Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) агент — организация со стопроцентным государственным участием, создаваемая по решению Правительства Республики Казахстан и осуществляющая в пределах своей компетенции полномочия по управлению государственными ресурсами зерна;
2) аттестация — установление (подтверждение) соответствия физических и юридических лиц статусу элитно-семеноводческих организаций по производству и реализации элитных семян сельскохозяйственных культур для сортообновления и сортосмены;
3) аккредитация — официальное признание уполномоченным органом правомочий организации или испытательной лаборатории (центра) осуществлять работы в качестве органа по сертификации зерна (семян);
4) аттестат на семена — документ, подтверждающий сортовые и посевные качества элитных семян;
5) государственные ресурсы зерна — государственные запасы зерна, созданные в целях обеспечения продовольственной безопасности и исполнения государственных обязательств, а также для защиты и регулирования рынка зерна;
6) владелец зерна — физическое или юридическое лицо, передавшее на хранение хлебоприемному предприятию зерно;
7) держатель зерновой расписки — собственник и (или) номинальный держатель зерновой расписки;
8) зерно — плоды злаковых, зернобобовых и масличных культур, используемые для пищевых, семенных, кормовых и технических целей;
9) зерновая расписка — двойное складское свидетельство, выдаваемое хлебоприемным предприятием в подтверждение принятия зерна от владельца зерна на хранение;
10) зернохранилище (элеватор, хлебоприемный пункт) — специализированное техническое сооружение для хранения зерна;
11) качество зерна — совокупность потребительских свойств зерна, соответствующих требованиям государственных стандартов, технических условий, санитарных и ветеринарно-санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и иных нормативных документов;
12) мониторинг зернового рынка — совокупность постоянных мероприятий, направленных на сбор, обработку и анализ данных об операциях с зерном, включая его производство, хранение и реализацию;
13) мобилизационная готовность — способность государственных органов обеспечить зерновыми ресурсами население страны в различного рода кризисных ситуациях;
14) освежение государственного резерва продовольственного зерна — реализация его части в связи с истечением установленного для него срока хранения с обязательной последующей его закладкой;
15) продовольственная безопасность — состояние экономики, в том числе ее агропромышленного комплекса, обеспеченное соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями, независимо от внешних и внутренних условий, при котором удовлетворяются потребности населения в продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами питания;
16) продовольственное зерно — зерно, используемое для пищевых целей;
17) производство зерна — комплекс агротехнологических мероприятий, направленных на выращивание зерна;
18) регулирующий орган — государственный орган, уполномоченный в соответствии с законодательством Республики Казахстан осуществлять государственное регулирование цен (тарифов);
19) семенное зерно (семена) — зерно, используемое на посевные цели и разделяемое по сортовым и посевным качествам;
20) семенная экспертиза — комплекс мероприятий по определению сортовых и посевных качеств семян на соответствие соблюдению требований государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства;
21) семеноводство — деятельность, включающая в себя комплекс мероприятий по выращиванию, заготовке, хранению и реализации сортовых семян;
22) сертификация — письменное подтверждение органом, не зависимым от товаропроизводителя (продавца) и потребителя (покупателя), соответствия зерна требованиям, установленным в нормативных документах;
23) сортовой контроль — контроль за осуществлением мероприятий по определению сортовой чистоты и установлению принадлежности семян к определенному сорту посредством проведения апробации посевов, грунтового контроля и лабораторного сортового контроля;
24) семенной контроль — контроль за осуществлением мероприятий по определению посевных качеств семян, за соблюдением требований государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства;
25) свидетельство на семена — документ, подтверждающий сортовые и посевные качества семян первой и последующих репродукций;
26) уполномоченный орган — центральный исполнительный орган, осуществляющий в пределах компетенции реализацию государственной политики в области зернового рынка, координацию и регулирование деятельности его участников, а также управление государственными ресурсами зерна;
27) участники зернового рынка — физические и юридические лица, участвующие в производстве, хранении, транспортировке и торговле зерном;
28) фонд гарантирования исполнения зерновых расписок — юридическое лицо, создаваемое в добровольном порядке хлебоприемными предприятиями при участии государства в целях обеспечения защиты интересов держателей зерновых расписок от неисполнения обязательств хлебоприемными предприятиями по выданным ими зерновым распискам;
29) фуражное зерно — зерно, предназначенное на корм животным и птице;
30) хлебоприемное предприятие — юридическое лицо, имеющее на праве собственности зернохранилище (элеватор, хлебоприемный пункт), на котором осуществляется на правах исключительного вида деятельности хранение зерна;
31) хранение зерна — технологический комплекс мероприятий, осуществляемый зернохранилищем, включающий приемку, подработку, хранение и отгрузку зерна.
