О государственном регулировании гражданской авиации

Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2001 года N 271

Действующий

      Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы государственного регулирования деятельности физических и юридических лиц в сфере гражданской авиации Республики Казахстан.

Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) авиационная техника - гражданские воздушные суда, их оборудование, комплектующие изделия, двигатели, тренажеры и средства наземного обслуживания гражданских воздушных судов;
      2) авиационные услуги - услуги гражданской авиации, связанные с организацией и обеспечением воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты, и выполнением авиационных работ;
      3) авиационный маршрут (авиамаршрут) - географическое описание или комбинация географических описаний земной поверхности, над которой осуществляется воздушное сообщение между пунктами авиаперевозок;
      4) авиационный персонал - физические лица, имеющие профессиональную подготовку авиационного профиля, осуществляющие деятельность по организации полетов, управлению движением воздушных судов, обслуживанию воздушных судов, выполнению авиационных работ, а также по обеспечению перевозок, безопасности полетов или авиационной безопасности;
      5) безопасность полета - комплекс мер, обеспечивающих безопасное проведение полетов, комплексная характеристика гражданского воздушного судна и авиационных услуг, и (или) работ, определяющая способность выполнять полеты без угрозы жизни и здоровью людей;
      6) воздушные перевозки - деятельность физических и юридических лиц по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты гражданскими воздушными судами;
      7) временное управление - управление, которое вводится в действие при приостановлении действия или отзыве лицензии у эксплуатанта аэропорта;
      8) Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Казахстан - документ, в котором производится государственная регистрация гражданских воздушных судов Республики Казахстан, прав на них и сделок с ними;
      9) гражданская авиация - авиация, используемая в целях:
      а) перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты (воздушные перевозки);
      б) выполнения авиационных работ;
      в) проведения учебных, спортивных, культурно-просветительных мероприятий, развития технического творчества;
      г) удовлетворения личных потребностей эксплуатанта воздушного судна;
      д) проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, оказания помощи в случае стихийных бедствий;
      10) гражданское воздушное судно - воздушное судно, используемое в гражданской авиации и занесенное в Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Казахстан;
      11) летная годность - техническое состояние гражданского воздушного судна, которое отвечает летно-техническим характеристикам, параметрам и летным качествам гражданского воздушного судна;
      12) нерегулярный (чартерный) рейс - коммерческая воздушная перевозка, не являющаяся регулярной авиаперевозкой;
      13) организация гражданской авиации - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в сфере гражданской авиации;
      14) регулярный рейс - рейс, выполняемый в соответствии с утвержденным расписанием;
      15) свидетельство на авиамаршрут - документ на право использования авиационного маршрута;
      16) свобода воздуха - право на перевозку в отношении регулярных международных воздушных перевозок, предоставляемое одним государством другому государству или государствам осуществлять полеты и проводить посадки на своей территории для перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты;
      17) уполномоченный орган - орган государственного управления, осуществляющий в пределах своей компетенции реализацию государственной политики в сфере гражданской авиации, государственный контроль и надзор, координацию и регулирование деятельности гражданской и экспериментальной авиации и использования воздушного пространства Республики Казахстан.

      Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о
                государственном регулировании гражданской
                авиации

      1. Законодательство Республики Казахстан о государственном регулировании гражданской авиации основывается на Конституции  Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, законодательного акта, регулирующего вопросы использования воздушного пространства и деятельности авиации Республики Казахстан, и иных нормативных правовых актов.
      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

      Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

      Действие настоящего Закона распространяется на организации гражданской авиации и эксплуатантов, деятельность которых связана с выполнением и обеспечением воздушных полетов.

Глава 2. Компетенция государственных органов
в области государственного регулирования
гражданской авиации

      Статья 4. Полномочия Правительства Республики Казахстан
                в области государственного регулирования
                гражданской авиации

