Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие Закона РК см.
ст. 31
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе деятельности товарных бирж и осуществления биржевой торговли, устанавливает порядок регулирования и государственного контроля за деятельностью товарных бирж в целях обеспечения открытого и эффективного их функционирования, защиты прав участников биржевой торговли и добросовестной конкуренции между ними.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) биржевой брокер (далее - брокер) - юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на товарной бирже на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным органом в области регулирования торговой деятельности, в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, создаваемое в организационно-правовой форме акционерного общества или товарищества с ограниченной ответственностью и совершающее сделки с биржевым товаром по поручению, за счет и в интересах клиента;
2) биржевой дилер (далее - дилер) - юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на товарной бирже на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным органом в области регулирования торговой деятельности, в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, создаваемое в организационно-правовой форме акционерного общества или товарищества с ограниченной ответственностью и совершающее сделки с биржевым товаром в своих интересах и за свой счет, а также по поручению клиента;
3) биржевая торговля - предпринимательская деятельность по реализации биржевых товаров, осуществляемая на товарной бирже путем проведения торгов, в том числе электронных, регистрации и оформления сделок;
4) правила биржевой торговли - документ, устанавливающий порядок ведения биржевой торговли для каждой товарной биржи, разработанный на основе типовых правил биржевой торговли, утверждаемых Правительством Республики Казахстан;
5) биржевые торги - процесс, проводимый в рамках правил биржевой торговли, направленный на совершение сделок по биржевым товарам;
6) участники биржевой торговли - клиенты, брокеры и дилеры, взаимодействующие на товарной бирже по установленным правилам биржевой торговли;
7) биржевой товар - товар, не изъятый из оборота или не ограниченный в обороте, в том числе срочный контракт, допущенный товарной биржей к биржевой торговле, за исключением недвижимого имущества и объектов интеллектуальной собственности;
8) котировка биржевых товаров - цена спроса и (или) предложения, объявленная по биржевым товарам в определенный момент времени на товарной бирже;
9) приказ - документ, представляемый клиентом брокеру и (или) дилеру с указанием осуществления определенного действия на товарной бирже в отношении конкретных биржевых товаров;
10) клиент - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами брокера и (или) дилера для совершения сделок с биржевым товаром;
11) клиринг - проведение зачета взаимных требований и обязательств между участниками биржевых торгов по сделкам,
совершаемым на товарной бирже;
12) срочный контракт - контракт на безусловную или условную куплю-продажу биржевого товара с отсроченным исполнением, к нему относятся фьючерс, опцион;
13) опционный контракт - контракт, который в обмен на премию предоставляет покупателю право (без обязательства) на покупку или продажу биржевого товара по цене исполнения у продавца опциона в течение определенного периода времени или на определенную дату (дату истечения срока опциона);
14) опционная сделка - биржевая сделка, объектом которой является опционный контракт;
15) уполномоченный орган в области регулирования торговой деятельности (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование и координацию в сфере торговой деятельности;
16) спот-товар - товар, находящийся на складе, с немедленной поставкой или с поставкой его в будущем;
17) член товарной биржи - брокер и (или) дилер, имеющие в соответствии с законодательством Республики Казахстан право на осуществление сделок с биржевым товаром в порядке, предусмотренном внутренними документами товарной биржи;
18) торговая система товарной биржи - комплекс материально-технических средств, программных продуктов, внутренних документов товарной биржи и иных необходимых активов и процедур, с использованием которых осуществляются торги с заключением сделок с биржевыми товарами между участниками торгов на товарной бирже;
19) внутренние документы товарной биржи - документы, которые регулируют условия и порядок деятельности участников на товарной бирже, работу товарной биржи, ее органов, структурных подразделений, оказание услуг, порядок и размер их оплаты;
20) фьючерсная сделка - биржевая сделка с уплатой залога, расчеты по которому проводятся через клиринговый центр, совершаемый со срочным контрактом на товарной бирже, с принятием участниками торгов на себя обязательств поставить (принять) определенное количество биржевого товара в определенный период в будущем по цене, установленной в момент заключения сделки.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан
о товарных биржах
1. Законодательство Республики Казахстан о товарных биржах основывается на
Конституции
Республики Казахстан и состоит из
Гражданского кодекса
Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРНЫХ БИРЖ
Статья 3. Компетенция Правительства Республики Казахстан
в области деятельности товарных бирж
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления государственной политики в сфере деятельности товарных бирж;
2) утверждает программы в области развития деятельности товарных бирж;
3) утверждает типовые правила биржевой торговли;
4) утверждает правила лицензирования деятельности в сфере товарных бирж, устанавливает квалификационные требования к деятельности товарных бирж, брокеров и дилеров;
5) по предложению уполномоченного органа утверждает перечень биржевых товаров и минимальный размер представляемых партий, которые реализуются через товарные биржи, вносит в него изменения и (или) дополнения;
6) создает условия для развития международных биржевых торгов на товарной бирже.
