ГЛАВА I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Содержание, понятие и цели административного
надзора
Административный надзор является формой предупреждения рецидивной преступности, реализуется на основе соблюдения законности, гарантии прав и свобод граждан и осуществляется на основании постановления судьи органами внутренних дел как принудительная мера в виде установления наблюдения за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, которым установлены определенные законодательством ограничения в целях предупреждения правонарушений с их стороны.
Статья 2. Лица, в отношении которых устанавливается
административный надзор
Административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетних лиц:
а) признанных судами особо опасными рецидивистами;
б) осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления или осужденных два и более раз к лишению свободы за умышленные преступления, если во время отбывания наказания их поведение свидетельствовало, что они упорно не желают встать на путь исправления и остаются опасными для общества;
в) осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления или осужденных два и более раз к лишению свободы за умышленные преступления, если они после отбывания наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, несмотря на предупреждения органов внутренних дел, систематически нарушают общественный порядок и права других граждан, совершают иные правонарушения.
Статья 3. Основания для установления административного
надзора
Основаниями для установления административного надзора являются:
а) вступивший в законную силу приговор суда в отношении лиц, указанных в подпункте "а" статьи 2 настоящего Закона;
б) материалы исправительно-трудовых учреждений - в отношении лиц, указанных в подпункте "б" статьи 2 настоящего Закона;
в) материалы органов внутренних дел - в отношении лиц, указанных в подпункте "в" статьи 2 настоящего Закона.
ГЛАВА II
Порядок установления, осуществления и
прекращения административного надзора
Статья 4. Срок и место установления административного надзора
Административный надзор устанавливается:
а) за лицами, указанными в подпунктах "а" и "б" статьи 2 настоящего Закона, - при освобождении из исправительно-трудового учреждения;
б) за лицами, указанными в подпункте "в" статьи 2 настоящего Закона, - по месту жительства, в течение трех лет с момента освобождения из исправительно-трудового учреждения.
Статья 5. Порядок установления административного надзора
Административный надзор устанавливается:
в отношении лиц, указанных в подпунктах "а" и "б" статьи 2 Закона, - в судебном заседании единолично судьей районного (городского) суда по местонахождению исправительно-трудового учреждения по представлению начальника исправительно-трудового учреждения;
в отношении лиц, указанных в подпункте "в" статьи 2 Закона, - в судебном заседании единолично судьей районного (городского) суда по месту жительства лица, освобожденного из мест лишения свободы, по представлению начальника органа внутренних дел.
Вместе с представлением в суд направляются копия приговора и материалы, свидетельствующие о необходимости установления административного надзора за соответствующим лицом.
В судебном заседании вызывается лицо, в отношении которого внесено представление об установлении административного надзора, а по ходатайству - и защитник, а также представитель органа, начальник которого внес представление.
Рассмотрение вопроса начинается докладом о содержании представления и поступивших вместе с ним материалов, после заслушиваются объяснения лиц, явившихся в судебное заседание.
После рассмотрения дела судья выходит в совещательную комнату для принятия решения, после чего возвращается в зал заседаний и оглашает постановление.
Постановление судьи направляется для исполнения начальнику районного (городского) отдела (управления) внутренних дел по месту жительства лица, в отношении которого установлен надзор, а в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "б" статьи 2 Закона, - начальнику исправительно-трудового учреждения.
Статья 6. Срок действия административного надзора
Административный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.
В случаях нарушения поднадзорным правил административного надзора или объявленных ему ограничений, а равно совершения им правонарушений, срок надзора может быть продлен постановлением судьи по мотивированному представлению органов внутренних дел каждый раз на шесть месяцев, но не свыше двух лет.
Статья 7. Ограничения, применяемые в отношении
поднадзорных лиц
В отношении лиц, за которыми устанавливается административный надзор, могут быть применены в полном объеме или раздельно, в зависимости от образа жизни, поведения в семье и по месту жительства, других обстоятельств, характеризующих личность поднадзорного, следующие ограничения:
а) запрещение покидать жилище в определенное органами внутренних дел время;
б) запрещение пребывания в определенных органами внутренних дел пунктах района (города), а также выезда за пределы района (города) без уведомления органа внутренних дел, осуществляющего надзор;
в) обязательная явка в местный орган внутренних дел для регистрации от одного до четырех раз в месяц.
Статья 8. Изменение установленных поднадзорному ограничений
Перечень ограничений поднадзорному может быть сокращен или дополнен судьей по представлению органа внутренних дел с учетом его образа жизни и поведения, но в пределах ограничений, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона.
Статья 9. Порядок направления администрацией
исправительно-трудового учреждения постановления
об установлении административного надзора по
месту жительства поднадзорного
Перед освобождением из мест лишения свободы лиц, в отношении которых установлен административный надзор, администрация исправительно-трудового учреждения направляет в орган внутренних дел по избранному месту жительства поднадзорного постановление судьи об установлении административного надзора с уведомлением о времени прибытия освобожденного.