      К полномочиям Правительства Республики Казахстан относятся:
      1) международное сотрудничество Республики Казахстан в сфере гражданской авиации;
      2) утверждение правил авиационной безопасности;
      3) утверждение перечня опасных грузов, предназначенных для перевозки гражданскими воздушными судами;
      4) утверждение квалификационных требований при лицензировании в сфере гражданской авиации;
      5) определение порядка государственной регистрации воздушных судов Республики Казахстан, прав на них и сделок с ними, а также форм документов, удостоверяющих права на них;
      6) определение правил ведения Государственного реестра гражданских воздушных судов Республики Казахстан и порядка выдачи свидетельства о государственной регистрации гражданских воздушных судов Республики Казахстан, прав на них и сделок с ними;
      7) определение порядка и утверждение правил сертификации в сфере гражданской авиации;
      8) утверждение правил проведения конкурса на авиамаршрут;
      9) утверждение правил выдачи свидетельств на авиамаршруты;
      10) утверждение порядка расходования субсидий на авиамаршруты;
      11) определение назначенного перевозчика;
      12) определение флагманского воздушного перевозчика и утверждение правил его определения;
      13) утверждение правил выдачи разрешений;
      14) дача согласия на введение временного управления;
      15) определение правил и периодичности проведения аттестации, а также требований, предъявляемых к авиационному персоналу;
      16) выполнение иных функций, возложенных на него законами и актами Президента Республики Казахстан.

      Статья 5. Компетенция уполномоченного органа в области
                государственного регулирования гражданской
                авиации

      1. К компетенции уполномоченного органа относятся:
      1) контроль за поддержанием летной годности гражданских воздушных судов;
      2) контроль за соблюдением правил безопасности полетов, правил авиационной безопасности и иных нормативных документов в области гражданской авиации;
      3) контроль за осуществлением международных воздушных перевозок;
      4) разработка нормативных правовых актов, регулирующих деятельность гражданской авиации;
      5) осуществление международного сотрудничества, в том числе
представительства Республики Казахстан в международных организациях гражданской авиации;
      6) реализация международных договоров по вопросам воздушного сообщения;
      7) лицензирование деятельности в сфере гражданской авиации в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании;
      8) сертификация и выдача сертификатов в сфере гражданской авиации;
      9) утверждение правил перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты;
      10) утверждение расписания регулярных полетов;
      11) утверждение внутренних авиамаршрутов;
      12) выдача разрешений на выполнение нерегулярных полетов, а также определение правил выдачи и оснований для отказа в выдаче разрешений на выполнение нерегулярных полетов;
      13) введение временного управления по согласованию с Правительством Республики Казахстан и формирование временной администрации;
      14) утверждение правил контроля технической эксплуатации гражданских воздушных судов;
      15) определение условий эксплуатации авиамаршрута;
      16) выдача свидетельств на авиамаршруты;
      17) установление нормы летной годности гражданских воздушных судов;
      18) выдача разрешения на приобретение в собственность, имущественный наем, лизинг, доверительное управление, а также на иное право пользования авиационной техникой, аэродромами, аэропортами;
      19) государственная регистрация гражданских воздушных судов
Республики Казахстан, прав на них и сделок с ними;
      20) утверждение порядка определения годности аэродромов сверхлегкой авиации и проведение аттестации авиационного персонала сверхлегкой авиации;
      21) разработка правил определения флагманского воздушного перевозчика;
      22) ведение учета нарушений требований безопасности полетов и авиационной безопасности;
      23) рассмотрение в пределах своей компетенции дел об административных правонарушениях;
      24) организация научных исследований в сфере гражданской авиации;
      25) утверждение программ переподготовки авиационного персонала;
      26) утверждение квалификационных требований к должности руководителя и специалистов служб авиационной безопасности;
      27) утверждение перечня должностей (профессий) авиационного персонала гражданской и экспериментальной авиации Республики Казахстан, подлежащих аттестации, и проведение аттестации;
      28) утверждение образцов формы одежды (без погон) и знаков различия, порядка ношения форменной одежды, норм обеспечения и перечня должностей (профессий) работников гражданской авиации, имеющих право ее ношения;
      29) иные вопросы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      2. Должностные лица уполномоченного органа имеют право:
      1) давать указания и инспекторские предписания по вопросам обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов должностным лицам организаций гражданской авиации и эксплуатантам с установлением сроков их выполнения;
      2) запрашивать от должностных лиц организаций гражданской авиации и эксплуатантов необходимую информацию, документы, в том числе финансовые, а также требовать объяснения и материалы, необходимые для выполнения своих функций;
      3) проверять свидетельства авиационного персонала, судовую, полетную, аэродромную и иную документацию;
      4) проверять наличие бортовой документации, а также соответствие гражданских воздушных судов, включая иностранные, требованиям летной годности.

