Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан

Закон Республики Казахстан от 9 апpеля 1993 года

Обновленный
      Настоящий закон устанавливает основы организации обороны Республики Казахстан, полномочия органов государственной власти и управления в решении вопросов обороны, систему ее экономического обеспечения, обязанности организаций, должностных лиц и граждан по укреплению обороноспособности государства; определяет роль, место и задачи Вооруженных Сил в общей системе обеспечения безопасности Республики Казахстан, а также порядок проведения оборонных мероприятий. <*>
      Сноска. Преамбула - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 14 ноября 1995 г. U952636_ N 2636.

                       Раздел 1
                   Общие положения

      Статья 1. Основы обороны Республики Казахстан

      Оборона Республики Казахстан - это система государственных мер политического, военного, экономического, экологического и социально-правового характера, осуществляемых в целях обеспечения готовности республики к защите суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности ее границ.
      Оборона Республики Казахстан предусматривает создание необходимых условий для предотвращения военного нападения и вооруженного отпора возможной агрессии против Республики Казахстан.
      Оборона Республики Казахстан относится к важнейшим функциям государства, является делом всего народа.
      Оборона Республики Казахстан строится в соответствии с военной доктриной государства, которая имеет оборонительную направленность.

      Статья 2. Организация обороны Республики Казахстан

      Организация обороны Республики Казахстан включает:
      деятельность высших органов управления государством, направленную на укрепление обороноспособности государства, поддержание войск (сил) в постоянной боевой готовности;
      прогнозирование и оценку военной угрозы; разработку военной политики государства и военной доктрины; обеспечение военно-политического и военного сотрудничества с другими государствами и согласование усилий по совместной обороне, а также участие в проведении соответствующих мероприятий на международной арене для предотвращения войны;
      оборону государственной границы, подготовку и осуществление мероприятий гражданской и территориальной обороны;
      разработку структуры, определение необходимой численности Вооруженных Сил и поддержание их на уровне оборонной достаточности;
      разработку и проведение военно-технической политики, реализации программ (планов) развития вооружения и военной техники, военной науки;
      мобилизационную подготовку экономики, государственных органов, организаций к функционированию в военное время, а также подготовку населения и территорий, коммуникаций республики к обороне;
      создание запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах;
      подготовку граждан Республики Казахстан к военной службе, накопление мобилизационных людских ресурсов на военное время;
      координацию деятельности органов государственной власти и управления в военное время;
      сохранение государственной и военной тайны;
      осуществление мероприятий по охране окружающей среды в связи с военной деятельностью. <*>
      Сноска. Статья 2 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ .

      Статья 3. Законодательство об обороне Республики
                          Казахстан

      Законодательство об обороне Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, настоящем Законе, а также других законодательных и иных нормативных актах Республики Казахстан. <*>
      Сноска. Статья 3 - в редакции Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ .

                         Раздел II.
           Вооруженные Силы, другие войска и воинские
              формирования Республики Казахстан <*>

      Сноска. Название раздела II в редакции Указа Президента Республики
              Казахстан, имеющего силу Закона, от 14 ноября 1995 г. U952636_
              N 2636.

      Статья 4. Состав и предназначение Вооруженных Сил
                Республики Казахстан

      Вооруженные Силы Республики Казахстан включают в себя: органы военного управления, виды Вооруженных Сил - Сухопутные войска, Войска противовоздушной обороны, Военно-воздушные силы, Военно-морские силы; тыл, военно-строительные части, военно-учебные (учебные) заведения; в военное время, кроме того, Пограничные и Внутренние войска, Республиканскую гвардию, войска Комитета национальной безопасности, органы управления и части гражданской обороны (далее другие войска и воинские формирования).
      Отдельные воинские формирования Республики Казахстан могут входить в состав объединенных (коалиционных) вооруженных сил (группировок войск) или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами.
      Вооруженные Силы Республики Казахстан предназначены для:
      защиты суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности границ Республики Казахстан;
      отражения нападения и нанесения поражения агрессору;
      охраны и обороны государственных и военных объектов;
      выполнения совместно с Вооруженными Силами других государств задач по совместной обороне в соответствии с международными договорами.
      Применение Вооруженных Сил в других случаях осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. <*>
      Сноска. Статья 4 в редакции Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ .

      Статья 5. Принципы строительства Вооруженных Сил
                Республики Казахстан

      Вооруженные Силы Республики Казахстан формируются на основе всеобщей воинской обязанности и контрактной системы, строятся на принципах сочетания демократического управления с централизованным руководством и единоначалием, подотчетности конституционным органам законодательной и исполнительной власти, постоянной боевой готовности, социально-правовой защищенности военнослужащих. <*>
      Сноска. Статья 5 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ .

      Статья 6. Дислокация войск

      Дислокация и размещение воинских объединений, соединений, частей и учреждений осуществляется в соответствии с планами, разработанными Министерством обороны Республики Казахстан по решению Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами.
      Передислокация и размещение соединений, частей, учреждений на землях, отведенных Вооруженным Силам, другим войскам и воинским формированиям Республики Казахстан, осуществляется решением Министра обороны, Министра внутренних дел, Командующего Силами охраны государственной границы - Председателя Комитета по охране государственной границы Республики Казахстан, Председателя Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, Председателя Комитета национальной безопасности и Командующего Республиканской гвардией Республики Казахстан после утверждения Президентом Республики Казахстан. <*>
      Сноска. Статья 6 в редакции Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ ; с изменениями, внесенными Указом Президента, имеющим силу Закона, от 19 мая 1995 г. N 2283; Законом РК от 5 апреля 1999 г. N 360 Z990360_ .

      Статья 7. Гражданский персонал

      Рабочие и служащие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан выполняют хозяйственные, производственные, строительные и другие работы. Их численность устанавливается в пределах выделенных средств.
      Рабочие и служащие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований обладают всей совокупностью трудовых прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о труде.
      Одной из основных обязанностей рабочих и служащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований является сохранение служебной и государственной тайны. <*>
      Сноска. Статья 7 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ .

      Статья 8. Цели и принципы воспитательной работы
                в Вооруженных Силах Республики Казахстан

      Целью воспитательной работы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан является формирование у личного состава высоких морально-волевых, боевых и психологических качеств. При этом приоритет отдается принципам гуманизма, патриотизма и интернационализма. <*>
      Сноска. Статья 8 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ .

      Статья 9. О деятельности политических партий
                в Вооруженных Силах, других войсках
                и воинских формированиях Республики Казахстан

      Создание и деятельность политических партий в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан запрещается. <*>
      Сноска. Статья 9 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, от 14 ноября 1995 г. N 2636.

      Статья 10. Обеспечение законности в Вооруженных Силах,
                 других войсках и воинских формированиях
                 Республики Казахстан

      Надзор за соблюдением законности в деятельности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан осуществляет Генеральный Прокурор Республики Казахстан и подчиненные ему военные прокуроры. Надзор за соблюдением законности воинскими формированиями других государств, временно дислоцированными на территории Республики Казахстан, осуществляется в соответствии с заключенными международными договорами.
      Правовую защиту военнослужащих, рассмотрение гражданских и уголовных дел в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан осуществляют суды. <*>
      Сноска. Статья 10 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ .

                          Раздел III
         Полномочия органов государственной власти в области
              обороны и руководство Вооруженными Силам,
             другими войсками и воинскими формированиями

      Статья 11. Руководство обороной, Вооруженными Силами,
                 другими войсками и воинскими формированиями
                 Республики Казахстан

      Общее руководство обороной, Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан осуществляется органами государственной власти Республики Казахстан - Президентом Республики Казахстан, Парламентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан.
      Непосредственное руководство возлагается:
      Вооруженными Силами Республики Казахстан - на Министра обороны Республики Казахстан;
      Пограничными войсками Республики Казахстан - на Председателя Государственного комитета Республики Казахстан по охране государственной границы;
      войсками Комитета национальной безопасности Республики Казахстан - на Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан;
      Внутренними войсками Республики Казахстан - на Командующего Внутренними войсками Республики Казахстан;
      Республиканской гвардией Республики Казахстан - на Командующего Республиканской гвардией Республики Казахстан;
      органами управления и частями гражданской обороны - на Председателя Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям;
      другими воинскими формированиями - на их первых руководителей. <*>
      Сноска. Статья 11 - в редакции Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ .

