Об использовании атомной энергии

Закон Республики Казахстан от 12 января 2016 года № 442-V ЗРК.

Обновленный

      Вниманию пользователей!
      Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ.

      Настоящий Закон определяет правовую основу и принципы регулирования общественных отношений в области использования атомной энергии в целях защиты жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и направлен на обеспечение режима нераспространения ядерного оружия, ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности при использовании атомной энергии.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) уровень изъятия – значения физических величин, определяющих ядерные, радиационные, геометрические, весовые характеристики объекта использования атомной энергии, предусмотренные в гигиенических нормативах, технических регламентах, при которых или ниже которых объекты использования атомной энергии исключаются из-под государственного контроля;

      2) атомная энергия – энергия, высвобождающаяся в ядерных реакциях и при радиоактивном распаде, а также энергия генерируемых ионизирующих излучений

      3) объекты использования атомной энергии – источники ионизирующего излучения, радиоактивные отходы и отработавшее ядерное топливо, ядерные, радиационные, электрофизические установки, пункты хранения и захоронения, транспортные упаковочные комплекты и ядерные материалы;

      4) эксплуатация объектов использования атомной энергии – административная, хозяйственная и инженерно-техническая деятельность, осуществляемая физическим или юридическим лицом в области использования атомной энергии;

      5) обращение с объектами использования атомной энергии – совокупность ручных и (или) автоматизированных операций, действий с объектами использования атомной энергии при их изготовлении, поставке, использовании, эксплуатации, вводе в эксплуатацию и выводе из эксплуатации, переработке, монтаже, ремонте, техническом обслуживании, зарядке, перезарядке, демонтаже, утилизации, консервации, транспортировке, импорте, экспорте, дезактивации, постутилизации, хранении, захоронении;

      6) жизненный цикл объекта использования атомной энергии – размещение, проектирование, производство, сооружение или строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, вывод из эксплуатации, транспортировка, обращение, хранение, захоронение и утилизация объектов использования атомной энергии;

      7) государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии – деятельность уполномоченного органа в области использования атомной энергии в пределах его компетенции, направленная на обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии;

      8) уполномоченный орган в области использования атомной энергии (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования атомной энергии;

      9) источники ионизирующего излучения – радиоактивные вещества, аппараты или устройства, содержащие радиоактивные вещества, а также электрофизические аппараты или устройства, испускающие или способные испускать ионизирующее излучение;

      10) реестр источников ионизирующего излучения – база данных источников ионизирующего излучения, представляющая постоянно обновляемый свод сведений об их наличии, перемещении и местонахождении на территории Республики Казахстан, включая сведения о перемещении при их экспорте и импорте;

      11) постутилизация – комплекс работ по демонтажу и сносу капитальных строений (зданий, сооружений, комплексов) после прекращения их эксплуатации (пользования, применения) с одновременным восстановлением и вторичным использованием регенерируемых элементов (конструкций, материалов, оборудования), а также переработкой не подлежащих регенерации элементов и отходов;

      12) захоронение – размещение отработавшего ядерного топлива или радиоактивных отходов в пункте захоронения без намерения их изъятия;

      13) пункт захоронения – ядерная или радиационная установка, предназначенная для захоронения отработавшего ядерного топлива или радиоактивных отходов;

      14) закрытие пункта захоронения – завершение всех операций после захоронения с приведением пункта захоронения в безопасное состояние;

      15) ввод установки в эксплуатацию – документально оформляемая деятельность по приведению в рабочее состояние компонентов и систем ядерной или радиационной, или электрофизической установки после окончания ее строительства и проведения необходимых испытаний;

      16) вывод установки из эксплуатации – документально оформляемая деятельность по прекращению эксплуатации ядерной или радиационной, или электрофизической установки и ее исключению из-под государственного контроля с обеспечением конечного состояния установки и площадки ее размещения, соответствующего требованиям по безопасности;

      17) эксплуатирующая организация – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обращению с объектами использования атомной энергии;

      18) отработавшее ядерное топливо – ядерное топливо, облученное в ядерном реакторе и окончательно удаленное из него;

      19) персонал – физические лица, постоянно или временно работающие с источниками ионизирующего излучения или находящиеся по условиям труда в сфере их воздействия;

      20) радиационный риск – вероятность причинения вреда жизни или здоровью человека, имуществу физических и юридических лиц, окружающей среде в результате облучения с учетом тяжести его последствий;

      21) радиационная безопасность – состояние свойств и характеристик объекта использования атомной энергии, обеспеченное комплексом мероприятий, ограничивающих радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду, в соответствии с нормами, установленными законодательством Республики Казахстан;

      22) категория радиационной опасности – характеристика объекта использования атомной энергии по степени его радиационной опасности для населения и (или) окружающей среды при обращении с ним или в условиях возможной аварии;

      23) радиационная установка – специальная, не являющаяся ядерной установка, включая относящиеся к ней помещения, сооружения и оборудование, на которой осуществляется обращение с радиоактивными веществами;

      24) радиоактивные вещества – любые материалы природного или техногенного происхождения в любом агрегатном состоянии, содержащие радионуклиды;

      25) радиоактивные отходы – радиоактивные вещества, ядерные материалы или радионуклидные источники с содержанием радионуклидов выше уровня изъятия, дальнейшее использование которых не предусматривается;

      26) радионуклидный источник – источник ионизирующего излучения, содержащий радиоактивные вещества, специально созданный для его полезного применения или являющийся побочным продуктом какого-либо вида деятельности;

      27) хранение – временное размещение в пунктах хранения ядерного топлива, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радионуклидных источников, отработавшего ядерного топлива, радиоактивных отходов, предполагающее возможность их извлечения для дальнейшего обращения с ними;

      28) пункт хранения – ядерная или радиационная установка, предназначенная для хранения ядерного топлива, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радионуклидных источников, отработавшего ядерного топлива, радиоактивных отходов;

      29) транспортный упаковочный комплект – совокупность элементов, необходимых для полного размещения и удержания радиоактивного содержимого при перевозке;

      30) физическая защита – единая система организационных и технических мер по предотвращению несанкционированного доступа к объекту использования атомной энергии;

      31) электрофизическая установка – специальная, не являющаяся ядерной или радиационной установка, генерирующая или способная генерировать ионизирующее излучение, включая относящиеся к ней помещения, сооружения и оборудование;

      32) ядерная безопасность – состояние свойств и характеристик объекта использования атомной энергии, при котором с определенной вероятностью обеспечивается невозможность ядерной аварии;

      33) ядерная установка – специальная установка, на которой осуществляется обращение с ядерными материалами, включая относящиеся к ней помещения, сооружения и оборудование;

      34) ядерные материалы – материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) радионуклиды;

      35) ядерная физическая безопасность – состояние единой системы организационных и технических мер, направленных на предотвращение, обнаружение и (или) реагирование на факты хищения, диверсии, несанкционированного доступа, незаконной передачи, обращения или другие противоправные действия в отношении объектов использования атомной энергии и (или) эксплуатирующей организации.

