О системе здравоохранения

Закон Республики Казахстан от 4 июня 2003 года N 430

Действующий

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области здравоохранения и определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности системы здравоохранения Республики Казахстан в целях реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и обеспечения гарантий их соблюдения.

Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
                Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) военно-медицинская служба - совокупность военно-медицинских подразделений, частей и учреждений, в которых законом предусмотрена военная или специальная служба, предназначенная для медицинского обеспечения деятельности этих органов;
      2) здравоохранение - совокупность медицинских, социально-экономических, политических и иных мер, направленных на охрану здоровья граждан;
      3) медицинская деятельность - профессиональная деятельность физических лиц, получивших высшее или среднее профессиональное медицинское образование, а также юридических лиц, направленная на охрану здоровья граждан;
      4) медицинская помощь - профилактика, диагностика заболеваний, лечение и реабилитация граждан в связи с заболеваниями, иными расстройствами здоровья, беременностью и родами, осуществляемые медицинскими работниками;
      5) медицинские организации - организации здравоохранения, основной деятельностью которых является оказание медицинской помощи и медицинских услуг населению;
      6) медицинские услуги - услуги физических и юридических лиц, действующих на основании соответствующей лицензии по оказанию гражданам медицинской помощи;
      7) медицинская экспертиза - совокупность организационных, аналитических и практических мероприятий, направленных на установление уровня, качества и степени состояния различных сфер деятельности в здравоохранении;
      8) организация здравоохранения - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и собственности, осуществляющее деятельность в области здравоохранения;
      9) органы управления здравоохранением - уполномоченный орган в области здравоохранения, местные органы государственного управления здравоохранением, органы медицинских служб Республики Казахстан;
      10) система здравоохранения - совокупность государственных органов и субъектов здравоохранения, деятельность которых направлена на обеспечение прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи;
      11) субъекты здравоохранения - организации здравоохранения и физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой;
      12) уполномоченный орган в области здравоохранения - центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство в области охраны здоровья граждан, медицинского и фармацевтического образования.

      Статья 2. Законодательство Республики Казахстан
                о здравоохранении

      1. Законодательство Республики Казахстан о здравоохранении основывается на Конституции  Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

      Статья 3. Основные принципы и задачи государственной
                политики в области здравоохранения

      1. Основные принципы государственной политики в области здравоохранения:
      1) отнесение здоровья населения к факторам обеспечения национальной безопасности;
      2) соблюдение прав граждан в области охраны здоровья и обеспечение их государственными гарантиями;
      3) доступность медицинской помощи населению независимо от социального и имущественного положения;
      4) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
      5) государственное регулирование и государственный контроль в области охраны здоровья граждан на протяжении всей жизни;
      6) социальная справедливость и равенство граждан в получении медицинской помощи;
      7) отзывчивость системы здравоохранения на потребности граждан в области охраны здоровья;
      8) ответственность государственных органов за создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья граждан.
      2. Основные задачи государственной политики в области здравоохранения:
      1) обеспечение граждан Республики Казахстан гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи;
      2) соблюдение безопасности в сфере обеспечения лекарственными средствами;
      3) обеспечение развития отечественной медицинской и фармацевтической промышленности;
      4) обеспечение непрерывности и преемственности медицинского образования с использованием современных технологий обучения;
      5) установление нормативов финансирования при формировании республиканского и местных бюджетов в области здравоохранения;
      6) преемственность действий медицинских организаций при оказании медицинской помощи;
      7) установление стандартов в области здравоохранения;
      8) государственная поддержка научно-исследовательской деятельности, информационных и коммуникационных систем в области здравоохранения;
      9) оказание медицинской помощи в соответствии с современными достижениями медицинской науки и техники, новыми технологиями лечения;
      10) организация и проведение мер по охране здоровья граждан социально уязвимых слоев населения, в том числе матерей, детей, инвалидов и пенсионеров;
      11) предоставление статистической и иной информации о состоянии здоровья населения и факторах среды обитания;
      12) осуществление государственного контроля за качеством и полнотой оказываемых медицинских услуг, а также соблюдением иных требований законодательства Республики Казахстан о здравоохранении;
      13) развитие международного сотрудничества в области охраны здоровья граждан.

      Статья 4. Система здравоохранения

      1. Система здравоохранения в Республике Казахстан состоит из государственного и негосударственного секторов здравоохранения.
      2. Государственный сектор здравоохранения состоит из государственных органов в области здравоохранения, организаций здравоохранения, научных организаций и организаций образования в области здравоохранения, основанных на праве государственной собственности.
      Негосударственный сектор здравоохранения состоит из организаций здравоохранения, научных организаций, организаций образования в области здравоохранения, основанных на праве частной собственности, а также физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой.
      3. Государственное регулирование и государственный контроль за деятельностью системы здравоохранения осуществляет уполномоченный орган в области здравоохранения.

Глава 2. Государственное регулирование
в области здравоохранения

      Статья 5. Гарантии обеспечения прав граждан
                в области здравоохранения

      Государство гарантирует гражданам Республики Казахстан:
      1) получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
      2) равный доступ к первичной медико-санитарной помощи;
      3) получение платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных организациях, а также у физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой;
      4) санитарно-эпидемиологическое благополучие;
      5) обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского и санитарно-гигиенического назначения;
      6) качество, содержание и объем медицинской помощи, оказываемой на бесплатной и (или) платной основе по единым медицинским стандартам;
      7) право на свободу предпринимательской деятельности в части оказания медицинской и врачебной помощи, производства и реализации фармацевтической продукции.

      Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан
                в области здравоохранения

      Правительство Республики Казахстан:
      1) определяет и реализует государственную политику по развитию здравоохранения;
      2) разрабатывает и обеспечивает реализацию государственных программ в области здравоохранения, медицинской науки, медицинского и фармацевтического образования;
      3) издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области здравоохранения;
      4) обеспечивает получение гражданами бесплатно гарантированного объема медицинской помощи, установленного настоящим Законом;
      5) утверждает квалификационные требования и порядок лицензирования медицинской, врачебной и фармацевтической деятельности;
      6) утверждает государственный норматив сети организаций здравоохранения в зависимости от плотности населения и отдаленности населенных пунктов;
      7) определяет порядок аккредитации, аттестации, сертификации и стандартизации в области здравоохранения;
      8) устанавливает порядок обеспечения государственных организаций здравоохранения медицинским оборудованием, изделиями медицинского и санитарно-гигиенического назначения и лекарственными средствами, закупаемыми централизованно за счет средств республиканского бюджета;
      9) определяет порядок оказания бесплатной медицинской помощи и обеспечения граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в чрезвычайных ситуациях.

      Статья 7. Компетенция уполномоченного органа
                в области здравоохранения

      Уполномоченный орган в области здравоохранения:
      1) обеспечивает проведение государственной политики в области здравоохранения, медицинской науки, медицинского и фармацевтического образования;
      2) осуществляет руководство деятельностью организаций медицинского и фармацевтического образования;
      3) реализует государственные программы в области здравоохранения, медицинской науки, медицинского и фармацевтического образования;
      4) осуществляет межотраслевое сотрудничество в интересах здоровья граждан;
      5) определяет порядок оказания медицинской помощи и обеспечения лекарственными средствами граждан;
      6) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты и нормативные документы в области здравоохранения;
      7) осуществляет разработку стандартов в области медицинской, врачебной и фармацевтической деятельности, а также в области медицинского и фармацевтического образования;
      8) проводит аттестацию на профессиональную компетенцию руководителей местных органов государственного управления здравоохранением и руководителей государственных организаций здравоохранения;
      9) обеспечивает ведение государственного статистического учета и отчетности в области здравоохранения;
      10) определяет порядок взаимодействия медицинских организаций;
      11) разрабатывает правила возмещения затрат медицинских организаций за счет средств государственного бюджета в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
      12) осуществляет контроль за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения на территории Республики Казахстан;
      13) осуществляет лицензирование на занятие медицинской, врачебной деятельностью, изготовление и реализацию лечебных препаратов (кроме выращивания, сбора и продажи лечебных продуктов животных, растений и трав, не содержащих наркотические средства и психотропные вещества);
      14) дает заключение и принимает участие в лицензировании на занятие деятельностью в области медицинского и фармацевтического образования;
      15) осуществляет государственный контроль за соблюдением правил лицензирования по занятию медицинской, врачебной деятельностью, изготовлению и реализации лечебных препаратов (кроме выращивания, сбора и продажи лечебных продуктов животных, растений и трав, не содержащих наркотические средства и психотропные вещества);
      16) осуществляет государственный контроль за производством и качеством медицинского оборудования, изделий медицинского и санитарно-гигиенического назначения, а также в сфере обращения лекарственных средств;
      17) организует оказание бесплатной медицинской помощи и обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения гражданам при чрезвычайных ситуациях;
      18) осуществляет контроль за лекарственным обеспечением больных, находящихся на стационарном лечении в организациях здравоохранения;
      19) разрабатывает и утверждает номенклатуру организаций здравоохранения, положение об их деятельности; номенклатуру врачебных должностей и специальностей; структуру, типовые штаты и штатные нормативы организаций здравоохранения; нормативы объема и уровня медицинского обслуживания населения;
      20) обеспечивает развитие медицинской науки и координирует научную деятельность в области здравоохранения;
      21) определяет порядок проведения квалификационных экзаменов;
      22) координирует деятельность ведомственных и военно-медицинских служб;
      23) обеспечивает создание и функционирование республиканской информационной и коммуникационной систем в области здравоохранения, в том числе по управлению лекарственными средствами;
      24) обеспечивает оснащение республиканских государственных медицинских организаций;
      25) разрабатывает и утверждает отраслевую систему поощрения;
      26) осуществляет контроль за качеством предоставляемых медицинских услуг;
      27) осуществляет международное сотрудничество в области здравоохранения, медицинской науки и образования;
      28) осуществляет иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 8. Компетенция органов местного государственного
                управления в области здравоохранения

