Об автомобильном транспорте

Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года N 476

Обновленный

      Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, другими физическими и юридическими лицами в сфере автомобильного транспорта.

Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
                Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) автовокзал - комплекс сооружений, предназначенный для обслуживания пассажиров и водителей автобусов, пассажиропоток которого составляет более пятисот человек в сутки, и включающий в себя: капитальное здание с залом ожидания вместимостью свыше семидесяти пяти человек и билетными кассами, пункты медицинского освидетельствования водителей и оказания первичной медико-санитарной помощи, камеры хранения, перрон для посадки и высадки пассажиров, площадку для стоянки автобусов, посты для осмотра автобусов, диспетчерские пункты и комнату матери и ребенка;
      2) автостанция - комплекс сооружений, предназначенный для обслуживания пассажиров и водителей автобусов, пассажиропоток которого составляет менее пятисот человек в сутки, и включающий в себя: капитальное здание с залом ожидания вместимостью до семидесяти пяти человек и билетными кассами, камеры хранения, перрон для посадки и высадки пассажиров, площадку для стоянки автобусов, диспетчерские пункты;
      3) автобус - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и багажа, имеющее более восьми мест для сидения, исключая место водителя;
      4) автомобильный транспорт - отрасль экономики, основной сферой деятельности которой являются организация и осуществление перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты с использованием автотранспортных средств и инфраструктуры;
      5) автомобильные перевозки - перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты, осуществляемые автотранспортными средствами по автомобильным дорогам;
      6) автомобильный перевозчик (далее - перевозчик) - физическое или юридическое лицо, владеющее автомобильными транспортными средствами на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты за плату или по найму и имеющее на это лицензию или соответствующее разрешение, выданное в установленной форме;
      7) автомобильное транспортное средство (далее - автотранспортное средство) - единица подвижного состава автомобильного транспорта, включающего автобусы, микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили, автомобильные прицепы, полуприцепы к седельным тягачам, а также специализированные автомобили (предназначенные для перевозки определенных видов грузов) и специальные автомобили (предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ);
      8) багаж - имущество пассажира, упакованное и перевозимое в багажном отделении автобуса, микроавтобуса или в багажном автомобиле, сопровождающем автобус, микроавтобус, в пределах норм, установленных Правилами перевозки пассажиров и багажа, а также в такси на основании дополнительного соглашения с перевозчиком;
      9) городские автомобильные перевозки - перевозки, осуществляемые перевозчиком в пределах установленных границ города;
      10) грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, от имени которого оформляется отправка груза;
      11) грузополучатель - физическое или юридическое лицо, уполномоченное на получение груза на основании договора автомобильной перевозки груза или на иных законных основаниях;
      12) грузы - имущество, принятое к перевозке в соответствии с требованиями, установленными Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом;
      13) инфраструктура автомобильного транспорта - комплекс сооружений (автовокзалы, автостанции, грузовые терминалы, станции (мастерские) технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, сооружения для хранения автотранспортных средств), обеспечивающий непрерывность процесса перевозок, а также безопасную эксплуатацию автотранспортных средств;
      14) легковой автомобиль - автотранспортное средство, предназначенное для автомобильной перевозки пассажиров и багажа и имеющее не более восьми мест для сидения, исключая место водителя;
      15) междугородные внутриобластные автомобильные перевозки - перевозки, осуществляемые перевозчиками между городами или иными населенными пунктами в пределах одной области;
      16) междугородные межобластные автомобильные перевозки - перевозки, осуществляемые перевозчиками между городами или иными населенными пунктами в пределах двух или нескольких областей;
      17) международные автомобильные перевозки - перевозки, осуществляемые перевозчиками между пунктами, расположенными на территории разных государств;
      18) микроавтобус - автобус особо малого класса, имеющий не более шестнадцати мест для сидения, исключая место водителя, предусмотренных заводом-изготовителем;
      19) нерегулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа - перевозки, носящие разовый (нерегулярный) характер, осуществляемые перевозчиками с использованием автобусов, микроавтобусов, между начальным и конечным пунктами перевозки без посадки пассажиров на промежуточных пунктах;
      20) пассажир - физическое лицо, пользующееся услугами перевозчика на основании заключенного договора автомобильной перевозки или ином законном основании;
      21) пригородные автомобильные перевозки - перевозки, не относящиеся к городским и осуществляемые перевозчиками на маршрутах протяженностью до пятидесяти километров, измеряемых от установленных границ города или иного населенного пункта;
      22) путевой лист - документ, выдаваемый перевозчиком водителю автотранспортного средства, предназначенный для ведения учета работы автотранспортного средства;
      23) регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа - перевозки, осуществляемые перевозчиками с использованием автобусов, микроавтобусов, по заранее согласованным маршрутам следования, расписаниям движения с установленными начальными и конечными пунктами, пунктами посадки и высадки пассажиров;
      24) ручная кладь - личные вещи пассажира, перевозимые им в салоне автобуса, микроавтобуса или такси, весовые и габаритные параметры которых соответствуют требованиям, установленным Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом;
      25) такси - легковой автомобиль, предназначенный для автомобильной перевозки пассажиров и багажа, оборудованный в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом;
      26) техническая эксплуатация автотранспортных средств - комплекс мероприятий, технических воздействий (диагностирование, техническое обслуживание, ремонт), направленных на организацию и обеспечение безопасной эксплуатации автотранспортных средств;
      27) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в области транспорта, координацию и регулирование деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан.

      Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об
                автомобильном транспорте

      Законодательство Республики Казахстан об автомобильном транспорте основывается на Конституции  Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются нормы международного договора.

      Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

      Действие настоящего Закона распространяется на всех физических и юридических лиц, осуществляющих в соответствии с законодательством Республики Казахстан деятельность в сфере автомобильного транспорта.

      Статья 4. Основные принципы осуществления деятельности
                в сфере автомобильного транспорта

      Работы и услуги в сфере автомобильного транспорта осуществляются на основе следующих основных принципов:
      1) приоритета безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей;
      2) равенства прав физических и юридических лиц при осуществлении работ и услуг в сфере автомобильного транспорта;
      3) обеспечения свободы выбора потребителю услуг в сфере автомобильного транспорта, в том числе свободы выбора между использованием собственных автотранспортных средств и услуг перевозчика;
      4) обеспечения в соответствии с законодательством Республики Казахстан свободы цен на работы и услуги в сфере автомобильного транспорта.

