О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

Закон Республики Казахстан от 5 июля 1996 г. N 19

Обновленный

      Защита населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций и последствий, вызванных ими, является одной из приоритетных областей проведения государственной политики.
      Настоящий закон регулирует общественные отношения на территории Республики Казахстан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 1. Основные понятия

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, бедствия или катастрофы, которые повлекли или могут повлечь гибель людей, ущерб их здоровью, окружающей среде и объектам хозяйствования, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения;
      ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА - чрезвычайные ситуации, вызванные стихийными бедствиями (землетрясениями, селями, лавинами, наводнениями и другими), природными пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, поражениями сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями;
      ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА - чрезвычайные ситуации, вызванные промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях;
      ЗОНА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - определенная территория, на
которой возникла чрезвычайная ситуация.
      По масштабу распространения и объему причиненного ущерба чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на объектовые, местные, региональные и глобальные.
      АВАРИЯ - нарушение технологического процесса, повреждение
механизмов, оборудования и сооружений;
      БЕДСТВИЕ - разрушительное явление, вследствие которого возникла чрезвычайная ситуация;
      СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ - бедствие, вследствие которого возникла чрезвычайная ситуация;
      КАТАСТРОФА - разрушительное явление, повлекшее чрезвычайную
ситуацию регионального или глобального масштаба;
      ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранение здоровья и жизни людей, снижение размеров ущерба и материальных потерь.
      ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ - спасательные, аварийно-восстановительные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций.
       Декларация безопасности промышленного объекта - документ, информирующий о характере и масштабах возможных чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и объявляющий о принятых собственником мерах по их предупреждению и ликвидации на этапах ввода в эксплуатацию, его функционирования и вывода из эксплуатации.
      Сноска. В статью 1 внесены изменения - Законом РК от 12 марта 1999 г. N 347 ; от 15 июня 2004 года N 563 .
 

      Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в
                области чрезвычайных ситуаций природного и
                техногенного характера

      Законодательство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона, а также иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      Настоящий Закон не регулирует правовые отношения при чрезвычайных ситуациях социального и экологического характера.

      Статья 3. Основные принципы защиты населения,
                окружающей среды и объектов хозяйствования
                при чрезвычайных ситуациях природного и
                техногенного характера

      Основными принципами защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера являются:
      - гласность и информирование населения и организаций о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, мерах по их предупреждению и ликвидации;
      - заблаговременное определение степени риска и вредности деятельности организаций и граждан, если она представляет потенциальную опасность, обучение населения методам защиты и осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
      - обязательность проведения спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказание экстренной медицинской помощи, социальная защита населения и пострадавших работников, возмещение вреда, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования.

     Статья 4. Участие сил гражданской обороны в
               мероприятиях по предупреждению и ликвидации
               чрезвычайных ситуаций природного и
               техногенного характера

      Силы гражданской обороны (воинские части, территориальные и ведомственные невоенизированные формирования, специализированные аварийно-спасательные службы) в соответствии с законодательством участвуют в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

      Статья 5. Обязанности организаций в области
                чрезвычайных ситуаций природного и
                техногенного характера

      Организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, обязаны в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
      - планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости своего функционирования и обеспечению безопасности работников и населения;
      - предоставлять в установленном порядке информацию, оповещать работников и население об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
      - обучать работников методам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований, создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
      - проводить защитные мероприятия, спасательные, аварийно-восстановительные и другие неотложные работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с утвержденными планами;
      - в случаях, предусмотренных законодательством, обеспечивать возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций работникам и другим гражданам, проводить после ликвидации чрезвычайных ситуаций мероприятия по оздоровлению окружающей среды, восстановлению хозяйственной деятельности организаций и граждан.
      Организации, деятельность которых имеет повышенный риск возникновения чрезвычайных ситуаций по перечню, определенному Правительством Республики Казахстан, обязаны формировать резервы финансовых и материальных ресурсов, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
      Организации также представляют в центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и в местные исполнительные органы декларации безопасности промышленных объектов, находящихся в их ведении, в порядке и по форме, утвержденными Правительством Республики Казахстан.
      Перечень сведений, содержащихся в декларации безопасности промышленного объекта, и порядок ее оформления определяются центральным исполнительным органом Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям.
      Руководители организаций несут персональную ответственность за выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предписаний специально уполномоченных государственных органов, имеющих обязательную силу.
      Сноска. В статью 5 внесены изменения - Законом РК от 12 марта 1999 г. N 347  .