Статья 4. Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный орган:
1) разрабатывает и реализует программные документы в области развития товарных бирж;
2) разрабатывает, утверждает нормативные правовые акты в сфере регулирования деятельности товарных бирж;
3) разрабатывает предложения по формированию и утверждению перечня биржевых товаров и минимального размера представляемых партий, которые реализуются через товарные биржи, а также по внесению в него изменений и (или) дополнений;
4) вносит предложения по созданию условий для развития международных биржевых торгов на товарной бирже;
5) проводит анализ и мониторинг деятельности товарных бирж;
6) публикует информацию по вопросам деятельности товарных бирж и биржевой торговли, за исключением сведений, составляющих коммерческую или иную охраняемую законом Республики Казахстан тайну;
7) осуществляет международное сотрудничество в сфере товарных бирж;
8) осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах;
9) официально делегирует своего представителя на присутствие в работе товарной биржи, в том числе на биржевых торгах;
10) осуществляет лицензирование деятельности в сфере товарных бирж.
Статья 5. Лицензирование деятельности в сфере товарных
бирж
Лицензирование деятельности в сфере товарных бирж осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
Глава 3. СОЗДАНИЕ ТОВАРНОЙ БИРЖИ
1. Товарной биржей является юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме акционерного общества, осуществляющее организационное и техническое обеспечение торгов путем их непосредственного проведения с использованием торговой системы товарной биржи.
Товарная биржа обеспечивает проведение торгов по установленным правилам биржевой торговли.
Товарная биржа осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным органом.
2. Наименование товарной биржи должно содержать слова «товарная биржа».
3. Формирование уставного капитала товарной биржи осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан об акционерных обществах.
Статья 7. Устав товарной биржи
1. Устав товарной биржи утверждается в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об акционерных обществах.
2. Устав товарной биржи помимо сведений, определенных законодательством Республики Казахстан, должен содержать указание на специализацию товарной биржи.
Статья 8. Разрешение споров на товарной бирже
1. Для решения споров, связанных с заключением биржевых сделок, товарная биржа создает в течение тридцати календарных дней после государственной регистрации в органах юстиции постоянно действующий биржевой арбитраж.
2. Деятельность биржевого арбитража регулируется законодательством Республики Казахстан о третейских судах.
Статья 9. Классификация товарных бирж
По специализации товарные биржи могут быть:
1) универсальные, принимающие к биржевым торгам различные виды товаров;
2) специализированные, обслуживающие обращение определенного вида товара.
Статья 10. Типовые правила биржевой торговли
1. Типовые правила биржевой торговли определяют порядок деятельности членов товарной биржи при совершении биржевых сделок с биржевыми товарами.
2. Типовые правила биржевой торговли включают:
1) условия и порядок приема в члены товарной биржи, приостановления и прекращения членства;
2) порядок проведения биржевых торгов;
3) порядок осуществления расчетов по заключенным на биржевых торгах сделкам с товарами;
4) условия и порядок приостановления и возобновления торгов на товарной бирже;
5) порядок формирования и организации деятельности биржевого арбитража, а также механизмы разрешения споров, связанных с заключением биржевых сделок с биржевыми товарами;
6) порядок принятия (утверждения) документов по биржевой торговле;
7) порядок учета и регистрации сделок на товарной бирже.