      Статья 5. Обеспечение мобилизационной готовности и
                привлечение автомобильного транспорта к
                ликвидации чрезвычайных ситуаций

      Отношения, связанные с обеспечением мобилизационной готовности автомобильного транспорта, мероприятий по гражданской обороне и аварийно-спасательным работам, регулируются специальными законодательными актами Республики Казахстан.
      При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при введении чрезвычайного положения государственные органы в пределах предоставленных им полномочий вправе привлекать перевозчиков к выполнению работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, с последующим возмещением материальных затрат и ущерба в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      Статья 6. Экологическая, санитарно-эпидемиологическая и
                пожарная безопасность на автомобильном
                транспорте

      Экологическая, санитарно-эпидемиологическая и пожарная безопасность на автомобильном транспорте регламентируется нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

      Статья 7. Требования, предъявляемые к перевозчикам и
                автотранспортным средствам в части
                обеспечения безопасности перевозок

      1. К перевозкам пассажиров, багажа и грузов допускаются перевозчики, имеющие:
      1) документы, подтверждающие их квалификацию и профессиональную пригодность в соответствии с законодательством Республики Казахстан об автомобильном транспорте;
      2) автотранспортные средства, пригодные к осуществлению соответствующего вида перевозок и отвечающие требованиям нормативных правовых актов в части обеспечения безопасности перевозок.
      2. К перевозкам пассажиров автобусами, микроавтобусами допускаются водители в возрасте не менее двадцати одного года, имеющие водительское удостоверение соответствующей категории.
      3. В автобусах запрещается перевозка груза, в том числе багажа, вне багажного отделения.
      4. Для осуществления перевозок такси допускается использование легковых автомобилей серийного производства, имеющих не менее четырех дверей.
      Запрещается использование для перевозок такси автотранспортных средств со специальным управлением, в том числе полностью ручным, а также правосторонним рулевым управлением.

      Статья 8. Виды автомобильных перевозок

      1. Автомобильные перевозки подразделяются на перевозки:
      1) пассажиров и багажа;
      2) грузов;
      3) почты.
      2. По видам сообщения автомобильные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на международные, междугородные межобластные, междугородные внутриобластные, городские, пригородные и соединяющие населенные пункты: поселки, аулы (села) с районными или областными центрами, городами республиканского значения (столицей).
      3. По характеру организации автомобильные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные и нерегулярные.

      Статья 9. Требования по оборудованию автотранспортных
                средств контрольными устройствами регистрации
                режима труда и отдыха водителей (тахографами)

      Оборудованию контрольными устройствами регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографами) подлежат автобусы, грузовые, в том числе специализированные, автомобили, используемые при осуществлении:
      1) автомобильных перевозок опасных грузов;
      2) международных автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов;
      3) междугородных межобластных регулярных и нерегулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа.

Глава 2. Государственное регулирование
в сфере автомобильного транспорта

      Статья 10. Основные задачи государственного
                 регулирования в сфере автомобильного
                 транспорта

      Основными задачами государственного регулирования в сфере автомобильного транспорта являются:
      1) создание условий для обеспечения потребностей экономики и населения в автомобильных перевозках и иных работах и услугах;
      2) защита законных прав и интересов физических и юридических лиц, а также национальных интересов государства;
      3) создание условий для конкурентоспособности отечественных перевозчиков на рынке международных автомобильных перевозок;
      4) защита внутреннего рынка автомобильных перевозок;
      5) дальнейшее развитие инфрастуктуры автомобильного транспорта.

      Статья 11. Государственное регулирование и контроль в
                 сфере автомобильного транспорта

      1. Государственное регулирование в сфере автомобильного транспорта осуществляется путем правового обеспечения, лицензирования, сертификации, осуществления контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан об автомобильном транспорте.
      2. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об автомобильном транспорте осуществляется уполномоченным органом и другими государственными органами в пределах их компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан.
      3. Контроль за проездом автотранспортных средств по территории Республики Казахстан осуществляется в пунктах пропуска автотранспортных средств через Государственную границу Республики Казахстан и на постах транспортного контроля на территории Республики Казахстан.
      Создание пунктов пропуска автотранспортных средств через Государственную границу Республики Казахстан и постов транспортного контроля без оснащения техническими средствами контроля не допускается. Перечень пунктов пропуска автотранспортных средств через Государственную границу Республики Казахстан и постов транспортного контроля на территории Республики Казахстан утверждается Правительством Республики Казахстан.

      Статья 12. Компетенция Правительства Республики
                 Казахстан

      Правительство Республики Казахстан:
      1) разрабатывает государственную политику в сфере автомобильного транспорта;
      2) осуществляет международное сотрудничество в сфере автомобильного транспорта;
      3) определяет порядок проезда автотранспортных средств при осуществлении перевозок по территории Республики Казахстан;
      4) утверждает правила лицензирования в сфере автомобильного транспорта, в том числе квалификационные требования к лицензиатам;
      5) утверждает перечень опасных грузов, допускаемых к перевозке автотранспортными средствами на территории Республики Казахстан;
      6) утверждает Правила перевозок опасных грузов автотранспортными средствами по территории Республики Казахстан, квалификационные требования к водителям и автотранспортным средствам, перевозящим опасные грузы;
      7) определяет порядок привлечения перевозчиков к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      8) утверждает перечень продукции (работ и услуг) в сфере автомобильного транспорта, подлежащей обязательной сертификации;
      9) (исключен) <*>
      Сноска. В статью 12 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.)

      Статья 13. Компетенция уполномоченного органа

      Уполномоченный орган:
      1) реализует государственную политику в сфере автомобильного транспорта;
      2) в пределах своей компетенции участвует в осуществлении международного сотрудничества в сфере автомобильного транспорта и представляет интересы Республики Казахстан в международных организациях и иностранных государствах;
      3) разрабатывает проекты нормативных правовых актов в сфере автомобильного транспорта;
      4) организует регулярные междугородные межобластные (включая столицу и город республиканского значения) автомобильные перевозки пассажиров и багажа, согласовывает расписание движения по указанным маршрутам с местными исполнительными органами соответствующих областей (столицы и города республиканского значения);
      5) организует регулярные международные автомобильные перевозки пассажиров и багажа, согласовывает расписание движения по маршрутам указанных перевозок;
      6) ведет реестр маршрутов регулярных международных и междугородных межобластных автомобильных перевозок пассажиров и багажа;
      7) осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности, подлежащих лицензированию, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      8) организует и осуществляет контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан в сфере автомобильного транспорта;
      9) обеспечивает взаимодействие государства с общественными объединениями и объединениями юридических лиц в форме ассоциаций (союзов) в сфере автомобильного транспорта;
      10) утверждает Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом;
      11) утверждает Правила перевозок грузов автомобильным транспортом;
      12) утверждает Правила технической эксплуатации автотранспортных средств;
      13) утверждает требования к техническому состоянию и обслуживанию автотранспортных средств, порядку и условиям их хранения, а также учету технических воздействий;
      14) утверждает в соответствии с законодательством Республики Казахстан Правила охраны труда и техники безопасности на автомобильном транспорте;
      15) утверждает в соответствии с законодательством Республики Казахстан Правила организации труда и отдыха водителей, требования по оснащению автотранспортных средств контрольными устройствами регистрации режима труда и отдыха;
      16) утверждает в соответствии с законодательством Республики Казахстан требования к объектам инфраструктуры автомобильного транспорта в части обеспечения безопасности, организации и осуществления автомобильных перевозок;
      17) утверждает в соответствии с законодательством Республики Казахстан методику расчета тарифов на регулярные междугородные внутриобластные, городские, пригородные и соединяющие населенные пункты: поселки, аулы (села) с районными или областными центрами, городами республиканского значения (столицей) - автомобильные перевозки пассажиров и багажа;
      18) (исключен) <*>
      Сноска. В статью 13 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.)

