Об особо охраняемых природных территориях

Закон Республики Казахстан от 15 июля 1997 г. N 162-I

Действующий
      Особо охраняемые природные территории и находящиеся на них объекты окружающей среды, имеющие особую экологическую, научную и культурную ценность, являются национальным достоянием Республики Казахстан.
      Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы деятельности особо охраняемых природных территорий.

                    Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 1. Понятие особо охраняемых природных территорий

      Особо охраняемые природные территории - участки земель, вод, лесов и недр с правовым режимом особой охраны либо регулируемым режимом хозяйственной деятельности, обеспечивающие сохранение и восстановление государственного природно-заповедного фонда.

      Статья 2. Государственный природно-заповедный фонд

      1. Государственный природно-заповедный фонд - совокупность взятых под государственную охрану объектов окружающей среды, которые имеют особую экологическую, научную и культурную ценность в качестве природных эталонов, уникумов и реликтов, предмета для научных исследований, просвещения, образования, туризма и рекреации.
      2. В государственный природно-заповедный фонд включаются следующие объекты:
      зоологические - редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, ценные виды животных, типичные, уникальные и редкие сообщества животных;
      ботанические - редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, ценные виды растений, типичные, уникальные и редкие сообщества растений;
      лесные - леса особо охраняемых природных территорий; оригинальные образцы лесокультурного производства и полезащитного лесоразведения;
      дендрологические - отдельные деревья или их группы, имеющие научное и культурно-историческое значение, оригинальные образцы садово-парковой культуры;
      гидрологические - водоемы, имеющие особое государственное значение или особую научную ценность;
      геологические, геоморфологические и гидрогеологические - участки недр, представляющие особую экологическую, научную, культурную и иную ценность;
      почвенные - типичные, уникальные и редкие почвы в различных почвенных зонах;
      ландшафтные - типичные, уникальные и редкие ландшафты, эталонные участки нетронутой природы, ландшафты, имеющие особое рекреационное значение.

      Статья 3. Законодательство Республики Казахстан в области особо
                охраняемых природных территорий

      1. Законодательство Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий регулирует общественные отношения с целью охраны и восстановления государственного природно-заповедного фонда, организации и рационального использования особо охраняемых природных территорий, укрепления в этой сфере законности.
      2. Законодательство Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Закона Республики Казахстан "Об охране окружающей среды", настоящего Закона, других законодательных и иных нормативных правовых актов.

      Статья 4. Принципы законодательства Республики Казахстан об
                особо охраняемых природных территориях

      Законодательство Республики Казахстан об особо охраняемых природных территориях основывается на следующих принципах:
     сохранения государственного природно-заповедного фонда, биологического разнообразия и естественных экологических систем;
      целевого использования особо охраняемых природных территорий;
      рационального использования особо охраняемых природных

территорий в целях развития науки, культуры, просвещения и
образования;
     развития туризма и рекреации с учетом социально-экономических
факторов и интересов местного населения;
     государственной поддержки мероприятий по использованию и охране
особо охраняемых природных территорий;
     государственного регулирования и контроля в области особо
охраняемых природных территорий;
     платности использования особо охраняемых природных территорий;
     возмещения ущерба, причиненного нарушением законодательства об
особо охраняемых природных территориях;
     участия населения и общественных объединений в области особо
охраняемых природных территорий;
     доступности информации о состоянии государственного
природно-заповедного фонда и особо охраняемых природных территорий;
     международного сотрудничества на основе международного права.

     Статья 5. Собственность на особо охраняемые природные территории

     Особо охраняемые природные территории находятся в
государственной собственности.

     Глава II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
               В ОБЛАСТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ



      Статья 6. Права и обязанности граждан в области особо охраняемых
                природных территорий

      1. Граждане имеют право:
      пользоваться в установленном порядке особо охраняемыми природными территориями, участвовать в мероприятиях по охране и восстановлению государственного природно-заповедного фонда;
      создавать общественные объединения и общественные фонды особо охраняемых природных территорий;
      вносить предложения по разработке схем развития и размещения, созданию особо охраняемых природных территорий;
      принимать участие в общественной экспертизе по особо охраняемым природным территориям;
      обращаться в государственные органы и организации с письмами, жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам особо охраняемых природных территорий, требовать их рассмотрения.
      2. Граждане обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам, соблюдать законодательство об особо охраняемых природных территориях.
      3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в области особо охраняемых природных территорий, установленные для граждан Республики Казахстан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

       Статья 7. Права и обязанности общественных объединений в
                 области особо охраняемых природных территорий

      1. Общественные объединения имеют право:
      разрабатывать и пропагандировать программы по особо охраняемым природным территориям, защищать права и интересы граждан, привлекать их на добровольных началах к активной деятельности в области заповедного дела;
      вносить предложения и участвовать в разработке схем развития и размещения, обоснований по созданию особо охраняемых природных территорий;
      требовать проведения государственных экспертиз и проводить общественную экспертизу по особо охраняемым природным территориям;
      участвовать в установленном порядке в работах по охране, восстановлению и использованию государственного природно-заповедного фонда на особо охраняемых природных территориях;
      осуществлять общественный контроль по особо охраняемым природным территориям;
      создавать общественные фонды особо охраняемых природных территорий;
      получать в установленном порядке от государственных органов и организаций информацию об особо охраняемых природных территориях;
      ставить вопросы о привлечении к ответственности виновных организаций, должностных лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного гражданам вследствие нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях;
      реализовывать в установленном порядке другие свои права, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами.
      2. Общественные объединения обязаны осуществлять свою деятельность в области особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

     Глава III. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ
                ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

      Статья 8. Компетенция Правительства Республики Казахстан

      Правительство Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий:
      разрабатывает основные положения единой государственной политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению;
      разрабатывает государственные программы и представляет их на утверждение Президенту Республики Казахстан;
      руководит деятельностью министерств, государственных комитетов и иных центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, местных исполнительных органов, обеспечивает исполнение ими законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан;
      утверждает перечни объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского и международного значения, а также определяет порядок их ограниченного хозяйственного использования на особо охраняемых природных территориях;
      утверждает перечни особо охраняемых природных территорий республиканского и международного значения;
      определяет порядок разработки и утверждения схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий, порядок отнесения земель, вод, лесов и недр к особо охраняемым природным территориям;
      утверждает схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий, порядок резервирования земель под эти территории;
      утверждает типовые положения об особо охраняемых природных территориях;
      организует особо охраняемые природные территории республиканского значения;
      определяет порядок и сроки сноса (выноса) посторонних зданий, сооружений и объектов на особо охраняемых природных территориях, порядок и условия изъятия (выкупа) для государственных надобностей земельных участков в охранных санитарно-защитных и иных защитных зонах особо охраняемых природных территорий;
      определяет порядок предоставления в аренду зданий и сооружений на особо охраняемых природных территориях для научной, культурно-просветительной, учебной, туристической и рекреационной деятельности;
      утверждает положение о государственных фондах особо охраняемых природных территорий, определяет порядок и условия взимания платы за использование этих территорий и оказываемые ими услуги;
      определяет порядок ведения государственного учета и государственного кадастра особо охраняемых природных территорий;
      утверждает положение о государственной инспекции по особо охраняемым природным территориям;
      осуществляет международное сотрудничество и определяет порядок деятельности иностранных организаций и граждан в области особо охраняемых природных территорий;
      осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 9. Компетенция центрального исполнительного органа
                Республики Казахстан по охране окружающей среды

      Центральный исполнительный орган Республики Казахстан по охране окружающей среды:
      координирует работы в области заповедного дела министерств, государственных комитетов и иных центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, местных исполнительных органов и заинтересованных организаций;
      согласовывает перечни объектов государственного природно-заповедного фонда и охраняемых природных территорий;
      организует государственную экологическую экспертизу схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий, а также обоснований по созданию этих территорий;
      согласовывает индивидуальные положения об особо охраняемых природных территориях и осуществляет регистрацию их паспортов;
      утверждает по согласованию с другими центральными исполнительными органами в соответствии с их компетенцией нормативы, правила и методические указания по вопросам особо охраняемых природных территорий;
      координирует и осуществляет общее методическое руководство заповедным делом;
      ведет государственный кадастр особо охраняемых природных территорий;
      организует государственную инспекцию по особо охраняемым природным территориям, проводит проверки их состояния и деятельности, привлекает в установленном порядке нарушителей к ответственности и выносит обязательные для исполнения предписания;
      осуществляет международное сотрудничество в области особо охраняемых природных территорий.