Статья 2. Законодательство о зерне
1. Законодательство Республики Казахстан о зерне основывается на K951000_ Конституции Республики Казахстан и состоит из норм К941000_ Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. P980998_ Р000273_ V001124_ Р991506_ Р001341_
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой
Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. Z980332_ Глава 2. Государственное управление и регулирование рынка зерна Статья 3. Цели государственного управления на рынке зерна Целями государственного управления и регулирования рынка зерна являются: 1) обеспечение продовольственной безопасности и мобилизационной готовности Республики Казахстан; 2) предотвращение демпинга цен на зерно; 3) расширение рынков сбыта зерна; 4) обеспечение качества зерна; 5) поддержание на безопасном уровне фитосанитарной обстановки;
6) оптимизация структуры зернового производства с учетом природно-климатических условий и рыночной конъюнктуры, совершенствование технологии производства, хранения и реализации зерна;
7) устранение возможного дефицита кормов в животноводстве и птицеводстве в пределах объема государственных ресурсов фуражного зерна;
8) формирование инвестиционной, кредитной, налоговой и таможенной политики в зерновом производстве.
Статья 4. Формы государственного регулирования зернового рынка
Государственное регулирование деятельности участников зернового рынка осуществляется посредством:
1) лицензирования деятельности по хранению зерна на основе квалификационных требований, утверждаемых Правительством Республики Казахстан; P000273_
2) обязательной сертификации качества зерна;
3) правового регулирования обращения зерновых расписок;
4) контроля за деятельностью хлебоприемных предприятий на соответствие квалификационным требованиям по хранению зерна;
5) формирования государственных ресурсов зерна и контроля за их количественно-качественным состоянием;
6) удешевления отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям стоимости элитных семян в форме государственных субсидий;
7) государственного финансирования мероприятий по защите растений;
8) удешевления отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям стоимости минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов в соответствии с бюджетными программами;
9) аттестации физических и юридических лиц, занимающихся производством элитных семян;
10) иных форм, предусмотренных законодательными актами.
Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает и реализует государственную зерновую программу — стратегию развития рынка зерна и зерновой индустрии Республики Казахстан;
2) утверждает программы государственной поддержки производства зерна, формирует благоприятные условия для привлечения инвестиций и принимает иные меры по развитию зернового рынка и поддержанию его стабильности;
3) утверждает объем, структуру, правила формирования, хранения и использования государственных ресурсов зерна;
4) заключает межправительственные соглашения, связанные с операциями с зерном;
5) утверждает типовую форму публичных договоров между хлебоприемным предприятием и владельцем зерна;
6) утверждает квалификационные требования при лицензировании деятельности по хранению зерна;
7) разрабатывает и утверждает правила и стандарты бухгалтерского учета по раздельному учету операций с государственными ресурсами зерна и собственной финансово-хозяйственной деятельностью агента;
8) выполняет иные функции, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 6. Компетенция уполномоченного органа
В компетенцию уполномоченного органа входят:
1) управление государственными ресурсами зерна в пределах полномочий, определенных Правительством Республики Казахстан;
2) разработка и администрирование соответствующих бюджетных программ;
3) лицензирование деятельности по хранению зерна, разработка квалификационных требований по данному виду деятельности;
4) выбор в установленном порядке хлебоприемных предприятий для хранения зерна государственных ресурсов;
5) осуществление мониторинга зернового рынка;
6) разработка и участие в реализации государственных программ по организации лизинга сельскохозяйственной техники, развитию селекции и семеноводства, технологии возделывания зерновых культур и защите растений;
7) контроль в установленном порядке за соблюдением хлебоприемными предприятиями квалификационных требований при осуществлении деятельности по хранению зерна;
8) аттестация физических и юридических лиц, занимающихся производством и реализацией элитных семян;
9) государственный контроль качества зерна;
10) внесение предложений по совершенствованию стандартов, технических условий, других нормативных документов по качеству зерна (семян);
11) разработка и утверждение нормативных правовых актов по количественно-качественному учету зерна;
12) осуществление сортового и семенного контроля в семеноводстве;
13) определение порядка экспертизы (сертификации) семян и выдачи соответствующих документов, удостоверяющих их сортовые и посевные качества;
14) определение норм сортовых надбавок на семена;
15) осуществление иных полномочий, установленных законодательством Республики Казахстан.
Статья 7. Государственный контроль качества зерна
1. Зерно, производимое на территории Республики Казахстан, должно соответствовать требованиям действующих государственных стандартов, технических условий, санитарных норм. Стандарты качества зерна утверждаются государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации по представлению уполномоченного органа.
2. Государственный контроль качества зерна осуществляется уполномоченным органом.
3. Государственный контроль качества зерна включает в себя:
1) разработку государственных стандартов, нормативных правовых актов, а также утверждение технических условий по качеству зерна;
2) разработку и утверждение типовых форм отчетности хлебоприемных предприятий, инструкций и других нормативных актов;
3) контроль количественно-качественного состояния зерна, в том числе обеспеченного зерновыми расписками;
4) аккредитацию органов по сертификации зерна или испытательных лабораторий (центров) на право выдачи сертификатов качества зерна;
5) установление формы сертификатов качества зерна, порядка их выдачи и применения;
6) сортовой и семенной контроль.