      Сноска. Статья 1 с изменением, внесенным Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области использования атомной энергии

      1. Законодательство Республики Казахстан в области использования атомной энергии основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

      Статья 3. Государственное регулирование в области использования атомной энергии

      Государственное регулирование в области использования атомной энергии применяется в отношении:

      1) деятельности физических и юридических лиц в области использования атомной энергии;

      2) деятельности физических и юридических лиц при выполнении работ, связанных с жизненным циклом объектов использования атомной энергии;

      3) мониторинга ядерных испытаний;

      4) деятельности на территориях бывших испытательных ядерных полигонов и других территориях, загрязненных в результате проведенных ядерных испытаний;

      5) экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности;

      6) подготовки и аттестации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии.

      Статья 4. Задачи и принципы государственного регулирования в области использования атомной энергии

      1. Задачами государственного регулирования в области использования атомной энергии являются эффективная защита жизни и здоровья людей, их имущества, обеспечение охраны окружающей среды, поддержание ядерной, радиационной, ядерной физической безопасности, режима нераспространения ядерного оружия при использовании атомной энергии.

      2. Государственное регулирование в области использования атомной энергии основывается на принципах:

      1) обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды при использовании атомной энергии;

      2) приоритетности обеспечения безопасности над другими аспектами использования атомной энергии;

      3) обязательности и непрерывности государственного контроля за обеспечением безопасности объекта использования атомной энергии;

      4) доступности, объективности и своевременности информации о состоянии безопасности и воздействии объектов использования атомной энергии на население и окружающую среду;

      5) обязательности возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием объектов использования атомной энергии жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, а также окружающей среде;

      6) недопустимости сверхнормативного радиоактивного загрязнения окружающей среды;

      7) недопустимости импорта и захоронения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива других государств на территории Республики Казахстан, за исключением реимпорта собственных радиоактивных отходов;

      8) обязательности государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии.

      3. На территории Республики Казахстан запрещается деятельность физических и юридических лиц в области использования атомной энергии в целях разработки, создания, производства, испытания, хранения или распространения ядерного оружия.

      Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан

      1) разрабатывает основные направления государственной политики в области использования атомной энергии;

      2) принимает решения о районе строительства, строительстве и отмене строительства ядерных установок и пунктов захоронения;

      3) принимает решение о досрочном выводе из эксплуатации ядерной установки или закрытии пункта захоронения;

      4) утверждает правила вывода из эксплуатации ядерных и радиационных установок;

      5) утверждает правила проведения экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности;

      6) утверждает правила выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения;

      7) утверждает национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии;

      8) определяет порядок организации инспекций Международного агентства по атомной энергии на территории Республики Казахстан;

      9) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

      Статья 6. Компетенция уполномоченного органа

      Уполномоченный орган:

      1) осуществляет реализацию государственной политики в области использования атомной энергии;

      2) осуществляет международное сотрудничество в области мирного использования атомной энергии;

      3) осуществляет государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии;

      4) осуществляет лицензирование деятельности в сфере использования атомной энергии;

      5) разрабатывает и утверждает технические регламенты в области использования атомной энергии;

      6) разрабатывает и утверждает правила физической защиты ядерных материалов и ядерных установок;

      7) разрабатывает и утверждает правила физической защиты источников ионизирующего излучения и пунктов хранения;

      8) разрабатывает правила вывода из эксплуатации ядерных и радиационных установок;

      9) разрабатывает порядок организации инспекций Международного агентства по атомной энергии на территории Республики Казахстан;

      10) разрабатывает и утверждает правила аккредитации организаций, осуществляющих экспертизу ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности;

      11) разрабатывает и утверждает правила государственного учета ядерных материалов;

      12) разрабатывает и утверждает правила государственного учета источников ионизирующего излучения;

      13) разрабатывает и утверждает правила безопасности при обращении с радионуклидными источниками;

      14) разрабатывает национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии;

      15) разрабатывает и утверждает правила транспортировки ядерных материалов;

      16) разрабатывает и утверждает правила транспортировки радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

      17) разрабатывает правила выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения;

      18) разрабатывает правила проведения экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности;

      19) разрабатывает и утверждает правила повышения квалификации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии;

      20) разрабатывает и утверждает правила аттестации персонала, занятого на объектах использования атомной энергии;

      21) вносит в Правительство Республики Казахстан представление о досрочном выводе из эксплуатации ядерных установок или закрытии пунктов захоронения в случае возникновения угрозы безопасности населения и (или) окружающей среды;

      22) принимает решение о постановке на государственный учет или снятии с государственного учета ядерных материалов, источников ионизирующего излучения;

      23) ведет государственный учет ядерных материалов;

      24) ведет государственный учет источников ионизирующего излучения;

      25) осуществляет экспортный контроль в области использования атомной энергии;

      26) согласовывает методики расчетов, относящиеся к обеспечению ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, представленные экспертной организацией;

      27) определяет порядок утверждения конструкций транспортных упаковочных комплектов и утверждает конструкции транспортных упаковочных комплектов, а также распространяет действие сертификатов-разрешений на них, утвержденных уполномоченными органами других стран, на территории Республики Казахстан;

      28) организует исследования по ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, обеспечению режима нераспространения ядерного оружия и мониторингу ядерных испытаний;

      29) разрабатывает и утверждает правила организации сбора, хранения и захоронения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива;

      30) разрабатывает и утверждает методические рекомендации для физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, относительно методов и способов подтверждения соответствия объекта использования атомной энергии требованиям ядерной, радиационной, ядерной физической безопасности, установленным законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии;

      31) устанавливает значения величины пороговой активности для различных радиоизотопов;

      32) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 6 с изменением, внесенным Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 7. Государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии

      1. Государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии осуществляются в форме проверки и профилактического контроля и надзора.

      Проверка субъектов, осуществляющих деятельность с ядерными установками и объектами I и II категорий потенциальной радиационной опасности, проводится в соответствии со статьей 7-1 настоящего Закона.

      Проверка субъектов, осуществляющих деятельность с объектами III и IV категорий потенциальной радиационной опасности, за исключением ядерных установок, проводится в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

      Профилактический контроль и надзор с посещением субъектов, осуществляющих деятельность с объектами I, II, III и IV категорий потенциальной радиационной опасности, проводятся в соответствии c Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

      Профилактический контроль и надзор без посещения субъектов, осуществляющих деятельность с объектами I, II, III и IV категорий потенциальной радиационной опасности, проводятся в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и пунктами 3 – 11 настоящей статьи.

      2. По результатам государственного контроля и надзора в зависимости от установленного нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии должностными лицами издаются следующие акты:

      1) акт о результатах проверки – документ, выдаваемый должностным лицом, осуществляющим государственный контроль и надзор в области использования атомной энергии, по результатам проверки субъекта на его соответствие требованиям законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии;

      2) предписание об устранении нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии;

      3) предписание о приостановлении или запрещении отдельных видов деятельности;

      4) рекомендация по итогам профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора.

