Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений и направлен на обеспечение экологической безопасности, предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественные экологические системы, сохранение биологического разнообразия и организацию рационального природопользования.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины и определения
В настоящем Законе используются следующие основные термины и определения:
окружающая среда - совокупность природных объектов, в том числе природных ресурсов как живых, так и неживых, включая атмосферный воздух, воду, почву, недра, животный и растительный мир, а также климат в их взаимодействии;
охрана окружающей среды - система государственных и общественных мер, направленных на гармоничное взаимодействие природы и человека, улучшение качества окружающей среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;
объекты охраны окружающей среды - составные части окружающей среды, охраняемые законодательством;
природные ресурсы - составные части окружающей среды, используемые в процессе хозяйственной и иной деятельности для удовлетворения материальных, культурных и других потребностей общества;
природопользование - пользование природными ресурсами в хозяйственной и иной деятельности человека;
качество окружающей среды - характеристика состава и свойств окружающей среды;
мониторинг окружающей среды - слежение за состоянием окружающей человека природной среды и предупреждение о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей и других живых организмов;
нормирование качества окружающей среды - установление показателей качества окружающей среды, определяющих ее пригодность для существования человека и обеспечивающих сохранение биоразнообразия, устойчивое использование экосистем;
загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду потенциально опасных химических и биологических веществ, радиоактивных материалов, отходов производства и потребления, а также влияние на окружающую среду шума, вибраций, магнитных полей и иных вредных физических воздействий;
экологические требования - обязательные для исполнения ограничения и запреты хозяйственной и иной деятельности, отрицательно влияющей на окружающую среду, содержащиеся в законодательных, иных подзаконных нормативных правовых и нормативно-технических актах Республики Казахстан;
экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду;
экологическая система - взаимосвязанная единая функциональная совокупность организмов и неживой среды их обитания.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области охраны
окружающей среды
1. Задачами законодательства Республики Казахстан в области охраны окружающей среды являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью улучшения качества окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, укрепления законности и правопорядка.
2. Законодательство Республики Казахстан об охране окружающей среды основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, законов об охране, воспроизводстве и использовании природных ресурсов, а также других законодательных и иных нормативных правовых актов.
В случае противоречия между настоящим Законом и иным актом, содержащим нормы, регулирующие отношения по охране окружающей среды, последние могут применяться только после внесения в настоящий Закон соответствующих изменений.
Вопросы охраны и использования земли, недр, вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, объектов окружающей среды, имеющих особую экологическую, научную и культурную ценность, особо охраняемых природных территорий в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируются соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды
Охрана окружающей среды осуществляется на основе соблюдения следующих основных принципов:
приоритета охраны жизни и здоровья человека, сохранения и восстановления окружающей среды, благоприятной для жизни, труда и отдыха населения;
сбалансированного решения социально-экономических задач и проблем окружающей среды в целях перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию в условиях рыночных отношений и удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей в здоровой и благоприятной окружающей среде;
обеспечения экологической безопасности и восстановления нарушенных естественных экологических систем на территориях с неблагоприятной экологической обстановкой;
рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, поэтапного введения платы за природопользование и внедрения экономического стимулирования охраны окружающей среды;
обеспечения сохранения биологического разнообразия и объектов окружающей среды, имеющих особое экологическое, научное и культурное значение;
государственного регулирования и государственного контроля, неотвратимости ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды;
предотвращения нанесения ущерба окружающей среде, оценки возможного воздействия на окружающую среду;
активного и демократичного участия населения, общественных объединений и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды;
международного сотрудничества в области охраны окружающей среды на основе международного права.
Статья 4. Объекты охраны окружающей среды
Охране от уничтожения, деградации, повреждения, истощения, загрязнения, нерационального использования и иного вредного воздействия подлежат:
земля, недра, вода, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир;
естественные экологические системы, климат и озоновый слой Земли.
Особой охране подлежат объекты окружающей среды, имеющие особую экологическую, научную и культурную ценность, а также особо охраняемые природные территории.
Глава II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Статья 5. Права и обязанности граждан в области охраны
окружающей среды
1. Каждый гражданин и лица без гражданства, а также иностранцы, находящиеся на территории Республики Казахстан, имеют право на благоприятную для их жизни и здоровья окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и мерах по ее улучшению, возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды.
2. Граждане имеют право:
использовать в установленном порядке природные ресурсы, осуществлять меры по их охране и воспроизводству, участвовать в охране и оздоровлении окружающей среды;
создавать общественные объединения и общественные фонды охраны окружающей среды;
принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, референдумах по охране окружающей среды;
обращаться в государственные органы и организации с письмами, жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды и требовать их рассмотрения;
вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и принимать в ней участие;
требовать отмены в административном или судебном порядке решений о размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных экологически вредных объектов, а также об ограничении, приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека;
ставить вопросы о привлечении к ответственности виновных организаций, должностных лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды;
реализовывать в установленном порядке другие свои права, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами.
3. Каждый гражданин обязан охранять окружающую среду и бережно относиться к природным ресурсам, соблюдать законодательство об охране окружающей среды, повышать уровень своих экологических знаний и содействовать экологическому воспитанию подрастающих поколений.
Статья 6. Права и обязанности общественных объединений в области
охраны окружающей среды
1. Общественные объединения при осуществлении своей деятельности в области охраны окружающей среды имеют право:
разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать права и интересы граждан, привлекать их на добровольных началах к активной деятельности в области охраны окружающей среды;
выполнять работы по охране и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, участвовать в охране объектов окружающей среды, имеющих особую экологическую, научную и культурную ценность, организации и деятельности особо охраняемых природных территорий;
выполнять в установленном порядке работы по экологическому воспитанию и образованию, научные исследования в области охраны окружающей среды;
требовать проведения государственной экологической экспертизы и проводить общественную экологическую экспертизу;
осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды;
получать от государственных органов и организаций своевременную, полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и мерах по ее оздоровлению;
сотрудничать и взаимодействовать в области охраны окружающей среды с государственными органами и международными организациями, заключая с ними соглашения, выполнять для них по договорам определенные работы, предусмотренные законодательством;
участвовать в обсуждении законопроектов по охране окружающей среды;
требовать отмены в административном или судебном порядке решений о размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных экологически вредных объектов, а также об ограничении, приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека;
ставить вопросы о привлечении к ответственности виновных организаций, должностных лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей среды;
реализовывать в установленном порядке другие свои права, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами.
2. Общественные объединения обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и общественных объединениях.