      Статья 10. Компетенция министерств, государственных комитетов и
                 иных центральных исполнительных органов, не входящих
                 в состав Правительства

      Министерства, государственные комитеты и иные центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства Республики Казахстан, в пределах их компетенции:
      подготавливают и представляют в центральный исполнительный орган Республики Казахстан по охране окружающей среды предложения по схемам развития и размещения особо охраняемых природных территорий;
      организуют разработку обоснований по созданию особо охраняемых природных территорий, обеспечивают проведение государственных экспертиз и согласовывают обоснования с центральным исполнительным органом по охране окружающей среды;
      утверждают по согласованию с центральным исполнительным органом по охране окружающей среды индивидуальные положения о переданных в их ведение особо охраняемых природных территориях, обеспечивают составление и регистрацию их паспортов;
      руководят особо охраняемыми природными территориями, переданными в их ведение, обеспечивают проведение в них всех необходимых мероприятий, предусмотренных законодательством;
      организуют государственный учет по находящимся в их ведении особо охраняемым природным территориям и представление данных государственного учета центральному исполнительному органу по охране окружающей среды;
      создают службы охраны и обеспечивают государственный контроль по особо охраняемым природным территориям, находящимся в их ведении;
      осуществляют международное сотрудничество в области особо охраняемых природных территорий.

      Статья 11. Компетенция местных представительных и исполнительных
                 органов

      1. Местные представительные органы:
      рассматривают и согласовывают схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий;
      утверждают расходы на цели особо охраняемых природных территорий местного значения из средств местных бюджетов;
      заслушивают отчеты руководителей исполнительных органов о состоянии и деятельности находящихся в их ведении особо охраняемых природных территорий, расположенных в пределах соответствующих административно-территориальных единиц;
      принимают в пределах своей компетенции обязательные правила по охране объектов государственного природно-заповедного фонда и режимам охраны особо охраняемых природных территорий. Правила вступают в силу не менее чем через две недели после их обнародования.
      2. Местные исполнительные органы:
      осуществляют государственный контроль за состоянием и деятельностью особо охраняемых природных территорий, расположенных в пределах соответствующей административно-территориальной единицы;
      вносят предложения по схемам развития и размещения особо охраняемых природных территорий, согласовывают обоснования по созданию этих территорий;
      утверждают по согласованию с центральными исполнительными органами перечни объектов государственного природно-заповедного фонда и особо охраняемых природных территорий местного значения;
      обеспечивают в установленном порядке резервирование земель под особо охраняемые природные территории;
      выделяют в отдельную категорию земли охранных санитарно-защитных

и иных защитных зон особо охраняемых природных территорий,
содействуют обеспечению режима охраны этих зон;
     организуют особо охраняемые природные территории местного
значения;
     обеспечивают финансирование мероприятий по особо охраняемым
природным территориям местного значения из средств местных бюджетов.

       Глава IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

     Статья 12. Виды особо охраняемых природных территорий

     1. В Республике Казахстан выделяются в зависимости от целей,
режимов охраны и особенностей использования следующие виды особо
охраняемых природных территорий:
     государственные природные заповедники, включая биосферные;
     государственные национальные природные парки;
     государственные природные парки;
     государственные памятники природы;
     государственные заповедные зоны;
     государственные природные заказники;
     государственные зоологические парки;
     государственные ботанические сады;
     государственные дендрологические парки;
     леса особо охраняемых природных территорий;
     водоемы, имеющие особое государственное значение или особую
научную ценность;
     водно-болотные угодья, имеющие международное значение;
     участки недр, представляющие особую экологическую, научную,
культурную и иную ценность.


      2. Законодательством Республики Казахстан могут быть предусмотрены и иные виды особо охраняемых природных территорий.

      Статья 13. Категории особо охраняемых природных территорий

      1. В зависимости от ценности объектов государственного природно-заповедного фонда особо охраняемые природные территории подразделяются по категориям на особо охраняемые природные территории местного и республиканского значения.
      2. Исключение особо охраняемых природных территорий из перечней особо охраняемых природных территорий местного значения допускается только по решениям местных исполнительных органов, согласованным с центральными исполнительными органами, а из перечней особо охраняемых природных территорий республиканского значения - только по постановлениям Правительства Республики Казахстан.

      Статья 14. Схемы развития и размещения сети особо охраняемых
                 природных территорий

      1. Областные и республиканская схемы развития и размещения сети особо охраняемых природных территорий определяют перспективные потребности в их создании с учетом социально-экономических условий и состояния окружающей среды.
      2. Схемы развития и размещения сети особо охраняемых природных территорий разрабатываются по единой системе.

      Статья 15. Резервирование земель под особо охраняемые природные
                 территории

      1. В соответствии с утвержденными схемами развития и размещения сети особо охраняемых природных территорий резервируются земли, на которых намечено создание этих территорий.
      2. При резервировании земель под особо охраняемые природные территории предусматриваются ограничения в их использовании, обеспечивающие сохранение объектов государственного природно-заповедного фонда.

      Статья 16. Обоснования создания особо охраняемых природных
                 территорий

      1. Особо охраняемые природные территории создаются в соответствии с естественнонаучными и технико-экономическими обоснованиями, подготавливаемыми по единым методикам.
      2. Естественнонаучное обоснование включает установление площади, границы и зон особо охраняемой природной территории, выявление и определение состояния на ней объектов государственного природно-заповедного фонда, мер по их восстановлению, режимов охраны и необходимых защитных мероприятий на этой территории.
      3. Технико-экономическое обоснование включает предложения по изъятию (выкупу) земельного участка, определяет затраты на покрытие убытков, причиненных собственнику или землепользователю в связи с изъятием земельного участка, мероприятия и расходы по организации, содержанию и развитию особо охраняемой природной территории.

      Статья 17. Принятие решений о создании особо охраняемых
                 природных территорий

      Решения о создании особо охраняемых природных территорий принимаются Правительством Республики Казахстан или местными исполнительными органами по представлению заинтересованных центральных исполнительных органов при наличии положительных заключений на естественнонаучные и технико-экономические обоснования государственных экспертиз и центрального исполнительного органа по охране окружающей среды.