      Статья 12. Полномочия Президента Республики Казахстан

      Президент Республики Казахстан является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан. Он принимает необходимые меры по обеспечению обороноспособности государства и поддержанию его Вооруженных Сил в постоянной боевой готовности.
      Президент Республики Казахстан:
      утверждает военную доктрину, структуру, лимит штатной численности, основные направления военного строительства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, оперативного оборудования территории Республики, а также долгосрочные программы развития вооружения и военной техники;
      в случае агрессии против Республики Казахстан либо непосредственной внешней угрозы ее безопасности вводит на всей территории Республики или в отдельных ее местностях военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию и незамедлительно информирует об этом Парламент Республики;
      вводит в действие нормативные акты военного времени и прекращает их действие, принимает решение о демобилизации;
      принимает решение и отдает приказ Вооруженным Силам Республики Казахстан на ведение боевых действий, исходя из положений военной доктрины;
      ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики Казахстан о сотрудничестве в военной области;
      устанавливает полномочия, организацию и порядок деятельности органов военного управления;
      назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил; присваивает высшие воинские звания;
      утверждает текст военной присяги, уставы, знамена и флаги, военную форму одежды и знаки различия Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;
      принимает решения о призыве граждан Республики Казахстан на срочную военную службу и увольнении в запас военнослужащих срочной службы. <*>
      Сноска. Статья 12 - в редакции Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ . Внесены изменения Законом РК от 5 апреля 1999 г. N 360 Z990360_ .

      Статья 13. Полномочия Парламента Республики Казахстан

      Парламент Республики Казахстан:
      осуществляет законодательное регулирование вопросов в области обороны и безопасности государства;
      утверждает ежегодные расходы на оборону;
      устанавливает воинские звания;
      ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики Казахстан по вопросам обороны и военного сотрудничества;
      принимает по предложению Президента Республики Казахстан решение об использовании Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;
      решает вопросы войны и мира. <*>
      Сноска. Статья 13 - в редакции Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ .

      Статья 14. Полномочия Совета безопасности Республики
                              Казахстан

      Совет безопасности Республики Казахстан является специальным органом коллегиального руководства по вопросам обороны и безопасности Республики Казахстан.
      Полномочия Совета безопасности определяются Президентом Республики Казахстан.

      Статья 15. Полномочия Правительства Республики
                             Казахстан

      Правительство Республики Казахстан:
      разрабатывает основные направления политики государства в области обеспечения его обороноспособности, безопасности и организует их осуществление;
      определяет объем материально-технических ресурсов, продовольствия, вещевого и другого имущества, объем ассигнований для нужд обороны и Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
      организует обеспечение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан оружием, военной техникой и материально-техническими ресурсами;
      обеспечивает выполнение государственных программ и планов развития вооружений;
      руководит созданием инфраструктуры Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;
      устанавливает ежегодные контингенты граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также ежегодное количество военнообученных специалистов, подлежащих подготовке и переподготовке; осуществляет общее руководство подготовкой допризывников и призывников к военной службе и призывом граждан на военную службу и накоплением военнообученных ресурсов, издает постановления о призыве военнообязанных на сборы;
      утверждает порядок ведения воинского учета военнообязанных, призывников;
      создает комиссию по вопросам бронирования рабочей силы за народным хозяйством;
      создает и упраздняет высшие и средние военно-учебные заведения, научно-исследовательские организации Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, военные кафедры высших учебных заведений, республиканские военные школы, военные представительства на предприятиях промышленности, а также утверждает положения об их деятельности;
      утверждает положения о местных органах военного управления;
      руководит гражданской и территориальной обороной;
      организует разработку мобилизационных планов экономики, устанавливает министерствам, ведомствам и организациям, независимо от форм собственности, задания по накоплению и сохранению мобилизационных резервов и мобилизационных мощностей в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
      утверждает положение о военно-транспортной обязанности министерств, ведомств, объединения и предприятий;
      руководит мобилизационной подготовкой экономики, мобилизационным развертыванием и переводом ее на режим работы в условиях военного времени, издает нормативные акты военного времени;
      устанавливает задания по подготовке и передаче в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования средств транспорта, связи, других материально-технических средств при объявлении мобилизации и в военное время, возлагает иные мобилизационные задания;
      организует контроль за экспортом оружия и военной техники, стратегических материалов, передовых технологий и продукции двойного назначения;
      принимает решения о создании на территории Республики Казахстан оборонных объектов и порядке пользования ими;
      устанавливает порядок передачи, сдачи в аренду, реализации и утилизации оружия, военной техники, оборонных объектов и другого военного имущества;
      принимает решения по вопросам социальных и правовых гарантий военнослужащих, лиц, уволенных в запас или в отставку, их семей, а также семей военнослужащих, погибших (умерших), пропавших без вести или попавших в плен при выполнении служебных обязанностей;
      устанавливает льготы для гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;
      утверждает качественные требования и порядок технической приемки продукции, изготовляемой по государственному оборонному заказу. <*>
      Сноска. Статья 15 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ .

      Статья 16. Полномочия Министерства обороны Республики
                                Казахстан

      Министерство обороны Республики Казахстан является центральным органом военного управления Вооруженными Силами Республики Казахстан и несет полную ответственность за их развитие и подготовку к выполнению задач по обороне государства.
      Министерство обороны:
      оценивает военно-политическую обстановку, определяет характер и степень потенциальных угроз безопасности Республики Казахстан, участвует в разработке военной политики и военной доктрины Республики Казахстан;
      разрабатывает предложения по проекту военного бюджета Республики Казахстан;
      представляет на утверждение Президента Республики Казахстан проекты планов развития Вооруженных Сил, мобилизационного развертывания и оперативного их применения, государственной программы разработок видов вооружения и военной техники, а также предложения об ассигнованиях на нужды обороны;
      проводит единую военно-техническую политику в государстве, является государственным заказчиком по созданию, производству и ремонту вооружения, военной техники и другого военного имущества, осуществляет контроль за их разработкой, испытаниями, производством и качеством;
      руководит развитием военной науки, организует и проводит военно-научные исследования;
      устанавливает структуру, штатную численность видов, родов войск Вооруженных Сил Республики Казахстан, а также штатную численность подведомственных Министерству обороны Республики Казахстан государственных учреждений в пределах лимита штатной численности Вооруженных Сил, утвержденного Президентом Республики Казахстан, обеспечивает в рамках своих полномочий подготовку и расстановку кадров;
      разрабатывает и утверждает Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащих в Республике Казахстан, а также порядок ведения воинского учета военнообязанных, призывников;
      определяет оперативное предназначение и задачи видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск, их применение во взаимодействии с другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан, а также с Вооруженными Силами других государств на основе международных договоров;
      разрабатывает планы оперативной подготовки органов управления, обеспечивает организационно-методическое руководство планированием и выполнением мероприятий, оперативной и боевой подготовкой объединений, соединений и частей Вооруженных Сил Республики Казахстан;
      проводит по решению Президента Республики Казахстан мобилизацию в Вооруженные Силы людских, транспортных и материально-технических ресурсов;
      обеспечивает рациональное расходование финансовых и материально-технических средств;
      участвует в организации мобилизационной подготовки экономики и контроле за подготовкой предприятий, учреждений и организаций к выполнению установленных мобилизационных заданий;
      проводит в соответствии с указами Президента Республики Казахстан и постановлениями Правительства Республики Казахстан призывы граждан на срочную военную службу и увольнение в запас военнослужащих, выслуживших установленные сроки службы, призывы военнообязанных на военную службу, сборы, а также призыв граждан по мобилизации в военное время и увольнение по демобилизации;
      обеспечивает социальные и правовые гарантии военнослужащим, гражданскому персоналу Вооруженных Сил Республики Казахстан, снабжает военнослужащих всеми видами довольствия; выплачивает пенсии лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам, военнослужащим по контракту, уволенным с военной службы, оказывает помощь семьям погибших (умерших) военнослужащих;
      осуществляет воинское, правовое, патриотическое и нравственное воспитание личного состава;
      принимает меры по обеспечению безопасности и сохранению жизни и здоровья военнослужащих, гражданского персонала;
      принимает участие в подготовке допризывной и призывной молодежи к военной службе;
      осуществляет контроль за состоянием здоровья допризывной и призывной молодежи;
      руководит работой по вопросам внешних сношений;
      издает в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, нормативные акты по вопросам обороны и контролирует их выполнение.
      Полномочия органов управления других войск и воинских формирований определяются соответствующими положениями.
      Основным органом военного управления является Главный штаб Вооруженных Сил Республики Казахстан.
      В мирное время Главный штаб Вооруженных Сил Республики Казахстан совместно со штабами других войск и воинских формирований Республики Казахстан планирует варианты совместных действий и организует взаимодействие.
      В военное время все военные структуры Республики переходят в подчинение Министерства обороны Республики Казахстан. Руководство и боевое применение частей и подразделений осуществляется по планам, разработанным Главным штабом Вооруженных Сил Республики Казахстан. <*>
      Сноска. Статья 16 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ ; Законом РК от 5 апреля 1999 г. N 360 Z990360_ .