Глава III. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан в
области охраны окружающей среды
Правительство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды:
разрабатывает основные направления государственной политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению;
разрабатывает национальные (государственные) экологические программы и программы по различным направлениям природопользования, представляет их на утверждение Президенту Республики Казахстан;
осуществляет руководство деятельностью министерств, государственных комитетов, центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, и местных исполнительных органов, контролирует исполнение ими законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан;
управляет государственной собственностью, вырабатывает и осуществляет меры по ее использованию, возложенные на Правительство;
определяет порядок разработки и утверждения нормативов качества окружающей среды и экологических требований к хозяйственной и иной деятельности;
устанавливает порядок взимания платы за загрязнение окружающей среды и за охрану и воспроизводство природных ресурсов;
утверждает положения о государственных фондах охраны окружающей среды;
устанавливает порядок и условия проведения обязательного экологического страхования;
в установленных законодательством случаях выносит постановления о предоставлении природных ресурсов в природопользование, заключает договоры (контракты), устанавливает лимиты и квоты на природопользование;
утверждает перечень видов природопользования, по которым необходимо получение природопользователями разрешений, и порядок выдачи этих разрешений;
утверждает концепции по различным видам природопользования, устанавливает порядок государственного устройства природопользования, утверждения и реализации схем комплексного использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, ведения государственного учета и государственных кадастров природных ресурсов;
устанавливает структуру, содержание и порядок ведения государственного мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;
утверждает перечень экологически опасных видов хозяйственной деятельности и порядок их обязательного государственного лицензирования, а также перечень групп однородной продукции (работ, услуг) в области охраны окружающей среды, подлежащих обязательной стандартизации и сертификации;
утверждает перечень объектов охраны окружающей среды, имеющих особое экологическое, научное и культурное значение, организует государственные заповедники, государственные национальные и природные парки, другие особо охраняемые природные территории в пределах своей компетенции;
определяет порядок предоставления информации и ведения государственной статистики в области охраны окружающей среды;
утверждает перечень специально уполномоченных органов, осуществляющих функции охраны окружающей среды, управления природопользованием и государственного контроля в этой области, определяет порядок их деятельности, а также устанавливает порядок лицензирования и ведения экологической аудиторской деятельности;
осуществляет международное сотрудничество;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 8. Компетенция центрального исполнительного органа
Республики Казахстан в области охраны окружающей среды
Центральный исполнительный орган Республики Казахстан в области охраны окружающей среды координирует деятельность иных центральных исполнительных органов, осуществляющих функции охраны окружающей среды и управления природопользованием, и осуществляет надведомственный государственный контроль.
Центральный исполнительный орган Республики Казахстан в области охраны окружающей среды:
проводит единую государственную политику в области охраны окружающей среды и организует выполнение национальных (государственных) экологических программ;
утверждает в пределах своей компетенции или согласовывает нормативы качества окружающей среды и экологические требования по хозяйственной и иной деятельности;
осуществляет в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, руководство республиканским фондом охраны окружающей среды и контролирует его деятельность;
выдает лицензии на экологически опасные виды хозяйственной деятельности, сбросы и выбросы вредных веществ в окружающую среду в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, заключает договоры (контракты), устанавливает лимиты и квоты, выдает разрешение на природопользование;
проводит работы по государственному мониторингу окружающей среды, а также руководит единой системой мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;
организует государственную экологическую экспертизу;
координирует и осуществляет общее методическое руководство заповедным делом, организует государственную инспекцию по особо охраняемым природным территориям, ведет их государственный кадастр;
осуществляет государственный контроль за охраной, воспроизводством и использованием животного и растительного мира;
ведет государственный кадастр редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов животного и растительного мира, обеспечивает издание Красной книги; осуществляет в соответствии со своей компетенцией государственный контроль в области охраны окружающей среды; участвует в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды; выполняет иные функции по обеспечению эффективной охраны окружающей среды. <*> Сноска. В статью 8 внесены изменения - Законом РК от 11 мая 1999 г. N 381 Z990381_ . Статья 9. Компетенция иных центральных исполнительных органов Республики Казахстан, осуществляющих функции охраны окружающей среды и управления природопользованием Правовое положение и компетенцию иных центральных исполнительных органов Республики Казахстан, осуществляющих функции охраны окружающей среды и управления природопользованием, устанавливает Правительство Республики Казахстан на основании законодательных актов.
Статья 10. Компетенция местных представительных и исполнительных
органов и органов местного самоуправления в области
охраны окружающей среды
1. Местные представительные органы:
утверждают программы по охране окружающей среды и природопользованию на соответствующих территориях;
утверждают расходы по охране и оздоровлению окружающей среды в составе местных бюджетов;
заслушивают отчеты руководителей местных исполнительных органов и организаций о состоянии охраны окружающей среды и природопользования;
принимают в пределах своей компетенции обязательные правила, за нарушения которых предусмотрена административная ответственность по вопросам оздоровления окружающей среды, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, охраны объектов окружающей среды, имеющих особую экологическую, научную и культурную ценность. Правила вступают в силу не менее чем через две недели после их обнародования.
2. Местные исполнительные органы:
осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей среды и регулируют природопользование в пределах своей компетенции;
организуют разработку и реализацию программ по охране окружающей среды и природопользованию на соответствующих территориях, экологическую экспертизу, строительство и реконструкцию объектов по охране окружающей среды;
утверждают размеры платы за загрязнение окружающей среды, подготавливают заключения о запрещении строительства и реконструкции предприятий, сооружений и иных объектов, по которым имеется отрицательное заключение экологической экспертизы, приостанавливают хозяйственную и иную деятельность в судебном порядке в случае нарушения экологических требований и принимают соответствующие меры;
принимают решения или вносят предложения в вышестоящие органы об охране объектов окружающей среды, имеющих особую экологическую, научную и культурную ценность, и об организации особо охраняемых природных территорий;
осуществляют иные полномочия в соответствии с законом.
3. Органы местного самоуправления в области охраны окружающей среды обеспечивают участие населения в решении вопросов местного значения в пределах полномочий, установленных законодательством. <*>
Сноска. В статью 10 внесены изменения - Законом РК от 29 ноября 1999 г. N 488 Z990488_ .
Глава IY. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Статья 11. Природные ресурсы
Земля и ее недра, вода, растительный и животный мир, другие природные ресурсы составляют материальную основу суверенитета Республики Казахстан и находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.
Статья 12. Природопользователи
Природопользователи разделяются на юридические и физические лица, государственные и негосударственные, национальные и иностранные.
К национальным природопользователям относятся граждане Республики Казахстан и казахстанские юридические лица, в том числе с иностранным участием, а к иностранным природопользователям - иностранные граждане, иностранные юридические лица, иностранные государства, международные объединения и организации.
Природопользователи могут быть:
постоянными (право природопользования носит бессрочный характер) и временными (право природопользования ограничено определенным сроком);
первичными (право природопользования получено от государства либо от других первичных природопользователей в порядке отчуждения этого права) и вторичными (право временного природопользования получено на основании договора от первичного природопользователя, сохраняющего за собой этот статус).