      Статья 14. Компетенция местных представительных и
                  исполнительных органов областей (города
                  республиканского значения, столицы)
 
      1. Местные представительные органы областей (города республиканского значения, столицы):
      1) утверждают программу развития автомобильных перевозок пассажиров и багажа, в том числе перевозок, соединяющих населенные пункты: поселки, аулы (села) с районными или областными центрами, городами республиканского значения (столицей);
      2) утверждают комплексную схему развития пассажирского транспорта и проекты организации дорожного движения в пределах своей компетенции;
      3) утверждают схему и порядок перевозки в общеобразовательные школы детей, проживающих в удаленных населенных пунктах;
      4) (исключен)
      2. Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы):
      1) организуют регулярные междугородные внутриобластные, городские, пригородные и соединяющие населенные пункты: поселки, аулы (села) с районными или областными центрами, городами республиканского значения (столицей) - перевозки пассажиров и багажа, утверждают их маршруты, организуют и проводят конкурсы на право их обслуживания и утверждают расписания движения по маршрутам;
      2) ведут реестр автовокзалов и автостанций;
      3) ведут реестр маршрутов регулярных городских, пригородных, соединяющих населенные пункты: поселки, аулы (села) с районными или областными центрами, городами республиканского значения (столицей) - и междугородных внутриобластных автомобильных перевозок пассажиров и багажа;
      4) организуют перевозки пассажиров и багажа на такси;
      5) организуют перевозку в общеобразовательные школы детей, проживающих в удаленных населенных пунктах;
      6) разрабатывают программу развития автомобильных перевозок пассажиров и багажа, в том числе перевозок, соединяющих населенные пункты: поселки, аулы (села) с районными или областными центрами, городами республиканского значения (столицей);
      7) разрабатывают комплексную схему развития пассажирского транспорта и проекты организации дорожного движения;
      8) (исключен) <*>
      Сноска. В статью 14 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.)

      Статья 15. Права и обязанности должностных лиц
                 уполномоченного органа при осуществлении
                 государственного контроля в сфере
                 автомобильного транспорта

      1. Должностные лица уполномоченного органа имеют право:
      1) в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, останавливать автотранспортные средства в пунктах пропуска, предусмотренных пунктом 3 статьи 11 настоящего Закона;
      2) осуществлять проверки и составлять акты о нарушениях законодательства Республики Казахстан об автомобильном транспорте, давать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений;
      3) составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
      2. Должностные лица уполномоченного органа обязаны:
      1) рассматривать обращения физических и юридических лиц по вопросам деятельности автомобильного транспорта и принимать по ним соответствующие меры;
      2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан в сфере автомобильного транспорта.
      3. Должностные лица уполномоченного органа при осуществлении государственного контроля в сфере автомобильного транспорта должны быть в служебной униформе, иметь номерные нагрудные знаки и предъявлять по требованию служебные удостоверения.
      Образцы служебной униформы, номерных нагрудных знаков, служебного удостоверения утверждаются уполномоченным органом.

      Статья 16. Лицензирование в сфере автомобильного
                 транспорта

      Отдельные виды предпринимательской деятельности в сфере автомобильного транспорта осуществляются на основании лицензии, выдаваемой в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.

      Статья 17. Сертификация

      1. Сертификация автотранспортных средств, оборудования автотранспортного назначения, процессов, продукции (работ и услуг) в сфере автомобильного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о сертификации.
      2. Сертификат, выданный иностранным государством, является действительным в Республике Казахстан при условии его признания государственной системой сертификации в соответствии с законодательством Республики Казахстан о сертификации.

      Статья 18. Обязательное страхование в сфере
                 автомобильного транспорта

      1. Эксплуатация автотранспортных средств на территории Республики Казахстан допускается только при условии обязательного страхования гражданско-правовой ответственности их владельцев.
      2. Обязательному страхованию также подлежит гражданско-правовая ответственность перевозчика перед пассажирами за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу при совершении поездок на автотранспортных средствах, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа.
      3. Размер страховых премий и страховых выплат по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств и обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности перевозчиков перед пассажирами, а также содержание этих видов (классов) страхования и дополнительные требования по условиям их проведения устанавливаются законодательными актами Республики Казахстан об этих видах (классах) страхования.

      Статья 19. Тарифы

      1. Тарифы на регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа в городском, пригородном и соединяющем населенные пункты: поселки, аулы (села) с районными или областными центрами, городами республиканского значения (столицей) - сообщениях определяются в соответствии с методикой расчета тарифов на указанные перевозки пассажиров и багажа, утверждаемой в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      В случае, когда тарифы не покрывают затраты на перевозки, указанные в настоящем пункте, местные исполнительные органы возмещают перевозчику разницу между установленным тарифом и фактическими затратами на перевозки за счет средств соответствующего бюджета.
      2. В случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, вводится государственное регулирование цен (тарифов) на работы и услуги в сфере автомобильного транспорта.

Глава 3. Автомобильные перевозки
пассажиров и багажа

      Статья 20. Права и обязанности пассажира

      1. Пассажир имеет право:
      1) осуществлять поездки на любом автобусе и такси в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об автомобильном транспорте;
      2) приобрести проездной документ (билет);
      3) получить место согласно приобретенному проездному документу (билету);
      4) провезти с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 7 лет, а на международных перевозках - до 5 лет без права предоставления ему отдельного места в автобусах, следующих в междугородном внутриобластном, междугородном межобластном, городском, пригородном и соединяющем населенные пункты: поселки, аулы (села) с районными или областными центрами, городами республиканского значения (столицей) - сообщениях, кроме такси;
      5) приобрести проездные документы (билеты) на детей в возрасте от 5 до 12 лет на международные перевозки, осуществляемые перевозчиками Республики Казахстан, с оплатой пятьдесят процентов от полной стоимости проездного документа (билета);
      6) приобрести проездные документы (билеты) на детей в возрасте от 7 до 15 лет с оплатой пятьдесят процентов от полной стоимости проездного документа (билета);
      7) проезда по приобретенному проездному документу (билету) без доплаты, если перевозчик вместо автобуса, предусмотренного расписанием, предоставляет другой автобус, проезд в котором стоит дороже;
      8) сдать проездной документ (билет) до начала перевозки и получить обратно уплаченную за перевозку сумму за вычетом предусмотренных сборов;
      9) на восстановление утерянного проездного документа (билета), если он известил перевозчика не позднее чем за три часа до отправления автобуса и факт приобретения проездного документа (билета) пассажиром подтвержден перевозчиком, автовокзалом или автостанцией;
      10) провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах норм, установленных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом;
      11) сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу;
      12) объявить ценность багажа при сдаче к перевозке;
      13) оспаривать в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, соответствие уровня качества перевозки ее сертификату.
      Пассажир имеет и иные права в соответствии с законами Республики Казахстан.
      2. Пассажир обязан:
      1) во время поездки на маршрутах регулярных городских, пригородных, междугородных внутриобластных, междугородных межобластных, международных автомобильных перевозок пассажиров и багажа иметь проездной документ (билет) и сохранять его до окончания поездки;
      2) соблюдать общественный порядок, требования, установленные Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом;
      3) оплатить услуги перевозчика при перевозке багажа с объявленной ценностью, если договором не предусмотрено иное.
      Пассажир несет и иные обязанности в соответствии с законами Республики Казахстан.

