ОБ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБАХ И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ

Закон Республики Казахстан от 27 марта 1997 г. N 87-1

Обновленный

  ОГЛАВЛЕНИЕ

       Сноска. В тексте после слова "Глава" цифры "I - V" заменены соответственно цифрами "1 - 5"   - Законом РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

      

      Настоящий закон регулирует общественные отношения при организации и деятельности аварийно-спасательных служб и формирований, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, устанавливает статус спасателей. 

                     Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

        Статья 1. Основные понятия 

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 

      аварийно-спасательная служба - совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования, в том числе аэромобильные отряды, структурно включающие в себя спасателей-исполнителей, выполняющих аварийно-спасательные и неотложные работы, спасателей-руководителей этих работ - младшего, среднего и высшего состава, и вспомогательные службы технического обеспечения этих работ; 

      аварийно-спасательное формирование - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения спасательных и неотложных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами и обеспеченные кинологической службой; 

      спасательные работы - действия в зоне чрезвычайных ситуаций по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите окружающей среды, ее локализации и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для нее опасных факторов; 

      неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - деятельность по всестороннему обеспечению спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности; 

      спасатель - гражданин, прошедший специальную подготовку и аттестацию (переаттестацию) на проведение спасательных и неотложных работ; 

      статус спасателей - совокупность прав и обязанностей спасателей, установленных законодательством Республики Казахстан; 

      аварийно-спасательные средства - техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии спасательных и неотложных работ, а также программные базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения спасательных и неотложных работ; 

      руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации - главное распорядительное и ответственное лицо, руководящее ведением работ при ликвидации чрезвычайной ситуации, или назначенное центральным или местным исполнительным органом, к полномочиям которого отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций; 

      военизированная аварийно-спасательная часть - специализированная организация, предназначенная для круглосуточного обслуживания опасных производственных объектов, действующая и руководствующаяся принципами единоначалия и выполняющая аварийно-спасательные работы в условиях повышенной опасности, с допустимым риском для здоровья и жизни спасателей.  <*>
      Сноска. Статья 1 с изменениями - Законом Республики Казахстан от 15 июня 2004 года  N 563  ; от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

       Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об 
                аварийно-спасательных службах и формированиях 

      Законодательство Республики Казахстан об аварийно-спасательных службах и формированиях основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Закона Республики Казахстан "О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера", настоящего Закона, а также иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 

       Статья 3. Основные принципы деятельности аварийно- 
                спасательных служб и формирований  

      Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб и формирований являются: 
      гуманизм и милосердие, предусматривающие приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций; 
      обязательность проведения спасательных и неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; 
      единоначалие руководства аварийно-спасательными службами и формированиями; 
      оправданный риск и обеспечение безопасности при проведении спасательных и неотложных работ; 
      постоянная готовность аварийно-спасательных служб и формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению спасательных и неотложных работ. 

       Статья 4. Задачи аварийно-спасательных служб и 
                 формирований 

      1. Основными задачами аварийно-спасательных служб и формирований являются: 
      спасательные и неотложные работы по спасению и эвакуации людей при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 
      профилактические работы по обеспечению готовности к спасению людей и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 
      совершенствование профессионального мастерства и поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб и формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению спасательных и неотложных работ; 
      контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них спасательных и неотложных работ; 
      проведение спасательных и неотложных работ на обслуживаемых объектах и территориях. 
      Кроме того, на аварийно-спасательные службы и формирования могут возлагаться задачи по: 
      участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях; 
      участию в проведении экспертизы предполагаемых для реализации проектов и решений по обслуживаемым объектам и территориям, а также по процессам, которые могут повлиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на указанных объектах; 
      пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций; 
      участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения спасательных и неотложных работ; 
      проведению научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, организации изготовления и внедрения оборудования по спасательному делу и противоаварийной защите; 
      другим вопросам, не выходящим за рамки гуманитарных задач, возложенных на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 
      2. Полный перечень задач, возлагаемых на конкретные аварийно-спасательные службы и формирования, определяется органом, их создавшим, и закрепляется в положениях об аварийно-спасательных службах и формированиях или в уставах указанных служб и формирований.  <*>
      Сноска. В статью 4 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

       Статья 5. Государственная поддержка аварийно-спасательных 
                служб и формирований 