Статья 13. Общее и специальное природопользование
Природные ресурсы в Республике Казахстан находятся в общем и специальном природопользовании.
Общее природопользование осуществляется бесплатно для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения и без предоставления природных ресурсов гражданам и организациям. Ограничения общего природопользования допускаются, если это прямо предусмотрено законодательством.
При специальном природопользовании природные ресурсы предоставляются природопользователям в установленном порядке. Право специального природопользования может быть постоянным или временным, отчуждаемым или неотчуждаемым, приобретаемым возмездно или безвозмездно, первичным или вторичным.
Особенности возникновения права специального природопользования или ограниченного природопользования (сервитуты) определяются законодательством Республики Казахстан.
Статья 14. Основания предоставления природных ресурсов в
природопользование
Природные ресурсы предоставляются в природопользование на основании:
лицензий на пользование природными ресурсами и осуществление отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды;
решений местных исполнительных органов или постановлений Правительства Республики Казахстан о предоставлении природных ресурсов в природопользование;
договоров (контрактов) на природопользование.
Статья 15. Лимиты и квоты на природопользование
Лимиты и квоты на природопользование представляют собой установленные природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов производства и потребления.
Лимиты и квоты устанавливаются Правительством Республики Казахстан в соответствии с действующими нормативами качества окружающей среды и экологическими требованиями к хозяйственной и иной деятельности.
Статья 16. Разрешение на природопользование
Разрешение на природопользование представляет собой документ, выдаваемый природопользователю специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды и удостоверяющий право природопользователя на использование (изъятие) природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства и потребления с указанием конкретных сроков и объемов, норм, условий природопользования и применяемой технологии.
Статья 17. Государственное регулирование природопользования
Для обеспечения государственного регулирования природопользования осуществляется его государственное устройство, составляются схемы комплексного использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, ведутся государственный учет и государственные кадастры природных ресурсов, государственный мониторинг окружающей среды и природных ресурсов в соответствии с национальными (государственными) программами за счет бюджетных средств.
Статья 18. Государственное устройство природопользования и схемы
комплексного использования, воспроизводства и охраны
природных ресурсов
Государственное устройство природопользования представляет собой систему мероприятий, направленных на организацию рационального использования, воспроизводство и охрану природных ресурсов.
В предусмотренных законодательством случаях составляются схемы комплексного использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.
Статья 19. Государственный учет и государственные кадастры
природных ресурсов
В целях определения количества и качества природных ресурсов, используемых для нужд населения и отраслей экономики, ведутся государственный учет и государственные кадастры природных ресурсов, представляющие собой совокупность сведений об их состоянии, использовании, воспроизводстве и охране.
Статья 20. Основные обязанности и охрана прав
природопользователей
1. Природопользователи обязаны:
использовать природные ресурсы в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления;
соблюдать установленные экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, действующие стандарты, технические условия и нормативы качества окружающей среды;
экономично использовать предоставленные природные ресурсы, не наносить ущерба окружающей среде и не допускать нарушения прав других природопользователей;
проводить в установленном порядке мероприятия по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов;
своевременно выплачивать установленную плату за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей среды, охрану и воспроизводство природных ресурсов;
представлять необходимую информацию по требованию органов,
осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды; выполнять иные требования, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. 2. Права природопользователей охраняются законом. Никто не может быть лишен права природопользования или ограничен в нем иначе, как по основаниям, указанным в законе. Нарушенные права природопользователей подлежат восстановлению в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан. Глава Y. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 21. Виды деятельности, подлежащие лицензированию 1. Лицензированию подлежат следующие виды деятельности: 1) использование природных ресурсов в соответствии с законодательством о них; 2) осуществление выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду; 3) захоронение и хранение отходов производства и потребления, представляющих особую опасность для окружающей среды и здоровья населения; 4) экологическая аудиторская деятельность. 2. Экологически опасные виды хозяйственной деятельности подлежат обязательному государственному лицензированию.
Статья 22. Порядок лицензирования деятельности по использованию
природных ресурсов и охране окружающей среды
Лицензирование деятельности по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды осуществляется специально уполномоченными государственными органами, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан.
Условия и порядок выдачи лицензий регламентируется законодательством.
Статья 23. Договор (контракт) на природопользование
Договор (контракт) на природопользование заключается между природопользователем и исполнительными органами или Правительством Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством.
Договор (контракт) на природопользование является недействительным без предварительного получения природопользователем лицензии, если использование природных ресурсов и осуществление отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды требуют обязательного государственного лицензирования.
Срок действия, условия и порядок прекращения договора (контракта) определяются соглашением сторон в соответствии с законодательством Республики Казахстан или лицензией.
Условия договора (контракта), противоречащие лицензии, являются недействительными. Отзыв лицензии влечет прекращение действия договора (контракта).
Договор (контракт) на природопользование до его подписания подлежит согласованию со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды.
Глава YI. МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Статья 24. Государственный мониторинг окружающей среды и
природных ресурсов
1. Государственный мониторинг окружающей среды и природных ресурсов осуществляется специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими функции охраны окружающей среды и управления природопользованием, и включает:
1) проводимые по определенной программе наблюдения за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, а также источниками антропогенного воздействия на них;
2) оценку состояния указанных объектов наблюдений;
3) прогноз их изменений.
2. Мониторинг окружающей среды и природных ресурсов проводится с целью обеспечения принятия управленческих и хозяйственных решений в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
3. В Республике Казахстан создается и действует Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов.
4. Структура, содержание и порядок функционирования государственного мониторинга окружающей среды и природных ресурсов определяются законодательством.
5. Информация, получаемая в рамках Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, является государственной собственностью и используется исполнительными органами для выработки и принятия хозяйственных решений и контроля за их использованием, а также для информирования населения.
Статья 25. Производственный мониторинг окружающей среды
1. Юридические лица - природопользователи обязаны вести производственный мониторинг окружающей среды, учет и отчетность о воздействии осуществляемой ими хозяйственной деятельности на окружающую среду.
2. Средства измерения, используемые для производственного
мониторинга окружающей среды, должны соответствовать требованиям стандартизации и метрологии. 3. Данные производственного мониторинга и отчетность о воздействии на окружающую среду передаются специально уполномоченным исполнительным органам Республики Казахстан в области охраны окружающей среды в согласованные с ними сроки. Глава VII. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 26. Экономические методы охраны окружающей среды Экономическими методами охраны окружающей среды являются: планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды; плата за пользование природными ресурсами; плата за загрязнение окружающей среды; плата за охрану и воспроизводство природных ресурсов; экономическое стимулирование охраны окружающей среды; экологическое страхование; создание фондов охраны окружающей среды.
Статья 27. Планирование и финансирование мероприятий по охране
окружающей среды
1. Мероприятия по охране окружающей среды учитываются в прогнозных и программно-целевых документах и материалах, включаются в проекты индикативного планирования социально-экономического развития Республики Казахстан, национальные (государственные) программы и концепции по различным направлениям природопользования.