Статья 11. Члены товарной биржи
1. Количество членов товарной биржи должно быть не менее трех.
2. Членство на товарной бирже дает право участвовать на биржевых торгах в соответствии с настоящим Законом.
Статья 12. Работники товарной биржи
1. Работниками товарной биржи являются физические лица, состоящие в трудовых отношениях с товарной биржей и непосредственно выполняющие работу по трудовому договору.
2. Работникам товарной биржи запрещается участвовать в биржевых сделках, а также использовать коммерческую информацию в собственных интересах.
Глава 4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОВАРНОЙ БИРЖИ
Статья 13. Деятельность товарной биржи
1. Основным видом деятельности товарной биржи являются организация и проведение биржевых торгов.
2. Товарная биржа осуществляет следующие функции:
1) организацию и проведение биржевых торгов;
2) регистрацию и оформление сделок, совершаемых на товарной бирже, в том числе сделок со спот-товарами;
3) организацию и осуществление расчетов по биржевым сделкам;
4) фиксирование биржевой цены на товар в результате проведенных торгов на товарной бирже;
5) разработку и утверждение правил биржевой торговли на основе типовых правил биржевой торговли;
6) организацию экспертизы качества биржевого товара, реализуемого через биржевые торги, по требованию участника биржевой торговли;
7) оказание организационных, консультационных, информационных, методических услуг членам товарной биржи;
8) проведение аналитических исследований рынка биржевых товаров;
9) выпуск печатной продукции, относящейся к информации о биржевой деятельности;
10) организацию учебных курсов по обучению и повышению квалификации участников биржевого товарного рынка;
11) эксплуатацию торговой системы товарной биржи;
12) развитие международных биржевых торгов.
3.
Товарной бирже запрещается осуществлять торговую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой
торговли.
4.
Товарная биржа вправе заключать от своего имени соглашения о
сотрудничестве с иностранцами и юридическими лицами, созданными в
соответствии с законодательством другого государства в пределах прав,
предоставленных ей настоящим Законом и иными законодательными
актами Республики Казахстан.
Статья 14. Доходы товарной биржи
1. Доходы товарной биржи формируются за счет вступительных и ежегодных взносов членов товарной биржи, платежей за пользование имуществом биржи, регистрацию и оформление биржевых сделок и за счет других поступлений, не запрещенных законодательством.
2. Товарная биржа имеет право устанавливать:
1) размеры и порядок внесения гарантийных взносов членами товарной биржи;
2) размер платежей за участие в торгах в соответствии с правилами биржевой торговли;
3) минимальные и максимальные пределы уровней цен на конкретный биржевой товар в рамках одного торгового дня исходя из цен, сложившихся в результате предыдущих торгов, для приостановления торгов в целях предотвращения спекулятивных действий.
3. Товарной бирже запрещается устанавливать размеры вознаграждения, взимаемого брокерами и дилерами за посредничество вбиржевых сделках.
4. Размеры платежей, взимаемых с членов товарной биржи, определяются правилами биржевой торговли и должны быть доступны для ознакомления любому участнику биржевой торговли.
1. Биржевой сделкой признается сделка, предметом которой является имущество, допущенное к обращению на бирже, и которая заключается на бирже участниками проводимых ею торгов в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах и правилами биржевой торговли.
2. Сделки, совершенные на товарной бирже, но не соответствующие требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, не являются биржевыми.
3. Сделки с товарами, включенными в перечень биржевых товаров, совершенные вне товарных бирж, признаются недействительными по иску заинтересованных лиц, уполномоченного органа либо прокурора.
4. Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет товарной биржи.
Статья 16. Виды биржевых сделок
На товарной бирже совершаются:
1) сделки с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении спот-товара, включая сделки, взаимосвязанные с международными деловыми операциями;
2) фьючерсные сделки;
3) опционные сделки;
4) сделки с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении складских документов.
Статья 17. Гарантии в биржевой торговле при совершении
фьючерсных и опционных сделок
1. Товарная биржа в целях обеспечения исполнения совершаемых на ней фьючерсных и опционных сделок обязана организовать расчетное обслуживание через клиринговые центры.