Статья 8. Сертификация зерна
1. Реализация зерна на внутреннем рынке, при экспорте и импорте без соответствующих сертификатов качества не допускается.
2. Сертификация зерна государственных ресурсов осуществляется организациями (лабораториями), аккредитованными в установленном порядке.
3. Семена, предназначенные для реализации, подлежат экспертизе на сортовые и посевные качества.
4. Лица, допускающие посев семенами, зараженными карантинными вредителями и болезнями растений, несут ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Казахстан. Z990344_
Статья 9. Перевозка зерна
1. Перевозка зерна на территории Республики Казахстан осуществляется железнодорожным, автомобильным, морским и внутренним водным транспортом, составляющим систему прямых и смешанных сообщений.
2. Уполномоченный орган в пределах своей компетенции осуществляет контроль за отгрузкой и перевозкой государственных ресурсов зерна.
В целях обеспечения сохранности государственных ресурсов зерна хлебоприемные предприятия, хранящие зерно государственных ресурсов, и транспортные организации, осуществляющие вывоз зерна с указанных хлебоприемных предприятий, обязаны согласовывать с уполномоченным органом отгрузку любого количества зерна в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
3. Партия зерна, подлежащая транспортировке любым видом транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов на данном виде транспорта, сопровождается следующими документами:
продовольственное и фуражное зерно — сертификатом качества;
семена первой и последующих репродукций — свидетельством на семена;
элитные семена — аттестатом на семена.
4. Порядок предоставления льготных тарифов на транспортные услуги по перевозке и отгрузке зерна определяется законодательством Республики Казахстан.
Глава 3. Государственная поддержка производства и реализации зерна
Статья 10. Формы государственной поддержки
В целях обеспечения стабильности зернового рынка государство осуществляет следующие формы поддержки производства и реализации зерна:
1) удешевление отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям стоимости элитных семян в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;
2) организация лизинговых поставок техники и оборудования;
3) выделение средств из государственного бюджета на проведение мероприятий по защите растений;
4) закуп зерна в государственные ресурсы зерна у отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей по рыночным ценам;
5) выдача семенных ссуд отечественным сельскохозяйственным
товаропроизводителям из государственных семенных ресурсов; 6) финансирование мероприятий по мелиорации в рамках государственных программ; 7) финансирование программ научных исследований по селекции, семеноводству и сохранению плодородия почвы; 8) содействие во внедрении новых прогрессивных технологий производства и хранения зерна; 9) выделение фуражных ссуд отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям из государственных ресурсов фуражного зерна; 10) создание условий для эффективного обращения зерновых расписок; 11) принятие необходимых мер по своевременному обеспечению потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах; 12) разработка и реализация программ софинансирования по кредитованию сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере, предусмотренном республиканским и местными бюджетами; 13) подготовка кадров для агропромышленного комплекса в соответствии с государственным образовательным заказом; 14) принятие мер для создания в регионах конкурентной среды по оказанию сертификационных услуг производителям зерна; 15) разработка антидемпинговых мер в защиту производителей зерна; 16) принятие мер по возрождению отечественного сельскохозяйственного машиностроения. Глава 4. Государственные ресурсы зерна Статья 11. Виды государственных ресурсов зерна 1. Государственные ресурсы зерна состоят из: 1) государственного резерва продовольственного зерна; 2) государственных ресурсов фуражного зерна; 3) государственных ресурсов семенного зерна; 4) государственных реализационных ресурсов зерна. 2. Государственный резерв продовольственного зерна предназначен для обеспечения: 1) мобилизационных нужд Республики Казахстан; 2) продовольственной безопасности Республики Казахстан.
3. Государственные ресурсы фуражного зерна предназначены для обеспечения потребности животноводства и птицеводства в кормах в пределах заложенного объема.
4. Государственные ресурсы семенного зерна — запас семенного зерна, созданный и предназначенный для устойчивого обеспечения потребностей Республики Казахстан в семенном материале.
5. Государственные реализационные ресурсы зерна — запас зерна, созданный и предназначенный для регулирования внутреннего рынка зерна, обеспечения выполнения межгосударственных соглашений, пополнения и освежения государственного продовольственного резерва зерна, государственных ресурсов семенного и фуражного зерна.
6. Расходы по закупке и хранению государственных ресурсов зерна осуществляются за счет:
1) республиканского бюджета — для государственного продовольственного резерва зерна;
2) других источников, определенных Правительством Республики Казахстан, — для государственного фуражного, реализационного и семенного ресурсов зерна.
Статья 12. Управление государственными ресурсами зерна
1. Правила формирования, хранения, освежения и использования государственного резерва продовольственного зерна, государственных ресурсов фуражного и семенного зерна, а также правила формирования, хранения и реализации государственных реализационных ресурсов зерна, их структура и размер утверждаются Правительством Республики Казахстан.