Порядок разработки экологических программ и концепций по
различным направлениям природопользования определяется законодательством Республики Казахстан. 2. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды производится за счет: республиканского бюджета и местных бюджетов; средств фондов охраны окружающей среды; средств экологического страхования; собственных средств природопользователей; добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц; иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Республики Казахстан. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды в бюджетах всех уровней выделяется отдельной строкой.
Статья 28. Плата за пользование природными ресурсами
Плата за пользование природными ресурсами взимается с природопользователей в виде общегосударственных налогов, местных налогов и сборов, специальных платежей и налогов, предусмотренных за отдельные виды природопользования.
Статья 29. Плата за загрязнение окружающей среды
Плата за загрязнение окружающей среды взимается с организаций и граждан за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления.
Плата за загрязнение окружающей среды сверх установленных лимитов взимается в повышенных размерах в порядке, установленном законодательством.
Ставки платежей за загрязнение окружающей среды утверждаются акимами областей (города Алматы) по согласованию с центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды.
Статья 30. Плата за охрану и воспроизводство природных ресурсов
Плата за охрану и воспроизводство природных ресурсов взимается с природопользователей в порядке компенсации возмещения бюджетных затрат на осуществление указанной деятельности.
Статья 31. Экономическое стимулирование охраны окружающей среды
1. Экономическое стимулирование охраны окружающей среды осуществляется через экологически ориентированную политику субсидий юридических лиц - природопользователей, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды, и иные меры стимулирующего характера.
2. Экономическое стимулирование охраны окружающей среды может осуществляться при помощи мер, не противоречащих законодательству.
Статья 32. Экологическое страхование
1. Экологическое страхование представляет собой отношение по имущественной защите юридических лиц и граждан (застрахованных) при наступлении определенных страховых случаев вследствие загрязнения окружающей среды и нерационального использования природных ресурсов посредством выплаты страховых возмещений за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплачиваемых им страхователями страховых платежей, а также из иных источников, не запрещенных законодательством.
2. Юридические лица и граждане, занимающиеся экологически опасными видами хозяйственной и иной деятельности, подлежат обязательному экологическому страхованию. Договор обязательного страхования может быть заключен только со страховщиком, имеющим лицензию на данный вид страхования.
3. Добровольное экологическое страхование осуществляется юридическими лицами и гражданами в силу их волеизъявления. Виды, условия и порядок добровольного экологического страхования определяются соглашениями между страховщиками и страхователями.
Статья 33. Фонды охраны окружающей среды
1. Фонды охраны окружающей среды создаются для финансирования решения неотложных задач охраны окружающей среды, восстановления потерь в окружающей среде, компенсации причиненного вреда и других мероприятий в области охраны окружающей среды.
2. Фонды охраны окружающей среды являются юридическими лицами и могут быть государственными и общественными.
Государственные фонды охраны окружающей среды подразделяются на республиканский и местные фонды.
3. Республиканский фонд охраны окружающей среды образуется за счет отчислений местных фондов.
4. Местные фонды охраны окружающей среды образуются из средств, поступающих от природопользователей в виде платы за загрязнение окружающей среды, полученных по искам о возмещении вреда, штрафов за нарушение законодательства об охране окружающей среды, средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой продукции, а также иных поступлений, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.
5. Порядок деятельности государственнных фондов, использования их средств определяется положениями о фондах охраны окружающей среды.
6. Порядок формирования и расходования средств общественных фондов охраны окружающей среды определяется положениями (уставами) о них.
Статья 34. Использование средств государственных фондов охраны
окружающей среды
1. Средства государственных фондов охраны окружающей среды, не подменяя другие источники финансирования, используются на:
1) научно-технические исследования, содействие внедрению ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;
2) участие в финансировании строительства, реконструкции природоохранных объектов, осуществляемых юридическими лицами - природопользователями;
3) осуществление мер по воспроизводству природных ресурсов, которым нанесен ущерб в результате загрязнения окружающей среды;
4) выплату в установленном порядке компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненного их здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую среду;
5) долевое участие в разработке и реализации программ и проектов, нормативно-методических документов, направленных на улучшение качества окружающей среды;
6) развитие экологического воспитания и образования;
7) создание и обустройство особо охраняемых природных территорий;
8) укрепление материально-технической базы исполнительных органов в области охраны окружающей среды;
9) другие цели, связанные с охраной окружающей среды.
2. (Пункт 2 исключен - Законом РК от 24 декабря 1998 г. N 334 Z980334_ )
Глава VIII. НОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Статья 35. Основные задачи и требования нормирования качества
окружающей среды
Нормирование качества окружающей среды ставит целью установление научно обоснованных предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность и охрану здоровья населения, обеспечивающих предотвращение загрязнения окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.
В основные задачи нормирования окружающей среды входят:
установление критериев качества окружающей среды и определение его влияния на здоровье человека, охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
установление предельно допустимых величин и уровней вредных воздействий на окружающую среду.
Не допускается завышение установленных нормативов качества окружающей среды или замена их на временные и заниженные нормы.
Допускаются изменения величин нормативов в сторону ужесточения в зависимости от конкретных экологических условий территорий.
Утвержденные нормативы качества окружающей среды являются обязательными для всех юридических и физических лиц, подлежат опубликованию и свободному распространению.
Если в стране инвестора или поставщика (производителя) оборудования действуют менее строгие нормативы качества окружающей среды, чем в Республике Казахстан, такой проект может быть реализован в Республике Казахстан в соответствии с зарубежными нормативами при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Статья 36. Основные виды нормативов качества окружающей среды К основным видам нормативов качества окружающей среды относятся: нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде; нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду; нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий; нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия; предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском и лесном хозяйстве; нормативы охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон. Законодательство Республики Казахстан может предусматривать и иные виды нормативов качества окружающей среды. Статья 37. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде
В целях охраны здоровья населения, растительного и животного мира, сохранения их генетических фондов устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций потенциально опасных химических и биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воду, почву и недра.
Статья 38. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов
загрязняющих веществ в окружающую среду
В целях предотвращения загрязнения окружающей среды с учетом всех источников и объемов загрязнения на соответствующей территории, комплексного их влияния на здоровье населения, растительный и животный мир устанавливаются по каждому источнику загрязнения нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Статья 39. Нормативы предельно допустимых уровней шума,
вибрации, магнитных полей и иных вредных физических
воздействий
В целях сохранения здоровья и трудоспособности населения, охраны растительного и животного мира, благоприятной для жизни окружающей среды устанавливаются нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий.
Статья 40. Нормативы предельно допустимого уровня радиационного
воздействия
В целях предотвращения опасности для здоровья и генетического фонда человека, охраны растительного и животного мира устанавливаются нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия в окружающей среде и продуктах питания.