     Статья 6. Участие общественных объединений в
               предупреждении и ликвидации чрезвычайных
               ситуаций природного и техногенного характера

      Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защите от них населения, окружающей среды и объектов хозяйствования в соответствии с законодательством Республики Казахстан и их уставами.
      Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь специальную подготовку, подтвержденную государственной аттестацией.

 Глава II
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

      Статья 7. Права граждан Республики Казахстан в области
                чрезвычайных ситуаций природного и
                техногенного характера

      Граждане Республики Казахстан имеют право в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
      - быть информированными о риске, которому они могут подвергаться в определенных местах пребывания на территории Республики Казахстан, и о мерах необходимой безопасности;
      - обращаться лично, направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты граждан, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций и последствий, вызванных ими;
      - участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество, предназначенное для защиты граждан;
      - на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
      - на обязательное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      - на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, если они произошли вследствие выполнения обязанностей по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      - на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

      Статья 8. Обязанности граждан Республики Казахстан в
                области чрезвычайных ситуаций природного
                и техногенного характера

      Граждане Республики Казахстан обязаны в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
      - соблюдать законодательство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций и защиты от них граждан, окружающей среды и объектов хозяйствования;
      - информировать соответствующие органы об угрозе аварий, бедствий и катастроф, могущих привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
      - соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой и хозяйственной деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
      - знать сигналы гражданской обороны, установленные правила поведения и порядок действий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, изучать основные методы защиты, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать эти свои знания и практические навыки;
      - принимать участие в проводимых учениях и тренировках по ликвидации чрезвычайных ситуаций, бережно относиться к средствам защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования.

       Статья 9. Права и обязанности иностранных граждан и
                 лиц без гражданства в области чрезвычайных
                 ситуаций природного и техногенного характера

      Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленные для граждан Республики Казахстан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

 Глава III
ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

      Статья 10. Полномочия Правительства Республики
                 Казахстан в области чрезвычайных ситуаций
                 природного и техногенного характера

      Правительство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
      - разрабатывает основные направления единой государственной политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению;
      - разрабатывает государственные программы и представляет их на утверждение Президенту Республики Казахстан;
      - руководит деятельностью министерств, государственных комитетов и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов, обеспечивает исполнение ими законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан;
      - рассматривает и утверждает государственные доклады о состоянии защиты населения, природной среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций;
      - утверждает положение о центральном исполнительном органе Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям;
      - образует межведомственные государственные комиссии по чрезвычайным ситуациям и утверждает положения о них;
      - устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций;
      - организует службы наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, экстренной медицинской помощи, аварийно-спасательные службы, республиканскую автоматизированную информационно-управляющую систему по чрезвычайным ситуациям;
      - определяет порядок информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций;
      - организует государственную экспертизу и государственную инспекцию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяет порядок их деятельности и государственного учета в области чрезвычайных ситуаций;
      - определяет порядок финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций из средств республиканского бюджета, создания государственных резервов, запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов и выделяет их для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      - выделяет средства резерва Правительства Республики Казахстан для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      - принимает решения о ликвидации последствий глобальных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
      - определяет систему и условия социального обеспечения граждан и работников, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций, порядок возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования;
      - осуществляет международное сотрудничество и определяет порядок деятельности иностранных организаций и граждан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Казахстан.
      Сноска. В статью 10 внесены изменения - Законом РК от 19 мая 2000 г. N 51  ; от 15 июня 2004 года N 563 .

      Статья 11. Полномочия центрального исполнительного
                 органа Республики Казахстан по чрезвычайным
                 ситуациям

      Центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям является специально уполномоченным государственным органом в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и имеет подведомственные ему территориальные органы.
      Центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям:
      - координирует работу министерств, государственных комитетов и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов и научных учреждений в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
      - утверждает или согласовывает нормативы, стандарты и правила, ведет государственный учет в области чрезвычайных ситуаций, подготавливает и вносит на рассмотрение Правительства Республики Казахстан государственные доклады о состоянии защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций;
      - руководит участием сил гражданской обороны в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящимися в его ведении службами наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования, республиканской автоматизированной информационно-управляющей системой по чрезвычайным ситуациям;
      - руководит государственной противопожарной службой, координирует мероприятия по предупреждению и ликвидации пожаров;
      - руководит государственной экспертизой в области чрезвычайных ситуаций и в необходимых случаях организует независимую экспертизу с привлечением международных экспертных организаций;
      - обеспечивает открытость и гласность информации в области чрезвычайных ситуаций;
      - осуществляет финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций из средств республиканского бюджета в пределах выделенных ассигнований, вносит предложения в Правительство Республики Казахстан об использовании имеющихся в составе государственных и мобилизационных резервов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов, а также об использовании средств из резерва Правительства Республики Казахстан для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      - организует научные исследования, пропаганду знаний, обучение населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций;
      - осуществляет государственный контроль и руководит государственной инспекцией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      - проводит аттестации и выдает лицензии субъектов, осуществляющих деятельность по проведению спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      - выдает министерствам, государственным комитетам и центральным исполнительным органам, не входящим в состав Правительства Республики Казахстан, местным исполнительным органам, организациям и гражданам предписания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имеющие обязательную силу;
      - организует расследование аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, передает материалы в установленном порядке для привлечения к ответственности должностных лиц, граждан и организаций;
      - по решениям Правительства Республики Казахстан осуществляет непосредственное руководство ликвидацией региональных и глобальных чрезвычайных ситуаций;
      - при ликвидации чрезвычайных ситуаций мобилизует материально-технические ресурсы организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с действующим законодательством;
      - осуществляет международное сотрудничество, обеспечивает деятельность иностранных организаций и граждан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Казахстан, организует проведение гуманитарных акций.
      Сноска. Статья 11 - с дополнениями, внесенными Законом РК от 9.12.98г. N 307  . Внесены изменения - Законами РК от 12 марта 1999 г. N 347  ; от 19 мая 2000 г. N 51  .

      Статья 12. Полномочия министерств, государственных
                 комитетов и иных центральных исполнительных
                 органов, не входящих в состав Правительства
                 Республики Казахстан, в области чрезвычайных
                 ситуаций природного и техногенного характера

      Министерства, государственные комитеты и иные центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства Республики Казахстан, в пределах их компетенции:
      - организуют мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      - утверждают или согласовывают нормативы, стандарты и правила, ведут государственный учет в области чрезвычайных ситуаций и представляют его данные в центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям;
      - образуют отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям и осуществляют обеспечение их работы;
      - руководят находящимися в их ведении службами наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
      - проводят отраслевую государственную экспертизу, организуют научные исследования, пропаганду знаний, обучение населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций;
      - организуют отраслевой государственный контроль и надзор, выдают в соответствии со своими задачами предписания местным исполнительным органам, организациям и гражданам, участвуют в расследовании аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, привлекают в установленном порядке к ответственности должностных лиц, граждан и организации;
      - участвуют в международном сотрудничестве в области чрезвычайных ситуаций.

      Статья 13. Полномочия местных представительных и
                 исполнительных органов и органов местного
                 самоуправления в области чрезвычайных
                 ситуаций природного и техногенного характера

      Местные представительные и исполнительные органы ответственны за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на соответствующей территории.
      Местные представительные органы в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
      - заслушивают отчеты руководителей местных исполнительных органов и организаций о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      - принимают решения об объемах резерва местного исполнительного органа в составе местного бюджета для финансирования непредвиденных расходов в части, касающейся предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также о создании местных запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов;
      - вправе принимать обязательные правила по обеспечению общественного порядка и безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций, их предупреждению и ликвидации, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Обязательные правила не должны противоречить законодательству Республики Казахстан и вступают в силу незамедлительно.
      Местные исполнительные органы в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
      - организуют мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      - осуществляют государственный контроль, участвуют в расследовании аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, привлекают в установленном порядке к ответственности должностных лиц, граждан и организации;
      - информируют население и организации о необходимой безопасности, мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      - обеспечивают в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями исполнение местного бюджета по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создают и используют местные запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов;
      - при ликвидации чрезвычайных ситуаций мобилизуют материально-технические ресурсы организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с действующим законодательством;
      - обеспечивают в пределах своей компетенции социальную защиту населения и работников, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций, возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования, медицинское обслуживание, получение компенсаций и льгот за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
      - осуществляют после ликвидации чрезвычайных ситуаций мероприятия по оздоровлению окружающей среды, восстановлению хозяйственной деятельности организаций и граждан.
      На территории Республики Казахстан допускается участие местного самоуправления в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Порядок организации и деятельности органов местного самоуправления определяется самими гражданами в пределах, установленных законом.
      Сноска. В статью 13 внесены изменения - Законом РК от 19 мая 2000 г. N 51  ; от 15 июня 2004 года N 563 .

