О судебно-экспертной деятельности

Закон Республики Казахстан от 10 февраля 2017 года № 44-VI ЗРК.

Обновленный

      Вниманию пользователей!
      Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ.

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения по осуществлению судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Разъяснение некоторых понятий, содержащихся в настоящем Законе

      Содержащиеся в настоящем Законе понятия применяются в следующем значении:

      1) специальные научные знания – область специальных знаний, содержание которой составляют научные знания, реализованные в методиках судебно-экспертных исследований;

      2) валидация – оценка пригодности использования методов и методик судебно-экспертного исследования, проводимая в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      3) экспертная специальность – научная компетенция судебного эксперта в сфере производства определенного вида судебной экспертизы, установленного законодательством Республики Казахстан, подтвержденная присвоением квалификации судебного эксперта;

      4) заключение эксперта – письменный документ, оформленный в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан, отражающий ход и результаты судебно-экспертного исследования;

      5) судебно-экспертная деятельность – деятельность органов судебной экспертизы и судебных экспертов по организации и производству судебной экспертизы;

      6) методика судебно-экспертного исследования – система методов, применяемых при изучении объектов судебной экспертизы для установления фактических данных, относящихся к предмету судебной экспертизы;

      7) метод судебно-экспертного исследования – система логических и (или) инструментальных операций (способов, приемов), применяемых при изучении объектов судебной экспертизы для установления фактических данных, относящихся к предмету судебной экспертизы;

      8) судебная экспертиза – исследование материалов уголовного, гражданского дела либо дела об административном правонарушении, проводимое на основе специальных научных знаний в целях установления фактических данных, имеющих значение для его разрешения;

      9) предмет судебной экспертизы – фактические данные, имеющие значение для разрешения уголовного, гражданского дела либо дела об административном правонарушении, устанавливаемые путем производства судебной экспертизы;

      10) объекты судебной экспертизы – вещественные доказательства, документы, тело человека, состояние психики человека, трупы, животные, образцы, а также относящиеся к предмету судебной экспертизы сведения, содержащиеся в материалах дела, по которому производится судебная экспертиза;

      11) орган судебной экспертизы – государственное юридическое лицо, осуществляющее судебно-экспертную деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      12) судебный эксперт – не заинтересованное в деле лицо, обладающее специальными научными знаниями и соответствующее иным требованиям, установленным законом, которому поручено производство судебной экспертизы;

      13) аттестация судебного эксперта – периодически осуществляемая процедура по определению соответствия судебного эксперта квалификационным требованиям, установленным законом;

      14) квалификация судебного эксперта – комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных лицом, имеющим профессиональное образование, путем целенаправленной подготовки в целях исследования объектов экспертизы определенного вида;

      15) образцы – материальные объекты, отображающие свойства живого человека, трупа, животного, растения, предмета, материала или вещества, необходимые для производства судебной экспертизы.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о судебно-экспертной деятельности

      1. Законодательство Республики Казахстан о судебно-экспертной деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Задача судебно-экспертной деятельности

      Примечание ИЗПИ!
      Статья 3 предусмотрена в новой редакции в соответствии с Законом РК от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021).

      Задачей судебно-экспертной деятельности является обеспечение производства по уголовным, гражданским делам, а также по делам об административных правонарушениях результатами судебной экспертизы.

Статья 4. Содержание судебно-экспертной деятельности

      Содержание судебно-экспертной деятельности включает:

      Примечание ИЗПИ!
      Подпункт 1) предусмотрен в новой редакции в соответствии с Законом РК от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021).

      1) производство судебной экспертизы по уголовным, гражданским делам, а также по делам об административных правонарушениях;

      2) организацию и проведение научных исследований в области судебной экспертизы;

      3) организацию и осуществление научно-методического и информационного обеспечения судебной экспертизы;

      4) подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, осуществляющих судебно-экспертную деятельность;

      5) международное сотрудничество в области судебной экспертизы.

Статья 5. Принципы судебно-экспертной деятельности

      Судебно-экспертная деятельность основывается на принципах:

      1) законности;

      2) соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридического лица;

      3) независимости судебного эксперта;

      4) всесторонности, полноты, объективности и научной обоснованности судебно-экспертных исследований;

      5) допустимости использования при проведении судебно-экспертных исследований научно-технических средств, методов и методик;

      6) соблюдения этики судебного эксперта.

Статья 6. Законность при осуществлении судебно-экспертной деятельности

      Судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Статья 7. Соблюдение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридического лица при осуществлении судебно-экспертной деятельности

      1. Судебно-экспертная деятельность осуществляется при соблюдении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридического лица в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, общепризнанными принципами и нормами международного права.

      2. Судебно-экспертные исследования, требующие временного ограничения прав и свобод лица, проводятся только на основаниях и в порядке, установленных законом.

      3. Лицо, полагающее, что действия (бездействие) органа судебной экспертизы или судебного эксперта привели к ограничению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законом.

Статья 8. Независимость судебного эксперта

      1. При производстве судебной экспертизы судебный эксперт независим от органа (лица), назначившего судебную экспертизу, руководителя органа судебной экспертизы и других лиц.

      2. Судебный эксперт дает заключение от своего имени на основании результатов проведенных исследований в соответствии с его специальными научными знаниями.

      3. Судебный эксперт самостоятелен в выборе научно-технических средств, методов и методик исследования, допустимость которых определяется законом.

      4. Неправомерное воздействие на судебного эксперта и воспрепятствование его законной деятельности недопустимы и влекут ответственность, установленную законом.

Статья 9. Всесторонность, полнота, объективность и научная обоснованность судебно-экспертных исследований

      1. При производстве судебной экспертизы судебный эксперт обязан принять все меры для всестороннего, полного и объективного исследования объектов, основанного на специальных научных знаниях.

      2. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность выводов на основе общепринятых научных и практических данных.

Статья 10. Допустимость использования при проведении судебно-экспертных исследований научно-технических средств, методов и методик

      1. Применение при проведении судебно-экспертных исследований научно-технических средств, методов и методик допускается, если они:

      1) прямо предусмотрены законом или не противоречат его нормам и принципам;

      2) научно состоятельны;

      3) обеспечивают эффективность производства по делу;

      4) безопасны.

      2. При проведении судебной экспертизы судебный эксперт применяет методики, включенные в Государственный реестр методик судебно-экспертных исследований Республики Казахстан. Применение иных методик допускается в случаях, если они удовлетворяют требованиям пункта 1 настоящей статьи. При этом научное обоснование их применения должно быть приведено в заключении эксперта.