      3. Профилактический контроль и надзор без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора носят предупредительно-профилактический характер.

      4. Профилактический контроль и надзор без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора в области использования атомной энергии проводятся путем анализа:

      1) информации и отчетности, представляемых физическими и юридическими лицами в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии;

      2) информации, полученной по запросу уполномоченного органа, по вопросам соблюдения законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии в пределах своей компетенции – при поступлении информации о его нарушении;

      3) информации, поступающей от третьих лиц, касающейся вопросов соблюдения законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии.

      5. Субъектами профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора в области использования атомной энергии являются субъекты, осуществляющие деятельность с объектами I, II, III и IV категорий потенциальной радиационной опасности.

      6. В случае выявления нарушений по результатам профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора в действиях (бездействии) субъекта контроля и надзора уполномоченным органом оформляется и направляется рекомендация в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушений.

      7. Рекомендация, направленная одним из нижеперечисленных способов, считается врученной в следующих случаях:

      1) нарочно – с отметкой о получении;

      2) почтой – посредством направления заказного письма с уведомлением;

      3) электронным способом – посредством отправки уполномоченным органом на электронный адрес субъекта контроля и надзора, указанный в документах, ранее представленных субъектом контроля и надзора в уполномоченный орган.

      8. Срок для исполнения рекомендации об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора, должен составлять не менее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения.

      9. Субъект контроля и надзора в случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации, вправе направить в уполномоченный орган, направивший рекомендацию, возражение в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения рекомендации.

      10. Неисполнение в установленный срок рекомендации об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора, влечет включение субъекта (объекта) контроля и надзора в полугодовой график проведения проверок по особому порядку.

      11. Кратность проведения профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора определяется по мере необходимости, но не чаще периодичности предоставления информации и отчетности, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии.

      Сноска. Статья 7 в редакции Закона РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 7-1. Порядок осуществления проверки субъектов, осуществляющих деятельность с ядерными установками и объектами I и II категорий потенциальной радиационной опасности

      1. Проверка субъектов, осуществляющих деятельность с ядерными установками и объектами I и II категорий потенциальной радиационной опасности (далее – субъекты надзора), проводится уполномоченным органом на периодической основе, но не чаще одного раза в квартал, и внепланово.

      Проверкой на периодической основе является проверка, назначаемая уполномоченным органом в отношении субъекта надзора, с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.

      Внеплановой проверкой является проверка, назначаемая уполномоченным органом по конкретным фактам и обстоятельствам, послужившим основанием для назначения проверки в отношении конкретного субъекта надзора, с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.

      2. Основаниями внеплановой проверки являются:

      1) информация об изменениях в системах, оборудовании, документации ядерной установки, касающихся обеспечения ядерной, радиационной или ядерной физической безопасности;

      2) информация об авариях и инцидентах, связанных с ядерной, радиационной и ядерной физической безопасностью;

      3) обращения физических и юридических лиц по вопросам нарушения законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии.

      3. Проверка проводится на основании акта о назначении проверки, в котором указываются:

      1) номер и дата акта;

      2) наименование уполномоченного органа;

      3) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица, уполномоченного на проведение проверки;

      4) сведения о специалистах, консультантах и экспертах, привлекаемых для проведения проверки;

      5) наименование субъекта надзора, фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) его представителя, его место нахождения, идентификационный номер и объект надзора;

      6) предмет проверки;

      7) срок проведения проверки;

      8) основания проведения проверки;

      9) подпись лица, уполномоченного подписывать акты, и печать уполномоченного органа;

      10) подпись руководителя субъекта надзора либо его уполномоченного лица о получении или об отказе в получении акта о назначении проверки.

      4. Проверка проводится без предварительного уведомления субъекта надзора, но с обязательной регистрацией акта о назначении проверки в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов.

      5. Должностные лица уполномоченного органа при проведении проверки имеют право:

      1) беспрепятственного доступа на территорию и в помещения субъекта надзора при предъявлении документов, указанных в пункте 6 настоящей статьи;

      2) получать документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с задачами и предметом проверки;

      3) привлекать специалистов, консультантов и экспертов государственных органов и подведомственных организаций.

      6. Должностные лица при проверке обязаны предъявить служебное удостоверение и акт о назначении проверки.

      7. Началом проведения проверки считается момент вручения субъекту надзора акта о назначении проверки.

      8. Срок проведения проверки устанавливается с учетом объема предстоящих работ, а также поставленных задач и не должен превышать пятнадцать рабочих дней.

      9. Срок проведения проверки может быть продлен только один раз в сроки, определенные пунктом 8 настоящей статьи, руководителем уполномоченного органа (либо лицом, его замещающим) только в случаях необходимости:

      1) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Республики Казахстан;

      2) проведения сложных и (или) длительных экспертиз (анализов, испытаний);

      3) установления местонахождения лица, в отношении которого проводится проверка.

      Продление сроков проведения проверки оформляется дополнительным актом о продлении проверки с уведомлением субъекта надзора и регистрацией в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего акта о назначении проверки и причина продления.

      10. В случаях отказа в принятии акта о назначении проверки или воспрепятствования доступу должностных лиц, осуществляющих проверку, к субъектам (объектам) и (или) материалам, необходимым для проведения проверки, составляется протокол, который подписывается должностными лицами, осуществляющими проверку, и субъектом надзора либо его уполномоченным представителем.

      11. Субъект надзора вправе отказаться от подписания протокола, дав письменное объяснение о причине отказа. Отказ от получения акта о назначении проверки не является основанием для отмены проверки.

      12. По результатам проверки должностными лицами, осуществляющими проверку, составляется акт о результатах проверки в двух экземплярах.

      В акте о результатах проверки указываются:

      1) номер, дата, время и место составления акта;

      2) наименование уполномоченного органа;

      3) дата и номер акта о назначении проверки, на основании которого проведена проверка;

      4) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лиц, проводивших проверку;

      5) сведения о специалистах, консультантах и экспертах, привлекаемых для проведения проверки;

      6) наименование субъекта надзора, фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) его представителя, его место нахождения, идентификационный номер и объект надзора;

      7) дата, место и период проведения проверки;

      8) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях;

      9) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом о результатах проверки субъекта надзора, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или запись об отказе от подписи;

      10) подпись должностного лица, проводившего проверку.

      13. Субъект надзора вправе обжаловать результаты проверки вышестоящему должностному лицу или в суд в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан.

      14. К акту о результатах проверки прилагаются (при их наличии) заключения проведенных исследований (испытаний), экспертиз и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.

      15. В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам проверки субъект надзора излагает их в письменном виде.

      Замечания и (или) возражения могут прилагаться к акту о результатах проверки, о чем делается соответствующая отметка.

      Один экземпляр акта о результатах проверки с копиями приложений, за исключением копий документов, имеющихся в оригинале у субъекта надзора, вручается субъекту надзора либо его уполномоченному представителю для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий.