      Государство оказывает всемерную поддержку аварийно-спасательным службам и формированиям, являющимся силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для чего: 
      устанавливает систему льгот для аварийно-спасательных служб и формирований; 
      оказывает содействие организациям в подготовке создаваемых ими добровольных аварийно-спасательных формирований, а также содействие в подготовке граждан, изъявивших желание пройти обучение по программе подготовки спасателей; 
      предусматривает систему мер по правовой и социальной защите спасателей; 
      оказывает финансовую поддержку аварийно-спасательным службам и формированиям, исходя из интересов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.  <*>
      Сноска. В статью 5 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

       Статья 6. Виды спасательных и неотложных работ 

      К спасательным и неотложным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, водно-спасательные, противофонтанные работы, а также работы, связанные с тушением пожаров и ликвидацией медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, и другие специальные работы, проводимые в чрезвычайных и аварийных ситуациях, перечень которых может быть дополнен Постановлением Правительства Республики Казахстан.  <*>
      Сноска. В статью 6 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

         Глава 2. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ И ФОРМИРОВАНИЯ 

        Статья 7. Создание аварийно-спасательных служб и 
                формирований 

      1. В Республике Казахстан аварийно-спасательные службы и формирования создаются: 
      на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, в том числе военизированные горноспасательные, противофонтанные, газоспасательные, противопожарные, водно-спасательные, оперативно-спасательные и другие специализированные в области чрезвычайных ситуаций части и подразделения; 
      на добровольных началах - добровольные аварийно-спасательные формирования, в том числе добровольные горноспасательные, противофонтанные, газоспасательные, противопожарные и водно-спасательные формирования. 
      2. Профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования создаются: 
      республиканские (в том числе республиканские государственные предприятия) и территориальные - по решению Правительства Республики Казахстан;       
      объектовые (в организациях, для осуществления деятельности которых законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб и формирований) - руководством организаций.
      Профессиональные водно-спасательные службы создаются местными исполнительными органами области (города республиканского значения, столицы). 
      3. Добровольные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников. 
      4. Профессиональные аварийно-спасательные формирования оснащаются специальной техникой, оборудованием, снаряжением, экипировкой, инструментами, материалами и обеспечиваются кинологической службой.
      Нормы оснащения профессиональных аварийно-спасательных формирований и обеспечения кинологических служб устанавливаются Правительством Республики Казахстан.  <*>
      Сноска. Статья 7 с изменениями - Законом Республики Казахстан от 15 июня 2004 года  N 563  ; от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

       Статья 8. Состав аварийно-спасательных служб
                и формирований

      
      Состав и структура аварийно-спасательных служб и формирований определяются Правительством Республики Казахстан, водно-спасательных служб - местными исполнительными органами области (города республиканского значения, столицы). 

  <*>
      Сноска. Статья 8 - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

      Статья 9. Комплектование аварийно-спасательных
               служб и формирований

      1. Комплектование личного состава аварийно-спасательных служб и формирований осуществляется на добровольной основе. 
      2. В профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования на должности спасателей, в образовательные учреждения по подготовке спасателей для обучения принимаются совершеннолетние граждане, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам. 
      3. К исполнению обязанностей спасателей в аварийно-спасательных службах и формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение спасательных и неотложных работ. 
      Средний, старший и высший руководящий состав аварийно-спасательных служб и формирований комплектуется из инженерно-технических работников обслуживаемых организаций. 
      4. При приеме граждан в профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования на должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт), в котором закрепляются условия приема и увольнения; особенности и режим работы спасателей; порядок и условия оплаты труда; социальные гарантии и льготы спасателям; обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных на них обязанностей и распоряжений руководителей указанных аварийно-спасательных служб и формирований на дежурстве и при проведении спасательных и неотложных работ. 

       Статья 10. Регистрация аварийно-спасательных служб 
                 и формирований 

      1. Государственная регистрация профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований как юридических лиц производится в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 
      2. Регистрацию (учетную) в установленном порядке аварийно-спасательных служб и формирований осуществляет центральный исполнительный орган по чрезвычайным ситуациям, водно-спасательных служб - местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы).  <*>
      Сноска. В статью 10 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

      Статья 11. Деятельность аварийно-спасательных
                служб и формирований