      Статья 21. Организация и осуществление регулярных
                 автомобильных перевозок пассажиров и багажа

      1. Регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа могут быть организованы, если:
      1) пропускная способность автомобильных дорог позволяет осуществлять регулярное движение автобусов, микроавтобусов по определенным маршрутам;
      2) состояние автомобильных дорог и их обустройство соответствуют требованиям безопасности дорожного движения.
      2. Регулярные междугородные внутриобластные, городские, пригородные и соединяющие населенные пункты: поселки, аулы (села) с районными или областными центрами, городами республиканского значения (столицей) - автомобильные перевозки пассажиров и багажа осуществляются перевозчиками, победившими в конкурсе на право обслуживания маршрутов указанных перевозок пассажиров и багажа и получившими свидетельство на право их обслуживания на основании договоров, заключаемых между перевозчиками и соответствующими местными исполнительными органами.
      Осуществление указанных видов перевозок без свидетельства не допускается.
      3. Маршруты регулярных междугородных внутриобластных, городских, пригородных и соединяющих населенные пункты: поселки, аулы (села) с районными или областными центрами, городами республиканского значения (столицей) - автомобильных перевозок пассажиров и багажа распределяются среди перевозчиков на конкурсной основе. На конкурс могут выставляться как отдельный маршрут, так и несколько маршрутов одним лотом.
      4. Регулярные пригородные, соединяющие населенные пункты: поселки, аулы (села) с районными или областными центрами, городами республиканского значения (столицей) - междугородные внутриобластные, междугородные межобластные и международные автомобильные перевозки пассажиров и багажа осуществляются только с автовокзалов или автостанций на основании договоров, заключаемых между перевозчиками и администрацией автовокзалов или автостанций в соответствии с настоящим Законом и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
      Автовокзалы и автостанции не вправе отказывать в заключении договора с перевозчиками пассажиров и багажа, допущенными в установленном законодательством Республики Казахстан к данному виду деятельности.
      5. Перевозчики, осуществляющие автомобильные перевозки пассажиров и багажа, обязаны обеспечить предрейсовый (предсменный) технический осмотр и своевременную замену автобусов, микроавтобусов в случае их неисправности.

      Статья 22. Права и обязанности перевозчика

      1. Перевозчик имеет право:
      1) на создание общественных объединений, а также объединений юридических лиц в форме ассоциаций (союзов) в целях защиты своих прав и интересов;
      2) на отдых и условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
      3) требовать соблюдения пассажирами общественного порядка и правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
      2. Перевозчик, осуществляющий регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа, обязан:
      1) обеспечить технически исправное состояние автотранспортных средств и не допускать выезда на маршрут автотранспортного средства, состояние которого не соответствует установленным техническим, экологическим, санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности;
      2) обеспечить проведение предварительного и периодического, в том числе предрейсового (предсменного) медицинского осмотра, соблюдение режима труда и отдыха водителей автотранспортных средств;
      3) обеспечить безопасность пассажира, создание ему необходимых удобств и условий обслуживания;
      4) обеспечить своевременную перевозку и сохранность багажа;
      5) осуществлять бесплатный провоз отдельных категорий граждан или предоставлять им иные льготы по оплате проезда в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      6) обеспечить продажу проездных документов (билетов) и багажных квитанций при осуществлении регулярных городских, пригородных, междугородных внутриобластных, междугородных межобластных автомобильных перевозок пассажиров и багажа на всех остановочных пунктах маршрута - через кассы автовокзалов, автостанций или через водителей (кондукторов) автобусов, микроавтобусов;
      7) объявлять тарифы на перевозку пассажиров и багажа, фиксировать их в договорах, проездном документе (билете) и багажной квитанции;
      8) соблюдать объявленные тарифы и заблаговременно информировать пассажиров о предстоящем изменении тарифов.
      3. Перевозчик, осуществляющий нерегулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа (кроме такси), обязан:
      1) обеспечить выполнение требований, указанных в подпунктах 1)-4) пункта 2 настоящей статьи;
      2) иметь бортовой журнал с отметкой о прохождении предрейсового (предсменного) медицинского осмотра и технического осмотра автотранспортного средства;
      3) обеспечить организацию перевозок со специально отведенных площадок для стоянки автобусов с местами посадки и высадки пассажиров и оборудованных соответствующими указателями.

      Статья 23. Условия договора организации регулярных
                 междугородных внутриобластных, городских,
                 пригородных и соединяющих населенные пункты:
                 поселки, аулы (села) с районными или
                 областными центрами, городами
                 республиканского значения (столицей) -
                 автомобильных перевозок пассажиров и багажа

      1. Договором организации регулярных междугородных внутриобластных, городских, пригородных и соединяющих населенные пункты: поселки, аулы (села) с районными или областными центрами, городами республиканского значения (столицей) - автомобильных перевозок пассажиров и багажа должны быть предусмотрены:
      1) тариф;
      2) порядок и места продажи проездных документов (билетов), осуществление контроля за их наличием у пассажиров;
      3) размеры и сроки выплаты компенсаций перевозчику, если установленный местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) тариф не покрывает затраты на перевозку, а также за перевозку пассажиров и багажа на льготных условиях или бесплатно;
      4) расписание движения, тип (класс) и количество автобусов, микроавтобусов, используемых на маршруте;
      5) ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по договору;
      6) минимальный срок действия договора, составляющий не менее трех лет.
      2. Законодательными актами Республики Казахстан могут быть установлены иные обязательные условия договора организации регулярных междугородных внутриобластных, городских, пригородных и соединяющих населенные пункты: поселки, аулы (села) с районными или областными центрами, городами республиканского значения (столицей) - автомобильных перевозок пассажиров и багажа.
      3. Местные исполнительные органы по договору организации регулярных междугородных внутриобластных, городских, пригородных и соединяющих населенные пункты: поселки, аулы (села) с районными или областными центрами, городами республиканского значения (столицей) - автомобильных перевозок пассажиров и багажа обязаны:
      1) обеспечить оформление и содержание в соответствии с законодательством Республики Казахстан установленных пунктов посадки и высадки пассажиров;
      2) осуществлять контроль за соблюдением установленного расписания движения автобусов, микроавтобусов.
      4. Перевозчик по договору организации регулярных междугородных внутриобластных, городских, пригородных и соединяющих населенные пункты: поселки, аулы (села) с районными или областными центрами, городами республиканского значения (столицей) - автомобильных перевозок пассажиров и багажа обязан:
      1) использовать для перевозки предусмотренные договором количество и тип (класс) автобусов, микроавтобусов;
      2) соблюдать расписание движения;
      3) обеспечивать соответствующее оснащение автотранспортного средства и сервисное обслуживание пассажиров в пути следования.
      Перевозчик несет и иные обязанности в соответствии с законами Республики Казахстан. <*>
      Сноска. В статью 23 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.)