      16. Завершением срока проверки считается день вручения субъекту надзора акта о результатах проверки не позднее срока окончания проверки, указанного в акте о назначении проверки.

      17. Акт о результатах проверки вручается следующими способами:

      1) нарочно – с отметкой о получении;

      2) почтой – посредством направления заказного письма с уведомлением.

      18. В случае отсутствия нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии при проведении проверки в акте о результатах проверки производится соответствующая запись.

      19. В случае выявления по итогам проверки нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии должностными лицами выдается предписание об устранении выявленных нарушений, а также принимаются меры оперативного реагирования в виде приостановления или запрещения отдельных видов деятельности субъекта надзора.

      20. В предписании об устранении выявленных нарушений указываются:

      1) номер и дата;

      2) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лиц, проводивших проверку;

      3) наименование субъекта надзора, фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) его представителя, его место нахождения, идентификационный номер и объект надзора;

      4) номер и дата акта о результатах проверки;

      5) выявленные нарушения и требование об их устранении;

      6) сроки исполнения предписания;

      7) порядок обжалования.

      21. Должностное лицо в исключительных случаях, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, имеет право приостанавливать или запрещать без судебного решения отдельные виды деятельности субъекта надзора на срок не более трех суток. В указанный срок уполномоченный орган (должностное лицо) обязан направить материалы об административном правонарушении в суд.

      Предписание о приостановлении или запрещении отдельных видов деятельности субъекта надзора действует до вынесения судебного постановления.

      22. В предписании о приостановлении или запрещении отдельных видов деятельности субъекта надзора указываются:

      1) номер, дата и место составления;

      2) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лиц, выдавших данное предписание;

      3) наименование субъекта надзора, фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) его представителя, его место нахождения, идентификационный номер и объект надзора;

      4) номер и дата акта о результатах проверки;

      5) основание применения этой меры;

      6) объект, осуществление деятельности с которым подвергается временному приостановлению или запрету;

      7) время фактического приостановления деятельности;

      8) объяснения лица;

      9) иные данные, необходимые для правильного разрешения дела.

      23. Предписание об устранении выявленных нарушений и предписание о приостановлении или запрещении отдельных видов деятельности субъекта надзора вручается субъекту надзора или его представителю одним из способов, указанных в пункте 17 настоящей статьи.

      24. Предписания являются обязательными для исполнения субъектами надзора.

      25. Предписания, выдаваемые должностными лицами, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

      Сноска. Глава 2 дополнена статьей 7-1 в соответствии с Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

Статья 8. Общие условия осуществления деятельности в области использования атомной энергии

      1. Физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии, обязаны:

      1) иметь лицензию на соответствующий вид деятельности в сфере использования атомной энергии;

      2) обеспечивать целевое обращение с объектами использования атомной энергии;

      3) обеспечивать соответствие проектных и эксплуатационных характеристик и параметров объекта использования атомной энергии требованиям ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, экспортного контроля и (или) требованиям режима нераспространения ядерного оружия;

      4) иметь организационную структуру и систему внутренних документов, обеспечивающих выполнение требований ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, установленных законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии;

      5) иметь организационную структуру и систему внутренних документов, обеспечивающих выполнение требований по учету ядерных материалов в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии;

      6) иметь организационную структуру и систему внутренних документов, обеспечивающих выполнение требований по учету источников ионизирующего излучения в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии;

      7) обеспечивать учет и контроль ядерных материалов и представлять в уполномоченный орган отчеты об их наличии, перемещении и местонахождении;

      8) обеспечивать учет и контроль источников ионизирующего излучения и представлять в уполномоченный орган отчеты об их наличии, перемещении и местонахождении;

      9) информировать уполномоченный орган о любых изменениях в системах, оборудовании, документации ядерной установки, касающихся обеспечения ядерной, радиационной или ядерной физической безопасности;

      10) информировать уполномоченный орган об авариях и инцидентах, связанных с ядерной, радиационной и ядерной физической безопасностью;

      11) обладать необходимыми организационными, финансовыми, материально-техническими ресурсами и иметь квалифицированный персонал для безопасной эксплуатации и технического обслуживания ядерной установки в течение всего периода жизненного цикла;

      12) предусматривать финансовые средства для обеспечения работ по выводу из эксплуатации ядерной установки, закрытию пункта захоронения, постутилизации, захоронению радиоактивных отходов, ликвидации последствий радиационных аварий, компенсации вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, а также окружающей среде;

      13) соблюдать требования ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, установленные законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии;

      14) вести учет и анализ доз облучения работников, допущенных к ядерным и радиационно опасным работам при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, и обеспечивать реализацию их прав на компенсации;

      15) осуществлять подготовку, поддержание квалификации и своевременную аттестацию персонала, занятого на объектах использования атомной энергии.

      2. Физические и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию объектов использования атомной энергии, и (или) собственники таких объектов не имеют права передавать объекты использования атомной энергии другим физическим и юридическим лицам, если эти лица не имеют лицензий на соответствующий вид деятельности в сфере использования атомной энергии.

      3. При прекращении деятельности физические и юридические лица, осуществляющие обращение с объектами использования атомной энергии, обязаны выполнить следующие мероприятия по безопасному прекращению деятельности:

      1) передать ядерные материалы и (или) источники ионизирующего излучения физическим и юридическим лицам, осуществляющим обращение с объектами использования атомной энергии, имеющим соответствующие лицензии на обращение с ними;

      2) передать радиоактивные отходы и (или) отработавшие радионуклидные источники в пункты хранения или захоронения;

      3) передать отработавшее ядерное топливо в пункты хранения или захоронения либо юридическим лицам, осуществляющим обращение с объектами использования атомной энергии, имеющим соответствующие лицензии на обращение с ядерными материалами;

      4) провести работы по восстановлению окружающей среды, рекультивации территории, дезактивации оборудования и помещений, загрязненных при осуществлении прекращаемой деятельности.

      Статья 9. Лицензирование деятельности в сфере использования атомной энергии

      1. Лицензирование деятельности в сфере использования атомной энергии осуществляется в соответствии с настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

      Лицензированию подлежит деятельность с объектами использования атомной энергии выше уровня изъятия.

      2. Срок рассмотрения заявления на получение лицензии и (или) приложения к лицензии для видов деятельности: выполнение работ, связанных с этапами жизненного цикла объектов использования атомной энергии; обращение с ядерными материалами; обращение с радиоактивными веществами, приборами и установками, содержащими радиоактивные вещества; обращение с приборами и установками, генерирующими ионизирующее излучение; обращение с радиоактивными отходами; транспортировка, включая транзитную, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоизотопных источников ионизирующего излучения, радиоактивных отходов в пределах территории Республики Казахстан – со дня его представления составляет:

      1) для ядерных установок 1 и 2 категорий радиационной опасности, пунктов захоронения не более десяти месяцев;

      2) для ядерных установок 3 и 4 категорий радиационной опасности, радиационных и электрофизических установок 1 и 2 категорий радиационной опасности не более пяти месяцев;

      3) для радиационных и электрофизических установок 3 категории радиационной опасности не более шестидесяти рабочих дней;

      4) для радиационных и электрофизических установок 4 категории радиационной опасности не более сорока рабочих дней;

      5) для транспортировки отработавшего ядерного топлива, высокоактивных радиоактивных отходов не более четырех месяцев;

      6) для транспортировки ядерных материалов – пятьдесят рабочих дней;

      7) для транспортировки среднеактивных, низкоактивных радиоактивных отходов, радиоактивных веществ и закрытых радиоактивных источников – тридцать рабочих дней.