Статья 10. Объявление поднадзорному постановления
об установлении, продлении административного
надзора или изменении ограничений
Постановление судьи об установлении административного надзора либо о продлении срока, или об изменении ограничений при осуществлении надзора объявляется поднадзорному под роспись начальником районного (городского) органа внутренних дел, а лицу, находящемуся в местах лишения свободы, - начальником исправительно-трудового учреждения. При этом поднадзорному разъясняются его обязанности, ответственность за нарушение правил административного надзора, а лицу, в отношении которого надзор установлен перед освобождением из мест лишения свободы, - ответственность за неприбытие в определенный срок к избранному месту жительства.
Статья 11. Учет лиц, состоящих под административным
надзором
Учет лиц, состоящих под административным надзором, осуществляется в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Казахстан.
Статья 12. Обязанности должностных лиц, осуществляющих
административный надзор
Сотрудники органов внутренних дел при осуществлении административного надзора обязаны:
а) систематически наблюдать за поведением поднадзорных по месту их жительства и работы;
б) предупреждать и пресекать нарушения поднадзорным общественного порядка, прав и законных интересов граждан;
в) составлять в установленном порядке протоколы о нарушениях правил административного надзора и направлять их для рассмотрения в суд.
Статья 13. Права сотрудников органов внутренних дел,
осуществляющих административный надзор
При осуществлении административного надзора сотрудники органов внутренних дел имеют право:
а) запрашивать и получать сведения о поведении поднадзорного от администрации организации, независимо от форм собственности, по месту его работы и жительства, а также от граждан;
б) вызывать поднадзорного на собеседования в органы внутренних дел, проводить собеседования в присутствии родственников поднадзорного при их согласии;
в) требовать от поднадзорного устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил административного надзора;
г) посещать в любое время суток жилище поднадзорного с целью наблюдения за его поведением и соблюдением им установленных ограничений. При этом не допускается производство осмотра, обыска иначе как в случаях и в порядке, установленных законодательством.
Статья 14. Основания прекращения административного
надзора
Административный надзор прекращается:
а) по истечении срока, на который установлен административный надзор, если не имеется оснований для его продления;
б) досрочно, если будет установлено, что поднадзорный твердо встал на путь исправления, положительно характеризуется по месту жительства или трудовой деятельности;
в) в случаях погашения или снятия судимости с поднадзорного;
г) в связи с направлением поднадзорного на принудительное лечение в специализированные лечебно-профилактические учреждения;
д) в связи с осуждением поднадзорного к лишению свободы;
е) в связи со смертью поднадзорного.
Статья 15. Порядок прекращения административного надзора
О прекращении административного надзора в случаях, предусмотренных подпунктами "а", "в","г","д" и "е" статьи 14, сотрудником органа внутренних дел, осуществляющим административный надзор, выносится постановление, которое утверждается начальником районного (в городе), городского отдела (управления) внутренних дел.
О досрочном прекращении административного надзора в случае, предусмотренном подпунктом "б" статьи 14, начальником органа внутренних дел в суд направляется мотивированное представление, которое подлежит рассмотрению в десятидневный срок.
Постановление судьи или органа внутренних дел о прекращении административного надзора объявляется поднадзорному под роспись.
ГЛАВА III
Обязанности и права лиц, находящихся
под административным надзором,
и ответственность за нарушение правил надзора
Статья 16. Обязанности лиц, находящихся под административным
надзором
Лицо, находящееся под административным надзором, обязано:
а) соблюдать установленные в отношении его ограничения, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона;
б) являться по вызову в органы внутренних дел в указанный срок и давать устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил административного надзора;
в) в течение суток уведомлять сотрудников органа внутренних дел, осуществляющих административный надзор, о перемене места работы и жительства, а также о выезде за пределы района (города) по служебным и личным делам;
г) при выезде с разрешения органа внутренних дел в другой населенный пункт и нахождении там более суток зарегистрироваться в местном органе внутренних дел для осуществления контроля за его поведением.
Статья 17. Права лиц, находящихся под административным
надзором
Лицо, находящееся под административным надзором, имеет право:
а) знакомиться в суде с материалами дела об установлении административного надзора и применении ограничений;
б) давать объяснения, представлять доказательства;
в) заявлять ходатайства о досрочном прекращении административного надзора, отмене установленных в отношении его ограничений, краткосрочном выезде с постоянного места жительства;
г) знакомиться в органе внутренних дел с постановлением о
прекращении административного надзора. Статья 18. Ответственность за нарушение правил административного надзора Лицо, в отношении которого установлен административный надзор, в случае нарушения правил надзора или установленных в отношении его ограничений привлекается к ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. ГЛАВА IV Надзор за законностью
Статья 19. Надзор за обеспечением законности при
осуществлении административного надзора
Надзор за обеспечением законности осуществляется Генеральным прокурором Республики Казахстан и подчиненными ему прокурорами.
Статья 20. Отмена или изменение административного надзора
Постановление судьи об установлении административного надзора может быть отменено или изменено по протесту прокурора или непосредственно вышестоящим судом в порядке, установленном действующим законодательством.
Президент Республики Казахстан