В целях приведения Временного положения о капитане морского и речного (устьевого) торгового порта в соответствие с международными нормами и правилами, приказываю:
1. Утвердить Временное положение о капитане морского и речного (устьевого) торгового порта (прилагается).
2. Считать утратившим силу Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 30.06.97г. N 500.
Министр
Временное положение о капитане морского и речного
(устьевого) торгового порта
1. Капитан морского и речного (устьевого) торгового порта - особое должностное лицо в структуре руководства порта, на которое персонально возлагаются полномочия и функции государственного надзора за соблюдением законов, правил и Международных договоров Республики Казахстан по торговому мореплаванию и обеспечением безопасности плавания и порядка в порту.
2. Капитан порта возглавляет Инспекцию государственного надзора порта (ИГНП), которая является структурным подразделением порта и находится на его полном хозяйственном обеспечении.
Инспекция государственного надзора порта включает в себя: отдел инспекции, лоцманскую службу, службу управления движением судов (СУДС), дипломно-паспортное бюро.
Капитан порта и работники ИГНП в части вопросов, относящихся к надзору за безопасностью мореплавания, дипломированию лиц командного и рядового состава морских судов, расследования аварий морских и речных судов руководствуются указаниями Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
3. Штатное расписание, формы, системы и размеры заработной платы работников ИГНП устанавливаются руководителем порта в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
Численность специалистов ИГНП должна обеспечивать выполнение круглосуточного надзора за безопасностью плавания и порядком на акватории порта.
4. Распоряжение капитана морского торгового и речного (устьевого) порта по вопросам надзора за обеспечением безопасности мореплавания обязательны для всех предприятий, организаций, юридических и физических лиц независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности и форм собственности. Эти распоряжения капитана порта, а также его решения по вопросам дипломирования лиц командного, рядового состава морских судов могут быть отменены только начальником Управления водного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан или Главным инспектором безопасности судоходства и мореплавания.
5. Капитаны морских и речных (устьевых) торговых портов назначаются и освобождаются от занимаемой должности приказом начальника порта по согласованию с Главной инспекцией безопасности судоходства и мореплавания Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
6. На должность капитана морского и речного (устьевого) торгового порта назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование, звание не ниже капитана малого плавания и стаж работы в должности капитана судна не менее трех лет.
На должность заместителя капитана порта назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование и звание не ниже капитана малого плавания.
7. На должность начальника смены, старшего капитана и капитана отдела инспекции назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование и звание не ниже капитана малого плавания.
На должность старшего инспектора и инспектора отдела инспекции назначаются лица, имеющие среднее специальное образование и звание штурмана малого плавания.
8. Работники Инспекции государственного надзора порта должны соблюдать правила ношения форменной одежды.
9. На капитана порта не могут возлагаться иные обязанности, кроме определенных настоящим Положением.
10. Наложение дисциплинарных взысканий на капитана порта, лишение его премии или снижение их размера может производиться только с согласия Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
11. Капитан порта по своему служебному положению является первым заместителем руководителя порта и должен иметь гербовую печать, а также вымпел.
12. Работники ИГНП, непосредственно осуществляющие функции надзора и контроля за безопасностью мореплавания, имеют штамп с указанием должности.
При исполнении служебных обязанностей капитан порта и работники ИГНП обеспечиваются руководством порта транспортом.
13. Продлить действие Временного положения о капитане морского и речного (устьевого) торгового порта до 2001 года.