Статья 11. Соблюдение этики судебного эксперта

      При осуществлении судебно-экспертной деятельности судебный эксперт обязан соблюдать Кодекс этики судебного эксперта.

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 12. Компетенция Министерства юстиции Республики Казахстан

      К компетенции Министерства юстиции Республики Казахстан относятся:

      1) реализация государственной политики в области судебно-экспертной деятельности;

      2) осуществление государственного контроля в области судебно-экспертной деятельности;

      3) разработка и утверждение перечня видов судебных экспертиз, проводимых органами судебной экспертизы, и экспертных специальностей, квалификация по которым присваивается Министерством юстиции Республики Казахстан;

      4) разработка и утверждение правил организации и производства судебных экспертиз и исследований в органах судебной экспертизы;

      5) разработка и утверждение правил обращения с объектами судебной экспертизы;

      6) разработка и утверждение правил определения категорий сложности судебных экспертиз, порядка исчисления сроков производства судебных экспертиз в зависимости от категории их сложности, а также оснований и порядка приостановления и продления срока производства судебных экспертиз;

      7) разработка и утверждение нормативов нагрузки судебных экспертов органов судебной экспертизы;

      8) разработка и утверждение правил определения стоимости производства судебной экспертизы в органах судебной экспертизы;

      9) разработка и утверждение правил валидации методов и методик судебно-экспертных исследований;

      10) разработка и утверждение правил разработки, апробирования и внедрения методик судебно-экспертных исследований;

      11) разработка и утверждение правил формирования, ведения и использования Государственного реестра методик судебно-экспертных исследований Республики Казахстан;

      12) ведение Государственного реестра методик судебно-экспертных исследований Республики Казахстан;

      13) разработка и утверждение стандартов и требований к специально оснащенным помещениям для производства судебной экспертизы;

      14) разработка и утверждение правил квалификационной подготовки судебных экспертов;

      15) разработка и утверждение правил приема экзаменов для присвоения квалификации судебного эксперта;

      16) разработка и утверждение положения о комиссии по присвоению квалификации судебного эксперта и ее состава;

      17) прием квалификационных экзаменов для присвоения квалификации судебного эксперта;

      18) разработка и утверждение правил аттестации судебных экспертов;

      19) разработка и утверждение положения о комиссии по проведению аттестации судебных экспертов и ее состава;

      20) аттестация судебных экспертов;

      21) разработка и утверждение правил повышения квалификации судебных экспертов;

      22) разработка и утверждение правил формирования, ведения и использования Государственного реестра судебных экспертов Республики Казахстан;

      23) ведение Государственного реестра судебных экспертов Республики Казахстан;

      24) разработка и утверждение положения о комиссии по лицензированию судебно-экспертной деятельности и ее состава;

      25) осуществление лицензирования в сфере судебно-экспертной деятельности;

      26) разработка и утверждение Кодекса этики судебного эксперта;

      27) иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 13. Порядок и условия выдачи, переоформления, отказа в выдаче лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью, а также контроль за деятельностью лиц, занимающихся судебно-экспертной деятельностью на основании лицензии

      1. Лицензия на занятие судебно-экспертной деятельностью выдается физическим лицам.

      2. Порядок и условия выдачи, переоформления, отказа в выдаче лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью устанавливаются Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях".

      3. Судебно-экспертная деятельность не является предпринимательской деятельностью.

      4. Контроль за деятельностью лиц, занимающихся судебно-экспертной деятельностью на основании лицензии, осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 13 с изменениями, внесенными Законом РК от 29.06.2020 № 352-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 14. Приостановление, возобновление, прекращение действия и лишение лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью

      1. Помимо общих оснований, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях и Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях", действие лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью лица приостанавливается в случаях:

      1) нахождения его на государственной службе;

      2) исполнения им полномочий депутата Парламента Республики Казахстан, депутата маслихата, осуществляющего свою деятельность на освобожденной основе, оплачиваемую за счет бюджетных средств;

      3) его работы в должности эксперта в органах судебной экспертизы;

      4) прохождения им срочной воинской службы;

      5) предусмотренных пунктом 2 статьи 22 настоящего Закона.

      При устранении причин, послуживших основанием для приостановления лицензии, ее действие возобновляется в сроки, установленные Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях".

      2. Помимо общих оснований, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях", прекращение действия лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью осуществляется в случаях:

      1) смерти лица;

      2) признания лица по вступившему в законную силу решения суда недееспособным или ограниченно дееспособным, умершим либо безвестно отсутствующим;

      3) утраты лицом гражданства Республики Казахстан;

      4) вступления в законную силу обвинительного приговора суда;

      5) освобождения лица от уголовной ответственности за совершение преступления на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан за совершение тяжких или особо тяжких преступлений;

      6) вступления в законную силу судебного решения о применении к лицу принудительных мер медицинского характера.

      3. Помимо общих оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, лишение лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью осуществляется в судебном порядке по иску Министерства юстиции Республики Казахстан в случаях:

      1) грубого или два и более раза в течение одного календарного года нарушения лицом при осуществлении судебно-экспертной деятельности законодательства Республики Казахстан;

      2) невозможности исполнения лицом обязанностей судебного эксперта вследствие несоответствия квалификационным требованиям по результатам аттестации;

      3) уклонения лица от прохождения аттестации.

      4. Действие лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью приостанавливается, возобновляется и прекращается лицензиаром на основании материалов, представленных комиссией по лицензированию судебно-экспертной деятельности.

      О принятом решении в течение трех рабочих дней уведомляется лицо, действие лицензии которого приостановлено, возобновлено или прекращено, и в течение пяти рабочих дней соответствующие сведения вносятся в Государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 14 с изменениями, внесенными Законом РК от 29.06.2020 № 352-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 15. Государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан

      1. Сведения о судебных экспертах, являющихся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также лицах, имеющих лицензию на занятие судебно-экспертной деятельностью, вносятся в Государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан.

      2. Производство судебной экспертизы поручается лицам, внесенным в Государственный реестр судебных экспертов Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 19 настоящего Закона.

Глава 3. РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНА СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ. СУДЕБНЫЙ ЭКСПЕРТ

Статья 16. Руководитель органа судебной экспертизы

      Руководителем органа судебной экспертизы является лицо, осуществляющее руководство судебно-экспертной деятельностью органа судебной экспертизы (первый руководитель органа судебной экспертизы, руководитель территориального подразделения органа судебной экспертизы).