      1. Местные представительные органы Республики Казахстан:
      1) утверждают региональные программы в области здравоохранения и осуществляют контроль за их исполнением;
      2) принимают решение о предоставлении социальной помощи работникам здравоохранения, проживающим в сельской местности, за счет средств местного бюджета;
      3) утверждают объем финансирования здравоохранения, определяют долю расходов на здравоохранение и медицинское образование при формировании соответствующих бюджетов;
      4) принимают решение о предоставлении бесплатного или льготного проезда гражданам за пределы населенного пункта на лечение за счет средств местного бюджета в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
      5) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
      2. Местные исполнительные органы Республики Казахстан:
      1) реализуют государственную политику в области здравоохранения на соответствующей территории;
      2) обеспечивают реализацию государственных программ в области здравоохранения на соответствующей территории;
      3) обеспечивают реализацию региональных программ в области здравоохранения;
      4) обеспечивают реализацию гражданами права на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи;
      5) обеспечивают санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
      6) создают местные органы государственного управления здравоохранением;
      7) принимают меры по развитию сети организаций здравоохранения и их финансовому и материально-техническому обеспечению;
      8) координируют и обеспечивают контроль за деятельностью государственного и негосударственного секторов здравоохранения;
      9) обеспечивают в пределах своих полномочий контроль за эффективностью использования финансовых средств, направленных на здравоохранение;
      10) обеспечивают оказание бесплатной медицинской помощи, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан при чрезвычайных ситуациях;
      11) осуществляют межрегиональное и международное сотрудничество в области здравоохранения;
      12) осуществляют иные полномочия в области здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 9. Компетенция местных органов
                государственного управления здравоохранением

      Местные органы государственного управления здравоохранением в пределах своих полномочий:
      1) реализуют государственную политику в области здравоохранения, медицинской науки и образования;
      2) обеспечивают исполнение законодательства Республики Казахстан в области здравоохранения, медицинской науки и медицинского образования;
      3) обеспечивают граждан медицинской помощью и лекарственными средствами в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
      4) организуют и осуществляют мониторинг и контроль за деятельностью субъектов здравоохранения;
      5) принимают меры по реализации законодательства Республики Казахстан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
      6) осуществляют меры по обеспечению доступности граждан в лекарственных средствах и изделиях медицинского и санитарно-гигиенического назначения;
      7) организуют кадровое обеспечение организаций здравоохранения;
      8) проводят аттестацию медицинских и фармацевтических кадров на профессиональную компетентность;
      9) обеспечивают оснащение государственных медицинских организаций;
      10) обеспечивают создание и функционирование региональных информационных и коммуникационных систем в области здравоохранения, в том числе по управлению лекарственными средствами;
      11) предоставляют клинические базы в государственных организациях здравоохранения, финансируемых за счет средств местного бюджета, для высших и средних медицинских учебных заведений;
      12) обеспечивают оказание бесплатной медицинской помощи, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан при чрезвычайных ситуациях;
      13) организуют и координируют деятельность по подготовке и повышению квалификации специалистов в области здравоохранения;
      14) организуют гигиеническое обучение и воспитание населения, пропаганду здорового образа жизни;
      15) информируют население о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
      16) взаимодействуют с общественными объединениями по вопросам охраны здоровья граждан;
      17) осуществляют иные полномочия в области здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 10. Лицензирование медицинской деятельности

      Медицинская, врачебная и фармацевтическая деятельность подлежат лицензированию уполномоченным органом в области здравоохранения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      Статья 11. Аккредитация организаций здравоохранения

      Аккредитация организаций здравоохранения проводится уполномоченным органом в области здравоохранения в целях признания их статуса и правомочий заниматься медицинской, врачебной, фармацевтической, научной и образовательной деятельностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 12. Сертификация товаров (работ, услуг)
                 в области здравоохранения

      1. Сертификация товаров (работ, услуг) в области здравоохранения осуществляется в целях подтверждения их безопасности для жизни и здоровья человека.
      2. Перечень товаров (работ, услуг) в области здравоохранения, подлежащих обязательной сертификации, определяется Правительством Республики Казахстан.
      3. Сертификация осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 13. Стандарты в области здравоохранения

      1. Медицинские стандарты разрабатываются уполномоченным органом в области здравоохранения, порядок и условия проведения стандартизации определяются Правительством Республики Казахстан.
      2. Стандарты в области здравоохранения включают:
      1) организационные технологии;
      2) медицинские услуги;
      3) технологии, используемые в процессе осуществления медицинской, врачебной и фармацевтической деятельности;
      4) производство, условия реализации, качество лекарственных средств и медицинских изделий;
      5) квалификацию медицинских и фармацевтических работников;
      6) учетно-отчетную документацию.
      3. Стандарты здравоохранения устанавливаются уполномоченным органом в области здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      4. Стандарты здравоохранения являются обязательными для организаций здравоохранения и физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой.
      5. Контроль за соблюдением стандартов в области здравоохранения осуществляет уполномоченный орган в области здравоохранения в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Контроль за соблюдением отдельных стандартов осуществляется иными государственными органами Республики Казахстан в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Глава 3. Субъекты здравоохранения

      Статья 14. Организации здравоохранения

      В системе здравоохранения Республики Казахстан действуют следующие организации здравоохранения:
      1) организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую и стационарную медицинскую помощь гражданам;
      2) детские амбулаторно-поликлинические и стационарные медицинские организации;
      3) организации скорой медицинской помощи;
      4) организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
      5) организации здравоохранения, осуществляющие фармацевтическую деятельность;
      6) научные организации в области здравоохранения;
      7) организации образования в области здравоохранения;
      8) организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в области службы крови, судебной медицины;
      9) иные организации здравоохранения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

      Статья 15. Физические лица, занимающиеся
                 частной медицинской практикой

      1. Физические лица вправе оказывать медицинскую помощь и медицинские услуги при наличии лицензии на занятие медицинской, врачебной и фармацевтической деятельностью.
      2. Право на занятие частной медицинской практикой имеют физические лица с медицинским образованием соответствующего профиля и стажем работы не менее пяти лет по специальности.