      Статья 18. Паспорт особо охраняемой природной территории

      1. Исполнительные органы, в ведение которых передаются особо охраняемые природные территории, составляют по каждой такой территории паспорт установленного образца и регистрируют его в центральном исполнительном органе по охране окружающей среды.
      2. В паспорте особо охраняемой природной территории указываются:
      наименование особо охраняемой природной территории;
      местонахождение с картой-схемой, описание границ, площадь особо охраняемой природной территории и охранной, санитарно-защитной и иной защитной зоны этой территории;
      перечень находящихся на особо охраняемой природной территории объектов государственного природно-заповедного фонда с количественными показателями;
      выделенные зоны и режимы охраны, обязательство по соблюдению этих режимов на особо охраняемой природной территории;
      виды использования особо охраняемой природной территории;
      наименование и адрес природоохранного учреждения или

исполнительного органа, в ведении которого находится особо охраняемая
природная территория.
     3. Паспорта особо охраняемой природной территории хранятся в
природоохранном учреждении, исполнительном органе, в ведении которого
находится эта территория, и в центральном исполнительном органе по
охране окружающей среды.

     Статья 19. Придание отдельным видам особо охраняемых природных
                территорий статуса природоохранного учреждения

     1. Статус природоохранного учреждения придается следующим видам
особо охраняемых природных территорий, независимо от их категорий:
     государственным природным заповедникам, включая биосферные;
     государственным национальным природным паркам;
     государственным природным паркам;
     государственным зоологическим паркам;
     государственным ботаническим садам;
     государственным дендрологическим паркам.


      2. Особо охраняемые природные территории со статусом природоохранного учреждения являются юридическими лицами.

      Статья 20. Символика особо охраняемых природных территорий

      1. Особо охраняемые природные территории со статусом природоохранного учреждения могут иметь свою символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другое), которая должна включать в себя полное или официальное сокращенное наименование конкретно этой территории.
      2. Особо охраняемые природные территории обладают исключительным правом на использование своей символики и могут разрешать ее использование юридическим и физическим лицам на платной основе.
      3. Символику особо охраняемых природных территорий и порядок выдачи разрешений на ее использование устанавливают исполнительные органы, в ведении которых находятся эти территории.

      Статья 21. Особенности использования земель, вод, лесов и недр
                 особо охраняемых природных территорий

      1. Земли, воды, леса и недра особо охраняемых природных территорий выделяются в особые категории земель, вод, лесов и недр.
      2. Изъятие земель, вод, лесов и недр особо охраняемых природных территорий для иных нужд не допускается.
      3. Использование земель, вод, лесов и недр особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с настоящим Законом и специальным законодательством Республики Казахстан.

    Глава V. ОХРАНА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
             ПРИРОДНО-ЗАПОВЕДНОГО ФОНДА НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ
                     ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

      Статья 22. Правовой режим охраны особо охраняемых природных
                 территорий

      1. Для особо охраняемых природных территорий вводится правовой режим особой охраны либо регулируемый режим хозяйственной деятельности.
      2. Правовой режим особой охраны подразделяется на:
      1) заповедный режим;
      2) заказной режим.
      Заповедный режим предусматривает запрет на особо охраняемой природной территории или на специально выделенных участках любой хозяйственной деятельности, а также иной деятельности, нарушающей естественное состояние окружающей среды.
      Заказной режим предусматривает ведение на особо охраняемой природной территории или на специально выделенных участках хозяйственной и иной деятельности только в определенные сезоны, на определенный срок и лишь в той мере, если это не угрожает сохранению объектов государственного природно-заповедного фонда и не ухудшает их воспроизводство.
      3. Регулируемый режим хозяйственной деятельности на особо охраняемой природной территории или на специально выделенных участках предусматривает ограниченное хозяйственное использование природных ресурсов.

      Статья 23. Общие правила особой охраны

      1. На особо охраняемых природных территориях запрещаются:
      размещение и строительство населенных пунктов, объектов промышленности, сельского хозяйства и мелиорации, энергетики, транспорта и связи, военных и оборонных объектов, иных объектов и сооружений, не связанных с целями и функционированием особо охраняемых природных территорий;
      складирование и захоронение отходов производства и потребления, а также радиоактивных материалов;
      использование водоемов для сброса сточных вод;
      применение потенциально опасных химических и биологических веществ, вредных физических воздействий на окружающую среду;
      разведка и добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
      рубки леса главного пользования, заготовка живицы, второстепенных лесных материалов и древесных соков;
      работы, могущие повлечь изменения естественного облика охраняемых ландшафтов или нарушения устойчивости экологических систем.
      2. Пребывание граждан на особо охраняемых природных территориях ограничивается в соответствии с особенностями режимов их охраны и регламентируется индивидуальными положениями о каждой такой территории.

      Статья 24. Охранные, санитарно-защитные и иные защитные зоны
                 особо охраняемых природных территорий

      1. Для обеспечения особой охраны могут устанавливаться охранные, санитарно-защитные и иные защитные зоны особо охраняемых природных территорий с запрещением в пределах этих зон любой деятельности, отрицательно влияющей на сохранение и воспроизводство объектов государственного природно-заповедного фонда.
      2. Размеры, границы и режимы использования охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон определяются в установленном порядке.
      Земли охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон обозначаются на местности специальными знаками.

      Статья 25. Защитные мероприятия на особо охраняемых природных
                 территориях

      1. В целях предупреждения и ликвидации вредных воздействий на окружающую среду на особо охраняемых природных территориях могут проводиться следующие защитные мероприятия:
      предупреждение и ликвидация стихийных бедствий, предупреждение, своевременное обнаружение и ликвидация пожаров;
      предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод;
      защита растений, своевременное выявление очагов вредных насекомых и болезней леса и борьба с ними, санитарные и прочие рубки леса (расчистка леса в связи со строительством дорог, при прокладке просек, создании противопожарных разрывов);
      обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и ветеринарного надзора, регулирование численности животных в целях предупреждения эпидемий и эпизоотий.
      2. Защитные мероприятия на особо охраняемых природных территориях проводятся с учетом режимов их охраны, на основании рекомендаций научных организаций и по разрешению исполнительных органов, в ведении которых находятся эти территории.

      Статья 26. Восстановление государственного природно-заповедного
                 фонда на особо охраняемых природных территориях

      1. В целях восстановления государственного природно-заповедного фонда на особо охраняемых природных территориях могут проводиться следующие мероприятия:
      охрана земель, включая защиту земель от эрозии и рекультивацию ранее нарушенных земель;
      поддержание благоприятного режима водоемов, охрана вод от загрязнения, засорения и истощения;
      восстановление лесов и лесоразведение в целях предотвращения эрозионных процессов и улучшения экологической обстановки;
      охрана среды обитания и условий размножения, путей миграций и мест концентрации животных;
      охрана и разведение в неволе и полувольных условиях редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных с последующим их выпуском в природную среду;
      первичное выращивание, селекция и размножение дикорастущих видов растений.
      2. Восстановительные мероприятия на особо охраняемых природных территориях проводятся с учетом режимов охраны, на основании рекомендаций научных организаций и по согласованию с органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны окружающей среды.

      Статья 27. Организация охраны и восстановления государственного
                 природно-заповедного фонда на особо охраняемых
                 природных территориях

      1. Для осуществления особой охраны, обеспечения регулируемого режима хозяйственной деятельности, режимов использования охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон природоохранные учреждения создают службы охраны из штатных и временных работников.
      Для отдельных видов особо охраняемых природных территорий

допускается в установленном порядке осуществление их охраны силами
пользователей.
     2. Защитные мероприятия по предупреждению и ликвидации вредных
воздействий на окружающую среду, восстановление государственного
природно-заповедного фонда на особо охраняемых природных территориях
проводят природоохранные учреждения или привлекаемые организации.

