орган по вопросам миграции населения:
возмещение расходов по проезду к постоянному месту жительства и провоз имущества (в том числе скота);
выделение средств для приобретения жилья по месту прибытия и выплату единовременных пособий в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Финансирование расходов, связанных с выездом из Республики Казахстан граждан Республики Казахстан на постоянное место жительства в другие государства, осуществляется за счет собственных средств эмигрантов, а также может осуществляться из других источников, если это не противоречит законодательству Республики Казахстан.
Граждане Республики Казахстан, выезжающие из Республики Казахстан на постоянное место жительства в другие государства, вправе вывозить за свой счет принадлежащие им и членам их семей на праве собственности имущество и приравненные к ним имущественные блага в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Вывоз гражданами предметов, представляющих культурную, историческую или иную ценность для государства, за пределы Республики Казахстан регулируется соответствующим законодательством Республики Казахстан и межгосударственными договорами.
Права лиц, выехавших из Республики Казахстан на постоянное жительство в другие государства, на имущество, находящееся на территории Республики Казахстан, определяются законодательством Республики Казахстан.
Гражданину Республики Казахстан в соответствии с законодательством может быть отказано в выезде из Республики Казахстан в случаях, если он:
1) обладает сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну, до прекращения действия данных обстоятельств;
2) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
3) осужден за совершение преступления - до отбытия наказания или освобождения от наказания;
4) уклоняется от исполнения обязательств, возложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
5) проходит действительную срочную воинскую службу - до завершения прохождения этой службы или до освобождения от нее в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Республики Казахстан - до решения вопроса, но не более одного месяца, органом, оформляющим такие документы;
7) является ответчиком в гражданском судопроизводстве - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу решения суда.
Правительство Республики Казахстан по представлению Министерства иностранных дел вправе вводить временно ограничение выезда граждан Республики Казахстан в другую страну в случаях, когда там сложилась чрезвычайная ситуация, в результате которой может возникнуть угроза безопасности граждан Республики Казахстан при условии их выезда в данную страну.
Управление миграционными процессами в Республике Казахстан осуществляется центральным исполнительным органом, полномочия которого устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
1. Уполномоченный орган имеет право:
1) заключать по поручению Правительства Республики Казахстан соглашения с правительственными органами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями других государств по вопросам добровольного переселения в Республику Казахстан соотечественников, вынужденно или добровольно покинувших в свое время территорию Республики Казахстан;
2) координировать в Республике Казахстан работы по вопросам миграции;
3) принимать решения по жалобам об отказе территориальными службами уполномоченного органа в предоставлении статуса оралмана и включения в квоту иммиграции оралманов.
2. Уполномоченный орган в пределах своей компетенции обязан:
1) анализировать и прогнозировать миграционные процессы в стране и информировать об этом Правительство Республики Казахстан и местные исполнительные органы;
2) вырабатывать предложения о мерах по регулированию миграции населения;
3) вносить на рассмотрение Правительства Республики Казахстан предложения по формированию квоты иммиграции оралманов;
4) организовывать в пределах утвержденной квоты иммиграции оралманов их переселение, прием и обустройство;
5) разрабатывать и осуществлять реализацию программных мероприятий и нормативных актов по проблемам миграции;
6) осуществлять регистрацию, учет прибывших оралманов, а также выплату им дифференцированных пособий и льгот в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
<*>
Сноска. Статья 34 - в редакции Закона РК от 27 марта 2002 г. N 313
Z020313_
.
Статья 35. ( исключена - Законом РК от 27 марта 2002 г. N 313 Z020313_ )
Статья 36. Порядок оплаты расходов, связанных с
рассмотрением ходатайства
Лица, признанные оралманами, освобождаются от оплаты расходов, которые несут государственные органы при рассмотрении ходатайства на всех его стадиях.
<*>
Сноска. В статью 36 внесены изменения - Законом РК от 27 марта 2002 г. N 313
Z020313_
.
Иммигранты, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Республик Казахстан, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами Республики Казахстан, за исключением случаев установленных международными договорами Республики Казахстан, ратифицированными Республикой Казахстан.
Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила миграции, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.
Споры по вопросам миграции разрешаются в порядке установленном настоящим Законом, и в судебном порядке.
Статья 40. Ответственность за незаконный въезд на
территорию Республики Казахстан и за
незаконный выезд из Республики Казахстан
Ответственность за незаконный въезд иностранцев и лиц без гражданства на территорию Республики Казахстан или за незаконный выезд граждан Республики Казахстан из Республики Казахстан определяется законодательством Республики Казахстан.