      3. Срок рассмотрения заявлений о выдаче лицензии и (или) приложения к лицензии для работ с источниками ионизирующего излучения, не относящимися к ядерным, радиационным, электрофизическим установкам, или радиоактивными отходами, а также для видов деятельности: предоставление услуг в области использования атомной энергии; деятельность на территориях бывших испытательных ядерных полигонов и других территориях, загрязненных в результате проведенных ядерных испытаний; физическая защита ядерных установок и ядерных материалов; специальная подготовка персонала, ответственного за обеспечение ядерной и радиационной безопасности, – составляет тридцать рабочих дней.

      4. В приложении к лицензии в качестве особых условий выдачи лицензии указывается тип приборов, установок, материалов, веществ, отходов, с которыми лицензиат проводит работы, из следующего перечня:

      1) установки по изготовлению ядерного топлива и его компонентов;

      2) атомные энергетические станции;

      3) исследовательские ядерные (атомные) реакторы;

      4) термоядерные реакторы;

      5) установки по добыче и переработке природного урана;

      6) пункты хранения высокоактивных радиоактивных отходов;

      7) пункты хранения среднеактивных радиоактивных отходов;

      8) пункты хранения низкоактивных радиоактивных отходов;

      9) пункты хранения отработавшего ядерного топлива;

      10) пункты хранения радионуклидных источников;

      11) пункты захоронения высокоактивных радиоактивных отходов;

      12) пункты захоронения среднеактивных радиоактивных отходов;

      13) пункты захоронения низкоактивных радиоактивных отходов;

      14) пункты захоронения отработавшего ядерного топлива;

      15) пункты захоронения отработавших радионуклидных источников;

      16) ядерные материалы с указанием изотопного состава;

      17) радиоактивные вещества;

      18) радиофармпрепараты;

      19) генераторы нейтронов;

      20) урансодержащие вещества;

      21) торийсодержащие вещества;

      22) продукты переработки природного урана;

      23) закрытые радионуклидные источники с указанием активности;

      24) высокоактивные радиоактивные отходы;

      25) среднеактивные радиоактивные отходы;

      26) низкоактивные радиоактивные отходы;

      27) радиоизотопные спектрометры, анализаторы, датчики, измерители;

      28) рентгеновские спектрометры, анализаторы, датчики, измерители;

      29) стационарные радиоизотопные дефектоскопы;

      30) переносные радиоизотопные дефектоскопы;

      31) стационарные рентгеновские дефектоскопы;

      32) переносные рентгеновские дефектоскопы;

      33) радиоизотопные установки для досмотра ручной клади, багажа, транспорта, материалов, веществ;

      34) рентгеновское оборудование для досмотра ручной клади, багажа, транспорта, материалов, веществ;

      35) рентгеновское оборудование для персонального досмотра человека;

      36) ускорители электронов с энергией до 10 МэВ;

      37) ускорители электронов с энергией выше 10 МэВ;

      38) ускорители ионов с энергией до 2 МэВ/нуклон;

      39) ускорители ионов с энергией выше 2 МэВ/нуклон;

      40) медицинские ускорители заряженных частиц;

      41) медицинские рентгеновские установки общего назначения;

      42) медицинское рентгеновское дентальное оборудование;

      43) медицинские рентгеновские маммографические установки;

      44) медицинское рентгеновское ангиографическое оборудование;

      45) медицинские компьютерные рентгеновские томографы;

      46) медицинское радиоизотопное диагностическое оборудование;

      47) медицинское рентгеновское терапевтическое оборудование;

      48) медицинские рентгеновские симуляторы;

      49) медицинские гамма-терапевтические установки.

      5. Действие лицензии на виды деятельности в сфере использования атомной энергии может быть приостановлено на срок не более шести месяцев в следующих случаях:

      1) при радиационных авариях и (или) инцидентах;

      2) при нарушении требований ядерной и (или) радиационной, и (или) ядерной физической безопасности, учета ядерных материалов, источников ионизирующего излучения, выявленном в результате проверки;

      3) при обнаружении недостоверных сведений в материалах лицензиата, представленных при получении лицензии;

      4) при невыполнении предписаний уполномоченного органа в установленные сроки.

      6. При приостановлении действия лицензии лицензиат продолжает обеспечивать ядерную, радиационную и ядерную физическую безопасность.

      7. Приостановление или лишение лицензии осуществляется в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

      Статья 10. Категории радиационной опасности установок

      1. Ядерные, радиационные, электрофизические установки подразделяются на четыре категории радиационной опасности:

      1) 1 категория – установки, при аварии на которых возможно радиационное воздействие на население за пределами их санитарно-защитной зоны;

      2) 2 категория – установки, при аварии на которых радиационное воздействие ограничивается территорией их санитарно-защитной зоны;

      3) 3 категория – установки, радиационное воздействие которых ограничивается площадкой их размещения;

      4) 4 категория – установки, радиационное воздействие которых ограничивается только помещениями или рабочим местом, где проводятся работы, связанные с осуществлением деятельности с использованием атомной энергии.

      2. Категории радиационной опасности ядерных, радиационных, электрофизических установок определяются физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии и (или) являющимися собственниками установок, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к обеспечению радиационной безопасности и законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии.

      3. Собственниками ядерных и радиационных установок, а также электрофизических установок 1 и 2 категорий радиационной опасности могут быть только юридические лица.

      Статья 11. Категории опасности радионуклидных источников

      1. В целях оптимизации радиационной защиты и обеспечения ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности радионуклидные источники подразделяются на пять категорий опасности, определяемых отношением активности источника к пороговой активности, вызывающей опасное воздействие на человека:

      1) категория 1 – источники cо значением отношения активности к пороговой активности более 1 000;

      2) категория 2 – источники со значением отношения активности к пороговой активности от 10 до 1 000;

      3) категория 3 – источники со значением отношения активности к пороговой активности от 1 до 10;

      4) категория 4 – источники со значением отношения активности к пороговой активности от 0,01 до 1;

      5) категория 5 – источники со значением активности выше уровня изъятия и значением отношения активности к пороговой активности менее 0,01.

      2. Значения величины пороговой активности для различных радиоизотопов устанавливаются уполномоченным органом.