Глава 4. Финансовое обеспечение системы здравоохранения

      Статья 16. Источники финансового обеспечения
                 системы здравоохранения

      1. Финансовое обеспечение государственных организаций здравоохранения осуществляется за счет:
      средств государственного бюджета;
      средств медицинского страхования;
      средств, полученных за оказание медицинских услуг на платной основе;
      иных источников, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.
      2. Финансовое обеспечение негосударственных организаций здравоохранения осуществляется за счет:
      средств государственного бюджета за оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
      средств медицинского страхования;
      средств, полученных за оказание медицинских услуг на платной основе;
      иных источников, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.
      3. Финансирование затрат на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 17. Формы финансирования медицинских организаций

      Финансирование медицинских организаций осуществляется в следующих формах:
      государственные медицинские учреждения по смете расходов;
      медицинские организации путем возмещения затрат за выполненный объем медицинских услуг на договорной основе с администраторами бюджетных программ;
      организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь и имеющие прикрепленное население, по подушевому нормативу.

      Статья 18. Использование финансовых средств организаций
                 здравоохранения

      1. Финансовые средства системы здравоохранения направляются на:
      возмещение затрат по оказанию бесплатного гарантированного объема медицинской помощи;
      реализацию программ в области здравоохранения;
      материально-техническое оснащение организаций здравоохранения;
      приобретение жизненно важных лекарственных средств, крови и ее компонентов, вакцин и других иммунобиологических медицинских препаратов, а также медицинской техники и изделий медицинского назначения;
      ликвидацию случаев и эпидемий инфекционных заболеваний;
      подготовку и повышение квалификации медицинских и фармацевтических кадров;
      развитие и внедрение достижений медицинской науки;
      иные расходы, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
      2. Порядок возмещения затрат медицинских организаций по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи определяется Правительством Республики Казахстан.

Глава 5. Медицинская деятельность

      Статья 19. Виды медицинской деятельности
                 в Республике Казахстан

      В Республике Казахстан осуществляются следующие виды медицинской деятельности:
      1) медицинская помощь;
      2) санитарная авиация;
      3) санитарно-гигиеническая и противоэпидемическая;
      4) пропаганда здорового образа жизни;
      5) санаторно-курортная;
      6) народная медицина (целительство);
      7) служба крови;
      8) судебная медицина;
      9) в сфере обращения лекарственных средств;
      10) научная в области здравоохранения;
      11) образование в области здравоохранения;
      12) иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.

      Статья 20. Медицинская помощь

      1. Медицинская помощь осуществляется организациями здравоохранения и физическими лицами, занимающимися частной медицинской практикой.
      2. Основными видами медицинской помощи являются:
      1) первичная медико-санитарная помощь;
      2) квалифицированная медицинская помощь;
      3) специализированная медицинская помощь;
      4) высокоспециализированная медицинская помощь.
      3. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи включает:
      1) оказание первичной медико-санитарной помощи населению;
      2) оказание скорой и неотложной медицинской помощи;
      3) стационарную медицинскую помощь по направлению специалистов первичной медико-санитарной помощи и организаций здравоохранения;
      4) оказание медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан;
      5) дополнительные виды медицинской помощи, принимаемые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      Статья 21. Первичная медико-санитарная помощь

      1. Первичная медико-санитарная помощь - государственная деятельность по постоянному и бесплатному обеспечению населения доступными видами медицинской помощи, осуществляющаяся медицинскими работниками амбулаторно-поликлинических медицинских организаций при обращении граждан за медицинской помощью, и включает:
      1) диагностику и лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний;
      2) санитарно-гигиенические, противоэпидемические мероприятия и профилактику заболеваний;
      3) гигиеническое обучение и воспитание населения, охрану семьи, материнства, отцовства и детства;
      4) разъяснительную работу по безопасному водоснабжению и рациональному питанию населения.
      2. Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается организациями здравоохранения и государственной санитарно-эпидемиологической службы.
      3. Первичная медико-санитарная помощь предоставляется населению в форме амбулаторно-поликлинической, стационарозамещающей, скорой медицинской помощи.
      4. Виды и объем первичной медико-санитарной помощи устанавливаются уполномоченным органом в области здравоохранения и местными органами государственного управления здравоохранением.
      5. Организация первичной медико-санитарной помощи осуществляется органами местного государственного управления в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 22. Квалифицированная медицинская помощь

      1. Квалифицированная медицинская помощь - врачебная медицинская помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, не требующих специализированных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.
      2. Порядок оказания квалифицированной медицинской помощи определяется уполномоченным органом в области здравоохранения.

      Статья 23. Специализированная медицинская помощь

      1. Специализированная медицинская помощь - медицинская помощь, предоставляемая гражданам медицинскими организациями при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.
      2. Специализированная медицинская помощь оказывается многопрофильными организациями здравоохранения в форме амбулаторно-поликлинической или стационарной медицинской помощи.
      3. Виды и объем специализированной медицинской помощи устанавливаются уполномоченным органом в области здравоохранения и местными органами государственного управления здравоохранением.