      Статья 24. Осуществление нерегулярных автомобильных
                 перевозок пассажиров и багажа

      1. Перевозчикам, осуществляющим нерегулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа, запрещается производить посадку пассажиров по маршрутам регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа.
      2. Договор перевозки пассажира при нерегулярной перевозке оформляется проездным документом.

      Статья 25. Перевозка организованных групп детей

      1. Перевозка организованных групп детей осуществляется автобусами, имеющими не менее двух дверей, техническое состояние которых отвечает требованиям, установленным Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
      2. Автобусы, предназначенные для перевозки организованных групп детей, должны быть оборудованы проблесковым маячком желтого цвета.
      3. На этих автобусах спереди и сзади должны быть установлены опознавательные знаки "Перевозка детей".
      4. К перевозкам организованных групп детей допускаются водители в возрасте не менее двадцати пяти лет, имеющие водительское удостоверение соответствующей категории и стаж работы водителем не менее пяти лет.
      5. Колонны из двух и более автобусов должны сопровождаться специальными автомобилями дорожной полиции в порядке, предусмотренном уполномоченным органом в области безопасности дорожного движения.

      Статья 26. Организация перевозок пассажиров
                 и багажа такси

      1. Перевозки пассажиров и багажа такси осуществляются на основании договора об организации перевозок пассажиров и багажа такси, заключаемого между перевозчиком и местным исполнительным органом.
      2. По договору об организации перевозок пассажиров и багажа такси перевозчик обязан:
      1) использовать для перевозок пассажиров и багажа такси, оснащенные таксометрами и имеющие отличительные обозначения в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом;
      2) использовать для работы в режиме такси установленное договором количество автомобилей.
      Перевозчик несет и иные обязанности в соответствии с законами Республики Казахстан.
      3. По договору об организации перевозок пассажиров и багажа такси перевозчик имеет право:
      1) использовать для стоянки такси, посадки и высадки пассажиров специально оборудованные стоянки такси;
      2) производить посадку и высадку пассажиров на любых участках дорожной сети с соблюдением требований правил дорожного движения.
      Перевозчик имеет и иные права в соответствии с законами Республики Казахстан.
      4. Перевозчики, осуществляющие перевозки пассажиров и багажа такси, обязаны обеспечить предрейсовый (предсменный) технический, медицинский осмотры и своевременную замену такси в случае их неисправности.
      5. Для эффективной работы такси и создания удобств в их использовании пассажирами на всех пассажирообразующих пунктах (аэропорт, вокзалы, крупные торговые и культурные центры) местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) обеспечивают организацию и оборудование стоянок такси в соответствии с законодательством Республики Казахстан об автомобильном транспорте. <*>
      Сноска. В статью 26 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.)

      Статья 27. Преимущества для отдельных категорий
                 пассажиров во время перевозок транспортом
                 общего пользования

      1. Отдельные категории пассажиров имеют следующие преимущества:
      1) право внеочередной посадки в автобус, такси;
      2) отведение специальных мест в передней части автобуса.
      Указанными преимуществами пользуются: инвалиды, пенсионеры, беременные женщины, пассажиры с детьми дошкольного возраста;
      3) право внеочередного приобретения билетов.
      Указанным преимуществом пользуются участники и инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним.
      2. На автовокзалах создаются:
      1) комната матери и ребенка для предоставления дополнительных услуг пассажирам с детьми в возрасте до 5 лет и беременным женщинам;
      2) устройства для посадки и высадки пассажиров-инвалидов.

      Статья 28. Распоряжение багажом до признания
                 его судом бесхозяйным

      1. В случае, когда пассажир или лицо, уполномоченное на получение багажа, не получили багаж по причинам, не зависящим от перевозчика, перевозчик обязан хранить его на автовокзале или автостанции пункта назначения или отправления до признания судом багажа бесхозяйным, если иное не предусмотрено договором.
      2. При признании судом багажа бесхозяйным новый владелец багажа возмещает перевозчику расходы на его хранение, погрузочно-разгрузочные операции и транспортировку, необходимые для обеспечения сохранности багажа.

      Статья 29. Правила перевозки пассажиров и багажа
                 автомобильным транспортом

      Правилами перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом определяются:
      1) форма, порядок продажи и сроки действия проездных документов (билетов), багажных квитанций;
      2) порядок организации и осуществления регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа, открытия и закрытия маршрутов регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа, требования к санитарному состоянию, внешнему оформлению и оборудованию автобусов, микроавтобусов, используемых для выполнения указанных видов перевозок;
      3) порядок организации и проведения конкурсов на право обслуживания маршрутов регулярных междугородных внутриобластных, городских, пригородных и соединяющих населенные пункты: поселки, аулы (села) с районными или областными центрами, городами республиканского значения (столицей) - автомобильных перевозок пассажиров и багажа;
      4) порядок и условия выдачи, приостановления и отзыва, условия и основания отказа в выдаче, а также форма свидетельства на право обслуживания маршрута;
      5) требования к автовокзалам, автостанциям, а также порядок их функционирования;
      6) порядок организации и осуществления нерегулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа;
      7) порядок организации и осуществления перевозок пассажиров и багажа заказными автобусами, микроавтобусами и легковыми автомобилями;
      8) порядок организации и осуществления перевозок пассажиров и багажа такси;
      9) порядок приема, хранения и выдачи багажа;
      10) порядок и условия возврата проездных документов (билетов) и их стоимости;
      11) требования к оформлению и содержанию пунктов посадки и высадки пассажиров на маршрутах регулярных городских, пригородных и соединяющих населенные пункты: поселки, аулы (села) с районными или областными центрами, городами республиканского значения (столицей) - и междугородных внутриобластных, междугородных межобластных и международных перевозок, а также пунктов посадки и высадки пассажиров при перевозках такси;
      12) порядок организации и проведения предрейсового (предсменного) медицинского освидетельствования водителей на маршрутах регулярных и нерегулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа.

Глава 4. Автомобильные перевозки грузов и почты

      Статья 30. Договор автомобильной перевозки груза

      1. По договору автомобильной перевозки груза перевозчик обязуется в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за автомобильную перевозку груза плату согласно договору или тарифу.
      2. Заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной.

      Статья 31. Изменение и расторжение договора
                 автомобильной перевозки груза

      При изменении или расторжении договора автомобильной перевозки груза стороны вправе требовать возмещения расходов, понесенных в связи с исполнением условий договора до его изменения или расторжения, если договором не предусмотрено иное.