      Статья 12. Строительство ядерных установок и пунктов захоронения

      1. Решение о строительстве и районе строительства ядерных установок и пунктов захоронения принимается Правительством Республики Казахстан при согласии местных представительных органов, на территории которых планируется строительство установки или пункта захоронения, с учетом:

      1) потребностей в них для решения хозяйственных задач страны и отдельных ее регионов;

      2) наличия необходимых условий для размещения указанных объектов, отвечающих требованиям законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии;

      3) отсутствия угрозы безопасности указанных объектов со стороны расположенных вблизи гражданских и военных объектов;

      4) требований, установленных экологическим законодательством Республики Казахстан;

      5) возможных социальных и экономических последствий размещения указанных объектов для промышленного, сельскохозяйственного и социального развития региона.

      2. После принятия решения о строительстве и районе строительства проводятся работы по выбору площадки размещения ядерной установки или пункта захоронения.

      3. Площадка размещения ядерной установки или пункта захоронения должна определяться с учетом:

      1) возможных внешних воздействий природного и (или) техногенного характера;

      2) возможного переноса радиоактивных веществ;

      3) возможности предотвращения ущерба населению и окружающей среде в результате эксплуатации ядерной установки или пункта захоронения или в результате возникновения инцидентов или аварий.

      4. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию ядерной установки или пункта захоронения осуществляются в соответствии с настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

      5. Проектные документы ядерных установок и пунктов захоронения в обязательном порядке проходят государственные экологическую и санитарно-эпидемиологическую экспертизы.

      6. Строительство ядерных установок и пунктов захоронения разрешается только юридическим лицам.

      7. В случаях угрозы национальной безопасности Правительство Республики Казахстан вправе принять решение об отмене строительства ядерной установки или пункта захоронения.

      Статья 13. Ядерная физическая безопасность

      1. При осуществлении деятельности в области использования атомной энергии эксплуатирующая организация обеспечивает ядерную физическую безопасность.

      2. В целях обеспечения ядерной физической безопасности осуществляется физическая защита объектов использования атомной энергии, которая должна обеспечивать:

      1) защиту объекта использования атомной энергии от несанкционированного изъятия, хищения ядерных материалов или незаконного захвата ядерной установки;

      2) защиту объектов использования атомной энергии от диверсии;

      3) смягчение или сведение к минимуму радиологических последствий возможной диверсии на объектах использования атомной энергии.

      3. Охрана ядерных установок 1 и 2 категорий радиационной опасности осуществляется специализированными охранными подразделениями органов внутренних дел.

      Статья 14. Государственный учет ядерных материалов и источников ионизирующего излучения

      1. Ядерные материалы и источники ионизирующего излучения подлежат государственному учету в порядке, определяемом уполномоченным органом.

      2. Государственный учет ядерных материалов и источников ионизирующего излучения обеспечивает определение наличного количества ядерных материалов, источников ионизирующего излучения, их перемещения и местонахождения при обращении с ними.

      3. Физические и юридические лица, осуществляющие обращение с объектами использования атомной энергии, представляют в уполномоченный орган отчеты о наличии, перемещении и местонахождении ядерных материалов и источников ионизирующего излучения.

      4. Уполномоченный орган осуществляет анализ и сверку полученной информации о наличии, перемещении и местонахождении источников ионизирующего излучения и вносит ее в реестр источников ионизирующего излучения.

      Статья 15. Осуществление экспорта и импорта в области использования атомной энергии

      1. Экспорт и импорт ядерных и специальных неядерных материалов, оборудования, установок, технологий, источников ионизирующего излучения, оборудования и соответствующих товаров и технологий двойного применения (назначения), работ, услуг, связанных с их производством, осуществляются на основе лицензии уполномоченного государственного органа, осуществляющего государственное регулирование в области экспортного контроля, по согласованию с уполномоченным органом.

      2. Запрещается экспорт продукции или результатов интеллектуальной творческой деятельности, если экспортеру достоверно известно, что такая продукция или результаты интеллектуальной творческой деятельности будут использованы в разработке, создании, испытаниях и поставке ядерного оружия или его компонентов.

      3. В целях обеспечения норм и требований экспортного контроля в области использования атомной энергии экспортеры создают внутрифирменные системы экспортного контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан об экспортном контроле.

      Статья 16. Транспортировка ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

      1. Транспортировка ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

      2. Транспортировка ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов включает все операции и условия, которые связаны с изготовлением и обслуживанием транспортных упаковочных комплектов, а также с подготовкой, загрузкой, отправкой, перевозкой, включая транзитное хранение, разгрузкой и приемкой в конечном пункте назначения грузов.

      3. Грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель обязаны обеспечить выполнение требований ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, а также создание необходимых условий безопасного выполнения транспортировки в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      4. Транспортировка ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов осуществляется при наличии лицензии на соответствующий вид деятельности в сфере использования атомной энергии.

      5. Транспортировка ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов осуществляется в транспортных упаковочных комплектах, конструкция которых утверждается уполномоченным органом с указанием кода и типа упаковки разрешенных к перевозке ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, условий перевозки, номера и даты регистрации, срока их действия.

      Статья 17. Обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом

      1. Радиоактивные отходы, образующиеся на территории Республики Казахстан, должны быть захоронены таким образом, чтобы обеспечить радиационную защиту населения и окружающей среды на весь период времени, в течение которого они могут представлять потенциальную опасность.

      2. Физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии, которая приводит к образованию радиоактивных отходов, обязаны принимать меры к их минимизации.

      3. Безопасное размещение отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов должно предусматриваться проектной и эксплуатационной документацией в качестве обязательного этапа любого вида деятельности, ведущего к образованию радиоактивных отходов.

      4. К обращению с отработавшим ядерным топливом допускаются только юридические лица.

      5. Деятельность по обращению с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом осуществляется на основании лицензии.

      6. Обращение с радиоактивными отходами и (или) отработавшим ядерным топливом должно обеспечивать выполнение требований ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

      7. При обращении с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом должны соблюдаться требования, установленные Экологическим кодексом Республики Казахстан.

      Статья 18. Осуществление деятельности на территориях бывших испытательных ядерных полигонов и других территориях, загрязненных в результате проведенных ядерных испытаний

      1. Деятельность на территориях бывших испытательных ядерных полигонов и других территориях, загрязненных в результате проведенных ядерных испытаний, подлежит лицензированию в соответствии с настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

      2. На территориях бывших испытательных ядерных полигонов и других территориях, загрязненных в результате проведенных ядерных испытаний, устанавливаются границы этих территорий с учетом их радиоактивного загрязнения.

      Статья 19. Контроль за использованием материалов, содержащих природные радионуклиды выше уровней изъятия

      1. Облучение работников и населения, обусловленное содержанием природных радионуклидов выше уровней изъятия в материалах, используемых в производственной деятельности, не относящейся к деятельности в области использования атомной энергии, не должно превышать гигиенические нормативы, утвержденные государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

      2. Государственные органы санитарно-эпидемиологической службы осуществляют радиационный контроль в целях защиты работников и населения от сверхнормативного облучения от материалов, содержащих природные радионуклиды выше уровней изъятия.