Статья 17. Права руководителя органа судебной экспертизы

      1. Руководитель органа судебной экспертизы вправе:

      1) возвратить органу (лицу), назначившему судебную экспертизу, без исполнения постановление, определение о назначении судебной экспертизы и представленные на исследование объекты с указанием соответствующих мотивов в соответствии с пунктом 1 статьи 43 настоящего Закона;

      2) ходатайствовать перед органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, о включении в состав комиссии судебных экспертов лиц, не работающих в данном органе судебной экспертизы, если их специальные научные знания необходимы для дачи заключения;

      3) ходатайствовать перед органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, о привлечении судебного эксперта иностранного государства;

      4) заявлять перед органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, мотивированное ходатайство о продлении срока производства судебной экспертизы.

      Руководитель органа судебной экспертизы имеет также иные права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

      2. Руководитель органа судебной экспертизы не вправе:

      1) самостоятельно истребовать объекты, необходимые для производства судебной экспертизы;

      2) без согласования с органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не являющихся сотрудниками данного органа судебной экспертизы;

      3) давать судебному эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

Статья 18. Обязанности руководителя органа судебной экспертизы

      Руководитель органа судебной экспертизы обязан:

      1) при получении постановления, определения о назначении судебной экспертизы и объектов исследования поручить производство конкретному судебному эксперту или комиссии судебных экспертов данного органа судебной экспертизы с учетом требований закона;

      2) не нарушая принципа независимости судебного эксперта, обеспечить контроль за соблюдением срока производства судебной экспертизы, всесторонностью, полнотой, объективностью и научной обоснованностью проводимых исследований, а также сохранность объектов судебной экспертизы;

      3) по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и другие материалы, представленные на исследование, органу (лицу), назначившему судебную экспертизу;

      4) не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией производства судебной экспертизы;

      5) обеспечить условия, необходимые для проведения исследований.

Статья 19. Судебный эксперт

      1. Производство судебной экспертизы может быть поручено:

      1) сотрудникам органов судебной экспертизы;

      2) физическим лицам, занимающимся судебно-экспертной деятельностью на основании лицензии;

      3) иным лицам в разовом порядке в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

      2. Лица, указанные в подпунктах 1) и 2) пункта 1 настоящей статьи, должны состоять в гражданстве Республики Казахстан.

      3. Производство судебной экспертизы в разовом порядке может быть поручено в случаях:

      1) назначения судебной экспертизы, не предусмотренной перечнем видов судебных экспертиз, установленных Министерством юстиции Республики Казахстан;

      2) удовлетворения мотивированного отвода судебным экспертам соответствующей специальности, являющимся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также лицам, занимающимся судебно-экспертной деятельностью на основании лицензии, либо мотивированного отстранения от производства судебной экспертизы органа судебной экспертизы в целом;

      3) привлечения судебного эксперта иностранного государства в соответствии со статьей 62 настоящего Закона.

      4. Судебный эксперт должен отвечать квалификационным и иным требованиям, установленным законом.

      5. Судебным экспертом не может являться лицо:

      1) признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

      2) имеющее судимость, не погашенную или не снятую в установленном законом порядке;

      3) судимое или освобожденное от уголовной ответственности за совершение преступления на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан за совершение тяжких или особо тяжких преступлений.

      6. В течение трех лет с момента наступления соответствующего юридического факта судебным экспертом не может являться лицо:

      1) судимость которого погашена или снята в установленном законом порядке;

      2) которое освобождено от уголовной ответственности за совершение уголовного проступка или преступлений небольшой и средней тяжести на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;

      3) уволенное с государственной службы, из правоохранительных органов, специальных государственных органов, судов, с воинской службы, из органов судебной экспертизы за совершение дисциплинарного проступка;

      4) лишенное лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью;

      5) исключен Законом РК от 18.04.2017 № 58-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      Сноска. Статья 19 с изменениями, внесенными законами РК от 18.04.2017 № 58-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.06.2020 № 352-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 20. Квалификационные требования, предъявляемые к судебному эксперту

      Лица, указанные в подпунктах 1) и 2) пункта 1 статьи 19 настоящего Закона, должны отвечать следующим квалификационным требованиям:

      1) иметь высшее образование;

      2) иметь квалификацию судебного эксперта, подтвержденную квалификационным свидетельством на право производства определенного вида судебной экспертизы;

      3) быть аттестованным в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 21. Присвоение квалификации судебного эксперта

      Присвоение квалификации судебного эксперта осуществляется путем сдачи лицом квалификационного экзамена с выдачей ему квалификационного свидетельства судебного эксперта на право производства определенного вида судебной экспертизы.

Статья 22. Аттестация судебного эксперта

      1. Судебные эксперты, являющиеся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также лица, занимающиеся судебно-экспертной деятельностью на основании лицензии, проходят аттестацию каждые пять лет, за исключением лиц, осуществляющих судебно-экспертную деятельность более двадцати лет.

      2. При установлении фактов несоответствия судебного эксперта квалификационным требованиям проводится его внеочередная аттестация.

Статья 23. Права судебного эксперта

      1. Судебный эксперт имеет право:

      1) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету судебной экспертизы;

      2) заявлять ходатайства о представлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, а также принятии мер безопасности;

      3) участвовать в производстве процессуальных действий и судебном заседании с разрешения органа, ведущего уголовный процесс, следственного судьи, суда, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, и задавать участвующим в них лицам вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы;

      4) знакомиться с протоколом процессуального действия, в котором он участвовал, а также в соответствующей части с протоколом судебного заседания и делать подлежащие внесению в протоколы замечания относительно полноты и правильности фиксации его действий и показаний;

      5) по согласованию с органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, давать в пределах своей компетенции заключение по выявленным в ходе судебно-экспертного исследования обстоятельствам, имеющим значение для дела, выходящим за пределы вопросов, содержащихся в постановлении, определении о назначении судебной экспертизы;

      6) представлять заключение и давать показания на родном языке или языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика, заявлять ему отвод;

      7) обжаловать решения и действия органа (лица), назначившего судебную экспертизу, и иных лиц, участвующих в производстве по делу, ущемляющие его права при производстве судебной экспертизы;

      8) получать возмещение расходов, понесенных при производстве судебной экспертизы, и вознаграждение за выполненную работу, если производство судебной экспертизы не входит в круг его должностных обязанностей.