      1. Деятельность профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований носит особый характер, влечет неукоснительное выполнение всеми их работниками приказов и распоряжений руководителей названных служб и формирований. Эти требования распространяются также на добровольные аварийно-спасательные формирования с момента их привлечения к участию в ликвидации чрезвычайной ситуации. 
      2. Профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе в соответствии с законодательством Республики Казахстан.  <*> 
      Сноска. Пункт 2 - с дополнениями, внесенными Законом РК от 23 июня 2000 года N 55-II   Z000055_  . 
      3. Готовность профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований к выполнению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации проверяется в ходе аттестации и регулярных проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий центральным исполнительным органом по чрезвычайным ситуациям. 
      4. Постоянная готовность профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований обеспечивается путем проведения систематических занятий и специальных тренировочных сборов по профессиональной подготовке и переподготовке их состава. 
      5. Оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований в обязательном порядке оборудуется специальными приборами звуковых и световых сигналов, а также светографической раскраской установленного образца. 
      6. Руководители объектов, на которых созданы добровольные аварийно-спасательные формирования, проводят регулярные занятия по обучению спасателей специальным навыкам проведения аварийно-спасательных работ и обеспечивают их для этого специальной экипировкой.  <*>
      Сноска. В статью 11 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

       Статья 12. Аттестация аварийно-спасательных
                 служб и формирований

      1. Все аварийно-спасательные службы и формирования подлежат аттестации в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. 
      2. Аварийно-спасательным службам и формированиям, прошедшим аттестацию и подтвердившим в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению спасательных работ, выдаются свидетельства на право ведения спасательных работ.  <*> 
      Сноска. Пункт 2 - с изменениями, внесенными Законом РК от 23 июня 2000 года N 55-II   Z000055_  . 
      3. Приостанавливается полностью или частично деятельность организаций в случае, если подготовка и состояние объектовых профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают установленным нормативам по обеспечению аварийно-спасательными службами. Порядок приостановления деятельности указанных организаций устанавливается Правительством Республики Казахстан.
       Сноска. Статья 12 с изменениями, внесенными Законом РК от 12 января 2007 года N  222  (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования).

       Статья 13. Координация деятельности аварийно-спасательных 
                 служб и формирований 

      1. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и формирований осуществляет центральный исполнительный орган по чрезвычайным ситуациям. 
      2. Координация деятельности аварийно-спасательных служб и формирований на территории Республики Казахстан осуществляется в целях: 
      оперативного привлечения необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций сил и средств; 
      выработки согласованных предложений государственным органам по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области социальной защиты спасателей и членов их семей; 
      унификации нормативной правовой базы деятельности аварийно-спасательных служб и формирований; 
      проведения единой государственной политики в области производства аварийно-спасательных средств и в вопросах материально-технического обеспечения аварийно-спасательных служб и формирований; 
      отработки взаимодействия между аварийно-спасательными службами и формированиями и другими силами, в том числе воинскими частями и подразделениями, выделенными для проведения спасательных и неотложных работ на соответствующих территориях; 
      решения вопросов подготовки спасателей, должностных лиц аварийно-спасательных служб и формирований, принимающих участие в проведении спасательных и неотложных работ. 
      3. Координацию деятельности водно-спасательных служб на территориях местных исполнительных органов осуществляют органы управления при местных исполнительных органах, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.  <*>
      Сноска. В статью 13 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 10 января 2006 года N  116  (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N  116 ).

       Статья 14. Перемещение, перепрофилирование, ликвидация 
                 аварийно-спасательных служб и формирований 

      1. Основаниями для перемещения в другую местность, перепрофилирования на другой вид спасательных и неотложных работ или ликвидации профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Республики Казахстан, являются прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или устранение опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, для предупреждения и ликвидации которых предназначены указанные службы и формирования. 
      2. Решения о перемещении, перепрофилировании или ликвидации профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Республики Казахстан, принимаются:
      1) в отношении республиканских и территориальных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований - Правительством Республики Казахстан по предложениям центрального исполнительного органа по чрезвычайным ситуациям;
      2) в отношении профессиональных водно-спасательных служб -  местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы);
      3) в отношении объектовых профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований - руководством организаций по согласованию с центральным исполнительным органом по чрезвычайным ситуациям. 
      3. При принятии решений о ликвидации добровольных аварийно-спасательных формирований, созданных по решению администраций организаций, они информируют центральный исполнительный орган по чрезвычайным ситуациям.  <*>
      Сноска. В статью 14 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

       Статья 15. Финансирование деятельности профессиональных 
                  аварийно-спасательных служб и формирований 

      Финансирование деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.  <*> 
      Сноска. В статью 15 внесены изменения - Законом РК от 22 декабря 1998 г. N 327   Z980327_   (вводится в действие с 1 января 1999 года); в новой редакции согласно Закону РК от 23 июня 2000 года N 55-II   Z000055_  . 