Статья 41. Предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в
сельском и лесном хозяйстве
В целях охраны здоровья и генетического фонда человека, охраны растительного и животного мира устанавливаются предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов и других агрохимикатов в сельском и лесном хозяйстве в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, почвах и водах.
Статья 42. Охранные, санитарно-защитные и иные защитные зоны
В целях предотвращения вредного воздействия на окружающую среду и сохранения объектов, требующих особой охраны, устанавливаются охранные, санитарно-защитные и иные защитные зоны.
Размеры охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон, режимы их использования устанавливаются в соответствии с законодательством.
Глава IХ. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Статья 43. Объекты стандартизации и сертификации в области
охраны окружающей среды
К объектам стандартизации и сертификации в области охраны окружающей среды относится производимая в Республике Казахстан или ввозимая на ее территорию продукция (работы, услуги), которая может повлечь угрозу для экологической безопасности, жизни и здоровья населения, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.
Статья 44. Стандартизация в области охраны окружающей среды
Государственные стандарты Республики Казахстан и технические условия в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и регистрируются в порядке, установленном законодательством.
Разработка, изготовление, поставка (реализация), хранение, транспортирование, использование (эксплуатация) и ремонт продукции (изделия), выполнение работ (услуг) с нарушением требований зарегистрированных стандартов и технических условий в области охраны окружающей среды запрещаются.
Статья 45. Сертификация в области охраны окружающей среды
Для определения соответствия стандартам и техническим условиям в области охраны окружающей среды осуществляется обязательная и добровольная сертификация в порядке, установленном законодательством.
Реализация продукции (работ, услуг), подлежащей обязательной сертификации в области охраны окружающей среды, запрещается без сертификата соответствия.
Глава Х. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 46. Оценка воздействия на окружающую среду
Оценка воздействия на окружающую среду производится в целях определения экологических и иных последствий вариантов принимаемых управленческих и хозяйственных решений, разработки рекомендаций по оздоровлению окружающей среды, предотвращению уничтожения, деградации, повреждения и истощения естественных экологических систем и природных ресурсов.
Результаты оценки воздействия на окружающую среду оформляются в виде документа, являющегося неотъемлемой частью предпроектных и проектных материалов. Запрещается разработка и реализация проектов, влияющих на окружающую среду, без оценки воздействия на нее.
Перепрофилирование, консервация, смена собственности и ликвидация предприятий, сооружений и иных объектов, оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду, могут производиться только по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей среды либо после проведенных ими проверок по оценке воздействия на окружающую среду, устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного вреда в установленном порядке.
Порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется законодательством об экологической экспертизе.
Статья 47. Экологические требования при использовании природных
ресурсов
Экологические требования при использовании земли, недр, вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, объектов охраны окружающей среды, имеющих особую экологическую, научную и культурную ценность, особо охраняемых природных территорий и территорий с неблагополучной экологической обстановкой определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Запрещается хозяйственная и иная деятельность, вызывающая разрушение естественных экологических систем, уничтожение генетических фондов человека, растительного и животного мира, изменения окружающей среды, опасные для жизни и здоровья населения.
Статья 48. Экологические требования к проектированию
При проектировании населенных пунктов, предприятий, зданий и сооружений, объектов промышленности и сельского хозяйства, систем водоснабжения, канализации, гидротехнических сооружений, средств транспорта и связи, технологических процессов, изделий и оборудования, других объектов должны учитываться нормативы качества окружающей среды, предусматриваться обезвреживание и утилизация вредных отходов, малоотходные и безотходные технологии и производства, эффективные меры предупреждения загрязнения окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.
Проекты, по которым отсутствуют положительные заключения государственной экологической экспертизы, не подлежат утверждению, а финансирование по реализации этих проектов не допускается.
Статья 49. Экологические требования при размещении предприятий,
сооружений и иных объектов
Определение мест размещения предприятий, сооружений и иных объектов производится с соблюдением условий и правил охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, с учетом экологических последствий деятельности указанных объектов.
При размещении предприятий, сооружений и иных объектов устанавливаются охранные, санитарно-защитные и иные защитные зоны.
Статья 50. Экологические требования при строительстве и
реконструкции предприятий, сооружений и иных объектов
Строительство и реконструкция предприятий, сооружений и иных объектов могут осуществляться при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и в соответствии с нормативами качества окружающей среды. Не допускаются изменения утвержденного проекта или стоимости работ в ущерб охране окружающей среды.
При выполнении строительных работ должны приниматься меры по рекультивации земель, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов, благоустройству территорий и оздоровлению окружающей среды.
Статья 51. Учет экологических требований и обязательств при
приватизации государственного имущества
1. При приватизации государственного имущества исполнительный орган, уполномоченный на осуществление приватизации, обеспечивает соблюдение экологических требований.
2. Приватизация предприятий и иных объектов осуществляется с учетом результатов проверки экологического состояния. Проверка экологического состояния предприятия или иного объекта предусматривается планом приватизации предприятия и иного объекта и осуществляется с участием органа государственного экологического контроля.
3. Финансирование мероприятий по очистке и обезвреживанию предприятия или иного объекта приватизации осуществляется за счет государства и (или) с согласия нового собственника из следующих источников:
1) средств, реинвестируемых новым владельцем предприятия на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение природоохранных объектов;
2) средств, поступающих на приватизированное предприятие и иной объект в виде целевых кредитов, беспроцентных ссуд и целевого финансирования природоохранных нужд;
3) средств, получаемых предприятием через систему экологического страхования;
4) за счет части средств, поступающих от продажи государственного пакета акций;
5) других источников, предусмотренных законодательством.
Статья 52. Учет экологических требований и обязательств при
банкротстве
1. При возбуждении дела о банкротстве в отношении юридического лица - природопользователя проводится проверка экологического состояния предприятия и иного объекта.
2. Обязанность проведения проверки экологического состояния предприятия и иного объекта возлагается на орган, осуществляющий санацию, либо внешнего управляющего.
3. Объектом проверки выступают результаты хозяйственной деятельности, приведшей к банкротству, а также соблюдение предприятием экологических требований.
4. При производстве дела о банкротстве юридического лица - природопользователя обеспечивается учет интересов кредиторов по экологическим обязательствам.
Статья 53. Учет экологических требований и обязательств при
ликвидации и реорганизации юридического лица
1. Ликвидация и реорганизация юридического лица - природопользователя осуществляется с учетом экологических требований на основании данных проверки состояния предприятия и (или) экологической экспертизы, с обязательным отражением их результатов в ликвидационном балансе, составляемом при соответствующей форме реорганизации юридического лица.
2. Проверка экологического состояния ликвидируемого или реорганизуемого юридического лица осуществляется с участием органа государственной экологической экспертизы.