      Статья 24. Высокоспециализированная медицинская помощь

      1. Высокоспециализированная медицинская помощь - медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями гражданам при заболеваниях, требующих особо сложных методов диагностики и лечения, а также использования уникальных медицинских технологий.
      2. Координация деятельности медицинских организаций, оказывающих высокоспециализированную медицинскую помощь, осуществляется уполномоченным органом в области здравоохранения.
      3. Виды и объем высокоспециализированной медицинской помощи устанавливаются уполномоченным органом в области здравоохранения.

      Статья 25. Восстановительное лечение
                 и медицинская реабилитация

      1. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация оказываются гражданам, страдающим врожденными и приобретенными заболеваниями, последствиями острых, хронических заболеваний и травм.
      2. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация проводятся в организациях здравоохранения, организациях системы социальной защиты населения, а также в санаторно-курортных организациях.
      3. Виды и объем восстановительного лечения и медицинской реабилитации устанавливаются уполномоченными органами в области здравоохранения и в области социальной защиты населения.

      Статья 26. Формы оказания медицинской помощи

      Медицинская помощь может оказываться гражданам в следующих формах:
      1) скорая медицинская помощь;
      2) амбулаторно-поликлиническая помощь;
      3) стационарозамещающая помощь;
      4) стационарная помощь;
      5) санитарная авиация;
      6) санаторно-курортное лечение.

      Статья 27. Скорая медицинская помощь

      1. Скорая медицинская помощь оказывается гражданам организациями здравоохранения, а также физическими лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при несчастных случаях, травмах, отравлениях и иных состояниях и заболеваниях, требующих экстренной медицинской помощи.
      2. Для оказания скорой медицинской помощи создаются специализированные организации и службы скорой медицинской помощи в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      3. Скорая медицинская помощь гражданам Республики Казахстан, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно за счет средств государственного бюджета.
      4. Организациям скорой медицинской помощи запрещается заниматься платными услугами.

      Статья 28. Амбулаторно-поликлиническая помощь

      1. Амбулаторно-поликлиническая помощь включает первичную медико-санитарную, квалифицированную и специализированную медицинскую помощь, которая может быть оказана без госпитализации гражданина.
      2. Деятельность амбулаторно-поликлинических организаций строится по территориальному принципу с целью обеспечения доступности медицинской помощи гражданам по месту их жительства с учетом права свободного выбора врача. Объем деятельности амбулаторно-поликлинической организации зависит от ее вида и категории, которые определяются в порядке, установленном уполномоченным органом в области здравоохранения.
      3. Амбулаторно-поликлиническая помощь детям организуется по принципу доступности и приближения медицинской помощи к месту их жительства.

      Статья 29. Стационарная помощь

      1. Стационарная помощь включает квалифицированную, специализированную и высокоспециализированную медицинскую помощь, которая может быть оказана при госпитализации гражданина.
      2. Стационарная помощь оказывается в организациях здравоохранения в соответствии с направлением их деятельности, определяемой лицензией. Порядок деятельности организации здравоохранения, оказывающей стационарную помощь, определяется уполномоченным органом в области здравоохранения.
      3. Объем и виды медицинской помощи в организации здравоохранения, оказывающей стационарную помощь, определяются уполномоченным органом в области здравоохранения.
      4. Организации здравоохранения, оказывающие стационарную помощь, обеспечивают гражданам соответствующий уход и питание.

      Статья 30. Стационарозамещающая помощь

      1. Организации здравоохранения могут создавать стационарозамещающие отделения дневного пребывания.
      2. Порядок деятельности стационарозамещающих отделений, их профили и объем оказываемой в них медицинской помощи устанавливаются уполномоченным органом в области здравоохранения.

      Статья 31. Организация службы санитарной авиации

      1. Для оказания экстренной медицинской помощи гражданам в труднодоступных местностях в Республике Казахстан предусматривается служба санитарной авиации.
      2. Порядок организации деятельности службы санитарной авиации определяется Правительством Республики Казахстан.

      Статья 32. Санаторно-курортное лечение

      1. Санаторно-курортное лечение является формой медицинской помощи, основанной на использовании природных лечебных факторов в комплексе с профилактическими, реабилитационными и лечебно-оздоровительными мероприятиями.
      2. Уполномоченный орган в области здравоохранения определяет перечень заболеваний и расстройств здоровья, при которых показано санаторно-курортное лечение.
      3. Санаторно-курортные организации, оказывающие медицинскую помощь, осуществляют свою деятельность на основании лицензии.
      4. Гражданам предоставляются путевки для санаторно-курортного лечения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      Статья 33. Народная медицина (целительство)

      1. Право на лечение методами народной медицины (целительством) имеют лица с медицинским образованием при наличии соответствующей лицензии, выдаваемой уполномоченным органом в области здравоохранения.
      В виде исключения могут выдаваться лицензии на лечение методами народной медицины (целительством) лицам без медицинского образования в порядке, установленном уполномоченным органом в области здравоохранения.
      2. Проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, запрещается.
      3. Условия, порядок выдачи и отзыва лицензии на право занятия народной медициной (целительством) и порядок осуществления этой деятельности устанавливаются уполномоченным органом в области здравоохранения.
      4. Оказание услуг народной медицины (целительства) контролируется уполномоченным органом в области здравоохранения.
      5. Лица, незаконно занимающиеся народной медициной (целительством), несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