            Глава 3. УЧАСТИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ И 
                ФОРМИРОВАНИЙ В ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ 
                               СИТУАЦИЙ 

        Статья 16. Привлечение аварийно-спасательных служб и 
                  формирований к ликвидации чрезвычайных си- 
                  туаций 

      1. Привлечение аварийно-спасательных служб и формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется: 
      в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными аварийно-спасательными службами и формированиями объектах и территориях; 
      в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях; 
      установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций; 
      по решению уполномоченных на то должностных лиц центрального исполнительного органа по чрезвычайным ситуациям, организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных аварийно-спасательных служб и формирований либо имеющих на то установленные законодательством Республики Казахстан полномочия, - на основе запроса центрального исполнительного органа по чрезвычайным ситуациям, организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных чрезвычайных ситуаций, на основе запроса руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций.
      Привлечение водно-спасательных служб к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется местным исполнительным органом области (города республиканского значения, столицы) на основе запроса центральных или местных исполнительных органов, организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных чрезвычайных ситуаций, на основе запроса руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций. 
      2. Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению уполномоченных на то должностных лиц должно сопровождаться обязательным принятием мер, обеспечивающих установленный Правительством Республики Казахстан уровень защищенности объектов и территорий от чрезвычайных ситуаций. 
      3. Личный состав, транспортные и технические средства аварийно-спасательных служб и формирований не могут привлекаться для выполнения работ, не связанных с их основными задачами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.  <*>
      Сноска. В статью 16 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

       Статья 17. Руководство спасательными и неотложными 
                 работами 

      1. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций. 
      2. Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации определяются Правительством Республики Казахстан. 
      3. Руководители аварийно-спасательных служб и формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных центральными и местными исполнительными органами, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций, и поступают в их распоряжение. 
      4. Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех должностных лиц, граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан. 
      5. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо. 
      6. В случае крайней необходимости (непосредственной угрозы жизни и здоровью людей) руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения: 
      о проведении эвакуационных мероприятий; 
      об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций; 
      о проведении спасательных и неотложных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций; 
      об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций; 
      о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций; 
      об использовании средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций с последующим возмещением расходов в соответствии с действующим законодательством; 
      о привлечении к проведению спасательных и неотложных работ добровольных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение спасательных и неотложных работ; 
      о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия, к проведению спасательных работ; 
      о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом спасательных и неотложных работ. 
      7. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих государственных органов, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях. 
      8. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб и формирований имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации спасательных и неотложных работ. 
      9. В случае технологической невозможности проведения всего объема спасательных и неотложных работ руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке указанных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.  <*>
      Сноска. Статья 17 с изменениями - Законом Республики Казахстан от 15 июня 2004 года  N 563 .

       Статья 18. Содействие аварийно-спасательным службам и 
                 формированиям в осуществлении их деятельности 

      1. Центральные и местные исполнительные органы, организации, независимо от форм собственности, обязаны оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным службам и формированиям, следующим в зоны чрезвычайных ситуаций и возвращающимся к месту дислокации, с предоставлением им необходимых транспортных и материальных средств с последующим их возмещением. 
      2. При следовании к месту проведения спасательных и неотложных работ оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, в том числе временно привлеченный и арендованный, пользуется правом беспрепятственного проезда, правом первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на аэродромах, автозаправочных станциях, в морских и речных портах, а также правом первоочередного проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания, аэродромах, в морских и речных портах, независимо от форм собственности. 

       Статья 19. Привлечение сил и средств Министерства 
                 внутренних дел, Вооруженных Сил Республики 
                 Казахстан, других войск и воинских формирований 
                 к ликвидации чрезвычайных ситуаций 

      Привлечение сил и средств Министерства внутренних дел, Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и действующим законодательством. 

       Статья 20. Правовые гарантии деятельности спасателей 

      1. В ходе проведения спасательных и неотложных работ спасатели руководствуются настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами по вопросам аварийно-спасательной деятельности и подчиняются только руководителям аварийно-спасательных служб и формирований, в составе которых проводят указанные работы. 
      2. Местные представительные и исполнительные органы, руководители организаций всех форм собственности и граждане обязаны оказывать содействие спасателям при исполнении ими своих служебных обязанностей. 
      3. Никто не вправе воздействовать в какой-либо форме на спасателей с целью воспрепятствования исполнению ими своих обязанностей. 

                 Глава 4. СПАСАТЕЛИ И ИХ СТАТУС 

        Статья 21. Спасатели 

      1. Граждане Республики Казахстан приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации на проведение спасательных и неотложных работ после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программе подготовки спасателей. 
      2. Гражданам Республики Казахстан при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя. 
      Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в спасательных и неотложных работах. Положение о книжке спасателя утверждается центральным исполнительным органом по чрезвычайным ситуациям. 