3. При реорганизации юридического лица обеспечивается правопреемство нового собственника по экологическим обязательствам в соответствии с разделительным балансом.
4. Ликвидация юридического лица производится с учетом интересов кредиторов по экологическим обязательствам.
Статья 54. Экологические требования при вводе в эксплуатацию и
эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов
Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.
Запрещается ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, не обеспеченных установками и оборудованием по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов загрязняющих веществ до уровня предельно допустимых нормативов, средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения запроектированных работ по рекультивации земель, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов.
Статья 55. Экологические требования при эксплуатации объектов
промышленности, энергетики, транспорта и связи,
объектов сельскохозяйственного назначения и
мелиорации
Эксплуатация объектов промышленности, энергетики, транспорта и связи, объектов сельскохозяйственного назначения и мелиорации должна осуществляться с учетом установленных экологических требований и с использованием экологически обоснованных технологий, необходимых очистных сооружений и санитарно-защитных зон, исключающих загрязнение окружающей среды. При эксплуатации указанных объектов должны внедряться малоотходные и безотходные технологии и производства, они должны оснащаться эффективными средствами для очистки, обезвреживания и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, применять безопасные виды топлива, экономно и рационально использовать природные ресурсы, принимать меры по экологической безопасности.
Запрещаются проектирование, строительство атомных и гидроэлектростанций на территориях с большой концентрацией населения, в сейсмически опасных зонах, традиционных местах массового отдыха и лечения населения.
Статья 56. Экологические требования при строительстве городов и
других населенных пунктов
Проектирование, строительство, реконструкция городов и других населенных пунктов должны обеспечивать наиболее благоприятные условия для жизни, труда и отдыха населения с учетом требований экологической безопасности и сохранения окружающей среды.
При планировании и застройке городов и других населенных пунктов должны предусматриваться и осуществляться санитарная очистка, обезвреживание, утилизация, складирование, безопасное удаление, переработка и захоронение промышленных и коммунально-бытовых отходов. При крупных городах и промышленных центрах должны создаваться лесопарковые, зеленые и защитные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Статья 57. Экологические требования при использовании
радиоактивных материалов
Организации и граждане обязаны соблюдать установленные правила производства, хранения, транспортировки, использования, утилизации, удаления и захоронения радиоактивных материалов, не допускать нарушений нормативов предельно допустимого уровня радиационного воздействия, принимать меры по предупреждению и ликвидации радиационного загрязнения окружающей среды.
Запрещается ввоз в Республику Казахстан в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств. Запрещается также захоронение (размещение) радиоактивных отходов и материалов на поверхности земли и в недрах без проведения мероприятий по исключению попадания радиоактивных веществ в окружающую среду.
В случае обнаружения радиационного загрязнения окружающей среды организации и граждане должны немедленно информировать об этом контролирующие органы.
Статья 58. Экологические требования при производстве и
использовании потенциально опасных химических и
биологических веществ
Производство и применение потенциально опасных химических и биологических веществ допускаются после проведения необходимых токсико-гигиенических и эколого-токсикологических исследований, гигиенической регламентации обращения с ними, установления гигиенических и экологических нормативов и осуществления государственной регистрации этих веществ в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Разведение и размещение в окружающей среде биологических объектов, не свойственных местной природе, а также полученных искусственным путем, допускаются при наличии соответствующих экологических обоснований и по разрешениям специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.
Статья 59. Охрана окружающей среды от вредного физического
воздействия
Организации и граждане обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению вредного влияния шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий в производственных, общественных и жилых помещениях, на улицах, во дворах, на площадях городов и других населенных пунктов, в зонах отдыха населения и местах обитания диких животных.
При планировке и застройке городов и других населенных пунктов, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных или иных объектов, создании, освоении и эксплуатации новой техники, средств транспорта и связи должны учитываться нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий.
Статья 60. Экологические требования при обращении с отходами
производства и потребления
1. Складирование, уничтожение и захоронение отходов производятся в местах, определяемых решениями местных исполнительных органов по согласованию со специальными уполномоченными исполнительными органами в области охраны окружающей среды и иными исполнительными органами Республики Казахстан, осуществляющими функции охраны окружающей среды.
2. Ввоз для переработки, захоронения или хранения отходов в Республику Казахстан может осуществляться только по специальному разрешению Правительства Республики Казахстан.
3. Запрещается импорт продукции, не имеющей технологии для ее обезвреживания или утилизации после использования.
4. Экологические требования при обращении с отходами, наряду с настоящим Законом, определяются законодательством об отходах и иными нормативными правовыми актами.
5. Образование и использование производственных и коммунально-бытовых отходов подлежат государственному учету.
Статья 61. Экологические требования к военным и оборонным
объектам, военной деятельности
Экологические требования, установленные настоящим Законом, в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты и военную деятельность, за исключением особых ситуаций, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Статья 62. Охрана климата и озонового слоя Земли
Охрана климата и озонового слоя Земли осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Глава ХI. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Статья 63. Экологическая экспертиза и ее виды
Экологическая экспертиза - определение соответствия хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных отрицательных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними последствий.
В Республике Казахстан осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
Статья 64. Государственная экологическая экспертиза
Государственная экологическая экспертиза проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы.
Перечень объектов, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе, порядок ее проведения определяются законодательством Республики Казахстан.
Запрещаются производство или ввоз на территорию Республики Казахстан продукции (работ, услуг) в области охраны окружающей среды, если она подлежит обязательной государственной экологической экспертизе, без ее положительного заключения.
Заключения экологической экспертизы являются официальными документами, подлежат обязательному исполнению и могут быть оспорены в суде.
Статья 65. Общественная экологическая экспертиза
Общественными объединениями или иными группами населения может проводиться общественная экологическая экспертиза.
Организационные формы осуществления общественной экологической экспертизы и полномочия общественных объединений в области экологической экспертизы определяются законодательством об экологической экспертизе.
Заключение общественной экспертизы носит информационный и рекомендательный характер.
Глава ХII. ОБЪЕКТЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ИМЕЮЩИЕ ОСОБУЮ
ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ, НАУЧНУЮ И КУЛЬТУРНУЮ ЦЕННОСТЬ
Статья 66. Государственный природно-заповедный фонд
Государственный природно-заповедный фонд - совокупность взятых под особую государственную охрану объектов окружающей среды, которые имеют особую экологическую, научную и культурную ценность в качестве природных эталонов, уникумов и реликтов, генетического резерва, предмета научных исследований, просвещения и рекреации.
Охрана государственного природно-заповедного фонда обеспечивается путем установления запретов и ограничений в пользовании объектами окружающей среды, имеющими особую экологическую, научную и культурную ценность.