           Глава VI. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ
                        ТЕРРИТОРИЙ

     Статья 28. Цели использования особо охраняемых природных
                территорий

     Особо охраняемые природные территории могут использоваться в
целях:
     1) научных;
     2) культурно-просветительных;
     3) учебных;
     4) туристических и рекреационных;
     5) ограниченных хозяйственных.



      Статья 29. Использование особо охраняемых природных территорий в
                 научных целях

      1. На особо охраняемых природных территориях могут проводиться научные исследования по следующим основным направлениям:
      инвентаризация и изучение объектов государственного природно-заповедного фонда, разработка научно обоснованных мер по их охране и восстановлению;
      изучение естественного течения природных процессов и влияния режимов охраны на экологические системы;
      экологический и другие виды мониторинга, ведение "Летописи природы";
      разработка научных основ заповедного дела, охраны окружающей среды и рационального природопользования;
      разработка научных основ разведения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, селекции и размножения дикорастущих и культурных видов растений.
      2. Общее методическое руководство и координацию научных исследований на особо охраняемых природных территориях осуществляют совместно центральные исполнительные органы по охране окружающей среды и в сфере науки и техники.

      Статья 30. Использование особо охраняемых природных территорий в
                 культурно-просветительных целях

      1. Особо охраняемые природные территории могут использоваться в следующих культурно-просветительных целях:
      пропаганды естественнонаучных знаний и достижений в области заповедного дела, охраны окружающей среды и рационального природопользования;
      показа объектов неживой природы, растений и животных, объектов историко-культурного наследия;
      ознакомления с деятельностью природоохранных учреждений.
      2. Для проведения культурно-просветительных мероприятий на особо охраняемых природных территориях могут создаваться музеи, лектории, экспозиции, демонстрационные участки и другие необходимые объекты.
      3. Защита, сохранение и использование памятников истории и культуры, находящихся на особо охраняемых природных территориях, осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан об охране и использовании историко-культурного наследия.

      Статья 31. Использование особо охраняемых природных территорий в
                 учебных целях

      Особо охраняемые природные территории могут использоваться в следующих учебных целях:
      проведения учебных экскурсий и занятий, производственных практик учащихся и студентов;
      подготовки научных кадров, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области заповедного дела, охраны окружающей среды и рационального природопользования.

      Статья 32. Использование особо охраняемых природных территорий в
                 туристических и рекреационных целях

      1. Особо охраняемые природные территории могут использоваться для ознакомления туристов с природными и историко-культурными достопримечательностями, активного отдыха населения.
      2. Для проведения туризма и рекреации на особо охраняемых природных территориях выделяются специальные участки, которые оборудуются туристическими тропами, смотровыми площадками, бивачными полянами, стоянками для транспорта, кемпингами, палаточными лагерями, гостиницами, мотелями, туристическими базами, объектами общественного питания, торговли и другого культурно-бытового назначения.
      3. Туристическая и рекреационная деятельность на особо охраняемых природных территориях ограничивается с учетом режимов их охраны и регулируется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о туризме.

      Статья 33. Использование особо охраняемых природных территорий в
                 ограниченных хозяйственных целях

      1. Использование особо охраняемых природных территорий в ограниченных хозяйственных целях может допускаться исключительно на специально выделенных участках с заказным режимом и регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
      2. Ограниченное хозяйственное использование объектов государственного природно-заповедного фонда на особо охраняемых природных территориях осуществляется только по разрешениям Правительства Республики Казахстан или центрального исполнительного органа по охране окружающей среды в пределах его компетенции.
      3. На особо охраняемых природных территориях допускаются в установленных случаях лишь ограниченная и традиционная хозяйственная деятельность, связанные с нею виды природопользования, кустарные и народные промыслы, если это не угрожает сохранению и воспроизводству государственного природно-заповедного фонда, по разрешениям исполнительных органов, в ведении которых находятся эти территории.

        Глава VII. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ

      Статья 34. Понятие государственного природного заповедника

      1. Государственный природный заповедник - особо охраняемая природная территория со статусом природоохранного учреждения и заповедным режимом охраны, предназначенная для сохранения в естественном состоянии типичных, редких и уникальных природных комплексов со всей совокупностью их компонентов.
      2. Государственные природные заповедники имеют высшую категорию особо охраняемых природных территорий республиканского значения.

      Статья 35. Особенности режима охраны государственных природных
                 заповедников

      1. В государственных природных заповедниках, кроме обязательных общих мер особой охраны, запрещаются:
      строительство зданий и сооружений, дорог общего пользования, трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций;
      государственное геологическое изучение и различные изыскательские работы;
      пользование поверхностными и подземными водами для удовлетворения потребностей в воде сельского хозяйства, промышленности, гидроэнергетики, водного транспорта и для иных хозяйственных нужд;
      рубки леса главного пользования, заготовка живицы, второстепенных лесных материалов и древесных соков, побочные лесные пользования, пользование лесом в оздоровительных целях и участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
      использование растительного мира в хозяйственных целях, включая сенокошение и пастьбу скота;
      охота, рыболовство и использование в хозяйственных целях животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства;
      акклиматизация новых для фауны и флоры видов животных и растений;
      применение любых химических, биологических и физических воздействий на окружающую среду;
      сбор коллекций и проведение научных исследований с изъятием из природной среды животных и растений без специального разрешения;
      пребывание граждан без специального разрешения и вне отведенных мест для посещения.
      2. Земельные участки для личного подсобного хозяйства работников государственных природных заповедников выделяются местными исполнительными органами вне заповедников или в пределах их охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон.

      Статья 36. Особенности организации научных исследований в
                 государственных природных заповедниках

      1. Государственные природные заповедники проводят научные исследования путем организации стационарных круглогодичных наблюдений силами создаваемых в них научных центров, лабораторий и отделов.
      Научным центрам, лабораториям и отделам государственных природных заповедников может присваиваться в установленном порядке статус научных организаций с распространением на их сотрудников прав научных работников.
      2. В государственных природных заповедниках создаются ученые советы с включением в их состав ведущих ученых и специалистов, представителей научных организаций и общественных объединений.
      3. В государственных природных заповедниках формируются банки научных данных, научные коллекции, фонды, библиотеки и архивы.
      Государственные природные заповедники могут издавать научную, научно-популярную и другую литературу по вопросам заповедного дела.

      Статья 37. Особенности использования государственных природных
                 заповедников в культурно-просветительных, учебных и
                 туристических целях

      1. Культурно-просветительные, учебные и туристические мероприятия в государственных природных заповедниках проводятся на специально выделенных участках с соблюдением заповедного режима.
      2. В государственных природных заповедниках допускается научно-познавательный туризм с использованием оборудованных туристических троп и выносом за пределы заповедников объектов для культурно-бытового и иного обслуживания туристов.

      Статья 38. Государственные природные биосферные заповедники

      1. Государственные природные биосферные заповедники могут создаваться на базе существующих или вновь организуемых государственных природных заповедников для осуществления глобального экологического мониторинга.
      2. В целях проведения научных исследований, апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую среду и не истощающих биологические ресурсы, к государственным природным биосферным заповедникам могут присоединяться биосферные полигоны с разными режимами охраны и функционирования.
      3. Индивидуальные положения о государственных природных биосферных заповедниках утверждаются с учетом международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан.

            Глава VIII. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ПАРКИ

      Статья 39. Понятие государственного национального природного
                 парка

      1. Государственный национальный природный парк - особо охраняемая природная территория со статусом природоохранного учреждения и дифференцированными по зонам режимами охраны, предназначенная для многопрофильного использования природных и историко-культурных комплексов и объектов, имеющих особую

экологическую, рекреационную, научную и иную ценность.
     2. Государственные национальные природные парки имеют категорию
республиканского значения.