Глава 3. Государственное регулирование
гражданской авиации

      Статья 6. Авиакомпании

      1. Авиакомпании, осуществляющие перевозку пассажиров, багажа, грузов и почты и (или) выполняющие авиационные работы гражданскими воздушными судами, создаются только в форме акционерного общества в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом, за исключением авиакомпаний, осуществляющих авиационные работы, согласно перечню, определяемому Правительством Республики Казахстан.
      2. Официальный статус авиакомпании определяется государственной регистрацией юридического лица в органах юстиции, наличием сертификата эксплуатанта и соответствующей лицензии, выдаваемых уполномоченным органом.
      Ни одно юридическое лицо, не имеющее официального статуса авиакомпании, не может именоваться "авиакомпанией" или характеризовать себя как осуществляющее авиационные услуги и (или) работы.
      3. Иностранные авиакомпании осуществляют свою деятельность на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан.
      4. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты авиакомпании несут ответственность, установленную Гражданским кодексом  Республики Казахстан, законодательными актами Республики Казахстан о транспорте, настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Казахстан, а также соглашениями сторон.

      Статья 7. Авиамаршруты

      1. Авиамаршруты состоят из международных и внутренних авиамаршрутов. Международные авиамаршруты определяются в соответствии с международными договорами Республики Казахстан. Внутренние авиамаршруты утверждаются уполномоченным органом.
      Распределение авиамаршрутов осуществляется на конкурсной основе.
      2. Регулярные перевозки по авиамаршрутам, осуществляемые на основании решений Правительства Республики Казахстан или уполномоченного им государственного органа, а также перевозки, осуществляемые на основании решений местных исполнительных органов, не обеспечивающие уровень дохода, необходимый для эффективного функционирования авиамаршрута, подлежат субсидированию за счет средств, предусмотренных в соответствующем бюджете.
      3. Свидетельство на авиамаршрут удостоверяет право авиакомпании выполнять перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты на определенном авиамаршруте.
      Свидетельство на авиамаршрут выдается уполномоченным органом с указанием вида перевозки и срока действия указанного свидетельства.
      Свидетельство на авиамаршрут является неотчуждаемым и не передается другим физическим или юридическим лицам.
      На один авиамаршрут может быть выдано несколько свидетельств.
      В выдаче свидетельства на авиамаршрут может быть отказано в случае, если авиакомпания не располагает финансовыми средствами, необходимыми для обеспечения полетов, в соответствии с утвержденным расписанием в течение месяца без учета предполагаемого дохода.
      Свидетельство на авиамаршрут может быть отозвано уполномоченным органом в случаях нарушения условий, в соответствии с которыми это свидетельство было выдано.
      4. Выполнение нерегулярных полетов осуществляется только с разрешения уполномоченного органа.
      5. Условия предоставления свободы воздуха, права на перевозку в отношении назначенного перевозчика другого государства или государств определяются международными соглашениями о воздушном сообщении.

      Статья 8. Национальный, назначенный, флагманский
                перевозчики

      Национальный перевозчик - воздушный перевозчик, зарегистрированный в Республике Казахстан и имеющий свидетельство эксплуатанта и лицензию на осуществление международных и (или) внутренних воздушных перевозок.
      Назначенный перевозчик - воздушный перевозчик, назначенный от Республики Казахстан для осуществления воздушных перевозок в соответствии с условиями двустороннего или многостороннего международного соглашения о воздушном сообщении.
      Флагманский перевозчик - воздушный перевозчик, назначенный государством для осуществления регулярных и нерегулярных международных воздушных перевозок.
      Флагманский перевозчик Республики Казахстан определяется Правительством Республики Казахстан из числа назначенных перевозчиков на конкурсной основе и которому предоставляется приоритет при эксплуатации международных авиамаршрутов.

      Статья 9. Лицензирование деятельности в сфере
                гражданской авиации

      1. Отдельные виды деятельности в сфере гражданской авиации осуществляются на основе лицензии.
      2. Обязательному лицензированию в сфере гражданской авиации подлежат следующие виды деятельности:
      1) перевозка пассажиров и грузов воздушным транспортом;
      2) авиационные работы;
      3) услуги по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники;
      4) аэропортовская деятельность;
      5) перевозка опасных грузов.