 Глава IV
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

      Статья 14. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных
                 ситуаций природного и техногенного характера

      К мероприятиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся:
      - научные исследования, наблюдения, контроль обстановки, прогнозирование и оповещение об угрозе аварий, бедствий и катастроф, могущих привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
      - пропаганда знаний, обучение населения и специалистов, защитные мероприятия в области чрезвычайных ситуаций.

      Статья 15. Научные исследования, наблюдения, контроль
                 обстановки и прогнозирование чрезвычайных
                 ситуаций природного и техногенного характера

      В основные задачи научных исследований в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера входит разработка методов мониторинга и создание банка данных чрезвычайных ситуаций, методов прогноза, предупреждения, мер контроля и средств защиты, целевых и научно-технических программ по прогнозированию, оценке последствий, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
      Служба наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (сейсмологическая служба, системы селевого оповещения, контроля за радиационной безопасностью и другие) создаются при специально уполномоченных государственных органах и включаются в государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

     Статья 16. Гласность и информация в области
                чрезвычайных ситуаций природного и
                техногенного характера

      Информацию в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера составляют сведения о степени риска и вредности деятельности организаций, необходимой безопасности, последствиях, мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Она является открытой и гласной, подлежит опубликованию через средства массовой информации, системы связи и оповещения.
      Не допускается сокрытие, несвоевременное представление или представление должностными лицами заведомо ложной информации в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
      В целях информационно-технического обеспечения государственных органов создается республиканская автоматизированная информационно-управляющая система по чрезвычайным ситуациям.

      Статья 17. Пропаганда знаний, обучение населения и
                 специалистов в области чрезвычайных ситуаций
                 природного и техногенного характера

      Пропаганда знаний в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется специально уполномоченными государственными органами и общественными объединениями. Для пропаганды знаний могут использоваться средства массовой информации.
      Обучение населения ведется в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, организациях по месту работы и жительства, а специалистов - в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, центрах по подготовке к действиям в чрезвычайной ситуации и гражданской обороне, организациях по месту работы.

     Статья 18. Защитные мероприятия в области чрезвычайных
                 ситуаций природного и техногенного характера

      Для максимально возможного снижения риска, потерь и ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должны осуществляться защитные мероприятия:
      - сейсмостойкое строительство и сейсмоусиление зданий и сооружений;
      - гидротехнические и инженерно-геологические защитные мероприятия;
      - усовершенствование систем коммуникаций для обеспечения безопасности транспорта и предотвращения чрезвычайных ситуаций на транспорте;
      - защитные мероприятия по опасным производственным объектам;
      - мероприятия по предотвращению пожаров (взрывов), эпидемий и
эпизоотий, поражений сельскохозяйственных растений и лесов болезнями
и вредителями;
      - другие мероприятия, предусмотренные предписаниями специально
уполномоченных органов, имеющими обязательную силу.
      Деятельность организаций и граждан, связанная с риском
возникновения чрезвычайных ситуаций, подлежит обязательному страхованию.

Глава V
ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

     Статья 19. Объявление чрезвычайных ситуаций природного
                 и техногенного характера <*>
      Сноска. Статья 19 с исключена - Законом Республики Казахстан от 15 июня 2004 года N 563 .
 

     Статья 20. Первоочередные действия по ликвидации
                 чрезвычайных ситуаций природного и
                 техногенного характера

      Первоочередные действия по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуют в соответствии с ранее утвержденными планами местные исполнительные органы и руководители организаций с привлечением сил и средств аварийно-спасательных служб, дислоцированных в зоне чрезвычайной ситуации.
      При первоочередных действиях может проводиться временная эвакуация населения из зоны чрезвычайной ситуации, мобилизация необходимых материально-технических ресурсов организаций, прекращается или приостанавливается работа объекта, на котором произошли авария, бедствие или катастрофа, изменяется режим работы в организациях, вводятся ограничения (карантин) на передвижение людей и грузов, осуществляются возможные спасательные и аварийно-восстановительные работы, обеспечиваются общественный порядок и охрана объектов.
      Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций, назначенными в соответствии с законодательством Республики Казахстан, на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Республики Казахстан. <*>
      Сноска. Статья 20 с дополнениями - Законом Республики Казахстан от 15 июня 2004 года N 563 .