     Статья 40. Зонирование и особенности использования
                государственных национальных природных парков

     1. В государственных национальных природных парках выделяются
следующие зоны:
     1) заповедного режима;
     2) заказного режима;
     3) регулируемого режима хозяйственной деятельности;
     4) регулируемого туристического и рекреационного использования;
     5) обслуживания туристов и посетителей;
     6) ограниченной и традиционной хозяйственной деятельности;
     7) административные и производственно-хозяйственные.


      2. В зонах регулируемого туристического и рекреационного использования допускаются отдельные виды природопользования, включая охоту и рыболовство, необходимые для целей туризма и рекреации.
      3. В зоны ограниченной и традиционной хозяйственной деятельности могут включаться земельные участки как предоставленные государственным национальным паркам в постоянное пользование, так и закрепленные за ними без изъятия этих земельных участков у собственников и землепользователей.
      4. В государственных национальных природных парках проводятся научные исследования, культурно-просветительные и учебные мероприятия в порядке, предусмотренном для государственных природных заповедников.

           Глава IХ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ПАРКИ

      Статья 41. Понятие государственного природного парка

      Государственный природный парк является аналогом государственного национального природного парка, ставящим те же задачи и выполняющим те же функции, но относящимся к категории особо охраняемой природной территории местного значения со статусом природоохранного учреждения.

      Статья 42. Зонирование и особенности использования
                 государственных природных парков

      1. В государственных природных парках выделяются те же зоны, как в государственных национальных природных парках.
      2. Государственные природные парки используются в том же порядке и на тех же условиях, как государственные национальные природные парки.
      3. Исполнительные органы, в ведении которых находятся государственные природные парки, вправе определять индивидуальные особенности функционирования этих особо охраняемых природных территорий с учетом конкретных природных и социально-экономических факторов, а также интересов местного населения.

           Глава Х. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ

      Статья 43. Понятие государственного памятника природы

      1. Государственный памятник природы - особо охраняемая природная территория с заповедным режимом, предназначенная для сохранения в естественном состоянии отдельных объектов государственного природно-заповедного фонда.
      2. Государственные памятники природы могут быть зоологические, ботанические, лесные, дендрологические, гидрологические, геологические, геоморфологические, гидрогеологические, почвенные, ландшафтные и комплексные.
      3. Государственные памятники природы могут быть местного и республиканского значения.

      Статья 44. Особенности создания государственных памятников
                 природы

      1. Государственные памятники природы создаются на участках земель без изъятия их у собственников и пользователей земельных участков.
      2. Исполнительные органы, в ведении которых находятся государственные памятники природы, передают их собственникам или пользователям земельных участков под обязательство по сохранению этих особо охраняемых природных территорий.
      3. Расходы по охране и восстановлению государственных памятников природы возмещаются собственникам или пользователям земельных участков за счет установленных источников финансирования деятельности особо охраняемых природных территорий.

      Статья 45. Особенности охраны и использования государственных
                 памятников природы

      1. Запрещается всякая деятельность, нарушающая естественное состояние и сохранность государственных памятников природы.
      2. Государственные памятники природы могут использоваться в установленном порядке в научных, культурно-просветительных и учебных целях.

           Глава ХI. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАПОВЕДНЫЕ ЗОНЫ

      Статья 46. Понятие государственной заповедной зоны

      1. Государственная заповедная зона - особо охраняемая природная территория с дифференцированными режимами охраны, предназначенная для сохранения объектов государственного природно-заповедного фонда на земельных участках, зарезервированных под государственные природные заповедники и государственные национальные природные парки, либо для сохранения и восстановления особо ценных природных ресурсов.
      2. Государственные заповедные зоны могут быть местного и республиканского значения.

      Статья 47. Особенности охраны и использования государственных
                 заповедных зон

      1. В государственных заповедных зонах запрещается любая деятельность, если она может повлечь изменения естественного облика охраняемых ландшафтов или нарушения устойчивости экологических систем либо угрожает сохранению и воспроизводству особо ценных природных ресурсов.
      2. В государственных заповедных зонах могут выделяться участки с заповедным и заказным режимами, а также с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
      Кроме обязательных общих мер особой охраны, для каждой государственной заповедной зоны вводятся специальные экологические требования.
      3. Государственные заповедные зоны могут использоваться во всех целях, предусмотренных для особо охраняемых природных территорий, с учетом особенностей режимов охраны и специальных экологических требований.

      Статья 48. Государственная заповедная зона в северной части
                  Каспийского моря

      1. Акватория восточной части Северного Каспия с дельтами рек Волги (в пределах Республики Казахстан) и Урала входит в государственную заповедную зону в северной части Каспийского моря, предназначенную для сохранения рыбных запасов и обеспечения оптимальных условий обитания и естественного воспроизводства осетровых и других ценных видов рыб.
      2. В государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря обеспечиваются возможности для развития рыбного хозяйства, водного транспорта, государственного геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья с учетом специальных экологических требований.

         Глава ХII. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАКАЗНИКИ

      Статья 49. Понятие государственного природного заказника

      1. Государственный природный заказник - особо охраняемая природная территория с заказным режимом или регулируемым режимом хозяйственной деятельности, предназначенная для сохранения и воспроизводства одного или нескольких объектов государственного природно-заповедного фонда.
      2. Государственные природные заказники могут быть зоологические, ботанические, гидрологические, геологические, геоморфологические, гидрогеологические, почвенные, ландшафтные и комплексные.
      Государственные природные заказники могут быть местного и республиканского значения.

      Статья 50. Особенности создания государственных природных
                 заказников

      1. Государственные природные заказники создаются на участках земель без изъятия их у собственников и пользователей земельных участков.
      Собственник или пользователь обязан обеспечить право ограниченного целевого использования земельного участка, на котором находится государственный природный заказник.
      2. Исполнительные органы, в ведении которых находятся государственные природные заказники, организуют мероприятия по охране и восстановлению объектов государственного природно-заповедного фонда силами специальной службы охраны либо возмещают собственникам или пользователям земельных участков расходы за счет установленных источников финансирования деятельности особо охраняемых природных территорий.

       Статья 51. Особенности режима охраны и использования
                  государственных природных заказников

      1. В государственных природных заказниках запрещается любая деятельность, если она угрожает сохранению объектов государственного природно-заповедного фонда или ухудшает их воспроизводство.
      2. Государственные природные заказники могут использоваться в установленном порядке в научных, культурно-просветительных, учебных и ограниченных хозяйственных целях.
      Собственники и пользователи земельных участков могут осуществлять хозяйственную деятельность в государственных природных заказниках с соблюдением установленных ограничений.

        Глава ХIII. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗООЛОГИЧЕСКИЕ ПАРКИ

      Статья 52. Понятие государственного зоологического парка

      1. Государственный зоологический парк - особо охраняемая природная территория со статусом природоохранного и научно-исследовательского учреждений и дифференцированными по зонам режимами охраны, предназначенная для охраны, воспроизводства и использования животного мира.
      2. Государственные зоологические парки могут быть местного и республиканского значения.

      Статья 53. Зонирование и особенности охраны государственных
                 зоологических парков

      1. Государственным зоологическим паркам предоставляются в установленном порядке земельные участки в постоянное землепользование, как правило, из земель населенных пунктов.
      2. В государственных зоологических парках выделяются следующие зоны:
      1) экспозиционная - для содержания и разведения животных, а также для показа животных посетителям;
      2) научная - для проведения научных исследований;
      3) общественная - для обслуживания посетителей;
      4) административные и производственно-хозяйственные.
      3. В государственных зоологических парках запрещаются любые действия, не связанные с выполнением их задач и могущие привести к гибели содержащихся в них животных.