2. Управление государственными ресурсами зерна в пределах компетенции, определенной Правительством Республики Казахстан и уполномоченным органом, осуществляется агентом на основе договора.
3. Учет операций, связанных с управлением агентом государственными ресурсами зерна, осуществляется им отдельно от учета результатов собственной финансово-хозяйственной деятельности.
Глава 5. Хлебоприемные предприятия
Статья 13. Назначение хлебоприемного предприятия
1. Хлебоприемные предприятия признаются товарным складом общего пользования. Договоры на хранение зерна (далее — договор), заключаемые ими, являются публичными договорами.
2. Услуги по хранению зерна осуществляются исключительно хлебоприемными предприятиями на основании лицензии.
Хлебоприемным предприятиям запрещается отчуждать основные средства, без которых существенно ухудшается или полностью становится невозможным осуществление деятельности хлебоприемного предприятия по хранению зерна в соответствии с квалификационными требованиями по данному виду деятельности.
Статья 14. Обязанности хлебоприемного предприятия
Хлебоприемное предприятие обязано:
1) соблюдать порядок хранения зерна, а также мероприятия, обеспечивающие их количественную и качественную сохранность согласно нормативному правовому акту, утвержденному в установленном порядке;
2) в необходимых случаях обеспечить в установленном порядке отбор проб зерна его владельцам;
3) по первому требованию держателя зерновой расписки в обмен на зерновую расписку отпустить в полном объеме хранящееся зерно в соответствии с условиями договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 31 и 40 настоящего Закона, а также отсутствия задолженности за хранение зерна, обеспеченного зерновой распиской.
Статья 15. Возмещение расходов хлебоприемного предприятия по хранению
зерна
1. Возмещение расходов хлебоприемного предприятия по хранению зерна осуществляется в соответствии с договором.
2. Хлебоприемное предприятие имеет право:
1) покрытия затрат по хранению деньгами либо путем удержания соответствующего количества хранимого зерна с согласия держателя зерновой расписки с последующей свободной его реализацией на зерновом рынке;
2) на возмещение предусмотренных договором или установленных законодательными актами расходов по иным операциям в интересах держателя зерновой расписки.
Статья 16. Хлебоприемные предприятия — участники фонда гарантирования
исполнения зерновых расписок
1. Хлебоприемные предприятия — участники фонда гарантирования исполнения зерновых расписок должны отвечать требованиям минимального уставного капитала и страховать (взаимно страховать) свое имущество и иные имущественные интересы в установленном законодательством порядке.
2. Погашение обязательств хлебоприемных предприятий — участников фонда гарантирования исполнения зерновых расписок, возникших вследствие неисполнения требований держателей зерновых расписок, выданных данными хлебоприемными предприятиями, производится фондом гарантирования исполнения зерновых расписок в размере не более восьмидесяти процентов от всей суммы задолженности, подлежащей выплате по выданным зерновым распискам.
3. Удовлетворение требований держателей зерновых расписок хлебоприемного предприятия — участника фонда гарантирования исполнения зерновых расписок, на котором в соответствии с настоящим Законом введено временное управление, производится фондом гарантирования исполнения зерновых расписок в первоочередном порядке.
4. Порядок образования фонда гарантирования исполнения зерновых расписок и размер минимального уставного капитала хлебоприемных предприятий — участников фонда гарантирования исполнения зерновых расписок, а также порядок погашения их обязательств по выданным зерновым распискам определяются Правительством Республики Казахстан.
Глава 6. Регулирование деятельности хлебоприемных предприятий
Статья 17. Способы регулирования деятельности хлебоприемных
предприятий
В целях обеспечения соответствия хлебоприемных предприятий квалификационным требованиям при лицензировании деятельности по хранению зерна, защиты интересов владельцев зерна уполномоченный орган осуществляет регулирование деятельности хлебоприемных предприятий посредством:
1) издания в установленном порядке обязательных к исполнению хлебоприемными предприятиями нормативных правовых актов;
2) инспектирования (проверок) деятельности хлебоприемных предприятий на предмет соответствия квалификационным требованиям;
3) наложения санкций на хлебоприемные предприятия, а также на их должностных лиц в соответствии с законодательством;
4) применения иных мер в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 18. Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги,
оказываемые хлебоприемными предприятиями, занимающими
доминирующее положение
Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги хлебоприемных предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, осуществляется регулирующим органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 19. Ограничение деятельности хлебоприемных предприятий
Хлебоприемным предприятиям, занимающим доминирующее положение на рынке, запрещается:
1) взимать за предоставляемые услуги плату, превышающую размер, установленный регулирующим органом, в соответствии со статьей 18 настоящего Закона;
2) навязывать условия доступа к оказываемым услугам или совершать иные действия, ведущие к дискриминации потребителей оказываемых услуг или получению доходов за счет взимания с потребителей платы, не учтенной в установленных тарифах.