      2. Судебный эксперт не вправе:

      1) вести переговоры с участниками процесса по вопросам, связанным с производством судебной экспертизы, без ведома органа (лица), назначившего судебную экспертизу;

      2) самостоятельно собирать материалы для исследования;

      3) проводить исследования, которые могут повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств, если на это не было специального разрешения органа (лица), назначившего судебную экспертизу.

Статья 24. Обязанности судебного эксперта

      Судебный эксперт обязан:

      1) являться по вызову органа, ведущего уголовный процесс, следственного судьи, суда, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении;

      2) провести всестороннее, полное и объективное исследование представленных ему объектов, дать обоснованное письменное заключение по поставленным перед ним вопросам;

      3) в случаях, предусмотренных законом, отказаться от дачи заключения, составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и выдать (направить) его органу (лицу), назначившему судебную экспертизу;

      4) давать показания по вопросам, связанным с проведенным исследованием и данным заключением;

      5) обеспечивать сохранность представленных на исследование объектов;

      6) не разглашать сведения об обстоятельствах дела и иные сведения, ставшие ему известными в связи с производством судебной экспертизы;

      7) представлять органу (лицу), назначившему судебную экспертизу, смету расходов и отчет о понесенных расходах при производстве судебной экспертизы.

Глава 4. ПАЛАТА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 25. Палата судебных экспертов Республики Казахстан

      1. Палата судебных экспертов Республики Казахстан (далее – Палата) является некоммерческой профессиональной самофинансируемой организацией, создаваемой для защиты прав и законных интересов членов Палаты, координации их деятельности, а также соблюдения ими законодательства Республики Казахстан о судебно-экспертной деятельности.

      2. Палата является юридическим лицом и подлежит регистрации в порядке, установленном законом.

      3. Членами Палаты являются лица, занимающиеся судебно-экспертной деятельностью на основании лицензии.

      4. Членство в Палате является обязательным.

      5. Лицу, занимающемуся судебно-экспертной деятельностью на основании лицензии, не может быть отказано в членстве Палаты, кроме случаев несоответствия его требованиям статьи 19 настоящего Закона.

      Взимание вступительных взносов Палатой не допускается.

      6. Финансирование деятельности Палаты осуществляется за счет обязательных взносов и других источников, не запрещенных законом.

      Порядок, размеры и сроки уплаты взносов определяются уставом Палаты.

      7. На территории каждой области, города республиканского значения и столицы образуется одна территориальная палата судебных экспертов (далее – территориальная палата), являющаяся филиалом Палаты.

Статья 26. Органы управления Палаты

      1. Высшим органом управления Палаты является общее собрание ее членов.

      2. Руководство Палатой осуществляют председатель и правление, избранные общим собранием ее членов.

      3. Компетенция общего собрания членов, председателя и правления Палаты регламентируется ее уставом.

      4. К исключительной компетенции общего собрания членов Палаты относятся:

      1) принятие устава Палаты, внесение в него изменений и дополнений;

      2) избрание председателя, членов правления и ревизионной комиссии Палаты;

      3) досрочный отзыв председателя, членов правления и ревизионной комиссии Палаты;

      4) определение основных направлений деятельности Палаты;

      5) утверждение бюджета Палаты.

      Уставом Палаты могут быть предусмотрены иные вопросы, принятие решений по которым отнесено к исключительной компетенции общего собрания.

      5. Порядок и сроки созыва общего собрания членов Палаты определяются ее уставом.

      6. Председателем Палаты избирается лицо, имеющее стаж судебно-экспертной деятельности не менее десяти лет.

      7. Председатель Палаты избирается тайным голосованием сроком на три года, при этом одно и то же лицо не может занимать должность председателя Палаты более двух сроков подряд.

      8. Члены правления Палаты избираются тайным голосованием сроком на три года.

Статья 27. Устав Палаты

      1. Устав Палаты должен предусматривать:

      1) наименование, место нахождения, цели и основные виды деятельности;

      2) полномочия Палаты;

      3) условия и порядок приобретения, приостановления и утраты членства;

      4) права, обязанности и ответственность членов;

      5) организационную структуру, правовое положение территориальных палат;

      6) порядок формирования, функции и сроки полномочий руководящих органов;

      7) источники формирования денежных средств и иного имущества, порядок управления имуществом;

      8) порядок внесения изменений и дополнений в него;

      9) порядок реорганизации и ликвидации Палаты, судьбу имущества в случае ее ликвидации.

      2. Устав Палаты может содержать и иные положения, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.

Статья 28. Полномочия Палаты

      1. Деятельность Палаты определяется настоящим Законом, ее уставом.

      2. Палата:

      1) осуществляет координацию деятельности ее членов, а также территориальных палат;

      2) представляет и защищает права и законные интересы ее членов, а также территориальных палат при осуществлении ими судебно-экспертной деятельности в их отношениях с государственными органами, иными юридическими лицами;

      3) осуществляет методическую помощь в подготовке лиц, претендующих на получение лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью, для сдачи ими квалификационных экзаменов;

      4) организует обучение и повышение квалификации ее членов;

      5) разрабатывает научно-методические материалы по вопросам судебно-экспертной деятельности;

      6) вносит в Министерство юстиции Республики Казахстан представление о приостановлении, прекращении действия и лишении лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью;

      7) рассматривает обращения физических и юридических лиц на нарушение обязанностей судебного эксперта и этики судебного эксперта ее членами;

      8) участвует в нормотворческой деятельности Министерства юстиции Республики Казахстан, других государственных органов Республики Казахстан по вопросам судебно-экспертной деятельности;

      9) осуществляет проверки деятельности территориальных палат;

      10) участвует в осуществлении международного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности;

      11) делегирует представителей для включения в состав квалификационной и аттестационной комиссий;

      12) предоставляет Министерству юстиции Республики Казахстан статистическую информацию о своей деятельности по утвержденной им форме;

      13) осуществляет иную деятельность, не противоречащую законодательству Республики Казахстан.

      3. Палата при рассмотрении вопроса о законности совершения действий (бездействия) лицом, занимающимся судебно-экспертной деятельностью на основании лицензии, вправе истребовать от него представления сведений о проведенных судебно-экспертных исследованиях, а в необходимых случаях – личных объяснений, в том числе по вопросам несоблюдения этики судебного эксперта.

Статья 29. Полномочия территориальной палаты

      1. Деятельность территориальной палаты регулируется настоящим Законом, уставом Палаты и положением о ее филиалах.

      2. Территориальная палата осуществляет полномочия, вытекающие из полномочий, возложенных на Палату.