2. Право совершения фьючерсных и опционных сделок на товарной бирже имеют только брокеры и (или) дилеры.
3. Фьючерсные и опционные сделки совершаются на товарной бирже только при наличии специального комплекса программных средств, обеспечивающего автоматизированное ведение торгов, проведение клиринга, динамику изменения котировки.
4. Клиринговые центры могут создаваться как независимые от товарной биржи организации, так и специально организованное структурное подразделение - клиринговый центр в составе товарной биржи.
5. Клиринговые центры в своей деятельности:
1) устанавливают виды, размеры и порядок взимания взносов, гарантирующих исполнение фьючерсных и опционных сделок и возмещение ущерба, возникшего в результате неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по этим сделкам, а также определяют другие финансовые обязательства участников этих сделок;
2) принимают меры для гарантирования фьючерсных и опционных сделок;
3) осуществляют зачет взаимных требований и обязательств сторон, участвующих в расчетах, осуществляемых в результате совершения сделок с товарами.
1. Биржевая цена на товар складывается в результате котировки биржевых товаров.
2. Товарные биржи обязаны публиковать котировки на биржевые товары ежедневно в средствах массовой информации.
Глава 5. БРОКЕРСКАЯ И ДИЛЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА НА ТОВАРНОЙ БИРЖЕ
Статья 19. Порядок осуществления деятельности
брокера и дилера
1. Брокерская и дилерская деятельность на товарной бирже осуществляются на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным органом.
2. Брокер и дилер обязаны соблюдать требования, установленные настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Казахстан, нормативными правовыми актами уполномоченного органа, внутренними документами товарной биржи.
3. Отношения между брокером и дилером, и их клиентами возникают на основании договора об оказании брокерских и дилерских услуг, к которому применяются нормы гражданского законодательства Республики Казахстан.
Статья 20. Совершение сделок брокером и дилером
1. Совершение биржевых сделок осуществляется брокером в соответствии с приказом клиента, дилером как в соответствии с приказом клиента, так и в своих интересах и за свой счет. Виды приказов клиентов, их содержание и оформление устанавливаются внутренними документами товарной биржи.
2. Исполнение приказа клиента осуществляется брокером и дилером с соблюдением условий совершения сделки, указанных в данном приказе. Если при совершении сделки возникнет необходимость изменения условий сделки, брокер и дилер обязаны согласовать свои действия с клиентом.
В случае возникновения конфликта интересов брокер и дилер обязаны совершить сделку исходя из приоритета интересов клиента над своими интересами.
Статья 21. Отношения между брокером и дилером, и их
клиентами на товарной бирже
Товарная биржа в пределах своих полномочий регламентирует взаимоотношения брокеров и дилеров, и их клиентов, применяет меры к нарушителям биржевой торговли.
Статья 22. Требования к внутренним документам брокеров и
дилеров и ведению учета совершаемых биржевых
сделок
1. Внутренние документы товарной биржи для брокеров и дилеров должны содержать условия обеспечения сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну на товарной бирже, не допускающие их использования в интересах участников биржевой торговли, их представителей или третьих лиц.
2. Брокеры и дилеры обязаны вести учет совершаемых биржевых сделок отдельно по каждому клиенту и хранить сведения об этих сделках в течение пяти лет со дня совершения сделки.
Статья 23. Коммерческая тайна на товарной бирже
1. Коммерческая тайна включает:
1) сведения о зарегистрированных участниках биржевой торговли;
2) сведения о сделках, заключаемых на товарной бирже.
2. Брокеры и дилеры не вправе допускать действий (бездействия), которые могут повлечь нарушение естественного ценообразования и дестабилизацию товарного рынка.
3. Лицом, располагающим информацией, составляющей коммерческую тайну, является лицо, которое в силу своего служебного положения имеет возможность доступа к указанной информации.