      Статья 34. Основания и порядок получения платной
                 медицинской помощи

      1. Платные медицинские услуги оказываются государственными и частными медицинскими организациями, физическими лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при соответствии профиля заболевания и лицензии на занятие медицинской и врачебной деятельностью.
      2. Виды платных услуг и прейскурант цен на них доводятся до сведения граждан через наглядную информацию в государственных и частных медицинских организациях и у физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой.
      3. Цены на медицинские услуги, оказываемые на платной основе, определяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      4. Ведение учетно-отчетной медицинской документации при оказании платных услуг гражданам осуществляется по формам, установленным уполномоченным органом в области здравоохранения.
      5. Организация здравоохранения несет ответственность за своевременное и качественное оказание платных медицинских услуг гражданам с момента их обращения в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

Глава 6. Медицинская экспертная деятельность

      Статья 35. Виды медицинской экспертизы

      1. В Республике Казахстан осуществляются следующие виды медицинской экспертизы:
      1) экспертиза лечебно-профилактической работы;
      2) экспертиза временной нетрудоспособности;
      3) медико-социальная экспертиза;
      4) военно-врачебная экспертиза;
      5) судебно-медицинская, судебно-психиатрическая и судебно-наркологическая экспертизы;
      6) санитарно-эпидемиологическая экспертиза;
      7) экспертиза лекарственных средств;
      8) научно-медицинская экспертиза.
      Могут осуществляться другие виды медицинской экспертизы в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
      2. Медицинская экспертиза является составной частью обеспечения охраны здоровья граждан.
      3. Аккредитацию экспертов, проводящих медицинскую экспертизу, осуществляет уполномоченный орган в области здравоохранения.
      4. Порядок организации и проведения медицинской экспертизы устанавливается уполномоченным органом в области здравоохранения.

      Статья 36. Экспертиза лечебно-профилактической работы

      1. Экспертиза лечебно-профилактической работы - совокупность организационных, аналитических и практических мероприятий, осуществляемых для вынесения заключения по уровню и качеству лечебно-профилактической деятельности физических и юридических лиц, оказывающих медицинскую помощь и медицинские услуги.
      2. Экспертиза лечебно-профилактической работы проводится медицинской организацией, имеющей соответствующие условия и возможности для ее проведения, в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.
      3. Экспертиза лечебно-профилактической работы включает в себя:
      1) определение объема и качества оказываемой медицинской помощи, обоснованности размеров финансирования медицинских организаций;
      2) определение соответствия уровня квалификации медицинских работников требованиям отраслевых нормативов;
      3) определение соответствия укомплектованности медицинским оборудованием установленным нормативам;
      4) обеспечение защиты прав граждан в области охраны здоровья;
      5) определение степени удовлетворенности граждан уровнем и качеством оказываемых медицинской помощи и медицинских услуг;
      6) определение соответствия видов медицинской помощи, определенных лицензией;
      7) выявление проблем, связанных с качеством медицинской помощи и медицинских услуг, внесение предложений по их улучшению и совершенствованию организации.
      4. Порядок организации и проведения экспертизы лечебно-профилактической работы устанавливается Правительством Республики Казахстан.
      5. Заключение экспертизы лечебно-профилактической работы может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      Статья 37. Экспертиза временной нетрудоспособности

      1. Экспертиза временной нетрудоспособности граждан проводится врачами медицинских организаций или врачебной комиссией в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      2. В отдельных случаях по решению местных органов государственного управления здравоохранением экспертиза временной нетрудоспособности граждан в медицинских организациях государственного сектора может быть поручена работнику со средним медицинским образованием.

      Статья 38. Медико-социальная экспертиза

      1. Территориальные подразделения уполномоченного органа в области социальной защиты населения устанавливают гражданам, в том числе детям до шестнадцати лет, группу инвалидности, ее причины, сроки, время наступления инвалидности и степень утраты трудоспособности, а также определяют виды, сроки и объем мероприятий по медико-социальной, профессиональной реабилитации.
      2. Порядок организации и проведения медико-социальной экспертизы определяется законодательством Республики Казахстан.
      3. Заключение медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в суде гражданином или его законным представителем в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      Статья 39. Военно-врачебная экспертиза

      1. Военно-врачебная экспертиза проводится для установления годности по состоянию здоровья к военной или специальной, приравненной к военной, службе, а также для определения причинной связи заболеваний, увечий (ранений, травм, контузий) и смерти у граждан в связи с прохождением ими военной или специальной службы (военных сборов).
      2. Организация и проведение военно-врачебной экспертизы осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      3. В случае заведомо неправильного установления степени годности по состоянию здоровья к военной службе, повлекшей ухудшение здоровья гражданина, инвалидность или смерть, лицо или лица, ответственные за принятое решение, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
      4. При несогласии с заключением военно-врачебной комиссии граждане имеют право обратиться в вышестоящие органы или в суд в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 40. Судебно-медицинская, судебно-психиатрическая
                 и судебно-наркологическая экспертизы