Статья 20. Аудит хлебоприемного предприятия
1. Для проверки и подтверждения достоверности годовой финансовой отчетности хлебоприемного предприятия, а также текущего состояния его дел хлебоприемное предприятие проводит обязательные ежегодные аудиторские проверки.
2. Если орган управления предприятия уклоняется от проведения аудиторской проверки годовой финансовой отчетности хлебоприемного предприятия, а также текущего состояния его дел, проверка может быть назначена решением суда, принятым по заявлению любого заинтересованного лица.
3. Осуществление проверки деятельности органа управления хлебоприемного предприятия ревизионной комиссией (ревизором) не освобождает хлебоприемное предприятие от обязанности проведения аудита.
Статья 21. Учет и отчетность хлебоприемных предприятий
1. Перечень, формы и сроки ведения учета и представления отчетности по вопросам соблюдения квалификационных требований деятельности по хранению зерна хлебоприемными предприятиями устанавливаются уполномоченным органом по согласованию с государственными органами статистики в соответствии с законодательством.
2. Хлебоприемные предприятия обязаны представлять по письменному запросу уполномоченного органа информацию, связанную с их основной деятельностью.
Статья 22. Публикация основных показателей деятельности
хлебоприемного предприятия
Хлебоприемные предприятия публикуют в средствах массовой информации годовой баланс и отчет о прибылях и убытках по форме, установленной законодательством Республики Казахстан, в течение одного календарного месяца после наступления срока их сдачи налоговым органам.
Статья 23. Учет и хранение документов
1. Хлебоприемные предприятия обязаны обеспечивать строгий учет и хранение документов, отражающих произведенные ими операции с зерном.
2. Перечень документов, подлежащих хранению, и сроки их хранения устанавливаются законодательством.
Статья 24. Инспектирование (проверка) деятельности хлебоприемных
предприятий
1. Инспектирование деятельности хлебоприемных предприятий на предмет соответствия квалификационным требованиям производится уполномоченным органом самостоятельно либо с привлечением других государственных органов.
2. Хлебоприемные предприятия обязаны оказывать содействие инспектирующему органу по вопросам, указанным в задании уполномоченного органа на проверку, а также обеспечивать доступ ко всем источникам информации, необходимой для выполнения проверки.
3. Работникам уполномоченного органа запрещается разглашение либо передача третьим лицам сведений, полученных в ходе инспектирования деятельности хлебоприемного предприятия.
4. Лица, осуществляющие инспектирование, несут ответственность за разглашение сведений, полученных в ходе проверки деятельности хлебоприемного предприятия и составляющих коммерческую тайну.
Статья 25. Ответственность хлебоприемных предприятий
1. В случаях обнаружения нарушений нормативных правовых актов по вопросам регулирования рынка зерна, выявления неправомерных действий или бездействия должностных лиц хлебоприемных предприятий, которые могут угрожать интересам держателей зерновых расписок, выданных данным хлебоприемным предприятием, уполномоченный орган вправе применить к хлебоприемному предприятию один из следующих видов ответственности:
1) наложение и взыскание штрафа по основаниям, установленным законодательными актами Республики Казахстан;
2) приостановление или отзыв лицензии на проведение операций по хранению зерна по основаниям, установленным статьями 26 и 27 настоящего Закона;
3) введение временного управления хлебоприемным предприятием в случаях, установленных статьей 28 настоящего Закона.
2. В случае проведения деятельности по хранению зерна без соответствующей лицензии уполномоченного органа доходы от этих операций (деятельности) изымаются в соответствующий бюджет в установленном законодательством порядке.
3. Наложение и взыскание штрафов на хлебоприемные предприятия или их должностных лиц производятся судом по заявлению уполномоченного органа или заинтересованных лиц.
Статья 26. Основания приостановления лицензии
1. Приостановление лицензии хлебоприемного предприятия сроком до шести месяцев на проведение деятельности по хранению зерна производится за:
1) систематическое (два и более раза в течение шести календарных месяцев) ненадлежащее исполнение договорных обязательств по хранению и отгрузке зерна;
2) нарушение фитосанитарных норм, предусмотренных законодательством;
3) нарушение нормативных правовых актов либо невыполнение письменных предписаний уполномоченного органа, относящихся к квалификационным требованиям;
4) осуществление деятельности, ограниченной для хлебоприемных предприятий.
2. Лицензиат вправе обжаловать в судебном порядке решение о приостановлении действия лицензии. При решении суда о правомерности приостановления действия лицензии срок ее приостановления исчисляется с даты принятия такого решения лицензиаром.
3. После устранения причин, по которым лицензия была приостановлена, действие лицензии возобновляется.
Статья 27. Основания для отзыва лицензии
Лицензия может быть отозвана в судебном порядке в случаях:
1) нарушения лицензиатом квалификационных требований;
2) запрещения судом лицензиату заниматься тем видом деятельности, на осуществление которого он обладает лицензией;
3) неустранения причин, по которым лицензиар приостановил действие лицензии;
4) представления лицензиатом заведомо ложной информации при получении лицензии.