Статья 24. Представление сведений о деятельности товарных
бирж, составляющих коммерческую тайну
1. Сведения, составляющие коммерческую тайну на товарной бирже, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
2. Сведения, составляющие коммерческую тайну, могут быть представлены участнику биржевой торговли в отношении его прав либо его представителю на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Сведения, составляющие коммерческую тайну на товарной бирже, должны быть представлены:
1) органам дознания и предварительного следствия: по находящимся в их производстве уголовным делам с санкции прокурора;
2) судам: по находящимся в их производстве делам на основании определения, постановления;
3) прокурору: на основании постановления о производстве проверки в пределах его компетенции по находящемуся у него на рассмотрении материалу;
4) органам исполнительного производства: по находящимся в их производстве делам исполнительного производства на основании постановления судебного исполнителя, заверенного печатью органа исполнительного производства и санкционированного прокурором;
5) уполномоченному органу: по запросу в рамках его компетенции.
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ТОВАРНЫХ БИРЖ
Статья 25. Проверки деятельности товарных бирж
1. Проверки деятельности товарных бирж осуществляются в соответствии с настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.
2. Осуществляемые уполномоченным органом проверки деятельности товарных бирж могут быть плановыми и внеплановыми.
3. Плановые проверки деятельности товарных бирж проводятся уполномоченным органом не чаще одного раза в год.
Основанием для проведения плановой проверки является план работы уполномоченного органа, ежегодно утверждаемый руководителем уполномоченного органа. План должен содержать перечень товарных бирж, в отношении которых предполагается проведение проверок, и период их проведения.
4. Основаниями для проведения уполномоченным органом внеплановой проверки деятельности товарных бирж являются:
1) обращения физических и (или) юридических лиц;
2) информация государственных органов;
3) сообщения правоохранительных органов;
4) сообщения средств массовой информации.
5. Не позднее десяти календарных дней со дня возникновения оснований, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи,
уполномоченный орган:
1) принимает решение о проведении проверки фактов нарушения законодательства Республики Казахстан о товарных биржах;
2) отказывает в проведении проверки фактов нарушения законодательства Республики Казахстан о товарных биржах ввиду отсутствия оснований.
Статья 26. Порядок проведения проверок деятельности
товарных бирж
1. Проверка деятельности товарных бирж проводится на основании акта о назначении проверки уполномоченного органа. Акт о назначении проверки должен содержать:
1) наименование уполномоченного органа;
2) дату и регистрационный номер акта о назначении проверки;
3) фамилию, имя, отчество (при его наличии), должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;
4) наименование, место нахождения и идентификационный номер налогоплательщика - товарной биржи;
5) вид проверки;
6) предмет назначенной проверки;
7) дату начала и окончания проверки;
8) основания назначения проверки;
9) проверяемый период в случае, если требуется изучение документов деятельности товарных бирж за определенный временной период;
10) программу проверки с указанием основных задач и целей проведения проверки деятельности товарных бирж, перечень вопросов и круг обстоятельств, подлежащих установлению в ходе проверки деятельности товарных бирж.
2. Акт о назначении проверки уполномоченного органа подписывается руководителем уполномоченного органа либо лицом, исполняющим его обязанности, и заверяется печатью уполномоченного органа.
3. Акт о назначении проверки в обязательном порядке регистрируется в государственном органе, осуществляющем в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов (далее - орган по правовой статистике), в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
4. При проведении проверки деятельности товарных бирж должностное лицо уполномоченного органа обязано предъявить руководителю товарной биржи или лицу, его замещающему:
1) акт о назначении проверки с отметкой о регистрации в органе по правовой статистике;
2) служебное удостоверение;
3) план проверки, утвержденный руководителем уполномоченного органа.
5. При предъявлении акта о назначении проверки и служебного удостоверения руководитель товарной биржи или лицо, его замещающее, обязан допустить должностное лицо уполномоченного органа на территорию или в помещение, принадлежащее им, и обеспечить возможность запроса и получения от должностных лиц, руководителей и других работников проверяемых товарных бирж необходимых для проведения проверки информации, документов и объяснений в устном и письменном виде по вопросам, возникшим в ходе проверки.
6. Должностному лицу уполномоченного органа запрещается изымать при проверке какие-либо документы или материалы товарной биржи или брокера и (или) дилера, не относящиеся к предмету проводимой проверки или не относящиеся к периоду, указанному в акте, разглашать информацию о товарных биржах и об участниках биржевой торговли, полученную в процессе проверки.