      1. Судебно-медицинская, судебно-психиатрическая и судебно-наркологическая экспертизы проводятся в медицинских организациях государственного сектора здравоохранения.
      2. Гражданин или его законный представитель имеет право ходатайствовать перед органом, назначившим судебно-медицинскую, судебно-психиатрическую или судебно-наркологическую экспертизы, о включении в состав экспертной комиссии соответствующего специалиста с его согласия.
      3. Порядок организации и производства судебно-медицинской, судебно-психиатрической и судебно-наркологической экспертиз определяется законодательством Республики Казахстан.
      4. Заключение судебно-медицинской, судебно-психиатрической и судебно-наркологической экспертиз может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      Статья 41. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза

      1. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза является составной частью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
      2. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проводится организациями санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с законодательством Республики Казахстан о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и обеспечивает:
      1) комплексную оценку влияния объектов окружающей среды обитания на санитарно-эпидемиологическую ситуацию, здоровье населения;
      2) исследование причин и условий возникновения заболеваний и отравлений людей;
      3) оценку соответствия принимаемых решений в процессе хозяйственной или иной деятельности требованиям санитарно-гигиенических правил, гигиенических нормативов.

      Статья 42. Экспертиза лекарственного средства

      1. Экспертиза лекарственного средства - исследование или испытание лекарственного средства на предмет его безопасности, эффективности и качества путем проведения физико-химических, биологических испытаний, клинических исследований, а также изучение нормативных документов, представленных к регистрации лекарственного средства, в порядке, установленном уполномоченным органом в области здравоохранения.
      2. Оценку безопасности, эффективности и качества лекарственных средств осуществляют экспертные комиссии на основе экспертизы лекарственного средства в соответствии с нормативными документами на них в порядке, установленном уполномоченным органом в области здравоохранения.
      3. Экспертизу проводят организации и лица, не принимавшие непосредственного участия в разработке и производстве лекарственного средства.

      Статья 43. Научно-медицинская экспертиза

      1. Объектами научно-медицинской экспертизы являются:
      1) проекты программ фундаментальных и прикладных научных исследований;
      2) республиканские целевые научно-медицинские программы;
      3) результаты завершенных научно-медицинских программ и проектов;
      4) научные работы, выдвигаемые на соискание государственных наград Республики Казахстан;
      5) научно-медицинские разработки, планируемые для внедрения в практику здравоохранения.
      2. Порядок проведения научно-медицинской экспертизы определяется уполномоченным органом в области здравоохранения.

Глава 7. Фармацевтическая деятельность

      Статья 44. Государственное регулирование
                 фармацевтической деятельности

      1. Государственное регулирование фармацевтической деятельности осуществляют:
      Правительство Республики Казахстан;
      уполномоченный орган в области здравоохранения;
      местные органы государственного управления здравоохранением;
      государственный орган, осуществляющий руководство в области фармацевтической деятельности.
      2. Государственное регулирование фармацевтической деятельности осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, путем проведения:
      1) государственной регистрации лекарственных средств;
      2) лицензирования фармацевтической деятельности;
      3) сертификации лекарственных средств;
      4) аттестации физических лиц, осуществляющих фармацевтическую деятельность;
      5) государственного надзора за фармацевтической деятельностью;
      6) процедуры утверждения уполномоченным органом:
      списка основных (жизненно важных) лекарственных средств;
      перечня видов заболеваний и отдельных категорий населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства, специализированное лечебное питание по рецептам отпускаются бесплатно или на льготных условиях.

      Статья 45. Государственная система контроля безопасности
                 и качества лекарственных средств

      1. Государственному контролю подлежат лекарственные средства, произведенные на территории Республики Казахстан и ввозимые на ее территорию.
      2. Государственная система контроля безопасности и качества лекарственных средств включает:
      государственный орган, осуществляющий руководство в области фармацевтической деятельности;
      научно-исследовательские организации, институты, центры, лаборатории для разработки, исследований и испытаний безопасности, эффективности и качества лекарственных средств;
      экспертные комиссии по оценке безопасности, эффективности и качества лекарственных средств;
      информационную систему о лекарственных средствах;
      центр по экспертизе лекарственных средств.

Глава 8. Научная деятельность в области здравоохранения

      Статья 46. Субъекты научной деятельности
                 в сфере здравоохранения

      1. Научной организацией в области здравоохранения (далее - научная организация) является юридическое лицо, осуществляющее в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных кадров в области здравоохранения.
      2. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации (научно-исследовательские институты, научные центры), высшие медицинские организации образования и иные организации, занимающиеся научно-медицинской деятельностью.
      3. Научные организации могут заниматься медицинской и образовательной деятельностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      В области медицинской науки и образования доплата за ученые степени кандидата наук и доктора наук устанавливается следующим лицам:
      1) педагогическим работникам медицинских организаций образования в соответствии с законодательством Республики Казахстан об образовании;
      2) научным работникам медицинских научных организаций, выполняющих научные программы в соответствии с законодательством Республики Казахстан о науке.
      4. Регулирование отношений с участием субъектов научной деятельности в области здравоохранения устанавливается законодательством Республики Казахстан.

      Статья 47. Координация научной деятельности
                 в области здравоохранения

      1. Определение приоритетов научных разработок фундаментального и прикладного характера, координацию республиканских программ в области научного обеспечения охраны здоровья граждан, разработку концепции медицинской науки осуществляет уполномоченный орган в области здравоохранения.
      2. Уполномоченный орган в области здравоохранения выступает учредителем научных организаций.
      3. Финансирование программ научных исследований осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов.
      4. Уполномоченный орган в области здравоохранения осуществляет комплексную экспертизу научных программ в области здравоохранения.

