Руководствуясь статьей 15 Закона Республики Казахстан
Z980272_
"О естественных монополиях" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об особом порядке формирования затрат, учитываемых при расчете цен (тарифов) на производство и предоставление услуг (товаров, работ) субъектами естественной монополии, одобренную постановлением коллегии от 14 августа 1998 года N 2/5.
2. Управлению регулирования естественных монополий (Попандопуло Е.Н.) обеспечить проведение государственной регистрации Настоящей инструкции в Министерстве юстиции Республики Казахстан в установленном порядке.
3. Отделу организационно-кадровой работы довести Настоящую инструкцию до территориальных комитетов.
4. После государственной регистрации Настоящей инструкции, ранее действовавший
V960220_
"Особый порядок формирования состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), производимой и реализуемой хозяйствующими субъектами - естественными монополистами и прибыли для расчетов цен и тарифов", зарегистрированный Министерством юстиции Республики Казахстан от 12 ноября 1996 года N 220, считать утратившим силу.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на и.о. заместителя председателя Пушкареву Е.А.
Председатель
1. Общие положения
1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с Законами Республики Казахстан
Z916000_
"О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности" и "О естественных монополиях".
2. Инструкция устанавливает особый порядок формирования затрат на производство и предоставление услуг (товаров, работ) субъектами естественной монополии (далее - Особый порядок), учитываемых при расчете цен (тарифов) на производство и предоставление услуг (товаров, работ) субъектами естественной монополии.
3. Особый порядок вводится с целью сдерживания необоснованного роста цен на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии, не имеющих конкурентной среды, посредством регулирования их расходов, включаемых в цены (тарифы).
4. Особый порядок применяется при формировании цен и тарифов на услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии независимо от форм собственности, которые включены в Государственный регистр субъектов естественной монополии Республики Казахстан.
5. Особый порядок применяется к субъектам естественной монополии, осуществляющих следующие виды деятельности:
передача и распределение электрической и тепловой энергии;
эксплуатация железнодорожных магистралей;
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа и газового конденсата по магистральным и распределительным трубопроводам;
услуги телекоммуникаций с использованием сети местных линий;
услуги водохозяйственной и канализационной систем;
услуги почтовой связи;
услуги аэронавигации, портов, аэропортов;
иные виды, установленные законодательными актами Республики Казахстан.
6. Утверждение цен на услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии осуществляется Комитетом Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, его территориальными органами (далее - Уполномоченный орган) в соответствии с установленным порядком.
7. Учетная политика субъекта естественной монополии подлежит согласованию с Уполномоченным и компетентным органами и должна соответствовать требованиям Особого порядка, бухгалтерского и налогового учетов.
2. Порядок регулирования затрат, включаемых
в цены (тарифы) на товары, работы, услуги
субъектов естественной монополии
8. При формировании цен и тарифов на услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии учитываются затраты, относящиеся к основному виду деятельности субъекта естественной монополии и соответствующие Стандартам бухгалтерского учета, утвержденным Департаментом методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан, с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Особым порядком.
9. Материальные затраты, включаемые в цены (тарифы), определяются исходя из норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии на выпуск единицы продукции (услуг), утвержденных или прошедших экспертную оценку в компетентном органе*.
Примечание.
Компетентный орган - отраслевое министерство или, в случае, когда субъект естественной монополии находится в коммунальной собственности, местные исполнительные органы.
10. В цены (тарифы) включаются затраты на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования, аудиторские, консалтинговые, маркетинговые услуги и ремонтные работы, проводимые подрядным способом, другие услуги производственного характера, осуществляемые сторонними организациями, определенные по результатам тендеров, проводимых в соответствии с установленным порядком.
11. В цены (тарифы) включаются затраты, связанные с нормативными техническими потерями.
Нормы технических потерь, затраты на которые учитываются в ценах (тарифах), утверждаются компетентным органом.
12. Средства на техническое перевооружение, ремонтно-восстановительные работы и поддержание основных производственных фондов в рабочем состоянии включаются в цены (тарифы) при наличии документального технического подтверждения о необходимости проведения этих мероприятий. Уполномоченный орган вправе привлечь для проведения экспертизы представленных субъектом естественной монополии технических обоснований Компетентный орган или независимого эксперта.
Сноска. Пункт 12 - с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Агентства РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 17 мая 1999 года N 28-ОД
V990786_
.
13. Система оплаты труда, категории работников, относящиеся к административному персоналу, а также нормативы численности производственного персонала определяются в порядке, установленном компетентным органом по согласованию с Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
При определении расходов на оплату труда в расчет принимается фактическая численность, но не превышающая нормативную.