7. В случае отказа в принятии акта о назначении проверки или воспрепятствования доступу должностных лиц уполномоченного органа, осуществляющих проверку, к материалам, необходимым для проведения проверки, составляется протокол. Протокол подписывается должностным лицом уполномоченного органа, осуществляющим проверку, и уполномоченным лицом проверяемой товарной биржи.
Уполномоченное лицо проверяемой товарной биржи вправе отказаться от подписания протокола, дав письменное объяснение о причине отказа. Отказ от получения акта о назначении проверки не является основанием для отмены проверки.
8. Срок проведения проверки деятельности товарной биржи устанавливается с учетом объема предстоящих работ и поставленных задач, но не должен превышать тридцать календарных дней.
В случае необходимости дополнительной проверки обстоятельств срок проведения проверки может быть продлен решением уполномоченного органа на тридцать календарных дней.
Продление срока проверки деятельности товарной биржи производится руководителем уполномоченного органа либо лицом, исполняющим его обязанности.
В случае продления сроков проверки уполномоченный орган в обязательном порядке оформляет дополнительный акт о продлении проверки с регистрацией в органе по правовой статистике, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего акта о назначении проверки и причина продления.
На основании одного акта о назначении проверки может проводиться только одна проверка.
9. Уполномоченный орган имеет право привлекать к проверкам работников других государственных органов.
10. Проверка завершается составлением справки об итогах проверки деятельности товарной биржи в двух экземплярах.
Справка об итогах проверки подписывается должностным лицом, осуществляющим проверку деятельности товарной биржи, и руководителем проверяемой товарной биржи или лицом, его замещающим.
11. Руководитель проверяемой товарной биржи или лицо, его замещающее, вправе изложить в письменном виде особое мнение, которое прилагается к справке об итогах проверки.
12. В случае отказа руководителя проверяемой товарной биржи или лица, его замещающего, от подписания справки об итогах проверки должностным лицом, осуществляющим проверку деятельности товарной биржи, в справку об итогах проверки вносится соответствующая запись.
13. Второй экземпляр справки об итогах проверки после окончания проверки деятельности товарной биржи вручается под роспись руководителю товарной биржи или лицу, его замещающему, а в случае его отсутствия сдается в канцелярию проверяемой товарной биржи под роспись с указанием фамилии и должности работника товарной биржи, принявшего справку. При отсутствии возможности вручения либо сдачи справки об итогах проверки в канцелярию справка об итогах проверки направляется товарной бирже заказным письмом с почтовым подтверждением о ее вручении.
14. Результаты проверки деятельности товарной биржи могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 27. Решение уполномоченного органа по результатам
проверки деятельности товарной биржи
По результатам рассмотрения справки об итогах проверки деятельности товарной биржи уполномоченный орган:
1) составляет заключение об отсутствии оснований в возбуждении дела об административном правонарушении;
2) возбуждает дело об административном правонарушении;
3) выносит предписание товарной бирже об устранении выявленных фактов нарушения законодательства Республики Казахстан о товарных биржах;
4) передает материалы в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела;
5) передает материалы в иные государственные органы для рассмотрения и принятия соответствующих мер.
Статья 28. Предписания уполномоченного органа
Предписания уполномоченного органа исполняются товарными биржами в срок, предусмотренный предписаниями, но не позднее тридцати календарных дней со дня их получения.
Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства
Республики Казахстан о товарных биржах
Нарушение законодательства Республики Казахстан о товарных биржах влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 30. Переходные положения
1. Товарные биржи, созданные до введения в действие настоящего Закона, обязаны в срок до 1 января 2010 года привести свою деятельность в соответствие с настоящим Законом.
2. Невыполнение требования пункта 1 настоящей статьи является основанием для предъявления в суд уполномоченным органом требования о ликвидации юридического лица.
Статья 31. Порядок введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования.
2. Признать утратившим силу
Закон
Республики Казахстан от 7 апреля 1995 года «О товарных биржах» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 3-4, ст. 26; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 11, ст. 143; 2003 г., № 15, ст. 139; 2004 г., № 23, ст. 142).
Президент
Республики Казахстан Н. Назарбаев