      3. Территориальная палата предоставляет Палате статистическую информацию о своей деятельности по форме, утвержденной Министерством юстиции Республики Казахстан.

Глава 5. ПРОИЗВОДСТВО СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Статья 30. Основания производства судебной экспертизы

      Примечание ИЗПИ!
      Пункт 1 предусмотрен в новой редакции в соответствии с Законом РК от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021).

      1. Основания производства судебной экспертизы установлены Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях, а также Законом Республики Казахстан "О нотариате".

      2. Орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, представляет руководителю органа судебной экспертизы либо лицу, осуществляющему судебно-экспертную деятельность в соответствии с подпунктами 2) и 3) пункта 1 статьи 19 настоящего Закона, объекты исследований и иные материалы, необходимые для проведения судебно-экспертных исследований и дачи заключения.

      3. Особенности производства судебной экспертизы живых лиц определяются главой 6 настоящего Закона.

Статья 31. Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы

      1. Производство судебной экспертизы не может быть поручено органу судебной экспертизы, а начатое производство судебной экспертизы немедленно прекращается при наличии оснований, предусмотренных законом.

      2. Судебный эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных законом.

Статья 32. Объекты судебной экспертизы

      1. Достоверность и допустимость объектов экспертного исследования гарантирует орган (лицо), назначивший судебную экспертизу.

      2. Объекты судебной экспертизы, если их габариты и свойства это позволяют, передаются судебному эксперту в упакованном и опечатанном виде. В остальных случаях орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, должен обеспечить доставку судебного эксперта к месту нахождения объектов исследования, беспрепятственный доступ к ним и условия, необходимые для проведения исследования.

      3. При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа (лица), назначившего судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении, определении о назначении судебной экспертизы или мотивированных постановлении, определении об удовлетворении ходатайства судебного эксперта либо частичном отказе в его удовлетворении.

      4. Повреждение или уничтожение объектов исследования, произведенное с разрешения органа (лица), назначившего судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику органом судебной экспертизы или судебным экспертом.

Статья 33. Образцы

      1. Порядок получения образцов установлен Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан, Кодексом об административных правонарушениях Республики Казахстан и настоящим Законом.

      2. В случаях, когда получение образцов является частью экспертного исследования, оно может быть произведено судебным экспертом.

      3. В процессе исследования судебным экспертом могут быть изготовлены экспериментальные образцы, о чем сообщается в заключении. Лицо, назначившее судебную экспертизу, вправе присутствовать при изготовлении таких образцов, что отражается в составляемом им протоколе.

      После проведения исследования судебный эксперт прилагает образцы к своему заключению в упакованном и опечатанном виде.

Статья 34. Сроки, продление и приостановление производства судебной экспертизы

      1. Срок производства судебной экспертизы исчисляется со дня принятия к производству постановления, определения о назначении судебной экспертизы и ее объектов органом судебной экспертизы либо лицом, осуществляющим судебно-экспертную деятельность в соответствии с подпунктами 2) и 3) пункта 1 статьи 19 настоящего Закона.

      2. Срок производства судебной экспертизы не должен превышать тридцать суток, кроме исключительных случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

      3. Продление срока производства судебной экспертизы осуществляется органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, по мотивированному ходатайству руководителя органа судебной экспертизы либо судебного эксперта (судебных экспертов), осуществляющего судебно-экспертную деятельность в соответствии с подпунктами 2) и 3) пункта 1 статьи 19 настоящего Закона.

      Порядок продления срока пребывания лиц, подвергающихся судебной экспертизе в добровольном порядке или принудительно помещенных в медицинскую организацию для производства судебной экспертизы, осуществляется в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47 настоящего Закона.

      4. В случаях необходимости для дачи заключения дополнительных материалов руководителем органа судебной экспертизы либо судебным экспертом (судебными экспертами), осуществляющим судебно-экспертную деятельность в соответствии с подпунктами 2) и 3) пункта 1 статьи 19 настоящего Закона, направляется мотивированное ходатайство в адрес органа (лица), назначившего судебную экспертизу. При этом производство судебной экспертизы приостанавливается, но не более чем на десять рабочих дней.

      Если обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления производства судебной экспертизы, не устраняются, судебная экспертиза проводится в объеме представленных материалов либо, в случае невозможности такового, материалы, представленные для производства экспертизы, возвращаются органу (лицу), ее назначившему, без исполнения.

      5. После проведения исследований и составления заключения эксперта либо сообщения о невозможности дать заключение в течение трех суток сообщается об окончании судебной экспертизы либо заключение эксперта (сообщение о невозможности дать заключение), объекты исследований и другие материалы выдаются (направляются) органу (лицу), назначившему судебную экспертизу.

Статья 35. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы

      Примечание ИЗПИ!
      Пункт 1 предусмотрен в новой редакции в соответствии с Законом РК от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021).

      1. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы определяется Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан и Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

      2. Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения, относящиеся к предмету судебной экспертизы.

      3. В случае, если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, воспрепятствует деятельности судебного эксперта, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом (лицом), ведущим процесс, либо органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.

      4. При составлении судебным экспертом заключения, а также на стадии совещания судебных экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией судебных экспертов, присутствие участников процесса не допускается.

      5. Особенности присутствия участников процесса при судебной экспертизе живых лиц определяются статьей 51 настоящего Закона.

Статья 36. Единоличная и комиссионная судебные экспертизы

      1. Производство судебной экспертизы осуществляется судебным экспертом единолично либо комиссией судебных экспертов.

      2. Комиссионная судебная экспертиза назначается в случаях необходимости производства сложных судебно-экспертных исследований и проводится не менее чем двумя судебными экспертами одной специальности.

      Для производства судебно-психиатрической экспертизы по вопросу о вменяемости лица назначается комиссия в составе не менее трех судебных экспертов.

      3. Постановление, определение органа (лица), назначившего комиссионную судебную экспертизу, обязательны для руководителя органа судебной экспертизы.

      Руководитель органа судебной экспертизы вправе самостоятельно принять решение о проведении по представленным материалам комиссионной судебной экспертизы и организовать ее производство.

      4. Для координации деятельности судебных экспертов, входящих в состав комиссии, руководитель органа судебной экспертизы назначает эксперта-координатора.

      Эксперт-координатор осуществляет разработку общего плана судебно-экспертных исследований, определяет сроки проведения отдельных исследований в пределах общего срока производства судебной экспертизы и контролирует их соблюдение, осуществляет связь с органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, руководит совещанием судебных экспертов.