Статья 67. Особо охраняемые природные территории 1. Особо охраняемые природные территории - участки земель, вод, лесов и недр с правовым режимом особой охраны либо регулируемым режимом хозяйственной деятельности, обеспечивающие сохранение и восстановление государственного природно-заповедного фонда. 2. В Республике Казахстан выделяются в зависимости от целей, режимов охраны и особенностей использования следующие виды особо охраняемых природных территорий: государственные природные заповедники, включая биосферные; государственные национальные природные парки; государственные природные парки; государственные памятники природы; государственные заповедные зоны; государственные природные заказники; государственные зоологические парки; государственные ботанические сады; государственные дендрологические парки; леса особо охраняемых природных территорий; водоемы, имеющие особое государственное значение или особую научную ценность; водно-болотные угодья, имеющие международное значение; участки недр, представляющие особую экологическую, научную, культурную и иную ценность. Законодательством Республики Казахстан могут быть предусмотрены и иные виды особо охраняемых природных территорий.
В зависимости от ценности объектов государственного природно- заповедного фонда особо охраняемые природные территории подразделяются по категориям на особо охраняемые природные территории местного и республиканского значения.
3. Порядок образования, режимы охраны и пользования, условия деятельности особо охраняемых природных территорий устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан. <*>
Сноска. В статью 67 внесены изменения - Законом РК от 11 мая 1999 г. N 381 Z990381_ .
Глава ХIII. ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ЗОНЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ
Статья 68. Чрезвычайная экологическая ситуация
Чрезвычайная экологическая ситуация - неблагополучная экологическая обстановка, возникшая на определенной территории в результате деятельности человека или стихийных сил природы, характеризующаяся глубокими и устойчивыми отрицательными изменениями окружающей среды, опасными для жизни и здоровья людей, сохранения растительного и животного мира.
При чрезвычайной экологической ситуации на отдельных территориях республики могут быть запрещены или ограничены отдельные виды хозяйственной деятельности и природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению (воспроизводству) природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, социальной защите населения в порядке, предусмотренном законодательством.
Статья 69. Зоны экологического бедствия
1. Территории с чрезвычайной экологической ситуацией объявляются зонами экологического бедствия, если вследствие неблагополучной экологической обстановки нанесен существенный вред здоровью населения и (или) произошли разрушения естественных экологических систем, деградация флоры и фауны.
2. Зоны экологического бедствия в каждом отдельном случае в свою очередь подразделяются на подзоны (экологических катастроф, экологического кризиса, экологического предкризисного состояния и др.) в зависимости от сложности и тяжести чрезвычайной экологической ситуации или факторов, обусловивших ее.
3. Мероприятия по воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, медицинской помощи населению разрабатываются и осуществляются дифференцированно по определенным подзонам зоны экологического бедствия в соответствии с республиканскими целевыми программами, утверждаемыми Правительством.
4. В зоне экологического бедствия:
1) прекращается деятельность хозяйственных объектов, обусловивших возникновение неблагополучной экологической обстановки;
2) может быть приостановлена деятельность организаций, цехов, агрегатов и оборудования, вредно влияющих на здоровье человека и окружающую среду;
3) ограничиваются отдельные виды природопользования;
4) при необходимости проводятся мероприятия по отселению людей.
5. Граждане, пострадавшие вследствие чрезвычайной экологической ситуации, а также проживающие в зонах экологического бедствия, имеют право на возмещение причиненного им вреда, включая получение компенсаций, льгот и других форм социальной защиты.
Порядок отнесения граждан к числу пострадавших вследствие чрезвычайной экологической ситуации, формы их социальной защиты определяются законодательством.
Статья 70. Порядок объявления чрезвычайной экологической
ситуации и зон экологического бедствия
Чрезвычайная экологическая ситуация на той или иной территории Республики Казахстан объявляется Правительством.
Зоны экологического бедствия объявляются законами Республики Казахстан.
Установление границ зон экологического бедствия осуществляется Правительством при наличии положительного заключения специально уполномоченных исполнительных органов в области охраны окружающей среды, здравоохранения и науки.
Глава ХIY. ИНФОРМАЦИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИКА В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Статья 71. Информация в области охраны окружающей среды
Информацию в области охраны окружающей среды представляют сведения о состоянии, загрязнении и оздоровлении окружающей среды, о финансировании (источниках финансирования), о расходовании средств на мероприятия по охране и оздоровлению окружающей среды, состоянии, воспроизводстве и использовании природных ресурсов, воздействиях на окружающую среду, нормировании ее качества и экологических требованиях к хозяйственной и иной деятельности. Она является открытой и гласной, подлежит опубликованию через средства массовой информации.
Не допускается сокрытие, несвоевременное представление или представление должностными лицами заведомо ложной информации в области охраны окружающей среды.
Статья 72. Государственная статистика в области охраны
окружающей среды
В области охраны окружающей среды ведется специально уполномоченными государственными органами государственная статистика на основе объективности статистической информации и сопоставимости ее с международной статистикой.
Предоставление юридическими и физическими лицами статистической информации в определенном объеме и в установленные сроки осуществляется в форме государственной статистической отчетности за счет средств отправителя информации.
Минимальный состав показателей государственной статистической отчетности и порядок ведения государственной статистики в области охраны окружающей среды определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Глава ХY. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ, НАУЧНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Статья 73. Всеобщность и непрерывность экологического воспитания
и образования
В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, переподготовку и повышение квалификации специалистов.
Распространение экологических знаний среди населения осуществляется государственными органами и общественными объединениями через средства массовой информации и в ином порядке, не противоречащем законодательству.
Статья 74. Экологическое образование
В учебных заведениях, независимо от их профиля и форм собственности, должно предусматриваться преподавание экологических дисциплин.
Должностные лица и специалисты, связанные с деятельностью, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку и обладать знанием основ законодательства об охране окружающей среды. Профессиональная экологическая подготовка руководителей и специалистов учитывается при их назначении на должность, аттестации и переаттестации.
Статья 75. Научные исследования в области охраны окружающей
среды
В целях разработки и создания научных основ охраны окружающей среды проводятся научные исследования в порядке, установленном законодательством.
Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и внедренческие работы в области охраны окружающей среды при их включении в состав национальных (государственных) программ финансируются за счет республиканского бюджета.
Глава ХYI. КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Статья 76. Задачи и виды контроля в области охраны окружающей
среды
1. Контроль в области охраны окружающей среды предусматривает наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверку выполнения планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов, соблюдение законодательства об охране окружающей среды, нормативов ее качества и экологических требований.
2. В Республике Казахстан осуществляется государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.
Статья 77. Государственный контроль в области охраны окружающей
среды
1. Государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется специально уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции и местными исполнительными органами.