      Статья 17. Полномочия министерств, государственных
                 комитетов и организаций

      Министерство экономики Республики Казахстан разрабатывает мобилизационный план, формирует и представляет на утверждение в Правительство Республики Казахстан проект государственного оборонного заказа, который предусматривает государственные нужды обороны и безопасности Республики Казахстан, а также экспорт вооружения, военной техники и других материальных средств в соответствии с межправительственными соглашениями и решениями Правительства Республики Казахстан.
      Порядок формирования, утверждения и исполнения мобилизационного плана, государственных оборонных заказов устанавливается законодательством Республики Казахстан.
      Министерства и ведомства разрабатывают проекты планов:
      выпуска и поставок вооружения и военной техники на текущий год и на военное время;
      создания, развития и сохранения мобилизационных мощностей для производства вооружения, военной техники и другого военного имущества;
      поставок продовольственных товаров и вещевого имущества для нужд обороны;
      создания государственных и мобилизационных материальных резервов;
      по объемам материально-технических ресурсов для нужд обороны на соответствующий плановый период. Совместно с Министерством обороны республики вносят указанные проекты и предложения в Правительство Республики Казахстан.
      Министерства, ведомства, организации несут ответственность в порученных отраслях экономики за поставку необходимой для нужд обороны продукции и осуществление других, возложенных на них задач в этой области.
      Министерства, ведомства, организации:
      обеспечивают выполнение заданий по исследованиям, разработкам, испытаниям, производству и ремонту вооружения, военной техники, а также по поставкам материально-технических ресурсов, продовольственных товаров и вещевого имущества для нужд обороны;
      руководят мобилизационной подготовкой отрасли, созданием, развитием и сохранением объектов мобилизационного назначения, мощностей по разработке, производству, выпуску и ремонту необходимой для нужд обороны продукции и обеспечивают накопление мобилизационных резервов;
      осуществляют мероприятия по устойчивому функционированию отрасли в военное время, разрабатывают планы ее перевода на режим работы военного времени;
      обеспечивают подготовку транспорта к работе в военное время, а также выполняют иные мобилизационные задания с объявлением мобилизации и в военное время;
      организуют и проводят мероприятия гражданской и территориальной обороны и обеспечивают их выполнение подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями;
      участвуют в подготовке населения и территории республики к обороне, создают за счет собственных средств необходимую учебно-материальную базу для подготовки граждан к военной службе, осуществляют постоянный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан по вопросам обороны;
      выделяют подведомственным предприятиям, учреждениям и организациям необходимые ассигнования для выполнения оборонных мероприятий;
      предоставляют без оплаты аэродромные сети воздушным судам Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований по их заявкам.
      Организации оборонных отраслей промышленности помимо задач, указанных в абзаце 2, представляют в Правительство Республики Казахстан и Министерство экономики Республики Казахстан предложения по обеспечению межотраслевой кооперации по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, разработке и изготовлению сложных изделий вооружения и военной техники и по приоритетным направлениям межотраслевого и отраслевого развития промышленности в интересах обороны;
      осуществляют по назначению Правительства Республики Казахстан функции головных учреждений по производству вооружения и военной техники, выполнению крупных комплексных программ развития науки, промышленности в интересах обороны.
      Организации оборонных отраслей промышленности обязаны предусматривать в учредительном договоре (уставе) меры по осуществлению задач, указанных в статье 19 настоящего Закона. <*>
      Сноска. Статья 17 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ .

      Статья 18. Полномочия местных представительных
                 и исполнительных органов

      Местные представительные и исполнительные органы несут ответственность за выполнение всеми подведомственными предприятиями, учреждениями, организациями, а также должностными лицами и гражданами законодательства об обороне Республики Казахстан.
      Местные представительные и исполнительные органы:
      организуют и контролируют выполнение мероприятий в области обороны и мобилизационных заданий;
      предоставляют земли для нужд обороны и осуществляют контроль за их использованием и охраной воинскими частями, учреждениями, военно-учебными заведениями, предприятиями и организациями Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;
      содействуют в размещении и расквартировании войск, обеспечивают на договорной основе поставку в приоритетном порядке воинским частям, учреждениям и организациям продукции производственно-технического назначения и продовольствия, производимых предприятиями местного подчинения, а также отвечают за бесперебойное снабжение водой, электро- и теплоэнергией, предоставление средств связи, коммунально-бытовых и других услуг;
      руководят гражданской обороной на своей территории и отвечают за ее состояние;
      участвуют совместно с органами военного управления в организации территориальной обороны;
      предусматривают в местном бюджете и осуществляют расходы по проведению учетно-призывной и мобилизационной работы, возложенной на них законодательством Республики Казахстан;
      поддерживают во взаимодействии с военными комиссариатами в надлежащем порядке памятники, военные кладбища и могилы воинов, оказывают помощь в захоронении погибших (умерших) военнослужащих;
      проводят во взаимодействии с военными комиссариатами работу по воинскому учету допризывников, призывников и военнообязанных, подготовке и призыву граждан на военную службу и сборы, подготовке населения к выполнению конституционного долга по защите Республики Казахстан к участию в гражданской обороне, по материальному, медицинскому и иному обеспечению проводимых оборонных мероприятий;
      обеспечивают в установленном порядке жилыми помещениями военнослужащих, лиц уволенных с военной службы и членов их семей;
      принимают меры по недопущению противоправных действий в отношении военных объектов, военных городков, военнослужащих, членов их семей в местах их проживания;
      устанавливают и поддерживают связь с воинскими частями, дислоцирующимися на их территории, и принимают меры по улучшению культурно-просветительного, торгово-бытового и медицинского обеспечения военнослужащих и членов их семей, по трудоустройству членов семей военнослужащих и лиц уволенных с военной службы. <*>
      Сноска. Статья 18 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ .

      Статья 19. Деятельность предприятий, учреждений,
                 организаций по обеспечению обороны

      Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности и принадлежности в соответствии с законодательством Республики Казахстан:
      в приоритетном порядке выполняют заявки государственных нужд обороны, договорные обязательства по созданию, производству, поставке и ремонту необходимых для обороны вооружений, техники и другого имущества, продукции производственно-технического назначения, продовольствия, электроэнергии, топлива, горюче-смазочных материалов, а также осуществляют подрядные работы и предоставляют коммунальные, бытовые услуги воинским частям;
      создают своим работникам необходимые условия для выполнения ими воинской обязанности в соответствии с действующим законодательством;
      обеспечивают создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей, а также накопление, освежение, хранение и неприкосновенность материальных ценностей мобилизационного резерва, установленных Правительством Республики Казахстан. <*>
      Сноска. Статья 19 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ .

                              Раздел IV
               Состояние войны, военное время, военное
                      положение, мобилизация

      Статья 20. Состояние войны, военное время

      Состояние войны объявляется Парламентом Республики Казахстан в случае военного нападения (агрессии) на республику или при необходимости выполнения международных договорных обязательств по совместной обороне от агрессии.
      С объявлением состояния войны или началом боевых действий наступает военное время. Началом военного времени является день и время объявления состояния войны или военного нападения (агрессии) на Республику Казахстан. Окончанием военного времени является объявленный день и время прекращения военных действий.
      В случае военного нападения (агрессии) на Республику Казахстан военное командование и органы государственной власти и управления, не ожидая объявления войны, обязаны принять все меры для отражения нападения (агрессии). <*>
      Сноска. Часть первая статьи 20 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ .

      Статья 21. Военное положение

      Военное положение вводится Президентом Республики Казахстан в отдельных местностях или по всей республике в интересах защиты Республики Казахстан с объявлением состояния войны или угрозой военного нападения.
      В местностях, объявленных на военном положении, расширяются полномочия военного командования, к нему переходят все функции органов государственной власти и управления в области обороны и обеспечения общественного порядка, вводятся ограничения для населения, в деятельности предприятий и организаций. Режим военного положения определяется законом Республики Казахстан. <*>
      Сноска. Часть вторая статьи 21 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики, имеющего силу Закона от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ .

      Статья 22. Мобилизация

      С объявлением состояния войны или военного положения объявляется частичная или общая мобилизация, если она не объявлена ранее.
      С объявлением мобилизации осуществляются мероприятия по мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики и отраслей экономики.
      Порядок проведения мобилизации определяется законодательством Республики Казахстан. <*>
      Сноска. Статья 22 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 14 декабря 1995 г. N 2636 U952636_ .

                           Раздел V
                Экономическое обеспечение обороны

      Статья 23. Подготовка экономики к обеспечению обороны

      Ответственность за подготовку экономики Республики Казахстан к обороне возлагается на Правительство Республики Казахстан.
      В целях удовлетворения потребностей обороны создаются и используются: научно-технический потенциал, производственные мощности для проведения исследований и разработок, для производства и ремонта вооружения, военной техники и другой продукции оборонного назначения; материальные резервы. Кроме того, формируются системы финансового и материального обеспечения, цен, кредитов, экономических нормативов, льгот и санкций, а также порядок выполнения заказов и договоров по продукции оборонного назначения. Ведется подготовка трудовых ресурсов, экономики к работе в условиях военного времени.
      Эта работа осуществляется заблаговременно в мирное время. В этих целях проводится комплекс мероприятий по мобилизационной подготовке и обеспечению устойчивого функционирования промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, здравоохранения и других отраслей экономики. Разрабатываются документы, регламентирующие управление экономикой в военное время. Для планирования и контроля за подготовкой экономики к работе в военное время Правительством Республики Казахстан создаются военно-мобилизационные органы в министерствах, ведомствах, организациях и на предприятиях. <*>
      Сноска. Часть вторая статьи 23 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 5 октября 1995 г. N 2488 U952488_ .
     Статья 24. Научно-исследовательская деятельность
                     и подготовка кадров