2. Обязанности и права капитана морского
и речного (устьевого) торгового порта
14. На капитана порта возлагается осуществление следующих функций:
1) надзор за соблюдением действующих законов, Международных морских конвенций и Международных договоров по торговому мореплаванию, постановлений, распоряжений, правил, касающихся безопасности мореплавания, принятия мер к предупреждению и пресечению их нарушений;
2) круглосуточный надзор за безопасностью плавания и соблюдением порядка на акватории порта;
3) проверка готовности судна к выходу в море и выдача разрешения на отход в мореходном состоянии в соответствии с Инструкцией о выпуске судов в море капитанами морских и речных (устьевых) торговых портов;
4) оформление прихода судов в порт и выхода их из порта;
5) проверка судовых документов, а также дипломов, квалификационных свидетельств, подтверждений дипломов и льготных разрешений на звания лиц командного и рядового состава судов;
6) внесение судов в Государственный судовой реестр, регистрация в судовой книге и выдача судовых документов;
7) выдача дипломов, квалификационных свидетельств на звания лиц командного состава судов, свидетельств, подтверждений дипломов и льготных разрешений;
8) выдача (продление) в установленном порядке, а также прописка по судну согласно судовой роли паспортов моряка;
9) расследование аварий в соответствии с Положением о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами;
10) руководство и организация работы лоцманской службы;
11) регулирование движения судов в пределах акватории порта, на подходных каналах и фарватерах, оперативное руководство СУДС, входящих в состав ИГНП;
12) оперативное руководство ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах акватории;
13) контроль за поддержанием надлежащих глубин, исправным действием средств навигационного ограждения на акватории порта, на подходных каналах и фарватерах;
14) контроль за выполнением судами правил по предотвращению загрязнения моря и за очисткой акватории порта от засоренности нефтепродуктами, а также плавающими и затонувшими предметами, мешающими судоходству;
15) контроль за загрузкой судна в соответствии с правилами погрузки и перевозки грузов;
16) контроль за техническим состоянием причалов, швартовых и отбойных устройств; проверка готовности причалов к швартовке судов;
17) организация операций по оказанию помощи терпящим бедствие людям и судам в пределах акватории порта и на подходах к нему;
18) проведение мероприятий по обеспечению безопасности судов при получении предупреждений об опасных гидрометеорологических явлениях;
19) организация сигнальной службы в порту;
20) получение и обеспечение судов всей навигационной и гидрометеорологической информацией;
21) председательствование в специальных квалификационных комиссиях в соответствии с правилами выдачи дипломов и квалификационных свидетельств;
22) выдача разрешений на производство водолазных работ и на подъем затонувшего в море имущества, а также на производство в пределах территории и акватории порта строительных и иных работ;
23) выдача свидетельств об обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью;
24) разработка и внесение изменений и дополнений в Обязательные постановления по порту;
25) участие в рассмотрении проектов и планов перспективного развития средств навигационного оборудования портов, строительства СУДС, гидротехнических сооружений и приемки их в эксплуатацию;
26) контроль за выполнением Планов организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности мореплавания в портах;
27) обобщение недостатков, вскрываемых на проверенных судах и направление их в адрес судовладельцев.
15. Капитан морского и речного (устьевого) порта имеет право:
1) отказать в выдаче разрешения на выход судна из порта в случаях:
- непригодности судна к плаванию, нарушения требований о его загрузке, снабжении, комплектовании экипажа и при наличии других недостатков судна, создающих угрозу безопасности плавания или здоровью людей, а также в случаях нарушения требований относительно судовых документов;
- неуплаты установленных сборов и штрафов.
Расходы, связанные с осуществлением капитаном порта прав, предусмотренных настоящим подпунктом (по осмотру, освидетельствованию и т.п.), возлагаются на судовладельца;
2) требовать от капитанов судов, стоящих в порту, от всех организаций, учреждений и предприятий, расположенных в пределах порта, независимо от ведомственной принадлежности, а также от отдельных лиц, находящихся в порту, предоставления имеющихся у них плавучих и других средств для спасения терпящих бедствие людей и судов. Эти требования капитана порта подлежат безоговорочному и немедленному выполнению;
3) инспектировать все суда, находящиеся в порту, с целью установления их мореходного состояния;
4) возбуждать ходатайства о привлечении к ответственности лиц, нарушивших законы, Международные морские конвенции, постановления, правила, касающиеся безопасности мореплавания;
5) налагать в установленном порядке административные штрафы;
6) производить в установленном порядке проколы контрольных талонов к дипломам и квалификационным свидетельствам лиц командного состава судов Республики Казахстан;
7) утверждать должностные инструкции работников ИГНП;
8) налагать на работников ИГНП дисциплинарные взыскания и принимать в отношении них меры поощрения в установленном порядке;
9) представительствовать в государственных и иных органах по вопросам, входящим в его компетенцию.
16. Капитан порта и его заместители могут выходить в рейс в составе экипажей судов для поддержания профессиональных навыков в должностях в соответствии с дипломами на морские звания.
17. Капитан порта несет ответственность за осуществление Инспекцией государственного надзора порта возложенных на нее задач, правильный подбор и расстановку работников, своевременное и квалифицированное выполнение порученных заданий, за порядок и дисциплину в ИГНП.