      Статья 32. Права и обязанности перевозчика
                 и грузоотправителя по договору
                 автомобильной перевозки грузов

      1. Перевозчик по договору автомобильной перевозки грузов имеет право:
      1) отказаться от автомобильной перевозки груза, который по своим свойствам, весовым и габаритным параметрам не соответствует данным о грузе, указанным в перевозочных документах;
      2) произвести разгрузку груза, если дальнейшая автомобильная перевозка груза угрожает безопасности перевозки и сохранности груза;
      3) на возмещение затрат, понесенных в связи с обеспечением безопасности перевозки или сохранности грузов в соответствии с подпунктами 1), 4) пункта 2 настоящей статьи, если договором не предусмотрено иное;
      4) в случае, когда нет возможности доставить груз вследствие непреодолимой силы в новый пункт назначения, указанный грузоотправителем (грузополучателем), отказаться от автомобильной перевозки и возвратить груз грузоотправителю, предварительно уведомив его об этом; связанные с этим дополнительные расходы перевозчика оплачиваются грузоотправителем (грузополучателем), если иное не предусмотрено договором.
      Перевозчик имеет и иные права, установленные законами Республики Казахстан и договором.
      2. Перевозчик по договору автомобильной перевозки грузов обязан:
      1) незамедлительно уведомить грузоотправителя (грузополучателя) о возникшей угрозе безопасности перевозки и сохранности грузов, соблюдать полученные при этом указания грузоотправителя (грузополучателя), а также о произведенных им действиях по обеспечению безопасности перевозки и сохранности грузов;
      2) при принятии груза проверить точность записей в товарно-транспортной накладной относительно числа грузовых мест, их маркировки и номеров, а также внешнее состояние груза и его упаковки;
      3) контролировать укладку и крепление груза в целях соблюдения установленных норм загрузки автотранспортного средства, обеспечения безопасности выполнения автомобильной перевозки и сохранности груза;
      4) в случае, когда грузополучатель не получил груз по причинам, не зависящим от автомобильного перевозчика, хранить груз в пункте назначения в течение тридцати дней со дня прибытия, скоропортящийся груз - в течение четырех дней.
      Перевозчик несет и иные обязанности, установленные законами Республики Казахстан.
      3. Грузоотправитель по договору автомобильной перевозки груза имеет право на:
      1) проверку пригодности автотранспортного средства перед погрузкой для перевозки заявленного груза;
      2) отказ от услуг перевозчика в случае непригодности автотранспортного средства для перевозки заявленного груза.
      Грузоотправитель имеет и иные права в соответствии с законами Республики Казахстан и договором.
      4. Грузоотправитель по договору автомобильной перевозки груза обязан:
      1) производить отметки в путевом листе о времени прибытия и убытия автотранспортного средства;
      2) в случае отказа от услуг перевозчика по причине непригодности автотранспортного средства составить соответствующий акт;
      3) не допускать превышения допустимых весовых и габаритных параметров, установленных законодательством Республики Казахстан, в процессе загрузки автотранспортного средства;
      4) представить перевозчику товарно-транспортную накладную, а в необходимых случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, и иные документы, необходимые для перевозки груза (сертификат, лицензию, ветеринарные документы, таможенные декларации).

      Статья 33. Подача автотранспортных средств,
                 погрузка и разгрузка грузов

      1. Перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой заявкой (заказом) или договором автомобильной перевозки груза, автотранспортные средства, пригодные для автомобильной перевозки грузов, в соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом и договором.
      2. Погрузка грузов на автотранспортное средство (крепление, укрытие, увязка), а также разгрузка грузов осуществляются в порядке и сроки, которые предусмотрены договором, с соблюдением требований, предусмотренных Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом.
      Перевозчик либо грузоотправитель обязаны обеспечить укрытие грузов, которые в силу своих свойств могут вызвать загрязнение автомобильных дорог и создать угрозу безопасности дорожного движения.
      3. Грузоотправитель обязан до прибытия автотранспортных средств в место погрузки подготовить груз к автомобильной перевозке таким образом, чтобы обеспечивались безопасность погрузки, перевозки, сохранность груза и автотранспортного средства.

      Статья 34. Препятствия к автомобильной
                 перевозке груза

      1. При возникновении препятствий к автомобильной перевозке груза по вине грузоотправителя перевозчик обязан в течение суток с момента возникновения таких препятствий уведомить грузоотправителя о невозможности дальнейшей перевозки.
      2. Грузоотправитель обязан принять меры по устранению препятствий к автомобильной перевозке груза.
      3. В случае, если грузоотправитель в течение трех суток с момента уведомления перевозчиком в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не принял меры по устранению препятствий к автомобильной перевозке грузов (в отношении скоропортящегося груза в течение суток), автомобильный перевозчик вправе возвратить груз грузоотправителю за его счет с учетом понесенных затрат по обеспечению сохранности груза в течение трех суток, а скоропортящийся груз реализовать в установленном порядке.

      Статья 35. Выдача груза

      1. Грузополучатель может отказаться от принятия груза лишь в том случае, когда качество и (или) количество груза вследствие порчи или повреждения, за которые несет ответственность перевозчик, изменились настолько, что исключается возможность полного или частичного использования груза по прямому назначению.
      2. При невозможности выдать груз грузополучателю при междугородных автомобильных перевозках грузов по причинам, не зависящим от перевозчика, грузоотправитель обязан дать перевозчику указание о доставке груза в новый пункт назначения в порядке, установленном Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом.

      Статья 36. Автомобильные перевозки грузов
                 с объявленной ценностью

      1. Перевозчик по соглашению с грузоотправителем (грузополучателем) может перевозить грузы с объявленной ценностью.
      2. При автомобильной перевозке драгоценных металлов (камней), изделий из них, предметов искусства, антикварных вещей и иных художественных ценностей, видео- и аудиоаппаратуры, электронно-вычислительной и множительной техники, опытных образцов машин, оборудования, приборов, грузов для личных (бытовых) нужд, перевозимых без сопровождения, объявление ценности обязательно.
      3. За автомобильную перевозку грузов с объявленной ценностью с грузоотправителя (грузополучателя) может взиматься дополнительная плата, размер которой устанавливается соглашением сторон по договору автомобильной перевозки груза.

      Статья 37. Автомобильные перевозки опасных грузов

      1. Опасными грузами признаются любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке, производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении послужить причиной взрыва, пожара или повреждения технических средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования и заболевания людей, животных, нанести вред окружающей природной среде.
      2. При предъявлении к автомобильной перевозке опасных грузов грузоотправитель обязан указать в документах (товарно-транспортной накладной, письменной инструкции для водителя автотранспортного средства) точно представляемую этим грузом опасность и меры предосторожности, которые следует предпринять.
      Письменные инструкции для водителя автотранспортного средства должны быть переданы автомобильному перевозчику не позднее подачи заказа на автомобильную перевозку опасного груза.
      3. Погрузка и разгрузка опасных грузов производятся грузоотправителем, грузополучателем, имеющими разрешение (допуск) на производство этих работ.

      Статья 38. Автомобильные перевозки крупногабаритных
                 и тяжеловесных грузов

      1. Крупногабаритными и тяжеловесными грузами признаются грузы, которые с учетом габаритов и массы автотранспортного средства превышают установленные на территории Республики Казахстан допустимые габаритные и весовые параметры автотранспортных средств для движения по автомобильным дорогам.
      2. Автомобильные перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов на территории Республики Казахстан не допускаются, за исключением случаев перевозки неделимых крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
      3. Порядок организации и осуществления перевозок неделимых крупногабаритных и тяжеловесных грузов на территории Республики Казахстан определяется Правительством Республики Казахстан.