Глава 9. Образование в области здравоохранения

      Статья 48. Образовательная деятельность
                 в области здравоохранения

      1. Задачами образовательной деятельности в области здравоохранения являются подготовка профессиональных научно-педагогических, медицинских и фармацевтических работников для системы здравоохранения, переподготовка и повышение их квалификации.
      2. Образовательная деятельность в области здравоохранения осуществляется в высших, средних медицинских организациях образования и на медицинских факультетах организаций образования в соответствии с законодательством Республики Казахстан при наличии клинических баз и необходимого потенциала для обеспечения высокого качества специализированной подготовки. Финансирование образовательной деятельности осуществляется из источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
      3. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего и среднего медицинского и фармацевтического образования, основанием для занятия ими должностей в медицинских организациях является диплом государственного образца, по клиническим специальностям - удостоверение государственного образца, подтверждающее окончание интернатуры.
      4. Послевузовское профессиональное образование медицинских и фармацевтических работников осуществляется в клинической ординатуре, магистратуре, аспирантуре и докторантуре, в организациях высшего медицинского образования и науки. Положения о порядке подготовки медицинских и фармацевтических работников в клинической ординатуре, магистратуре, аспирантуре и докторантуре утверждаются уполномоченным органом в области здравоохранения.
      5. Уполномоченный орган в области здравоохранения обеспечивает систему планирования подготовки специалистов со средним, высшим и послевузовским профессиональным образованием с учетом потребностей.

      Статья 49. Квалификационные экзамены
                 в области здравоохранения

      1. Квалификационные экзамены для специалистов в области здравоохранения проводятся в целях определения готовности лиц, имеющих высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению профессиональной медицинской, врачебной или фармацевтической деятельности.
      2. Первый квалификационный экзамен на присвоение категории проводится после завершения обучения в интернатуре, ординатуре, аспирантуре, а для средних медицинских работников после трех лет работы по специальности. Квалификационные экзамены проводятся через каждые пять лет. К очередному квалификационному экзамену специалист допускается при условии повышения квалификации за последние пять лет в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую образовательную деятельность.
      3. По результатам проведения квалификационных экзаменов для специалистов в области здравоохранения выдается документ об уровне квалификации (сертификат специалиста) установленного образца сроком действия на пять лет.

      Статья 50. Присяга врача Республики Казахстан

      1. Выпускники высших медицинских учебных заведений, обучавшиеся по медицинским специальностям, принимают присягу врача Республики Казахстан.
      2. Текст присяги врача Республики Казахстан утверждается Правительством Республики Казахстан.

Глава 10. Права и обязанности медицинских
и фармацевтических работников

      Статья 51. Права и обязанности медицинских
                 и фармацевтических работников

      1. Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:
      обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
      повышение своего квалификационного уровня за счет средств государственного бюджета или работодателя, если являются работниками организаций негосударственного сектора здравоохранения, не менее одного раза в пять лет;
      переподготовку за счет средств государственного бюджета или работодателя в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности штата или ликвидации организаций здравоохранения;
      возмещение вреда, причиненного их здоровью или имуществу в связи с исполнением трудовых обязанностей, в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан;
      беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни;
      возмещение транспортных расходов, связанных с разъездным характером деятельности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      защиту своей профессиональной чести и достоинства.
      2. Повышение квалификации и переподготовка научно-педагогических кадров государственных организаций здравоохранения осуществляются за счет средств государственного бюджета, средств работодателя, собственных средств, а также за счет других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
      3. Медицинским и фармацевтическим работникам организаций государственного сектора здравоохранения, работающим в сельской местности и поселках городского типа, предоставляются следующие компенсации:
      доплата к должностному окладу в размере, определяемом местными представительными органами;
      возмещение расходов на коммунальные услуги и топливо за счет средств местных бюджетов в размерах, установленных местными представительными органами;
      имеющие скот в личной собственности обеспечиваются кормами, земельными участками для пастьбы скота и сенокошения по решению местных представительных и исполнительных органов.
      4. Медицинские и фармацевтические работники обязаны:
      содействовать профилактике заболеваний и укреплению здоровья граждан, оказывать медицинскую помощь;
      оказывать неотложную медицинскую помощь населению в экстренных случаях;
      проводить работу по пропаганде медицинских знаний и здорового образа жизни среди населения;
      соблюдать требования профессиональной этики, хранить врачебную тайну, не разглашать сведения о болезнях, интимной и семейной жизни граждан;
      постоянно повышать профессиональный уровень.

      Статья 52. Оплата труда работников
                 государственных организаций здравоохранения

      1. Оплата труда работников государственных организаций здравоохранения осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
      2. Трудовые отношения работников организаций здравоохранения регулируются законодательством Республики Казахстан.

Глава 11. Заключительные положения

      Статья 53. Международное сотрудничество
                 в области здравоохранения

      1. Органы государственного управления здравоохранением, организации здравоохранения имеют право осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами.
      2. Порядок и условия направления граждан Республики Казахстан на лечение за рубежом определяются Правительством Республики Казахстан.

      Статья 54. Ответственность за нарушение настоящего
                 Закона

      Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

      Президент
      Республики Казахстан