      Статья 20. Квалификация персонала, занятого на объектах использования атомной энергии

      1. Для обеспечения ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, аварийной готовности и реагирования на ядерные и (или) радиационные аварии персонал, занятый на объектах использования атомной энергии, должен обладать соответствующей квалификацией.

      2. Персонал, занятый на объектах использования атомной энергии, подразделяется на следующие категории:

      1) специалисты – персонал, который включает руководителей высшего звена, старших руководителей (начальников отделов и секторов); руководителей младшего звена (старших операторов, начальников групп технического обслуживания и технической поддержки и их заместителей); инженерный и (или) научный персонал, деятельность которого связана с эксплуатацией объекта использования атомной энергии;

      2) техники – персонал, который включает техников контрольно-измерительной аппаратуры, техников радиационного контроля, техников химической лаборатории, техников-механиков, техников-электриков и техников электронной аппаратуры, а также иной специализированный персонал, непосредственно занятый в работах, связанных с эксплуатацией ядерной установки;

      3) рабочие – персонал, который включает сварщиков, слесарей, механиков, электриков, операторов механизмов и другой квалифицированный рабочий персонал.

      3. Персонал, занятый на объектах использования атомной энергии, должен соответствовать квалификационным требованиям, утвержденным уполномоченным органом.

      4. Физическим и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области использования атомной энергии, запрещается допускать к трудовой деятельности на объектах использования атомной энергии работников, не соответствующих квалификационным требованиям и (или) имеющих медицинские противопоказания к заявленному виду работ.

      5. В целях поддержания должного профессионального уровня и удовлетворения потребности в повышении знаний и навыков персонала, занятого на объектах использования атомной энергии, физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии, обеспечивают повышение квалификации персонала в порядке, определенном уполномоченным органом.

      Статья 21. Аттестация персонала, занятого на объектах использования атомной энергии

      1. Персонал, занятый на объектах использования атомной энергии, проходит аттестацию на предмет определения соответствия уровня его квалификации и профессиональной подготовки занимаемой должности.

      2. Аттестация персонала проводится в целях проверки знания норм и требований ядерной, радиационной, ядерной физической безопасности, а также определения способности принятия решений при исполнении трудовых обязанностей.

      3. Уполномоченный орган проводит аттестацию:

      1) специалистов, в должностные обязанности которых входят прямое управление установкой, обеспечение ядерной, радиационной, ядерной физической безопасности при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии;

      2) персонала ядерной установки, в должностные обязанности которого входят учет и контроль ядерных материалов, источников ионизирующего излучения, радиоактивных отходов, обеспечение физической защиты ядерной установки и ядерных материалов;

      3) персонала радиационной, электрофизической установки, в должностные обязанности которого входят контроль радиационной безопасности, учет и контроль источников ионизирующего излучения.

      Иной персонал аттестуется физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии.

      4. Аттестация персонала подразделяется на следующие виды:

      1) первичная аттестация;

      2) периодическая аттестация;

      3) внеочередная аттестация.

      5. Первичная аттестация персонала проводится в течение одного месяца после назначения работника на должность. Периодическая аттестация проводится один раз в три года. Внеочередная аттестация назначается в случаях:

      1) возникновения инцидентов на объектах использования атомной энергии – в отношении лиц, допустивших их возникновение;

      2) нарушения требований ядерной и (или) радиационной, и (или) ядерной физической безопасности, учета ядерных материалов, источников ионизирующего излучения, выявленного в результате проверок уполномоченного органа, – в отношении лиц, допустивших нарушение;

      3) по решению физического или юридического лица, осуществляющего деятельность в области использования атомной энергии.

      6. Физическим и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области использования атомной энергии, запрещается допускать к трудовой деятельности на объектах использования атомной энергии работника, получившего заключение аттестационной комиссии о несоответствии уровня его квалификации и профессиональной подготовки занимаемой должности.

      Статья 22. Вывод из эксплуатации установок, досрочный вывод из эксплуатации ядерной или радиационной установки и закрытие пункта захоронения

      1. Эксплуатирующая организация на стадии проектирования ядерной установки или пункта захоронения разрабатывает предварительный план вывода из эксплуатации ядерной установки или закрытия пункта захоронения в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии.

      2. Предварительный план вывода из эксплуатации содержит описание этапов вывода из эксплуатации ядерной установки или закрытия пункта захоронения, методов демонтажа основных конструкций, оценки стоимости и сроков выполнения работ, необходимых ресурсов, меры по обеспечению ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, основные нормы и характеристики площадки размещения ядерной установки после вывода ее из эксплуатации или пункта захоронения после его закрытия.

      3. При эксплуатации ядерной установки или пункта захоронения предварительный план вывода из эксплуатации подлежит пересмотру и модернизации с учетом новых технических и технологических разработок, изменений требований ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, стоимости работ и требуемых ресурсов.

      4. При принятии решения о выводе из эксплуатации ядерной установки или закрытии пункта захоронения эксплуатирующая организация составляет окончательный план вывода из эксплуатации с учетом имеющихся на это время технологий, методик, экономических показателей, требований законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии. Окончательный план вывода из эксплуатации является основой для проектирования и проведения работ по выводу ядерной установки из эксплуатации или закрытию пункта захоронения.

      5. Решение о прекращении эксплуатации установки принимается эксплуатирующей организацией самостоятельно на любом этапе жизненного цикла. При этом эксплуатирующая организация уведомляет уполномоченный орган о принятом решении, дате начала и сроках осуществления работ по выводу из эксплуатации. Эксплуатирующая организация обеспечивает выполнение работ по плану вывода из эксплуатации в полном объеме.

      6. Решение о досрочном выводе из эксплуатации ядерной установки принимается Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа в случае нарушения требований безопасной эксплуатации ядерной установки, которое привело или могло привести к ядерной и (или) радиационной аварии, и обоснованной неспособности эксплуатирующей организации обеспечить дальнейшую безопасную эксплуатацию ядерной установки.

      7. Решение о закрытии пункта захоронения принимается Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа при завершении мероприятий по его закрытию. Представление уполномоченного органа основывается на мероприятиях по закрытию пункта захоронения, выполненных эксплуатирующей организацией, включающих:

      1) рекультивацию территории, загрязненной в результате эксплуатации пункта захоронения;

      2) проведение контрольных измерений радиационной обстановки на площадке размещения пункта захоронения;

      3) оформление пакета документации для передачи в архив с полным описанием захороненных радиоактивных отходов, конструкции пункта захоронения, геотектонических, геологических и геофизических характеристик площадки размещения пункта захоронения.

      Статья 23. Аварийная готовность и реагирование

      1. Национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии вводится в действие по решению уполномоченного органа:

      1) в случае выхода или угрозы выхода факторов воздействия ядерной или радиационной аварии за пределы площадки размещения аварийной ядерной, радиационной или электрофизической установки;

      2) при трансграничных ядерных или радиационных авариях, произошедших на территории другого государства, воздействие которых или угроза воздействия которых распространяется на территорию Республики Казахстан.