Нормативная численность персонала устанавливается для субъекта естественной монополии ежегодно на основе типовых нормативов, разработанных компетентным органом и согласованных с Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
Типовые нормативы численности персонала субъектов естественной монополии пересматриваются не реже одного раза в пять лет с учетом изменения организационно-технических условий, специфики и структуры производства.
Расходы на оплату труда производственного персонала, включаемые в цены (тарифы), исчисляются исходя из расходов на оплату труда, принятого в действовавших тарифах, с учетом индекса инфляции за период, предшествующий изменению цен (тарифов), по данным, опубликованным Национальным статистическим Агентством Республики Казахстан.
Уполномоченный орган вправе принять решение об изменении или отказе в повышении расходов на оплату труда производственного персонала, включаемого в цены (тарифы), на основе сравнительного анализа затрат на оплату труда субъектов естественной монополии, занимающихся тем же или аналогичным видом деятельности.
14. Расходы на оплату труда, размеры должностных окладов руководителей, их заместителей, главных (старших) бухгалтеров государственных предприятий сферы естественной монополии, а также система их премирования и иного вознаграждения, устанавливаются органами государственного управления в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О государственном предприятии", Настоящей инструкцией и в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
15. В цены (тарифы) включаются суммы износа основных средств и амортизации нематериальных актив (в дальнейшем - амортизация) рассчитанных, как правило, по методу равномерного начисления на срок эксплуатации. Другие методы начисления (производственный и ускоренный) могут применяться только по согласованию с компетентным и Уполномоченным органами.
Производственный метод начисления амортизации производится пропорционально объему выполненных работ, услуг, в случаях, когда деятельность субъекта естественной монополии подлежит сворачиванию, активы - консервации, а также при нецелесообразности восстановления производственных мощностей субъекта естественной монополии.
Включение в тарифы амортизационных отчислений, рассчитанных по ускоренному методу начисления, допускается только по отдельным видам быстроустаревающих основных средств, а также при необходимости более быстрого перевооружения и внедрения в производство научно-технических достижений. При этом обязательно наличие утвержденной компетентным органом с участием Уполномоченного органа инвестиционной программы субъекта естественной монополии.
Уполномоченный орган вправе потребовать у компетентного органа проведения экспертизы заявленных субъектом естественной монополии сроков эксплуатации основных средств или привлечь для этого другого независимого эксперта.
Переоценка основных средств субъектов естественной монополии производится по согласованию с компетентным и Уполномоченным органами. При согласовании представляются расчеты влияния производимой переоценки на изменение тарифа через амортизационные отчисления и платежи в бюджет.
Увеличение амортизационных отчислений, включаемых в цены (тарифы) после переоценки, может производиться по решению Уполномоченного органа поэтапно.
Сноска. Пункт 15 - с изменениями, внесенными приказом Агентства РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 17 мая 1999 года N 28-ОД
V990786_
.
16. В цены (тарифы) включаются проценты за кредиты банков, привлекаемые на тендерной основе.
При этом проценты за долгосрочные кредиты банка учитываются в пределах инвестиционной программы субъекта естественной монополии, утвержденной в соответствии с разделом 4 настоящего Особого порядка.
17. В цены (тарифы) включаются затраты на обязательные виды страхования в пределах норм, установленных законодательством.
18. Расходы административного назначения включаются в цены (тарифы), как правило, в пределах расходов, принятых в действовавших тарифах, с учетом индекса инфляции за период, предшествующий изменению цен (тарифов).
Уполномоченный орган вправе принять решение об изменении сумм расходов административного назначения, включаемых в цену (тариф), в результате сравнительного анализа соответствующих статей затрат субъектов естественной монополии, занимающихся тем же или аналогичным видом деятельности, либо при значительном падении объемов реализации товаров, работ, услуг и снижении эффективности деятельности субъектов естественной монополии.
Увеличение расходов административного назначения сверх индексов инфляции, а также включение в них расходов по созданию и совершенствованию систем и средств административного управления допускается только с согласия Уполномоченного органа после представления расчета экономической эффективности от вложения средств на указанные цели.
19. Представительские расходы, расходы на дорогостоящие виды связи, периодическую печать, содержание служебного автотранспорта, информационные, консультационные и маркетинговые услуги включаются в цены (тарифы) в пределах лимитов, установленных самим субъектом естественной монополии по согласованию с Уполномоченным органом.