      Статья 54. Разведение животных в государственных зоологических
                 парках

      1. Государственные зоологические парки формируют и обеспечивают сохранение коллекций животных из отечественной и мировой фауны.
      2. Государственные зоологические парки осуществляют в установленном порядке импортные и экспортные операции с животными, обмен ими с другими учреждениями зоологического профиля.
      3. В государственных зоологических парках создаются ветеринарные и зоотехнические службы, питомники для разведения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных.

      Статья 55. Особенности использования государственных
                 зоологических парков

      1. Государственные зоологические парки используются в научных, культурно-просветительных и учебных целях.
      2. Научные исследования в государственных зоологических парках проводятся в области содержания и разведения животных в неволе или полувольных условиях.
      Государственные зоологические парки могут создавать банки научных данных, фонды, музеи, лектории, библиотеки и архивы, издавать научную, научно-популярную и другую литературу по вопросам деятельности этих учреждений.
      3. Государственные зоологические парки могут иметь подсобные хозяйства, мастерские, зоологические магазины и другие объекты, необходимые для хозяйственной деятельности, соответствующей профилю этих учреждений.

          Глава ХIV. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ БОТАНИЧЕСКИЕ САДЫ

      Статья 56. Понятие государственного ботанического сада

      1. Государственный ботанический сад - особо охраняемая природная территория со статусом природоохранного и научно-исследовательского учреждений и дифференцированными по зонам режимами охраны, предназначенная для охраны, воспроизводства и использования растительного мира.
      2. Государственные ботанические сады могут быть местного и

республиканского значения.

     Статья 57. Зонирование и особенности охраны государственных
                ботанических садов

     1. Государственным ботаническим садам предоставляются в
установленном порядке земельные участки в постоянное пользование.
     2. В государственных ботанических садах выделяются следующие
зоны:
     1) экспозиционная - для культивирования растений и их показа
посетителям;
     2) научная - для проведения научных исследований;
     3) заповедная - для сохранения уникальных, типичных и редких
сообществ естественной растительности;
     4) общественная - для обслуживания посетителей;
     5) административные и производственно-хозяйственные.


      3. В государственных ботанических садах запрещаются любые действия, не связанные с выполнением их задач и могущие привести к гибели культивируемых в них растений.

      Статья 58. Культивирование растений в государственных
                 ботанических садах

      1. Государственные ботанические сады формируют и обеспечивают сохранение коллекций растений природной и культурной отечественной и мировой флоры.
      2. Государственные ботанические сады осуществляют импортные и экспортные операции с растениями, обмен ими с другими учреждениями ботанического профиля.
      3. В государственных ботанических садах создаются коллекционные и экспериментальные участки, гербарии, питомники и семенные фонды.

      Статья 59. Особенности использования государственных
                 ботанических садов

      1. Государственные ботанические сады используются в установленном порядке в научных, культурно-просветительных и учебных целях.
      2. Научные исследования в государственных ботанических садах проводятся в области первичного выращивания, селекции и размножения ценных, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов природной флоры и интродуцированных культурных растений.
      Государственные ботанические сады могут создавать банки научных данных, фонды, музеи, лектории, библиотеки и архивы, издавать научную, научно-популярную и другую литературу по вопросам деятельности этих учреждений.
      3. Государственные ботанические сады могут создавать хозяйственные экспериментальные базы для производственных испытаний рекомендованных интродуцированных растений и их репродукций с целью внедрения в народное хозяйство.
      4. Государственные ботанические сады могут иметь подсобные хозяйства, мастерские, специализированные магазины для продажи растений и другие объекты, необходимые для хозяйственной деятельности, соответствующей профилю этих учреждений.

        Глава ХV. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРКИ

      Статья 60. Понятие государственного дендрологического парка

      1. Государственный дендрологический парк - особо охраняемая природная территория со статусом природоохранного учреждения и с дифференцированными по зонам режимами охраны, предназначенная для охраны, воспроизводства и использования древесных и кустарниковых пород.
      2. Государственные дендрологические парки могут быть местного и республиканского значения.

      Статья 61. Зонирование, особенности охраны и использования
                 государственных дендрологических парков

      1. В государственных дендрологических парках выделяются те же зоны с учетом назначения и режимов охраны, как в государственных ботанических садах.
      2. Государственные дендрологические парки используются в научных, культурно-просветительных и учебных целях в том же порядке и на тех же условиях, как государственные ботанические сады.

     Глава ХVI. ЛЕСА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

      Статья 62. Понятие лесов особо охраняемых природных территорий

      Лесами особо охраняемых природных территорий являются леса специального целевого назначения соответствующих категорий защитности с правовым режимом особой охраны либо регулируемым режимом хозяйственной деятельности, имеющие особую экологическую, научную, культурную и хозяйственную ценность.

      Статья 63. Категории защитности лесов особо охраняемых природных
                 территорий

      1. Леса особо охраняемых природных территорий подразделяются на следующие категории защитности:
      леса государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных парков, государственных лесных памятников природы и государственных заповедных зон;
      особо ценные лесные массивы - леса уникальные по породному составу с наличием реликтовых и эндемичных пород; леса уникальные по продуктивности и генетическим качествам; леса, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях;
      леса, имеющие научное значение, - леса, являющиеся образцами достижений лесохозяйственной науки и практики; леса, служащие объектом научных исследований на длительную перспективу; лесные генетические резерваты, включающие плюсовые насаждения и деревья, другие селекционно-генетические объекты;
      леса орехопромысловых зон - леса, имеющие важное значение в качестве сырьевой базы для заготовки орехов и организации охотничьего хозяйства;
      лесоплодовые насаждения - естественные или искусственно созданные леса на землях лесного фонда, в составе которых произрастают ценные плодово-ягодные и орехоплодовые породы деревьев и кустарников в количестве, имеющем хозяйственное значение;
      субальпийские леса - высокогорные леса, расположенные на границе с верхней безлесной частью горных вершин и хребтов, имеющие важное защитное и противоэрозионное значение.

      Статья 64. Особенности охраны и использования лесов особо
                 охраняемых природных территорий

      1. Режимы охраны лесов государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных парков, государственных лесных памятников природы и государственных заповедных зон определяются положениями об этих особо охраняемых природных территориях.
      2. Для особо ценных лесных массивов, лесов, имеющих научное значение, и субальпийских лесов устанавливаются режимы, исходя из особенностей каждой выделенной особо охраняемой территории.
      3. Для лесов орехопромысловых зон и лесоплодовых насаждений устанавливается регулируемый режим хозяйственной деятельности, исходя из особенностей каждой выделенной особо охраняемой природной территории.
      4. В лесах особо охраняемых природных территорий допускаются виды использования, предусмотренные настоящим Законом, с учетом специального целевого назначения этих лесов.

      Глава ХVII. ВОДОЕМЫ, ИМЕЮЩИЕ ОСОБОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
                   ЗНАЧЕНИЕ ИЛИ ОСОБУЮ НАУЧНУЮ ЦЕННОСТЬ

      Статья 65. Понятие водоемов, имеющих особое государственное
                 значение или особую научную ценность

      1. К водоемам, имеющим особое государственное значение или особую научную ценность, относятся водоемы специального целевого назначения с правовым режимом особой охраны или регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
      Водоемами, имеющими особое государственное значение или особую научную ценность, являются водоемы особо ценные в хозяйственном отношении; пограничные воды; водоемы, обладающие природными лечебными факторами и рекреационными свойствами; водоемы, служащие объектами научных исследований на длительную перспективу; водоемы, представляющие потенциальную селевую опасность.
      2. Водоемы, имеющие особое государственное значение или особую научную ценность, относятся к категориям особо охраняемых природных территорий местного и республиканского значения.