      В целях обеспечения потребности обороны научно-исследовательскими учреждениями военного профиля осуществляются фундаментальные исследования в области военного дела, а также конкретные разработки и внедрение новых видов вооружений.
      Подготовка и переподготовка военных кадров осуществляется в военных и гражданских учебных заведениях Республики Казахстан, а также за рубежом на основе международных договоров. <*>
      Сноска. Часть вторая статьи 24 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ .

      Статья 25. Финансовое обеспечение

      Финансирование Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также затрат на разработку, производство и приобретение вооружений, военной техники, продукции производственно-технического назначения, капитального строительства, пенсионного обеспечения, обязательного государственного личного страхования военнослужащих осуществляется централизованно через соответствующие министерства и ведомства Республики Казахстан за счет и в пределах средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах, утвержденных Парламентом Республики Казахстан и маслихатами.
      Финансирование военных объектов совместного использования с государствами Содружества, дислоцированными на территории Республики Казахстан, производится за счет средств долевого участия, оговоренных специальными соглашениями и договорами. <*>
      Сноска. Статья 25 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ .

      Статья 26. Материально-техническое обеспечение

      Государство обеспечивает материальные потребности обороны и оснащает Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан всем необходимым для вооруженной защиты республики.
      Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований осуществляется в приоритетном порядке на основе заказов на поставку продукции для государственных нужд и межгосударственных соглашений на разработку, производство, поставку и обеспечение продукцией производственно-технического назначения, включая вооружение и военную технику, а также вещевым имуществом, продовольствием, медицинской техникой и медпрепаратами, другими материальными средствами.
      Порядок формирования государственного оборонного заказа, его материально-техническое и финансовое обеспечение и условия закупки устанавливаются Правительством Республики Казахстан. Министерства, ведомства и другие государственные органы, организации не вправе уклоняться от исполнения государственного оборонного заказа.
      Сноска. Статья 26 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ .

      Статья 27. Использование имущества в интересах обороны

      Военные объекты и сооружения, все виды вооружения, военной техники, боеприпасы и другое военно-техническое имущество являются республиканской собственностью, находятся в оперативном управлении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, которые на основании и в пределах, установленных законодательством, осуществляют право владения, пользования и распоряжения ими.
      Имущество, являющееся государственной собственностью и закрепленное за предприятиями, учреждениями и организациями отраслей экономики на праве полного хозяйственного ведения и предназначенное для обеспечения нужд обороны и выполнения мобилизационных заданий, не может переходить в собственность трудовых коллективов и служить объектом купли-продажи. Указанное имущество может быть передано в аренду.
      Оборонные объекты на территории Республики Казахстан, не используемые Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан в мирное время, подлежат консервации за счет их владельцев и могут быть переданы (в том числе в аренду) местным исполнительным органам во временную эксплуатацию, а также организациям других государств Содружества Независимых Государств на основе специальных соглашений между правительствами заинтересованных государств. Оборонные объекты, надобность в которых отпала, могут быть проданы.
      Порядок передачи (продажи) указанных в настоящем пункте имущества и оборонных объектов устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
      Объекты и имущество, не являющиеся государственной собственностью, в военное время при необходимости могут использоваться для обеспечения нужд обороны и выполнения мобилизационных заданий в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Казахстан. <*>
      Сноска. Статья 27 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ .

      Статья 28. Предоставление земли, передача зданий,
                 сооружений, объектов и другого имущества
                 для нужд обороны

      Земля для нужд обороны предоставляется за плату в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
      Предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций земельные участки находятся во владении и пользовании Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.
      Убытки, причиненные землевладельцам и землепользователям в связи с изъятием земель для нужд обороны, возмещаются в полном объеме.
      Возмещение потерь сельскохозяйственного производства при изъятии земель для нужд обороны решается в каждом конкретном случае Правительством Республики Казахстан в процессе оформления отвода земель.
      При пользовании землями, предоставленными для нужд обороны, Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования обязаны соблюдать законодательство Республики Казахстан, а при передислокации и перемещении проводят за свой счет рекультивацию освобождаемых земель.
      Для нужд обороны могут передаваться военным ведомствам здания, сооружения, различные объекты и другое имущество, а также может производиться их возврат в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      Порядок предоставления во владение и пользование земель, движимого и недвижимого имущества военных объектов Республики Казахстан, в том числе передаваемых в аренду воинским формированиям других государств, определяется международными договорами. <*>
      Сноска. Статья 28 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ .

                        Раздел VI
         Обязанности и права граждан в области обороны

      Статья 29. Обязанности граждан в области обороны

      Защита Республики Казахстан и служба в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан являются священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина.
      Граждане обязаны оберегать интересы Республики Казахстан, укреплять ее могущество, готовить себя к защите Республики Казахстан и выполнять всеобщую воинскую обязанность, принимать участие в мероприятиях гражданской обороны и выполнять в интересах обороны иные обязанности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. За уклонение от службы граждане Республики Казахстан несут ответственность в установленном Законом порядке. <*>
      Сноска. Часть первая статьи 29 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ .

      Статья 30. Права граждан в области обороны

      Граждане Республики Казахстан, участвующие в обеспечении обороны Республики Казахстан, обладают социально-экономическими, политическими и личными правами и свободами, предусмотренными законодательством для граждан Республики Казахстан, с изъятиями и ограничениями, обусловленными особенностями исполнения оборонных обязанностей. Государство гарантирует военнослужащим надлежащие условия для выполнения своего воинского долга по защите Республики Казахстан, устанавливает порядок прохождения военной службы.
      Граждане других государств и лица без гражданства, проживающие в Республике Казахстан, имеют право нести военную службу в интересах Республики Казахстан.
      Запрещается ограничивать или лишать лиц, указанных в настоящей статье, прав и свобод, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Лица, виновные в этом, привлекаются к ответственности.

                              Раздел VII
      Гражданская оборона, территориальная оборона

      Статья 31. Гражданская оборона

      Гражданская оборона Республики Казахстан является составной частью общегосударственных оборонных мероприятий и предназначена для осуществления в мирное и военное время мероприятий по защите населения и экономики республики от последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф и применения агрессором современных средств поражения, а также для проведения спасательных и других неотложных работ в районах возникновения чрезвычайных ситуаций и в очагах поражения.
      Задачи, организация и порядок ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Республики Казахстан. <*>
      Сноска. Статья 31 в редакции Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ .

      Статья 32. Территориальная оборона

      Территориальная оборона организуется Правительством Республики Казахстан и осуществляется в целях защиты участков государственной границы, важных объектов и коммуникаций на территории Республики Казахстан, борьбы с десантами и диверсионными силами в случае агрессии, а также поддержания режима военного положения.
      Задачи, организация и порядок взаимодействия сил и средств территориальной обороны определяются Верховным Главнокомандующим Республики Казахстан. <*>
      Сноска. Часть первая статьи 32 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона от 14 ноября 1995 г. N 2636 U952636_ .

                        Раздел VIII
                 Заключительные положения

      Статья 33. Международное право и оборона Республики
                         Казахстан

      При организации и осуществлении обороны Республика Казахстан соблюдает нормы международного права, договоры и соглашения, участником которых она является.
      Сотрудничество Республики Казахстан с другими государствами по обеспечению совместной обороны от агрессии, поддержанию международного мира и безопасности строится в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций о праве на индивидуальную и коллективную оборону.

      Статья 34. Ответственность за нарушение законодательства
                       Республики Казахстан об обороне

      За неисполнение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями законодательства об обороне Республики Казахстан их руководители и другие должностные лица, а также граждане за невыполнение своих обязанностей по обеспечению обороны несут ответственность в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Казахстан.
      Действия, препятствующие выполнению воинскими частями, подразделениями, военнослужащими возложенных на них обязанностей, подстрекательства и сопротивление им, публичное оскорбление и клевета на Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан, а также надругательство над воинскими символами, памятниками, кладбищами и могилами погибших (умерших)

воинов влекут  ответственность в порядке, устанавливаемом
законодательством Республики Казахстан. 
<*>

     Сноска. Статья 34 - с изменениями, внесенными Указом Президента
Республики Казахстан, имеющим силу Закона от 14 ноября 1995 г.
N 2636  

U952636_

 .

    Президент
Республики Казахстан