      Статья 10. Сертификация в сфере гражданской авиации

      Сертификация в сфере гражданской авиации осуществляется в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан о сертификации с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственном регулировании гражданской авиации.

      Статья 11. Аудит организаций гражданской авиации

      Организации гражданской авиации обязаны проводить ежегодный аудит. Данное требование не распространяется на авиакомпании, осуществляющие авиационные работы по перечню, определяемому Правительством Республики Казахстан.

      Статья 12. Разрешения

      Организации гражданской авиации обязаны получить разрешение в уполномоченном органе на приобретение в собственность, имущественный наем, лизинг, доверительное управление, а также на иное право пользования авиационной техникой, аэродромами, аэропортами.
      Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения при несоответствии нормам летной годности, государственным стандартам, отсутствии соответствующего сертификата.

      Статья 13. Государственная регистрация гражданских
                 воздушных судов Республики Казахстан,
                 прав на них и сделок с ними

      1. Гражданские воздушные суда Республики Казахстан, права на них и сделки, совершаемые с ними, подлежат обязательной государственной регистрации уполномоченным органом в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Казахстан. Государственной регистрацией является процедура учета уполномоченным органом права собственности и других прав, а также обременений на гражданские воздушные суда, в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Казахстан.
      2. Объектами государственной регистрации являются права на гражданские воздушные суда Республики Казахстан. Регистрации подлежат:
      1) право собственности;
      2) право хозяйственного ведения;
      3) право оперативного управления;
      4) право имущественного найма;
      5) право доверительного управления;
      6) залог;
      7) иные права на гражданские воздушные суда, а также обременения этих прав.
      3. Регистрации подлежат также изменение и прекращение прав (обременений) на гражданские воздушные суда в результате сделок и иных юридических фактов.
      4. Перечень документов, представляемых для государственной регистрации, утверждается уполномоченным органом.

      Статья 14. Временное управление

      1. В случае угрозы интересам национальной безопасности, жизни и здоровью граждан и в целях обеспечения стабильности функционирования гражданской авиации уполномоченный орган по согласованию с Правительством Республики Казахстан имеет право вводить временное управление в отношении эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов.
      2. Временное управление эксплуатантом аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, представляет собой принудительное проведение комплекса административных, юридических, финансовых, организационно-технических и других мероприятий и процедур в отношении эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов.
      Решение о введении временного управления является административно-властным, основанным на подчинении одной стороны другой и принимается уполномоченным органом. Основанием для введения временного управления является приостановление действия или отзыв у эксплуатанта лицензии на аэропортовскую деятельность в порядке, установленном законодательным актом Республики Казахстан о лицензировании.
      В случае приостановления действия лицензии временное управление вводится на срок приостановления действия лицензии.
      3. Временное управление эксплуатантом аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, осуществляется временной администрацией.
      Временное управление эксплуатантом аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, осуществляется за счет его средств.
      4. За ущерб, причиненный эксплуатанту аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, незаконными действиями (бездействием) в период временного управления, члены временной администрации несут ответственность, установленную законодательными актами Республики Казахстан.
      5. Решение уполномоченного органа о введении временного управления эксплуатантом аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, оформляется приказом и должно содержать следующее:
      1) наименование эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, его местонахождение и адрес;
      2) основание для введения временного управления;
      3) начало действия и срок временного управления;
      4) предписание руководящим работникам эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, находящегося в режиме временного управления, о подготовке отчета о своей работе и представлении данных документов временной администрации.
      6. Решение о введении временного управления может быть обжаловано в судебном порядке собственником, эксплуатантом аэропорта или лицом, уполномоченным общим собранием акционеров эксплуатанта. Обжалование указанного решения не приостанавливает действия решения о введении временного управления.
      7. Решение уполномоченного органа о введении временного управления публикуется в течение трех рабочих дней за счет средств, указанных в части второй пункта 3 настоящей статьи, не менее чем в двух республиканских средствах массовой информации на государственном и русском языках.