      2. Национальный план реагирования на ядерные и радиационные аварии определяет:

      1) права и обязанности центральных и местных исполнительных органов Республики Казахстан, а также физических и юридических лиц в случае ядерной или радиационной аварии;

      2) порядок действий и управления мероприятиями по готовности и реагированию на ядерные и радиационные аварии;

      3) координацию действий организаций и государственных органов в случае ядерной или радиационной аварии и ликвидации ее последствий.

      3. При получении информации о соответствующей ядерной или радиационной аварии уполномоченный орган незамедлительно информирует об этом, а также о введении в действие национального плана реагирования на ядерные и радиационные аварии уполномоченный орган в сфере гражданской защиты.

      4. Эксплуатирующие организации разрабатывают и утверждают планы противоаварийных мероприятий в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В планах противоаварийных мероприятий предусматриваются порядок действий и мероприятия при инцидентах и ликвидации аварий и их последствий по минимизации возможного воздействия на персонал, население и окружающую среду в соответствии с категорией радиационной опасности ядерной, радиационной или электрофизической установки.

      5. Эксплуатирующие организации на всех этапах обращения с объектами использования атомной энергии обеспечивают выполнение мероприятий по аварийной готовности и реагированию.

      6. В случае возникновения трансграничных аварий или инцидентов в области использования атомной энергии уполномоченный орган совместно с уполномоченным органом в сфере гражданской защиты принимает меры по оповещению и реагированию в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Глава 4. ЭКСПЕРТИЗА ЯДЕРНОЙ, РАДИАЦИОННОЙ И ЯДЕРНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. АККРЕДИТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЭКСПЕРТИЗУ ЯДЕРНОЙ, РАДИАЦИОННОЙ И ЯДЕРНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

      Статья 24. Экспертиза ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности

      1. Экспертиза ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности проводится в целях осуществления независимой оценки безопасности ядерных установок, радиационных и электрофизических установок 1 и 2 категорий радиационной опасности, транспортных упаковочных комплектов на весь период времени, в течение которого они могут представлять потенциальную опасность.

      2. Периодичность проведения экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности составляет один раз в три года.

      3. Экспертиза ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности проводится организациями, аккредитованными в уполномоченном органе на осуществление данного вида деятельности. При этом в качестве эксперта не могут выступать лицо, состоящее в близких родственных или свойственных отношениях с физическим лицом, осуществляющим эксплуатацию объектов использования атомной энергии, или должностными лицами эксплуатирующей организации, а также физические лица, состоящие с физическим лицом, осуществляющим эксплуатацию объектов использования атомной энергии, эксплуатирующей организацией в трудовых или иных договорных отношениях.

      4. Документы на экспертизу ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности представляет эксплуатирующая организация или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов использования атомной энергии.

      5. По результатам проведения экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности выдается заключение о допустимости и возможности принятия решения по реализации объекта экспертизы.

      6. Получение отрицательного заключения экспертизы не лишает эксплуатирующую организацию или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов использования атомной энергии, устранившие все указанные в экспертном заключении замечания, права повторного обращения для проведения экспертизы.

      7. Финансирование экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности осуществляется за счет средств эксплуатирующей организации или физического лица, осуществляющего эксплуатацию объектов использования атомной энергии, или других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

      Статья 25. Объекты экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности

      Экспертизе ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности подлежат:

      1) проектная документация по выбору площадок размещения и строительству ядерных установок, радиационных и электрофизических установок 1 и 2 категорий радиационной опасности;

      2) проектная и эксплуатационная документация ядерных установок, радиационных и электрофизических установок 1 и 2 категорий радиационной опасности, транспортных упаковочных комплектов;

      3) проектная документация на техническую модернизацию ядерных установок, радиационных и электрофизических установок 1 и 2 категорий радиационной опасности, транспортных упаковочных комплектов;

      4) проектная и эксплуатационная документация по выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных и электрофизических установок 1 и 2 категорий радиационной опасности, транспортных упаковочных комплектов.

      Статья 26. Аккредитация организаций, осуществляющих экспертизу ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности

      1. Уполномоченный орган проводит аккредитацию организаций, осуществляющих экспертизу ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности.

      2. По результатам проведения аккредитации выдается свидетельство об аккредитации. Срок действия свидетельства об аккредитации составляет три года. Свидетельство об аккредитации включает область аккредитации, виды работ в области аккредитации, применяемые методики расчетов и программно-технические средства.

      3. Организация, осуществляющая экспертизу ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности, должна иметь:

      1) не менее пяти лет практического опыта работы в области аккредитации или деятельности, непосредственно связанной с областью аккредитации;

      2) квалифицированный персонал, способный обеспечить выполнение работ в соответствующей области аккредитации;

      3) программно-технические средства и (или) методики расчетов для выполнения заявляемых видов работ.

      4. Рассмотрение документов об аккредитации осуществляется уполномоченным органом в течение тридцати рабочих дней со дня их поступления.

      5. Основаниями для отказа в аккредитации заявителя являются:

      1) наличие в представленных документах недостоверной информации;

      2) несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан;

      3) несоответствие квалификации персонала заявителя заявленной области аккредитации;

      4) несоответствие методик расчета и программных средств заявленной области аккредитации;

      5) наличие решения суда о запрете на занятие деятельностью по заявленному виду.

      Решение об отказе в аккредитации может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      6. Аккредитованные организации обязаны:

      1) по запросу уполномоченного органа представлять документацию, связанную с осуществлением деятельности в области аккредитации;

      2) не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе выполнения работ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

      7. Уполномоченный орган ведет реестр аккредитованных организаций, осуществляющих экспертизу ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности.

      8. Аккредитованные организации при проведении экспертизы ядерной, радиационной и ядерной физической безопасности применяют методики расчетов, согласованные с уполномоченным органом.

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области использовании атомной энергии

      Нарушение законодательства Республики Казахстан в области использования атомной энергии влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

      Статья 28. Возмещение вреда, причиненного вследствие ненадлежащего обращения с объектами использования атомной энергии

      1. Вред, причиненный физическим и юридическим лицам в результате ненадлежащего обращения с объектами использования атомной энергии, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      2. Физические и юридические лица, виновные в ненадлежащем обращении с объектами использования атомной энергии, обязаны в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, возместить причиненный ущерб земле, воде, растительному и животному миру, включая затраты на рекультивацию земель и восстановление плодородия почвы.

      Статья 29. Порядок введения в действие настоящего Закона

      1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 14 апреля 1997 года "Об использовании атомной энергии" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 7, ст. 83; 2004 г., № 23, ст. 142; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 18; № 8, ст. 52; 2009 г., № 18, ст. 84; 2010 г., № 5, ст. 23; 2011 г., № 1, ст. 2; 2012 г., № 15, ст. 97; 2014 г., № 1, ст. 4; № 10, ст. 52; № 19-I, 19-II, ст. 96; Закон Республики Казахстан от 29 октября 2015 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 3 ноября 2015 г.).

Президент


Республики Казахстан

Н. НАЗАРБАЕВ