      Статья 21. Экстренная медицинская помощь при
                 ликвидации чрезвычайных ситуаций природного
                 и техногенного характера

      При ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера немедленно вводится в действие служба экстренной медицинской помощи, а при недостаточности включаются медицинские силы и средства министерств, государственных комитетов, центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, и организаций.

      Статья 22. Аварийно-спасательные службы

      Аварийно-спасательные службы оснащаются техникой, специальным оборудованием, инструментами и приборами, необходимыми для спасательных и аварийно-восстановительных работ.
      В связи с повышенной опасностью труда спасатели наделяются особым статусом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

     Статья 23. Введение режима чрезвычайного положения
                в зонах чрезвычайных ситуаций природного и
                техногенного характера

      В целях скорейшей стабилизации обстановки, обеспечения законности и правопорядка, создания условий для проведения необходимых спасательных и аварийно-восстановительных работ в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может вводиться режим чрезвычайного положения.
      При введении режима чрезвычайного положения могут устанавливаться особые формы управления, ограничиваться отдельные права и свободы граждан, применяться другие меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

     Статья 24. Прекращение работ по ликвидации
                 чрезвычайных ситуаций природного и
                 техногенного характера и проведение
                 мероприятий по оздоровлению окружающей
                 среды, восстановлению хозяйственной
                 деятельности организаций и граждан <*>
      Сноска. Статья 24 с исключена - Законом Республики Казахстан от 15 июня 2004 года N 563 .

 Глава VI
ЭКСПЕРТИЗА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ В ОБЛАСТИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО
ХАРАКТЕРА

      Статья 25. Задачи и объекты экспертизы в области
                 чрезвычайных ситуаций природного и
                 техногенного характера

      Задачами экспертизы являются исследования нормативов, стандартов и правил, полноты и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
      Экспертизе в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера подлежат:
      - нормативная, техническая, предплановая, предпроектная и проектная документация;
      - определение степени риска и вредности деятельности организаций и граждан, если она представляет потенциальную опасность;
      - выполнение мероприятий по наблюдению, контролю обстановки и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
      - пропаганда знаний, обучение населения и специалистов;
      - осуществление защитных мероприятий и работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

     Статья 26. Проведение экспертизы и государственного
                учета в области чрезвычайных ситуаций
                природного и техногенного характера

      Государственная экспертиза в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется специально уполномоченными государственными органами, а общественная экспертиза - общественными объединениями в соответствии с их уставами.
      Государственная экспертиза по отдельным видам предпроектной, а также проектной (проектно-сметной) документации на строительство (расширение, модернизацию, техническое перевооружение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт) зданий, сооружений и их комплексов, коммуникаций в части предупреждения чрезвычайных ситуаций проводится в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
      Организации, независимо от форм собственности и ведомственной
принадлежности, представляют отчетность об авариях, бедствиях и
катастрофах, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, а
специально уполномоченные государственные органы осуществляют
государственный учет чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
      Сноска. В статью 26 внесены дополнения - Законом РК от 2 июня 2003 года N 454  .

Глава VII
МАТЕРИАЛЬНОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО
ХАРАКТЕРА

      Статья 27. Создание запасов материально-технических,
                 медицинских и других ресурсов, обеспечение
                 транспортными средствами при ликвидации
                 чрезвычайных ситуаций природного и
                 техногенного характера

      Для обеспечения гарантированной защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера заблаговременно создается государственный резерв материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов.
      Для ликвидации чрезвычайных ситуаций мобилизуются материально-технические ресурсы и транспортные средства организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с действующим законодательством, а силы и средства экстренной медицинской помощи и аварийно-спасательных служб доставляются в зоны чрезвычайных ситуаций и возвращаются обратно в первоочередном порядке согласно заранее утвержденным планам.

      Статья 28. Финансирование мероприятий по предупреждению
                 и ликвидации чрезвычайных ситуаций
                 природного и техногенного характера

      Финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется за счет республиканского и местных бюджетов.