      Статья 15. Временная администрация

      1. Уполномоченный орган формирует временную администрацию, в состав которой могут быть включены представители собственника и эксплуатанта аэропорта, в отношении которого вводится временное управление.
      2. На период действия временного управления эксплуатантом аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов:
      1) все полномочия по управлению эксплуатантом аэропорта переходят к временной администрации;
      2) приостанавливаются права эксплуатанта по управлению аэропортом, допущенным к выполнению международных авиарейсов;
      3) приостанавливаются полномочия органов управления эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, и его руководящих работников;
      4) сделки, совершенные от имени и за счет эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, без ведома и письменного согласия временной администрации, признаются недействительными.
      3. Временная администрация вправе:
      1) в пределах компетенции, определенной настоящим Законом, самостоятельно принимать решения по всем вопросам деятельности эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов;
      2) заключать договоры и подписывать документы от имени эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов;
      3) осуществлять представительство от имени и в интересах эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, в том числе и в суде;
      4) привлекать независимых экспертов для оценки производственных вопросов, связанных с эксплуатацией аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов;
      5) издавать на период временного управления эксплуатантом аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, приказы в пределах компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      4. В течение срока временного управления эксплуатантом аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, контроль за деятельностью временной администрации осуществляет уполномоченный орган, который вправе:
      1) давать рекомендации временной администрации об основных направлениях деятельности в период временного управления эксплуатантом аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов;
      2) требовать представления временной администрацией информации о ее деятельности и деятельности эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      3) заслушивать и утверждать отчет временной администрации о проделанной работе.
      5. Иные вопросы формирования временной администрации, организации ее деятельности определяются законодательством Республики Казахстан.
      6. Трудовые отношения членов временной администрации и работников организаций гражданской авиации регулируются законодательством Республики Казахстан о труде.

      Статья 16. Прекращение временного управления

      1. Временное управление эксплуатантом аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, прекращается по следующим основаниям:
      1) истечению установленного решением уполномоченного органа срока временного управления;
      2) принятию уполномоченным органом решения о досрочном завершении временного управления;
      3) вступлению в законную силу решения суда.
      2. Прекращение временного управления эксплуатантом аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов (в том числе и досрочных), в связи с устранением причин, повлекших его введение, влечет за собой отмену всех ограничений в отношении данного эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, установленных уполномоченным органом или временной администрацией.

      Статья 17. Особенности деятельности служб авиационной
                 безопасности аэропортов и авиакомпаний

      1. Каждый аэропорт и авиакомпания обязаны иметь в своей структуре службу авиационной безопасности, укомплектованную соответствующими необходимыми техническими средствами и кадровым составом.
      Деятельность служб авиационной безопасности организаций гражданской авиации осуществляется во взаимодействии с уполномоченным органом, органами национальной безопасности, правоохранительными и иными государственными органами Республики Казахстан в соответствии с их компетенцией.
      Персональную ответственность за обеспечение авиационной безопасности несут первый руководитель аэропорта и авиакомпании, а также руководители служб авиационной безопасности.
      2. Все организации гражданской авиации обязаны создать необходимые условия службе авиационной безопасности для выполнения возложенных на них задач по обеспечению авиационной безопасности. Организации гражданской авиации не имеют права препятствовать исполнению служебных обязанностей службой авиационной безопасности.
      3. Службы авиационной безопасности аэропортов и авиакомпаний обязаны обеспечить защиту от актов незаконного вмешательства в деятельность организаций гражданской авиации в соответствии с установленными правилами по авиационной безопасности.
      4. Руководителем службы авиационной безопасности может быть только гражданин Республики Казахстан. Назначение и освобождение руководителя службы авиационной безопасности аэропортов и авиакомпаний проводятся по согласованию с уполномоченным органом и органами национальной безопасности Республики Казахстан.
      5. Квалификационные требования к должностям руководителя и специалистов служб авиационной безопасности организаций гражданской авиации устанавливает уполномоченный орган по согласованию с органами национальной безопасности Республики Казахстан.

Глава 4. Заключительные и переходные положения

      Статья 18. Ответственность за нарушение настоящего Закона

      Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

      Статья 19. Переходные положения

      1. Организации гражданской авиации, созданные до введения в действие настоящего Закона, обязаны в течение одного года со дня введения в действие настоящего Закона внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.
      2. Организации гражданской авиации, не выполнившие требования пункта 1 настоящей статьи, обязаны произвести реорганизацию или ликвидацию организации не позднее трех месяцев со дня окончания срока, установленного указанным пунктом.

      Статья 20. Порядок введения в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2002 года.

      Президент
      Республики Казахстан