2. Должностные лица специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды имеют право:
беспрепятственно посещать (по предъявлении служебных удостоверений) организации и другие объекты, независимо от форм собственности и подчинения (в том числе в установленном порядке военные и оборонные объекты), запрашивать и бесплатно получать для ознакомления документацию, результаты анализов и иные материалы, необходимые для осуществления государственного контроля;
проверять выполнение планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, воспроизводству и использованию природных ресурсов, соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды, нормативов ее качества и экологических требований, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля;
проверять соблюдение условий, установленных в лицензиях на пользование природными ресурсами и осуществление отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, выполнение договоров (контрактов) и разрешений на природопользование, аннулировать их в установленном порядке, давать предписания или вносить предложения об их аннулировании;
вносить предложения о проведении государственной экологической экспертизы и проверять выполнение ее заключений;
выносить предписания о запрещении ввоза на территорию Республики Казахстан, а также транзита (дальнейшей транспортировки) экологически опасных грузов (изделий), отходов и сырьевых ресурсов, осуществляемых с нарушениями нормативов качества окружающей среды и экологических требований;
предъявлять требования к юридическим и физическим лицам, выносить предписания по устранению нарушений в области охраны окружающей среды;
выносить предписания об ограничении и приостановлении работы предприятий, сооружений и объектов, запрещении их ввода в эксплуатацию, ограничении или приостановлении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушениями экологических требований, или вносить предложения о прекращении этой деятельности;
рассматривать в порядке, установленном законодательством, дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды, направлять в соответствующие органы материалы о привлечении виновных к административной или уголовной ответственности;
определять (участвовать в определении) размеры вреда, причиненного в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды, и на основании этого предъявлять к виновным лицам требования о добровольном возмещении этого вреда либо предъявлять иски в суд;
вносить в соответствующие финансово-кредитные организации предписания о прекращении финансирования строительства и эксплуатации объектов, хозяйственной и иной деятельности, осуществляемых с нарушением экологических требований или без положительного заключения экологической экспертизы;
проверять соблюдение норм и правил ведомственного и производственного контроля в области охраны окружающей среды;
пользоваться иными правами, предоставленными действующим законодательством.
3. Решения должностных лиц специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми юридическими лицами, должностными лицами и гражданами, могут быть обжалованы в порядке подчиненности или в суде.
Запрещение или приостановление хозяйственной и иной деятельности субъекта малого предпринимательства, осуществляемой с нарушением экологических требований, производится на основании решения суда.
Исковое заявление о запрещении или приостановлении деятельности субъекта малого предпринимательства направляется должностными лицами специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды в суд в порядке и на основаниях, установленных законодательными актами Республики Казахстан.
Запрещение или приостановление деятельности субъекта малого предпринимательства без судебного решения допускается в исключительных случаях на срок не более 3 дней, с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд. При этом акт о запрещении или приостановлении деятельности действует до вынесения судебного решения. <*>
Сноска. В статью 77 внесены изменения - Законом РК от 29 ноября 1999 г. N 488 Z990488_ .
Статья 78. Ведомственный и производственный контроль в области
охраны окружающей среды
Ведомственный и производственный контроль осуществляется на основании положений о нем, утверждаемых центральными исполнительными органами или организациями по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды.
Статья 79. Общественный контроль в области охраны окружающей
среды
Общественный контроль осуществляется общественными объединениями по их инициативе, договорам с природопользователями и специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды.
Порядок проведения общественного контроля определяется общественными объединениями в соответствии с их уставами.
Статья 80. Меры защиты лиц, осуществляющих контроль в области
охраны окружающей среды
Лица, осуществляющие государственный контроль в области охраны окружающей среды, подлежат обязательному страхованию, имеют право на возмещение ущерба в установленном порядке и в случае гибели или увечья.
В предусмотренных законодательством случаях лица, осуществляющие контроль в области охраны окружающей среды, имеют право на хранение, ношение и применение специальных средств и огнестрельного оружия.
Глава ХYII. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ
Статья 81. Экологический аудит
Экологический аудит - независимая проверка хозяйственной и иной деятельности организаций и граждан с целью соблюдения ими норм и правил охраны окружающей среды, экологических требований, включая правильность составления отчетности по использованию и воспроизводству природных ресурсов.
Статья 82. Экологическая аудиторская деятельность
Экологический аудит проводится независимыми лицами (экологическими аудиторами) и аудиторскими организациями на основании договора с заказчиком. В установленных законодательством случаях экологический аудит является обязательным.
К проведению экологического аудита могут привлекаться иностранные аудиторы и аудиторские организации.
Экологическая аудиторская деятельность подлежит государственному лицензированию, а экологическим аудитором может быть физическое или юридическое лицо, аттестованное квалификационной комиссией и получившее квалификационное свидетельство (удостоверение) на право занятия аудиторской деятельностью на территории Республики Казахстан.
Статья 83. Порядок осуществления экологического аудита
Порядок и условия экологической аудиторской деятельности, аттестации аудиторов, проведения экологического аудита, права и обязанности, ответственность экологических аудиторов и аудиторских организаций устанавливаются законодательством.
Глава ХYIII. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ
ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Статья 84. Разрешение споров в области охраны окружающей среды
Споры в области охраны окружающей среды разрешаются судами или в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 85. Ответственность за нарушение законодательства об
охране окружающей среды
Физические и юридические лица, виновные в совершении нарушения законодательства об охране окружающей среды, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 86. Возмещение вреда, причиненного нарушением
законодательства об охране окружающей среды
1. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, здоровью граждан, имуществу организаций, граждан и государства вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды, обязаны возместить вред в соответствии с действующим законодательством.
Возмещение вреда, причиненного вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды, производится добровольно либо по решению суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления вреда, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков.
Взыскиваемые суммы возмещения вреда перечисляются в фонды по охране окружающей среды, а в установленных законодательством случаях - потерпевшему юридическому или физическому лицу.
2. Юридические и физические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для охраны окружающей среды, обязаны возместить причиненный ими вред, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
3. Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды, подлежит возмещению в полном объеме, с учетом степени потери трудоспособности потерпевшего, затрат на его лечение и восстановление здоровья, затрат по уходу за больным, иных расходов и потерь.
Определение величины вреда здоровью и имуществу граждан производится в соответствии с действующим законодательством, а возмещение вреда - на основании решения суда.
Моральный вред, причиненный в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды, подлежит возмещению в порядке, установленном Гражданским кодексом Республики Казахстан.
Глава ХIХ. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ
Статья 87. Международное сотрудничество в области охраны
окружающей среды
Республика Казахстан осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, руководствуясь принципами соблюдения приоритета всеобщей экологической безопасности.
Статья 88. Деятельность иностранных организаций и граждан в
области охраны окружающей среды на территории
Республики Казахстан
На территории Республики Казахстан допускается деятельность иностранных организаций и граждан, если она не противоречит законодательству Республики Казахстан или регламентируется международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Статья 89. Международные договоры Республики Казахстан в области
охраны окружающей среды
Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в законодательстве Республики Казахстан, то применяются правила международных договоров.
Президент Республики Казахстан