      Статья 66. Особенности охраны и использования водоемов, имеющих
                 особое государственное значение или особую научную
                 ценность

      1. Предоставление в пользование водоемов, имеющих особое государственное значение или особую научную ценность, может быть частично ограничено или полностью запрещено.
      2. Особенности охраны и использования водоемов, имеющих особое государственное значение или особую научную ценность, устанавливаются индивидуальным положением о каждой такой особо охраняемой природной территории.

          Глава ХVIII. ВОДНО-БОЛОТНЫЕ УГОДЬЯ, ИМЕЮЩИЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ
                           ЗНАЧЕНИЕ

      Статья 67. Понятие водно-болотных угодий, имеющих международное
                 значение

      1. Водно-болотными угодьями, имеющими международное значение, являются естественные и искусственные водоемы, включая морские акватории, служащие в качестве местообитаний типичной флоры и фауны, особенно водоплавающих птиц.
      2. Водно-болотные угодья, имеющие международное значение, включаются в государственные природные заповедники и государственные природные заказники либо выделяются как отдельная особо охраняемая природная территория международного значения.

      Статья 68. Особенности охраны и использования водноболотных
                 угодий, имеющих международное значение

      1. На водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, устанавливаются заповедный и заказной режимы или регулируемый режим хозяйственной деятельности, обеспечивающие охрану и восстановление главным образом местообитаний водоплавающих птиц.
      2. Особенности охраны и использования каждого водно-болотного угодья, имеющего международное значение, определяются индивидуальным положением о нем, утвержденным с учетом действующих по этому вопросу международных соглашений.

    Глава ХIХ. УЧАСТКИ НЕДР, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ОСОБУЮ ЭКОЛОГИ-
               ЧЕСКУЮ, НАУЧНУЮ, КУЛЬТУРНУЮ И ИНУЮ ЦЕННОСТЬ

      Статья 69. Понятие участков недр, представляющих особую
                 экологическую, научную, культурную и иную ценность

      1. Участки недр, представляющие особую экологическую, научную, культурную и иную ценность, - особо охраняемые природные территории с правовым режимом особой охраны или регулируемым режимом хозяйственной деятельности, предназначенные для сохранения типичных, уникальных и редких геологических, геоморфологических и гидрогеологических объектов государственного природно-заповедного фонда.
      2. К участкам недр, представляющим особую экологическую, научную, культурную и иную ценность, относятся:
      геологические объекты - естественные и искусственные обнажения, в которых представлены опорные или характерные разрезы, характерные тектонические структуры, редкие горные породы и минералы, метеориты, сохранившиеся ископаемые остатки фауны и флоры;
      геоморфологические объекты - террасы, поймы, пещеры, ущелья, каньоны, водопады и другие формы рельефа, наглядно отражающие процессы рельефообразования и имеющие особую ценность для туризма и рекреации;
      гидрогеологические объекты - подземные воды и их выходы на поверхность, отличающиеся уникальными и редкими свойствами;
      участки недр с наскальными рисунками, древними горными выработками и другими объектами по использованию недр, имеющими историческое, археологическое и этнографическое значение.
      3. Участки недр, представляющие особую экологическую, научную, культурную и иную ценность, относятся к категориям особо охраняемых природных территорий местного и республиканского значения.

      Статья 70. Особенности охраны и использования участков недр,
                 представляющих особую экологическую, научную,
                 культурную и иную ценность

      1. На участках недр, представляющих особую экологическую, научную, культурную и иную ценность, запрещается любая деятельность, угрожающая сохранности геологических, геоморфологических и гидрогеологических объектов государственного природно-заповедного фонда.
      2. Особенности охраны и использования участков недр, представляющих особую экологическую, научную, культурную и иную ценность, определяются индивидуальным положением о каждой такой особо охраняемой природной территории.

        Глава ХХ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР ОСОБО
                   ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

      Статья 71. Государственный учет особо охраняемых природных
                 территорий

      1. Государственный учет особо охраняемых природных территорий включает в себя сбор сведений о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, зонировании, режимах охраны и использовании этих территорий, качественных и количественных изменениях на них объектов государственного природно-заповедного фонда.
      2. Государственный учет особо охраняемых природных территорий проводят природоохранные учреждения и исполнительные органы, в ведении которых находятся эти территории, по единым формам учетной документации и методическим указаниям по их заполнению.

      Статья 72. Государственный кадастр особо охраняемых природных
                 территорий

      1. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения об этих территориях.
      Данные государственного кадастра особо охраняемых природных территорий служат для:
      оценки и прогнозирования состояния особо охраняемых природных территорий;
      разработки схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий;
      осуществления государственного контроля и разрешения споров в области особо охраняемых природных территорий.
      2. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий

ведется по единым правилам с использованием унифицированных форм
хранения информации и соблюдением принципов сопоставимости с
государственными кадастрами природных ресурсов.
     Материалы государственного кадастра особо охраняемых природных
территорий подлежат опубликованию.

  Глава ХХI. ФИНАНСИРОВАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ОСОБО
                  ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

     Статья 73. Источники финансирования особо охраняемых природных
                территорий

     Финансирование особо охраняемых природных территорий
производится за счет:
     средств из республиканского бюджета;
     средств из местных бюджетов;
     средств из фондов охраны окружающей среды;
     специальных средств особо охраняемых природных территорий со
статусом природоохранного учреждения и средств фондов особо
охраняемых природных территорий;
     добровольных взносов и пожертвований юридических и физических
лиц;
     иных источников финансирования,  не запрещенных законода-
тельством.



      Статья 74. Расходование средств из республиканского бюджета на
                 особо охраняемые природные территории

      Из средств республиканского бюджета обеспечивается финансирование следующих мероприятий:
      разработки республиканской схемы развития и размещения сети особо охраняемых природных территорий, обоснований создания этих территорий республиканского значения;
      покрытия убытков, причиненных собственнику или пользователю в связи с изъятием земельного участка при организации особо охраняемых природных территорий республиканского значения;
      ведения государственного учета особо охраняемых природных территорий республиканского значения;
      ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий;
      охраны и восстановления государственного природно-заповедного фонда, научных, культурно-просветительных и учебных мероприятий, выполняемых на особо охраняемых природных территориях республиканского значения.

      Статья 75. Расходование средств из местных бюджетов на особо
                 охраняемые природные территории

      Из средств местных бюджетов обеспечивается финансирование следующих мероприятий:
      разработки областных схем развития и размещения сети особо охраняемых природных территорий, обоснований создания этих территорий местного значения;
      покрытия убытков, причиненных собственнику или землепользователю в связи с изъятием земельного участка при организации особо охраняемых природных территорий местного значения;
      государственного учета особо охраняемых природных территорий местного значения;
      содержания и обустройства особо охраняемых природных территорий местного значения, работы по охране и восстановлению государственного природно-заповедного фонда, научных, культурно-просветительных и учебных мероприятий, выполняемых на этих территориях.

      Статья 76. Расходование средств из фондов охраны окружающей
                  среды на особо охраняемые природные территории

      Расходование средств из фондов охраны окружающей среды на цели особо охраняемых природных территорий производится в соответствии с положениями об этих фондах.