      5. При производстве комиссионной судебной экспертизы каждый из судебных экспертов независимо и самостоятельно проводит исследования в полном объеме.

      6. Члены экспертной комиссии совместно анализируют полученные результаты и, придя к общему мнению, подписывают заключение судебного эксперта либо сообщение о невозможности дать заключение. В случае возникновения разногласий судебный эксперт, мнение которого расходится с выводами остальных членов комиссии, формулирует его в заключении отдельно.

Статья 37. Комплексная экспертиза

      1. Комплексная экспертиза назначается в случае, когда для установления обстоятельства, имеющего значение для дела, необходимы исследования на основе разных отраслей знаний, и проводится судебными экспертами различных специальностей в пределах своей компетенции.

      Комплексная экспертиза может проводиться одним судебным экспертом в случае, если он имеет право производства исследований по различным экспертным специальностям.

      2. В заключении комплексной экспертизы должно быть указано, какие исследования, в каком объеме провел каждый судебный эксперт и к каким выводам он пришел. Каждый судебный эксперт подписывает ту часть заключения, в которой содержатся эти исследования.

      3. На основе результатов исследований, проведенных каждым из судебных экспертов, ими формулируется общий вывод (выводы) об обстоятельстве, для установления которого судебная экспертиза была назначена. Общий вывод (выводы) формулируют и подписывают только судебные эксперты, компетентные в оценке полученных результатов. Если основанием окончательного вывода комиссии или части ее являются факты, установленные одним из судебных экспертов (отдельными судебными экспертами), то об этом должно быть указано в заключении.

      4. В случае разногласий между судебными экспертами результаты исследований оформляются в соответствии с пунктом 6 статьи 36 настоящего Закона.

      5. Организация производства комплексной экспертизы, порученной органу судебной экспертизы, возлагается на его руководителя.

      Руководитель органа судебной экспертизы вправе также самостоятельно принять решение о проведении судебной экспертизы по представленным материалам комплексной экспертизы и организовать ее производство.

Статья 38. Заключение эксперта

      По результатам исследований судебный эксперт (судебные эксперты) от своего имени составляет заключение и удостоверяет его своей подписью и личной печатью. В случае производства судебной экспертизы органом судебной экспертизы подпись судебного эксперта (судебных экспертов) заверяется печатью указанного органа.

Статья 39. Содержание заключения эксперта

      1. В заключении эксперта должны быть указаны: дата его оформления, сроки и место производства судебной экспертизы; основания производства судебной экспертизы; сведения об органе (лице), назначившем судебную экспертизу; сведения об органе судебной экспертизы и (или) судебном эксперте (судебных экспертах), которым поручено производство судебной экспертизы (фамилия, имя, отчество (при его наличии), образование, экспертная специальность, стаж работы по специальности, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность); отметка, удостоверенная подписью судебного эксперта (судебных экспертов), о том, что он предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед судебным экспертом (судебными экспертами); сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы, и данных ими пояснениях; объекты исследования, их состояние, упаковка, скрепление печатью, заверение подписями понятых при их участии; содержание и результаты исследований с указанием использованных методик; оценка результатов проведенных исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным перед судебным экспертом (судебными экспертами) вопросам.

      2. Заключение эксперта должно содержать обоснование невозможности ответить на все или некоторые из поставленных вопросов, если обстоятельства, указанные в статье 40 настоящего Закона, выявлены в ходе исследования.

      3. Если по одним вопросам, указанным в постановлении, определении о назначении судебной экспертизы, судебный эксперт дает заключение, а по другим имеются основания для составления сообщения о невозможности дать заключение, им составляется единый документ – заключение эксперта.

Статья 40. Сообщение о невозможности дать заключение эксперта

      1. Если судебный эксперт (судебные эксперты) до проведения исследования убеждается, что поставленные перед ним вопросы выходят за пределы его специальных знаний или представленные ему материалы непригодны или недостаточны для дачи заключения и не могут быть восполнены либо состояние науки и экспертной практики не позволяет ответить на поставленные вопросы, он составляет мотивированное сообщение о невозможности дать заключение и удостоверяет его своей подписью и личной печатью. В случае производства судебной экспертизы органом судебной экспертизы подпись судебного эксперта (судебных экспертов) заверяется печатью указанного органа.

      2. В сообщении о невозможности дать заключение должны быть указаны: дата его оформления, сроки и место производства судебной экспертизы; основание производства судебной экспертизы; сведения об органе (лице), назначившем судебную экспертизу; объекты исследования; сведения об органе судебной экспертизы и (или) судебном эксперте (судебных экспертах), которым поручено производство судебной экспертизы (фамилия, имя, отчество (при его наличии), образование, экспертная специальность, стаж работы по специальности, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность); отметка, удостоверенная подписью судебного эксперта (судебных экспертов), о том, что он предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные на разрешение судебного эксперта (судебных экспертов); обоснование невозможности ответить на поставленные перед судебным экспертом (судебными экспертами) вопросы.

Статья 41. Допрос судебного эксперта

      1. Допрос судебного эксперта производится с целью:

      1) выяснения связанных с заключением эксперта существенных для дела вопросов, не требующих дополнительных исследований;

      2) уточнения примененных судебным экспертом методов и использованных терминов;

      3) получения информации о других фактах и обстоятельствах, не являющихся составной частью заключения эксперта, но связанных с участием в процессе;

      4) выяснения квалификации судебного эксперта.

      2. Запрещается допрос судебного эксперта до дачи им заключения.

      3. Судебный эксперт не может быть допрошен по поводу обстоятельств, не относящихся к его заключению, ставших ему известными в связи с производством судебно-психиатрической, а также судебно-медицинской экспертизы живых лиц.

Статья 42. Дополнительная и повторная судебные экспертизы

      1. Дополнительная судебная экспертиза назначается при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также возникновении необходимости решения дополнительных вопросов, связанных с предыдущим исследованием.

      Производство дополнительной судебной экспертизы может быть поручено тому же или иному судебному эксперту.

      При поручении производства дополнительной судебной экспертизы судебному эксперту должно быть представлено заключение предыдущей судебной экспертизы.

      2. Повторная судебная экспертиза назначается для исследования тех же объектов и решения тех же вопросов в случаях, когда предыдущее заключение судебного эксперта недостаточно обоснованно или его выводы вызывают сомнение либо были существенно нарушены процессуальные нормы при назначении и производстве судебной экспертизы.