Статья 28. Временное управление хлебоприемным предприятием
1. Временное управление хлебоприемным предприятием представляет собой принудительное проведение комплекса административных, юридических, финансовых, организационно-технических и других мероприятий и процедур в отношении хлебоприемных предприятий в целях обеспечения их обязательств по зерновым распискам.
2. Хлебоприемное предприятие может быть подвергнуто временному управлению по решению уполномоченного органа, принимаемому самостоятельно, либо по обращению держателей зерновых расписок только по одному из следующих оснований:
1) невыполнение обязательств, вытекающих из зерновой расписки;
2) превышение количества зерна, обеспеченного зерновыми расписками, над фактическим количеством зерна, хранящимся на хлебоприемном предприятии, более чем на двадцать процентов при объеме хранимого зерна до пятидесяти тысяч тонн и десять процентов при объеме хранимого зерна более пятидесяти тысяч тонн.
3. Временное управление хлебоприемным предприятием осуществляется комиссией по временному управлению и временной администрацией.
4. Временное управление хлебоприемным предприятием осуществляется за счет средств хлебоприемного предприятия.
5. За ущерб, причиненный хлебоприемному предприятию незаконными действиями в период временного управления, члены комиссии по временному управлению, члены временной администрации несут ответственность, установленную законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 29. Введение временного управления хлебоприемным предприятием
1. Решение уполномоченного органа о введении временного управления хлебоприемным предприятием оформляется приказом и должно содержать следующее:
1) наименование хлебоприемного предприятия, его местонахождение и адрес;
2) основание для введения временного управления;
3) начало действия и срок временного управления;
4) перечень ограничений деятельности, налагаемых на хлебоприемное предприятие в целях исполнения обязательств по зерновым распискам;
5) персональный состав комиссии по временному управлению;
6) предписание руководящим работникам хлебоприемного предприятия, находящегося в режиме временного управления хлебоприемным предприятием, о подготовке отчета о своей работе и представлении данных документов временной администрации, и об обязательном уведомлении держателей зерновых расписок, выданных данным хлебоприемным предприятием, о введении временного управления.
2. Решение о введении временного управления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке. Обжалование указанного решения не приостанавливает действие решения о введении временного управления.
3. Решение уполномоченного органа о введении временного управления публикуется уполномоченным органом в течение трех рабочих дней за счет средств, указанных в пункте 4 статьи 28 настоящего Закона, не менее чем в двух газетах на государственном и русском языках.
Статья 30. Комиссия по временному управлению
1. Комиссия по временному управлению состоит из представителей уполномоченного органа, хлебоприемного предприятия, держателей зерновых расписок, выданных данным хлебоприемным предприятием.
2. До принятия решения о введении временного управления уполномоченный орган направляет хлебоприемному предприятию и всем держателям зерновых расписок, выданных данным хлебоприемным предприятием, предложение о представлении в 3-дневный срок кандидатур в состав комиссии по временному управлению.
В случае непредставления либо отказа в представлении кандидатур уполномоченный орган вправе самостоятельно сформировать комиссию по временному управлению.
3. В компетенцию комиссии по временному управлению входят:
1) назначение (увольнение) членов временной администрации;
2) утверждение отчета временной администрации о результатах деятельности;
3) контроль за деятельностью временной администрации.
4. Голоса представителей в комиссии по временному управлению при принятии решений распределяются в процентном соотношении следующим образом:
1) держатели зерновых расписок — пятьдесят процентов;
2) хлебоприемное предприятие — двадцать пять процентов;
3) уполномоченный орган — двадцать пять процентов.
5. Комиссия по временному управлению правомочна принимать решения при участии представителей, обладающих не менее двух третей от общего числа голосов.
Решения комиссии по временному управлению принимаются большинством голосов.
6. Иные вопросы формирования комиссии по временному управлению, организации ее деятельности определяются законодательством Республики Казахстан.
Статья 31. Временная администрация
1. Временная администрация назначается комиссией по временному управлению.
2. На период действия временного управления хлебоприемным предприятием:
1) все полномочия по управлению хлебоприемным предприятием переходят к временной администрации;
2) приостанавливаются права учредителей (акционеров) по управлению хлебоприемным предприятием;
3) приостанавливаются полномочия органов управления хлебоприемного предприятия и его руководящих работников;
4) все сделки, совершенные от имени и за счет хлебоприемного предприятия без ведома и письменного согласия временной администрации, признаются недействительными.