       Статья 22. Аттестация спасателей  

      1. Спасатели проходят аттестацию и последующую регулярную переаттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан. 
      2. Спасатели, не прошедшие переаттестацию, утрачивают статус спасателей. 

       Статья 23. Права спасателей 

      1. Спасатели, привлеченные к спасательным и неотложным работам, имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта при следовании к месту проведения указанных работ. 
      2. В ходе проведения спасательных и неотложных работ спасатели имеют право на: 
      принятие любых мер, направленных на спасение людей; 
      полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей; 
      беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения спасательных и неотложных работ; 
      требование от всех лиц, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, соблюдения установленных мер безопасности; 
      экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения спасательных и неотложных работ; 
      использование для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
      применение служебных поисковых собак.
      3. Спасатели, принимавшие участие в проведении спасательных и неотложных работ, имеют право на медицинскую и психологическую реабилитацию на базе медицинских учреждений и реабилитационных центров в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан. 
      4. Спасатели имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке. 
      5. Спасатели профессиональных и добровольных аварийно-спасательных служб и формирований имеют право в период проведения спасательных и неотложных работ на обеспечение продуктами
питания по нормам, установленным Правительством Республики Казахстан, и проживание с оплатой расходов за счет средств, выделенных на содержание аварийно-спасательных служб и формирований. 
      6. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, пострадавшие в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также спасатели добровольных аварийно-спасательных служб и граждане, не являющиеся спасателями, при привлечении их к проведению спасательных и неотложных работ имеют право на бесплатное медицинское обслуживание. 
      За спасателем добровольных аварийно-спасательных служб и гражданами, не являющимися спасателями, при привлечении их к проведению спасательных и неотложных работ сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.  <*>
      Сноска. Статья 23 с изменениями - Законом Республики Казахстан от 15 июня 2004 года  N 563 .

       Статья 24. Обязанности спасателей 

      1. Спасатели обязаны: 
      вести поиск пострадавших людей, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи; 
      быть в готовности к участию в проведении спасательных и неотложных работ, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку; 
      совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований; 
      неукоснительно соблюдать технологию проведения спасательных и неотложных работ; 
      неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения спасательных и неотложных работ руководителями аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ; 
      разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения чрезвычайных ситуаций и порядок действий в случае их возникновения. 
      2. Обязанности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований определяются соответствующими уставами, положениями, наставлениями и являются составной частью трудового договора (контракта). 

       Статья 25. Режим работы (службы) и отдыха спасателей 

      1. В повседневной деятельности режим работы (службы) спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств, расписаниями занятий или иных мероприятий по специальной подготовке. 
      2. Режим работы спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований в течение рабочего дня и рабочего года определяется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан с учетом медицинских и санитарно-гигиенических норм. 
      3. Время дежурства спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований на дому в режиме ожидания и постоянной готовности к выезду на спасательные и неотложные работы в период осуществления спасательных и неотложных работ учитывается в размере одной четвертой часа за каждый час дежурства. 
      4. При проведении спасательных и неотложных работ режим работы и продолжительность рабочей смены спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований могут быть изменены; они устанавливаются руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом характера чрезвычайных ситуаций, особенностей проведения спасательных и неотложных работ и медицинских рекомендаций. 
      5. Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований центральных и местных исполнительных органов предоставляются оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 календарных дней. 

       Статья 26. Оплата труда спасателей профессиональных 
                 аварийно-спасательных служб и формирований 

      1. Заработная плата спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований состоит из должностного оклада, надбавки за выслугу лет и иных выплат.
      2. Оплата труда спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований за дежурства в ночное время, выходные и праздничные дни производится в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.
      3. Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований ежемесячно выплачивается надбавка за выслугу лет в процентах к должностному окладу в зависимости от стажа работы в следующих размерах:
     при выслуге свыше:
     трех лет        - пятнадцать процентов
     пяти лет        - двадцать процентов
     десяти лет      - тридцать процентов
     пятнадцати лет  - сорок процентов
     двадцати лет    - пятьдесят процентов.
     Стаж спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований для выплат процентных надбавок за выслугу лет исчисляется в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан. 
      4. Размер заработной платы спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований не может быть ниже размера заработной платы соответствующих категорий работников обслуживаемых ими организаций. 