      В постановлении, определении о назначении повторной судебной экспертизы должны быть приведены обоснованные мотивы несогласия с результатами предыдущей судебной экспертизы.

      Производство повторной судебной экспертизы поручается комиссии судебных экспертов. Судебные эксперты, проводившие предыдущую судебную экспертизу, могут присутствовать при производстве повторной судебной экспертизы и давать комиссии пояснения, однако в экспертном исследовании и составлении заключения они не участвуют.

      При поручении производства повторной судебной экспертизы судебному эксперту должны быть представлены заключения предыдущих судебных экспертиз.

      3. В случае разногласий между судебными экспертами при производстве повторной судебной экспертизы результаты исследований оформляются в соответствии с пунктом 6 статьи 36 настоящего Закона.

      4. Если вторая или последующая по счету судебная экспертиза назначается по нескольким основаниям, одни из которых относятся к дополнительной экспертизе, а другие – к повторной, такая экспертиза производится по правилам производства повторной.

Статья 43. Возврат материалов без исполнения

      1. Возврат материалов без исполнения производится по следующим основаниям:

      1) в данном органе судебной экспертизы отсутствует судебный эксперт, обладающий необходимыми специальными научными знаниями;

      2) материально-техническая база и условия данного органа судебной экспертизы не позволяют решить конкретные экспертные задачи;

      3) вопросы, поставленные перед судебным экспертом, выходят за пределы его компетенции;

      4) материалы для производства судебной экспертизы представлены с нарушением требований закона;

      5) обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления производства судебной экспертизы, в течение срока, установленного настоящим Законом, не устранены.

      2. Возврат материалов без проведения исследования по основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, не допускается.

Глава 6. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЖИВЫХ ЛИЦ

Статья 44. Место производства судебной экспертизы живых лиц

      1. Судебная экспертиза живых лиц может производиться в медицинской организации или другом месте, где имеются условия, необходимые для проведения судебно-экспертных исследований и обеспечения прав и законных интересов указанных лиц.

      2. В случае возникновения при производстве судебной экспертизы необходимости стационарного обследования лица оно может быть помещено в медицинскую организацию в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Закона.

      3. Транспортировка лиц, в отношении которых назначена судебная экспертиза, к месту ее производства и после проведения судебно-экспертных исследований обеспечивается органом (лицом), назначившим судебную экспертизу.

Статья 45. Добровольность и принудительность при производстве судебной экспертизы живых лиц

      1. Круг лиц, в отношении которых может быть произведена судебная экспертиза, устанавливается законом.

      2. Судебная экспертиза лиц может производиться в добровольном или принудительном порядке.

      3. В случае, если судебная экспертиза производится в добровольном порядке, в орган судебной экспертизы должно быть представлено письменное согласие лица подвергнуться судебно-экспертным исследованиям.

      4. Если лицо, в отношении которого назначена судебная экспертиза, не достигло совершеннолетия или признано судом недееспособным, письменное согласие на производство судебной экспертизы в отношении указанного лица дается его законным представителем или органом опеки и попечительства.

      5. Производство судебной экспертизы живых лиц в принудительном порядке допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Статья 46. Основания и порядок помещения лица в медицинскую организацию для производства судебной экспертизы

      1. Если производство судебной экспертизы лица предполагает проведение судебно-экспертных исследований в условиях стационара, оно помещается в соответствующую медицинскую организацию на основании постановления, определения о назначении судебной экспертизы.

      2. Принудительное помещение лица, не содержащегося под стражей, в медицинскую организацию для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы допускается только по решению суда.

      3. В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, обязан в течение двадцати четырех часов уведомить о месте нахождения лица, принудительно помещенного в медицинскую организацию для производства судебной экспертизы, кого-либо из совершеннолетних членов его семьи, других родственников или близких лиц, а при отсутствии таковых – орган внутренних дел по месту жительства указанного лица.

Статья 47. Сроки пребывания лица в медицинской организации при производстве судебной экспертизы

      1. Лицо может быть помещено в медицинскую организацию для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на срок до тридцати суток, кроме исключительных случаев, предусмотренных законом.

      2. Продление указанного срока для лица, подвергающегося судебной экспертизе в добровольном порядке, осуществляется с его согласия органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, по мотивированному ходатайству руководителя органа судебной экспертизы либо судебного эксперта (судебных экспертов), не являющегося сотрудником органа судебной экспертизы.

      3. Продление срока пребывания в медицинской организации для лиц, принудительно в нее помещенных для производства судебной экспертизы, осуществляется в порядке, установленном законом.

      4. Нарушение срока пребывания в медицинской организации лица, принудительно помещенного в нее для производства судебной экспертизы, а также порядка продления этого срока может быть обжаловано указанным лицом, его защитником, законным представителем или иными представителями, допущенными к участию в деле, в порядке, предусмотренном законом.

Статья 48. Гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза

      1. При производстве судебной экспертизы живых лиц запрещаются:

      1) лишение или стеснение прав, гарантированных законом (в том числе путем обмана, применения насилия, угроз и иных незаконных мер), в целях получения сведений по делу;

      2) использование указанных лиц в качестве субъектов клинических исследований медицинских технологий, фармакологических и лекарственных средств;

      3) применение методов исследования, предусматривающих хирургическое вмешательство.

      2. Лицо, в отношении которого производится судебная экспертиза, должно быть информировано органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, в доступной для него форме об используемых методах судебно-экспертных исследований, включая альтернативные, о возможных болевых ощущениях и побочных явлениях. Указанная информация предоставляется также заявившему соответствующее ходатайство законному представителю указанного лица, в отношении которого производится судебная экспертиза.

      3. Медицинская помощь лицу, в отношении которого производится судебная экспертиза, может оказываться только по основаниям и в порядке, предусмотренным законом.

      4. Лицу, помещенному в медицинскую организацию, предоставляется возможность подачи жалоб и ходатайств. Жалобы и ходатайства, поданные в порядке, предусмотренном законом, в течение двадцати четырех часов направляются адресату и не подлежат цензуре.

      5. Судебная экспертиза лица, производимая в добровольном порядке, может быть прекращена на любой ее стадии по инициативе указанного лица.

Статья 49. Условия производства судебной экспертизы лиц, не содержащихся под стражей, в психиатрических стационарах

      1. Судебно-психиатрическая экспертиза лиц, не содержащихся под стражей, производится в психиатрических стационарах.

      2. В период производства в психиатрических стационарах судебно-психиатрической экспертизы лиц, не содержащихся под стражей, на них распространяется действие норм законодательства Республики Казахстан.