3. Временная администрация вправе:
1) в пределах компетенции, определенной настоящим Законом, самостоятельно принимать решения по всем вопросам деятельности хлебоприемного предприятия;
2) приостановить на период временного управления удовлетворение всех требований, возникающих из зерновых расписок, в размере до двадцати процентов количества зерна, указанного в них;
3) заключать договоры и подписывать документы, направленные на восстановление обязательств хлебоприемного предприятия, по выданным им зерновым распискам;
4) осуществлять представительство от имени и в интересах хлебоприемного предприятия, в том числе и в суде;
5) в случае участия хлебоприемного предприятия в фонде гарантирования исполнения зерновых расписок предъявлять требования в указанный фонд о погашении задолженности по обязательствам, вытекающим из зерновых расписок, выданных данным хлебоприемным предприятием в первоочередном порядке;
6) привлекать независимых экспертов для оценки производственных вопросов, связанных с хранением зерна;
7) издавать на период временного управления хлебоприемным предприятием приказы в пределах компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
4. Трудовые отношения членов временной администрации и работников хлебоприемных предприятий регулируются трудовым законодательством Республики Казахстан.
Статья 32. Контроль за деятельностью временной администрации
В течение срока временного управления хлебоприемным предприятием контроль за деятельностью временной администрации осуществляет комиссия по временному управлению, которая вправе:
1) давать рекомендации временной администрации об основных направлениях деятельности в период временного управления хлебоприемным предприятием;
2) требовать представления временной администрацией информации о ее деятельности и деятельности хлебоприемного предприятия в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) заслушивать и утверждать отчет временной администрации о проделанной работе;
4) продлевать срок временного управления при неустранении причин, по которым оно было введено;
5) вносить предложение уполномоченному органу о завершении временного управления.
Статья 33. Прекращение временного управления хлебоприемным
предприятием
1. Временное управление хлебоприемным предприятием прекращается по следующим основаниям:
1) истечении установленного решением уполномоченного органа срока временного управления;
2) принятии уполномоченным органом решения о досрочном завершении временного управления;
3) вступившему в законную силу решению суда.
2. Прекращение временного управления хлебоприемным предприятием (в том числе и досрочное) в связи с устранением причин, повлекших его введение, влечет за собой отмену всех ограничений в отношении данного хлебоприемного предприятия, установленных уполномоченным органом или временной администрацией.
3. В случае, если временное управление хлебоприемным предприятием не привело к восстановлению способности исполнять обязательства по зерновым распискам, уполномоченный орган в установленном законодательством порядке отзывает лицензию и может инициировать ликвидацию хлебоприемного предприятия.
Глава 7. Ликвидация хлебоприемных предприятий
Статья 34. Виды и основания ликвидации хлебоприемных предприятий
1. Хлебоприемное предприятие может быть ликвидировано:
1) по решению его учредителей (акционеров) — добровольная ликвидация в случае отсутствия кредиторской задолженности. При этом направляется уведомление в уполномоченный орган;
2) по решению суда в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан (принудительная ликвидация).
2. Прекращение деятельности хлебоприемных предприятий осуществляется в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан с учетом требований законодательства о банкротстве и настоящего Закона. Z970067_
Статья 35. Основания принудительной ликвидации хлебоприемных
предприятий
Ликвидация хлебоприемных предприятий производится судом в случаях:
1) банкротства;
2) осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законодательными актами, либо с неоднократным или грубым нарушением законодательства;
3) в других случаях, предусмотренных законодательными актами.
Статья 36. Признание хлебоприемного предприятия банкротом
1. Хлебоприемное предприятие может быть признано банкротом только по решению суда в установленном порядке. Внесудебная процедура ликвидации несостоятельного хлебоприемного предприятия по решению его кредиторов и самого хлебоприемного предприятия не допускается.
2. Возможность заключения мирового соглашения сторонами по делу о банкротстве хлебоприемного предприятия исключается.
Статья 37. Особенности реализации зернохранилища при ликвидации
Зернохранилище реализуется единым лотом с условием его использования приобретателем для целей хранения зерна в соответствии с квалификационными требованиями к данному виду деятельности.
Статья 38. Очередность удовлетворения требований кредиторов
хлебоприемного предприятия, ликвидируемого в
принудительном порядке
1. Требования кредиторов принудительно ликвидируемого хлебоприемного предприятия, в том числе в связи с его банкротством, удовлетворяются в порядке, установленном настоящей статьей.
2. Расходы, связанные с ликвидационным производством, в том числе по обеспечению деятельности ликвидационной комиссии хлебоприемного предприятия, а также расходы, вытекающие из необходимости обеспечения основных функций ликвидируемого хлебоприемного предприятия, производятся вне очереди и постоянно.
3. Требования кредиторов, признанные в установленном порядке, должны быть удовлетворены в следующей очередности:
1) в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое хлебоприемное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
2) во вторую очередь производятся расчеты по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору;
3) в третью очередь удовлетворяются требования держателей зерновых расписок, содержащих сведения о залоге;
4) в четвертую очередь удовлетворяются требования держателей зерновых расписок, не содержащих сведения о залоге;
5) в пятую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого хлебоприемного предприятия;
6) в шестую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет;
7) в седьмую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательными актами.