20. При формировании и изменении цен (тарифов) субъектов естественной монополии не учитываются следующие расходы:
сверхнормативные технические и коммерческие потери, порча и недостачи товарно-материальных ценностей и запасы на складах, другие непроизводительные расходы и потери;
платежи за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;
судебные издержки;
безнадежные долги;
штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров;
штрафы и пени за сокрытие (занижение) дохода;
убытки от хищений;
потери от брака;
расходы по содержанию обслуживающих производств и хозяйств (бесплатное предоставление помещений, оплата стоимости коммунальных услуг организациям общественного питания и т.д.);
расходы на содержание объектов здравоохранения, детских дошкольных учреждений, учебных заведений, профессионально-технических училищ, кроме технологически необходимых, согласованных с компетентным органом;
расходы на содержание оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, жилого фонда;
расходы на проведение культурно-просветительных, оздоровительных и спортивных мероприятий (проведение вечеров отдыха, спектаклей, концертов, лекций, диспутов, встреч с деятелями науки и искусства, соревнований и т.п.);
расходы на погашение ссуд (включая беспроцентные), выданных работникам предприятий на улучшение жилищных условий, приобретение садовых домиков и обзаведение домашним хозяйством;
расходы по благоустройству садовых товариществ (строительство дорог, энерго- и водоснабжение, осуществление других расходов общего характера), по строительству гаражей;
расходы на выполнение работ по благоустройству города, оказанию помощи сельскому хозяйству и другие подобного рода работы;
оплата путевок работникам и их детям на лечение, отдых, экскурсии за счет средств предприятия, кроме затрат, связанных с реабилитационным лечением профзаболеваний;
расходы по оплате услуг поликлиник по договорам, заключенным с органами здравоохранения на предоставление своим работникам медицинской помощи, кроме государственного фонда медицинского страхования;
страховые платежи (взносы, уплачиваемые предприятиями по договорам личного и имущественного страхования, заключенных предприятиями в пользу своих работников);
оплата дополнительно предоставленных (сверх предусмотренного законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей, оплата проезда членов семьи работника к месту использования отпуска и обратно;
оказание всех видов спонсорской помощи;
льготы работникам предприятия (предоставление питания работникам бесплатно или по сниженным ценам, оплата абонементов в группы здоровья, занятий в секциях, клубах, протезирование и т.п.), кроме предусмотренных законодательством;
расходы на приобретение подарков на юбилейные даты или выдаваемые в виде поощрения работникам (включая автомашины, квартиры, предметы длительного пользования и др., товары, а также увеличение процентных ставок лицевых счетов работников);
оплата жилья, квартирной платы, мест в общежитиях;
компенсация стоимости питания детям, находящимся в дошкольных учреждениях, санаториях и оздоровительных лагерях;
отчисления профсоюзам на цели, определенные коллективным договором;
другие виды расходов, непосредственно не относящиеся к производству и приводящие к росту тарифов.
3. Ограничения прибыли, включаемой в цены (тарифы)
субъектов естественной монополии
21. Прибыль включается в цены (тарифы) субъектов естественной монополии по ставке на задействованные активы (основные средства и чистый оборотный капитал), устанавливаемой решением Уполномоченного органа.
Чистый оборотный капитал субъекта естественной монополии определяется как:
денежные средства плюс товарно-материальные ценности и запасы минус текущие обязательства, где денежные средства включают в себя следующие статьи:
1) краткосрочные финансовые инвестиции;
2) денежные переводы в пути;
3) денежные средства на специальных счетах в банках;
4) денежные средства в аккредитивах;
5) наличность на валютном счете;
6) наличность в кассе;
7) дебиторская задолженность;
товарно-материальные запасы:
1) материалы;
2) незавершенное производство;
3) товары;
текущие обязательства:
1) краткосрочные кредиты;
2) задолженности по налогам;
3) начисленные расходы;
4) кредиторская задолженность.
Сноска. Пункт 21 - с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Агентства РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 17 мая 1999 года N 28-ОД
V990786_
.
4. Инвестиции субъектов естественной монополии
22. Инвестиционные программы субъектов естественной монополии утверждаются компетентным органом по согласованию с Уполномоченным органом.
23. Инвестиции могут осуществляться субъектами естественной монополии за счет собственных или заемных средств.
Источниками собственных средств предприятия являются чистый доход (прибыль) и амортизационные отчисления.
Возврат заемных средств должен осуществляться за счет чистого дохода и (или) амортизационных отчислений.
5. Ответственность за нарушение Особого порядка
24. Субъекты естественной монополии, допустившие нарушение Особого порядка, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.