      Статья 77. Платность использования особо охраняемых природных
                 территорий

      1. Использование особо охраняемых природных территорий юридическими и физическими лицами в научных, культурно-просветительных, учебных, туристических, рекреационных и ограниченных хозяйственных целях осуществляется на платной основе.
      2. Допускается в установленном порядке и на платной основе предоставление юридическим и физическим лицам зданий и сооружений на особо охраняемых природных территориях для осуществления научной, культурно-просветительной, учебной, туристической и рекреационной деятельности.

      Статья 78. Специальные средства и фонды особо охраняемых
                 природных территорий

      1. Особо охраняемые природные территории со статусом природоохранного учреждения могут иметь специальные средства, которые формируются за счет:
      средств, взимаемых с нарушителей за возмещение ущерба, причиненного ими государству нарушением законодательства об особо охраняемых природных территориях;
      средств от реализации конфискованного транспорта, орудий для незаконного использования государственного природно-заповедного фонда, незаконно полученной продукции;
      платы за использование особо охраняемых природных территорий и за услуги, оказываемые юридическим и физическим лицам;
      средств, получаемых от выдачи разрешений на использование символики особо охраняемых природных территорий;
      добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц;
      средств из иных источников, не запрещенных законодательством.
      2. Порядок образования и расходования специальных средств особо охраняемых природных территорий со статусом природоохранного учреждения утверждают совместно финансовые органы и исполнительные органы, в ведении которых находятся эти территории.
      3. Исполнительные органы, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории, не имеющие статуса природоохранного учреждения, могут создавать в установленном порядке фонды особо охраняемых природных территорий.
      4. Запрещается использование специальных средств и фондов особо охраняемых природных территорий на иные цели, не связанные с сохранением и развитием этих территорий.

      Статья 79. Экономическое стимулирование особо охраняемых
                 природных территорий

      В целях экономического стимулирования особо охраняемых природных территорий допускается освобождение их от платы за пользование природными ресурсами или снижение ставок налогов, сборов и специальных платежей за природопользование в соответствии с действующим законодательством.

        Глава ХХII. КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ
                         ТЕРРИТОРИЙ

      Статья 80. Задачи и виды контроля в области особо охраняемых
                 природных территорий

      1. Контроль в области особо охраняемых природных территорий предусматривает наблюдение за состоянием этих территорий, проверку выполнения мероприятий по охране и восстановлению государственного природно-заповедного фонда, соблюдение действующего законодательства.
      2. В Республике Казахстан осуществляется государственный и общественный контроль в области особо охраняемых природных территорий.

      Статья 81. Государственный контроль в области особо охраняемых
                 природных территорий

      1. Государственный контроль в области особо охраняемых природных территорий осуществляют:
      государственная инспекция по особо охраняемым природным территориям;
      специально уполномоченные органы, осуществляющие государственный контроль за охраной окружающей среды, а также за охраной и использованием природных ресурсов;
      службы охраны особо охраняемых природных территорий;
      местные представительные и исполнительные органы.
      2. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль, имеют право:
      посещать в установленном порядке особо охраняемые природные территории, запрашивать и бесплатно получать документацию и иные материалы, необходимые для осуществления государственного контроля;
      проверять выполнение обязательств по сохранению и развитию особо охраняемых природных территорий, ведение и достоверность данных государственного учета этих территорий;
      проверять выполнение мероприятий по охране и восстановлению государственного природно-заповедного фонда, защитных мероприятий по предупреждению и ликвидации вредных воздействий на окружающую среду, обеспечение режимов использования охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон особо охраняемых природных территорий;
      проверять у лиц, находящихся на особо охраняемых территориях, разрешения на право пребывания, задерживать лиц, нарушивших правила пребывания, и доставлять нарушителей в правоохранительные органы;
      производить на особо охраняемых природных территориях досмотр у задержанных лиц транспортных средств и личных вещей, изымать у нарушителей транспорт, орудия незаконного использования природных ресурсов, незаконно добытую продукцию и соответствующие документы;
      составлять акты о нарушениях режимов охраны особо охраняемых природных территорий и охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон этих территорий;
      привлекать в пределах своей компетенции и в установленном порядке нарушителей к ответственности или направлять материалы в соответствующие органы;
      определять (участвовать в определении) размеры вреда, причиненного в результате нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях, и на основании этого предъявлять требования к виновным лицам о добровольном возмещении этого вреда или предъявлять иски в суд;
      выносить обязательные для исполнения предписания об ограничении или приостановлении работ на особо охраняемых природных территориях, осуществляемых с нарушением законодательства, о запрещении деятельности, не соответствующей режимам охраны этой территории;
      пользоваться иными правами, предоставленными действующим законодательством.
      2. Должностные лица служб охраны особо охраняемых природных территорий наделяются правами, соответствующими правам государственных инспекторов специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей среды и природных ресурсов.

      Статья 82. Общественный контроль в области особо охраняемых
                  природных территорий

      1. Общественный контроль в области особо охраняемых природных территорий проводят общественные объединения по своей инициативе, договорам с природоохранными учреждениями и специально уполномоченными органами, осуществляющими государственный контроль.
      2. Порядок проведения общественного контроля определяется общественными объединениями в соответствии с их уставами и по согласованию с природоохранными учреждениями и специально уполномоченными органами, осуществляющими государственный контроль.

      Статья 83. Меры защиты лиц, осуществляющих контроль в области
                 особо охраняемых природных территорий

      1. Лица, осуществляющие государственный контроль в области особо охраняемых природных территорий, подлежат обязательному страхованию и имеют право на возмещение ущерба в случае гибели или увечья при исполнении служебных обязанностей.
      2. Лица, осуществляющие контроль в области особо охраняемых

природных территорий, имеют право на хранение, ношение и применение
специальных средств и огнестрельного оружия в установленном порядке.

        Глава ХХIII. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
           ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

     Статья 84. Разрешение споров в области особо охраняемых
                природных территорий

     Споры в области особо охраняемых природных территорий
разрешаются в порядке, установленном законодательством Республики
Казахстан.

     Статья 85. Ответственность за нарушение законодательства об
                особо охраняемых природных территориях



      Ответственность за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях устанавливается в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 86. Возмещение вреда, причиненного нарушением
                 законодательства об особо охраняемых природных
                 территориях

      1. Организации и физические лица, причинившие вред особо охраняемым природным территориям, имуществу природоохранных учреждений вследствие нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях, обязаны возместить вред в полном объеме.
      2. Возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства об особо охраняемых природных территориях, производится добровольно или по решению суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления вреда, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление государственного природно-заповедного фонда с учетом нанесенных убытков.

       Глава ХХIV. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОСОБО
                   ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

      Статья 87. Международное сотрудничество в области особо
                 охраняемых природных территорий

      1. Международное сотрудничество в области особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и на основе общепризнанных норм международного права.
      Исполнительные органы, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории, природоохранные учреждения и общественные объединения могут поддерживать международные связи и сотрудничать в установленном порядке с международными организациями по вопросам заповедного дела и охраны окружающей среды.
      2. Особо охраняемые природные территории Республики Казахстан в

соответствии с международными соглашениями и договорами могут быть
включены в категорию природных резерватов международного значения.

     Статья 88. Международные договоры Республики Казахстан в области
                особо охраняемых природных территорий

     Если международными договорами, ратифицированными Республикой
Казахстан, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в
законодательстве Республики Казахстан, то применяются нормы
международных договоров.

     Президент
Республики Казахстан