       Статья 27. Право на жилище спасателей профессиональных 
                 аварийно-спасательных служб и формирований 

      1. Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований центральных и местных исполнительных органов, организаций и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения предоставляются по нормам, предусмотренным законодательством Республики Казахстан, за счет государственного и ведомственного жилищного фонда. 
      2. Семьи погибших (умерших) при исполнении должностных обязанностей спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, а также семьи спасателей добровольных аварийно-спасательных служб и формирований и граждан, не являющихся спасателями, привлеченных к проведению спасательных и неотложных работ и погибших (умерших) в ходе проведения указанных работ, нуждавшиеся в получении жилья (улучшении жилищных условий), сохраняют право на его получение (улучшение жилищных условий) из государственного жилищного фонда на условиях и в порядке, установленных законодательством Республики Казахстан. 
      3. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований имеют право на установку квартирных телефонов в первоочередном порядке на платной основе. 

       Статья 28. Социальные гарантии спасателей и членов 
                 их семей 

      1. Страхование спасателей осуществляется в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан об обязательных видах страхования.
      2. Спасатели могут быть застрахованы также за счет средств, поступивших на основании договоров от государственных органов и организаций. 
      3. В случае гибели (смерти) спасателя при исполнении служебных обязанностей либо его смерти в течение года вследствие травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей, иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере не менее десятикратного годового размера заработной платы по последней занимаемой должности. 
      4. При установлении спасателю инвалидности в результате увечья (травмы, ранения, контузии), заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, ему выплачивается единовременное пособие в размерах: 
      инвалиду I или II группы - пятикратного годового размера заработной платы; 
      инвалиду III группы - двукратного годового размера заработной платы. 
      5. В случае получения спасателем при исполнении служебных обязанностей тяжелого увечья (травмы, ранения, контузии), заболевания со стойкой утратой трудоспособности без установления инвалидности ему выплачивается единовременное пособие в размере не менее годового размера заработной платы. 
      6. Единовременное пособие, определенное пунктами 3, 4, 5 настоящей статьи Закона, не выплачивается, если в установленном порядке доказано, что гибель (смерть), травма, ранение (увечье), заболевание спасателя наступили в связи с обстоятельствами, не связанными с исполнением служебных обязанностей. 
      7. Пособие на погребение умершего или погибшего спасателя аварийно-спасательных служб и формирований выдается в размере, устанавливаемом Законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий год. 
      8. Пособия по пунктам 3,4,5,7 настоящей статьи выплачиваются за счет средств организаций, содержащих аварийно-спасательные службы и формирования, с последующим возмещением затрат этих организаций за счет причинителя ущерба в полном объеме. 
      9. Социальное обеспечение членов семей спасателей по случаю потери кормильца осуществляется в соответствии с  законодательством  Республики Казахстан о государственных социальных пособиях.
       Сноска. Статья 28 с изменениями, внесенными Законом РК от 7 мая 2007 года N  244 .

       Статья 29. Дополнительные правовые и социальные гарантии 
                 работников аварийно-спасательных служб и 
                 формирований 

      1. На спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, обслуживающих организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные законодательством Республики Казахстан для этих организаций. 
      2. (исключен)  <*>
      Сноска. В статью 29 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

       Статья 30. Гарантии социальной защиты спасателей
                   добровольных аварийно-спасательных формирований,
                   а также граждан, не являющихся спасателями,
                   привлекаемых к проведению работ по ликвидации
                   чрезвычайных ситуаций

      Правовые и социальные гарантии, предусмотренные статьями 28 и 29 настоящего Закона, распространяются на спасателей добровольных аварийно-спасательных формирований, а также граждан, не являющихся спасателями, при привлечении их к проведению аварийно-спасательных работ.
       Сноска. Статья 30 в редакции Закона РК от 7 мая 2007 года N  244 .

                Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

        Статья 31. Ответственность за нарушение 
                 законодательства 

      Руководители работ и спасатели аварийно-спасательных служб и формирований, виновные в неисполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), умышленном или неосторожном причинении при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вреда здоровью граждан, нанесении ущерба окружающей среде, материальным и культурным ценностям, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 

       Статья 32. Порядок разрешения споров по вопросам 
                  деятельности аварийно-спасательных служб 
                  и формирований 

      Споры по вопросам деятельности аварийно-спасательных служб и формирований разрешают суды в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 

       Статья 33. Международные договоры по привлечению аварий- 
                 но-спасательных служб и формирований к ликви- 
                 дации чрезвычайных ситуаций 

      Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории Республики Казахстан осуществляется на основании международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан. 
 
     Президент
Республики Казахстан