      Статья 39. Автомобильные перевозки почты

      1. Автомобильные перевозки почты осуществляются перевозчиками на основании договора автомобильной перевозки почты, заключаемого с организациями почтовой связи.
      2. Автотранспортное средство, специально предназначенное для перевозки почты, должно использоваться строго по прямому назначению в соответствии с договором автомобильной перевозки почты. На таком автотранспортном средстве запрещается перевозить посторонних лиц, не имеющих отношения к автомобильной перевозке почты.
      3. Проезд транспорта оператора почты, предоставляющего общедоступные услуги почтовой связи, к грузовым и багажным комплексам, расположенным на территориях автомобильных, железнодорожных, водных станций и вокзалов, аэропортов, для обмена почтовых отправлений осуществляется в первоочередном порядке и без оплаты.
      4. Погрузка и выгрузка, а также сопровождение почты и ее сохранность в пути следования обеспечиваются организациями почтовой связи, если иное не установлено договором автомобильной перевозки почты. Ответственность за сохранность и целостность почты при автомобильной перевозке несет организация почтовой связи, если иное не вытекает из условий договора.

      Статья 40. Перевозки грузов в прямом смешанном
                 сообщении

      Отношения перевозчиков, а также других лиц, участвующих в перевозке грузов различными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), определяются законодательными актами Республики Казахстан о прямых смешанных перевозках.

      Статья 41. Правила перевозок грузов
                 автомобильным транспортом

      Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом определяются:
      1) срок доставки грузов;
      2) порядок организации и осуществления автомобильных перевозок грузов;
      3) форма товарно-транспортной накладной и порядок ее применения;
      4) требования к пунктам погрузки и разгрузки грузов;
      5) порядок приема грузов к автомобильной перевозке, а также обработки, хранения и выдачи грузов в пункте назначения;
      6) порядок реализации скоропортящихся грузов;
      7) порядок перевозки грузов с объявленной ценностью;
      8) порядок маркировки грузов;
      9) порядок пломбирования грузов;
      10) порядок составления актов;
      11) порядок изменения и расторжения договоров перевозки грузов;
      12) порядок удержания грузов;
      13) порядок перевозки отдельных видов грузов.

Глава 5. Международные автомобильные перевозки

      Статья 42. Государственное регулирование
                 международных автомобильных перевозок

      1. Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан об автомобильном транспорте, международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
      2. Порядок въезда на территорию Республики Казахстан и выезда за ее пределы, а также транзитного проезда по ней автотранспортных средств определяется Правительством Республики Казахстан.
      3. Выполнение международных автомобильных перевозок в те страны, в отношении которых действует разрешительная система выполнения международных автомобильных перевозок, осуществляется на основании разрешений, выдаваемых уполномоченным органом.
      Выдача разрешений на проезд по территории Республики Казахстан перевозчикам иностранного государства и разрешений на проезд по территории иностранного государства перевозчикам Республики Казахстан производится уполномоченным органом в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
      Если спрос на разрешения в отношении стран, с которыми действует разрешительная система выполнения международных автомобильных перевозок, превышает количество разрешений, предназначенных к выдаче перевозчикам Республики Казахстан, то разрешения выдаются в первую очередь для:
      1) автомобильных перевозок гуманитарных грузов;
      2) экспортных автомобильных перевозок грузов, производимых в Республике Казахстан;
      3) автомобильных перевозок, выполняемых совместно с перевозчиками других видов транспорта;
      4) автомобильных перевозок скоропортящихся продуктов.
      4. Контроль за соблюдением перевозчиками Республики Казахстан и перевозчиками иностранного государства законодательства Республики Казахстан об автомобильном транспорте при выполнении международных автомобильных перевозок осуществляется должностными лицами уполномоченного органа.
      5. Автотранспортные средства, используемые перевозчиками иностранного государства при выполнении ими международных автомобильных перевозок на территории Республики Казахстан, могут быть подвергнуты осмотру должностными лицами уполномоченного органа.

      Статья 43. Организация и осуществление
                 международных автомобильных перевозок
                 пассажиров и багажа

      1. Регулярные международные автомобильные перевозки пассажиров и багажа организуются по согласованным между уполномоченным органом и соответствующим компетентным органом иностранного государства маршрутам (с указанием начальных, конечных и остановочных пунктов) и расписанию движения автобусов, микроавтобусов.
      2. При выполнении перевозчиками Республики Казахстан нерегулярных международных автомобильных перевозок пассажиров и багажа водители автобусов должны иметь списки пассажиров, удостоверенные должностными лицами уполномоченного органа.
      3. Международные автомобильные перевозки между Республикой Казахстан и иностранными государствами осуществляются только через пункты пропуска через Государственную границу Республики Казахстан.

      Статья 44. Автомобильные перевозки пассажиров,
                 багажа, грузов автотранспортными средствами,
                 зарегистрированными на территории
                 иностранного государства

      Предпринимательская деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов автотранспортными средствами, зарегистрированными на территории иностранного государства, в том числе временно ввезенными на территорию Республики Казахстан, принадлежащими перевозчикам иностранного государства, между пунктами, расположенными на территории Республики Казахстан, запрещается.

      Статья 45. Требования, предъявляемые к перевозчикам,
                 водителям и автотранспортным средствам
                 при осуществлении международных
                 автомобильных перевозок

      1. Перевозчики, осуществляющие международные автомобильные перевозки, должны использовать автотранспортные средства, соответствующие международным требованиям, имеющие регистрационные и отличительные знаки своего государства.
      Установленное требование не распространяется на прицепы и полуприцепы.
      2. При осуществлении международных автомобильных перевозок водители автотранспортных средств обязаны соблюдать установленный законодательством Республики Казахстан об автомобильном транспорте режим труда и отдыха водителей.

Глава 6. Ответственность на автомобильном транспорте

      Статья 46. Ответственность грузоотправителей и
                 грузополучателей за задержку отправления
                 автотранспортных средств по договору
                 автомобильной перевозки грузов

      1. За простой автотранспортных средств, поданных под погрузку или разгрузку, сверх согласованных сроков грузоотправитель или грузополучатель, если задержка произошла по их вине, уплачивают перевозчику штраф, предусмотренный соглашением сторон (договором), а при отсутствии указанного соглашения - за каждый час простоя в размере:
      1) двенадцати процентов от месячного расчетного показателя - при простое автотранспортного средства грузоподъемностью до четырех тонн включительно;
      2) тринадцати процентов от месячного расчетного показателя - при простое автотранспортного средства грузоподъемностью свыше четырех тонн до семи тонн включительно;
      3) четырнадцати процентов от месячного расчетного показателя - при простое автотранспортного средства грузоподъемностью свыше семи тонн до десяти тонн включительно;
      4) пятнадцати процентов от месячного расчетного показателя - при простое автотранспортного средства грузоподъемностью свыше десяти тонн.
      2. При простое специализированных автотранспортных средств размер штрафа, указанный в пункте 1 настоящей статьи, увеличивается в два раза.
      Указанный штраф уплачивается грузоотправителем или грузополучателем также за простой автотранспортного средства по их вине в гараже перевозчика или в пути следования.
      3. Основанием для начисления штрафа за простой автотранспортных средств служат отметки в товарно-транспортной накладной и путевом листе о времени прибытия и убытия, а за простой в гараже - отказ грузоотправителя или грузополучателя отправить или принять груз.
      4. За предъявление груза, запрещенного к автомобильной перевозке, или груза, требующего при автомобильной перевозке особых мер предосторожности с неполным указанием наименования или свойства груза, грузоотправитель, помимо причиненных убытков, уплачивает перевозчику за провоз штраф в размере пятикратной платы, указанной в договоре.
      5. Грузоотправители и грузополучатели обязаны возместить перевозчику убытки, понесенные по их вине вследствие перегруза, повреждения автотранспортных средств при погрузке и разгрузке, неправильной погрузке, упаковке или неправильном креплении груза, за исключением случаев, когда такие операции осуществляются перевозчиком.
      За задержку автотранспортных средств и контейнеров, возникшую вследствие того, что к товарно-транспортной накладной не были приложены соответствующие документы, необходимые для исполнения таможенных, санитарных и других правил, грузоотправитель (грузополучатель) уплачивает перевозчику штраф в размере, установленном пунктами 1 и 2 настоящей статьи и статьей 49 настоящего Закона.