      Статья 29. (Статья 29 исключена - Законом РК от 19 мая 2000 г. N 51  )

Глава VIII
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В ОБЛАСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

      Статья 30. Задачи контроля и надзора в области
                 чрезвычайных ситуаций природного и
                 техногенного характера

      Контроль и надзор имеют своими задачами проверку полного и эффективного выполнения планов и мероприятий, соблюдения требований установленных нормативов, стандартов и правил, готовности должностных лиц, сил и средств, их действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

      Статья 31. Государственный контроль и надзор в области
                 чрезвычайных ситуаций природного и
                 техногенного характера

      Государственный контроль и надзор в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляют специально уполномоченные государственные органы в пределах их компетенции и местные исполнительные органы.

      Статья 32. Ведомственный, производственный и
                 общественный контроль в области чрезвычайных
                 ситуаций природного и техногенного характера

      В области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера осуществляют ведомственный контроль министерства,
государственные комитеты и центральные исполнительные органы, не
входящие в состав Правительства Республики Казахстан,
производственный контроль - организации, общественный контроль -
общественные объединения и органы местного самоуправления.

Глава IX
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ОБЛАСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

      Статья 33. Расследование аварий, бедствий и катастроф,
                 приведших к возникновению чрезвычайных
                 ситуаций природного и техногенного характера

      Аварии, бедствия и катастрофы, приведшие к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, подлежат расследованию в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
      В случае выявления противоправных действий или бездействия должностных лиц и граждан материалы расследования подлежат передаче в соответствующие органы для привлечения виновных к ответственности.

     Статья 34. Виды ответственности за нарушение
                 законодательных и иных нормативных правовых
                 актов в области чрезвычайных ситуаций
                 природного и техногенного характера

      Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении установленных нормативов, стандартов и правил, создании условий и предпосылок к возникновению аварий, бедствий и катастроф, непринятии мер по защите населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и других противоправных действиях, несут дисциплинарную, административную, имущественную и уголовную ответственность, а организации - имущественную ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 35. Возмещение ущерба, причиненного вследствие
                 чрезвычайных ситуаций природного и
                 техногенного характера

      Ущерб, причиненный здоровью граждан вследствие чрезвычайных ситуаций техногенного характера, подлежит возмещению за счет причинителя ущерба в полном объеме с учетом степени потери трудоспособности потерпевшего, затрат на его лечение, восстановление здоровья, ухода за больным, назначенных единовременных государственных пособий в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      Организации и граждане, вправе требовать от причинителей ущерба полного возмещения имущественных убытков в связи с причинением ущерба их здоровью и имуществу, а также смертью из-за чрезвычайных ситуаций техногенного характера, вызванных деятельностью организаций и граждан, и расходов организациям, независимо от формы собственности, частным лицам, участвующим в аварийно-спасательных работах и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
      Возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций природного характера здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования, производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      Организации и граждане, по вине которых возникли чрезвычайные
ситуации техногенного характера, обязаны возместить причиненный ущерб земле, воде, растительному и животному миру (территории), включая затраты на рекультивацию земель и по восстановлению естественного плодородия земли.

 Глава Х
РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

      Статья 36. Разрешение споров в области чрезвычайных
                 ситуаций природного и техногенного характера

      Споры в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера разрешают суды в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Глава XI
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ДОГОВОРЫ В ОБЛАСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

      Статья 37. Международное сотрудничество в области
                 чрезвычайных ситуаций природного и
                 техногенного характера

      Республика Казахстан участвует в международном сотрудничестве в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, руководствуясь принципами обеспечения всеобщей и региональной безопасности, своевременного и полного информирования зарубежных государств о чрезвычайных ситуациях, которые могут иметь для них значение с точки зрения безопасности, предотвращения трансграничного ущерба населению, окружающей среде и объектам хозяйствования, взаимопомощи государств и мирного разрешения возникших между ними споров.

      Статья 38. Деятельность иностранных организаций и
                 граждан по предупреждению и ликвидации
                 чрезвычайных ситуаций природного и
                 техногенного характера на территории
                 Республики Казахстан

      Допускается деятельность иностранных организаций и граждан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Казахстан, если она не противоречит законодательству Республики Казахстан или регламентируется международными договорами, ратифицированными Республикой.

      Статья 39. Международные договоры Республики Казахстан
                 в области чрезвычайных ситуаций природного и
                 техногенного характера

      Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Республики Казахстан, то применяются правила международных договоров.

      Президент
      Республики Казахстан