Глава 8. Зерновые расписки
Статья 39. Обращение зерновых расписок
1. Хлебоприемное предприятие при получении зерна на хранение обязано выдать владельцу зерновую расписку, которая подтверждает:
1) право собственности на зерно;
2) безусловное обязательство хлебоприемного предприятия выдать по первому требованию владельца зерна или в определенное время в будущем обозначенное в расписке зерно;
3) право залогодержателя на зерно в случае его передачи в залог.
2. Зерновая расписка состоит из двух частей, каждая из которых имеет свое наименование и в обязательном порядке содержит:
1) первая часть:
наименование, местонахождение и регистрационный номер налогоплательщика хлебоприемного предприятия, принявшего зерно на хранение;
текущий номер зерновой расписки по реестру хлебоприемного предприятия;
наименование владельца зерна, его полный юридический адрес, регистрационный номер налогоплательщика, документы, удостоверяющие личность физического лица;
вид зерна, его количественные и качественные характеристики;
срок, на который принято зерно на хранение, если таковой устанавливается;
дату выдачи;
подпись уполномоченного лица и печать хлебоприемного предприятия;
2) вторая часть зерновой расписки заполняется в случае передачи хранящегося зерна в залог и содержит:
наименование, местонахождение и регистрационный номер налогоплательщика, залогодержателя;
номер и дату составления договора залога;
срок, на который зерно является предметом залога;
сумму денежных обязательств, обеспеченных залогом.
3. Форма зерновой расписки устанавливается уполномоченным органом.
Статья 40. Права держателя зерновой расписки
1. Держатель зерновой расписки имеет право распоряжения хранящимся на хлебоприемном предприятии зерном в объеме, указанном в зерновой расписке.
2. Держатель зерновой расписки, содержащей сведения о залоге, вправе распоряжаться зерном без изъятия его с хлебоприемного предприятия до полного выполнения обязательств, предусмотренных договором залога.
3. Держатель зерновой расписки может осуществить передачу права собственности на зерно путем учинения передаточной надписи и вручения самой зерновой расписки, но без перемещения зерна.
4. Покупатель, получивший по передаточной надписи зерновую расписку, не содержащую сведений о залоге, становится собственником зерна, свободного от залога. Сведения об условиях залога (о сумме и сроке установления залогового права на товар) могут быть получены в реестре хлебоприемного предприятия, открытом для обозрения заинтересованных лиц.
5. В случае освобождения зерна от залога держатель зерновой расписки, содержащей сведения о залоге, обязан в течение трех календарных дней уведомить хлебоприемное предприятие.
6. Держатель зерновой расписки в случае неудовлетворения в срок его требования, обеспеченного залогом, вправе продать в установленном законодательными актами порядке заложенное ему по зерновой расписке зерно и покрыть свое требование преимущественно перед другими кредиторами залогодателя. При недостаточности вырученной суммы держатель зерновой расписки может взыскать недополученную часть со всех лиц, передавших права по зерновой расписке в соответствии с законодательством.
7. Держатель зерновой расписки с момента истечения срока исполнения обязательства, обеспеченного залогом, вправе осуществить продажу зерна, являющегося предметом залога, во внесудебном принудительном порядке, при этом отдав соответствующее поручение доверенному лицу о проведении открытого аукциона.
8. Доверенное лицо выполняет следующие процедуры:
1) составляет уведомление залогодателю о невыполнении обязательств, предусмотренных договором о залоге, и одновременно публикует объявление о торгах в местной печати;
2) при неудовлетворении требований, вытекающих из уведомления, торги проводятся не ранее 14-дневного срока с даты опубликования объявления о торгах в местной печати.
9. Вырученные на открытом аукционе денежные средства распределяются в следующем порядке:
1) на оплату хранения зерна на хлебоприемном предприятии согласно надписи на зерновой расписке;
2) на погашение просроченной суммы, указанной в зерновой расписке;
3) остальная сумма денег перечисляется держателю зерновой расписки.
10. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
11. Доступ к хранящемуся на хлебоприемном предприятии зерну можно получить только по предъявлении зерновой расписки на залоговое зерно исключительно в тех случаях, когда она просрочена. Во всех иных обстоятельствах доступ к хранящемуся на хлебоприемном предприятии зерну можно получить только предъявив зерновую расписку о праве собственности на зерно, так и на залоговое зерно.
12. Хлебоприемные предприятия при отгрузке зерна по зерновой расписке обязаны проверить наличие и подлинность подписей, документов, удостоверяющих личность держателей зерновой расписки.
Статья 41. Выдача зерна по зерновой расписке 1. Хлебоприемное предприятие выдает зерно держателю зерновой расписки в обмен на эту расписку. 2. Держатель зерновой расписки вправе требовать выдачи зерна по частям. При этом в обмен на первоначальные зерновые расписки ему выдаются новые зерновые расписки на количество зерна, оставшегося на хлебоприемном предприятии. Глава 9. Заключительные положения Статья 42. Порядок введения в действие настоящего Закона Настоящий Закон вводится в действие со дня официального опубликования. Президент Республики Казахстан (Специалисты: Склярова И.В., Цай Л.Г.)