      3. Указанные лица пользуются правами пациентов психиатрических стационаров, установленными законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.

Статья 50. Условия производства судебной экспертизы лиц, содержащихся под стражей, в психиатрических стационарах

      1. Судебно-психиатрическая экспертиза лиц, содержащихся под стражей, производится в психиатрических стационарах, специально предназначенных для помещения в них указанных лиц.

      2. В период производства в психиатрических стационарах судебно-психиатрической экспертизы лиц, содержащихся под стражей, на них распространяется действие норм законодательства Республики Казахстан.

      3. Указанные лица пользуются правами пациентов психиатрических стационаров с предусмотренными для них особенностями, установленными законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.

Статья 51. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы живых лиц

      1. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы живых лиц определяется Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, а также статьей 35 настоящего Закона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

      2. Производство судебно-психиатрической экспертизы осуществляется в условиях конфиденциальности.

      3. При проведении судебно-экспертных исследований лица, сопровождающихся его обнажением, могут присутствовать только лица того же пола. Данное ограничение не распространяется на врачей и других медицинских работников, участвующих в проведении указанных исследований.

Глава 7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 52. Финансирование судебно-экспертной деятельности

      1. Финансирование судебно-экспертной деятельности органов судебной экспертизы осуществляется за счет бюджетных средств или иных средств, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

      2. Размер и порядок возмещения расходов, связанных с производством судебной экспертизы, определяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 53. Стандарты и требования материально-технического обеспечения производства судебной экспертизы

      Судебный эксперт осуществляет свою деятельность в специально оснащенных помещениях, соответствующих стандартам и требованиям, установленным Министерством юстиции Республики Казахстан.

Статья 54. Научно-методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности

      1. Лица, не являющиеся сотрудниками органов судебной экспертизы, претендующие на получение лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью, проходят специальную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по соответствующей экспертной специальности в органах судебной экспертизы, учебных и иных организациях.

      2. Научно-методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности, а также профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации судебных экспертов возлагаются на органы судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан при участии Палаты.

Статья 55. Государственный реестр методик судебно-экспертных исследований Республики Казахстан

      1. Целями формирования Государственного реестра методик судебно-экспертных исследований Республики Казахстан являются систематизация и учет методик судебно-экспертных исследований для обеспечения органов, ведущих уголовный процесс, следственного судьи, судов, органов (должностных лиц), в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях, иных участников процесса, а также судебных экспертов сведениями о методиках.

      2. Сведения о методиках судебно-экспертных исследований, отвечающих требованиям настоящего Закона, вносятся в Государственный реестр методик судебно-экспертных исследований Республики Казахстан.

Статья 56. Валидация

      1. Методики и методы судебно-экспертного исследования должны пройти валидацию в соответствии с правилами валидации методов и методик судебно-экспертных исследований.

      2. Валидации подлежат нестандартные и вновь разработанные или усовершенствованные методы.

      3. Правила валидации методов и методик судебно-экспертных исследований определяют общий объем валидационных исследований для каждого типа методов и методик, общую организацию, процедуры валидации, статистическую обработку полученных результатов и общие требования к отчету о валидации, критерии признания положительным или отрицательным вывода о валидации количественных, качественных, идентификационных и диагностических судебно-экспертных методик.

      4. Валидация проводится с применением одного из следующих приемов: использование контрольных, стандартных образцов; сравнение с результатами, полученными с помощью других методик; межлабораторное сличение (межлабораторное профессиональное тестирование); систематическое оценивание факторов, влияющих на результат.

Статья 57. Информационное обеспечение деятельности органов судебной экспертизы

      Руководитель органа судебной экспертизы вправе ходатайствовать перед органом, ведущим уголовный процесс, следственным судьей, судом, органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, о получении по окончании производства по делу предметов, являвшихся вещественными доказательствами и образцами, для использования в практической, научной и учебно-методической деятельности.

Статья 58. Кадровое обеспечение судебно-экспертной деятельности

      1. Обеспечение органов судебной экспертизы квалифицированными специалистами может осуществляться из числа лиц, зачисленных в кадровый резерв органа судебной экспертизы.

      2. Для обеспечения надлежащего профессионального уровня судебные эксперты, являющиеся сотрудниками органов судебной экспертизы, и лица, занимающиеся судебно-экспертной деятельностью на основании лицензии, один раз в пять лет должны проходить повышение квалификации.

Статья 59. Оплата труда и иное обеспечение судебных экспертов, являющихся сотрудниками органов судебной экспертизы

      Оплата труда, предоставление отпусков судебных экспертов, являющихся сотрудниками органов судебной экспертизы, осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Глава 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 60. Международное сотрудничество в области судебно-экспертной деятельности

      Органы судебной экспертизы вправе устанавливать международные связи с органами и службами иностранных государств, осуществляющими судебно-экспертную деятельность, с целью проведения совместных научных исследований, обмена научно-методической информацией, подготовки, переподготовки и повышения квалификации судебных экспертов.

Статья 61. Проведение судебной экспертизы по поручению компетентного органа иностранного государства

      Примечание ИЗПИ!
      Статья 61 предусмотрена в новой редакции в соответствии с Законом РК от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021).

      Судебная экспертиза может проводиться по поручению компетентного органа иностранного государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор. В этих случаях применяется Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан и Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, если иное не предусмотрено международным договором.

Статья 62. Проведение судебной экспертизы с привлечением судебных экспертов иностранного государства

      Орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, вправе привлекать в качестве судебного эксперта специалиста иностранного государства в области судебной экспертизы в порядке, установленном законом, по собственной инициативе либо ходатайству руководителя органа судебной экспертизы.

      Проведение судебной экспертизы с участием судебных экспертов иностранных государств осуществляется в порядке, установленном процессуальным законодательством страны исполнителя судебной экспертизы, а также настоящим Законом.

Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 63. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о судебно-экспертной деятельности

      Нарушение законодательства Республики Казахстан о судебно-экспертной деятельности влечет ответственность, установленную законом.

Статья 64. Порядок введения в действие настоящего Закона

      1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 20 января 2010 года "О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2010 г., № 1-2, ст. 3; 2013 г., № 13, ст. 64; 2014 г., № 10, ст. 52; № 14, ст. 84; № 16, ст. 90; № 19-І, 19-II, ст. 96; № 23, ст. 143).

      Президент
Республики Казахстан
Н. НАЗАРБАЕВ