      Статья 47. Ответственность перевозчика за задержку
                 отправления пассажира и багажа или
                 опоздание в пункт назначения

      1. За задержку отправления автотранспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание такого автотранспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском, пригородном и соединяющем населенные пункты: поселки, аулы (села) с районными или областными центрами, городами республиканского значения (столицей) - сообщениях) по вине перевозчика последний уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов от стоимости проездного документа (билета) за каждый час задержки, а также возмещает причиненные убытки, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы. При этом сумма штрафа не может превышать стоимость приобретенного пассажиром проездного документа (билета).
      2. В случае отказа пассажира от автомобильной перевозки из-за задержки отправления перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату в полном размере, а также возместить пассажиру понесенные им убытки в связи с такой задержкой.
      3. За просрочку в доставке багажа перевозчик уплачивает получателю багажа штраф в размере десяти процентов платы за автомобильную перевозку багажа за каждые сутки просрочки, считая неполные сутки за полные, но не свыше пятидесяти процентов провозной платы.
      Просрочка в доставке багажа исчисляется с двадцати четырех часов календарного дня, в который должен прибыть багаж. Уплата штрафа за просрочку в доставке багажа производится перевозчиком при выдаче багажа на основании акта, составленного по требованию пассажира.
      4. Перевозчик обязан возместить убытки, возникшие у отправителя или получателя багажа в связи с задержкой, если последние имели место.
      5. При задержке отправления автобуса, микроавтобуса на междугородных внутриобластных, междугородных межобластных и международных маршрутах на десять часов и более по вине перевозчика перевозчик обвязан предоставить пассажирам за свой счет места в гостинице и обеспечить питанием.
      6. По запросу пассажира ему выдается официальный документ или производится отметка в проездном документе (билете) о просрочке автомобильной перевозки или отмене рейса.
      7. При отмене рейса, за исключением случаев действия непреодолимой силы, перевозчик обязан по выбору пассажира обеспечить отправку пассажира ближайшим рейсом до пункта назначения, указанного в проездном документе (билете), или возвратить пассажиру двукратную стоимость проездного документа (билета).

      Статья 48. Ответственность за неподачу и
                 неиспользование автотранспортных средств
                 по договору автомобильной перевозки грузов

      1. Перевозчик за непредоставление автотранспортных средств по договору автомобильной перевозки грузов в количестве, предусмотренном договором автомобильной перевозки, уплачивает грузоотправителю (грузополучателю) штраф в размере десяти месячных расчетных показателей за каждый случай неподачи автотранспортного средства, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
      2. При неподаче перевозчиком автотранспортных средств, использование которых оплачивается по временному тарифу в количестве, предусмотренном договором автомобильной перевозки, перевозчик уплачивает грузоотправителю (грузополучателю) штраф в размере сорока процентов стоимости пользования автотранспортными средствами исходя из времени пользования, указанного в договоре автомобильной перевозки, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
      3. При отказе грузоотправителя (грузополучателя) полностью или частично использовать автотранспортные средства в количестве, предусмотренном договором автомобильной перевозки грузов, им уплачивается штраф перевозчику в размере десяти месячных расчетных показателей за каждый случай отказа в использовании автотранспортного средства или в размере сорока процентов стоимости пользования автотранспортными средствами исходя из времени пользования, указанного в договоре автомобильной перевозки, при отказе от использования автотранспортных средств, работа которых оплачивается по повременному тарифу, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

      Статья 49. Ответственность за неподачу и
                 неиспользование контейнеров

      Перевозчиком за неподачу контейнеров грузоотправителю, а грузоотправителем за неиспользование контейнеров перевозчику уплачивается штраф за каждый час задержки в размере, предусмотренном соглашением сторон, а при отсутствии указанных соглашений в размере:
      1) пятнадцати процентов от месячного расчетного показателя за контейнер массой брутто менее пяти тонн;
      2) тридцати процентов от месячного расчетного показателя за контейнер массой брутто от пяти до десяти тонн;
      3) шестидесяти процентов от месячного расчетного показателя за контейнер массой брутто свыше десяти тонн.

      Статья 50. Ответственность грузоотправителя
                 за несвоевременную передачу документов

      Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, причиненные вследствие несвоевременной передачи документов, необходимых для автомобильной перевозки груза, а также неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных им в товарно-транспортной накладной.

      Статья 51. Ответственность перевозчика за утрату,
                 недостачу и повреждение (порчу) груза
                 или багажа

      1. Перевозчик обеспечивает сохранность груза или багажа с момента принятия их к перевозке и до выдачи получателю, уполномоченному им лицу или лицу, уполномоченному на получение багажа.
      2. Перевозчик отвечает за утрату груза или багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли не по его вине.
      3. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается в размере, установленном законодательством Республики Казахстан.
      4. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

      Статья 52. Ответственность за нарушение
                 сроков доставки грузов

      За нарушение сроков доставки грузов, в том числе в прямом смешанном сообщении за часть пути по автомобильным дорогам, перевозчик уплачивает грузоотправителю (грузополучателю) штраф в размере пяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, но не свыше пятидесяти процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка произошла не по его вине.

      Статья 53. Освобождение от ответственности

      1. Перевозчик не несет ответственности за сохранность багажа, следующего вместе с пассажиром в качестве ручной клади, за исключением случаев, когда будет доказана вина перевозчика.
      2. Грузоотправитель, грузополучатель освобождаются от ответственности в случае аварии или вследствие непреодолимой силы, в результате которых невозможно производить погрузочно-разгрузочные работы, если иное не предусмотрено договором об автомобильной перевозке груза.

      Статья 54. Ответственность за нарушение
                 законодательства Республики Казахстан
                 об автомобильном транспорте

      Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан об автомобильном транспорте, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

      Статья 55. Порядок введения в действие
                 настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования, за исключением подпункта 3) статьи 9, который вводится в действие с 1 января 2005 года.

      Президент
      Республики Казахстан